Сколько стоит очередная попытка изменить систему оплаты труда медицинских работников

Резюме

Авторами актуализированы и статистически обоснованы основные проблемы системы оплаты труда медицинских работников, заключающиеся в значительном разбросе размеров должностных окладов как между субъектами Российской Федерации, так и внутри одной территории между медицинскими организациями, низкой доле должностного оклада в структуре заработной платы.

Проведен расчет финансовой потребности для доведения окладов медработников до 55% в структуре заработной платы. Сформулированы предложения по совершенствованию системы оплаты труда медицинских работников.

Ключевые слова:заработная плата, система оплаты труда медицинских работников, должностной оклад, стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты

Финансирование. Данная статья не имела спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В. Сколько стоит очередная попытка изменить систему оплаты труда медицинских работников // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6, № 3. С. 44-52. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-13002

Целью деятельности утвержденной в феврале 2020 г. внутриотраслевой рабочей группы при Министерстве здравоохранения РФ является разработка предложений по установлению требований к отраслевой системе оплаты труда медицинских работников, включая подходы к формированию должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, и условий их осуществления, структуры заработной платы.

Задача совершенствования отраслевой системы оплаты труда медицинских работников была актуализирована в связи с прокатившейся в 2019 г. волной протестных акций среди медицинского профессионального сообщества. Так, во II квартале 2019 г. прошло 49 акций трудового протеста среди медиков, выразившихся в виде итальянских забастовок, митингов, сходов и обращений, реже - массовых увольнений и забастовок1.

1 Доклад о протестной активности россиян в четвертом квартале 2019 г. Электронный ресурс: URL: http://trudprava.ru/news/protestnews/2182 (дата обращения: 20.04.2020).

По данным Центра социально-трудовых прав, трудовой протест медиков в 2019 г. был спровоцирован прежде всего низким уровнем зарплаты, высокой трудовой нагрузкой и зарплатным неравенством между регионами. Основными претензиями медиков стало то, что незначительное повышение заработной платы осуществлялось за счет повышения окладов при непропорциональном сокращении надбавок, доплат за сверхурочные и т.п. Особенно серьезные проблемы отмечены в отношении медицинских работников скорой помощи.

На основе исследования материалов из средств массовой информации2, доступных источников литературы [1-3], нами выделены следующие проблемы в системе оплаты труда медицинских работников:

■ средняя зарплата врача по России привязана к среднему доходу по региону, который у разных субъектов сильно отличается;

■ выявляется значительная разница в размере базового (должностного) оклада;

■ отмечается различный перечень надбавок к заработной плате в субъектах Российской Федерации;

■ налицо сильная дифференциация в оплате труда рядового медицинского персонала и главных врачей.

2 Реальные цифры: зарплаты медиков. Электронный ресурс: URL: http://www.przrf.ru/info/full/osnovy_ohrany_zdorovya_grazhdan/Realnye-tcifry-zarplaty-medikov (дата обращения: 23.04.2020); Справедлив ли разрыв в зарплатах врачей и руководителей медучреждений? Электронный ресурс: URL: https://regnum.ru/news/polit/2743258.html (дата обращения: 23.04.2020) и др.

Цель настоящего исследования - обосновать низкий уровень должностных окладов и оценить финансовую потребность в доведении уровня должностного оклада до 55% заработной платы. Объектом исследования является система оплаты труда медицинских работников. Предмет исследования - элементы структуры заработной платы.

Материал и методы

Для исследования использованы данные:

■ о размерах должностных окладов и численности работников по каждой квалификационной группе по всем субъектам Российской Федерации, собранные Министерством здравоохранения Российской Федерации по специальному запросу на 2020 г.;

■ итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-декабрь 2019 г. с сайта Росстата.

Данные предварительно были верифицированы на предмет достоверности. Полученные результаты обработаны статистически, в том числе с применением математических методов в среде Excel.

Результаты

Анализ размеров должностных окладов (с учетом территориальных коэффициентов) показал значительный разброс по профессиональным квалификационным уровням между субъектами Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1. Разброс значений должностных окладов работников медицинских организаций по профессиональным квалификационным группам и уровням

Наименьшие значения должностных окладов по всем профессионально-квалификационным группам отмечены в основном в Республике Алтай, наибольшие размеры должностных окладов практически по всем профессиональным квалификационным группам (ПКГ), и это ожидаемо, - в г. Москве.

Такая же ситуация с разбросами значений размеров должностных окладов отмечается более чем в половине субъектов Российской Федерации, где параметры оплаты труда до сегодняшнего дня утверждаются на уровне каждой медицинской организации. Пример такой ситуации по Рязанской области приведен в табл. 2.

Таблица 2. Разброс значений должностных окладов работников медицинских организаций по профессиональным квалификационным группам и уровням на примере Рязанской области

Как видим, значения максимального размера должностного оклада почти в 3 раза превосходят минимальные.

В одной из последних своих работ мы подробно разбирали вопрос о минимальном размере должностного оклада и доказали, что данный показатель должен быть установлен на уровне не ниже официально утверждаемого минимального размера оплаты труда. Как известно, в соответствии с Трудовым кодексом3, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В свою очередь, величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины4. На 2020 г. МРОТ утвержден в размере 12 130 руб.5.

3 Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

4 Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

5 Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"".

Нами проведен анализ численности медицинских работников, должностной оклад у которых менее МРОТ. Результаты показали, что практически у 60% медицинских работников размер должностного оклада ниже значения МРОТ.

Поэтому считаем вполне обоснованным в качестве базового или минимального оклада установить размер утверждаемого Правительством Российской Федерации МРОТ на соответствующий год с ежегодной индексацией. Такой же позиции придерживается Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), предложив внести уточнение в Трудовой кодекс об определении минимального размера оплаты труда как наименьшей возможной зарплаты "неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в величину которого не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты"6.

Важным предметом исследования является доля должностного оклада в размере заработной платы. Для исследования нами были рассчитаны средние значения должностных окладов по основным ПКГ (врачам, среднему и младшему медперсоналу) по всем субъектам Российской Федерации. На основании данных с сайта Росстата7 нами рассчитаны долевые соотношения должностного оклада и прочих выплат в разрезе основных категорий медицинских работников по всем субъектам Российской Федерации (табл. 3).

6 Профсоюзы предложили установить бюджетникам базовые оклады. Электронный ресурс: URL: http://www.przrf.ru/news/full/inform/Profsoyuzy-predlozhili-ustanovit-byudzhetnikam-bazovye (дата обращения: 24.04.2020).

7 Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2019 г. Росстат. Электронный ресурс: URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/itog-monitor05-19.htm (дата обращения: 23.04.2020).

Таблица 3. Субъекты Российской Федерации с минимальным и максимальным значением доли должностного оклада в структуре заработной платы по основным категориям медицинских работников

Как видим, размер должностного оклада составляет в среднем менее 30%, а в ряде субъектов (Республика Алтай, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Красноярский и Камчатский край, Еврейская автономная область, Мурманская область, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область) - ниже 10% в зарплате врачей, в Республике Алтай и Чукотском автономном округе - в зарплате среднего медперсонала, в Республике Алтай, Камчатском крае, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах - в зарплате младшего медперсонала.

Более 50% размера должностного оклада в заработной плате медработников отмечено лишь в Республике Ингушетия (врачи и младший медперсонал), в Тамбовской, Белгородской, Пензенской областях, а также в Тюменской области и в Карачаево-Черкесской Республике (средний медперсонал).

Данные показали, что ни в одном субъекте Российской Федерации нет медицинских работников, у которых размер должностного оклада был бы ≥55% среднемесячной заработной платы.

Для оценки потребности средств, необходимых для доведения уровня должностного оклада медицинских работников до размера 55% среднемесячной заработной платы, проведен расчет по следующей формуле:

ДоМРОТ= Σi(Дофакт-Зпфакт×0,55) × 12/1 000 000 000,

где i - данные по субъекту Российской Федерации, ДоМРОТ - объем средств, необходимый для доведения должностного оклада соответствующей категории медицинских работников (врачей и среднего медперсонала) до размера 55% средней заработной платы, млрд руб.; Дофакт -средний размер должностного оклада соответствующей категории медицинских работников, руб.; Зпфакт - среднемесячная заработная плата соответствующей категории медицинских работников, руб.

Проведенные нами расчеты показали, что для решения данной задачи ежегодно требуется порядка 300 млрд руб.

Нами разработана структура обновленной системы оплаты труда в части должностного оклада с учетом следующих условий.

■ Предлагаемая система оплаты труда должна наследовать лучшие практики существующей системы оплаты труда: структуру ПКГ, включая профессиональные квалификационные уровни, учитывающие в том числе уровень квалификации, стаж работы, тарифные коэффициенты по подобию единой тарифной сетки.

В качестве минимального должностного оклада по первой ПКГ "Медицинский и фармацевтический персонал 1-го уровня" необходимо использовать размер МРОТ на соответствующий год.

■ Шаг значения должностного оклада по каждой следующей ПКГ по каждой квалификационной группе должен учитывать специфику трудовой деятельности категорий медицинского персонала, сгруппированных в ПГК.

■ При установлении значений должностного (минимального) оклада должны учитываться соотношения между ПКГ среднего медперсонала и врачей в соответствии с Указом Президента 2012 г.8 исходя из условия, что должностной оклад в заработной плате составляет 55% заработной платы [усредненные должностные (минимальные) оклады: врачи - 23 тыс. руб., средний медперсонал - 14,9 тыс. руб., младший медперсонал - 12,5 тыс. руб.].

8 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Предлагаемая структура должностных окладов, включая предложенные размеры тарифных коэффициентов (шагов), приведена в табл. 4.

Таблица 4. Предлагаемая структура должностных окладов медицинских работников

Результаты расчета потребности в увеличении окладов до уровня не ниже приведенного в табл. 4, представлены в табл. 5.

Таблица 5. Результаты расчета дополнительной потребности в финансовых средствах для доведения размеров окладов до уровня не ниже плановых значений

Примечание. * ФОТ рассчитан с учетом начислений на оплату труда (1,302), значения среднего коэффициента территориальной дифференциации (1,28). ** На момент проведения исследования данные о фактической численности медперсонала по данному профессионально-квалификационному уровню отсутствовали.

Таким образом, ежегодная финансовая потребность в увеличении окладов до уровня не ниже планового может составить порядка 172,1 млрд руб.

Заключение

Предложения о совершенствовании отраслевой системы оплаты труда в части должностных окладов медицинских работников должны предусмотреть единую структуру заработной платы на всей территории Российской Федерации; нормативы минимального должностного оклада медицинского работника.

Новая система оплаты труда, на наш взгляд, должна объединить существующую систему профессиональных квалификационных групп, расширив количество квалификационных уровней, и единую тарифную сетку.

В результате исследования сформулированы следующие предложения совершенствования системы оплаты труда медицинских работников в части должностных окладов:

1. Для изменения структуры заработной платы в сторону увеличения доли оклада до 55% следует значительно (минимум в 2 раза относительно фактических значений) увеличить оклады в разрезе ПКГ.

2. Переход на обновленную систему оплаты труда выполнять пошагово:

■ установить минимальный должностной оклад в размере не менее федерально утвержденного размера МРОТ с условием установления размеров должностных окладов в субъектах Российской Федерации не менее федерально установленных по каждой квалификационной группе и не менее установленных в настоящее время в субъекте Российской Федерации значений окладов;

■ по каждой ПКГ в разрезе квалификационных категорий установить значения должностного (минимального) оклада с соблюдением соотношений между ПКГ среднего медперсонала и врачей в соответствии с Указом Президента 2012 г. исходя из условия, что должностной оклад в заработной плате составляет 55% заработной платы [усредненные должностные (минимальные) оклады: врачи - 32 тыс. руб., средний медперсонал - 16,5 тыс. руб., младший медперсонал - 15,5 тыс. руб.], уровень заработной платы по ПКГ по каждому субъекту Российской Федерации сохраняется на уровне 1 января 2020 г. с последующей ежегодной индексацией.

3. Ежегодная финансовая потребность в увеличении окладов до уровня не ниже планового, может составить порядка 172,1 млрд руб.

Выработанные предложения полностью соотносятся с предложениями ФНПР по установлению базовых окладов для бюджетников, в том числе по квалификационным уровням9. Такая инициатива должна усилить социальные гарантии медработников по оплате труда и снизить зарплатное неравенство между регионами.

9 Профсоюзы предложили установить бюджетникам базовые оклады. Электронный ресурс: URL: http://www.przrf.ru/news/full/inform/Profsoyuzy-predlozhili-ustanovit-byudzhetnikam-bazovye/ (дата обращения: 24.04.2020).

Литература

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 197-ФЗ.

3. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”".

5. Власова О.В. Динамика заработных плат в здравоохранении и в других отраслях народного хозяйства // Региональный вестник. 2020. № 1 (40). С. 63-65.

6. Чистякова Е.А. Оплата труда в медицинских учреждениях: состояние и перспективы // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6, № 1. С. 193.

7. Долженкова Ю.В., Полевая М.В., Руденко Г.Г. Новая система оплаты труда в бюджетном здравоохранении: анализ практики и проблемы внедрения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019. Т. 27, № 4. С. 452-458.

8. Доклад о протестной активности россиян в четвертом квартале 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://trudprava.ru/news/protestnews/2182. (дата обращения: 20.04.2020)

9. Реальные цифры: зарплаты медиков [Электронный ресурс]. URL: http://www.przrf.ru/info/full/osnovy_ohrany_zdorovya_grazhdan/Realnye-tcifry-zarplaty-medikov (дата обращения: 23.04.2020); Справедлив ли разрыв в зарплатах врачей и руководителей медучреждений? [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/polit/2743258.html. (дата обращения: 23.04.2020) и др.

10. Профсоюзы предложили установить бюджетникам базовые оклады [Электронный ресурс]. URL: http://www.przrf.ru/news/full/inform/Profsoyuzy-predlozhili-ustanovit-byudzhetnikam-bazovye/ (дата обращения: 24.04.2020)

11. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2019 г. Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/itog-monitor05-19.htm (дата обращения: 23.04.2020)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»