Управление современным лечебно-профилактическим учреждением: инновационный подход

Резюме

Городская клиническая больница № 67 имени Л.А. Ворохобова является одним из крупнейших лечебных учреждений на Северо-Западе Москвы, начавшем переход от командно-административного принципа управления к децентрализованной системе, целью которой является повышение медицинской, социальной и экономической эффективности функционирования учреждения. В статье представлена структурная и функциональная организация технологических процессов лечебного учреждения, осуществляемая центрами компетенции, обладающими значительной автономностью в процессе управления медицинской организацией.

Ключевые слова:децентрализация, центр компетенции, управление лечебным учреждением, процессный подход

Финансирование. Данная статья опубликована без финансовой поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шкода А.С., Дзукаев Д.Н., Орлова О.Е., Панкратьева Л.Л. Управление современным лечебнопрофилактическим учреждением: инновационный подход // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6, № 4. С. 71-77. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-14004

Повышение эффективности оказания медицинской помощи является ключевой целью программы развития здравоохранения [1]. Совершенствование системы оказания медицинской помощи в первую очередь определяется внедрением в практическое здравоохранение актуальных управленческих решений. Экономическая эффективность и качество медицинской помощи напрямую зависят от технологий управления. Согласно рекомендациям ВОЗ, принцип передачи полномочий на более низкие уровни государственного сектора является основополагающим при планировании и проведении реформ в государственных системах здравоохранения [2]. Однако данный принцип может применяться на уровне организации отдельно взятого крупного многопрофильного стационара.

В настоящее время организация деятельности медицинских учреждений приобретает особую значимость, а вопросы разработки и внедрения эффективных методов управления конкретными лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) остаются чрезвычайно актуальными [3].

Городская клиническая больница № 67 имени Л.А. Ворохобова (ГКБ № 67) - московское многопрофильное медицинское учреждение, служащее клинической базой для многих кафедр медицинских высших учебных заведений столицы и методической базой для отработки управленческих и организационных решений, внедрения новых методов диагностики и лечения, освоения новых медицинских технологий.

В структуре больницы имеются 43 отделения с общей коечной мощностью 1261 коек хирургического, травматологического, нейрохирургического, эндокринологического, неврологического, терапевтического, кардиологического, акушерско-гинекологического профилей. В марте 2020 г. на базе недавно построенного на территории больницы сверхсовременного перинатального центра, крупнейшего в Европе, было создано отделение для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). В связи с драматическим распространением SARS-CoV-2 столичные власти приняли решение переоборудовать весь центр в инфекционный госпиталь.

В ЛПУ в РФ в подавляющем числе случаев осуществляется командно-административный принцип управления, в основе которого лежат принципы централизованного, директивно-распорядительного подхода, и в меньшей степени экономически обоснованных методов управления.

К сожалению, привычный командно-административный принцип управления не позволяет добиться реализации целого ряда принципов для эффективного функционирования учреждения здравоохранения с медицинской, социальной и экономической точки зрения, а именно [5]:

■ соответствия звеньев управления функциям управления;

■ минимизации уровней управления;

■ сосредоточения в каждом звене управления ключевых функций управления;

■ исключения дублирования функций управления;

■ кратчайшего пути прохождения управленческой информации;

■ соответствия функций управления целям организации.

Децентрализация системы управления здравоохранением в целом, переход к новым методам оплаты медицинских услуг, необходимость выполнения установленных показателей, наличие управляемого рынка медицинских услуг привели к необходимости изменения подходов к управлению на уровне медицинской организации. Наряду с отработанными функциями управления лечебно-диагностическим процессом в ГКБ № 67 было принято решение о реализации новых, ранее не свойственные медицинским учреждениям подходов, которые способны обеспечить непрерывную работу по предоставлению качественных медицинских услуг пациентам в постоянно меняющихся условиях. Опыт ГКБ № 67 является новаторским. Переход на новую систему управления в ЛПУ осуществляется постепенно, секторально, под динамическим контролем эффективности работы учреждения (сектора) в новых условиях.

Технически осуществление децентрализации стало возможным благодаря развитию информационных систем, благодаря которым реализуется перераспределение полномочий и ответственности с более высокого на более низкий уровень управления с созданием более низких по уровню звеньев управления, которые в значительной мере независимы в отношении определенного ряда функций [4].

Модель управления, реализуемая в настоящее время в ГКБ № 67, может быть более гибкой и быстрее реагировать на изменяющиеся обстоятельства, более эффективной в том, что касается путей решения тех или иных проблем; способна обеспечить большую степень приверженности и более высокую производительность сотрудников.

На рис. 1 представлена принципиальная схема управления медицинской организацией.

Рис. 1. Принципиальная схема управления медицинской организацией

Как показано на схеме, объектами управления являются 3 основных технологических блока: параклинический, лечебный/научно-клинический и центр обеспечения. При этом основой управления является структурная и функциональная организация технологических процессов, которая осуществляется благодаря логистически сформированным в административной структуре ЛПУ центрам-проектам, обладающим определенной долей самостоятельности в процессе управления медицинским учреждением.

К настоящему времени в структуре ЛПУ уже сформированы и функционируют по децентрализованному принципу следующие Центры:

■ Спинальный центр нейрохирургии;

■ Центр лабораторной диагностики;

■ Приемно-диагностический центр;

■ Центр хирургии;

■ Центр терапии;

■ Сосудистый центр;

■ Центр анестезиологии и реанимации;

■ Центр травматологии и ортопедии;

■ Центр клинических исследований;

■ Научно-клинический центр;

■ Телемедицинский центр.

В соответствии с лицензией ЛПУ осуществляется планирование объемов услуг по видам. На основании объема деятельности руководитель центра планирует нагрузку на персонал, работу коечного фонда, определяет возможность и необходимость маневрирования числом и профилем коек. Так, с 2017 г. было оптимизировано среднее время простоя койки, что не могло не повлиять на процент операционной активности ЛПУ (рис. 2).

Рис. 2. Показатели медицинской эффективности ГКБ № 67 за период 2017-2019 гг.

Объем оказываемых услуг является основанием для формирования штатов и их перераспределения. Расчет затрат на оплату труда, включающих фонд материального поощрения персонала, осуществляется на основании запланированной штатной численности. По сравнению с традиционной моделью руководители центров медицинской организации имеют гораздо больше полномочий в планировании штатов и средств на оплату труда. Данный подход позволяет гибко реагировать на такие внешние условия, как, например, потребность населения в различных медицинских услугах. Объем деятельности центров позволяет также разработать критерии оценки деятельности персонала для реализации программы материального поощрения сотрудников. Таким образом, в условиях децентрализации управления руководитель учреждения благодаря гибкому управлению ЛПУ обладает значительной степенью автономии в планировании деятельности организации.

Отличительной особенностью деятельности центров-проектов ГКБ № 67 является постепенное формирование центров компетенции, занимающихся систематическим сбором наиболее важных знаний, навыков и технологий, тем самым обеспечивая оптимальное использование человеческих ресурсов в рамках одной организации. Центры компетенции позволяют контролировать важнейшие направления клинической и параклинической деятельности. Так, Московский спинальный центр на базе ГКБ № 67 впервые в практике столичного здравоохранения получил статус международного референсного центра AO Spine Center - крупнейшего международного сообщества спинальных хирургов, созданного для обмена знаниями и опытом в области лечения позвоночника, исследования и внедрения новых технологий. В центре собрана команда ведущих профессионалов, чьи достижения и подходы к лечению патологии позвоночника востребованы на международной арене. Статус референсного центра AO Spine Center позволяет проводить работу по обучению специалистов в области спинальной нейрохирургии по всему миру и реализовывать научные проекты, направленные на совершенствование технологий хирургического лечения позвоночника. Нельзя не отметить, что постоянно расширяющийся перечень видов высокотехнологичной помощи (ВМП), реализуемый на базе ГКБ № 67, приводит к увеличению объемов случаев госпитализаций по профилям ВМП и служит объективным показателем доступности оказываемой высокотехнологичной помощи в рамках системы госгарантий (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Динамика объективного роста высокотехнологичной медицинской помощи ГКБ № 67

Рис. 4. Реализация Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в ГКБ № 67

Еще одним "драйвером" развития клиники явилось совершенствование системы лабораторных исследований. Лабораторно-диагностическая служба ГКБ № 67 является централизованной и представляет собой совокупность клинико-диагностических лабораторий, обеспечивающих оказание высококвалифицированной специализированной диагностической медицинской помощи амбулаторным и стационарным пациентам г. Москвы. Соответствие лаборатории ГКБ № 67 высочайшим международным стандартам лабораторной диагностики подтверждено экспертами Международного центра сертификации систем управления DQS CFS (Германия). Централизованная лаборатория функционирует круглосуточно по основным направлениям исследований: общеклинические, гематологические-коагулогические, биохимические и иммунохимические, бактериологические. По программе модернизации столичного здравоохранения установлена автоматическая линия для биохимического и иммунохимического анализа Labcell. КДЛ ГКБ № 67 интегрирована в ЕМИАС, все заказы передаются в лабораторную систему автоматически. Лаборатория ГКБ № 67 является также централизованной микробиологической лабораторией. Внедрение полностью автоматизированного комплекса Work Cell Automation (WCA) производства компании BD Kiestra позволяет увеличить индекс производительности лаборатории, что обеспечивает сокращение трудозатрат и позволяет наращивать производственные мощности лаборатории без значительного расширения штата (рис. 5).

Рис. 5. Деятельность Центральной клинико-диагностической лаборатории за период 2017-2019 гг.

Таким образом, централизация клинико-диагностических исследований обеспечивает клинико-экономическую эффективность в виде сокращения прямых и косвенных затрат на здравоохранение и повышения качества медицинского обслуживания. Учитывая необходимость прироста новых знаний, центры лабораторной диагностики и микробиологического мониторинга ГКБ № 67 представляют собой формирующиеся центры компетенции с присущими им механизмами создания, обновления, хранения и распространения новых знаний.

По мере развития процессов планирования и решения задач эффективного управления был внедрен качественно новый подход к управлению для медицинских организаций - процессное управление, суть которого заключается в представлении деятельности ЛПУ как набора взаимосвязанных бизнес-процессов [6]. При этом бизнес-процесс является последовательностью действий, направленных на достижение целей, поставленных учреждением (рис.6).

Рис. 6. Система бизнес-процессов

Принципиальным отличием процессного подхода от традиционного для ЛПУ функционального подхода является акцентирование внимания непосредственно на конечном результате, а также оптимальности способа его достижения. Подход, позволяющий выделить определенный вид деятельности как отдельный объект, дает возможность проведения различных манипуляций с объектом, а именно оптимизации и контроля параметров эффективности процесса. Таким образом, главный врач управляет деятельностью всей организации как системой бизнес-процессов.

Определение мониторируемых процессов и результатов деятельности проектных центров учреждения является основой управления информацией. Сбор необходимых данных осуществляется от исполнителя к руководителю. Анализ данных ведется на уровне Центров, что позволяет представлять главному врачу управленческую информацию. Особое значение имеет унификация данных. В условиях автоматизированного сбора информации в ГКБ № 67 унификация достигается автоматически в процессе программирования.

Следует отметить, что самостоятельная деятельность медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования требует формирования новых навыков у персонала. Именно поэтому очень важна оперативность в обучении медицинского и немедицинского персонала в условиях расширения сфер деятельности медицинской организации. В современных условиях подход к управлению, заключающийся исключительно в контроле за лечебно-диагностическим процессом, является неэффективным, что и определяет недостаточность текущих навыков персонала для успешной и результативной работы. Представляется важным отметить еще один аспект управления персоналом - мотивацию профессиональной деятельности. Кроме традиционных для здравоохранения мотиваторов, в процессе реформирования появляется экономическая мотивация персонала. Управление персоналом в медицинской организации позволяет главному врачу применять финансовые стимулы для повышения эффективности работы персонала.

Таким образом, на примере анализа функций управления ГКБ № 67 показано, что децентрализованная модель управления медицинской организацией позволяет значительно расширить диапазон принимаемых решений на уровне главного врача учреждения, а появляющиеся принципиально новые возможности использовать для повышения оперативности и эффективности работы персонала, а значит, и лечебного учреждения в целом.

Литература

1. Басова А.Г. Влияние современного развития здравоохранения на экономику России // Проблемы науки. 2017. № 4 (17). С. 53-59.

2. Горшкова Л.В. Проблемы оценки эффективности затрат на здравоохранение // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11, № 6 (76). С. 137-151.

3. Гущина Е.Ю. Механизм финансирования учреждений здравоохранения в решении социальных проблем // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10. С. 29-32.

4. Костина В.В. Государственное финансирование системы здравоохранения в современной России // Вестник современных исследований. 2017. № 7-1 (10). С. 203-210.

5. Тищенко Т.А. Административное регулирование системы здравоохранения Российской Федерации // Экономика и управление: научно-практический журнал (Уфа). 2015. № 5 (127). С. 16-19.

6. Борисов С.А., Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. 2013. № 13. С. 91-96.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»