Факты о бюджете здравоохранения РФ на 2018-2020 гг.

РезюмеВ статье проанализирован проект закона о бюджете страны (законопроект № 274618-7 от 29.09.2017 "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"), а также расходы на здравоохранение РФ в динамике с 2013 по 2020 г. в разрезе основных источников финансирования и расходных статей. Показано, что государственные расходы на здравоохранение в 2018 г. по сравнению с 2017 г. вырастут на 9% в постоянных ценах (т.е. с учетом инфляции). Однако в постоянных ценах (2013 г.) уровень финансирования в 2018 г. только чуть превысил уровень финансирования 2013 г.

Ключевые слова:федеральный бюджет на 2018 г., расходы на здравоохранение в 2018 г., средства ФОМС в 2018 г., прогноз оплаты труда врачей

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. № 4. С. 17-23.

Тезис 1. Государственные расходы на здравоохранение в 2018 г. по сравнению с 2017 г. вырастут на 9% в постоянных ценах (т.е. с учетом инфляции).

Государственные расходы на здравоохра­нение в 2018 г. составят 3952 млрд руб., они складываются из трех источников: средств Фе­дерального фонда обязательного медицинско­го страхования (ФОМС), средств федерального и региональных бюджетов. Это по сравне­нию с 2017 г. рост на 14% в текущих ценах, или на 9% в постоянных ценах, при условии, что инфляция в 2018 г. не превысит 4% (табл.). Если инфляция будет выше, то и рост расходов на здравоохранение в постоянных ценах будет меньше. Это хорошая новость.

Однако, если сравнивать бюджет здравоох­ранения 2018 г. с прошлыми периодами, выясня­ется, что после падения государственных расхо­дов в 2014-2016 гг. мы только-только вернулись к уровню финансирования здравоохранения 2015 г. в постоянных ценах (2013 г.). Основной рост расходов заложен за счет средств ФОМС: в 2018 г. по сравнению с 2017 г. в постоян­ных ценах они вырастут на 11%. Средства федерального бюджета сокращаются на 2%, регионального бюджета - по плану, увеличива­ются на 11%.

Тезис 2. Важно, чтобы запланированные государством средства дошли до государ­ственных медицинских организаций и были направлены на повышение оплаты труда врачей.

Прежде чем деньги попадут в государ­ственные медицинские организации и пойдут на оплату труда врачей, их надо сначала собрать, а потом обеспечить прохождение по сложной цепочке. Сначала из средств ФОМС будут вы­чтены расходы, направляемые на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не входящей в базовую программу ОМС (100,5 млрд руб.). До 2015 г. эти расходы осу­ществлялись за счет средств федерального бюд­жета. Затем вычитаются средства на ведение дела ФОМС, выпуск полисов ОМС, на родовые сертификаты и другие статьи. Потом эти ресурсы наконец-то в виде субвенций направляются в территориальные фонды ОМС (ТФОМС). Но пре­жде чем попасть в медицинские организации, из них еще вычитают средства на поддержание деятельности ТФОМС и на работу страховых ме­дицинских организаций (СМО). СМО являются посредниками в доведении денежных средств до медицинских организаций.

Далее из государственных средств еще вы­читают средства, направляемые в частные меди­цинские организации, которые по действующе­му законодательству тоже претендуют на свою часть государственных ресурсов. Но даже это еще не все. На длинном пути доведения государ­ственных средств до государственных медицин­ских организаций часть средств задерживается в составе нормированного страхового запаса, за счет которого можно покупать оборудование до­роже 100 тыс. руб. Соответственно, эти деньги в оплате труда врачей не участвуют.

Но даже это еще не все. Может прийти указа­ние от Минздрава России или ФОМС (как это было в 2017 г.), что еще часть денег надо отдать на оказание экстракорпорального оплодотворения или, например, необходимы дополнительные средства на поддержание деятельности пери­натальных центров и выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела. В 2018 г. часть средств может пойти на информатизацию, например, на закупку программного обеспече­ния и поддержание деятельности действующих электронных систем.

Когда средства наконец-то дойдут до ме­дицинских организаций, в большинстве из них будут выплачивать кредиторскую задолжен­ность (долги), которая образовалась в резуль­тате нехватки финансов в 2017 г. Эти данные, а также объем дефицита исполнения программ государственных гарантий в регионах в 2017 г. неизвестны: ни Минздрав России, ни ФОМС о них не докладывают. Для справки: в 2016 г. дефицит реализации территориальных программ госу­дарственных гарантий (т.е. разница между за­планированными на эту программу средствами и фактическими расходами) только за счет консо­лидированных бюджетов субъектов РФ составил 164,4 млрд руб.

Таким образом, на пути реализации увели­ченного бюджета 2018 г. есть серьезные риски -сначала эти средства надо собрать (ведь пока это план), а затем сохранить и направить на оплату труда медицинских работников, согласно Указам Президента РФ от 2012 г. Особенно важно по­высить оплату труда медицинским работникам, которые трудятся в центральных районных и участковых больницах - оплоте оказания ме­дицинской помощи на селе.

Тезис 3. В 2019-2020 гг. рост государ­ственных расходов не запланирован, более того, они сокращаются.

В 2019 и 2020 гг. рост расходов на здраво­охранение не запланирован. В ценах 2018 г. они сокращаются на 2 и 3% соответственно. Значит, будут сокращаться и остальные статьи расходов: фонд оплаты труда, расходы на лекарственные средства, расходные материалы, жилищно-коммунальные платежи, на ремонт и инфор­матизацию. Из этого следует, что ни зарплаты медиков, ни объемы бесплатной медицинской помощи с 2019 г. расти не будут. Потому что в здравоохранении действует простое правило: сколько денег, таков объем бесплатной меди­цинской помощи. Более того, учитывая, что пла­нируется приток врачей (за счет выпускников вузов, которые не попали в ординатуру), фонд оплаты труда придется распределять на большее число врачей. Значит, падение зарплат медиков в 2019 и 2020 гг. будет еще выше.

Вывод: в 2018 г. средства на повыше­ние оплаты труда медицинских работни­ков предусмотрены, а после 2018 г. отрасль снова ждет стагнация, медицинских работ­ников - снижение зарплат, а пациентов -снижение объемов бесплатной медицинской помощи. Задача Минздрава России - доказать финансово-экономическому блоку, что до­полнительные средства в здравоохранении необходимы.