Обсуждение проекта Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018. № 1. С. 36-38.

DOI: 10.24411/2411-8621-2018-00007


Президент РФ, лидер Общероссийского научного фронта В.В. Путин в Посла­нии Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. обозначил цель для системы охраны здо­ровья населения - достижение ожидаемой про­должительности жизни (ОПЖ), равной 80 лет к 2030 г. При этом он указал, что опережающи­ми темпами должна расти продолжительность именно здоровой, активной, полноценной жизни, для чего необходимы профилактика, раннее выявление заболеваний и воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

В направлении формирования у насе­ления РФ здорового образа жизни (далее -ЗОЖ) благодаря инициативам Президента РФ и Правительства РФ за последние годы достиг­нуты определенные успехи. Реализация анти­алкогольной концепции (утверждена Распо­ряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р) позволила с 2010 по 2016 г. снизить распространенность потребления алкоголя почти на 30% (с 14,3 до 10,5 л чистого спирта на душу). Принятие антитабачного законода­тельства (Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ) привело к сокращению доли куря­щих среди взрослых с 2012 по 2016 г. на 16% (с 38 до 32%). Принятие норм ГТО, строительство спортивных объектов начиная с 2006 г. привели к тому, что доля занимающихся спортом превы­сила 30% (выступление В.В. Путина, октябрь 2016 г.). В направлении раннего выявления за­болеваний Минздравом России с 2013 г. начата программа диспансеризации населения, кото­рая позволила выявить ранее не зарегистриро­ванные случаи заболеваний.

Однако проблема ЗОЖ, раннего выявления и предотвращения развития заболеваний оста­ется актуальной для РФ. Так, сегодня доля ку­рящих в РФ составляет 32%, что в 2 раза выше, чем в странах ЕС в среднем, и в 3 раза выше, чем в США. Потребление алкоголя среди насе­ления старше 15 лет в РФ в 2 раза выше, чем в странах ЕС (соответственно 12,4 и 6,6 л чисто­го спирта на душу населения). Ключевой пока­затель здоровья населения - ОПЖ - в 2017 г., по предварительным данным, в РФ составила 73 года, что на 5 лет ниже, чем в "новых" стра­нах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития (Чехия, Венгрия, Эстония, Латвия, Лит­ва, Польша, Словакия и Словения). В структуре смертей в РФ 70% составляют неинфекцион­ные заболевания (НИЗ): болезни системы кро­вообращения (47%), новообразования (16%), внешние причины (8%). Большинство этих при­чин предотвратимы при соблюдении ЗОЖ, ран­нем выявлении и своевременном эффективном лечении.

Особо нужно подчеркнуть, что в РФ склады­ваются крайне неудовлетворительные показате­ли здоровья граждан трудоспособного возраста, особенно мужчин, а также здоровья детей и под­ростков. Так, смертность граждан в трудоспособ­ном возрасте в РФ в 3,4 раза выше в расчете на 100 тыс. населения, чем в странах ЕС (расчеты академика РАН А.Г. Аганбегяна). Высокие пока­затели смертности мужчин приводят к тому, что ОПЖ российских мужчин на 10,6 года меньше, чем российских женщин, и на 7 лет меньше, чем ОПЖ мужчин в "новых-8" странах ЕС. Смерт­ность детей от 0 до 14 лет в РФ в 2 раза выше, чем в "новых-8" странах ЕС. Эти группы населе­ния должны стать приоритетами в политике ох­раны здоровья населения РФ.

Для разработки политики по снижению смертности населения и продлению активных лет жизни необходимо определить, какие факто­ры влияют на здоровье населения.

Исследования ВШОУЗ (ВШОУЗ - Высшая школа организации и управления здравоохранением; http://www.vshouz.ru: Nixon J., Ulmann P. The relationship between health care expenditure and health outcomes. Eur J Health Econ. 2006; 7 (1): 7-18.) для РФ показали, что здоровье населения (ОПЖ) на 30% определяется социально-экономическими факторами (дохода­ми населения), на 35% образом жизни (потре­бление алкоголя и табакокурение) и на 35% дея­тельностью здравоохранения (финансированием и эффективным управлением). В части определе­ния основных факторов риска, влияющих на здо­ровье, в исследованиях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) показано, что в РФ боль­шинство преждевременных смертей (до 85%) связано с воздействием высокого артериального давления, высокого уровня холестерина, табако­курения и чрезмерного потребления алкоголя (Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Более безопасное будущее: глобальная безопасность в области общественного здравоохранения в XXI веке. Женева: ВОЗ, 2007. 72 с.). При этом в российских исследованиях показано, что около 50% смертей граждан трудоспособно­го возраста в РФ напрямую или косвенно связано с избыточным потреблением алкоголя (Журнал "Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения". 2017. № 4; http://xn--7sbbahcmgafaski8a2afibqaixke4dxd.xn-p1ai/publ/obshhestvennoe_zdorove/vlijanie_potreblenija_alkogolja_ na_smertnost_trudosposobnogo_naselenija_v_rossii/18-1-0-560.).

Исходя из приведенного анализа предлага­ется обсудить 2 основных стратегических на­правления для действий.

I. Реализация популяционных межведом­ственных программ по повышению мотива­ции населения к ведению ЗОЖ и снижению влияния факторов риска на здоровье населе­ния. Популяционный означает, что воздействие происходит на уровне больших групп населения. Задачи по этому направлению предлагается раз­бить на 3 блока:

1) повышение информированности на­селения о значимости ЗОЖ, например, массовая пропаганда ЗОЖ в СМИ, включение вопросов здравосбережения в общеобразовательные про­граммы, участие в пропаганде ЗОЖ известных спортсменов, актеров, писателей и др.;

2) ограничительные меры по воздействию неблагоприятных факторов на здоровье населе­ния, например, принятие дополнительных зако­нодательных мер, полностью запрещающих про­дажу алкоголя в отдельных населенных пунктах, жесткий контроль над расположением точек продажи алкоголя, ужесточение контроля над незаконным производством и распространением алкогольной продукции и др.;

3) создание условий для ведения ЗОЖ, на­пример, дотации для семей с детьми при посе­щении спортивных секций, кружков, бассейнов, снижение цен на здоровые продукты и, напро­тив, повышение на продукты, содержащие высо­кие концентрации сахара и поваренной соли.

Это стратегическое направление должно стать зоной ответственности глав регионов и глав муниципальных образований. Такие программы необходимо разрабатывать с учетом международного опыта и под руководством спе­циалистов по общественному здоровью.

II. Программы, реализуемые в рамках сис­темы здравоохранения. В этом направлении в части профилактики заболеваний предлага­ется реализовать (продолжить/актуализиро­вать) следующие программы:

1) по раннему выявлению заболеваний (или научно обоснованный скрининг);

2) по диспансерному наблюдению пациен­тов (на уровне врачей первичного звена здраво­охранения);

3) по лекарственной профилактике и лечению заболеваний в амбулаторных усло­виях. Эти программы необходимо распростра­нить не только на граждан, имеющих льготы, как сегодня в РФ, но и на другие группы на­селения;

4) по восстановлению (созданию) медико-санитарных частей на крупных производствах с участием работодателей;

5) по охране здоровья детей в школах -школьная медицина;

6) по охране репродуктивного здоровья женщин и мужчин - восстановление центров ре­продуктивного здоровья.

Это стратегическое направление - зона от­ветственности министерств здравоохранения (федерального и региональных).

За основу формирования названной Стра­тегии могут быть взяты отечественный опыт, ре­комендации ВОЗ и разработанная Минздравом России Межведомственная стратегия формиро­вания здорового образа жизни населения, про­филактики и контроля неинфекционных заболе­ваний на период до 2025 г.

На планируемом заседании ОНФ предлага­ется обсудить:

название программы;

приоритеты по охране здоровья граждан по группам населения;

перечень задач в разрезе стратегических направлений;

целевые показатели для контроля выпол­нения задач;

ответственных исполнителей;

предложить перечень необходимых нор­мативных документов;

оценить требуемые ресурсы для реали­зации названной программы.