Анализ затрат медицинских организаций как элемент деятельности системы обязательного медицинского страхования в Свердловской области

РезюмеВ статье описаны результаты аналитического исследования медицинских организаций Свердловской области. Целью реализации федерального и региональных проектов по учету фактических затрат медицинских организаций на оказание медицинской помощи должен стать учет потребленных ресурсов на каждый конкретный случай лечения пациента. На основе полученных данных можно выработать единую федеральную методику учета фактических затрат медицинских организаций.

Ключевые слова:анализ данных, фактические затраты на оказание медицинской помощи, методики сбора и отнесения фактических расходов медицинских организаций

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018. № 2. С. 30-33.

Система здравоохранения - передовая об­ласть общественного устройства, в по­следнее время претерпевшая огромное количество реформ. На сегодняшний день роль государства в развитии этой отрасли остает­ся крайне важной. Медицинские учреждения, особенно вне крупных городов, зачастую без­альтернативно представлены государственными учреждениями здравоохранения, вместе с тем значительные бюджетные ресурсы и ресурсы государственных внебюджетных фондов затра­чиваются на их содержание и на реализацию государственной политики в сфере здравоох­ранения, причем потребление финансовых ре­сурсов в последние годы неуклонно растет, что обусловливает актуальность обеспечения эф­фективного использования имеющихся ограни­ченных ресурсов.

В то же время государственная политика продолжает распространяться на стандартиза­цию процессов в сфере организации и управ­ления здравоохранением. Для формирования представления о величине затрачиваемых на оказание медицинской помощи населению ресурсов необходим адекватный инструмент. По инициативе Территориального фонда обя­зательного медицинского страхования (ТФОМС) Свердловской области в 2013 г. стартовал про­ект по централизации учета затрат учреждений здравоохранения на оказание медицинской по­мощи по программе обязательного медицинско­го страхования (ОМС). Задачи проекта:

формирование себестоимости медицин­ской помощи в системе ОМС;

контроль финансового обеспечения ре­ализации территориальной программы ОМС;

контроль эффективного использования средств ОМС медицинскими организа­циями Свердловской области;

проведение экономического анализа дея­тельности медицинских организаций;

перспективное нормирование затрат для реализации принципа "единые тарифы -близкие затраты".

В основе процесса сбора данных и анали­за затрат медицинских организаций субъекта Российской Федерации лежат базисные потоки информации, объединяющиеся в специализи­рованных информационных ресурсах. В Сверд­ловской области в качестве таковых действует несколько информационных подсистем ТФОМС: паспорт медицинской организации - массив иерархических данных о мощностных показате­лях учреждения, его структуре, лицензиях, и ин­формационно-аналитическая система по сбору и анализу затрат, регламентирующая состав данных и реализующая алгоритм в ходе сбора, обра­ботки, хранения и предоставления данных. Вме­сте с тем ТФОМС располагает данными о фактах оказания медицинской помощи в системе ОМС.

Заинтересованными потребителями инфор­мации о фактически затраченных ресурсах на оказание медицинской помощи, помимо ТФОМС, являются Министерство здравоохранения Свердловской области и собственно сами ме­дицинские организации. ТФОМС постоянно оце­нивает финансовую обеспеченность Территори­альной программы ОМС. Накопленные данные используются в ходе разработки обоснованных тарифов в системе ОМС. Другое важное направ­ление использования данного комплекса - ана­литическое обоснование себестоимости меди­цинских услуг. Одновременно возможна оценка текущего финансового состояния медицинской организации. Несомненно, значимы оценка и контроль эффективности использования де­нежных средств ОМС.

Для Министерства здравоохранения региона чрезвычайно важна информация об эффектив­ности использования денежных средств с одно­временным анализом финансовой устойчивости медицинских организаций. Последние могут осуществлять управленческий учет, выстраивать процесс финансового планирования, финансово-экономический анализ деятельности.

В 2013 г. совместным приказом ТФОМС и Министерства здравоохранения Свердловской области была утверждена методика сбора и от­несения фактических расходов, сформированы распорядительные документы для представле­ния медицинскими организациями (МО) соот­ветствующей информации. Последовательно в 2015-2016 гг. осуществлялась доработка про­граммного обеспечения, проводились уточнения по методике распределения расходов, а также велась активная работа с МО по освоению вво­димых требований учета расходов в разрезе ис­точников финансирования. В 2017 г. проведен учет полного финансового обеспечения деятель­ности МО за счет всех источников (бюджетные субсидии, средства ОМС, доходы от платных медицинских услуг), что позволило оценивать полное финансовое обеспечение деятельности МО за счет всех источников и проводить более глубокий анализ их финансово-экономической деятельности.

Серьезным ограничением в развитии проекта по сбору и анализу данных о фактических затра­тах МО на оказание медицинской помощи явля­ется отсутствие персонифицированного учета в МО переменных затрат на каждый отдельный случай лечения. Минимальным уровнем учета затрат является отделение МО, следовательно, себестоимость единицы помощи можно рассчи­тать только по всей совокупности оказанных ме­дицинских услуг, что не в полной мере отвечает целям проекта.

Результаты аналитического исследования по МО Свердловской области демонстрируют ряд важнейших обобщений. К примеру, общее соот­ношение финансирования и затрат за 3 года на­ходится на уровне 93-97% с тенденцией к росту. Лучшее финансовое положение складывается по МО II и III уровней.

Оценка динамики структуры фактических затрат МО Свердловской области в системе ОМС показывает относительную стабильность. В 2017 г. заработная плата составила 70,5% сово­купных фактических расходов. На медикаменты расходуется 9%, на содержание имущественного комплекса - 7%, на продукты питания - 1,3%. С учетом объема фактического количества койко-дней по круглосуточному стационару сто­имость этой единицы за 2017 г. по Свердловской области сложилась в размере 3247 руб.

Существенна доля расходов на диагностику, исследования и иные параклинические меро­приятия - около 25%. Соответственно, их доля в МО III уровня достигает максимальных 36%.

Значимой проблемой для региона является обеспеченность кадрами. Общая числен­ность работающих в системе здравоохранения на 1 октября 2017 г. составила 84 878 человек. При этом наблюдается тенденция к сокращению численности работающих в государственных МО при одновременном росте персонала в частных МО: примерный тренд увеличения численности составляет 0,5% в год.

Внедрение методики сбора и отнесения фак­тических расходов МО выявило существенную методологическую проблему. В частности, необ­ходимо установить единые подходы к формиро­ванию и реализации учетной политики в МО для получения сопоставимых данных о себестоимо­сти медицинской помощи.

В числе особенностей реализации методики учета и отнесения затрат - пересечение рас­ходов по источникам финансирования. Клас­сический экономический анализ деятельности предприятия подразумевает учет прямых и кос­венных затрат. В этой связи определенные слож­ности при учете фактических затрат вызывает наличие нескольких источников финансирова­ния МО, поскольку медицинские организации должны относить расходы пропорционально объемам оказанной медицинской помощи по ис­точникам финансирования. Зачастую единицы учета и оплаты медицинской помощи по источ­никам финансирования не совпадают, поэтому реализованный проект изначально нацелен на определение себестоимости по единственному источнику - ОМС.

Требует решения и задача обеспечения кор­ректности данных, их достоверности, соответ­ствия реальных и отчетных данных по МО.

На региональном уровне в качестве задачи развития выступает дополнение и увязка меди­цинских информационных систем с системами учета фактических затрат МО. Цель - наиболее полная реализация заявленных в рамках реали­зации проекта задач: формирование себестоимо­сти единицы медицинской помощи, корректное тарифное регулирование, нормирование затрат.

Целью дальнейшей реализации проектов по учету фактических затрат МО на оказание меди­цинской помощи регионального и федерального уровня должен стать учет потребленных ресурсов, по возможности на каждый конкретный случай лечения пациента (в части переменных расходов -обязательное требование, определение принципов отнесения на случай лечения/услугу постоянных затрат, в том числе по источникам финансирова­ния). В этой связи критически важно обеспечить взаимодействие внедряемых в субъектах РФ меди­цинских информационных систем и систем бухгал­терского и управленческого учета, что требует от­ражения в федеральных нормативных документах. Вместе с тем на основе полученных данных можно будет разработать единую федеральную методику учета фактических затрат МО.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»