О научной основе Семашкинской модели здравоохранения

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 120-127.

От редакции

В статье приводятся выдержки из книги профессора Ю.М. Комарова, посвященной становлению и развитию модели здравоохранения, созданной первым наркомом здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко (или, как мы привыкли называть ее, Семашкинской модели). Эта модель просуществовала в Советском Союзе вплоть до 1989 г. и долгие годы позволяла нашей стране обеспечивать доступность и качество медицинской помощи на достаточно приемлемом уровне, соответствующем ее финансированию. Ее отличали рациональная организация, практически полная бесплатность для населения; участковый (территориальный) принцип прикрепления в первичном звене; объединение участковых врачей и врачей-специалистов в поликлиники; разделение оказания медицинской помощи взрослым и детям; строгие этапы на пути движения пациентов и деление на уровни медицинской помощи (в зависимости от сложности медицинских технологий); акцент на профилактику, укрепление здоровья детей и работников на производстве, а также жесткая вертикаль управления в системе. Однако были и не менее значимые недостатки, которые отмечает автор монографии. Уверены, что книга "Пора собирать камни" будет интересна и полезна для современных организаторов здравоохранения, особенно сегодня, когда в нашей российской системе здравоохранения отсутствует четкий вектор развития.

1. Принципы Семашкинской модели и их реализация

Впервые информация о Семашкинской модели здравоохранения прозвучала на 1-м Всероссийском съезде медико-санитарных отделов в 1918 г. в докладе будущего народного комиссара здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко (1874-1949 гг.), она стала синтезом идей организаторов здравоохранения: З.П. Соловьева, Е.П. Первухина, М.И. Барсукова, А.Н. Винокурова, И.В. Русакова, М.Г. Вечеслова, С.Ю. Багоцкого, М.В. Головинского, Г.В. Линдова, А.Н. Сысина, В.М. Бонч-Бруевича, П.А. Кувшинникова, Н.И. Тезякова, Д.В. Горфина. На этом съезде были обсуждены такие принципы, как единство, бесплатность, доступность и квалифицированность. Основные идеи этой модели обтачивались на последующих трех съездах, на 5-м (1924 г.) речь шла о сельском здравоохранении, профилактической направленности и диспансерном методе, на 6-м (1927 г.) - о планировании, ранней диагностике, организации охраны здоровья материнства и детства. На 7-м съезде - новый народный комиссар здравоохранения М.В. Владимирский выступил за единение теории с практикой и предложил вариант пятилетнего плана по развитию здравоохранения.

В окончательном виде принципы новой модели были сформулированы в 1947 г. Н.А. Семашко, главные среди них:

· государственный характер здравоохранения;

· профилактическая направленность охраны здоровья;

· бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи;

· единство медицинской науки и практики, профилактики и лечения;

· преемственность в оказании медицинской помощи;

· участие широких масс трудящихся и общественных организаций в строительстве здравоохранения и в решении его проблем.

Не все эти принципы удалось реализовать на практике в полной мере. Например, последний принцип вообще не был реализован.

Существует мнение о том, что отечественное здравоохранение в целом было прогрессивным и эффективным, так как при относительно небольших затратах на определенных временных отрезках давало неплохие и адекватные результаты. И это во многом именно так. Правда, были и серьезные недостатки, например, авторитарность и мобилизационный характер системы, отсутствие дифференцированного подхода к преемственности в ведении пациентов, принятие удобных для власти и отличных от принятых в мировой практике критериев, связанных со смертностью младенцев и матерей, с профессиональной заболеваемостью, временной и стойкой утратой трудоспособности.

К сожалению, человек не стал основным действующим лицом в здравоохранении, что не способствовало гуманизации медицины в целом, хотя во многих случаях врачи и другие медицинские работники демонстрировали лучшие человеческие и профессиональные качества при невысоком уровне оплаты своего труда. Так было и так, к сожалению, есть сейчас. И тогда, и теперь важными считались не показатели результатов, относящихся к пациентам, а обеспечивающие показатели (функция врачебной должности, укомплектованность кадрами, выполнение сметы расходов, посещаемость, работа коек, обеспеченность ресурсами, выполнение плана или стандарта и т.д.). Одной из главных проблем советского здравоохранения было его хроническое недофинансирование, что обусловило постепенное медико-технологическое отставание от развитых стран.

Однако отсутствие полноценной реализации не означает порочность самих провозглашенных принципов, многие из них затем легли в основу деятельности ВОЗ. Об этом также свидетельствуют многочисленные положительные оценки зарубежных специалистов и аналитиков, например, известного американского историка медицины Г. Сигериста, главного редактора журнала "Public Health Policy" ("Политика общественного здравоохранения"), М. Терриса и других.

Многие из этих принципов были использованы в классической английской государственно-бюджетной модели организации здравоохранения.

2. Зарождение науки "социальная гигиена и организация здравоохранения"

Следует отметить, что принципы, сформулированные Н.А. Семашко, появились благодаря особой науке - социальной гигиене и организации здравоохранения. Сначала появилась социальная гигиена - дисциплина, которая интегрировала все гигиенические науки о влиянии внешних факторов на здоровье населения (гигиена питания, общая и коммунальная гигиена, гигиена окружающей среды, радиационная гигиена, гигиена населенных мест и т.д.).

Социальная гигиена как наука зародилась еще в XVIII-XIX вв. благодаря работам Б. Рамаззини, Й. Франка и авторитетнейшего Р. Вирхова.

После этого дисциплина прочно утверждается в Европе, во многих странах (Германия, Австрия и др.) создаются кафедры социальной гигиены.

В то время появилось и достойное определение социальной гигиены, которое подразумевало выход за пределы узкомедицинских вопросов (в основном лечебных) - это учение о влиянии социальных факторов на здоровье всего населения и отдельных его групп для разработки мероприятий по восстановлению и улучшению здоровья населения.

Благодаря основополагающим работам Р. Вирхова в Германии в 1883 г. появилось законодательство об обязательном страховании на случай болезни или травмы для промышленных рабочих.

В 1905 г. в Берлине А. Гротьян впервые организовал научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а затем и соответствующую кафедру в Берлинском университете.

Аналогичные германскому закону впоследствии были приняты законы и постановления в Великобритании (1911 г.) и в России (1912 г.). При этом становилось все очевиднее, что ответственность за здоровье и организацию медицинской помощи должны взять на себя правительства. Именно тогда здоровье было признано общественной ценностью и социальным правом человека, а государство и общество стали ответственным и за обеспечение этого права.

В 1942 г., в самый разгар Второй мировой войны, когда Англия еще находилась в блокаде, У. Черчилль выступил со своим видением послевоенного устройства страны и предвидел создание в стране бесплатной для всех национальной службы охраны здоровья (социального страхования от рождения до смерти - "Cradle to grave" - с пеленок до могилы), а также широкую доступность всего населения к образованию, укрепление государственной собственности и развитие свободного предпринимательства.

И это он говорил в разрушенном из-за непрерывных бомбардировок Лондоне!

В тот же период лорд У. Беверидж (1879-1963 гг.), директор Лондонской школы экономики (1919-1937 гг.), президент Университетского колледжа в Оксфорде (1937-1945 гг.) выпустил книгу "Государство всеобщего благосостояния" (так называемый Доклад Бевериджа), где изложил основы национальной системы охраны здоровья, реализованной затем в Англии и во многих других странах. В этом докладе был учтен и опыт советского здравоохранения, принципы которого в определенной степени корреспондировали с идеями Бевериджа.

3. Предпосылки для возникновения социальной гигиены в России

В России предпосылки для возникновения социальной гигиены и развития общественного здравоохранения были заложены еще Н.И. Пироговым, и эти идеи проходили красной нитью через все 16 дореволюционных Пироговских съездов врачей. Этому способствовали работы А.В. Петрова, Е.А. Осипова, П.И. Куркина, А.И. Шингарева, А.В. Корчак-Чепурковского, С.Н. Игумнова, Л.А. Тарасевича и др.

Н.И. Пирогов писал, что главное предназначение врача - в научении людей быть здоровыми и в лечении тех, кого не удалось научить этому. Кроме того, Н.И. Пирогов считал, что будущее (и где оно?) принадлежит медицине предупредительной! (а не чисто лечебной).

А К. Бернар считал, что врач должен знать 3 вещи: условия здоровья, чтобы их сохранять, условия болезни, чтобы их предотвращать, условия выздоровления, чтобы их использовать. Это говорит о том, что знания и функции у врача, прежде всего в амбулаторно-поликлинических условиях, должны быть достаточно широкими и не только связаны с клиническим ведением больных.

Уместно будет также вспомнить об организации этапности сортировки и оказания медицинской помощи больным, раненым и пораженным (т.е. о маршрутах движения пациентов), предложенной Н.И. Пироговым в период Крымской кампании (1854-1855 гг.) и положенной в основу советской военно-медицинской доктрины в годы Великой Отечественной войны, позволившей добиться самого высокого восстановления в строй. Также необходимо отметить работы активного участника Пироговского движения А.И. Шингарева "Вымирающая деревня" (1901 г.) и уникальной работы "Общественная медицина в будущем демократическом строе России" (1907 г.), доложенной на Х Пироговском съезде врачей.

Истоки социальной гигиены (именно так и называлась эта дисциплина в Германии и СССР) в советское время относятся к 1918 г., когда после ликвидации земской медицины и насильственного прекращения деятельности Пироговского общества врачей, был создан сначала музей (руководитель - А. Мольков), который был затем в 1920 г. преобразован в Институт социальной гигиены. Уже через 2 года при Первом Московском университете была создана кафедра социальной гигиены, разработаны учебные программы, появились учебники и учебные пособия, в том числе переводные, стал издаваться соответствующий журнал. Это все делалось по инициативе Н.А. Семашко, З.П. Соловьева, А.В. Молькова, Г.Н. Каминского и др. По всей стране стали создаваться исследовательские институты по социальной гигиене, организационные бюро и т.д.

Социальная гигиена в российском определении - это наука об основных закономерностях в формировании здоровья населения и влияющих на него факторах. В этом смысле она в определенной степени подобна зарубежному пониманию эпидемиологии не только как науке о распространенности острых инфекционных, но также хронических и дегенеративных заболеваний. В основном предметом социальной гигиены являлась социальная обусловленность здоровья и болезней.

Однако против этой новой и важной науки выступила консервативная клиническая профессура, которая признавала только лечебную медицину (в ряде случаев это происходит и до сегодняшних времен), воспротивились и органы власти, которые стояли на том, что все социальные пережитки остались в прошлом и в советское время не может быть никакой социальной обусловленности болезней. В результате многие институты и центры были ликвидированы. Все это совпало с периодом агрессивного гонения на науку в целом: на экспериментальную биологию и генетику в лице Н. Кольцова, Н. Вавилова, Н. Дубинина и др., на научную организацию труда. Последняя, как потом и кибернетика, считалась буржуазной наукой, например, утверждалось, что и без этой науки А. Стаханов многократно перевыполнял установленные нормы выработки угля и т.д. Многие специалисты по социальной гигиене, медицинской статистике и демографии, которые, как считали власти, не сумели вовремя и "правильно" подсчитать численность населения, оказались за решеткой. Им не удалось скрыть последствия влияния на народонаселение страны репрессий, голодомора и геноцида крестьянства.

Наиболее серьезные и глубокие исследования заболеваемости населения проводились в Германии (медицинская статистика) и в России (санитарная статистика). От регистрации и анализа фактографического материала в обеих странах была выраженная направленность в сторону социальной обусловленности здоровья. Н.А. Семашко полагал, что обучение социальной гигиене равносильно своего рода "политической грамоте" на медицинском факультете.

По его мнению, специалист в области социальной гигиены должен быть не только врачом, гигиенистом (в расширенном смысле гигиена - это наука о здоровье), медицинским и аналитическим статистиком, социологом, но и обладать достаточно широким общественным кругозором.

К сожалению, сейчас в руководящих органах здравоохранения таких специалистов практически нет, а зачастую на руководящие должности назначаются клиницисты или ученые-экспериментаторы, не обладающие нужными знаниями и качествами для понимания здравоохранения как системы. Отсюда и проистекают все беды нынешнего здравоохранения, связанные с отсутствием компетентности и профессионализма в особой специальности "общественное здоровье и здравоохранение".

4. Развитие "социальной гигиены и организации здравоохранения" в РФ

На заре возникновения новой модели здравоохранения в Советском Союзе в центре внимания был здоровый человек. Схематично, вокруг него по кругу, располагались диспансеры, следящие за его здоровьем, а в случае нарушения здоровья он направлялся по профилю в соответствующее медицинское учреждение. Но против этой идеи выступил тогда всесильный руководитель московского здравоохранения В.А. Обух, и в результате компромиссов появилась Семашкинская модель. Насколько важна была тогда эта дисциплина, говорит создание Музея социальной гигиены Наркомздрава, многочисленных институтов и бюро, соответствующих кафедр по всей стране, а также подготовка в 1922 г. учебника по социальной гигиене.

В начале 1930-х гг., когда в России система статистики стала регистрировать ресурсы здравоохранения и их использование, учреждения здравоохранения и их деятельность, к социальной гигиене добавилась организация здравоохранения. Следует отметить, что эта дисциплина как самостоятельная (даже прикладная) часть социальной гигиены существовать не может - она должна базироваться на широких данных о здоровье населения и его утратах. Предполагалось, что организация здравоохранения будет состоять как бы из двух частей: организации охраны здоровья и организации медицинской помощи (сегодня это достаточно четко разделяется в действующей ныне Конституции РФ). Считалось, что в этой связке социальная гигиена будет как бы впередсмотрящей, локомотивом, подтягивая за собой прикладную часть. В свою очередь организация здравоохранения включала такие дисциплины, которые могли иметь самостоятельное значение, как охрана здоровья, управление здравоохранением, экономика здравоохранения, статистика здравоохранения, планирование здравоохранения, теория и история развития здравоохранения, организация труда, подготовка кадров и т.д. И поскольку все эти дисциплины должны основываться на данных об исследованиях здоровья населения и его потребностях в медицинской помощи, на социальную гигиену налагались дополнительные обязательства.

Таким образом, получилось, что социальная гигиена и организация здравоохранения стала относиться не только к медицинским наукам, она стала и политической наукой, поскольку определяла политику развития и охрану здоровья и организацию всей медицинской помощи в стране.

Перед самым началом Великой Отечественной войны приказом наркома здравоохранения СССР Г. Митерева сохранившиеся кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения. Фактически от широкой научной базы осталась только ее прикладная часть, что сделало эту науку уязвимой для критики. Так, Б.Д. Петров, работавший в 1950-е гг. в секторе здравоохранения ЦК КПСС, ставил вопрос о правомочности существования организации здравоохранения, ведь нет такой науки, как организация мясо-молочной промышленности. Тогда прикладную организацию здравоохранения спасла ее научная составляющая социальная гигиена, и потому было принято решение назвать эту дисциплину социальная гигиена и организация здравоохранения. С 1966 г. это название закрепилось в головном институте и в наименованиях кафедр.

При этом в мире стало очевидно, что ответственность за здоровье и организацию медицинской помощи должны взять на себя правительства. Именно тогда здоровье было признано общественной ценностью и социальным правом человека, а государство и общество стали ответственны за обеспечение этого права. А медицинская помощь должна служить средством выравнивания среди населения, обладающего разными доходами и возможностями, ибо перед лицом болезни или смерти равны абсолютно все.

5. Разные отрасли социальной гигиены

Бурно развиваясь, кроме известных периодов в жизни страны, социальная гигиена на стыке с другими дисциплинами порождала новые отрасли медицинской науки: с демографией - медицинскую демографию, с географией - медицинскую географию, с историей - историю медицины, с экономикой - экономику здоровья, с философией - философские проблемы медицины, с биологией - популяционную биологию, с экологией - медицинскую экологию, с генетикой - популяционную генетику, с гериатрией - социальную гериатрию, с социологией - медицинскую социологию, с психологией - психогигиену, с антропологией - медицинскую антропологию, с этикой - деонтологию и медицинскую этику, с метеорологией - медицинскую климатологию, с кибернетикой - медицинскую кибернетику (информатику), со статистикой - санитарную статистику (статистику здоровья), с правоведением - медицинское право, с клиническими дисциплинами - клиническую эпидемиологию и т.д. Эти отрасли могли носить и вполне самостоятельный характер, но при этом шло взаимное проникновение методических приемов, что расширяло и обогащало как общественные науки, так и медицину.

Оперирование данными статистики должно происходить на основе их глубокого понимания, анализа, обоснованного сравнения, учета факторов и условий, в которых они формировались.

Однако сегодня зачастую наблюдается отсутствие такого анализа, что, как правило, приводит к ложным выводам и необоснованным предложениям.

Это хорошо видно на примере здравоохранения Москвы и имеющих место шараханий в здравоохранении всей страны. На то, что сегодня в стране не сформирована перспективная модель развития здравоохранения и не описаны основные направления ее развития, во многом сказывается отсутствие представления о том, какое общество в целом мы строим и к чему нужно стремиться.

Фактически сегодня система здравоохранения занимается преимущественно только "ремонтными работами", пытаясь восстановить утраченное здоровье населения, без привязки к его охране.

6. О современной системе здравоохранения в РФ

К сожалению, сегодня здравоохранительная политика (в широком смысле этого слова) ошибочно перекладывается с государства в целом только на деятельность отдельной отрасли здравоохранения, что наносит существенный урон экономике страны и здоровью людей. Это связано с тем, что деятельность системы здравоохранения только частично влияет на здоровье населения. Так, в результате различных исследований, выполненных в том числе в Свердловской области, было показано, что на возникновение заболеваний влияние здравоохранения оценивается в 10% случаев, на излечение заболеваний - в 45%, на общую смертность - в 15%, на хронизацию патологии (пропущенные, запущенные, недообследованные и недолеченные случаи) - в 50%, на преждевременную и потенциально предотвратимую смертность - в 40%, на инвалидность - в 15%, на среднюю продолжительность активной и здоровой жизни - в 25%, на младенческую смертность - в 35%, на материнскую смертность - в 75% случаев. Все остальное почти полностью зависит от здравоохранительной политики в стране, от степени развития системы охраны здоровья, от ее приближенности к населению и результативности.

Иначе говоря, нездоровье главным образом формируется вне пределов деятельности системы здравоохранения. Однако, несмотря на понимание этого, данный факт все равно не учитывается, и вся ответственность перекладывается на медицинскую отрасль. Более того, в связи с совершенно нерациональной организацией традиционного здравоохранения и слабой организацией его первичного звена, растет число недообследованных, недолеченных, запущенных, пропущенных и тяжелых случаев заболеваний.

А это, в свою очередь, все в больших объемах требует дорогостоящих высокотехнологичных медицинских вмешательств для спасения жизней. За такое неэффективное здравоохранение несет ответственность отраслевое министерство.

Во всем мире средствами профилактики, в том числе социальной, и возможно раннего обнаружения заболеваний (лучше на стадии предболезни путем донозологической диагностики) стараются осуществлять эффективное лечение, как бы не допуская пациентов до чрезвычайно дорогостоящих специализированных и высоких технологий. На уровне правильно организованной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) должно решаться до 85% всех проблем, связанных с нездоровьем. Отсюда следует, что развивать медицинскую помощь необходимо в первую очередь в этом направлении, а также путем повышения роли государства в охране здоровья граждан.

От непонимания этого аспекта возникают множественные проблемы в здоровье населения и здравоохранении, и, соответственно, происходит неверное информирование о них руководства страны. Некоторые связывают эти проблемы с недофинансированием современного здравоохранения. Да, это имеет место, но самое главное, что этими средствами необходимо рационально и на научной основе распорядиться.

7. Разрушение Семашкинской модели здравоохранения

Возвращаясь к основным принципам построения общественной системы здравоохранения, следует отметить, что разрушение Семашкинской модели началось с переименования ее научной основы. Из изложенного выше виден общественный и интегрирующий характер социальной гигиены, которая имела свою методологию и свою прикладную часть в виде организации здравоохранения. Но нашлись "революционеры", которые стали предлагать заменить ее социальной медициной, валеологией или санологией, выхолостив социальный аспект. Даже на Коллегии Минздрава РФ от 13 апреля 1999 г. звучало, что социальная медицина - это наиболее подходящее название для науки социальная гигиена. И тут же 65% кафедр стали переименовываться. Но эти замены особенно не прижились.

Тогда появилось предложение назвать ее как бы по предмету изучения - "общественное здоровье и здравоохранение". На английском языке это звучит как public health. За рубежом это понятие подразумевает набор специальных знаний, которыми должны владеть не профессионалы, имеющие медицинское образование, а различного рода сторонние специалисты, в той или иной степени имеющие непосредственное или опосредованное отношение к здравоохранению. Таких специалистов и готовят в школах общественного здравоохранения (Schools of Public Health).

В результате во многом была утрачена общественная значимость этой дисциплины, в том числе ее социальная и гигиеническая части, да плюс еще впустую было потрачено много времени на все переименования (в ВАКе, на кафедрах, в НИИ и т.д.). Таким образом, был сделан первый шаг к разрушению Семашкинской модели, подрыв ее научной основы. Резко снизились не только уровень, качество, но объемы и масштабы исследований, которые были ранее и подпитывали управление и планирование российского здравоохранения.

Так, в стране более 30 лет не проводились полноценные исследования состояния нездоровья граждан (заболеваемости и смертности, не говоря уже о физическом развитии), ранее приуроченные к переписям населения, что полностью лишило научного обоснования принятые законы, Программу государственных гарантий, Программу ОМС и т.д. А те работы, которые сейчас выполняются, поставлены как бы на поток, не являются фундаментальными и масштабными, решают некоторые частные задачи, или, по образному выражению Е. Шигана, "а у нас во дворе".

Второй вехой послужило разрушение существовавшей ранее стройной системы научно-медицинской информации, что привело к информационному голоду всех медицинских работников (врачей, медсестер, руководителей и др.). Без этих ориентиров можно было делать все, что угодно - навязывать врачам любые организационные решения.

Третья веха, уже по-настоящему подорвавшая Семашкинскую модель, - отход от ее основных принципов и формирование совсем иной, не присущей отечественному здравоохранению, рыночной модели обязательного медицинского страхования (ОМС). Сюда же можно отнести практически повсеместное развитие платных медицинских услуг и замену ими бесплатной медицинской помощи, как бы гарантируемой государством. Разрушению Семашкинской модели способствовала также ликвидация муниципального здравоохранения с передачей соответствующих полномочий на уровень субъектов федерации и переподчинением учреждений здравоохранения, что было сделано во вред пациентам и привело к увеличению расходов. Затем, в 2012-2014 гг. в регионах страны прошла так называемая оптимизация сети медицинских учреждений и коечного фонда, а в Москве провели укрупнение медицинских учреждений, что не только привело к необоснованному сокращению численности медицинских кадров, но и значительно снизило доступность медицинской помощи.

Что нужно делать в сложившейся ситуации

1. Необходимо разделить охрану здоровья и организацию медицинской помощи. За охрану здоровья должно нести ответственность государство в целом (питание и здоровье, питьевая вода и здоровье, условия труда и здоровье, бедность и здоровье, окружающая среда и здоровье и т.д.), имея целью улучшение здоровья населения, а за организацию медицинской помощи - отрасль здравоохранение с целью проведения медицинской профилактики (включая мотивирование к здоровому образу жизни), частичное или полное (по возможности) восстановление утраченного здоровья и трудоспособности возможностями медицины. Это позволит снизить предотвратимые потери общества в здоровье. Для реализации этого положения при Президенте РФ необходимо создать Национальный совет по охране здоровья граждан.

2. Целесообразно перейти от бесперспективной и дорогостоящей модели ОМС к государственнобюджетной с договорными отношениями, отказаться от рыночной системы в здравоохранении и вернуть его в социальную сферу (из экономической), постепенно отказаться от платных услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях и Программы госгарантий (которая вносит ограничения на получение медицинской помощи).

3. Сделать акцент на преимущественном развитии правильно организованной ПМСП, остановив неэффективные вложения средств в специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь.

4. Восстановить систему муниципального здравоохранения, а также 4-уровневую систему организации медицинской помощи, основываясь на потребностях населения и маршрутах движения пациентов, что обеспечит адекватную доступность медицинской помощи.

5. Все преобразования в здравоохранении осуществлять с учетом мнения медицинской общественности, попечительских советов и гражданского общества.

6. Пересмотреть принятые законодательные и отраслевые нормативные акты, оставив только соответствующие положениям разработанной в рамках Комитета гражданских инициатив Стратегии охраны здоровья.

7. Кардинально изменить систему подготовки медицинских кадров (отбор , подготовка в вузах и непрерывное повышение квалификации). Создать факультеты для подготовки кадров для оказания ПМСП.

8. Ввести систему аккредитации медицинских организаций (проверку условий для оказания медицинской помощи) и систему лицензирования врачей (разрешение на деятельность), начиная с врачей общей практики.

9. Осуществить переход от оценки и контроля (экспертизы, аудита) качества медицинской помощи к его обеспечению и управлению им.

10. Обеспечить права пациентов, а также права медицинских работников, в том числе повысить им зарплату с учетом тяжести, напряженности и ответственности труда, а также ввести меры по их мотивацию работать более результативно.

11. Организовать систему мониторинга здоровья граждан с определением индикаторов, способствующих реальной оценке деятельности служб здравоохранения.

12. Расширить сферу научных исследований в области медицинской демографии, организации и экономики здравоохранения.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»