Память о ваших добрых делах имеет цену только в этой стране...

ОРГЗДРАВ - 2016. - № 3-4. - С. 129-131.

Я-врач и рядовой гражданин России, мои корни глубоко уходят в сибирскую землю. Я не могу рекомендовать, как нам обу­строить Россию, но на уровне здравого смысла понимаю, что нужно профессионально грамот­но проанализировать все направления нашей жизни, обосновать перспективное развитие всех ее составляющих, выдвинуть профессионально грамотных лидеров, любящих Россию и в празд­ники и в будни, и в радости и в горе. В конце кон­цов мы все в ответе за судьбу нашей страны, а не только президент.

Непрерывное "реформирование" и "опти­мизация", недофинансирование, неэффектив­ное управление, парадные отчеты Минздрава, которые маскируют реальную ситуацию в от­расли, ведут к постепенной деградации россий­ского здравоохранения. Следует сказать также о том, что врача, стоящего лицом к лицу с паци­ентом, задушили в своих объятиях чиновники-контролеры, чиновники-"бумагомучители". На­пример, над врачом, принимающим роды, воз­вышаются заведующий отделением, начмед, главный врач, главный специалист города (рай­она), начальник городского (районного) отдела здравоохранения, главный специалист области, начальники Департамента охраны здоровья населения и их заместители по родовспомо­жению, начальники служб родовспоможения Минздрава России, министр здравоохранения, страховые компании. Не исключено, что я на­звала не всех, а некоторые административ­ные должности назвала неточно. Как в поэме Н.А. Некрасова: "В лесу раздавался топор дровосека./ А что, у отца-то большая семья?/ "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то:/ Отец мой да я..."". А, не дай бог, случится беда с матерью или ребенком, от­вечать будет только этот "мужичок с ноготок". А сколько бумаг заполняет тот же врач, кото­рый непосредственно оказывает медицинскую помощь! Это понятно, так как каждый участник "пирамиды" должен оправдать свое существо­вание. Вот уж действительно в стране "нет про­блемы с бумагой"!

Системно ухудшается высшее медицинское образование. Самое обидное заключается в том, что силы преподавателей отвлекаются на работу, не имеющую педагогической ценности и целесообразности. Фамилии авторов "ре­формирования" неизвестны. Вы назовите их, скажите, какую ученую степень они имеют, ка­ков их профессиональный маршрут - ведь они отдают распоряжения докторам медицинских наук, профессорам. Сообщите, как результаты педагогических нововведений влияют на уро­вень знаний и практических умений студентов. В то же время не решаются вопросы, состав­ляющие основу овладения студентами специ­альностью, в частности врача, - нет учебных операционных, родильных залов, процедурных, перевязочных, современных фантомов, на ко­торых можно освоить медицинские манипу­ляции. Наконец нет университетских клиник. Только на первый взгляд такое "реформатор­ство" может показаться безобидным. Если это желание интегрироваться в современное ев­ропейское высшее образование (пресловутое Болонское соглашение), нам не следовало бы забывать, что российское (советское в свое время) высшее медицинское образование при всей нашей всегдашней бедности было одним из лучших в мире. Предоставьте нашим студен­там такие возможности, какие предоставляются за рубежом, - на следу наших врачей никому не бывать.

Не могу не сказать о демографии. Да, в последние годы рождаемость несколько уве­личилась, но проанализируйте, за счет кого. Не следует забывать, что в нашей стране 15 млн незаконных и 2 млн законных имми­грантов, большинство их семей традиционно многодетные. Кроме того, это демографическое эхо на относительно высокий уровень рождае­мости (17-18 на 1000 населения) в 1980-е гг. Как пишут ведущие демографы нашей страны А.И. Антонов и А.Г. Вишневский, некоторое повышение рождаемости в последние годы -"это подарок из прошлого". В ближайшие годы в активный репродуктивный период вступит малочисленное поколение, родившееся в на­чале 1990-х гг. В это время, получившее зло­вещее название "русский крест", рождалось почти в 2 раза меньше, чем умирало. Наконец создается впечатление, что руководители здра­воохранения не замечают, кто сейчас рожает, кого рожают и каково здоровье поколения, ко­торому предстоит воспроизводить потомство в ближайшие десятилетия. По данным Феде­ральной службы государственной статистики, на 100 тыс. родивших женщин в 2012 г. стра­дали анемией 227,5 (в 1980 г. - 19,6), за­болеваниями мочеполовой системы - 17,9 (в 1980 г. - 2,3), системы кровообращения -9,6 (в 1980 г. - 3,5). В родильные дома пришли туберкулез, сифилис, алкоголизм, наркомания, ВИЧ и СПИД. Из числа родившихся живыми в 2012 г. патология новорожденных отмечена в 34,1% случаев (в 1980 г. - 7,9%). При умень­шении абсолютной численности детского на­селения в стране (1989 г. - 33 млн 984 тыс., 2013 г. - 22 млн 817 тыс.) увеличивается распространенность общей заболеваемости (1995 г. - 109 499,6, 2012 г. - 189 007,14 на 100 тыс. детей). Среди всех возрастных групп населения наиболее резкие изменения происходят среди подростков. Абсолютная чис­ленность подростков 15-19 лет уменьшилась с 9 млн 968 тыс. в 1989 г. до 4 млн 963 тыс. в 2008 г.). Подумайте только - в конце 2008 г. в селах России девочек-подростков было все­го 786 тыс.! Общая заболеваемость подрост­ков 15-17 лет увеличилась с 71 010,1 в 1995 г. до 124 944,3 на 100 тыс.

Нельзя не сказать об отрицательной роли средств массовой информации (печати, теле­видении) по растлению детей и подростков в особо крупных масштабах - на всю страну, от демонстрации насилия до просто бессмыс­ленных и пустых передач. Да, можно не читать газету с непотребными текстами и рисунками. Да, можно выключить телевизор с непотребны­ми клипами и фильмами. Но даже если читать и смотреть, с нами, со взрослыми, уже ничего не случится. Мы не только первый тайм отыграли, но и второй доигрываем. Но кто дал нам право отдавать на растление души наших детей? Это неправда, что запретами ничего не сделаешь. Человек по сути своей труслив. Он боится огла­ски, наглеет в том случае, когда знает, что не будет наказан. Если то, что должно быть вне закона, вне нашей многовековой морали, бу­дет по-настоящему осуждено и правосудием и обществом, уверяю - многое можно будет об­уздать и предотвратить.

В нашей стране всегда были богатые люди, но они никогда и ничего не делали ей во вред. Недавно я была в университетской библиотеке моего любимого Томска. Первые книги для уни­верситета поступили в 1878 г.: извозом и рекой была доставлена необычная поклажа - 142 ящи­ка с книгами и манускриптами, 22 626 изданий, многие в роскошных кожаных и сафьяновых переплетах с золотым тиснением работы париж­ских мастеров. Передал книги граф А.Г. Стро­ганов. Давно уже нет Строганова, но фолианты бесценных подаренных им книг стоят как сви­детели его любви к Отечеству. Не проходит дня, чтобы с благодарностью в стенах библиотеки не звучало его имя.

Понимаю некоторую наивность моего обра­щения к сказочно богатым людям в нашей стране. Вы же родились в этой стране, на погостах этой страны покоятся ваши предки, и память о ваших добрых делах имеет цену только в этой стране. Помните, как говорила героиня фильма "Гараж", жена Гуськова: "Гуськов, это же твои дети, это же наши дети!".

...Каждое утро я захожу в отделение ново­рожденных. Несколько часов назад на весь ро­дильный зал прозвучал их первый крик. Что их ждет впереди? Первый зуб, первый шаг, первое слово, первая буква... Я верю, что они прежде­временно не сделают последний вздох.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»