Тезисы VII Международного конгресса "ОРГЗДРАВ-2019. Эффективное управление медицинской организацией" (24-25 апреля 2019 г., Москва). Часть 2

Ростовцев В.В.

Эффективность методики симуляционного обучения мануальным навыкам по модулю "Кариесология и заболевания твердых тканей зубов"

ФГБОУ ВО "Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко" Минздрава России, Воронеж, Россия

Современный уровень развития стоматологических технологий выдвигает качественно новые требования к методикам обучения практическим навыкам. Их освоение с помощью симуляционного тренинга дает возможность многократной отработки навыка и доведения манипуляции до автоматизма, обеспечивает объективный контроль качества ее выполнения, без труда моделирует редкие патологии и клинические случаи, позволяет снизить стресс, возникающий у молодых специалистов.

Цель исследования: определение эффективности метода симуляционного обучения по модулю "Кариесология и заболевания твердых тканей зубов" в клинических условиях.

Актуальность. Существующая методика обучения на фантомах не обеспечивает должного уровня практических умений. При традиционной системе выше риск для пациентов; лечебные мощности используются неэффективно и не по назначению; в ходе выполнения учебной манипуляции требуется присутствие наставника; обучение зависит от графика работы клиники и наличия изучаемой патологии; нет возможности повтора манипуляции или вмешательства. Кроме того, оценка уровня практической подготовки обучающихся проводится субъективно.

Освоение практических навыков с помощью симуляционного тренинга дает возможность многократной отработки навыка и доведения манипуляции до автоматизма, обеспечивает объективный контроль качества ее выполнения, без труда моделирует редкие патологии и клинические случаи, позволяет снизить стресс, возникающий у молодых специалистов при проведении первых вмешательств на реальных пациентах.

Таким образом, становится очевидным, что на сегодняшний день необходимо внедрение в учебный процесс программ симуляционного обучения по различным разделам стоматологии, что и определило актуальность данного исследования.

Материал и методы. С точки зрения статистики работа представляет собой двухстадийное проспективное нерандомизированное исследование. С научной точки зрения - завершенное исследование по разработке и внедрению оптимизированной программы виртуально-симуляционного метода обучения одонтопрепарирования опорных зубов при протезировании несъемными ортопедическими конструкциями.

На 1-м этапе исследовались 104 человека, в 2012 г. студенты 3-го курса, обучающиеся по модулю "Кариесология и заболевания твердых тканей зубов". Все студенты были разделены на 2 группы -контрольную (54 человека), где обучение мануальным навыкам проводилось по традиционной методике с использованием тренинга на стандартных фантомах, и группу исследования (50 человек), где применялась виртуально-симуляционная методика одонтопрепарирования кариозных полостей с использованием стоматологического симулятора V поколения CDS 100 (EPED, Тайвань).

Материал исследования 2-го этапа представили 68 человек, участвовавших в 1-м этапе, в 2016 г. молодые специалисты различных стоматологических учреждений. Все участники исследования были разделены на 2 группы - контрольную (30 человек), где обучение мануальным навыкам на 3-м курсе проводилось по традиционной методике, и группу исследования (38 человек), где применялась виртуально-симуляционная методика одонтопрепарирования.

Помимо геометрии препарирования, включающей объем препарирования (качество некротомии), соотношение углов и стенок кариозной полости, программа оценивает количество повреждений соседних зубов, гладкость адгезионных поверхностей эмали и дентина, а также перфорацию пульповой камеры. Устанавливался 15% допуск отклонения от "идеальных" параметров, с вычетом баллов за каждое нарушение протокола препарирования. Минимальное количество баллов, необходимых для успешной сдачи испытания, - 70.

Критериями оценки качества одонтопрепарирования на 2-м этапе исследования в контрольной группе и группе исследования служили результаты чек-листов и объективный контроль качества некротомии при помощи кариес-маркера.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью стандартного пакета Statistica 6.1. В качестве метода многомерной статистики применяли кластерный анализ по методу К-средних.

Результаты и обсуждение. Анализируя результаты исследований в контрольной группе, можно утверждать, что основной причиной необходимости дополнительной механической коррекции кариозной полости как на 1-м, так и на 2-м этапе исследования является неадекватность некротомии с показателем ANOVA фактора 1.15 для 1-го этапа исследования и 1.21 для 2-го этапа, что свидетельствует о статистической тождественности предикторов этой группы.

В группе исследования обнаружено отсутствие статистически достоверной разницы качества некротомии на 1-м и 2-м этапах исследования, ANOVA фактор 0.85, что свидетельствует о статистической значимости предиктора предварительного приобретения автоматизма движений, полученного при работе с симулятором.

Заключение. Таким образом, применение компьютерного стоматологического симулятора CDS 100 в сочетании с базисной методикой обучения мануальным навыкам на этапах вузовского обучения студентов обеспечивает высокий уровень приобретения, а главное "выживаемости" практических умений.

Применение в образовательной программе симулятора CDS 100 позволяет добиться значительного снижения затраченного времени для достижения планируемого результата, использовать объективную оценку результатов обучения как на промежуточном, так и на итоговом этапе.



Рыков М.Ю.

Стратегия развития детской онкологии в Российской Федерации

НИИ детской онкологии и гематологии ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России, Москва, Россия

Актуальность. За последние десятилетия продолжается неуклонный рост числа онкологических заболеваний у детей, что определяет особую актуальность организации и планирования медицинской помощи детям со злокачественными новообразованиями. Необходимо повысить достоверность статистических данных, провести анализ потребности субъектов в числе детских онкологических коек и врачах-детских онкологах, внедрить критерии отбора пациентов на детские онкологические койки в составе медицинских организаций различных уровней.

Конечный результат лечения зависит от организации специализированной помощи в регионах, их связи с головными учреждениями федерального подчинения, взаимодействия онкологических и неонкологических служб, а также преемственности в оказании медицинской помощи лицам, излеченным в детстве от онкологических заболеваний.

Цель исследования - совершенствование системы организации медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями в Российской Федерации.

Материал и методы. Проанализированы оперативные отчеты за 2017 г. органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья 81/85 (95,3%) субъектов Российской Федерации. Отчеты содержали следующую информацию: численность детского населения (0-17 лет); число первичных пациентов; заболеваемость (на 100 тыс.); общее число детей с онкологическими заболеваниями, состоящих на учете; число пациентов, выявленных активно; число умерших пациентов, из них из числа выявленных в 2017 г.; одногодичная летальность (%); смертность (на 100 тыс.); наличие в субъекте отделения детской онкологии; число детских онкологических коек; число дней занятости койки в году; число врачей, оказывающих медицинскую помощь детям с онкологическими заболеваниями, из них число врачей, имеющих сертификаты детских онкологов; число пациентов, направленных на лечение в медицинские организации федерального подчинения; число пациентов, уехавших на лечение за пределы территории Российской Федерации.

На основании полученных данных автором рассчитаны показатели распространенности злокачественных новообразований (на 100 тыс.), число детских онкологических коек и врачей детских онкологов на 10 тыс. детского населения 0-17 лет, процент пациентов, госпитализированных в отделения детской онкологии и направленных на лечение в федеральные медицинские организации.

Результаты. В Российской Федерации функционирует 47 отделений детской онкологии. В 30 (35,3%) субъектах отделения детской онкологии отсутствуют: медицинская помощь детям с онкологическими заболеваниями оказывается на койках, выделенных в составе других отделений многопрофильных детских клинических больниц. Число детских онкологических коек составило 1925 (0,7 на 10 тыс.). В 12 (14,1%) субъектах отсутствуют детские онкологические койки. Наименьшее число коек отмечено в Северо-Кавказском федеральном округе (0,5 на 10 тыс.), наибольшее - в Южном федеральном округе (0,8 на 10 тыс.). Среднее число дней занятости койки в году составило 315,3 койко-дня. Наибольшее число дней занятости койки в году отмечено в Северо-Кавказском федеральном округе (351,4), наименьшее - в Дальневосточном федеральном округе (283,7). Число врачей, оказывающих медицинскую помощь детям с онкологическими заболеваниями, составило 392, из них 259 (66%, 0,09 на 10 тыс.) имеют сертификат врача детского онколога. В 12 (14,1%) субъектах врачи детские онкологи отсутствуют, 6 (7%) эти данные не предоставили. Наибольшее число врачей детских онкологов - в Северо-Западном, Южном и Уральском федеральном округах (0,1 на 10 тыс.), наименьшее - в Северо-Кавказском федеральном округе (0,04 на 10 тыс.). Число первичных пациентов со злокачественными новообразованиями составило 3705, число пациентов, состоящих на диспансерном учете (достигших ремиссии и продолжающих лечение), - 25 699. Таким образом, заболеваемость в Российской Федерации в 2017 г. составила 13,2, распространенность - 91,3 (на 100 тыс.). Наибольшая заболеваемость отмечена в Северо-Западном федеральном округе (15,6 на 100 тыс.), наименьшая заболеваемость и распространенность - в Северо-Кавказском федеральном округе (11,4 и 68,7 на 100 тыс.), наибольшая распространенность - в Уральском федеральном округе (147,2 на 100 тыс.). Число умерших пациентов составило 692, из них из числа выявленных в 2017 г. - 243. Таким образом, смертность составила 2,5 на 100 тыс., одногодичная летальность 6,5%. Наибольшая смертность отмечена в Дальневосточном федеральном округе (2,9 на 100 тыс.), наименьшая - в Сибирском федеральном округе (2,2 на 100 тыс.). Наибольшая одногодичная летальность отмечена в Центральном федеральном округе (8%), наименьшая - в Северо-Западном федеральном округе (4,5%). Число пациентов, выявленных активно, составило 306 (8,3%). Максимальный процент пациентов, выявленных активно, отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (13,6%), минимальный - в Дальневосточном федеральном округе (5%). На лечение в медицинские организации федерального подчинения направлены 1385 (37,4%) пациентов. Наибольший показатель отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (58%), наименьший - в Южном федеральном округе (23,2%). На лечение за пределы территории Российской Федерации уехал 61 (1,6%) первичный пациент.



Саламов А.К., Карсанов А.М., Туаева И.Б., Ревазова Л.К., Саламова В.А.

Начальные шаги для внедрения системы управления персоналом в медицинской организации

ФГБОУ ВО "Северо-Осетинская государственная медицинская академия", Владикавказ, Россия

Поиск возможностей повысить безопасность пациентов привел авторов к необходимости внедрения системы менеджмента качества (СМК) лечения с определением на первом этапе структуры личностных приоритетов сотрудников, участвующих в этом процессе. При внедрении СМК руководство должно быть готово к открытому диалогу с сотрудниками, к разумному компромиссу с ними в вопросе нематериальных форм стимулирования и к безусловной приверженности стратегии создания безопасной производственной среды.

Цель исследования - реализация начальных шагов по оценке уровня мотивационной активности сотрудников и разработка адресного плана по управлению персоналом в медицинской организации (МО) Узловая больница на ст. Владикавказ ОАО "РЖД" (УБ).

Материал и методы. Была разработана анкета участника исследования из 25 вопросов. В исследовании участвовали 44 врача и 41 медицинская сестра из всех структурных подразделений УБ. 7 (8,2%) респондентов заведуют отделениями, 37 (43,5%) работают врачами-ординаторами. Постоянными сотрудниками стационарных отделений являются 57 (67,1%) специалистов, остальные 28 (32,9%) респондентов оказывают амбулаторную помощь пациентам. Женщины составили подавляющее большинство среди участников анкетирования - 92,9% (n=79).

Результаты. В нашей МО 11,3% врачей и 7,3% медсестер признают, что не знакомы с основными положениями Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской

Федерации", а 25,0% врачей и 9,8% медсестер не знакомы с Программой Всемирной организации здравоохранения "О безопасности пациентов". 3 из 7 заведующих отделениями не знакомы с приказом Минздрава России № 203н. Среди их подчиненных негативный уровень профессиональной информированности продемонстрировали 47,1% специалистов.

Правильно представляют общее направления работы по контролю качества и безопасности медицинской деятельности (ККБМД) в УБ только 73,3% врачей и 82,9% медсестер. К чести наших медицинских работников следует признать конструктивной ситуацию, когда 43,5% сотрудников УБ не считают достаточным комплекс реализуемых мероприятий по ККБМД.

Респонденты подтвердили необходимость использования всего спектра вариантов совершенствования организационных мероприятий в МО с приоритетом повышения оплаты труда (60% ответивших), расширения штатов (35,3%) и коренных изменений всей системы ККБМД (30,6%). Личную готовность активно участвовать в работе по внедрению СМК без дополнительных условий выразили лишь 36,4% врачей и 24,4% медсестер. Большинство согласны этим заниматься за дополнительную плату - 45,4% врачей и 53,6% медсестер, что, по нашему мнению, типично для современной социально-экономической ситуации в отрасли.

Только 18,8% сотрудников не считают, что объем проводимых ранее мероприятий по ККБМД отвечает современным требованиям к качеству медицинской деятельности. Анализ мнений респондентов о безопасности оказания ими медицинской помощи однозначного позитивного вывода не дал, поскольку большинство сотрудников (58,8%) уверены, что уровень безопасности пациентов (БП) высокий, 9,4% считают, что о полной безопасности в медицине говорить неуместно, а 20% вообще не стали отвечать на этот вопрос.

Поскольку безопасность медицинской деятельности должна быть понимаема в том числе и в отношении медицинских работников, анкета имела целью выяснить мнение респондентов о степени осознания опасности профессиональной деятельности. 54,5% врачей и 70,7% медсестер считают, что существует опасность, связанная с их профессиональной деятельностью. Эти данные перекликаются с полученными при ответе на следующий вопрос, поскольку 24,4% медсестер и 20,4% врачей не получали профессиональную подготовку по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности и даже не занимались самообразованием.

По результатам исследования было установлено, что готовность нести дополнительную профессиональную нагрузку для повышения качества медицинской помощи и безопасности лечения подтвердили 48,2% респондентов. Среди врачей доля таких коллег составила 54,5%, а среди медсестер - 41,5%. Кроме того, расширить круг своих компетенций только за дополнительное материальное стимулирование были готовы 35,3% респондентов.

Лишь 47,7% врачей и 34,1% медсестер решились открыто оценить свое соответствие требуемому уровню профессиональных компетенций. Те же, кто ответил, оценили его на 5,8 балла (врачи) и 3,3 балла (медсестры) по 10-балльной шкале, что не может не внушать оптимизм, поскольку свидетельствует о критической оценке своих профессиональных качеств по вопросам обеспечения качества и БП и, следовательно, снижает напряжение на этапе создания мотивирующих действий на руководство МО.

Заключение. БП - это комплексное понятие, объединяющее прогрессивные образовательные, клинические и управленческие технологии, направленные на предотвращение негативных последствий хирургического лечения на основе их внутренних связей и общих перспектив развития.

При планировании и начальных шагах внедрения СМК в УБ было подтверждено, что мотивационная готовность к активному участию в СМК большинства представителей старшего и среднего медицинского персонала неразрывно связана с их материальными приоритетами и осознанием компенсации рисков для собственного здоровья.

Повышению БП должна способствовать реализация успешной модели СМК, что неизбежно приведет руководство МО к необходимости открытого диалога с сотрудниками, внедрению качественного аудита уровня их исходной квалификационной и мотивационной готовности, разумному компромиссу с персоналом в вопросе нематериальных форм стимулирования и к безусловной приверженности стратегии создания безопасной производственной среды.



Сенченко А.Ю.

Как восстановить доверие между врачами и пациентами: мнение врачей

ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет" Минздрава России, Красноярск, Россия

Актуальность. Эффективность системы здравоохранения, по мнению врачей - участников фокус-групп, ограничивается в первую очередь отсутствием доверия на уровне врач-пациент и разбалансированностью прав и обязанностей элементов системы здравоохранения. Вопрос восстановления доверия между врачами и пациентами возможен только при системных изменениях, в которых должны принимать участие все участники системы здравоохранения.

К таким выводам мы пришли при изучении данного вопроса в фокус-группах. Участниками 2 фокус-групп стали врачи, начавшие свою трудовую деятельность до и после принятия "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

Оценивая состояние системы здравоохранения в прошлом и сейчас, врачи отметили, что идеальной ситуации не существовало. Эффективность системы здравоохранения, несмотря на использование современных методов диагностики и лечения, сейчас сильно ограничивается:

1) отсутствием доверия на уровне "врач-пациент";

2) разбалансированностью прав и обязанностей элементов системы здравоохранения;

3) чрезмерным и неэффективным контролем;

4) преобладанием экономических методов управления, не учитывающих социальные и медицинские элементы медицинской деятельности;

5) разобщенностью медицинского сообщества.

Все эти проблемы требуют незамедлительного решения. По мнению участников фокус-групп, будущее в системе взаимоотношений "пациент-врач-государство" должно быть связано со следующими факторами.

1) Пациенты: рост уровня жизни и повышение ответственности за состояние своего здоровья; мотивация к здоровому образу жизни и активное включение в программы профилактики.

2) Медицинские работники: повышение уровня жизни; снижение нагрузки; доброжелательное отношение к пациентам; зависимость заработной платы от уровня профессионализма и достижения целевых показателей; заинтересованность в повышении квалификации; участие в программах наставничества; активное участие в деятельности профессиональных сообществ.

3) Медицинская организация: расширение полномочий и автономности; повышение компетентности руководителей медицинских организаций в вопросах управления, экономики и права; привлечение сотрудников к управлению и решению проблемных вопросов в деятельности медицинской организации; оснащение медицинских организаций на современном уровне; прозрачная система мотивации персонала; заинтересованность в повышении квалификации персонала; внедрение корпоративных тренингов, направленных на повышение доброжелательности и пациентоориентированности; внедрение системы адаптации молодых специалистов и наставничества; ориентация деятельности на повышение качества медицинской помощи; получение и подтверждение аккредитации, в том числе на основе международных стандартов.

4) Государство и контролирующие органы: увеличение финансирования системы здравоохранения и образования; приоритет презумпции невиновности в "ятрогенной юстиции"; система контроля должна стать прозрачной, а требования контролирующих органов - стандартизованными и непротиворечивыми; ужесточение требований к компаниям, принимающим участие в системе госзакупок.

5) Органы управления здравоохранением: повышение компетентности и ответственности чиновников; внедрение системы активного и реального привлечения медицинской общественности к решению актуальных проблем системы здравоохранения; минимизация числа запросов в медицинские организации, которые могут быть собраны в рамках единой медицинской информационной системы; внедрение в системе ОМС не только штрафных санкций, но и поощрительных мер; поддержка системы наставничества в медицинских организациях.

6) Профессиональные медицинские сообщества: активное участие в деятельности системы здравоохранения; участие в разработке и корректировке профессиональных стандартов; разработка и корректировка клинических рекомендаций; отстаивание интересов медицинских работников.

7) Медицинское образование: изменение системы среднего специального и высшего медицинского образования в соответствии с современными условиями; повышение качества медицинского образования за счет практикоориентированности; создание конкурентных условий при обучении студентов в медицинских вузах; интеграция среднего специального и высшего медицинского образования; гибкость системы дополнительного профессионального образования (ДПО); установление аккредитационных требований к образовательным организациям, принимающим участие в системе ДПО; введение ограничений на объем и сроки дистанционного обучения в ДПО (не более 50%).

8) Средства массовой информации: информирование о положительных результатах работы медицинских организаций и медицинских работников, а не только отрицательных; создание и поддержание независимого рейтинга медицинских организаций; этичность в вопросах оценки деятельности медицинских работников.

9) Отечественные производители медицинского оборудования и лекарственных препаратов: повышение качества производимой продукции; активное внедрение в процессы принципов надлежащей производственной практики.

Таким образом, только системная работа способна оказать положительное влияние на нормализацию отношений в системе взаимоотношений "пациент-врач-государство".



Сидорович И.А.

Методологические подходы к управлению качеством медицинской помощи

ГБУЗ "Городская поликлиника № 195" Департамента здравоохранения г. Москвы, Москва, Россия

Современные российские экономические условия, в которых осуществляют свою деятельность учреждения здравоохранения, определяют высокую актуальность вопросов повышения качества предоставляемых медицинских услуг.

Цель настоящей публикации: определение основных составляющих, оказывающих влияние на качество оказываемой медицинской услуги в современном учреждении здравоохранения.

Актуальность. Возникновение у населения Российской Федерации новых потребностей к медицинскому обслуживанию, повышение реальных доходов населения и развитие медицинской науки и техники приводят к тому, что на рынке предлагается все большее количество разнообразных медицинских услуг. Рыночные взаимоотношения заставляют руководителей учреждений здравоохранения уделять большое внимание качеству оказываемой медицинской помощи, чтобы обеспечить конкурентоспособность организации, ее выживание и, при благоприятных условиях, устойчивое развитие.

В настоящее время определены особенности медицинской услуги по сравнению с услугами, предоставляемыми в других сферах обслуживания населения, а именно: существенная неопределенность со стороны потребителей услуг; риск, связанный со случайным характером заболевания; недостаточно устоявшиеся рыночные взаимоотношения (в некоторых случаях отсутствие у поставщиков медицинских услуг стремления получить прибыль). Эти отличительные черты объясняют своеобразную организацию медицинского обслуживания населения как сферы услуг.

Традиционно в условиях рынка потребитель не только покупает товар или услугу, но и одновременно желает получить информацию о фактических стандартах качества на этот товар или услугу. Однако в сфере медицинского обслуживания ситуация несколько иная. Предоставляемая медицинская услуга характеризуется изменчивостью или непостоянством качества, которое в значительной степени зависит от конкретного учреждения здравоохранения. Чаще всего изменчивость качества медицинской услуги связана с недостаточной квалификацией медицинского работника, отсутствием профессиональной конкуренции, слабой профессиональной подготовкой конкретного медицинского работника. Изменчивость качества медицинской услуги может быть также связана и с негативными личными качествами характера медицинского работника, которые достаточно трудно выявить на стадии отбора медицинского персонала. Другая важная причина изменчивости медицинской услуги -уникальность самого пациента, высокая степень индивидуальности медицинской услуги в соответствии с требованиями потребителя. Кроме того, индивидуальный характер предоставления медицинской услуги порождает проблему управления поведением потребителей или по крайней мере учета поведенческих факторов при работе с пациентами.

Результаты. Очевидно, что качество медицинской услуги понятие сложное, отражающее различные аспекты деятельности работников учреждения здравоохранения при оказании медицинской помощи (в том числе психологические, управленческие, научные, экономические, информационные и др.). Поэтому для руководителя учреждения здравоохранения важно определить значение и структуру медицинской услуги, чтобы в дальнейшем сформировать систему оценки качества оказания медицинской помощи в учреждении и осуществлять соответствующие управленческие решения.

Качество медицинской услуги как результат работы учреждения здравоохранения определяется 3 основными составляющими:

■ качеством процесса оказания медицинской помощи в учреждении, результатом которого и является получение пациентом медицинских услуг;

■ качеством управления оказанием медицинской помощи в учреждении, так как именно руководители всех уровней определяют технологию процесса оказания медицинской услуги и критерии его оценки;

■ качеством ресурсной поддержки при предоставлении медицинских услуг.

Качество оказания медицинской помощи зависит от качества используемых способов управления этим процессом, отраженных в методиках, протоколах, стандартах, оснащении медицинским оборудованием, материалами, лекарственными препаратами и другими составляющими механизма реализации процесса оказания медицинских услуг пациентам.

Особого внимания заслуживает вопрос качества специалистов - участников процесса предоставления медицинской услуги. Качество специалиста определяется его исходным интеллектуальным потенциалом, а также профессиональной квалификацией. Для повышения квалификации возможно применение традиционных форм и методов и современных телекоммуникационных систем непрерывного образования, предоставление возможностей для проведения научных исследований и написания диссертационных работ.

Заключение. При оценке качества специалиста важно учитывать его профессионализм и полученные им результаты. Профессионализм включает компетентность, общую культуру, восприимчивость к инновациям, инициативность, самостоятельность и способность к сотрудничеству. При этом компетентность отражает знание предметной области, владение мастерством, способность к аналитической деятельности, а также наличие организаторских и коммуникативных способностей. Технологическое мастерство и искусство общения - две стороны профессионализма. И мануальные, и коммуникативные навыки в равной степени обеспечивают эффект воздействия на пациента, результаты лечения, успешность профилактики и мотивацию пациента на дальнейшее сотрудничество. Совокупность этих качеств составляет фундамент доверия пациента к врачу.



Старченко А.А.

Независимая медэкспертиза: "рука руку моет" или "рука об руку" для достижения справедливости?

НП "Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе", Москва, Россия

Цель: рассмотрена новация в Законе РФ "Об охране здоровья граждан в РФ" о монополизации независимой медицинской экспертизы профессиональными ассоциациями врачей, которая имеет ряд противоречий с действующим законодательством.

Обсуждение. 1. Из законопроекта следует, что независимая экспертиза может быть только в отношении медицинской документации, а все иные виды экспертиз, предусмотренные законодательством, не являются независимыми: судебно-медицинская, экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС, экспертиза качества Росздравнадзора - все они проводятся также с использованием медицинской документации на имя конкретного пациента, но не являются независимыми.

Таким образом, все виды экспертиз, предусмотренные действующим законодательством, данным законопроектом объявляются нелегитимными, так как не отвечают главному потребительскому признаку - независимости, а следовательно, и объективности. Кто может выступать заказчиком зависимой, т.е. необъективной экспертизы? Только коррупционер, следовательно, предложение законопроекта - прокоррупционно.

2. Из законопроекта следует, что независимая экспертиза может быть выполнена исключительно одной структурой - профессиональной организацией медицинских работников или их ассоциацией. Налицо уклон в защиту одной из сторон возможного конфликта - стороны медицинских работников. В настоящее время эта модель уже предусмотрена действующим законодательством: пациент обращается в медорганизацию с жалобой, врачебная комиссия в составе медработников обязана провести экспертизу документации и ответить на претензию. Аналогично по обращению пациента в орган исполнительной власти в сфере здравоохранения назначается комиссия медработников в рамках ведомственной экспертизы меддокументации.

Уставные цели всех профессиональных организаций медицинских работников или их ассоциаций содержат обязательство защищать во всех инстанциях медицинских работников, что противоречит принципу независимости и объективности. Интересы пациента при этом входят в неустранимое противоречие с уставными целями профессиональных организаций медицинских работников или их ассоциаций.

3. Законопроект предоставляет не только монополию профессиональной организации медицинских работников или их ассоциации, но устанавливает право профессиональной организации медицинских работников или их ассоциации определять все существенные условия и требования к экспертизе при полном отсутствии перечисления гарантий качества экспертизы, контрольных органов и прав пациента - все отдано на откуп общественной организации: состав, последовательность и сроки выполнения действий и процедур, проводимых при осуществлении независимой экспертизы медицинской документации пациента, а также требования к экспертам, проводящим данную экспертизу.

Таким образом, налицо уклон законопроекта в защиту одной из сторон конфликта - медицинского работника при умалении прав и законных интересов слабой стороны - пациента.

4. Введение законопроектом ограничения права слабой стороны - пациента на независимую экспертизу в форме ее оплаты из личных средств представляет собой запрещенную Конституцией РФ дискриминацию по имущественному признаку. Тарифы на экспертизу не подлежат какому-либо нормированию и регулированию, что является признаком предпринимательской деятельности, дороговизны и, в конечном итоге, неуклонного их росту, а также доступности только состоятельным пациентам.

5. Законопроект вводит право, а не обязанность по обращению гражданина профессиональной организации медицинских работников или их ассоциации на проведение независимой экспертизы, т.е. умаляет право слабой стороны - "скандального", с точки зрения медработников, пациента на получение результатов: ему может быть отказано в проведении экспертизы без объяснения причин. В законопроекте отсутствуют нормы по обязательству общественной организации медработников по выполнению независимой экспертизы, которые выполняет по собственному усмотрению и желанию вне зависимости от потребности пациентского сообщества.

6. Законопроект умаляет равноправие сторон в суде: законопроектом признается только независимая экспертиза, выполненная по собственному усмотрению профессиональной организацией медработников, тогда как заключения других видов экспертиз, поступивших в суд, не соответствуют этому требованию по принципу независимости, нарушают требования процессуального законодательства об отсутствии заранее предустановленной значимости доказательств.



Старченко А.А.

Неприкаянная экспертиза качества медпомощи

НП "Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе", Москва, Россия

Цель: рассматривается соотношение пользы и вреда для пациента нового проекта изменений в Закон РФ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", касающихся экспертизы качества медпомощи.

Обсуждение. Опубликован новый проект изменений в Закон РФ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" об экспертизе качества медпомощи (ЭКМП):

■ передача полномочий по регулированию экспертизы качества медицинской помощи ЭКМП в системе ОМС на уровень Минздрава России;

■ передача перечня экспертов в ведение органа исполнительной власти в сфере здравоохранения;

■ независимая экспертиза медицинской документации пациента осуществляется за счет личных средств граждан;

■ независимая экспертиза медицинской документации пациента проводится медицинскими профессиональными некоммерческими организациями в соответствии с устанавливаемыми

ими правилами, которыми определяются состав, последовательность и сроки выполнения действий и процедур, проводимых при осуществлении независимой экспертизы медицинской документации пациента, а также требования к экспертам, проводящим данную экспертизу.

Кто же может стать выгодоприобретателем от этих новелл законодательства?

Передача полномочий по регулированию ЭКМП в Минздрав России противоречит здравому смыслу о необходимости формирования сдержек и противовесов в любом законодательстве: ФФОМС, не являясь органом исполнительной власти, не вправе был вмешиваться в каждую конкретную экспертизу в системе ОМС, передача экспертизы в орган исполнительной власти в сфере здравоохранения ликвидирует эту систему, так как все медработники как потенциальные причинители вреда жизни и здоровью пациентов находятся в ведении Минздрава РФ (Реестр врачей), налицо - конфликт интересов не в пользу пациентов, получающих медицинскую помощь ненадлежащего качества. В этом смысле целесообразнее передать экспертизу и реестр экспертов КМП в юрисдикцию Минюста РФ и его ФБУ "Российский федеральный центр судебной экспертизы" как органа, не определяющего политику в сфере здравоохранения, а исключительно заинтересованного в справедливом балансе прав и законных интересов пациентов и медработников.

Передача ЭКМП и экспертов в ведение органа исполнительной власти в сфере здравоохранения приведет к ряду негативных последствий для системы ОМС в существующем ныне виде:

1) количество экспертов в Реестре значительно уменьшится, возникает обязательное требование наличия у эксперта трудового договора с медицинской организацией, так как время на проведение ЭКМП таким работающим экспертом в его рабочее время существенно нивелируется;

2) уже в сложившейся на сегодняшний день заявительной модели число экспертов, реально выполняющих экспертизу, крайне низко, введение разрешительной аккредитации в Минздраве РФ создаст антимотивацию получать статус эксперта; если же Минздрав России "спустит" эту функцию на органы управления здравоохранением субъектов РФ (что очень соблазнительно), то эксперты, проявляющие независимую принципиальность при выполнении экспертизы, будут в ближайшей перспективе исключены из этого Реестра как неблагонадежные; если же Минздрав России рассчитывает пополнить Реестр экспертов КМП кооптацией всех главных внештатных специалистов субъектов РФ, то независимость экспертизы будет утрачена, так как у главного специалиста имеется конфликт интересов: высечь себя самого за ненадлежащее качество медицинской помощи, оказываемое пациентом вверенной ему службой;

3) введение критериев расторжения договора со страховой медицинской организацией (СМО) на основе нормирования числа ЭКМП в условиях передачи экспертизы и экспертов в юрисдикцию Минздрава России приведет к массовому разрыву договоров с СМО, так как СМО таковой передачей юрисдикции лишается управления при организации ЭКМП - попадает в полную зависимость от желаний эксперта выполнять экспертизу, оформлять документы экспертизы, соблюдать сроки документооборота, посещать проверяемые медорганизации в свое рабочее время, при неопределенной в настоящее время стоимости ЭКМП;

4) обязанность наличия трудового договора у эксперта с медорганизацией и обнародование данного места работы эксперта приведут к утрате экспертом независимости, обязательно появится соблазн руководителя проверяемой экспертом медицинской организации связаться с руководителем работодателя эксперта и "решить вопрос" иными методами;

5) результаты ЭКМП будут носить необъективный характер, формирование отчетов по ним будет крайне затруднено для СМО и ТФОМС;

5) существующая система возложения материальной штрафной ответственности за качество ЭКМП на СМО при отсутствии сколь-нибудь значимой ответственности эксперта приведет к полной потере объективности результатов ЭКМП.

Заключение. Законопроект не решает накопленных в течение последних 20 лет предметов критики здравоохранения:

■ подчинение патологоанатома, обязанного указать в протоколе вскрытия трупа дефекты медицинской помощи, главному врачу медорганизации лишает пациентов права на справедливость и возмещение вреда;

■ подчинение руководителя бюро судебно-медицинской экспертизы руководителю органа управления здравоохранением, которому подчинен и главный врач медорганизации, проверяемой судмедэкспертом, лишает пациента права на справедливость и возмещение вреда.



Старченко А.А.

Проект внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: неделимое яблоко раздора или дольчатый апельсин баланса интересов?

НП "Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе", Москва, Россия

Цель - рассматривается проект приказа Минздрава России "Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" с точки зрения интересов руководителей медицинских организаций, рядовых лечащих врачей, пациентов, экспертов Росздравнадзора и страховых медицинских организаций.

Проект приказа Минздрава России "Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" вот уже 5 мес будоражит медицинскую общественность, вплоть до созыва круглого стола Центрального штаба ОНФ: столкнулись законные интересы руководителей медицинских организаций, рядовых лечащих врачей, пациентов, экспертов Росздравнадзора и страховых медицинских организаций... Так что это - неделимое яблоко раздора, которое должно быть уничтожено, так как угрожает креслам руководителям медорганизаций, или дольки апельсина, которые утолят интересы лечащего врача и его пациента?

Обсуждение. Рассмотрим с точки зрения различных интересов концепции проекта приказа о внутреннем контроле, представленные Минздравом России и его оппонентами из числа Национальной медицинской палаты:

1) концепция проекта приказа Минздрава России - это формирование чек-листов с предельно точной и конкретной оценкой конкретного доказательно действующего фактора риска причинения вреда жизни и здоровью пациента:

■ важно для пациента - если данный риск не будет управляем и не будет предупрежден профилактическими мерами, то он получит ущерб здоровью;

■ важно для рядового врача (лечащего врача, оперирующего хирурга, анестезиолога-реаниматолога и т.д.) - создан конкретный чек-лист с конкретными реальными факторами риска причинения вреда пациенту, которые являются и факторами риска возбуждения гражданских и уголовных дел, если этот риск будет реализован в реальный ущерб здоровью пациента;

■ работа по чек-листам существенно снизит опасность юридических последствий для рядового врача;

■ важно для рядового врача обеспечением его ресурсами для ведения пациента, так как обязывает руководителя - главного врача тратить средства не по личному усмотрению, а на реализацию исполнения чек-листа (оборудование, оснащение, препараты, консультанты и т.д.);

■ важно в целом для медицинской организации - внешняя проверка осуществляется не по принципу "что хочу - то и проверю", а в строгом соответствии с чек-листами, которые ясны, конкретны и не имеют двойного толкования, т.е. коррупциогенность проверок сводится к самому минимуму: и проверяемый, и проверяющий знают, что перечень проверяемого не может быть произвольно расширен (типа: "а я еще и вот это, и это ... хочу проверить") и известен заранее, объявлен приказом, т.е. стабилен и имеет латентное время для исправления недостатков;

■ экспертиза медицинской помощи, выполненная в системе ОМС и системе Росздравнадзора на основе чек-листов, будет соответствовать принципам объективности, сравнимости результатов и единой экспертной практики, что станет залогом формирования единого конституционно равного для пациента качества медицинской помощи;

2) концепция, отвергающая проект приказа Минздрава России о внутреннем контроле, - это возврат к коррупциогенной модели: конкретный список критериев проверки отсутствует, поэтому с проверяющим "можно договориться", что и в какой дозе проверять, а это представляет опасность:

■ для пациента - его реальные риски получения вреда здоровью не интересуют ни проверяемого, ни проверяющего, риск имеет реальность превратиться в ущерб здоровью пациента;

■ для рядового врача - реальные риски причинения вреда здоровью пациента возрастают, что приведет к обвинению врача, так как в ситуации отсутствия конкретных чек-листов главному врачу легче безапелляционно переложить все огрехи и вину на рядового врача, а самому тратить средства по своему "усмотрению", при этом проблемы рядового врача не интересуют ни проверяемого, ни проверяющего, риск имеет реальность превратиться в ущерб здоровью пациента, который найдет отражение в обвинительном приговоре;

■ внутренний контроль без учета чек-листов продолжит практику конституционно неравного для пациента качества медицинской помощи.

Заключение. Таким образом, модель Минздрава России - демократичная и объективно-ориентированная, так как устанавливает доказательно работающие конкретные требования к снижению риска причинения вреда жизни и здоровью пациента, разделяющая ответственность за вред здоровью пациента между рядовым врачом и руководителем медорганизации (в случае отсутствия необходимого врачу оборудования, препаратов и консультантов), позволяющая доказать невиновность рядового врача при выполнении им всех требований в условиях ресурсов, предоставленных руководством;

Модель, отвергающая проект приказа Минздрава России о внутреннем контроле, исключительно авторитарная и субъективно-ориентированная, так как отсутствие чек-листа и конкретных показателей проверки несет неопределенность, которая всегда будет использована руководителем медорганизации в личных целях, несмотря на интересы пациента и рядового врача; данная авторитарная модель не устанавливает доказательно работающие конкретные требования к снижению риска причинения вреда жизни и здоровью пациента, возлагает всю ответственность за вред здоровью пациента исключительно на рядового врача в случае отсутствия необходимого врачу оборудования, препаратов и консультантов, не позволяющую доказать невиновность рядового врача при выполнении им всех требований.



Сухарева И.А.

Материальное благосостояние как фактор влияния на здоровье мужчин Республики Крым

ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", Симферополь, Россия

Актуальность. В статье говорится о влиянии материального благосостояния на здоровье мужчин Республики Крым. Наибольший ущерб здоровью мужчин наносит низкий уровень жизни. Отсутствие этого фактора риска могло бы снизить частоту возникновения различных проблем со здоровьем у мужчин Крыма на 20,0%. Отмечено, что одной из приоритетных задач по улучшению здоровья мужчин должно стать ограничение влияния бедности на их здоровье, что позволит снизить риск преждевременной смертности особенно среди лиц трудоспособного возраста.

Введение. Несмотря на то что изменение текущего миропорядка генерирует новые вызовы и угрозы экономической безопасности государства, низкий уровень жизни населения, социальное неравенство и обеднение населения в теории экономической безопасности рассматриваются в качестве значимой и безусловной внутренней угрозы. Решающее значение имеют масштабы и причины бедности как проявления социального неравенства. Согласно гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова: позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества на основании определенных базовых наборов учитываемых лишений, доступны ли человеку такие социальные блага, как возможность оплаты услуг образования, здравоохранения, насколько полна продовольственная корзина члена общества. С другой стороны, субъективный подход к измерению бедности основан на оценках материального положения и уровня жизни, сделанных самими гражданами. Субъективный подход устанавливает черту бедности на основе анализа представлений населения о том, какой объем ресурсов необходим для удовлетворения минимальных потребностей. Понятие бедности настолько сложное и многоуровневое по своему характеру, что каждый из подходов характеризует определенный уровень бедности, раскрывая только некоторую часть данного явления. Однако на сегодняшний момент в основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит лишь концепция абсолютной бедности, предполагающая определение минимальных потребностей и круга товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (потребительская корзина). Осознание бедности как угрозы экономической безопасности государства требует решения целого комплекса методических и теоретических проблем в приложении к конкретному типу хозяйственной системы.

Цель: оценить влияние уровня доходов на здоровье мужчин в Республике Крым.

Материал и методы. Проанкетированы 1144 мужчины в возрасте от 18 до 66 лет (средний возраст 35,8±12,3 года). Анкета-опросник состояла из 232 вопросов. Были использованы методы количественного анализа (Microsoft Excel 2010 для Microsoft Windows), непараметрические методы статистического анализа: медианы (Xe), U-критерий Манна-Уитни для анализа между группами, - коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (программа Statistica 10,0).

Результаты. Частота хронических болезней у опрошенных мужчин Крыма существенно (р<0,01) и сильно (η=0,981) зависит от уровня их жизни. Так, если среди бедных и очень бедных мужчин частота этих болезней была на уровне 213,3 на 1000 опрошенных, то среди богатых и среднего достатка мужчин - 112,7 V, что на 89,3% больше. Частота встречаемости сахарного диабета, гипертонической болезни и других проблем со здоровьем у мужчин существенно не зависела от уровня их жизни (р>0,05). Для оценки ущерба, наносимого факторами риска здоровью мужчин Крыма, оценивались этиологический риск и ранг влияния на здоровье вредного фактора. Этиологический риск одновременно учитывает и биологический эффект воздействия, и долю населения, экспонированного к нему. Он определяет долю, на которую уменьшилась бы заболеваемость при отсутствии данного воздействия. Сравнивая различные этиологические факторы, можно оценивать их роль в возникновении данного заболевания. Наибольший ущерб здоровью мужчин Крыма наносит низкий уровень жизни (бедность). Отсутствие этого фактора риска могло бы снизить частоту возникновения различных проблем со здоровьем у мужчин Крыма на 20,0%. Под воздействием этого фактора риска на момент исследования находилось 250,5 тыс. мужчин региона.

Заключение. Таким образом, можно утверждать, что здоровье мужчин региона подвержено влиянию многочисленных факторов риска, но в первую очередь уровнем доходов, и устранение этого влияния могло бы значительно улучшить состояние их здоровья, что обусловливает необходимость поиска путей и методов этого улучшения. Одной из приоритетных задач в области социальной политики должно стать ограничение влияния бедности, безработицы на здоровье населения, предупреждение рисков преждевременной смертности. Для трудоспособного населения это необходимо делать за счет повышения экономической активности, увеличения уровня реальных доходов, уменьшения масштабов явной и латентной безработицы.



Третьякова О.С.

Оценка медико-социальной эффективности службы охраны материнства и детства

ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", Симферополь, Россия

Проведена сравнительная оценка медико-социальной эффективности службы охраны материнства и детства РФ и Республики Крым (РК) по методике, рекомендованной ВОЗ. Установлена очень высокая медико-социальная эффективность службы в РК и ее средняя эффективность в РФ, что требует совершенствования анте- и постнатальной профилактики в каждом из субъектов РФ, что приведет к повышению медико-социальной эффективности службы в целом в стране и внесет свой вклад в улучшение демографической ситуации.

В условиях депопуляции, возобновившейся после кратковременного естественного прироста, естественная убыль населения РФ требует проведения глубокого анализа сложившейся ситуации как в целом в стране, так и в отдельно взятых ее субъектах. Наряду со снижением рождаемости, вызванным рядом объективных причин, и прежде всего снижением числа женщин фертильного возраста, обусловленным низкой рождаемостью, зарегистрированной в период социально-экономического кризиса 90-х годов прошлого века в странах постсоветского пространства, несомненный вклад в этот негативный тренд вносят и репродуктивные потери. В этой связи возникает необходимость объективной оценки эффективности организации медицинской помощи в сфере охраны материнства и детства. Помимо общепринятых коэффициентов, традиционно используемых для оценки эффективности службы охраны материнства и детства, отражающих смертность плода и детей в различные периоды младенчества (мертворождаемость, перинатальная, неонатальная, постнеонатальная, младенческая смертность и т.д.), опосредованно свидетельствующих о качестве оказания медицинской помощи данной категории, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разработан ряд дополнительных коэффициентов. К их числу относятся показатель фетоинфантильных потерь, а также менее известный коэффициент, позволяющий провести оценку медико-социальной эффективности деятельности службы охраны материнства и детства, в основу которого положено отношение смертности детей в постнеонатальном периоде к мертворождениям и смертности новорожденных.

Цель исследования: оценка медико-социальной эффективности деятельности службы охраны материнства и детства в РФ и Республики Крым (РК) за 2015-2017 гг.

Материал и методы. В ходе анализа использованы материалы ежегодного статистического сборника "Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельности службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации" (ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России). Коэффициент эффективности деятельности службы охраны материнства и детства рассчитывался по формуле: К=П/Р, где П - поздняя (постнеонатальная), Р - ранняя (мертворождаемость и смертность в период 0-27 дней жизни) смертность. Интерпретация результатов проводилась исходя из критериев оценки ВОЗ: 1,0 - очень низкая; 0,5-1,0 - низкая; 0,4-0,5 - средняя; 0,3-0,4 - высокая, менее 0,3 - очень высокая. Статистическая обработка материалов производилась с использованием программы Microsoft Excel 2010.

Результаты и обсуждение. Исходя из формулы расчета коэффициента эффективности поздняя смертность жизнеспособных детей соответствует постнеонатальной смертности, на долю которой, согласно статистическим данным, приходится около 30% всех случаев детской смертности. В РФ коэффициент постнеонатальной смертности в 2015-2017 гг. последовательно снижался с 4,1 до 3,6‰ соответственно (-12,2%). В то же время в РК динамика постнеонатальной смертности была незначительной (2,6‰ в 2015 г. и 2,5‰ в 2017 г.). При этом коэффициент поздней смертности в РК был ниже практически на треть (-30,5%), чем в РФ.

Показатель ранней смертности детей, вынесенный в знаменатель формулы, включает мертворождаемость и неонатальную смертность. В РФ за исследуемый период отмечена негативная тенденция показателя мертворождаемости: от 6,0‰ в 2015 г. до 6,9‰ в 2017 г. В РК зафиксирован положительный тренд (6,7‰ - 2015 г., 6,0‰ - 2016 г., 6,2‰ - 2017 г.). Этот показатель в 2017 г. впервые был ниже, чем в РФ (на 10%). Неонатальная смертность в стране за исследуемый период неуклонно снижалась: с 2,5 V в 2015 г. до 2,0 V в 2017 г. В РК коэффициент неонатальной смертности в 2017 г. был выше, чем в РФ, практически в 1,5 раза (3,6‰ - 2015 г. и 3,0‰ - 2017 г.), но при этом показатели как мертворождаемости, так и постнеонатальной смертности были ниже.

Полученные при расчете значения коэффициента П/Р в РФ (0,48 - 2015 и 2016 гг.; 0,47 - 2017 г.) указывают на средний уровень эффективности службы охраны материнства и детства в целом по стране, что преимущественно связано с относительно высокими показателями постнеонатальной смертности. В то же время в РК медико-социальная эффективность деятельности службы охраны материнства и детства была стабильно очень высокой (0,26 в 2015 и 2016 гг., 0,27 в 2017 г.). В обоих случаях динамика коэффициента графически имела вид прямой линии, что свидетельствует о корректности предоставления статистических данных о мертворождаемости и младенческой смертности.

Заключение. Деятельность службы охраны материнства и детства в РК имеет очень высокую медико-социальную эффективность, в то время как в РФ ее эффективность средняя. Это указывает на необходимость совершенствования анте- и постнатальной профилактики в каждом из субъектов РФ, что приведет к повышению медико-социальной эффективности службы в России в целом и внесет свой вклад в улучшение демографической ситуации в стране.



Федонников А.С.

Интерактивный медико-социальный сервис на основе онлайн-коммуникации: опыт проектирования и внедрения

ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" Минздрава России, Саратов, Россия

Актуальность. Спроектирован и апробирован интерактивный медико-социальный сервис на основе онлайн-коммуникации для пациентов травматолого-ортопедического профиля. Обоснованы критерии и проведена оценка его востребованности пациентами. Показано, что дальнейшее внедрение данного сервиса в практику позволит внести вклад в трансформацию процессов организации здравоохранения за счет достижения определенного уровня автоматизации информационного взаимодействия ключевых субъектов здравоохранения.

Введение. Неравный доступ населения к ресурсам здравоохранения на региональном уровне является на сегодняшний день одной из основных причин негативных оценок экспертного сообщества проводимых реформ в отрасли. Несмотря на осуществляемые преобразования, ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не происходит [1]. В условиях дефицита ресурсов одним из приоритетных направлений повышения эффективности и обеспечения доступности медицинских услуг является проектирование и внедрение в практику здравоохранения медико-социальных сервисов, функционирующих на основе онлайн-коммуникации, что позволит повысить качество информационного взаимодействия ключевых субъектов системы здравоохранения - пациентов с медицинскими организациями, что экономически целесообразно, так как позволяет достичь определенных медико-социальных результатов без существенных инвестиций в инфраструктуру отрасли.

Одной из нозологических областей, для которой актуально внедрение сервисов онлайн-коммуникации, является патология опорно-двигательной системы, вклад которой в общее бремя болезней признан ВОЗ и Всемирным Банком доминирующим по причине высокой распространенности и выраженности негативных социально-экономических последствий. В структуре данной патологии лидирующие позиции занимает остеоартроз тазобедренных и коленных суставов. Реализация хирургического этапа лечения с применением технологии эндопротезирования является практически решенной задачей - в нашей стране по программам высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) осуществляется ежегодно более 100 тыс. операций. При этом формируется контингент пациентов с имплантированными конструкциями, реабилитация которых требует постоянного сопровождения. Однако системные факторы ограничения доступности услуг здравоохранения на послеоперационном этапе - дефицит квалифицированных кадров в амбулаторном звене профильных служб регионов на уровне 40%, недостаточное финансирование региональных программ реабилитации, низкий уровень обратной связи с пациентами со стороны региональных служб здравоохранения - в перспективе создают риск социально-экономической девальвации достигнутого на этапе хирургического лечения медицинского результата.

Материал и методы. С целью повышения качества медицинской помощи и организации послеоперационной реабилитации пациентов на базе НИИ травматологии, ортопедии и нейрохирургии Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского в 2018-2019 гг. была разработана и апробируется Система мониторинга и обратной связи (СИМОС) на основе онлайн-коммуникации. С использованием СИМОС проведено медико-социологическое исследование, включившее 581 профильного пациента, которые постоянно проживают в 21 регионе России.

Результаты. Для оценки востребованности СИМОС разработаны и апробированы определенные критерии: отклик получателей; временной диапазон между рассылкой и входом в систему; повторное использование; полнота использования сервисов. Критерий "отклик получателей" составил в ходе организационного эксперимента 45,9%. Согласно полученным данным, наибольшее число входов в систему осуществляется в день рассылки. Показатель "повторное использование" за период исследования составил 4,8. Среди предпочитаемых инструментов коммуникации выявлен практически равный потенциал использования электронной почты (15%) и социальных сетей (12,5%).

Заключение. СИМОС обладает широким функционалом, давая возможность решать ряд важных задач: получать новые знания и вырабатывать векторы организации медицинской помощи, расширять аспекты взаимодействия пациента и системы здравоохранения, формируя пациент-центрическую модель оказания медицинской помощи и реабилитации. Представленная разработка реализует принципы социального маркетинга - в условиях развития здравоохранения и возрастания конкуренции среди учреждений, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи, приоритет выбора пациента будет формироваться в отношении организаций, демонстрирующих личностно ориентированный подход. Разработка данного сервиса позволит внести вклад в трансформацию процессов организации здравоохранения за счет достижения определенного уровня автоматизации информационного взаимодействия ключевых субъектов здравоохранения - пациента и медицинской организации, а также мониторинга результатов лечения и послеоперационной реабилитации профильных пациентов.



Хачатурян В.А.

Проект "Организация и запуск корпоративного проектного офиса" в медицинской организации: выгоды и возможности

ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Республики Татарстан, Казань

Актуальность. В статье автор отражает отдельные аспекты организации и запуска корпоративного проектного офиса и особенности создания инструментов устойчивого развития медицинской организации. Уникальность проекта обусловлена сменой парадигмы "инициатива наказуема". Внедряемые решения типизированы для специалистов с высшим профессиональным образованием по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Сестринское дело" и интегрированы между собой.

Цели: повысить уровень инициатив сотрудников в вопросах развития медицинской организации с помощью методологии проектного управления и эффективной организации труда в интересах пациента и персонала.

Введение. Создание системы управления качеством в организации является стратегическим решением, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие. Часто можно услышать выражение "инициатива наказуема", которое в первоначальном виде звучит так: "в армии инициатива наказуема". Иными словами, любая инициатива, проявленная младшим по званию, приводит к тому, что именно он будет вынужден заниматься ее реализацией и понесет ответственность за возможную неудачу. Действующее трудовое законодательство считает, что обеспечение развития организации является частью трудовой функции работодателя. В то же время работник не наделен правами на проявление собственных инициатив, направленных на развитие. Реализация приоритетных национальных проектов здравоохранения и выполнение стратегических задач приоритизируют управленческую нагрузку на руководство медицинской организацией и актуализируют вопросы делегирования полномочий по принятию решений в подразделения. Однако в существующей системе управления структурное подразделение, обеспечивающее организацию и создание системы сбора и оценки инициатив сотрудников, отсутствует. Процесс генерации инициатив в медицинской организации не регламентирован, а директивно-распорядительный режим не позволяет в необходимом объеме делегировать полномочия. Решением задач системы управления качеством и возможностью создания универсального инструмента для обеспечения развития медицинской организации становится создание корпоративного проектного офиса.

Материал и методы. Изучены активы процессов организации ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер" Минздрава Республики Татарстан (Казань) (далее - ГАУЗ "РКОД МЗ РТ"): модель процессов и видов деятельности, политика в области качества, стратегия развития на 2017-2020 гг., двусторонние договоры с образовательными учреждениями. Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Проведен опрос руководителей структурных подразделений и осуществлен анализ извлеченных уроков из предыдущих проектов. Проанализированы литературные источники, в которых описаны процессы, признанные хорошими практиками при осуществлении большинства проектов в большинстве случаев. Составлен перечень мероприятий.

Результаты и обсуждение. Для реализации поставленных целей в ГАУЗ "РКОД МЗ РТ" создан общественный орган - экспертный совет, целью деятельности которого является осуществление анализа научно-практической значимости, клинико-фармакологической эффективности и методического сопровождения инновационных проектов в медицинской сфере. В его задачи входит изучение материалов по заявленным на рассмотрение проектным инициативам; осуществление оценки научно-практической и социальной значимости проектов; разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности проектной деятельности. Несколько ранее в ГАУЗ "РКОД МЗ РТ" создан отдел развития - проектный офис РКОД. Отдел развития обеспечивает работу экспертного совета в создании системы сбора инициатив сотрудников, их документирование, а также разработку, корректировку и контроль исполнения. По мнению 75% руководителей структурных подразделений, выгодами корпоративной системы управления проектами являются прозрачность отбора, рассмотрение всевозможных сторон, унификация процессов, разработка и принятие внутренних профессиональных правил и стандартов, помощь в организации обучения работников и отсутствие вмешательства в контроль работ по проекту. Есть мнение, что корпоративный проектный офис приносит общую результативность в осуществлении проектной деятельности. Утвержден перечень проектных инициатив.

Заключение. Созданная система управления качеством меняет парадигму установки "инициатива наказуема" и позволяет координировать усилия специалистов в профессиональной деятельности с помощью методологии проектного управления. В рамках проекта организации и запуска корпоративного проектного офиса созданы инструменты, являющиеся необходимыми элементами корпоративной системы управления проектами, обеспечивающие устойчивое развитие медицинской организации в интересах пациента и персонала.



Хижа В.В., Мовчан К.Н., Чернов К.Е., Морозов Ю.М., Иванов Г.Н., Романенков Н.С., Артюшин Б.С., Русакевич К.И.

Результаты сравнительного анализа медико-статистических параметров онкологической заболеваемости в Санкт-Петербурге в 2013-2018 гг.

ГБУЗ "НИИ - краевая клиническая больница № 1 им. проф. С.В. Очаповского", Краснодар, Россия

В Санкт-Петербурге, как и в других регионах Российской Федерации, констатируется тенденция ежегодного увеличения числа случаев злокачественных новообразований. Анализ статистических данных о результатах обследования и лечения больных неоплазиями позволяет оптимизировать как использование технологий, так и организацию оказания медицинской помощи этому контингенту пациентов.

Цель исследования: оценить основные медико-статистические данные о наблюдениях злокачественных новообразований (ЗНО) у жителей Санкт-Петербурга в 2013-2018 гг.

Материал и методы. В отделе медицинской статистики опухолевых заболеваний СПб ГБУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" актуализирована ежегодно пополняемая база данных, в которой аккумулируются сведения, содержащиеся в первичных медицинских документах более чем 500 тыс. пациентов с неоплазиями. Эти данные позволяют аналитически оценивать эффективность оказания медицинской помощи (МП) больным ЗНО. Изучены основные медико-статистические показатели деятельности специалистов онкологической службы Санкт-Петербурга в плане оказания МП больным ЗНО. Для этого проанализированы данные, содержащиеся в формах ежегодной государственной отчетности № 35 "Сведения о больных злокачественным новообразованием" и № 7 "Сведения о случаях злокачественных заболеваний" за 2013-2018 гг. Отдельные статистические параметры рассчитаны с помощью программного обеспечения: "Популяционный раковый регистр" (ООО "Новел"), "МедИнфо-4".

Результаты. В 2018 г. уровень онкологической заболеваемости в Санкт-Петербурге составил 484,7 на 100 тыс. населения. Данный показатель по сравнению с аналогичным в 2013-2014 гг. значительно выше (2013 г. - 405,90; 2014 г. - 418,00). Одним из факторов повышения параметра заболеваемости среди жителей города в 2016-2018 гг., вероятно, является улучшение качества диагностики ЗНО. Вместе с тем в 2018 г. показатель заболеваемости ЗНО несколько ниже, чем в 20162017 гг. (2016 г. - 493,70; 2017 г. - 494,20).

По сравнению с 2017 г. в 2018 г. рейтинговые места наиболее часто встречаемых неоплазий не изменились. У мужчин в 2018 г. преимущественно верифицированы ЗНО предстательной железы, легких и ободочной кишки. Среди женского населения в 2018 г., как и в 2017 г., чаще других неоплазий верифицированы новообразования молочных желез, кожи (кроме меланомы) и ободочной кишки.

Численность контингента жителей города с диагнозом ЗНО, установленным впервые в жизни, в 2018 г. составила 21 346 чел., что несколько ниже аналогичного показателя 2017 г. (20 506 чел.) и 2016 г. (20 676 чел.).

Медицинскими работниками Санкт-Петербурга в 2018 г. верифицирован 25 941 случай ЗНО (в 2016 и 2017 гг. - 25 935 и 26 276 наблюдений соответственно). Увеличение численности контингента больных ЗНО в 2016-2018 гг. по сравнению с 2013-2014 гг., вероятно, отражает эффективность мероприятий усовершенствованной диспансеризации населения, пропаганды здорового образа жизни и повышения онкологической настороженности как среди медработников города, так и населения в целом.

В связи с проведением комплекса мероприятий долгосрочной программы модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга в мегаполисе отмечается положительная тенденция в плане диагностики ЗНО на ранних стадиях заболевания. Удельный вес случаев ЗНО I-II стадии, выявленных в 2018 г., составил 56,0% (2015 г. - 51,1%, 2016 г. - 52,6%, 2017 г. - 53,7%), а неоплазий III-IV стадии - 36,2%. В 2015, 2016 и 2017 гг. удельный вес контингента пациентов с ЗНО III-IV стадии составил 39,0; 37,9 и 38,0% соответственно. По данным мониторинга мероприятий, предпринятых в плане снижения смертности от новообразований, удельный вес контингента больных ЗНО I-II стадий в 2018 г. среди взрослых жителей города составил 56,3%, что соответствует индикаторному показателю Минздрава России (55,5%).

В Санкт-Петербурге показатель случаев одногодичной смертности больных ЗНО в 2018 г., как и в 2017 г., остается на уровне ниже среднероссийского - 21,3% (в РФ в 2017 г. - 22,5%).

Оснащение медицинских организаций города современным томографическим оборудованием, внедрение малоинвазивных методик забора материалов для гистологического исследования, а также целенаправленное повышение уровня профессиональных знаний врачей в системе непрерывного постдипломного образования способствуют существенному улучшению качества верификации новообразований у значительного контингента пациентов.

"Грубый" показатель смертности населения Санкт-Петербурга за отчетный период (по предварительным данным Росстата) по сравнению с 2017 г. существенно снизился и составил 241,6 на 100 тыс. населения (в 2016 г. - 253,30; 2017 г. - 254,20). В 2018 г. по причине ЗНО в городе умерли 12 937 чел., в 2017 г. - 13 437 чел. Численность контингента людей с реально сохраненной жизнью при ЗНО в 2018 г. составила около 500 чел. (в 2017 г. данный параметр отличался отрицательным значением: -137 чел.).

Заключение. Несмотря на рост параметров заболеваемости населения Санкт-Петербурга злокачественными новообразованиями, частота своевременного выявления опухолевых процессов повышается. Последнее обусловлено совершенствованием современных технологических и организационных возможностей верификации неоплазий и противораковой борьбы в городе.



Шаповалов К.А., Шаповалова П.К.

Профилактика травматизма плавающего состава морского транспортного флота северного водного бассейна как форма реализации государственной политики России на новом этапе освоения Северного морского пути

ГБУЗ Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника № 3", Сыктывкар, Россия

Актуальность. Государственная политика России в Арктике предусматривает модернизацию и развитие инфраструктуры транспортной системы в арктической зоне РФ, обеспечение реструктуризации объемов грузоперевозок по Северному морскому пути.

Цель: анализ травматизма плавающего состава (ПС) морского транспортного флота с потерей трудоспособности.

Частота производственного травматизма ПС составляет 198,2 на 1000 работающих, что является высоким показателем. Среди судовых специалистов производственные травмы получают чаще матросы и мотористы по сравнению с механиками и судоводителями.

Результаты. Частота производственного травматизма ПС на морских транспортных судах северного водного бассейна составляет 198,2 на 1000 работающих. Сравнительный анализ проводился с травматизмом ПС речного транспортного и рыбопромыслового тралового флотов. Установлено, что среди моряков, получивших повреждения, 93,4% мужчин и 8,6% женщин. При этом частота повреждений у женщин из числа ПС почти в 1,8 раза ниже, чем у мужчин (11,4 и 22,1 соответственно), что связано с особенностями использования женского труда на морских судах.

В структуре повреждений удельный вес травм, полученных ПС при переходах по трапам и палубам, составляет 28,8% случаев; ремонте и обслуживании машин и механизмов машинного отделения -25,2%; погрузочно-разгрузочных работах силами экипажа - 11,5%; обслуживании палубных механизмов - 9,5%; швартовых операциях - 5%; камбузных - 6,1%; работах с люковыми закрытиями -4,4%; других видах - 8,0%. Погрузочно-разгрузочные работы, которые выполняются силами судовых экипажей, производятся в неприспособленных или плохо оборудованных портах при доставке хозяйственных грузов в отдаленные точки северного побережья и выгрузке грузов на необорудованный арктический берег с использованием перевалочных транспортных средств и ледового припая причалов Варандей, Харасовей или на понтоны в порт-пунктах Белого моря.

Более 2/3 пострадавших (65,3%) после оказания медицинской помощи лечились по поводу травм амбулаторно в условиях судового медицинского пункта или поликлиники. Остальным диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия проводились в госпитальных условиях.

Переломы костей у моряков различной локализации происходят в 2,5 раза чаще ушибов и почти в 2,9 раза чаще ранений. Они являются ведущим видом и в структуре повреждений во всех анатомо-функциональных сегментах, в том числе открытые раны составляют 14,5%.

При травмах на судах 54,1 (27,7%) пациентам проводились хирургические манипуляции, направленные на остановку кровотечения из раны, туалет растворами антисептиков с элементами хирургической обработки, наложение асептических и гипсовых повязок. Более половины пациентов (63,6%; 123,7) лечились консервативными методами и только 17,7 (9,7%) подвергнуты оперативным вмешательствам. Осложнения отмечены у 15,5% больных. Среднее число дней нетрудоспособности составило 42,7, койко-день - 26,4. Выздоровление наступило у 17,5 (85,4%) пострадавших моряков; переведены на легкий труд с последующей профессиональной реабилитацией 15,8 (7,5%), установлена группа инвалидности 2,8 (1,4% ) морякам; смертность составила 12,0 (5,7%) человек.

Выводы

1. ПС морского транспортного флота является контингентом промышленных рабочих, обеспечивающих функционирование важных звеньев государственного хозяйственного механизма при продуктивном освоении Северного морского пути.

2. Производственный травматизм моряков в северных регионах является высоким. Среди судовых специалистов основных профессий производственные травмы происходят чаще с рядовым составом - матросами и мотористами по сравнению с механиками и судоводителями.

3. Максимальная частота травматизма установлена у лиц с производственным стажем до 1 года (29,0). Эти повреждения получены во время переходов по трапам и палубам, швартовых операциях, обслуживании и ремонте палубных механизмов. С ростом профессионального стажа травматизм моряков последовательно снижается более чем в 3,4 раза у лиц со стажем свыше 15 лет по сравнению с первым годом работы.



Шулаев А.В., Улумбекова Г.Э., Китаева Э.А., Китаев М.Р., Бакирова Э.А., Шавалиев Р.Ф.

Организация межведомственного взаимодействия в формировании приверженности населения к здоровому образу жизни: от выявления факторов риска -к профилактике

ГАУЗ "Рыбно-Слободская центральная районная больница", пгт Рыбная Слобода, Республика Татарстан, Россия

ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России, Казань, Россия

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" установлено достижение следующих целевых показателей: повышение к 2024 г. ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 78 лет и до 80 лет к 2030 г. Для достижения показателей необходим межведомственный подход взаимодействия. В статье рассматривается опыт организации межведомственного взаимодействия в Рыбно-Слободском районе Татарстана.

Цель - создание и внедрение Межведомственного координационного комитета, обеспечивающего координацию работы ведомств, привлекаемых к формированию и реализации демонстрационных проектов по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию приверженности населения к здоровому образу жизни.

Материал и методы. На начальном этапе реализации программы при главе Рыбно-Слободского района Республики Татарстан создан Межведомственный координационный комитет и проектный офис. В состав комитета вошли исполком района, отдел спорта, отделы образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, молодежи, Казанский государственный медицинский университет и Высшая школа организации и управления здравоохранением. Методические рекомендации, отчеты, планы и другие значимые документы разработаны, согласованы и переданы заинтересованным сторонам для обеспечения максимальной синергии и координации между компонентами программы.

Результаты и обсуждение. В целях разработки научно обоснованных рекомендаций в рамках Межведомственного координационного комитета по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) проведено анкетирование взрослого населения. В опросе приняли участие 2346 человека. Из них 1681 (71,65%) женщин и 665 (28,34%) мужчин; возраст - от 21 до 74 лет. Женщин с высшим образованием 590 (35,0% общего числа женщин), мужчин 188 (28,2% общего числа мужчин). Всего лиц с высшим образованием 778 (33,16% общего числа опрошенных). Говоря о понимании населением "здорового образа жизни", следует отметить, что наибольшее число опрошенных (89,46%) связывают ЗОЖ с занятиями спортом и поддержанием оптимальной физической формы. Вторым по важности аспектом ЗОЖ опрошенные считают отсутствие вредных привычек (82,67%). На 3-м месте стоит правильное питание (69,2%). Соблюдение режима дня на 4-м месте (51,32%). Положительные эмоции как признак ЗОЖ отметили только 37,26% опрошенных. Еще 20,41% отметили признаком ЗОЖ личную гигиену и 8,45% - владение навыками безопасного поведения. Причем среди мужчин и женщин есть единство в выборе первых двух признаков ЗОЖ (занятия спортом и отсутствие вредных привычек). Но на 3-е место женщины ставят правильное питание (74,96% числа опрошенных женщин), а мужчины - соблюдение режима дня (57,61% числа опрошенных мужчин). Интересно, что женщины почти вдвое чаще связывают ЗОЖ с получением положительных эмоций, чем мужчины (43,39% женщин отметили этот ответ и только 21,12% мужчин).

Отвечая на вопрос: "Как вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни?", абсолютное большинство опрошенных считают, что ЗОЖ позволит им иметь хорошее здоровье (91,86% опрошенных выбрали этот вариант ответа, из них 92,71% женщин и 89,66% мужчин). Также единство мужчин и женщин наблюдается в том, что ЗОЖ позволит им жить без лишних проблем и осложнений -40,88% женщин и 41,38% мужчин, всего 41,02% общего числа опрощенных. При этом 34,78% женщин считают, что ЗОЖ позволяет быть внешне привлекательными и иметь хорошую фигуру. Только 1,58% мужчин выбрали этот вариант ответа. Однако 45,4% мужчин считают, что ЗОЖ позволяет быть физически сильными и уметь постоять за себя. Среди женщин всего 17,09% выбрали ответ на этот вопрос. Интересно, что 40,37% мужчин считают, что ЗОЖ позволяет пользоваться уважением и признанием окружающих. И всего лишь 8,11% женщин выбирают этот вариант ответа. При ответах на данный вопрос женщины также оказались более эмоциональны и считают, что ЗОЖ позволит им общаться с любимым человеком и создать счастливую семью - 17,37% женщин и всего 2,3% мужчин. Следует отметить, что больше мужчин (35,2% мужчин по сравнению с 20,63% женщин) считают, что ЗОЖ даст им возможность полноценно заниматься любимым делом, работой. Наименее популярным ответом оказался вариант, что ЗОЖ позволяет быть современным культурным человеком (6,4% женщин и 8,05% мужчин).

Заключение. Таким образом, создание Межведомственного координационного комитета по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию приверженности к здоровому образу жизни позволит интегрировать усилия. Сохранение и укрепление здоровья населения, в первую очередь трудоспособного, позволит снизить инвалидность, повысить производительность труда, уменьшить затраты на медобслуживание и привести к долгосрочным экономическим выгодам. Данные, полученные в ходе анализа результатов анкетирования, свидетельствуют: учитывая различия в вариантах ответов мужчин и женщин, можно выстроить дифференцированную рекламную кампанию по популяризации ЗОЖ. Для женщин необходимо делать упор на эмоциональную составляющую ЗОЖ и его преимуществах (хорошая фигура, внешняя привлекательность, положительные эмоции, счастливая семья и взаимоотношения), а для мужчин - на деловые преимущества (физическая сила, умение постоять за себя, успех в жизни, возможность полноценно заниматься работой). И для мужчин, и для женщин важно делать акцент на том, что ЗОЖ позволяет иметь хорошее здоровье и избежать лишних проблем в жизни.