О концепции непрерывного медицинского образования, изложенной в проекте приказа Минздрава России о дополнительном профессиональном образовании врачей

РезюмеВ связи с переходом к аккредитации медицинских работников в настоящей статье дан анализ проекта нормативно-правового акта Минздрава России "Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях". Этот проект призван заменить приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях". В статье подробно рассмотрена история преодоления административных барьеров в сфере образования врачей и дан подробный анализ проекта нормативно-правового акта.

Ключевые слова:непрерывное медицинское образование, проект приказа, врачи, Минздрав России, нормативно-правовой акт

ОРГЗДРАВ - 2016. - № 3-4. - С. 50-54.

В связи с переходом к аккредитации меди­цинских работников мы обозначили ряд проблем и пути их преодоления. В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 389-ФЗ [1] по нашему предложению:

1) включили положение о переходном пери­оде к аккредитации до 2026 г., в течение кото­рого для допуска к медицинской деятельности достаточно сертификата специалиста;

2) не включили фразу, предусмотренную проектом закона:

"Перечень указанных образовательных и на­учных организаций (в которых создаются аккредитационные комиссии. - Прим. авт.) формиру­ется и утверждается уполномоченным федераль­ным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Фе­дерации".

Проект закона предусматривал закрытый перечень образовательных организаций, имею­щих право выдавать свидетельства об аккреди­тации (взамен действующих в настоящее время сертификатов). Таким образом, в закон не было включено положение, создающее предпосылки для монополизации рынка услуг дополнитель­ного профессионального образования в сфере медицины организациями, находящимися в при­вилегированном положении.

В настоящей статье анализируется проект нормативно-правового акта Минздрава "Поря­док и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работника­ми профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональ­ным программам в образовательных и научных организациях" (далее - Порядок) [6].

Как следует из проекта приказа, настоящий Порядок призван заменить приказ Министер­ства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими ра­ботниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем об­учения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образователь­ных и научных организациях" [2].

История вопроса

Касаясь истории преодоления администра­тивных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что в связи с приказом № 705н [3] ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив нарушение Закона о защите конкуренции. Минздрав России согла­сился с позицией ФАС и отменил приказ № 705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 03.08.2012 № 66н.

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 г. Минздрав издал приказ № 982н о выдаче сертификата специалиста мед­работникам, который вступил в силу 29 марта 2013 г. [4]. Согласно этому приказу, сертифи­каты специалиста могли выдавать только го­сударственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о дополнительном про­фессиональном образовании (ДПО) (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходи­ма аккредитация. В апреле 2013 г. экспертами Национального союза было подготовлено за­ключение по результатам проведения антикор­рупционной экспертизы данного приказа. В ав­густе 2013 г. Минздрав внес в него изменения, согласно которым негосударственные образова­тельные организации, имеющие лицензию, полу­чили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

Еще раз подчеркнем, что в первоначальной редакции приказа № 982н право выдачи серти­фиката предоставлялось только государствен­ным образовательным или научным организа­циям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупцион­ной экспертизы экспертами Национального со­юза региональных объединений частной систе­мы здравоохранения и возбуждения ФАС дела о нарушении антимонопольного законодатель­ства в отношении Минздрава.

Анализ проекта нормативно-правового акта

В целом мы позитивно оцениваем новый проект Порядка, поскольку он сохраняет основ­ные положения приказа № 66н, обеспечивая преемственность нормативно-правового регули­рования.

Однако возникают некоторые вопросы в от­ношении новых разделов, включенных в проект Порядка:

непрерывное медицинское и фармацевти­ческое образование;

реализация образовательных программ повышения квалификации с использова­нием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обяза­тельного медицинского страхования.

Данные разделы требуют проведения оцен­ки регулирующего воздействия на рынок услуг ДПО, поскольку могут привести к ограничению конкуренции и возникновению дополнительных расходов и трудностей для медицинских органи­заций, врачей и медсестер.

Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что ра­ботники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 г., проходят обучение толь­ко в рамках системы непрерывного медицинско­го и фармацевтического образования (далее -непрерывное образование).

Мы предлагаем исключить из данного пункта слово "только", поскольку систему непрерыв­ного образования еще только предстоит соз­дать, для чего необходим переходный период по аналогии с введением аккредитации. В течение переходного периода, на наш взгляд, врачам це­лесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.

Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что обучение работника в рамках системы непре­рывного образования осуществляется исклю­чительно с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтиче­ского образования Министерства здравоохране­ния Российской Федерации (далее - интернет-портал) по программам, размещенным на ин­тернет-портале, путем формирования работни­ком индивидуального плана и последующего дискретного освоения данного плана в течение 5 лет, завершающегося прохождением процеду­ры аккредитации.

Обучение с использованием интернет-пор­тала, электронных технологий в качестве условия продолжения образовательной деятельно­сти потребует от образовательных организаций значительных материальных расходов и времени для перевода учебных материалов в электрон­ную форму, что в период экономического кри­зиса является неоправданной мерой, тем более что большинство образовательных организаций проводят обучение на основании примерных программ, разработанных Минздравом России.

Пунктами 18-20 Порядка предусмотрено, что общая трудоемкость разделов индивидуально­го плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объ­ем освоения образовательных программ не ме­нее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может превышать 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время тру­доемкость повышения квалификации составляет 144 часа 1 раз в 5 лет. Увеличение трудоемкости на 73%, приведет к росту затрат на ДПО. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегод­ное повышение квалификации и посещение кон­ференций и семинаров, что приведет к много­кратному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицин­ские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

Пунктами 21-23 Порядка предусмотрено, что решение о размещении образовательной про­граммы повышения квалификации или образо­вательного мероприятия на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непре­рывному медицинскому образованию, создава­емой Министерством здравоохранения Россий­ской Федерации (далее - Экспертная комиссия).

Следует иметь в виду, что, согласно п. 5.5.2 (1) Положения о Министерстве здравоохранения Рос­сийской Федерации, утвержденного Постановле­нием Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 [5], к полномочиям Минздрава России относится раз­работка и утверждение примерных дополнитель­ных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования.

Полномочия по регистрации дополнитель­ных профессиональных программ конкретных образовательных организаций у Минздрава Рос­сии отсутствует.

Предоставлять такие полномочия Минздра­ву России нецелесообразно по следующим при­чинам:

1. Это возлагает на образовательные орга­низации дополнительные требования и огра­ничения, не предусмотренные законом. Так, действующим законодательством об образова­тельной деятельности не предусмотрено ука­зание в приложении к лицензии перечня про­грамм ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено.

2. Регистрация программ ДПО каждой обра­зовательной организацией при наличии разра­ботанных и утвержденных Минздравом пример­ных программ не имеет практического значения с учетом большого количества медицинских спе­циальностей - около 100.

Пунктами 25-26 Порядка предусмотрено, что подтверждение предварительной заявки для за­числения на обучение по выбранной образова­тельной программе повышения квалификации (для участия в выбранном образовательном ме­роприятии) осуществляется работником после согласования с работодателем.

На наш взгляд, использование государствен­ного ресурса в качестве обязательного условия для осуществления предпринимательской дея­тельности в сфере услуг ДПО третьими лицами (образовательными организациями), допущен­ными к использованию данного интернет-пор­тала, неминуемо приведет к монополизации дан­ного рынка.

Пунктом 28 Порядка предусмотрено, что с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обя­зательного медицинского страхования (ОМС) осуществляется обучение работников, замеща­ющих должности в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере ОМС.

Данный пункт ставит в неравные условия ме­дицинские организации, дискриминируемые по признаку участия в системе ОМС.

Пунктом 29 Порядка предусмотрено, что средства на обучение формируются за счет штрафов с медицинских организаций за наруше­ния, выявленные по результатам контроля объе­мов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Данный пункт стимулирует нарушения, вы­являемые по результатам контроля объемов, сро­ков, качества и условий предоставления меди­цинской помощи: чем больше штрафов уплатит медицинская организация, тем больше у нее бу­дет средств для оплаты ДПО своих сотрудников, по сравнению с организациями, работающими без нарушений.

Пунктами 33-35 Порядка предусмотрено, что включение работника в итоговый список на обучение с использованием средств нормированного страхового запаса осуществля­ется органом исполнительной власти, что яв­ляется основанием для заключения договора об образовании с образовательной органи­зацией.

Данный пункт оставляет решение вопроса на усмотрение чиновника.

Выводы

Большинство указанных проблем можно ре­шить путем введения переходного периода по аналогии с введением аккредитации. В течение переходного периода, на наш взгляд, врачам це­лесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.



Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»