Тезисы VI Международной конференции "ОРГЗДРАВ-2018. Эффективное управление медицинской организацией" (19-20 апреля 2018 г., Москва)

ОРГЗДРАВ - 2018 - № 2 - С. 56-79.

Гостимский А.В., Лисовский О.В., Селиханов Б.А.

Симуляционное обучение клинических ординаторов различных специальностей

ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет"

Практическая подготовка клинических ординаторов направлена на определенный ограниченный спектр навыков. В преддверии специализированной аккредитации слушатели готовятся к прохожде­нию объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), однако навыки, необходимые для каждого специалиста, могут носить факультативный характер. Слушатели имеют теоретические знания и не всегда могут показать алгоритмы выполнения на практике. Таким образом, навыки ока­зания неотложной помощи должны быть обязательными для клинических ординаторов всех специ­альностей.

Актуальность. Во время прохождения симуляционных циклов клинические ординаторы различ­ных специальностей успевают освоить ограниченное количество навыков. В основном это манипу­ляции, направленные на освоение профессиональных компетенций, характерных для своей специ­альности. Однако многие навыки, изучаемые на додипломном уровне, остаются необязательными. Так, например, навыки оказания неотложной помощи носят ограниченный перечень. Для многих специальностей предусмотрено обучение базовой сердечно-легочной реанимации, но оно не вклю­чено в обязательный перечень оказание помощи при удавлении и различных видах шока. Таким об­разом, клинические ординаторы знают основы первичной реанимации и не могут вспомнить приемы Геймлиха. При этом для клинических ординаторов важно уметь владеть всеми навыками оказания неотложной медицинской помощи до окончания обучения. Это и пункция плевральной полости, ко-никотомия, остановка наружного кровотечения и принципы транспортной иммобилизации. Полу­ченные знания и изучение алгоритмов в теории при отсутствии их применения на практике, как правило, быстро теряются. Наибольшую эффективность в закреплении навыков оказания неотлож­ной помощи имеют симуляционные методы обучения. В ходе прохождения симуляционных курсов слушатели получают возможность многократно повторять манипуляции в условиях, имитирующих реальные клинические ситуации.

Цель исследования - определить и улучшить степень владения навыков оказания неотложной помощи у клинических ординаторов различных специальностей в ходе симуляционного обучения.

Материал и методы. В симуляционном центре и на кафедре общей медицинской практики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета в 2016/2017 учеб­ном году прошли обучение клинические ординаторы всех специальностей (хирургия, терапия, педи­атрия, реаниматология, неврология, остеопатия, мануальная терапия и др.). В исследование вошли 267 клинических ординаторов по различным специальностям. Все исследуемые анкетированы для определения уровня владения навыками оказания неотложной помощи до и после прохождения симуляционных курсов. Для анкетирования были выбраны следующие навыки: оказание неотлож­ной помощи при пневмотораксе; остановка артериального и венозного кровотечений; неотложная помощь при переломах длинных трубчатых костей; неотложная помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути.

Результаты. В ходе анкетирования до прохождения симуляционных циклов выявлено, что большинство клинических ординаторов терапевтической направленности (педиатры, терапев­ты, неврологи и др.) отметили неудовлетворительный уровень владения навыками оказания не­отложной помощи, что подтвердилось при проверке вышеуказанных навыков на практике. Лишь в 39% наблюдений слушатели отметили уверенное владение частью проверяемых навыков, до­пуская незначительные ошибки. Следует отметить, что клинические ординаторы хирургических специальностей и реаниматологи показали хорошие результаты в 65,2% наблюдений. Ошибки, допущенные обучающимися, были негрубыми. Однако 34,8% испытуемых не справились с за­данием. После прохождения симуляционных циклов все навыки оказания неотложной помощи клинические ординаторы отработали на практике и закрепили полученные знания в ходе много­кратного повторения манипуляций. После практической подготовки проведено зачетное занятие, и клинические ординаторы отметили достаточный уровень владения навыками в 92,4% по всем специальностям.

Заключение. Применение симуляционных методик в ходе обучения клинических ординаторов всех специальностей необходимо для формирования профессиональных компетенций. Однако навыки оказания неотложной помощи должны быть введены в структуру обучения клинических ординаторов всех специальностей и отрабатываться на всех этапах последипломного обра­зования.



Данилов А.В.

Повышение эффективности управления медицинскими организациями региона на основе технологии бенчмаркинга и оценок удовлетворенности качеством медицинских услуг

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области, Воронеж

В работе описывается инновационный подход к управлению медицинскими организациями ре­гиона в рамках системы управления качеством медицинской помощи, соответствующей требованиям межгосударственных стандартов ISO 9001. Подход основан на использовании средств измерения удовлетворенности пациентов качеством оказанных медицинских услуг, получения на их основе оценок для последующего проведения инструментального бенчмаркинга деятельности медицинских организаций и выработки управленческих решений.

Цель исследования заключается в разработке одного из инновационных подходов к управле­нию медицинскими организациями региона, внедряемых в систему управления качеством меди­цинской помощи, реализованную с учетом требований межгосударственных стандартов ISO 9001 и отечественных стандартов "Системы менеджмента качества" - действующих ГОСТ Р 53092-2008, ГОСТ Р 54732-2011 и ГОСТ Р 56036-2014. Актуальность исследования обусловлена недостаточной про­работкой положений этих стандартов применительно к отрасли здравоохранения, необходимостью изучения качества оказанной медицинской помощи с позиции сферы потребления - пациента, фор­мирования соответствующего методического подхода к измерению удовлетворенности пациентов качеством оказанных медицинских услуг, выработки управленческих решений на основе получен- ных оценок. К основным, используемым в рассматриваемом подходе, относятся методы социологи­ческого опроса SERVQUAL, GAP-анализа (выявление несоответствий, разрывов), инструментального бенчмаркинга и принятия управленческих решений. Выбор метода SERVQUAL определен высокой точностью результатов измерения, доказанной в мировой практике. Валидность шкал подтверж­дена путем расчета значения коэффициента надежности (альфа Кронбаха) для шкал восприятия и ожидания в диапазоне 0,87-0,90. Данный метод разработан с целью преодоления сложности пере­вода абстрактных рассуждений о качестве услуг в плоскость конкретных управленческих решений по улучшению качества обслуживания потребителей. Вопросы анкеты разбиваются на 2 раздела: первый связан с ожиданиями пациентов о получаемых медицинских услугах, второй касается вос­приятия пациентами полученных услуг.

Вопросы образуют 5 критериев качества: материальность, надежность, отзывчивость, убе­дительность, сочувствие. Ответы на вопросы оцениваются по 5-балльной шкале Лайкерта: 5 бал­лов означают полное согласие с утверждением, 1 балл - полное несогласие. Остальные значения (2, 3 и 4) отражают степень приближения к той или иной крайней точке зрения. По каждому во­просу анкеты рассчитывали показатель оценки качества услуг путем вычитания значений уровня ожиданий из полученных значений уровня восприятий. Далее определенные по методике SERVQUAL значения критериев отображаются на элементы организации. Такое соответствие позволяет оценить определенный тип отношений, который возникает между элементами как во внутренней среде орга­низации, так и между элементами организации и внешней средой.

Например, критерий "Материальность" дает представление о структуре, отвечает за отношения между подразделениями и подпроцессами. Критерий "Надежность" отражает степень ответственно­сти за отношения "организация-пользователь". Критерий "Отзывчивость" показывает отношения, сформированные контактом с пациентом, и, вероятно, является ключевым параметром. Критерий "Убедительность" выражает отношение "пациент - кадровые ресурсы", т.е. оценивает профес­сиональный уровень. Критерий "Сочувствие" показывает отношение менеджмента к пациентам (обратная связь).

Степень удовлетворенности качеством медицинской помощи определяли для застрахованных лиц, получивших специализированную медицинскую помощь. Репрезентативность выборочной со­вокупности рассчитывали по формуле для безповторного отбора. Статистическую обработку данных проводили с использованием программы SPSS Statistics. Полученная по методике SERVQUAL инфор­мация и результаты GAP-анализа о значениях критериев удовлетворенности качеством оказанной медицинской помощи предназначены для главных врачей медицинских организаций при выборе корректирующих и предупреждающих действий, направленных на совершенствование деятельности медицинских организаций.

Проведенные за полугодие во всех медицинских организациях региона социологические опросы (по методике SERVQUAL) с последующей обработкой значений критериев позволяют сформировать данные для проведения процедуры бенчмаркинга. В качестве инструментальных средств бенчмаркинга использована методология анализа среды функционирования (программное обеспечение Banxia Frontier Analyst). В результате применения такой методологии получаем границу эффектив­ности, разделяющую медицинские организации на 2 группы: медицинские организации-лидеры и медицинские организации-аутсайдеры. По степени отдаления от границы эффективности можно определить величину отставания от организации-лидера, т.е. для измеренных в каждой медицин­ской организации показателей качества можно установить целевые показатели, к которым органи­зация должна стремиться для достижения показателей лучшей практики. Полученная информация используется органами управления здравоохранением региона. Предложенный подход отвечает требованиям международных стандартов качества и позволяет реализовать одну из подсистем со­временной системы управления качеством медицинских услуг, повысить эффективность управления медицинскими организациями региона.



Дюков А.Б.

Эффективные технические решения на службе здравоохранения региона

ООО "Нетрика", Санкт-Петербург

В докладе приведены следующие региональные сервисы: сервис записи на прием к врачу; управление очередями; обмен данными лабораторных исследований; интегрированная электронная медицинская карта. По каждому региональному сервису приводятся возможности по обучению ис­кусственного интеллекта на основе накопленной в сервисах информации и применения созданной системы в практических целях.

Сформировавшаяся экспертиза по информатизации здравоохранения в 13 регионах России застав­ляет задуматься об эффективных технических решениях на службе здравоохранения региона, в том числе таких сравнительно недавно вошедших в широких обиход, как искусственный интеллект. По бурному развитию вычислительной техники за последние полвека мы можем только догадываться, как в ближайшее время еще изменится наша жизнь. Судите сами, с 1941 г., когда Конрадом Цузе был изо­бретен первый программируемый компьютер, осуществлявший 1 операцию в секунду, мощность компью­теров увеличилась в 1015 раз. Телефон в нашем кармане в десятки раз мощнее настольного компьютера начала 2000-х гг. Физические ограничения позволяют говорить о том, что через десяток-другой лет по­явятся переносимые устройства мощностью как у человеческого мозга, а еще через полвека - как у всех 10 млрд людей, и таких устройств будет масса. Именно развитие вычислительных мощностей позволяет компьютерам распознавать речь, управлять автомобилями, анализировать снимки инструментальных исследований. При этом масштабность и сложность задач регионального уровня требует применения подобных высоких технологий для упрощения обработки колоссального потока имеющейся на уровне регионального здравоохранения объема информации. Приведем примеры применения по сервисам.

Сервис записи на прием к врачу. Реализована функция отложенной автоматической записи на прием к врачу исходя из заданных пациентом критериев возможного посещения врача. По сути, па­циент задает несложный алгоритм (обучает систему), а та в ответ при соответствующей возможности реализует заданный алгоритм. В целом объем данных позволяет говорить о том, что система может обучиться (наподобие "Яндекс. Пробки") и в дальнейшем может выступать предсказателем загру­женности медицинской организации в зависимости от сезона, динамики заболеваемости населения, что можно использовать для планирования отпускного периода, ремонтов, закупок расходного мате­риала и лекарственного обеспечения и т.д.

Управление очередями. Через данные регионального сервиса проходит вся информация о на­правлениях на консультации к специалистам, МРТ/КТ и плановые госпитализации. Сервис содержит уникальную по ценности информацию обо всех произошедших нецелевых или несвоевременных на­правлениях. Если обучить нейронную сеть по этому объему данных, в дальнейшем врач на месте, выбрав, например, нецелевое направление, сможет сразу получать от системы подсказку, что данное направление в таком-то количестве случаев бывает отклонено целевой медицинской организацией.

Обмен данными лабораторных исследований. Содержит в себе уникальную по ценности информацию по эффективности работы централизованных лабораторий и лабораторной службы в целом. Тут исходя из загруженности лабораторной службы возможно применение искусственного интеллекта, например, для диспетчеризации лабораторных направлений.

Интегрированная электронная медицинская карта. Содержит информацию о заболеваемости и исходах лечения, что при должной проработке в конечном итоге должно привести к использова­нию данной накопленной информации для наращивания базы знаний для доказательной медицины.



Карайланов М.Г., Русев И.Т., Прокин И.Г.

Эффективность медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь путем внедрения бережливого производства

ФГБВОУ ВО "Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова" Минобороны России, Санкт-Петербург

Развитие и совершенствование первичной медико-санитарной помощи должно быть направлено на обеспечение доступности медицинской помощи для всех групп населения, удовлетворение по­требности населения в квалифицированной медицинской помощи, повышение эффективности рабо­ты медицинских организаций. Управлять здравоохранением невозможно без определения приори­тетных целей, показателей их достижения и параметров эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) составляет неотъемлемую и самую объемную часть всей системы здравоохранения. В настоящее время актуальной проблемой является пересмотр существующих ранее моделей организации ПМСП. Медицинские организации пытаются сделать про­цесс оказания медицинской помощи более комфортным и располагающим путем внедрения береж­ливого производства. Изначально система бережливого производства была разработана и успешно применена в конце ХХ в. на автомобильном заводе-гиганте "Тойота". Сегодня ее внедряют в дея­тельность организаций самой разной профессиональной направленности, а в последнее время кон­цепция бережливого производства приходит в медицинские организации. Это одна из концепций управления, направленная на минимизацию всех возможных издержек, которая предусматривает не только участие руководства, но и всех сотрудников в производственных процессах. На принципах бережливого производства основывается "бережливая поликлиника", которая является современ­ным инновационным проектом в Российской Федерации, запущенным в ноябре 2016 г. и основанным на бережливых технологиях. Данный проект начал свою реализацию в Ярославской, Калининград­ской областях и в Севастополе, где были созданы специальные рабочие группы. В настоящее время все результаты обрабатываются и внедряются, в дальнейшем намечено тиражирование на другие медицинские организации, оказывающие ПМСП. Основной идеей бережливого производства являет­ся ежедневное непрерывное бесконечное совершенствование. В бережливое производство входит множество инструментов управления, которые сами по себе просты, но их применение требует не­которых усилий как от руководства, так и от тех сотрудников, которые непосредственно участвуют в улучшении процессов. При этом необходимо отметить, что бережливое производство не решает проблемы организации здравоохранения, а является лишь общим подходом к минимизации потерь и повышению эффективности деятельности организации. Одним из самых эффективных и важных на сегодняшний день является система "5С", которая позволяет создать необходимые стартовые условия для реализации сложных процессов и обеспечить их высокую эффективность. "5С" - это система наведения порядка, чистоты, укрепления дисциплины, повышения производительности и создания безопасных условий труда с участием всего персонала. Она включает 5 принципов ор­ганизации рабочего места, которые обеспечивают хороший визуальный контроль над рабочим про­цессом (каждое из названий данных принципов в японском языке начинается с буквы "С"):

1. Сортировка (сейри) - отделить необходимые предметы (например, инструменты, документы) от ненужных, чтобы впоследствии избавиться от последних.

2. Рациональное расположение (сейтон) - упорядочение оставшихся предметов для удобного и рационального использования.

3. Уборка (сейсо) - сохранять рабочее место в чистоте.

4. Стандартизация (сейкецу) - быть предельно аккуратным за счет выполнения первых трех "С".

5. Совершенствование (сицуке) - соблюдать дисциплину, обеспечивающую выполнение пер­вых четырех "С", чтобы в результате все пункты вошли в привычку.

Основываясь на этих простых правилах, медицинская организация может разработать собствен­ный стандарт оказания ПМСП. При этом очень важно знать все виды потерь, так как это тоже одна из основ бережливого производства:

перепроизводство, т.е. ненужные и слишком большие отчеты;

дублирование поручений, выполнение лишних движений;

неудобное расположение оргтехники, поиск необходимого;

отсутствие памяток и инструкций;

ненужная транспортировка, передача документов вручную;

потеря времени на пути к совещанию;

лишние запасы, которые выражаются в виде залежей канцтоваров, бумаги, накоплении нерас­смотренных вопросов и т.д.;

избыточная обработка;

огромное количество отчетов;

периоды ожиданий и огромные очереди даже при электронной записи;

медленная работа информационных систем;

переделка и брак и т.д.

В медицинской практике возможно несколько вариантов применения бережливых технологий. Решения по оптимизации процесса могут быть различными, но, как правило, медицинские органи­зации, оказывающие ПМСП, имеют приоритет в выборе процессов: запись на прием к врачу, полу­чение льготных лекарственных препаратов и амбулаторные приемы участковых терапевтов как наи­более острые и затратные проблемы медицинских организаций. Совершенствуя именно их, можно добиться наиболее интересного и значимого результата для удовлетворенности не только пациентов, но и медицинского персонала. Главной задачей внедрения бережливого производства является соз­дание доброжелательной атмосферы в медицинской организации, формирование желания у прикре­пленного населения приходить и заниматься собственным здоровьем, в том числе профилактикой. Стандарт оказания ПМСП, основанный на системе 5С и бережливых технологиях позволит создать действительно удобный и качественный сервис для пациентов.



Морозов С.П., Кузьмина Е.С., Ледихова Н.В., Гусева Е.Б., Трофименко И.А., Владзимирский А.В.

Цикл управления качеством и изменениями лучевой диагностики в масштабе московской агломерации

ГБУЗ "Научно-практический центр медицинской радиологии" Департамента здравоохранения г. Москвы

Ключевой инструмент обеспечения качества диагностики - аудит (так называемый "двойной просмотр" или англ. peer review) результатов диагностических исследований. Это глобально при­знанный подход, заключающий в повторном анализе случайно сформированной выборки диагно­стических изображений квалифицированным врачом-экспертом для выявления расхождений, оши­бок, неточностей и их методического устранения. Такой "двойной просмотр" является обязательным компонентом деятельности отделений лучевой диагностики во многих странах Европы, Америки и Азии; однако, как правило, он ограничен стенами конкретного отделения. В отдельных случаях, такой контроль осуществляется внутри сетевых клинических центров (т.е. в рамках одного юриди­ческого лица). Типичный финал "двойного просмотра" - это разбор выявленных ошибок в виде клинических конференций, анализ и обсуждение допущенных неточностей. При этом конкретные шаги по изменению ситуации, как правило, не предлагаются.

Нами было выдвинуто предположение, что существующие подходы к "двойному просмотру" должны быть коренным образом улучшены. В связи с этим нами были предприняты следующие шаги.

1. Мы отказались от сугубо количественного подхода (т.е. от исключительного подсчета коли­чества различных расхождений и ошибок). Наша концепция аудита построена на принципах каче­ственного анализа. Суть этого подхода состоит в:

выявлении расхождений и их классификации;

определении случайных и системных недостатков;

формировании индивидуальных решений по обеспечению качества;

рейтинговании сотрудников, отделений, организаций.

2. Дискретное проведение проверочных мероприятий полагаем полностью устаревшим. Мето­дическое, технологическое и нормативно-правовое развитие телемедицинских технологий создало основу для формирования единого цифрового пространства службы лучевой диагностики, в рамках которого аудит может осуществляться системно. Иначе говоря, от контроля в отдельном учреждении или филиальной сети мы перешли к системному мониторингу качества в совокупности юридиче­ских лиц, образующих сеть медицинских организаций региона. Фактически мы говорим о переходе от аудита к телеаудиту (дистанционному аудиту).

3. Локальный разбор выявленных при пересмотре ошибок представляется явно недостаточным и не обеспечивающим гарантированного изменения ситуации к лучшему. Тем более, что на каче­ство результатов лучевых исследований могут влиять различные факторы: связанные с врачом, с рентгенолаборантом, с организацией производственного процесса. В связи с этим нами сформи­рованы подходы к формированию индивидуальных стратегий повышений качества, включающие:

комплексы образовательных мероприятий узкой тематической направленности (очные и дис­танционные курсы, вебинары, мастер-классы, доступные как в реальном времени, так и в виде записей);

консалтинг по организационным аспектам деятельности отделения лучевой диагностики, включая свободное предоставление утвержденных методических рекомендаций, нормативно-правовых документов;

углубленный очный аудит работы отделения лучевой диагностики с целью улучшения маршру­тизации пациентов, лучевой безопасности и т.д.

Таким образом, нами сформирована методология дистанционного аудита (телеаудита) резуль­татов радиологических исследований, включающая:

обоснование метрик корректности проведения исследования, полноты и качества описаний и заключений;

унификацию расхождений, выявляемых при аудите, и создание соответствующей классифи­кации;

разработку методики применения телемедицинских технологий для контроля качества;

обоснование применения методов обработки естественного языка для контроля качества в лучевой диагностике;

разработку способа рейтингования по итогам аудита;

обоснование принципов формирования персонализированных стратегий повышения ка­чества.

Методология телеаудита внедрена в работу ГБУЗ "Научно-практический центр медицинской радио­логии" Департамента здравоохранения г. Москвы (ДЗМ) и сети городских поликлиники ДЗМ. Научные разработки легли в основу методических рекомендаций, утвержденных ДЗМ, "О порядке проведения аудита качества исследований КТ, МРТ, ПЭТ-КТ, маммографии" (№ 38 от 29.12.2016). Технологической основой для внедрения стал Единый радиологический информационный сервис (ЕРИС). С использо­ванием технических возможностей ЕРИС в 2015-2017 гг. проведено 48 520 телеаудитов. Для анализа случайным образом формируется выборка деперсонализированных исследований; всего для контроля отбираются результаты 7-10% исследований, проводимых в сети городских поликлиник ДЗМ.

Внедрение авторской концепции (телеаудит в сочетании с индивидуальными стратегиями по­вышения качества) обеспечило достоверное снижение удельного веса расхождений (в том числе клинически значимых) на 56%.



Осетрова О.В., Гущина О.А.

Принципы принятия решений в паллиативной помощи. Ключ к паллиативной помощи - обезболивание

Автономная некоммерческая организация "Самарский хоспис"

В идеале пациенты, члены его семьи и команда специалистов паллиативной помощи совместно обсуждают вопросы планирования и предоставления паллиативной помощи, принимая во внимание предпочтения пациента, имеющиеся ресурсы и рекомендации квалифицированного специалиста. Изменение состояния пациента, его функциональных возможностей приводит к изменению режима лечения, требует постоянного обсуждения и адаптации индивидуального плана оказания помощи на всем протяжении болезни.

Рассматривается необходимость принимать непростые решения в отношении продолжения или непродолжения активного лечения различных метаболических или гематологических нарушений, выявляемых у больных в терминальной фазе их заболевания. Принятие подобных решений в неко­торых случаях может быть очень сложным и комплексным, должно быть в пределах этических норм: пользы, безвредности, справедливости и уважения к личности и желаниям пациента. Необходимо достигать баланса между агрессивными методами лечения, приводящими к ухудшению качества жизни и неиспользованию методов лечения, которые могут иметь симптоматически положительное действие. Каждый пациент - личность со своими уникальными нуждами, желаниями, надеждами и обстоятельствами. В каждом случае схема необходимых мероприятий должна быть индивидуа­лизирована. Несмотря на то что диагностические и терапевтические процедуры будут различными у разных пациентов, лучше следовать определенному (стандартизированному) подходу к оценке и принятию решения в отношении каждого больного. Например, у 3 пациентов с кишечной непро­ходимостью в одном случае лучше будет выполнить колоностомию, в другом - ввести гастроэнтеростомическую трубку для дренажа, в третьем - могут понадобиться медикаментозные методы купирования симптомов. Но процесс принятия решения будет одним и тем же. Для того чтобы инди­видуализировать процесс принятия решения, полезны могут быть следующие шаги.

Шаг 1. Определите основные проблемы и их проявления, например:

Анемия - одышка, заторможенность, боль в груди.

Дегидратация - спутанность сознания, почечная недостаточность.

Инфекция - боль, тошнота, озноб, делирий.

Оцените степень дискомфорта, связанного со специфической проблемой, в комплексе всех симптомов больного.

Шаг 2. Определите основные методы решения проблем и связанные с этим мероприятия, кото­рые могут оказать воздействие на качество жизни пациента, например, риск и дискомфорт, связан­ные с операцией.

Шаг 3. Взвесьте все "за" и "против" вмешательства и невмешательства у каждого конкретного больного. Если преимущества агрессивного вида лечения в сравнении с его отрицательными харак­теристиками нечетко определяются, следует предпочесть терапевтическое решение проблемы.

Шаг 4. Старайтесь достигнуть консенсус между пациентом, семьей и другими работниками, во­влеченными в процесс ухода за больным, в отношении наиболее правильного решения. Возможно, это потребует неоднократных обсуждений или организации семейной конференции, для того чтобы прояснить сложную ситуацию.

Важным этапом планирования паллиативной помощи являются распоряжения на случай утраты самостоятельности, которая неизбежна для умирающего пациента. Необходимо помочь пациентам и их близким подготовиться к подобной ситуации, чтобы избежать вмешательств, не способных принести пользу. Пока в РФ нет структурированной обязательной законодательной базы по этому сложному вопросу. Основой паллиативной помощи при любом жизнеугрожающем заболевании яв­ляется адекватное обезболивание, которое в настоящее время является фактически национальным проектом и которое, несомненно, изменит качество жизни всех нуждающихся в купировании боли пациентов с хронической болезнью сердца.



Перепелица С.А.1, 2

Симуляционное обучение медицинских работников -важнейшая задача современного этапа развития медицины

1 ФГАОУ ВО "Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта", Калининград

2 ФГБНУ "Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии" "НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского", Москва

Представлены результаты симуляционного обучения врачей различных специальностей по про­грамме "Сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция". Показаны степень мотивации к обучению, возможность восприятия информации, пути улучшения качества ос­воения технических навыков специалистами и изменение подхода к непрерывному медицинскому образованию со стороны как медицинских работников, так и администрации лечебных учреждений.

Цель - обучение врачей различных специальностей базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции.

Материал и методы. Обучение по программе "Сердечно-легочная реанимация (СЛР) и автома­тическая наружная дефибрилляция (АНД)" прошли 16 врачей: 7 кардиологов и 9 анестезиологов-реаниматологов. Программа включала стандартный однодневный симуляционный курс провайдеров Европейского совета по реанимации.

Результаты и обсуждение. Все участники курса впервые проходили занятия по методике симуляционного обучения, что на первом этапе обучения вызвало определенные трудности адаптации к учеб­ной программе у врачей анестезиологов-реаниматологов. Все они считали, что умеют проводить СЛР, и подобный вид обучения им не нужен. В то же время врачи-кардиологи, не имеющие опыта прове­дения реанимации, позитивно восприняли новый метод, позволяющий им улучшить свои профессио­нальные навыки. В связи с этим подход к обучению в группах кардинально отличался. В группе врачей-кардиологов занятия прошли в обычном режиме, согласно правилам ведения симуляционного курса. В этой группе была высокая мотивация к обучению и стремление обучиться СЛР при внезапной остановке сердца. У участников группы возникали вопросы, касающиеся улучшения своих технических навыков, а также работе в команде при проведении СЛР. В группе врачей анестезиологов-реанима­тологов была необходима адаптация к учебному процессу. Выяснилось, что участники не знают со­временные алгоритмы проведения СЛР, в работе используют знания и опыт, полученные в медицин­ских вузах. Все курсы повышения квалификации включали только теоретический лекционный курс, современные аспекты СЛР не освещались. Только после лекционного курса и пробного проведения СЛР участники изменили отношение к новому виду обучения. Появились мотивация и желание улуч­шить свои технические навыки. В дальнейшем обучение прошло в штатном режиме. Основная про­блема, препятствующая развитию нового вида обучения, - отсутствие информации у специалистов и администрации лечебных учреждений. Переход на непрерывное медицинское образование пред­полагает активные занятия в симуляционных центрах врачей всех специальностей, так как оно наи­более прогрессивное и востребованное при овладении или улучшении технических навыков.

Заключение. Задача администрации лечебных учреждений обратить пристальное внимание на обучение медицинских работников и выделять необходимое финансирование. Ограниченное коли­чество симуляционных центров и большое количество потенциальных обучающихся (врачи, средний медицинский персонал) ставят новый вопрос: "Возможно, назрела необходимость создания симуляционных центров в крупных лечебных учреждениях?". Ведь для качественного оказания меди­цинской помощи нужны высококвалифицированные специалисты. Внедряя новый вид обучения, медицинское сообщество должно пройти период адаптации к новым условиям обучения



Сенченко А.Ю.

Врач и пациент: истоки кризиса

ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России

Рассматриваются проблемы кризиса взаимоотношений на уровне "врач-пациент", выявлен­ные в двух фокус-группах врачей, начавших свою трудовую деятельность до 1993 г. и после, т.е. работавших в разных, с точки зрения реализации прав пациентов, условиях. Врачи, работавшие до 1993 г. отмечают, что тогда пациенты были покладисты и исполнительны. Сейчас потребитель­ское отношение общества к медицине является существенным фактором, снижающим эффектив­ность здравоохранения.

Многочисленные, зачастую негативные отзывы пациентов о получении ими медицинской помощи достаточно активно транслируются средствами массовой информации (СМИ) и распространяются в социальных сетях. При этом мнение и комментарии врачей подобны гласу вопиющего в пус­тыне - их или не слышат, или не замечают. Для выявления проблем во взаимоотношениях на уровне "врач-пациент" нами был проведен опрос врачей, проходивших обучение на цикле профессиональ­ной переподготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". Они были разделены на 2 фокус-группы по 20 человек. В составе каждой группы были рядовые практикующие врачи, заведующие отделениями, заместители главных врачей и главные врачи, ра­ботающие как в государственной, так и в частной системе здравоохранения. Критерием разделения на 2 группы был стаж работы в здравоохранении.

В 1-ю группу вошли специалисты, начавшие работать до 1993 г., а во 2-ю - после. Причиной использования 1993 г. как разделителя групп стал факт принятия 22 июля 1993 г. "Основ законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в котором впервые законодательно были закреплены права пациента. При этом участники 1-й группы должны были представить свое заключение, ориентируясь на свой опыт работы до 1993 г., а 2-й - описать ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день. Описывая систему здравоохранения, существовавшую до 1993 г., врачи отме­чали высокую заинтересованность государства в результатах их работы и уважительном отношении к медицинским работникам со стороны общества. "У врачей было чувство защищенности. Мы знали, что государство нас защитит. Никогда не было такого, чтобы дело доходило до суда. Даже не знали, что такое возможно. Мы с ностальгией вспоминаем те времена, так как действительно были защи­щены". Особо было отмечено, что в СМИ отсутствовала отрицательная информация о медицинской помощи и медицинских работниках. При этом в то время подчеркивалось, что советское здравоохра­нение является лучшим в мире. "Все нам верили, и мы были правы". "Не было Интернета, мы лечили сами, и никто не мог нас проверить". Отношение к врачу со стороны пациентов было уважительным. Назначенное лечение не только не оспаривалось, а наоборот, пациентов характеризовала исполни­тельность и доверие, чего сейчас очень сложно добиться. При этом к своей болезни пациенты отно­сились ответственно. "Шли лечиться в поликлинику, а не в аптеку и Интернет". Отмечая особенности лечения пациентов врачи, особо подчеркнули, что "лечили не "стандарт", а человека в комплексе". При поступлении человека в стационар его обследовали от макушки до пяток.

Врачи из 2-й группы, оценивая текущее состояние системы здравоохранения, отметили, что госу­дарство пытается мотивировать врачей к удержанию в системе здравоохранения: "Земский доктор" и "Земский фельдшер", приоритетный национальный проект в области здравоохранения, модерни­зация здравоохранения, майские указы Президента РФ. Значительно улучшилось оснащение меди­цинских организаций, открыты мощные федеральные центры. Поставки современного оборудования теперь осуществляется не только в крупные лечебно-профилактические учреждения. У пациентов есть возможность получить практически любую медицинскую помощь, и не только в нашей стране, но и за ее пределами. В стране активно формируется общество потребления. Медицина отнесена к сфере услуг наряду с парикмахером и сапожником. У пациентов и их родственников поддерживается потребительское отношение к медицине и здравоохранению. Как следствие, пациент считает, что он всегда прав, а врач обязан выполнять все его прихоти. Основной рычаг давления на врача - грубость и жалобы. Практически каждая жалоба рассматривается в пользу пациента. Врача некому защитить. Доступность информации о здоровье и способах лечения в Интернете приводит к тому, что пациент напичкан информацией, считает, что он уже все знает, все прочитал, и задача врача подтвердить его "диагноз". "Сейчас очень страдает исполнительность со стороны пациентов. Им назначили лече­ние, они "О'кей, Гугл" - и пошли лечиться самостоятельно, по-своему, а потом жалуются, что ничего не помогает". При этом пациенты обращаются за медицинской помощью, имея сниженный индекс здоровья. Несмотря на пропаганду здорового образа жизни в СМИ, население в большинстве своем поддерживает его только на словах, потребляет продукты питания низкого качество. Как следствие -рост социально-значимых заболеваний, онкопатологии и т.п.

Таким образом, в настоящее время отношения на уровне "врач-пациент" имеют негативную окраску, что может быть связано как с потребительским отношением пациентов к медицине, так и с тем, что врачи на фоне осознания пациентами своих прав в области здравоохранения не считают их равноценными пар­тнерами при оказании медицинской помощи и продолжают относиться к ним с позиций патернализма.



Сидорович И.А.

Вопросы медико-экономической эффективности в оказании амбулаторной хирургической помоши

В настоящее время все большую актуальность приобретает разработка прогрессивных организационных технологий для различных направлений работы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В связи с этим изучение процессов преемственности и интеграции в работе ЛПУ, сочетающихся с высокой степенью дифференциации медицинских услуг, яв­ляется свидетельством постоянной необходимости развития новых организационных и ле­чебно-диагностических технологий оказания медицинской помощи различным категориям граждан.

Система оказания первичной медико-санитарной помощи, сложившаяся за последние годы, во многих случаях не позволяет добиться на этом этапе необходимого качества лечения больных в силу таких причин, как слабая лечебная и диагностическая база амбулаторно-поликлинических учреждений, низкая квалификация врачебных кадров, что, естественно, повы­шает потребность в стационарной медицинской помощи. Сложившийся дисбаланс является причиной многолетней ориентации на развитие более дорогостоящей стационарной медицин­ской помощи. Значительного улучшения качества оказываемых медицинских услуг на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи можно добиться, применяя методологию системного анализа и внося изменения в организации работы, в частности по такому направлению, как оказание амбулаторной хирургической помощи. Эти обстоятельства обусловливают необходимость рассмотрения предложений по структуре амбулаторной хирур­гической помощи пациентам различных категорий, прежде всего пересмотр объема лечебно-диагностических мероприятий, осуществляемых в амбулаторно-поликлинических учрежде­ниях (АПУ).

Одним из актуальных направлений в решении указанной проблемы является разви­тие амбулаторной хирургической помощи за счет внедрения новых лечебно-диагности­ческих технологий в работу АПУ. Внедрение новых направлений хирургической работы требует обоснования совершенствования организационных и лечебно-диагностических техно­логий в хирургической практике АПУ с позиций единой доктрины лечебно-диагностического процесса и преемственности в оказании специализированной хирургической помощи.

Для достижения поставленных целей целесообразно рассмотреть последовательность решения ряда следующих задач: изучить состояние преемственности в лечении больных хирургического профиля в звене "поликлиника-стационар-поликлиника"; выявить и про­анализировать тенденции в структуре заболеваемости больных хирургического профиля на этапе поликлиники; определить нуждаемость в стационарном лечении больных хирургиче­ского профиля из состава контингентов, состоящих на медицинском обеспечении в АПУ; из­учить доступность, качество и удовлетворенность прикрепленных контингентов амбулаторной хирургической помощью; определить направления совершенствования организационных и лечебно-диагностических технологий оказания хирургической помощи в АПУ; оценить ме­дико-экономическую эффективность применяемых новых технологий оказания хирургиче­ской помощи в АПУ.

Для достижения поставленных задач необходимо применять комплексный подход, что дает возможность составить алгоритм действий. В целях его реализации необходимо про­вести функционально-организационное (разработка перспективной модели оказания хи­рургической помощи) и информационное (исследование показателей работы хирургических отделений) моделирование, а также провести экспертную оценку показателей эффективно­сти оказания медицинской помощи больным хирургического профиля. На заключительном этапе исследования разрабатываются обоснованные организационные предложения и реко­мендации по направлениям совершенствования хирургической помощи и ее организацион­ной модели в АПУ. На современной этапе совершенствование амбулаторной хирургической помощи требует разработки и внедрения в деятельность АПУ прогрессивных и экономи­чески обоснованных методов диагностики, лечения и реабилитации больных хирургического профиля.



Старченко А.А.

Страховой представитель 3-го уровня - новая фигура системы обязательного медицинского страхования

НП "Нацмедбезопасность", Москва

Рассмотрены цели, задачи и функции страхового представителя 3-го уровня (СП-3).

Новизна современного этапа развития обязательного медицинского страхования (ОМС) заклю­чается в переходе от констатации нарушения прав гражданина в сфере здравоохранения по итогам ретроспективных экспертных мероприятий, к решению задачи: восстановления нарушаемого права или законного интереса застрахованного лица в процессе оказания медицинской помощи до оконча­ния страхового случая. Взаимодействие СП-3 с медицинской организацией (МО) заключается во вза­имодействии с должностными лицами - заведующими отделениями, заместителями главного врача, главным врачом, функциональные обязанности которых включают:

разрешение споров между субъектами и участниками системы ОМС;

принятие управленческих решений, направленных на разрешение конкретной спорной ситуа­ции и восстановление нарушенных прав конкретного пациента - заявителя;

принятие управленческих решений, направленных на недопущение аналогичных нарушений прав граждан в будущем.

Полномочия СП-3 на принятие оперативных мер с целью предотвращения нарушения прав и законных интересов застрахованных лиц на доступность и надлежащие объем и качество оказыва­емой медицинской помощи являются одной из основных составляющих процесса управления каче­ством медицинской помощи! Исходя из объявленных целей предотвращения ухудшения состояния здоровья пациентов и формирования приверженности их к лечению СП-3 могут быть 2 категории штатных экспертов страховых медицинских организаций (СМО): 1) штатный врач-эксперт с серти­фикатом по специальности "общественное здоровье и организация здравоохранения"; 2) штатный врач-эксперт с сертификатом по клинической специальности. Основной инструмент СП-3 для восста­новления нарушаемых прав и законных интересов застрахованных лиц при оказании медицинской помощи - тематическая экспертная деятельность. Методической основой проведения тематических экспертиз является "Карта дефектов медицинской помощи", разработанная в ООО "РГС-Медицина" на основе действующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) в рамках проекта "Независимая медицинская экспертиза - инструмент обще­ственного контроля в сфере здравоохранения России" на базе Национальной медицинской палаты и сформированного в системе ОМС профессионального экспертного сообщества. Важно: с целью решения вопросов по внедрению СП-3 с минимальными издержками следует придать СП-3 по спе­циальности "общественное здоровье и организация здравоохранения" статус, позволяющий осу­ществлять оперативный контроль, в том числе экспертную функцию за оказанием медицинской помощи.

1. Очный экспертный контроль в рамках медико-экономической экспертизы за исполнением МО характеристик качества по показателям своевременности, утвержденным законом РФ № 323-ФЗ (п. 21 ст. 2 Закона РФ № 323-ФЗ; п. 4 ст. 40 Закона РФ № 326-ФЗ), порядками оказания ме­дицинской помощи и клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

2. Очный экспертный контроль СП-3 за исполнением МО критериев оценки качества медицинской помощи по характеристикам:

А) своевременность (п. 21 ст. 2 Закона РФ № 323-ФЗ), утвержденных приказом Минздрава России № 203н, являющихся однозначными типа "да-нет", а также утвержденными ассоциациями специ­алистов в клинических рекомендациях, т.е. необходимость привлечения эксперта КМП по клини­ческой специальности отсутствует, так как заменяется однозначностью критерия и его выработкой консенсусом ассоциации специалистов;

Б) правильность выбора методов диагностики и лечения (п. 21 ст. 2 Закона РФ № 323-ФЗ) ут­вержденных приказом Минздрава России № 203н, являющихся однозначными типа "да-нет" и не имеющих в качестве условия выполнения наличия показаний или противопоказаний, а также утвержденными Ассоциациями специалистов в клинических рекомендациях, т.е. необходимость привлечения эксперта КМП по клинической специальности отсутствует, так как заменяется одно­значностью критерия и его выработкой консенсусом ассоциации специалистов. Формирование приверженности лечению - важнейшая функция СП-3, заключающаяся в разъяснении застрахо­ванному лицу по результатам экспертизы правильно оказанной ему медпомощи обоснованности и необходимости:

приема назначенных лекарственных препаратов;

выполнения рекомендаций по плановому направлению на лечение по поводу стенозов коро­нарных и сонных артерий, замены суставов;

соблюдения принципов здорового образа жизни;

информирование о необходимости посещения школ здоровья пациентов по конкретной пато­логии, информирование о правах пациентов и приверженности лечению на собраниях школ здоровья.

Реализация этой задачи страховым представителем 3-го уровня неотрывно связана подтверж­дением высокого профессионального уровня правильно работающего лечащего врача и фактически представляет собой меру по повышению авторитета лечащего врача и медицинской организации.



Старченко А.А.1, Комарец Ю.Н.2

Страховой представитель 3-го уровня: психология возможных конфликтов

1 ООО "РГС-Медицина", Москва

2 НП "Нацмедбезопасность", Санкт-Петербург

Страховой представитель 3-го уровня (СП-3) - это переговорщик, медиатор в конфликте, управ­ляющий им и способствующий его конструктивизации (принятию обоснованных решений и разви­тию уважительных отношений на основе знания им прав и законных интересов сторон конфликта).

Появление в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) СП-3 актуализиро­вало общественные организации пациентов искать пути взаимодействия со страховыми медицин­скими организациями (СМО) по конфликтным проблемам:

при отказе лечащего врача или врачебной комиссии (ВК) медицинской организации (МО) в назначении лекарственного средства;

при отказе органа исполнительной власти субъекта РФ в закупке лекарств;

при понуждении пациента к их приобретению. СП-3 в контексте взаимодействия с обществен­ными организациями пациентов вправе осуществлять следующие действия.

1. При отказе от проведения или затягивании разумных сроков созыва ВК - применить к по­следнему приему лечащего врача в медорганизации, к которой прикреплен пациент, финансовую санкцию по коду дефекта оказания медицинской помощи - нарушение преемственности в лечении.

2. При отказе лечащего врача и/или ВК от схемы лечения, предложенной консультантами феде­рального медицинского центра, СП-3 фиксирует факт отказа, рассматривает показанность назначе­ния рекомендованного препарата в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций или обычно предъявляемых требований.

3. Аналогично при отказе органа исполнительной власти субъекта РФ обеспечивать пациента лекарствами, назначенными лечащим врачом или ВК, СП-3 фиксирует факт показанности назначения лекарственного препарата в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) или обычно предъявляемых требований. Акт экспертизы может быть основанием для обращения пациента в суд с иском о понуждении к осуществлению закупки, а также о компенсации морального и материаль­ного вреда, вызванного отказом от проведения или затягиванием разумных сроков проведения кон­курсных процедур, и доказательством противоправности действий должностных лиц, ответственных за закупку лекарственных препаратов.

4. При понуждении застрахованного лица к приобретению показанных ему лекарственных средств за собственные денежные средства при наличии у него права на их бесплатное получе­ние СП-3 в Акте экспертизы указывает на показанность лекарства, подтверждает факт его приоб­ретения (кассовый и товарный чеки), предписывая МО вернуть затраченные пациентом денежные средства, и применяет в ее отношении санкцию с кодом дефекта - взимание платы с застрахованных лиц за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную терпрограммой ОМС. Внедрение СП-3 -удар по огурцовщине в здравоохранении: профессионализм врача, знание медицинского права и медицинской психологии - необходимый базис для воздействия на чванство, барство, хамство и правовой нигилизм должностных лиц МО. СП-3 изучает конфликт между пациентом и МО, дела­ет собственные экспертные выводы и предлагает администрации МО пути разрешения возникшего спора.

Задачи СП-3 в конструктивизации конфликта между пациентом и МО:

предложить возможные решения выхода из конфликта, приемлемые для всех сторон кон­фликта, так, чтобы все стороны осознали свою причастность к выработке решения и его окон­чательному принятию;

способствовать приобретению опыта МО самостоятельно разрешать спорные вопросы с паци­ентами в будущем;

показать должностным лицам МО, что их рядовой сотрудник и пациент вправе открыто выска­зывать свое мнение, отличное от мнения врача или старших по должности;

показать, что возникновение спорных вопросов - не всегда зло, часто разрешение спора в пользу пациента помогает рядовому врачу получить доступ к необходимым ему ресурсам (консультанты, параклинка, лекарства), которые до этого были ему не доступны вследствие ранее сложившегося статус-кво;

показать нелепость любой конкуренции между врачом и пациентом;

указывать на необходимость постоянного обращения к Кодексу этики врача, т.е. априори стремиться к сотрудничеству с пациентом и добрым с ним отношениям;

показывать положительные стороны результатов ранее разрешенных споров с пациентами;

пресекать попытки сторон переходить на личности;

позволить врачу и пациенту сохранить лицо и тем самым создать условия для дальнейшего их взаимодействия;

убеждать что победа в конфликте не важнее решения реальной проблемы;

подчеркивать ценность врачебного качества - готовность признать свою ошибку.



Старченко А.А., Тарасова О.В.

Критерии оказания медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности

НП "Нацмедбезопасность", Москва

В отсутствие федерального определения и нормирования безопасности медицинской деятель­ности с целью профилактики преступлений предлагаем критерии оказания медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Критерии оказания медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В отсут­ствие федерального определения и нормирования безопасности медицинской деятельности пола­гаем необходимым формулирование обычая делового оборота и обычно предъявляемых требований в здравоохранении по проблеме безопасности медицинской деятельности в двуединой системе го­сударственного контроля и контроля системы ОМС в соответствие с нормами ст. 309 Гражданского кодекса РФ:

1. Безопасность медицинской помощи (услуги, вмешательства) - отсутствие необоснованного риска при допущении обоснованного риска медицинского вмешательства, соответствующего номен­клатуре медицинских услуг, выполняемого с диагностической или лечебной целью по показаниям в соответствие с имеющимся заболеванием, с учетом противопоказаний к вмешательству, в специ­ально предусмотренном, нормируемом и приспособленном помещении специалистом, имеющим допуск к выполнению вмешательства на основании имеющихся у него документов об образовании и сертификата специалиста.

2. Риск в здравоохранении не обоснован и медицинская услуга признается не отвечающей тре­бованиям безопасности при следующих обстоятельствах:

2.1. Рискованное медицинское вмешательство не предусмотрено номенклатурой медицинских услуг.

2.2. Рискованное медицинское вмешательство выполняется медицинским работником, не име­ющим допуск к его выполнению: отсутствие у исполнителя документа об образовании и/или серти­фиката специалиста.

2.3. Рискованное медицинское вмешательство выполняется за пределами специально предусмо­тренного, нормируемого и приспособленного помещения.

2.4. Рискованное медицинское вмешательство выполняется с нарушением требований обяза­тельного стандарта оснащения и оборудования специально предусмотренного помещения.

2.5. Рискованное действие осуществляют с пренебрежением достижения общественно полезной цели, т.е. сохранения жизни и здоровья пациента.

2.6. Применение конкретного метода диагностики или лечения осуществляется вне медицинских показаний к нему и/или при и наличии противопоказаний, в том числепо другим параметрам состо­яния здоровья пациента и сопутствующим заболеваниям.

2.7. Цель рискованного вмешательства может быть достигнута без риска другими вариантами вмешательств.

2.8. Риск развития ятрогенного осложнения, неблагоприятных последствий и смерти пациента при предлагаемом конкретном вмешательстве выше, чем риск развития неблагоприятного исхода без применения данного метода.

2.9. Наступление вредных последствий предлагаемого конкретного вмешательства неизбежно, а не лишь возможно.

2.10. Не использованы без положительного результата все менее опасные методы диагностики и лечения.

2.11. Врач не прогнозирует типичные возможные осложнения применяемого им метода и/или не предпринимает мер для их предотвращения, своевременного выявления и лечения.

2.12. Пациент не согласен на применение рискованных медицинских действий.



Старченко А.А., Тарасова О.В.

Правовые основы экспертизы медпомощи на соответствие клиническим рекомендациям (протоколам лечения)

НП "Нацмедбезопасность", Москва

Приведены правовые основы экспертизы медпомощи на соответствие клиническим рекоменда­циям (протоколам лечения).

Правовые основы экспертизы качества медпомощи на соответствие клиническим рекоменда­циям (протоколам) основаны на требованиях Законов РФ.

1. Экспертиза качества медпомощи, выполненная экспертом качества медпомощи (КМП) по спе­циальности "онкология" выполнены в строгом соответствии с требованиями ч. 3 ст. 64 "Экспертиза качества медицинской помощи" Закона РФ № 323-ФЗ: "3. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании".

2. Таковым законодательством об ОМС является Закон РФ № 326-ФЗ "Об обязательном медицин­ском страховании граждан в РФ".

3. Ч. 1 ст. 40 "Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления ме­дицинской помощи" Закона РФ № 326-ФЗ определен орган, утверждающий порядок ЭКМП: "1. Кон­троль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, проводится в соответствии с по­рядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом".

4. Приказом ФФОМС от 01.12.10 № 230 во исполнение нормы ст. 40 Закона РФ № 326-ФЗ утверж­ден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставле­ния медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее Порядок контроля). При ЭКМП неукоснительно должны применяться нормы Порядка контроля, утв. Приказом ФФОМС № 230:

"5. Цели контроля: "5.3. предупреждение дефектов медицинской помощи, являющихся резуль­татом несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица; невыполнения и/или неправильного выполнения порядков оказания медицинской помощи и/или стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. . .

21. Экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки (в том числе с исполь­зованием автоматизированной системы) соответствия предоставленной застрахованному лицу ме­дицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицин­скому страхованию, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике...

67. Дефекты медицинской помощи и/или нарушения при оказании медицинской помощи: не­выполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых или выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения, пациенту диагностических и (или) лечеб­ных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской...

83. Эксперт качества медицинской помощи при проведении экспертизы качества медицинской помощи: б) предоставляет сведения об используемых нормативных документах (порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, клинические протоколы, методические рекомендации) по требованию должностных лиц медицинской организации, в которой проводится экспертиза качества медицинской помощи".

4. Поручением заместителя председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 09.01.2017 № ОГ-П12-4пр, направленным письмом Федерального фонда ОМС от 19.01.2018 № 392/30-1/226 в Территориальные фонды ОМС, с предписанием проведения анализа результатов экспертизы ка­чества медицинской помощи (ЭКМП), оказанной пациентам с онкологическими заболеваниями за 2017 г. на соответствие клиническим рекомендациям (протоколам).

5. Обязательность применения экспертом КМП клинических рекомендаций в процессе ЭКМП диктуется формулировками кодов дефектов, выявляемых экспертом в процесс ЭКМП. Приложением № 8 к Порядку контроля (приказ ФФОМС № 230) утверждены формулировки дефектов, в частности код дефекта 3.2: "Невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответ­ствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) кли­ническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи".



Сухарева И.А., Третьякова О.С.

Исторические аспекты средней продолжительности жизни населения России

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", Симферополь

Представлен исторический анализ средней продолжительности жизни населения России.

Цель - проанализировать среднюю продолжительность жизни (СПЖ) населения России в историче­ском аспекте. Результаты исследования. В XVIII веке в России в положении Комитета министров гово­рилось, что лечащий или полицейский врач были обязаны выписывать свидетельства о смерти, которые затем передавались в полицию. Фактически с момента появления этого документа можно было су­дить о том, какой была СПЖ мужчин и женщин в стране и какие факторы могли влиять на этот показатель.

За первые 15 лет ведения подобной статистики стала явно вырисовываться картина огромных потерь населения Российской империи, прежде всего за счет смертности детей. На 1000 умерших более половины (649 человек) - это лица в возрасте до 15 лет, еще 156 человек - старше 55 лет, т.е. 805 человек из 1000 - это дети и старики. Из этого следует, что проблемы высокой смертности лиц трудоспособного возраста в царской России не существовало. Известно, что в пушкинские вре­мена (XIX в.), 30-летняя женщина считалась старухой, а 50-летний мужчина - глубоким старцем. И это логично, так как, по данным за 1896-1897 гг., СПЖ в России составляла 30,3 года (в мире -35,6 лет), причем у женщин она была большей (31,6 года против 29,4 года у мужчин). Жители сель­ской местности жили на год больше (30,6 против 29,7лет соответственно). Наиболее высокая смерт­ность населения регистрировалась в местностях расположения крупных фабричных мануфактур: из 9 приходов Центральной России со смертностью выше 48% в 7 были сосредоточены самые круп­ные фабрично-промышленные центры уезда. Еще одним важным фактором, сказывающимся на про­должительности жизни, были эпидемии, в результате которых вымирали целые деревни. Настоящей бедой для страны в те годы был колоссальный уровень детской смертности. В Московской губернии, дети-груднички составляли 45,4% общего числа умерших всех возрастов.

По данным 1908-1910 гг., количество умерших в возрасте до 5 лет составляло почти 2/3 общего количества. В советской России в 1930-х гг. россияне жили в среднем 42,9 года, причем мужчины -40,2 года, а женщины на 5,4 года больше (45,6 года). СПЖ в мировом масштабе в этот исторический пе­риод была на 13 лет больше и составляла 56 лет. В этот период происходит смена тренда: жители города имели большую СПЖ по сравнению с сельскими жителями (43,9 против 42,8 года соответственно).

Опуская анализ СПЖ жителей СССР в период Великой Отечественной войны и послевоенный пе­риод, следует отметить, что к 1960-м гг. была достигнута СПЖ, сопоставимая с развитыми странами Европы: в 1959 г. она составила 68,6 года при СПЖ в мире - 59,8 года. Это было обусловлено многими причинами, в том числе и тем, что в СССР было построено индустриальное общество, состоялся выход в космос, страна готовилась к переходу к постиндустриальному обществу изобилия, максимальной продолжительности жизни. Обращает на себя внимание возрастающий разрыв между СПЖ мужчин и женщин (64,4 и 71,7 года соответственно). Однако в последующем, в 1970-е гг. рост продолжитель­ности жизни прекратился, СПЖ составила в 1961-1962 гг. 68,7 года, в тоже время разница между СПЖ мужчин и женщин стала увеличиваться (М - 63,7 года, Ж - 72,3 года), при этом у жителей города и села она не отличалась (68,6 года). Среди возможных причин отсутствия положительной дина­мики СПЖ россиян следует отметить: в этот период люди почувствовали отсутствие перспективы, стали больше употреблять алкоголь. Это привело к тому, что в последующие 10 лет СПЖ уменьшилась и ставила 67,9 года (М - 62,5 года, Ж - 72,6 года). Проведение Горбачевской антиалкогольной кам­пании нашло свое отражение в увеличении СПЖ к 1990 г. до 69,1 года (М - 63,7 года, Ж - 74,3 года), в этот период вновь возникает разница между СПЖ жителей села (67,9 года) и города (69,5 года).

Распад СССР, экономический кризис, "шоковая терапия" не могли не сказаться на СПЖ россиян, которая к 1995 г. снизилась практически на 5 лет - до 64,5 года, при этом резко возрос разрыв между СПЖ мужчин и женщин до 13,4 года (М - 58,1 года, Ж - 71,5 года). Это вместе с резко упавшей рож­даемостью привело к быстрому вымиранию российского народа.

В XXI в. (2000 г.) Россия вошла со СПЖ в 65,2 года и практически не уменьшившимся гендерным разрывом (М - 59 лет, Ж - 72,2 года). СПЖ в 2005 г. равнялась 65,3 годам (М - 58,9 г, Ж - 72,4 г). В то же время увеличился разрыв между жителями города и села (Г - 66,1 года, С - 63,4 года). К 2017 г., по информации Минздрава России, показатель продолжительности жизни россиян побил историче­ский рекорд и достиг отметки в 72,5 года. В тоже время, по оценкам ООН 2017 г., Россия занимает 125-е место среди 201 страны, ранжированной по убыванию СПЖ. Отличительной особенностью на­селения современной России является сохраняющееся значительное превышение ожидаемой про­должительности жизни женщин по сравнению с мужчинами, которое в 2017 г. составляло практи­чески 10 лет (77,4 года у женщин и 67,5 года у мужчин) при среднеевропейском разрыве в 5-6 лет.



Третьякова О.С.

Здравоохранение Крыма в оценках его участников

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", Симферополь

Дана оценка состояния здравоохранения Республики Крым участниками процесса здравоохра­нения: населением и непосредственно врачами.

Право на высококачественную медицину является не только базовым правом людей, пользу­ющихся услугами общественной медицины, но и условием дальнейшего существования сильного общества. Российская система здравоохранения переживает не лучшие времена. Согласно данным опроса, подавляющее большинство россиян недовольны качеством оказания и доступностью меди­цинской помощи, так же как и большинство врачей - положением дел в системе здравоохранения в целом. Чаще всего пациенты жалуются на непрофессионализм врачей, недоступность медицинских услуг и нехватку медицинского оборудования; у врачей комплекс жалоб представлен низкой опла­той труда, большим количеством "бумажной работы" и т.д.

Цель - оценка состояния здравоохранения Крыма участниками процесса.

Результаты. Проведено анкетирование 422 респондентов: 150 жителей (находящихся на ле­чении в МО и потенциально-возможных пациентов) и 92 врачей. Группа пациентов: 63,3% мужчин и 36,7% женщин в возрасте от 20 до 70 лет, из них 77,3% - жители города и 22,7% - села. Из числа врачей - 73,9% женщин и 26,1% мужчин; 91,3% врача работают в городе, 8,7% - в сельской мест­ности; 40,2% - врачи первичного звена, 55,4% - врачи стационара и 4,4% - организатора здраво­охранения. Результаты анкетирования населения и врачей показали, что ситуацию в здравоохране­нии Крыма они оценивают практически одинаково. Так, 34,5% врачей и 28,0% населения оценивают ситуацию ее как спокойную, но отмечают, что есть некоторые моменты, вызывающие беспокойство; еще 27,4% анкетируемых врачей и 30,7% опрошенных жителей считают, что существуют серьезные трудности в работе медицинских организаций. Переход к новой для Крыма модели - модели обя­зательного медицинского страхования (ОМС), до сих пор вызывает множественные споры как среди населения, так и медицинской общественности.

Обращает внимание, что положительно оценивает введение медицинского страхования немно­гим меньше половины (45,3%) опрошенного населения и треть (33,6%) анкетируемых врачей, в то же время отрицательную оценку внедрению ОМС дали лишь 18,0% респондентов-пациентов, в то время как в группе врачей - практически каждый 3-й (30,7%). Неудовлетворенность населения длитель­ностью ожидания приема врача - не менее актуальная и обсуждаемая проблема. Так, были приняты врачом-специалистом в день обращения 18,7% обратившихся за помощью, от 2 до 5 дней ожидали ее еще 42,7%, 13,3% респондентам на это понадобилось около недели, а каждому четвертому (25,3%) -свыше 10 дней. Примерно так же выглядит ситуация с ожиданием лабораторного и инструменталь­ного исследования: лишь каждый 5-й (18,7%) смог обследоваться в день назначения, 29,3% имели к ним доступ через 2-7 дней, большинство же (52,3%) ожидали возможности обследоваться более 10 дней.

Более сложная ситуация сложилась в доступе к сложным аппаратным методам (компьютерная томография, магнито-резонансная томография и т.д.), где минимальные сроки ожидания в 18,3% случаев составили 15-20 дней, еще 19,7% ожидали их в течение 20-30 дней, и практически половине (46,5%) нуждающихся потребовалось на это более месяца. Что касается ожидания плановой госпи­тализации, то лишь каждый 4-й (25,0%) ожидал ее менее 2 дней, 21,7% были госпитализированы в течение последующих 3-5 дней, примерно 28,3% - через 1 мес и более.

О доступности бесплатного медикаментозного лечения судили по условной 5-балльной шкале: лишь 30,0% расценили его на "хорошо", 43,3% - на "удовлетворительно" и практически каждый 5-й (22,7%) - "неудовлетворительно". При оценке удовлетворенности качеством медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями и системой здравоохранения в целом, лишь 8,0% респондентов были удовлетворены полностью, 66,7% - удовлетворены частично, а практически каж­дый 4-й (25,3%) был не удовлетворен. В вопросах оценки оплаты труда врачей мнение большинства респондентов-жителей (88,7%) и всех (100%) респондентов - врачей сошлось на необходимости ее повышения. Примерно треть (36,9%) анкетируемых врачей рассматривает в качестве оптималь­ной зарплату в 30-50 тыс. руб., примечательно, что с ними солидарно подавляющее большинство респондентов-пациентов (60,5%), причем 26,9% из них предлагает повысить зарплату врачей до 30-40 тыс. рублей, а 33,6% - до 40-50 тыс. руб. И только каждый 5-й (20,8%) респондент считает оптимальной оплату труда врача превышающую 50 тысяч рублей, что совпадает с мнением абсолют­ного большинства опрошенных врачей (58,3%) считающих, что оптимальной оплатой их труда будет являться сумма в 50-80 тысяч рублей.

Заключение. По мнению участников процесса здравоохранения Крыма, в системе здравоох­ранения республики существует ряд серьезных проблем: это касается не только материально-тех­нической базы медицинских учреждений, низкой мотивации медицинского персонала в силу не­соответствия их нагрузок и оплаты труда, но и малой доступности и низкого качества медицинской помощи. Эти вопросы несомненно требуют принятия управленческих решений и соответствующих мер на региональном уровне.



Фомин А.А.

Материалы конференций "ОРГЗДРАВ" - фактор повышения эффективности проведения сертификационного цикла по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"

Медицинский институт ФГБОУ ВО "Петрозаводский государственный университет"

В основу данной публикации положен опыт курса общественного здоровья и здравоохранения при проведении 11 сертификационных циклов (в объеме 144 ч) по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье". Особый интерес вызвали материалы конференций "ОРГЗДРАВ" (2015-2017 гг.), в которых были освещены основные направления развития здравоох­ранения в Российской Федерации.

В центре последипломного образования медицинского института Петрозаводского государствен­ного университета за 2006-2017 гг. этот курс обучения прошли 184 специалиста по организации здравоохранения. Занятия проводились в компьютерном классе, оснащенным современным про­граммным обеспечением и компьютерами, подключенными к сети Интернет и правовой поиско­вой сетевой программе "Кодекс". В соответствии с программой обучения слушателей в процессе проведения лекций, семинаров, практических занятий преподаватели использовали презентации, подготовленные в Microsoft PowerPoint, где демонстрировали свой опыт работы по темам учебного плана. Представление нормативно-правовых актов проводилось с использованием сетевой интернет-системы "Кодекс", вопросы международного сотрудничества освещались на основе онлайн-базы данных "Здоровье для всех" Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения. Особый интерес вызвали материалы конференций "ОРГЗДРАВ" (2015-2017), в которых были освещены основные направления развития здравоохранения в Российской Федерации.

Приведу доклады авторов, которые вызвали наибольший интерес у слушателей: В.И. Стародубов "О положении здравоохранения в РФ", (Москва, 2016); В.И. Стародубов, Г.Э. Улумбекова "Роль РАН, Общества организаторов здравоохранения и ВШОУЗ в повышении эффективности российс­кого здравоохранения" (Москва, 2016); А.Г. Агамбегян "О возобновлении социально-экономичес­кого развития России" (Москва, 2016); Б.И. Нигматулин "Азбука макроэкономика" (Москва, 2017); Г.Э. Улумбекова "Что делать в здравоохранении России сегодня. Управленческий и бюджетный маневр" (Москва, 2015); Г.Э. Улумбекова "От рейтингов эффективности систем здравоохранения к стратегиям развития. Уроки РФ" (Москва, 2016); Г.Э. Улумбекова "Тенденции развития российского и зарубежного здравоохранения" (Москва, 2016); Г.Э. Улумбекова "Состояние здоровья и здраво­охранения арктических регионов России и мира. Что делают наши коллеги за рубежом" (Москва, 2017). Данные этих исследований позволили более информативно, доказательно и на современ­ном уровне провести обучение слушателей цикла по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".



Царанов К.Н.

Комплексный подход к обучению руководителей медицинских организаций как способ повышения их эффективности: опыт Университета Правительства Москвы

ГАОУ ВО "Московский городской университет управления Правительства Москвы"

В последние годы в системе здравоохранения произошли серьезные изменения: переход на одноканальное финансирование, информатизация отрасли, возросшие требования к профессионализ­му кадрового состава и укрупнение медорганизаций. Возросли требования и к управленческим на­выкам руководителей медорганизаций, их заместителей и руководителей структурных подразделений.

Департамент здравоохранения г. Москвы и Университет управления Правительства Москвы (УУПМ) с 2014 г. разработали программы для руководителей, которые направлены на подготовку высоко­квалифицированных специалистов в области управления здравоохранением, обладающих совре­менными знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат эффективное функционирование учреждений здравоохранения г. Москвы. Программы позволяют комплексно подходить к обуче­нию руководителей разного уровня и повышать эффективность управления людьми и процессами в клиниках. Первая программа профессиональной переподготовки открылась в июне 2014 г. - "МРА в здравоохранении". Программа разработана для главных врачей медорганизаций и уникальна как по тематике, так и по составу преподавателей, участвующих в обучении. Программа профессиональ­ной переподготовки для заместителей руководителей медорганизации "Управление медицинской организацией" представляет слушателям механизмы по развитию команды профессионалов, инстру­менты по разработке операционных процессы в клинике и по эффективному развитию проектов.

Следующим этапом обучения стала разработка семинаров по обучению линейных руководителей поликлиник. Семинары позволяют провести системный анализ проблемных ситуаций и предлагают инструменты для развития команды и для управления эффективностью взаимодействия пациентов и персо­нала поликлиник. УУПМ совместно с Департаментом здравоохранения г. Москвы разработал программу и начал обучение главных и старших сестер стационаров по развитию профессиональных управлен­ческих навыков. Программа направлена на повышение самооценки работы медсестры через раз­витие профессиональных компетенций, осознание важности и сложности профессии, привержен­ности лечению пациентов и получение базовых управленческих навыков. В 2017 г. УУПМ совместно с Департаментом здравоохранения г. Москвы провел 2 научно-исследовательские работы по те­мам "Научно-методические принципы (модель) формирования корпоративной культуры меди­цинских организаций в целях обеспечения повышения уровня их пациентоориентированности" и "Концепция создания учебно-методического центра для сотрудников медицинской организации".

Для успешного комплексного решения задачи повышения уровня пациентоориентированности в медицинских организациях были изучены принципы (модель) формирования корпоративной куль­туры с учетом специфики работы медицинских организаций в современных условиях и на их основе разработаны программа развития корпоративной культуры в медицинских организациях. Разрабо­таны программы обучения и методика выявления лидеров изменений в медицинской организации.

В рамках обучения проектному управления были проведены семинары и программы повышения квалификации для руководителей Департамента здравоохранения г. Москвы, а также руководите­лей и участников проектных команд. Результатами обучения стало внедрение проектных команд в медицинские организации и развитие проектного подхода в управлении.

Помимо программ повышения квалификации в УУПМ проводятся конференции, мастер-классы с лучшими российскими и зарубежными специалистам в сфере управления здравоохранением, вы­ездные занятия, зарубежные стажировки. В настоящее время Департамент здравоохранения г. Мо­сквы и УУПМ разрабатывают предложения по дальнейшему обучению управленцев сферы здравоох­ранения: руководителей кадровых служб, отбор и развитие наставников, создание самообучающей организации и др.



Шатрова Е.И.

Особенности управления медицинской организации в отдаленных и труднодоступных районах Камчатки

ГБУЗ Камчатского края "Пенжинская районная больница", село Каменское, Камчатский край

Рассматривается организационно-функциональная модель сельского здравоохранения и ее апробация в условиях труднодоступного района Камчатки с конкретными результатами по управле­нию медицинской организацией.

Главные направления развития медицины в крае - профилактика заболеваний, реализация ме­роприятий по снижению смертности и увеличению общей продолжительности жизни, охрана здоро­вья матери и ребенка, развитие высокотехнологической медицинской помощи, санитарной авиации, технологий дистанционного консультирования (телемедицины), оснащение современным медицин­ским оборудованием и развитие информационных технологий, привлечение специалистов, развитие сельской медицины и фельдшерской службы. Ведущими направлениями становятся профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.

Пенжинский район - самый северный и труднодоступный район Камчатки. Учитывая сложные климатические и географические условия, а также большую территорию района и малую числен­ность населения, 96% которого составляют коренные малочисленные народы Севера, профилакти­ческая медицина является одним из актуальных и приоритетных направлений. Мы поставили перед собой задачу - организовать единство и преемственность в работе подразделений: фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), отделений врачей общей практики с районной больницей (РБ). Еже­недельный мониторинг заболеваемости по району (состояние здоровья детей до года, беременных женщин, больных социально значимыми заболеваниями, заболеваемости сезонной инфекцией, мо­ниторинг острых заболеваний и травматизма). Ежеквартально формируемые выездные медицинские отряды врачей-специалистов РБ обеспечивают охват профосмотрами до 90% населения, уменьше­ние хронизации патологических процессов, отсутствие младенческой смертности и смертности от туберкулеза, снижение смертности от основных заболеваний (цифры по району). Организованы в повседневной практике аудиоконсультации фельдшеров ФАП со специалистами РБ для опре­деления тактики лечения и ведения больных, консультации с краевыми лечебно-профилакти­ческими учреждениями (ЛПУ) по каналу телемедицины. Такой контроль над ситуацией дает воз­можность в условиях отдаленности поселков друг от друга работать на опережение, не допускать обострений заболеваний и развитие осложнений, под вниманием медработников находится каж­дый житель. Результатом такой профессиональной деятельности являются сохраненные жизни.

В Пенжинском районе в 2016 г. - 3, в 2017 г. - 7 сохраненных жизней. Индивидуальный подход к каждому пациенту является основой предупреждения заболеваний и снижение смертности, а в совокупности с социальными программами приводит к увеличению рождаемости и общей продолжительности жизни, сохранению здоровья нации, а в нашем крае - коренных малочис­ленных народов Севера и, как следствие, увеличение их численности. Благодаря программе "Зем­ский доктор" в течение последних 2 лет в район прибыли на работу 11 докторов, 6 фельдшеров, 4 медицинских сестры. Окончив медицинские учреждения в городах России, они вносят в работу РБ много новых идей и планов для повышения эффективности и качества медицинской помощи. Организация оказания медицинской помощи сельскому населению вызывает серьезные затруднения, которые обусловлены многими факторами, в том числе низкой плотностью населения, значительной удаленностью жителей села от ЛПУ, своеобразным укладом жизни северных народов - оленеводство и рыбный промысел подразумевают кочевой образ жизни в условиях неразвитых коммуникаций с отсутствием современных средств связи.

Для дальнейшего развития управления медицинского учреждения мы воспользовались моделью сельского здравоохранения в регионе, разработанной И.В. Нонуковой. В данной модели оказание медицинской помощи сельскому населению должно основываться на системном подходе и быть на­правлено на рационализацию использования сил и средств отрасли. Для реализации модели не­обходимо решить ряд задач. Организационно-функциональная модель сельского здравоохранения включает: экономические основы и современные технологии; структуру здравоохранения, работу с кадрами; нормативно-правовое обеспечение; взаимодействие с органами власти и партнерами; информационно-методическое обеспечение и сотрудничество с общественными организациями.

Решение поставленных задач уже дало свои результаты. Модель активно работает и совершен­ствуется в Камчатском крае, а многие направления продолжают оставаться для нашей больницы актуальными. Реализация в полной мере вышеперечисленных мер позволит рационализировать ис­пользование ресурсов здравоохранения, обеспечить выполнение государственных гарантий оказа­ния бесплатной медицинской помощи населению, повысить ее качество и доступность.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»