Индекс эффективности 85 регионов РФ по здравоохранению

РезюмеВысшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) разработала и составила рейтинг эффективности систем здравоохранения 85 регионов РФ за 2015 г. Этот рейтинг показал, что большинство из них могут добиться более высоких значений ожидаемой продолжительности жизни при имеющихся финансовых, кадровых и материально-технических ресурсах. Все дело в эффективности управления.

Ключевые слова:рейтинг (индекс) эффективности систем здравоохранения, регионы РФ, ожидаемая продолжительность жизни при рождении

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. № 1. С. 23-28.

О методике построения рейтинга

Индекс эффективности систем здравоох­ранения регионов РФ, который разработала аналитическая лаборатория ВШОУЗ, основан на международной практике проведения подоб­ных расчетов. Эффективность означает возмож­ность добиться лучших результатов за меньшие средства. Рейтинг, или индекс эффективности, рассчитывается на основании 4 показателей, и каждый из них имеет свой удельный вес при подсчете баллов (рис. 1).

Для составления рейтинга использовали наиболее актуальные данные Росстата по всем показателям за 2015 г. (с поправкой - делени­ем на коэффициент удорожания, чтобы расходы были сопоставимыми) и данные казначейства. Первый и главный показатель - ожидаемая про­должительность жизни при рождении (ОПЖ).

По нему судят, каково здоровье населения и, со­ответственно, как работает система здравоохра­нения. Тот регион, который из всех 85 субъектов РФ имеет самое большое значение ОПЖ, полу­чает 50 баллов, самое низкое ОПЖ - 0 баллов. Самое высокое ОПЖ - в Республике Ингушетия -80,1 года, соответственно, по этому показателю регион набирает 50 баллов.

Далее, анализируют 3 показателя, влияющие на здоровье населения: валовой региональный продукт (ВРП), подушевые государственные рас­ходы на здравоохранение и уровень потребле­ния крепких алкогольных напитков в расчете на душу населения. ВРП на душу населения отража­ет уровень экономического развития субъекта РФ, от его значения косвенно зависят региональ­ные расходы на здравоохранение и возможность населения платить за медицинские услуги из своего кармана. Подушевые государственные расходы на здравоохранение определяют объемы бесплатной медицинской помощи. Этот по­казатель рассчитывается без учета коэффициен­та дифференциации, чтобы регионы можно было сравнить между собой. Субъекты РФ, имеющие самые высокие значения ВРП и расходов на здравоохранение, получают самый низкий балл. И, наоборот, те, кто небогат и меньше всех по­тратил на медицинскую помощь, получают самый высокий балл. Например, самое высокие значе­ния ВРП на душу населения в Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, в городах - Москва и Санкт-Петербург, Республике Татарстан, Тюменской области. Эти регионы получают самые низкие баллы по это­му показателю. В этих же регионах сложились одни из самых высоких государственных расхо­дов на здравоохранение (выше, чем в среднем по РФ, где они составляют 16,2 тыс. руб. на душу населения). Соответственно и по этому показа­телю названные регионы получают невысокие баллы.

Показатель потребления алкоголя на душу населения введен, чтобы нивелировать вли­яние этого отрицательного фактора на ОПЖ, т.е. очистить влияние системы здравоохра­нения на ОПЖ от других факторов. Например, известно, чем меньше уровень потребления алкоголя, тем дольше живут граждане, одна­ко от деятельности системы здравоохранения этот показатель зависит мало. Соответственно, те регионы, где здоровье населения не отяго­щено высоким потреблением спиртных напит­ков, получают самый низкий балл. Например, меньше всего потребляют алкоголь на душу в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, соответственно, эти регионы получают самый низкий балл. А больше всего потребле­ние крепких алкогольных напитков отмечается в Дальневосточном и Уральском федеральных округах, соответственно, регионы этих округов набирают большие баллы.

Другими словами, на первых местах по эффек­тивности здравоохранения оказываются те субъ­екты РФ, которые смогли добиться самых высоких показателей ОПЖ при самом низком уровне госу­дарственного финансирования здравоохранения и ВРП, а также имеющие отягощающий фактор в виде высокого потребления алкоголя.

Стоит отметить, что устоявшееся мнение о том, что от деятельности системы здравоохра­нения здоровье населения зависит мало, - это миф. Доказано, что в системах здравоохранения, где расходы на здравоохранение на душу на­селения меньше 2000 долларов, оцененных по паритету покупательной способности (ППС), есть прямая связь между государственным финанси­рованием здравоохранения и здоровьем населения (Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Краткая версия 2-го изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.). Для справки: сегодня в России госрас­ходы на здравоохранение составляют около 850 долларов ППС на душу (По предварительным данным Казначейства РФ (итоги расходов на 01.01.2017): http://xn--80aaglioc0an2al0d.xn--p1ai/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/, государственные расходы на здравоохранение (консо­лидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) составили 3124,4 млрд руб. Соответственно, на душу населения расходы составили 21,3 тыс. руб., т.е. 850 $ППС (данные по курсу ППС пред­ставлены согласно базе данных Росстата, ЕМИСС: в 2016 г. 1 $ППС = 25,1 руб.).).

Кто вышел в лучшие

В первую десятку рейтинга входит боль­шинство регионов Северо-Кавказского феде­рального округа (СКФО): республики Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия, а также Ставропольский край. 3 региона из При­волжского федерального округа (ПФО) - Киров­ская и Пензенская области, Чувашская Респу­блика. Из Южного федерального округа (ЮФО) в десятку вошли Республика Адыгея и Ростов­ская область. Из Центрального федерального округа (ЦФО) попала только Рязанская область (рис. 2). На первом месте - Республика Даге­стан, в ней граждане живут до 76,4 года, почти как в "новых-8" странах ЕС - Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Латвии и Литве (77,6 года в 2014 г.). При этом на здра­воохранение в Дагестане тратится почти на 20% меньше, чем по РФ в среднем, и в 2,5 раза мень­ше, чем в названных странах ЕС.

Правда, в СКФО и ЮФО теплый климат, и граждане ведут более здоровый образ жизни, в том числе меньше потребляют горячительные напитки. С природно-климатическими услови­ями гражданам, конечно, повезло, но за низкие значения показателей потребления алкоголя они получили вычет из суммарного балла в рей­тинге.

Интересно другое, как в десятку лучших по­пали субъекты, расположенные в центральной части России - Кировская область, Чувашская Республика, Рязанская область. Как удалось, например, Рязанской области достигнуть ОПЖ в 71,5 года, что выше, чем в среднем по РФ (71,4), когда на здравоохранение в этой области тра­тится на 13% меньше, чем в среднем по стране. Или, например, Белгородская область - она на 17-м месте в рейтинге: в этом субъекте ОПЖ на 1,2 года выше, чем в среднем по стране (72,6 года), хотя на здравоохранение они тратят почти на 7% меньше.

В каких регионах есть резервы для повышения эффективности здравоохранения

Удивительно, но существенные резервы эф­фективности здравоохранения есть в таких обеспеченных регионах, как г. Москва (23-е место), Республика Татарстан (24-е место), г. Санкт-Петербург (34-е место), Московская область (36-е место), Самарская область (42-е место), Тюменская область (63-е место), Республика Башкортостан (66-е место), Красноярский край (71-е место), Пермский край (78-е место). В этот список попали те регионы, которые по уровню финансирования здравоохранения и экономи­ческому положению точно могли бы добиться лучших результатов в значении ОПЖ.

Замыкают список 10 самых низких по эф­фективности здравоохранения регионов - Рес­публика Коми, Оренбургская область, Пермский край, Республика Хакасия, Камчатский край, Ир­кутская область, Еврейская автономная, Мага­данская и Сахалинская области, а также Чукот­ский автономный округ (рис. 2).

Следует отметить, что некоторые регионы по сравнению с 2013 г. существенно ухудшили свои позиции в рейтинге. Так, Москва опусти­лась в рейтинге с 20-го на 23-е место, и это на фоне увеличения государственных расходов на 6%. Саратовская область с 12-го места по­пала на 20-е, Ульяновская область - с 23-го на 47-е место, Челябинская область - с 40-го на 56-е место, Смоленская область сильно ухуд­шила позиции и попала с 49-е на 73-е место. В основном эти изменения связаны с тем, что увеличение государственного финансирования здравоохранения, произошедшее за этот период, не привело к росту ОПЖ в названных регионах. Значит, что-то пошло не так - как в регионах, так и в целом по стране.

Где находится Россия по эффективности здравоохранения среди других стран мира

Эффективность здравоохранения стран мира ежегодно рассчитывается агентством Bloоmberg. Как известно, по методике Bloоmberg, в 2014 г. Россия среди 55 стран мира, достигших ОПЖ более 70 лет и имеющих валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения более 5 тыс. долларов США, оказалась на последнем месте. Нас обогнали бывшие страны постсоветского пространства Казахстан, Белоруссия, а также "новые" страны ЕС, близкие к РФ по уровню эко­номического развития (т.е. по уровню ВВП на душу населения). Среди них - Венгрия, Польша, Словакия, Чехия (Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Чабан Е.А. Чему нас учит рейтинг эффективности систем здравоохранения регионов РФ// ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2016. № 1. С. 53-67.).

В чем дело

Рейтинг эффективности здравоохранения регионов РФ - это, конечно, макросрез в анализе деятельности отрасли. Дальше мы разделим регионы на группы, близкие по климатогеографическим условиям и плотности проживания населения. Затем нужно искать причины, поче­му одни регионы за самые скромные средства, потраченные на здравоохранение, смогли до­биться более высоких значений продолжитель­ности жизни граждан, а другие - нет. Даже при больших расходах на здравоохранение и при бо­лее высоком уровне экономического развития. В чем кроются причины низкой эффективности здравоохранения в регионах?

Первая причина - это неверно выстроенные приоритеты в расходах. Например, дефицитные средства здравоохранения можно потратить на стройки и оказание дорогостоящих видов меди­цинской помощи, например, ЭКО, или же напра­вить на бесплатные лекарства для большинства населения. Ведь с 2013 по 2015 г. в большинстве регионов государственные расходы на здравоохранение не только не выросли, но и сократились в реальных ценах. А в такой ситуации, если по какой-то статье расходов прибыло, значит, где-то убыло. И надо следить, чтобы расходы шли только по приоритетным статьям, которые будут способствовать улучшению здоровья большин­ства населения. Для РФ важнейшими приорите­тами должны стать улучшение здоровье детей и подростков, среди которых первичная заболева­емость по сравнению с советским временем воз­росла в разы (в 1,6 и 2,4 раза соответственно). Также приоритетны расходы на снижение смерт­ности российских мужчин, которые живут почти на 8 лет меньше, чем мужчины в "новых" странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического раз­вития.

Вторая причина низкой эффективности здравоохранения в регионах - это дефицит вра­чей, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене. Не попадешь к врачу вовремя, значит, есть риски ухудшения здоровья.

Третья причина - неудовлетворительное ка­чество медицинской помощи. А его избыточными и неэффективными контрольными проверками не улучшить. Для этого нужны системные меры по подготовке и повышению квалификации вра­чей, а также внедрение стандартов безопасности пациентов в лечебных учреждениях. И наконец, чтобы система здравоохранения была эффек­тивной, нужны грамотные управленцы, владею­щие современными методами управления лечеб­ными учреждениями. Хотим подчеркнуть: для того чтобы эффективно управлять, недостаточно быть хорошим врачом, управление - это другой вид профессиональной деятельности.

Чему нас учит рейтинг эффективности здравоохранения регионов РФ

При имеющихся ресурсах продолжитель­ность жизни российских граждан можно увеличить с нынешних 71,4 года как минимум на 1 год в краткосрочной перспективе. Но при одном условии - эффективном управле­нии этими ресурсами. Правда, если мы пла­нируем достичь ОПЖ, равной 74 года, как говорится в майском указе Президента РФ, потребуется увеличить государственное фи­нансирование здравоохранения. Но еще раз подчеркнем, даже если будут дополнительные средства, чтобы они пошли впрок здоровью населения страны, необходимо эффективное управление (Улумбекова Г.Э. Государственные расходы на здравоохранение в 2017 г., или Что надо делать отрасли в ситу­ации ограниченных финансовых ресурсов // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2016. № 3-4. С. 8-17.).

Более подробно о том, что надо делать в здраво­охранении регионов, чтобы подняться в рейтинге, мы поговорим на V международной конфе­ренции "Оргздрав-2017. Эффективное управ­ление медицинской организацией", которую ВШОУЗ проводит в Москве 18-19 мая 2017 г.