Петербургский международный экономический форум - 2019

6-8 июня 2019 г. состоялось очередное ежегодное главное экономическое событие страны - Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2019). Он собрал около 20 тыс. участников. На нем российские и зарубежные эксперты обсуждали актуальные вопросы развития экономики и социальной сферы, внедрения новых технологий. Представители Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) принимали участие в 3 сессиях деловой программы: "Трансформация здравоохранения: как современные технологии изменят жизнь?", "Создание инновационных лекарств - новые горизонты в здравоохранении" и "Стратегия лекарственного обеспечения. Расставляя приоритеты". Приводим краткую информацию о том, что обсуждалось.

Трансформация здравоохранения: как современные технологии изменят жизнь?

В данной сессии участвовали В.П. Чехонин [вице-президент Российской академии наук, (РАН)], Джули Гербердинг (исполнительный вице-президент MSD), Е.Л. Бойко (заместитель министра здравоохранения РФ), Н.О. Канделаки (президент GE Healthcare в России и СНГ), А.А. Камалов (директор Университетской клиники ФГБОУ ВО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова"), Г.Е. Ройтберг (президент ОАО "Медицина"), С.Ф. Багненко (ректор ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова" Минздрава России) и др. Модератором сессии выступила Г.Э. Улумбекова, руководитель ВШОУЗ.

На сегодняшний день информационные и другие прорывные технологии в инженерных науках, робототехнике являются неотъемлемой частью многих, если не всех, сфер жизни. Здравоохранение не исключение. Как отметила Г.Э. Улумбекова, главными научно-технологическими направлениями, влияющими на сферу здравоохранения, являются:

1) "управление живой материей" - это биомедицинские клеточные продукты (БМКП), биотехнологии и генотерапия;

2) цифровые технологии;

3) мобильные приложения;

4) робототехника.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время мы можем восстанавливать ткани человека, приостанавливать процесс старения клеток, "лечить" геном человека, удаляя "больные" участки генов. Мы научились хранить безграничные объемы медицинских данных и извлекать их независимо от того, где находится пациент. Обрабатывая эти данные с помощью компьютерных алгоритмов, мы можем находить новые связи между симптомами, болезнями и способами их лечения, а значит, раньше предсказывать развитие заболеваний, более точно ставить диагнозы и назначать индивидуализированное лечение. Мобильные приложения совместно с индивидуальными диагностическими приборами позволяют пациенту самому следить за уровнем артериального давления, работой сердца, дозировать режим приема лекарств и узнавать об опасности. Роботы, применяемые при хирургических операциях и в уходе за пациентами, превращают клиники в "умные" организации. Меняются и пациенты, они хотят получать медицинскую помощь "здесь и сейчас".

Все инновации рождаются в недрах науки. Как считает В.П. Чехонин, вице-президент РАН, наука - залог инновационного развития государства. Именно поэтому РАН научно сопровождает все национальные проекты. В частности, готовится вакцина против ВИЧ, а также создана межведомственная площадка для научного обо снования Национальной лекарственной политики. Преемственную роль науки не отрицает и исполнительный вице-президент компании MSD Джули Гербердинг. Также она считает, что, поскольку внедрение инновационных технологий сегодня носит хаотичный характер, важную роль играет государственное регулирование и расстановка приоритетов, а решение некоторых вопросов (например, таких как старение населения) потребует новых подходов и партнерства между бизнесом и государством.

Процесс информатизации здравоохранения сложен инфраструктурно, так как в Российской Федерации более 70 тыс. медицинских объектов. Для ускорения этого процесса, как отметила заместитель министра здравоохранения РФ Е.Л. Бойко, очень важны регламенты взаимодействия и стандартизация процессов в оказании медпомощи и ее организации. Также важно обучение кадров: необходимо внедрить клинические рекомендации в медицинские информационные системы (МИС) и контролировать их исполнение, научиться использовать машинный интеллект, чтобы убрать от врача рутинные обязанности. Директор Университетской клиники ФГБОУ ВО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова" А.А. Камалов считает, что, помимо обучения кадров, информатизация должна сопровождаться серьезной нормативной базой.

Многие известные компании принимают активное участие в информатизации здравоохранения, в частности всемирно известная компания GE Healthcare, недавно открывшая новое направление в бизнесе, связанное с искусственным интеллектом. Президент GE Healthcare в России и СНГ Н.О. Канделаки отметила, что искусственный интеллект сможет архивировать огромные объемы данных, помогая врачу работать с большим количеством информации, а в скором будущем даже подсказывать врачу правильные решения. Дэн Вадат, сооснователь Medopad, считает, что искусственный интеллект поможет глубже понять болезни человека, а число ошибок у машин будет меньше, чем у врачей.

Однако не все участники дискуссии разделяют главенствующую роль искусственного интеллекта в здравоохранении. Г.Е. Ройтберг, президент ОАО "Медицина", полагает, что искусственный интеллект никогда не заменит врача, так как медицина не только наука, но и искусство, и врачи в ней - ключевое звено. Тогда как искусственный интеллект будет активно развиваться преимущественно в диагностике, с чем согласен и Костас Варлас, региональный директор по Европе компании Abbott Laboratories, хотя он не исключает, что самостоятельная постановка диагноза пациентом при помощи искусственного интеллекта может таить в себе опасность. В связи с этим А.З. Столпнер, председатель правления Медицинского института им. Березина Сергея, уверен, что врач должен постоянно и больше учиться, а если машина и заменит человека, то только в очень отдаленном будущем. С.Ф. Багненко, ректор ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова" Минздрава России, считает, что информатизация здравоохранения не должна погубить "душу" врача. Необходимо развивать институт врача общей практики, а национальные руководства и клинические рекомендации в электронном виде будут его дополнительными помощниками.

В ходе дискуссии были затронуты и вопросы персонифицированного лечения. Наталья Полушкина, вице-президент фонда "Сколково", основная задача которого ускорить внедрение инноваций в практику, полагает, так как индивидуализированное лечение будет дорогим, необходимы дополнительные вложения в здравоохранение, возможно, с привлечением средств пациентов. А для ускорения внедрения инноваций в практику необходимо развивать международное сотрудничество и обеспечить доступ к обезличным данным пациентов, что требует изменения регуляторных механизмов. Более того, по словам И.В. Коробко (директора Департамента науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью), разработчики технологий (тест-систем) для диагностики отдельных заболеваний неохотно идут на стандартные процедуры регистрации приборов из-за ее сложности и дороговизны, которая затем не окупается на малом числе пациентов. Поправки в законопроект "Об основах охраны здоровья граждан" позволят ускорить внедрение таких тест-систем в практику без государственной регистрации, но с контролем тест-систем in vitro.

С развитием информационных технологий меняются и пациенты, и врачи. Здравоохранение -сложная система, успех которой, как и в любом предприятии, зависит от управленцев. Для эффективного управления такой многофункциональной системой есть свои современные технологии: умение выделять правильные приоритеты, расставлять балансы между имеющимися сегодня и инновационными технологиями, применять здравый консерватизм. И.Е. Хатьков, главный внештатный специалист - онколог Департамента здравоохранения г. Москвы, говоря об успешном управленце, также отметил, что управленец должен быть не только врачом, владеющим основами управления, но и лидером.

Создание инновационных лекарств - новые горизонты в здравоохранении

В этой сессии принимали участие Вероника Скворцова (министр здравоохранения РФ), Михаил Мураш ко (руководитель Росздравнадзора), Сергей Цыб (первый заместитель министра промышленности и торговли РФ), Сергей Лукьянов (ректор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова"), Гузель Улумбекова (руководитель ВШО-УЗ), Дмитрий Морозов (генеральный директор BIOCAD), Алексей Репик (председатель Российско-Японского делового совета, председатель совета директоров группы компаний "Р-Фарм"), Макс Вегнер (старший вице-президент, руководитель по регуляторным вопросам дивизиона Pharmaceuticals, Bayer AG), Ёсикадзу Хаяси (старший исполнительный директор Агентства фармацевтики и медицинской техники), Алексей Беляев (директор Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Н.Н. Петрова), Андрей Васильев (директор Института биологии развития им. Н.К. Кольцова), Петр Глыбочко [ректор ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России (Сеченовский университет)], Дмитрий Кудлай (генеральный директор АО "Генериум"), Вадим Меркулов (заместитель генерального директора по экспертизе лекарственных средств Научного центра экспертизы средств медицинского применения), Геннадий Сухих (директор ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова" Минздрава России).

Главная тема обсуждений - как после этапа восстановления отечественной фармацевтической промышленности сделать новый прорыв -ускорить разработку инновационных лекарств и БМКП в России. Это одна из важнейших целей Национальной лекарственной политики. Известно, что путь создания нового лекарства от идеи до внедрения превышает 10 лет, требует огромных инвестиций - более 2,5 млрд долларов США и сопряжен с высокими рисками. Однако цель оправдывает средства. Инновационное развитие фармацевтической отрасли, правильно спланированное, эффективно управляемое и востребованное рынком, как локомотив, потянет за собой развитие науки, образования, экономики, поможет создать высококвалифицированные рабочие места и, главное, будет спасать здоровье и жизни граждан.

По словам министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, в нашей стране уже сейчас имеется опыт внедрения новых препаратов на основе клеточных технологий. В частности, в апреле 2019 г. был зарегистрирован отечественный оригинальный препарат против псориаза, который приостанавливает процесс развития болезни на несколько месяцев и не требует дополнительной комплексной терапии. Сочетание фундаментальных прорывных открытий с новыми технологиями позволяет перейти к созданию лекарств для неизлечимых заболеваний. "Ускоренное формирование продукта позволило нам за 15 месяцев с нуля создать двухвекторные вакцины против особо опасных инфекций. Кроме того, появились совершенно новые препараты, основанные на моноклональных антителах против контрольных точек иммунитета, позволяющие таким образом лечить онкологические заболевания, системные заболевания - аутоиммунные, некоторые эндокринные заболевания и другие. Целая линейка онкологических препаратов сейчас находится на разных стадиях клинических исследований", - сказала В.И. Скворцова.

Гузель Улумбекова, руководитель ВШОУЗ, в своем выступлении по данному вопросу выделила 3 главных тезиса. Первый - разработка инновационных лекарств должна преимущественно отталкиваться от нужд пациентов-потребителей, и эти потребности определяет Минздрав России. Все, что будет продлевать жизнь и улучшать здоровье граждан - это главное, сказала она. И уже под просчитанные потребности в лекарствах сегодня, завтра и через 10 лет должны выстраиваться мощности фарминдустрии и восстанавливаться научный потенциал.

Г.Э. Улумбекова привела макрооценки потребности в лекарствах: "По номенклатуре лекарств Минздрав России определяет все правильно - так, как это делается в развитых странах, а вот объем финансирования здесь необходимо увеличивать. Мы в России тратим на лекарства всего 1,5 трлн руб., из них 1,2 трлн руб. в амбулаторных условиях. Из них 80% выкладывает население из своего кармана, 20% - государство. А в "новых-8" странах Евросоюза (ЕС) (близких к РФ по уровню экономического развития -ВВП на душу населения) государство берет на себя 40%. В доле ВВП государственные расходы у них составляют 0,6%, что в 2,4 раза больше, чем в России. То есть мы явно недофинансируем эту статью расхода. Исходя из этих расчетов нам дополнительно необходимо по 350 млрд руб. ежегодно. Тогда при условии, что расходы населения будут заморожены, а они сегодня и так чрезмерны, мы начнем приближаться к оптимальному балансу расходов между населением и государством. Большая часть этих дополнительных средств должна быть направлена на увеличение объемов потребления инновационных лекарств, произведенных в России, потому что в отношении этой статьи расходов у нас также сложились неоптимальные балансы с перекосом в сторону воспроизведенных лекарств - дженериков (в России в деньгах это 64%, в ЕС - 26%). У этого решения будет много положительных сторон. Первое и главное - спасение жизней и здоровья граждан, второе - увеличение заинтересованности бизнеса в инвестициях благодаря расширению рынков сбыта. Это и сегодня, и завтра. А вот какие лекарства и в каком объеме потребуется здравоохранению через 5-10 лет, необходимо еще определить".

Второй тезис касается создания научных заделов по разработке новых лекарств и возможности их реализации. Вот здесь она отметила, что в РФ имеется существенное отставание от развитых стран. Главная причина - недофинансирование наук о здоровье человека. В РФ на эти науки тратится 0,04% ВВП, а в развитых странах - в 8-10 раз больше. В среднем в ОЭСР это 0,3% ВВП, причем 1/3 расходов покрывает государство, оставшиеся 2/3 - бизнес.

Г.Э. Улумбекова отметила, что для научного обоснования приоритетов в разработке и создании новых лекарственных средств, а также для решения других стратегических вопросов Национальной лекарственной политики на площадке РАН был организован межведомственный Совет по этим вопросам. В него вошли представители Минздрава, Минпромторга, Минобрнауки России, фармацевтического бизнеса. Председатель Совета - вице-президент РАН В.П. Чехонин. По результатам работы Совета обоснованы ключевые проблемы, подготовлена первая версия Национальной лекарственной политики с предложениями по решению проблем на 10-летнюю перспективу, оценены необходимые финансовые вложения, сформированы требования для определения приоритетов в проведении фундаментальных и прикладных исследований.

Эксперт отметила: "Если тратить как развитые страны 0,3% ВВП, а для РФ это около 300 млрд руб., половину на первых порах должно вложить государство. Оставшуюся половину должен инвестировать бизнес под гарантированный рынок сбыта и долгосрочные правила игры. Причем в первые годы такие объемы научным организациям и бизнесу не освоить. Это надо делать поэтапно и спланированно, а для этого нужна система управления, и об этом третий тезис".

Третий тезис эксперта: для управления и ускорения процесса создания инновационных лекарств в России нужна специальная межведомственная институциональная структура, которая должна:

■ разработать и реализовать программу, в которой будут определены приоритетные направления для разработки новых молекул, и определить место России в палитре инновационных разработок, оценить имеющиеся у нас возможности, сформировать требования к инфраструктуре и обеспечить ее создание. Это кадровые, материально-технические ресурсы и подготовка кадров для разработки инновационных лекарств;

■ разработать индикаторы, распределить ответственность, осуществлять жесткий контроль за реализацией программы с ежегодным отчетом перед Правительством РФ.

Г.Э. Улумбекова отметила, что без такой структуры поставленную межведомственную задачу будет решить сложно. Именно по такому пути пошли другие страны, например Южная Корея*.



Волконская О.В., Калашникова А.В., Москва

Фотографии предоставлены фондом "Росконгресс": http://photo.roscongress.org/ru/63/photos/List



* Для цитирования: Петербургский международный экономический форум // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5, № 2. С. 4-9. doi: 10.24411/2411-8621-2019-12001.