Финансово-экономическое обоснование предложений по увеличению расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2021-2023 гг.

Резюме

Глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 г. Тем не менее содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной политики. Это определяет основы формирования федерального бюджета на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., ориентированного в значительной мере на решение неотложных задач социальной сферы, в том числе укрепление системы здравоохранения. Однако предусмотренные проектом федерального бюджета средства на финансирование здравоохранения все же не позволяют устранить накопившиеся проблемы и не обеспечивают возможности дальнейшего устойчивого развития отрасли, значимость которой в условиях пандемии возросла многократно.

Ключевые слова:проект федерального закона, расходы федерального бюджета, государственные расходы на здравоохранение, финансирование здравоохранения

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Улумбекова Г.Э., Петрачков И.В. Финансово-экономическое обоснование предложений по увеличению расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2021-2023 гг. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6, № 4. С. 54-59. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-14003

В 2020 г. государственные расходы на здравоохранение (средства федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, средства ОМС), по предварительным оценкам, возрастут на 15% (на 600 млрд руб.) по сравнению с 2019 г.1. Это дополнительное финансирование расходов на здравоохранение в связи с эпидемией (выплаты медицинским работникам, приобретение лекарств и оборудования) и по национальному проекту "Здравоохранение".

1 Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", представленный Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 30 сентября 2020 г. https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027743-7.

В 2021-2023 гг. также предусмотрены расходы на национальный проект "Здравоохранение" (около 240 млрд руб. в год) и дополнительные средства на модернизацию первичного звена здравоохранения (около 90 млрд руб. в год), запланированные преимущественно на обновление инфраструктуры медицинских организаций (строительство и оснащение оборудованием). Это важный шаг в увеличении государственного финансирования здравоохранения, однако недостаточный, чтобы решить другие важнейшие накопившиеся проблемы отрасли, препятствующие увеличению доступности и качества медицинской помощи населению.

В целом запланированные государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах в 2021 г. останутся на уровне 2020 г., а к 2023 г. вырастут по плану всего на 8%. Однако в ценах с поправкой на инфляцию расходы на здравоохранение в 2021 г. по сравнению с 2020 г. сократятся на 3%, а к 2023 г. - на 4%. Это произойдет преимущественно за счет федерального бюджета, расходы которого в ценах с поправкой на инфляцию в 2021 г. по сравнению с 2020 г. уменьшатся на 14%, а к 2023 г. - на 23%. Следует также отметить, что предусмотренный в 2021 г. рост расходов ФОМС на 7% вряд ли произойдет. Это связано с затянувшейся второй волной эпидемии и, как следствие, усугублением финансово-экономического кризиса и снижением заработных плат работников, с которых начисляются взносы в систему ОМС. Соответственно в 2021 г. по отношению к 2020 г. государственные расходы на здравоохранение и вовсе сократятся в текущих ценах (табл. 1).

Таблица 1. Государственные расходы на здравоохранение в 2018-2023 гг. в постоянных и текущих ценах

Примечание. Здесь и в табл. 2: ОМС - обязательное медицинское страхование; ВВП - валовой внутренний продукт.

Как видно из табл. 1, за этот же период сократится и доля государственного финансирования в ВВП - с 4,1% в 2020 г. до 3,6% в 2023 г. При этом государственные расходы в РФ сегодня и так в 1,4 раза ниже в сопоставимых показателях, чем в "новых-8" странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония), соответственно 3,5 и 5% ВВП в 2019 г. В этих странах уже сегодня показатель ожидаемой продолжительности жизни, который является ключевой характеристикой здоровья населения, составляет почти 78 лет, а в РФ - только 73,3 года2.

2 Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. 3-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с.

В ситуации продолжения эпидемии и выгорания медицинских работников, накопившегося потока пациентов, требующих лечения по другим показаниям, а также нерешенных до эпидемии проблем (низкая оплата труда и существенный дефицит медицинских кадров, недофинансирование медицинской науки и образования, недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях и др.), сокращение государственного финансирования здравоохранения опасно. Это приведет к дальнейшему снижению гарантированной бесплатной медицинской помощи и нарастанию критических проблем в отрасли. Как следствие, не будут достигнуты национальные цели, поставленные Президентом РФ, и вырастет недовольство населения.

Для решения названных проблем необходимо изыскать дополнительные средства федерального бюджета в 2021 г. по отношению к 2020 г. - 512 млрд руб., в 2022 г. - 946 млрд руб. (или 493 млрд руб. к уровню 2021 г.), в 2023 г. -1451 млрд руб. (или 503 млрд руб. к уровню 2022 г.), в 2024 г. - 2212 млрд руб. (или 661 млрд руб. к уровню 2023 г.). Этот расчет сделан исходя из того, что государственные расходы на здравоохранение должны поэтапно к 2024 г. увеличиться до 5% ВВП, как в "новых-8" странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития (табл. 2).

Таблица 2. Запланированные и необходимые расходы на здравоохранение 2021-2024 гг.

Распределение дополнительных объемов финансирования и расчеты по укрупненным статьям расходов по годам представлены в табл. 3. Все расчеты сделаны исходя из необходимости поэтапного повышения расходов по важнейшим статьям до заданного уровня к 2024 г. Сначала расчет сделан в постоянных ценах 2019 г., затем полученные значения переведены в текущие цены с учетом инфляции.

Расчет по основным статьям расходов

1) Увеличение оплаты труда медицинских работников (врачи, медицинские сестры и младший медицинский персонал). В 2019 г. фонд оплаты труда (ФОТ) медицинских работников в государственных и муниципальных медицинских организациях составлял около 1,7 трлн руб. (с начислениями). К 2024 г. повышение оплаты труда медицинских работников должно произойти не менее чем в 1,5 раза в ценах 2019 г. Это позволит приблизить их оплату труда до уровня той, которая сегодня сложилась у работников силовых ведомств, в том числе у военнослужащих (для справки: сегодня выпускник военного училища после 4 лет обучения получает около 50 тыс. руб. в месяц, а начинающий врач после 6 лет обучения - 20 тыс. руб. в среднем на 1 ставку). Тогда в 2024 г. ФОТ медицинских работников с начислениями в ценах 2019 г. составит 2,6 трлн руб. (для справки: расчеты не предусматривают поправки на увеличение численности врачей - минимум +10% к 2024 г., эти поправки можно будет сделать в 2021 г.). Таким образом, к 2024 г. по сравнению с 2019 г. дополнительно потребуется около 850 млрд руб. в постоянных ценах, а в текущих ценах - около 990 млрд руб. Причем более 30% этих средств вернется в бюджет в виде взносов в государственные внебюджетные фонды и НДФЛ.

Таблица 3. Дополнительные расходы на здравоохранение по основным статьям расходов в 2021-2024 гг.

2) Внедрение системы всеобщего лекарственного обеспечения. В 2019 г. на лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (по рецепту врача) из всех источников потрачено около 220 млрд руб. В "новых-8" странах ЕС расходы по этой статье в 2,8 раза больше в сопоставимых деньгах, чем в РФ (соответственно $185 и $65 ППС на душу населения). Если к 2024 г. государственное финансирование по этой программе достигнет уровня "новых-8" стран ЕС, то тогда в 2024 г. в РФ на эту программу потребуется около 600 млрд руб. в ценах 2019 г. Это 380 млрд руб. дополнительно в постоянных ценах или 444 млрд руб. в текущих ценах.

3) Реализация дополнительных целевых программ: на это к 2024 г. по отношению к 2019 г. потребуется дополнительно 150 млрд руб. в постоянных ценах, а в текущих ценах - 175 млрд руб. После разработки этих программ потребуется уточнение расчетов. Необходимые дополнительные программы:

■ по снижению заболеваемости и смертности детей и подростков (для справки: в РФ смертность детей в 1,5 раза выше, чем в "новых-8" странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития);

■ по развитию медицинского образования и науки (для справки: финансирование медицинской науки в РФ в доле ВВП в 8-10 раз ниже, чем в развитых странах);

■ по охране психического здоровья граждан и снижению распространенности наркомании (для справки: в РФ общая заболеваемость психическими болезнями составляет 6 млн чел. и постоянно растет);

■ по реализации масштабной межведомственной программы по общественному здоровью (для справки: в РФ потребление алкоголя на 9% выше, чем в "новых-8" странах ЕС, и на 35% выше, чем в Канаде и США, а распространенность курения в 1,4 раза выше, чем в "новых-8" странах ЕС, и в 3 раза выше, чем в Канаде и США).

Заключение

Таким образом, по предварительным расчетам, в 2021 г. к уровню 2020 г. дополнительно как минимум потребуется около 490 млрд руб., в 2022 г. - 850 млрд руб. (или 360 млрд руб. к уровню 2021 г.), в 2023 г. - 1300 млрд руб. (или 450 млрд руб. к уровню 2022 г.), а в 2024 г. -1600 млрд руб. (или 300 млрд руб. к уровню 2023 г.). Все эти дополнительные расходы сбалансированы с бюджетом на здравоохранение при условии, что он к 2024 г. поэтапно вырастет до 5% ВВП (см. табл. 2). Причем по расчетам, представленным в табл. 2, в 2023 и 2024 гг. остаются определенные резервы, которые могут быть направлены на увеличение численности медицинских работников и решение других вопросов.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»