Эмоциональное выгорание врачей

РезюмеПроанализирована проблема эмоционального выгорания врачей на основе 3-факторной модели (эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение профессиональных достижений). Описаны факторы риска, симптоматика выгорания, его порочный круг. Обсуждается проблема выгорания студентов медицинского вуза. Заключительная часть статьи посвящена профилактике выгорания.

Ключевые слова:выгорание, эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение профессиональных достижений, факторы риска, врачи, студенты медицинского вуза, профилактика

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2017. № 4. С. 42-51.

Медицина всегда считалась профессией, предъявляющей высокие внутренние требования к ее представителям (лич­ностные и профессиональные качества, высо­кий уровень образования, его разносторонность, непрерывность и т.д.). Многие медицинские работники (как представители помогающих про­фессий) подвержены высокому риску эмоцио­нального выгорания, в зарубежной литературе обозначаемым термином "burnout", что перево­дится как "сгорание", "выгорание".

Выгорание является глобальной проблемой, связанной с дистрессом, возникающим в про­цессе выполнения трудовой деятельности, име­ющей потенциал отрицательного влияния как на психическое и физическое здоровье человека, так и на эффективность деятельности организа­ции. Синдром эмоционального выгорания может рассматриваться как неспособность человека совладать с эмоциональным стрессом на работе. Выгорание негативно связано с индивидуальным здоровьем сотрудников. Под влиянием хрониче­ского профессионального стресса постепенно возникает разочарование в профессии, нарас­тает желание прекратить работу, отмечаются деморализация, склонность к алкоголизации и наркотизации. Уровень заработной платы и социальной защищенности снижается, ощуща­ются ограниченность ресурсов для качествен­ного выполнения своих профессиональных обязанностей, нарастают семейные конфликты, проблемы со здоровьем и их отрицание. Выго­рание имеет высокую цену как для сотрудника, так и для организации. Оно снижает продук­тивность труда, способствует текучести кадров, уменьшает мотивацию персонала к выполнению своих должностных обязанностей, что ведет к падению эффективности его работы и снижает ценность сотрудников для организации, а также негативно сказывается на здоровье всех членов коллектива, что требует больших затрат на его восстановление. Кроме того, выгорание ведет к потере продуктивности, мобильности и конку­рентоспособности учреждения здравоохранения.

Разработка концепции

Термин "выгорание" впервые был предложен и введен в 1974 г. Фроуденбергером, который определил выгорание как клинико-психологический синдром, возникающий под воздействием хронического стресса, связанного с выполняе­мой работой, и включающий прогрессирующее эмоциональное истощение, потерю мотивации или деморализацию, а также отсутствие профес­сиональных достижений [9]. В 1981 г. К. Маслач и С. Джексон высказали идею о том, что выгора­ние состоит из 3 компонентов: эмоционального истощения, обезличивания (деперсонализации) и снижения (редукции) личных достижений, компетентности [15].

Эмоциональное истощение проявляется в потере психологических ресурсов в результате их опустошения, ощущение сниженного эмоциональ­ного фона. Отмечается низкая эффективность сна, его фрагментация, доминирование фазы бодрство­вания в сочетании с сонливостью и психической усталостью. Эти симптомы являются проявлением недостаточно эффективного совладания с про­фессиональным стрессом, снижением стрессоустойчивости. Предполагается, что эмоциональное истощение предшествует развитию цинизма, де­персонализации, снижению достижений личности и часто преобладает над ними.

Деперсонализация (лишение индивиду­альности, обезличивание или циничность) характеризуется как негативное отношение к контактам на рабочем месте и их деформация. Циничность включает проблемы взаимоотно­шений с пациентами, коллегами, подчиненны­ми, негативизм, пренебрежение их чувствами. Эти проблемы возникают в результате некаче­ственного выполнения своих профессиональ­ных обязанностей, отстраненного ответа на обязательства, связанные с работой. Она явля­ется следствием недостаточности развития пси­хологических и профессиональных ресурсов медицинских работников, а также социальных и материальных ресурсов, обеспечивающих успех производственной деятельности и каче­ство работы.

Снижение профессиональных дости­жений и отсутствие профессиональной ком­петентности часто порождает чувство недо­статочности успехов на работе и понижение собственной самоэффективности, уверенности в выполнении своих профессиональных обязан­ностей. Появляется ощущение недостаточности объема выполняемой работы или неспособности выполнить поставленные задачи. Недостаточ­ный уровень образования также часто связан с развитием этого компонента выгорания. Од­нако социальная поддержка в коллективе мо­жет способствовать повышению уровня персо­нальных достижений. 3-компонентная модель выгорания К. Маслач и С. Джексона наиболее популярна [15].

По мнению некоторых авторов, циничность не является проявлением деперсонализации и представляет собой дисфункциональный меха­низм совладания с профессиональным стрессом, механизм психологической защиты или эмоцио­нальный буфер против стресса на рабочем месте, что приводит к дегуманизации профессиональ­ной деятельности [17]. Формирование симпто­мов выгорания происходит постепенно, после долговременного профессионального стресса.

Российскими исследователями предложено несколько определений выгорания. Выгорание (в широком смысле) - долговременная стрессо­вая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности [2]. В.В. Бойко предложил другое определение: "Эмоциональ­ное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воз­действия" [1].

Факторы риска и симптоматика выгорания

Факторами риска развития выгорания могут быть такие связанные с работой факторы, как место в служебной иерархии, недоукомплек­тованность персонала и высокие требования к нему, профессиональный стаж, возраст сотруд­ника, а также отрицательные характеристики его профессиональной деятельности: чрезмерная и сверхурочная работа, переутомление, кон­фликты на работе, слабый уровень социальной поддержки, скука, ограниченные ресурсы, от­сутствие обратной связи, профессиональная незащищенность и ощущение социальной не­справедливости, нарушение баланса прилагае­мых усилий и получаемой награды, длительность стажировки, отсроченное вознаграждение и т.д.

Выгоранию способствуют такие черты лич­ности и демографические характеристики, как низкая жизнестойкость, сниженные самооценка и эмпатия, нереалистично высокие ожидания, отношение к работе, требования к заработной плате, молодой возраст, статус одинокой жен­щины, воспитывающей детей, семейный статус (холостые/неженатые), а также непрекращаю­щиеся, быстро происходящие организационные изменения в коллективе.

Симптомы эмоционального выгорания объ­единяются в 5 базовых групп, в зависимости от той сферы, в которой они проявляются:

1. Соматическая сфера: усталость, истоще­ние, физическое утомление, изменение веса, на­рушенный сон, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потли­вость, дрожь, повышение артериального давле­ния, воспалительные заболевания кожи, симпто­мы болезней сердечно-сосудистой системы.

2. Эмоциональная сфера: дефицит эмоций, эмоциональная отстраненность, пессимизм, ци­низм и черствость в работе и личной жизни, без­различие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, агрессивность, раздражитель­ность, тревога, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, одиночества, увели­чение деперсонализации своей или других.

К врачу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать своим пациентам -не может войти в их положение, соучаство­вать, сопереживать, реагировать. Со временем эти проявления усиливаются и приобретают устойчивый характер. Положительные эмоции появляются все реже, а отрицательные - все чаще. Грубость, раздражительность, обиды, рез­кость и капризы становятся неотъемлемыми в эмоциональной сфере. Врача почти ничего не волнует, ничто не вызывает эмоционального отклика, ни положительные, ни отрицательные эмоции. Эти проявления эмоциональной защи­ты указывают на их приобретенный характер за длительные годы работы с людьми. Человек постепенно начинает вести себя как робот-ав­томат при сохранении эмоций в других сферах деятельности.

3. Когнитивная сфера: падение интереса к профессиональным знаниям, альтернативным подходам решения проблем, потеря творческого подхода, склонность к шаблонам, рутине, фор­мальное выполнение работы, пассивность.

4. Поведенческая сфера: рабочее время >45 ч в неделю, во время работы появляется усталость и желание отдохнуть, безразличие к еде, низкая физическая нагрузка, употребле­ния психоактивных веществ как способ фарма­кологического совладания с эмоциональным стрессом и выгоранием, несчастные случаи, травмы, аварии, импульсивное эмоциональное поведение.

5. Социальная сфера: низкая социаль­ная активность, падение интереса к досугу, ув­лечениям, социальные контакты формальны, бедны, ограничены работой; ощущение изо­ляции, непонимания других и другими, недо­статка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег [3].

Эмоциональное выгорание связано не только с профессиональными стрессами, но и с экзис­тенциальными причинами; это плата за нере­ализованные жизненные ожидания. Выгораю­щий человек утрачивает смысл жизни, переста­ет чувствовать себя счастливым, теряет личную перспективу и способность к эффективной са­мореализации. Выгорание ведет к развитию эк­зистенциального вакуума, снижению ощущения осмысленности жизни в настоящем моменте и обесцениванию смысла будущей жизни. Не­удовлетворенность качеством жизни также мо­жет быть причиной и следствием выгорания. Снижение личных достижений и обязанностей коррелирует со снижением качества жизни, неудовлетворенностью работой, самоконтролем, настроением, отношениями с другими, физиче­ским неблагополучием. Так, в группе врачей-стоматологов выявлена взаимосвязь выгорания и неудовлетворенности различными аспектами жизни. Неудовлетворенность работой и карьер­ным ростом коррелировала с переживанием "загнанности в клетку", "расширением сфе­ры экономии эмоций", "личной отстраненно­стью", "эмоциональным истощением" и фа­зой выгорания. На формирование выгорания влияет и переживание одиночества. Высокая степень выгорания снижает чувствительность не только по отношению к другим людям, но и к себе. Это ослабляет переживание одиноче­ства как защиты от страдания. Эмоциональное истощение и деперсонализация отрицательно коррелируют со степенью переживания одино­чества: притупленность свежести чувств ска­зывается на более бесчувственном отношении к себе, приводя к уменьшению переживания одиночества [2].

Результаты исследования выгорания врачей-стоматологов показали, "чем значительное эмо­циональное истощение и чувство безысходно­сти, эмоционального тупика, чем сильнее чувство неудовлетворенности работой и собой, которое порождает столь сильное ощущение личностной тревоги, проявляющееся и вне профессиональ­ной деятельности, тем более выражены у про­фессионала снижение эмоционального фона, проявление равнодушия к пациенту. Чем выше степень истощения, тем заметнее стремление профессионала избегать мыслей или контактов с пациентами. Фаза выгорания связана с пока­зателем "загнанность в клетку": чем сильнее чувство безысходности, эмоционального тупика, тем значительнее переживание дистресса. Чем сильнее у профессионала ощущение, что он уже не может помочь субъектам своей деятельности, тем больше он пытается облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат, тем ярче это проявляется в поступках специ­алиста в сфере общения: отмечается полная или частичная утрата интереса к субъекту професси­ональной деятельности" [2].

Порочный круг выгорания

Теоретическое объяснение развитию вы­горания дает модель "требования к работе-ресурсы для работы". В этой модели все факторы, связанные с профессиональным стрессом под­разделяют на 2 основные категории: требования к работе и ресурсы, связанные с выполнением работы. Требования к работе определяются как физические, психологические, социальные и организационные аспекты работы, требую­щие устойчивых физических, психологических усилий или навыков, а следовательно, приво­дящие к определенным физиологическим/пси­хологическим затратам. Примеры требований к работе: выраженное напряжение, оптималь­ная нагрузка, эмоционально требовательные взаимодействия с клиентами и т.д. Завышенные требования к работе приводят к ценностным конфликтам, потере самостоятельности, незави­симости, инициативы, ролевой неопределенно­сти и ролевым конфликтам, несправедливости, нечестности и т.д. Когда персонал сталкивается с завышенными требованиями к работе и име­ет ограниченные ресурсы для ее выполнения, он подвергается риску развития выгорания. Требования к работе играют решающую роль в ухудшении здоровья и, в меньшей степени, в мотивационном процессе. Они являются важ­ными коррелятами эмоционального истощения, в то время как ресурсы - это наиболее важные корреляты деперсонализации.

Ресурсы для выполнения работы способству­ют достижению поставленных целей и сокраще­нию связанных с ней затрат. Профессиональные навыки, время, достаточное для выполнения ра­боты, и ее контролируемость, возможность влиять на принимаемые решения, поддержка руководи­телей, высокое качество отношений с коллегами, наличие обратной связи, связанной с производи­тельностью труда, возможности профессиональ­ной переподготовки и стимулирование роста по службе - вот примеры таких ресурсов.

Ресурсы рабочего места особенно влияют на мотивацию достижения, когда требования к работе высоки. Все виды ресурсов обладают мотивирующим потенциалом и становятся полез­ны, когда это необходимо. Личностные ресурсы, такие как самоэффективность и оптимизм, могут выступать в качестве ресурсов на рабочем ме­сте. Они повышают уверенность человека в сво­ей способности контролировать среду, являются буфером для негативных воздействий высоких требований на работе и препятствуют развитию профессиональной деформации [5, 14].

Выгорание не является одномоментно воз­никающим процессом, оно развивается посте­пенно, динамично. Психологи Фроуденбергер и Ноуф разделили процесс выгорания на 12 эта­пов, и каждый из них показывает детали про­цесса выгорания, причем эти этапы не обя­зательно следуют друг за другом по порядку. Определенные этапы могут пропускаться, и в то же время жертва выгорания может одновремен­но находится на нескольких этапах цикла. Про­должительность каждого этапа варьирует инди­видуально у разных пациентов. Данная модель начинает развиваться с появлением нереальных ожиданий, а затем описывает динамику процесса формирования выгорания.

1. Навязчивое желание проявить себя

Этот этап часто начинается с чрезмерного стремления достичь успехов на работе в соот­ветствии с собственными целями признания, стать лидером, сделать карьеру, получить власть, знания. Данный сотрудник стремится показать прежде всего себе и своим коллегам, что он от­лично, идеально выполняет свою работу во всех отношениях, чтобы коллеги признали это.

2. Работать все интенсивнее

Цель этого этапа - удовлетворить свои вы­сокие личные ожидания и доказать свою неза­менимость. Для реализации этой цели сотрудник берет на себя все больше и больше работы, од­нако процесс ее выполнения сопровождается принуждением себя.

3. Пренебрежение своими потребностями В распорядке дня почти все время отводится работе, а сон, еда и другие предметы первой не­обходимости рассматриваются как несуществен­ные и часто отвергаются. Сотрудники говорят себе: для того чтобы достичь высоких целей, требуется чем-то жертвовать. Они преданы ра­боте часто в ущерб семье и друзьям, становятся трудоголиками.

4. Вытеснение внутренних конфликтов Сотрудники осознают, что жизнь идет не­правильно, но они не могут распознать истоки возникшей проблемы, в которой видят угрозу. На этом этапе возникают первые физические симптомы: нарушение сна, потеря аппетита, го­ловные боли, тошнота, боли в пояснице, сексу­альные проблемы.

5. Ревизия собственных ценностей Избегание конфликта, возникающая изоля­ция и отрицание собственных базовых потреб­ностей изменяют восприятие человека, вставше­го на путь выгорания. Такой человек старается пересмотреть свои базовые ценности, продол­жает упорно трудиться и обнаруживает, что из его жизни исчезли важные ранее ценности, ка­сающиеся семьи, друзей, любимого дела. Успехи на работе становятся единственным стандартом для оценки себя. Эмоциональное притупление развивается все сильнее.

6. Отрицание возникающих проблем Возникающие проблемы начинают отри­цаться, социальные контакты с другими людьми становятся непереносимыми. Цинизм, агрессив­ность нарастают, пропадает сопереживание, усиливаются черствость, обвинение, порицание других. Причины нарастающих проблем видят­ся в нехватке времени, в возрастающем объ­еме работы. Выгорающие сотрудники не видят путей выхода из возникшей ситуации, чтобы изменить ее.

7. Избегание, прекращение участия

Социальные контакты ограничиваются до минимума, возникает отгороженность и зам­кнутость. Профессиональные обязанности выполняются формально, по инструкции, те­ряется надежда, направленность действий. Возникает тенденция снимать эмоциональное напряжение употреблением алкоголя или нарко­тиков.

8. Очевидные изменения поведения

Человек не способен увидеть произошедшие изменения в своем поведении. Коллегам за­метно, что в результате переутомления из энер­гичного сотрудника он превращается в стесни­тельного, апатичного, боязливого, никчемного, внутренне все более ощущающего свою беспо­лезность.

9. Обезличивание, деперсонализация

Сотрудник теряет контакт с самим собой, не видит ценности в себе и коллегах, ощущает себя машиной. Собственные потребности все менее и менее востребованы, жизнь становится меха­нистичной.

10. Внутренняя пустота

Ощущение внутренней пустоты нарастает. Эту проблему человек пытается решить путем импульсивной активности, гиперсексуальности, переедания, употребления алкоголя и наркоти­ков. Свободное время не используется.

11. Депрессия

Возникают депрессивное настроение, равно­душие, ощущение безнадежности, истощение, жизнь теряет смысл, пропадает забота о буду­щем.

12. Синдром выгорания

Возникает сильное желание выйти из воз­никшей ситуации, что может приводить к мыслям о суициде. Могут наступить физический коллапс, деморализация и потребоваться неотложная ме­дицинская помощь [10].

Проблема выгорания студентов медицинского вуза

Первоначально считалось, что професси­ональное выгорание возникает по мере уве­личения стажа работы, однако идеальные представления достаточно быстро сменились прагматическими. Восхищение, увлечение меди­цинской практикой уступило место рутинной ра­боте. Тем не менее, хотя и увеличивается стрем­ление определенной части врачей раньше уйти на пенсию, ссылаясь на высокое напряжение на работе, снижение удовлетворенностью ей, вы­сказывается точка зрение, что выгорание среди опытных врачей встречается реже, чем среди врачей, начинающих свою карьеру [13, 18].

Проблема выгорания среди студентов-меди­ков становится все более актуальной, поскольку по мере их перехода от обучения посредством лекций и семинаров к клинической работе с больными, ориентированной на помощь и уход за пациентами, происходит рост негатив­ных переживаний студентов, вызванный нарас­тающими дистрессами, снижением уверенности в себе и гуманистического отношения к боль­ным. Это может приводить к снижению качества оказываемой медицинской помощи и негативно влиять на здоровье и благополучие студентов-медиков. Дистресс во время обучения в меди­цинской школе может привести к выгоранию, со значительными последствиями, особенно если выгорание продолжается в ординатуре и за ее пределами.

Проведенное в 2006 г. исследование, вклю­чающее разные группы трех медицинских школ штата Миннесота выявило у 45% студентов син­дром выгорания: у них переживание серьезной болезни было единственным негативным со­бытием жизни, сильно связанным с увеличени­ем темпов выгорания. Положительные события жизни не связаны с выгоранием, но они были сильно связаны с более низким уровнем риска употребления алкоголя и депрессии. Авторы исследования считают, что их оценка распро­страненности выгорания среди студентов-меди­ков по данным самоотчетов имеет ограничения и распространенность выгорания фактически более низкая. Кроме того, результаты исследо­вания показали, что выгорание среди студентов курсов было тесно связано с ощущаемым уровнем поддержки со стороны профессорско-преподавательского состава, в то время как вы­горание студентов III-IV курсов было наиболее тесно связано с медицинской практикой, стажи­ровкой и обесцениванием пациентов. Студен­ты, работающие непосредственно с больными и участвующие в ночных дежурствах, были бо­лее склонны испытывать выгорание, возможно, из-за длительных часов, проведенных в боль­нице, и остроты переживаний практической работы. Существенного влияния частоты вызо­вов, числа обслуженных пациентов, проведения приема, консультаций на развитие выгорания не выявлено [14].

Фактические данные свидетельствуют о на­личии связи между выгоранием студентов-меди­ков и суицидальными наклонностями. Студенты, испытывающие выгорание в 2-3 раза больше в прошлом думали о самоубийстве. Тяжесть вы­горания студентов-медиков была сильно связа­на с наклонностью к суициду, и эта связь сохра­нялась с депрессией, мыслями о прекращении обучения в вузе. Деперсонализация, эмоцио­нальное истощение и снижение профессиональ­ных достижений были достоверными преди­кторами мыслей о суициде [8]. Эмоциональное истощение было значительно выше у студентов с психическими нарушениями [12]. Особенно­сти личности также влияют на развитие выго­рания студентов. Исследование шведских сту­дентов-медиков показало, что импульсивность может быть связана с высоким риском нездо­рового поведения, отделением от коллектива во время практики с последующим развитием выгорания [7].

Уменьшить выгорание среди студентов-меди­ков поможет внедрение программ наставниче­ства, оказание поддержки студентами-сверстни­ками тем, кто оказался в сложных жизненных ситуациях. Психообразование, консультрование, когнитивно-поведенческая психотерапия, а так­же тренинг по адаптации к учебе и коммуника­ции, релаксации, физической активности как возможная часть программы обучения могли бы снизить риск выгорания за счет снижения не­гативного стресса и повышения качества жиз­ни. Необходимо учитывать, что студенты могут сопротивляться участию в оздоровительных программах из-за опасений стигматизации их как страдающих выгоранием. В идеале мероприятия по профилактике выгорания студентов желательно включать в общий план обучения, а не в самостоятельные программы оздоров­ления [7]. Важно, чтобы преподаватели, от­ветственные за проведение воспитательной работы, ответственно относились к воспитанию поколения будущих врачей, и благополучие сту­дента при этом было приоритетным. Они могут не только передавать имеющиеся знания и опыт, но и быть примером здорового образа жизни. Кроме того, будущие врачи-лечебники, клиниче­ские психологи должны иметь профессиональ­ные знания для оценки, лечения и профилактики синдрома выгорания.

Профилактика выгорания

Понимание феномена выгорания имеет важ­ное значение для профилактики [6]. Согласно К. Маслач и соавт., наиболее эффективно вы­горание можно преодолеть, сочетая индивиду­альные и организационные мероприятия [16]. Для преодоления выгорания требуются ак­тивная позиция самого сотрудника для ока­зания самопомощи, а также профессио­нальная помощь специалистов. В порядке самопомощи сотрудник учится определять сим­птомы профессионального стресса и способы их преодоления через овладение техниками саморегуляции. Организационные мероприятия в учреждении здравоохранения должны быть направлены на оказание поддержки про­фессиональной деятельности и здоровья со­трудников, повышение их профессионального уровня, обучение навыкам профессиональной коммуникации и совладания с профессиональ­ным стрессом. Персонал лечебного учреждения должен получать необходимую информацию о причинах, проявлениях выгорания и эмоци­ональную поддержку для его преодоления.

В коллективе должны регулярно проводиться мероприятия, направленные на предупрежде­ние негативных переживаний медицинского персонала, укрепление мотивации к професси­ональной деятельности, повышающие интерес к медицинской профессии и ее значимости. С персоналом необходимо проводить профилактические программы и тренинги по антивы­горанию, показавшие свою эффективность. Они способствуют восполнению психологических ресурсов персонала, предупреждению и пре­одолению выгорания.

Различные исследования для определения эффективности профилактических программ выгорания среди медицинских работников свидетельствуют об их эффективности. Гортер и соавт. зафиксировали снижение симптомов выгорания у стоматологов после их участия в программе профилактики, направленной на восстановление баланса личности благодаря осознанию собственной ситуации и формули­рованию индивидуального плана действий [11]. SaLyers и соавт. сообщили о значительном снижении эмоционального истощения и де­персонализации у психиатров после проведе­ния однодневного семинара для уменьшения выгорания [19].

Значительное снижение выгорания у вра­чей наблюдалось благодаря личностно-ориентированному вмешательству продолжитель­ностью до 6 мес и организации направленного вмешательства продолжительностью до 1 года [4]. Следующие персонально-ориентированные вмешательства могут быть эффективны для пре­дотвращения выгорания: управление стрессом, когнитивно-поведенческая психотерапия, ме­дитация, основанная на осознанности, техники быстрой релаксации [6].

Завершая данную статью, хочется вселить оптимизм и надежду читателям, приведя сле­дующую фразу: "Выгорание дотла не следует считать чем-то неизбежным. Нужно предпри­нимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или ис­ключить его возникновение. Если степень выго­рания высока, наряду с приемами самопомощи целесообразно обратиться за помощью к специ­алистам-психологам. Те, кто не хочет страдать от выгорания - душевного бесчувствия и цинич­ности по отношению к событиям своей жизни и окружающим людям, должны позаботиться о приумножении и активизации своих личност­ных ресурсов для преодоления жизненных и ра­бочих стрессов" [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. СПб. : Питер, 1999. 105 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выго­рания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 336 с.

3. Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром эмо­ционального выгорания у врачей терапевтов // Вестн. Тамбов. гос. универ-а. 2015. Т. 20, вып. 2. С. 307-318.

4. Awa W.L., Plaumann M., Walter U. Burnout prevention: A review of intervention programs // Patient Educ. Couns. 2010. Vol. 78, N 2. P. 184-190.

5. Bakker A.B., Demerouti E. Job Demands-Resources Theory: Taking Stock and Looking Forward // J. Occup. Health Psychol. 2016. Vol. 21, N 4. P. 1-14.

6. Basson R.A. Management and Prevention of Bu­rnout in the Dental Practitioner // Dentistry. 2013. Vol. 3. Р. 168.

7. Dahlin M.E, Runeson B. Burnout and psychiatric morbidity among medical students entering clinical training: A three-year prospective questionnaire and interview-based study //BMC Med. Educ. 2007. Vol. 12.7. Р. 6.

8. Dyrbye L.N, Harper W., Durning S.J., Moutier C. et.al. Patterns of Distress in US Medical Students // Med. Teach. 2011. Vol. 33, N 10. P. 834-839.

9. Freudenberger H. Staff burnout // J. Soc. Iss. 1974. Vol. 30. Р. 159-165.

10. Freudenberger H.J., North G. The burnout cycle // Sci. Am. MIND. 2006. June/July. Р. 31.

11. Gorter R.C., Eijkman M., Hoogstraten J. A career counseling program for dentistry: effects on burnout // Patient Educ. Couns. 2001. Vol. 43, N 1. Р. 23-30.

12. Guthrie E., Black D., Bagalkote H., Shaw C. et. al. Psychological stress and burnout in medical students: a five year prospective longitudinal study // J. R. Soc. Med. 1998. Vol. 9, N 5. P. 237-243.

13. Ishak W.W., Lederer S., Mandili C. et. al. Burnout during residency training: a literature review // J. Grad. Med. Educ. 2009. Vol.1, N 2. P. 236-242.

14. Ishak, W.W., Nikravesh R., Lederer S. et. al. Burnout in medical students: a systematic review // Clin. Teach. 2013. Vol. 10, N 4. P. 242-245.

15. Maslach С., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout // J. Occup. Behav. 1981. Vol. 2, N 8. P. 99-113.

16. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job bur­nout // Ann. Rev. Psychol. 2001.Vol. 52. P. 397-422.

17. Onder C., Basim N. Examination of developmental models of occupational burnout using burnout profiles of nurses // J. Advanc Nurs. 2008. Vol. 64, N 5. P. 514-523.

18. Peisah C., Latif E., Wilhelm K., Williams B. Secrets to psychological success: why older doctors might have lower psychological distress and burnout than younger doctors // Aging Ment. Health. 2009. Vol. 13, N 2. P. 300-307.

19. Salyers M.P., Hudson C., Morse G., Rollins A.L., MonroeDeVita M. et al. BREATHE: A pilot study of a One-day Retreat to reduce burnout among mental health professionals // Psychiatr. Serv. 2011. Vol. 62 (2). P. 214-217.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»