Финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2020-2021 гг.

Резюме

В 2019 г. основным направлением государственной политики в области здравоохранения являлось содействие достижению национальных целей развития. На этом направлении были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий, в том числе национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография".

В 2020 г. в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции условия осуществления указанной политики принципиально изменились. Главной задачей для здравоохранения стало сглаживание пиков заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в целях минимизации рисков "перегрузки" его мощностей и сохранение, несмотря на все шоковые изменения внешней среды, основных параметров функционирования здравоохранения как по объемам оказываемой населению медицинской помощи, так и по его финансовому обеспечению. Это определило исходные условия формирования и реализации в 2020 и 2021 гг. территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В настоящей статье анализируются основные показатели финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2020 и 2021 гг. Главное внимание уделяется преемственности основных показателей финансирования здравоохранения по указанным программам в 2020 и 2021 гг. по отношению к 2019 г., предшествующему году возникновения глобальной пандемии.

Ключевые слова:глобальная пандемия, территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи субъектов РФ, особенности финансирования здравоохранения в условиях распространения коронавирусной инфекции и реализации мер по смягчению ее последствий

Финансирование. Данная статья не имела спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Альвианская Н.В. Финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2020-2021 гг. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 1. С. 63-79. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-63-79

В 2020-2021 гг. формирование территориальных программ государственных гарантий осуществлялось в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. № 1403 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", от 7 декабря 2019 г. № 1610 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", от 28 декабря 2020 г. № 2299 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" [1-3]. Установленные вышеуказанными программами государственных гарантий на 2019, 2020, 2021 гг. средние нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи представлены в табл. 1- 4.

Таблица 1. Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств соответствующих бюджетов, по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 гг.

Таблица 2. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств соответствующих бюджетов, по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 гг.

Таблица 3. Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 гг.

Таблица 4. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 гг.

Анализ перечня и состава вышеуказанных средних нормативов, применяемых при формировании территориальных программ государственных гарантий, свидетельствует о дальнейшем расширении федерального нормативного регулирования объемов медицинской помощи и ее финансового обеспечения для субъектов РФ в 2020-2021 гг.

Установление средних нормативов объема и финансовых затрат по тестированию на выявление COVID-19, конечно, является необходимым дополнением в перечне указанных средних нормативов, так же как увеличение объемных и финансовых нормативов почти по всем видам и условиям оказания медицинской помощи, на фоне резкого повышения заболеваемости населения и принятия неотложных мер по укреплению системы здравоохранения в рамках противодействия распространению новой коронавирусной инфекции.

Однако, помимо этого, значительное расширение перечня средних нормативов объемов и финансовых затрат на оказание медицинской помощи при формировании территориальных программ государственных гарантий на 2021 г. было вызвано необходимостью реализации законодательных изменений ч. 3.2 ст. 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", с установлением средних нормативов объема и финансовых затрат на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, для федеральных медицинских организаций.

Таким образом, при формировании субъектами РФ ТПГГ на 2021 г., перечень средних нормативов объемов и финансовых затрат на оказание медицинской помощи оказался значительно расширен по сравнению с 2019 г., более чем в 2 раза (до 79 нормативов).

Что касается других изменений, при формировании территориальных программ на 2020 и 2021 гг., обеспечиваемых за счет средств бюджетов субъектов РФ, на 7,6% были увеличены нормативы финансовых затрат по всем видам и условиям оказания медицинской помощи, за исключением паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, средний норматив финансовых затрат по которой был увеличен на 24,6%. Средние нормативы объемов предоставляемой медицинской помощи по указанному разделу территориальной программы остались в течение 2020-2021 гг. неизменными, кроме первичной паллиативной медицинской помощи. Средний норматив объема посещений при оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому, увеличился в 2021 г. по сравнению с 2019 г. в 2,3 раза, а в условиях оказания указанной медицинской помощи выездными патронажными бригадами - в 5,2 раза.

При формировании территориальных программ, финансируемых за счет средств ОМС, помимо установления средних нормативов объемов и финансовых затрат, обеспечивающих распределение специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, между федеральными медицинскими организациями и остальными медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий на территории соответствующего субъекта, а также, помимо установления новых нормативов для проведения тестирования на COVID-19, были существенно увеличены размеры всех финансовых нормативов при оказании различных видов медицинской помощи. По сравнению с 2019 г. в 2021 г. был обеспечен значительный прирост нормативов финансовых затрат при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, - на 17,3%, по посещениям с профилактическими и иными целями - на 20,6%, по комплексным посещениям для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний, - на 83,9%, по посещениям в неотложной форме - на 11,7%, по обращениям по поводу заболевания, включая проведение отдельных диагностических (лабораторных) исследований, - на 14,5%, по специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - на 16,5%, в том числе по профилям "Онкология" - на 40,6% и "Медицинская реабилитация" - на 11,4%, по специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара - на 18,1%, в том числе по профилю "Онкология" на 9,5%.

Изменение в 2020-2021 гг. средних нормативов объемов и финансовых затрат по видам и условиям оказания медицинской помощи сопровождалось соответствующими изменениями средних подушевых нормативов финансирования территориальных программ, как за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, так и за счет средств ОМС. Средние подушевые нормативы финансирования по программам государственных гарантий 20192020 гг. (без учета средств федерального бюджета) представлены в табл. 5.

Таблица 5. Подушевые нормативы финансирования по программам государственных гарантий РФ в 2019-2021 г.

В 2020 и 2021 гг. размеры средних подушевых нормативов финансирования увеличились. Подушевой норматив финансирования по территориальным программам государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований в 2021 г. составил 3726,3 руб., и увеличился к уровню 2019 г. на 6,8%. Подушевой норматив финансирования по указанным территориальным программам за счет средств ОМС увеличился к 2021 г. - на 16,6% и составил 13 764,6 руб. При этом в 2021 г. в составе подушевого норматива финансирования по программам ОМС, с учетом ранее указанных законодательных изменений в ч. 3.2 ст. 35 Федерального закона 326-ФЗ, были выделены подушевой норматив финансирования медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями и подушевой норматив на оказание медицинской помощи другими медицинскими организациями, принимающими участие в реализации территориальной программы государственных гарантий соответствующего субъекта РФ.

В целом суммарный размер среднего подушевого норматива финансирования территориальных программ государственных гарантий (без учета средств федерального бюджета) к 2021 г. по сравнению с 2019 г. увеличился на 14,4% и составил 17 490,9 руб.

Сводная стоимость утвержденных территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2019-2021 гг., общая динамика объемов финансового обеспечения и их структура по источникам финансирования расходов представлены в табл. 6.

Таблица 6. Динамика и структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019- 2021 гг. по источникам финансирования расходов

Примечание. Здесь и в табл. 7-10: рассчитано автором на основе свода утвержденных ТПГГ субъектов РФ на 2019, 2020, 2021 гг. (включая соответствующие плановые периоды), опубликованных в открытом доступе на сайтах органов государственной власти субъектов РФ, органов управления здравоохранением субъектов РФ, на сайтах территориальных органов ОМС.

Сводная стоимость территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2021 г. составила 3261,4 млрд руб. и увеличилась по сравнению с 2019 г. на 352,4 млрд руб., или на 12,1%. Однако большая часть этого прироста (7,9%) была обеспечена в 2020 г. В 2021 г. темпы прироста объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий снизились: прирост сводной стоимости территориальных программ в 2021 г. по сравнению с 2020 г. составил только 3,9%.

В разрезе источников финансирования территориальных программ государственных гарантий изменение объемов финансового обеспечения характеризовалось той же тенденцией: общим приростом объемов финансового обеспечения в течение 2020-2021 гг. с замедлением темпов прироста в 2021 г.

Объемы финансового обеспечения территориальных программ за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ возросли в 2021 г., по сравнению с 2019 г. - на 111,3 млрд руб., или на 14,6%, в том числе за счет прироста объемов финансового обеспечения территориальных программ по указанному источнику в 2020 г. по отношению к 2019 г. - на 9,7%. Аналогично объемы финансового обеспечения территориальных программ за счет средств ОМС в 2021 г., по сравнению с 2019 г., возросли - на 241,2 млрд руб., или на 11,2%, в том числе за счет прироста объемов финансового обеспечения по указанному источнику в 2020 г. - на 7,2%.

В 2020 и 2021 гг. темпы прироста сводной стоимости территориальных программ государственных гарантий за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ опережали аналогичные темпы прироста за счет средств ОМС. В итоге в 2021 г., несмотря на значительное превышение абсолютных размеров средств ОМС по сравнению со средствами консолидированных бюджетов субъектов РФ, в общем объеме финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий доля средств консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличилась, составив 26,8%. Соответственно, доля средств ОМС в финансовом обеспечении территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ к 2021 г. уменьшилась до 73,2%.

В 2020-2021 гг. за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ был обеспечен прирост финансирования расходов по всем видам и условиям оказания медицинской помощи. В части средств ОМС прирост финансирования был обеспечен также по всем видам и условиям оказания медицинской помощи, однако за исключением специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара по иным профилям, кроме профиля "Онкология".

Сводные объемы и структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий 2019-2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи в разрезе его источников, а также по другим включаемым в территориальные программы расходам представлены в табл. 7 и 10.

Таблица 7. Динамика объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019-2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств соответствующих бюджетов

Как уже отмечалось выше, финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ характеризовалось приростом его объемов на 14,6% за 2019-2021 годы. Более высокими темпами прироста характеризовалось финансирование по таким направлениям данного раздела территориальных программ, как оказание скорой медицинской помощи - 17,5%, оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, - 20%, иные государственные работы и услуги - 14,7%, приобретение медицинского оборудования - 34,3%. Несколько ниже среднего уровня был прирост объемов финансирования на посещения с профилактическими и иными целями - 12,6%, обращения в связи с заболеваниями - 14,4%, оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 11,2%.

Различия в динамике прироста объемов финансового обеспечения по видам и условиям оказания медицинской помощи обусловили соответствующие изменения его структуры.

По сравнению с 2019 г. в 2021 г. в общем объеме финансирования медицинской помощи за счет средств консолидированных бюджетов РФ увеличилась доля специализированной стационарной медицинской помощи на 0,7%, высокотехнологичной медицинской помощи - на 0,2%, расходов на иные государственные работы и услуги - на 0,1%, расходов на приобретение медицинского оборудования - на 0,8%. Одновременно снизилась доля расходов на посещения с профилактическими и иными целями, по обращениям в связи с заболеваниями, на медицинскую помощь в условиях дневного стационара и паллиативную медицинскую помощь.

Таблица 8. Структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019-2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств соответствующих бюджетов

Таблица 9. Динамика объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019-2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования

Таблица 10. Структура финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в 2019-2021 гг. по видам и условиям оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования

Динамика объемов финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий, финансируемых за счет средств ОМС, в 2019-2021 гг. как по объему средств, так и по структуре, также характеризовалась изменениями, но более значительными по сравнению с разделом территориальных программ, обеспечиваемым за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий за счет средств ОМС характеризовалось приростом его объемов в 2019-2021 гг. на 11,2%. Однако уровень этого показателя по расходам на оказание специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по профилю "Онкология" был многократно выше. Прирост объемов финансового обеспечения оказания специализированной медицинской помощи по профилю "Онкология" в 2021 г. по сравнению с 2019 г. составил 47,4%, в условиях дневного стационара - 49,5%. В то же время, в целом, по специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара, указанный прирост составил только 7%, а в условиях дневного стационара - 18,3%. Прирост объемов финансового обеспечения оказания скорой медицинской помощи составил 12,5%, посещений с профилактическими и иными целями - 18,2%, посещений в неотложной форме - 5,4%, обращений в связи с заболеваниями - 14,2%, высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, - 22,5%, медицинской реабилитации - 27,1%.

Различия в динамике прироста финансирования по видам и условиям оказания медицинской помощи, обеспечиваемой за счет средств ОМС в 2019-2021 гг., также обусловили изменение соответствующей структуры финансового обеспечения. В 2021 г. по сравнению с 2019 г. в общем объеме финансирования в наибольшей степени увеличилась доля специализированной медицинской помощи по профилю "Онкология" в стационарных условиях - на 1,9 % и в условиях дневного стационара - на 1,2%. При этом доля финансирования специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара по иным профилям, кроме профиля "Онкология", уменьшилась на 4,4%.

В целом, в 2019-2021 гг. доля стационарной медицинской помощи в общем объеме финансового обеспечения медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, уменьшилась на 1,2%. Одновременно увеличилась доля финансового обеспечения оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях. И хотя доля финансового обеспечения посещений в неотложной форме за 2019-2021 гг. сократилась на 0,1%, по другим видам амбулаторной медицинской помощи она увеличилась. Доля финансового обеспечения посещений с профилактической и иной целями возросла на 0,7%, обращений в связи с заболеваниями - на 0,6%. Наконец, также за счет уменьшения доли финансового обеспечения стационарной медицинской помощи, в 2019-2021 гг. увеличилась на 0,1% доля финансового обеспечения скорой медицинской помощи.

Выводы

В 2020-2021 гг., несмотря на шоковые воздействия внешней среды, обусловленные глобальной эпидемией новой коронавирусной инфекции, основные параметры финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи, предоставляемой на основе территориальных программ государственных гарантий, сложившиеся до начала пандемии, были сохранены и даже увеличены:

1. Сводная стоимость территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2021 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 12,1% и составила 3261,4 млрд. руб.

2. За счет более высоких темпов прироста объемов финансового обеспечения из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, их доля в сводной стоимости территориальных программ государственных гарантий в 2021 г., по сравнению с 2019 г., увеличилась - на 0,6% и составила 26,8%.

3. Средние подушевые нормативы финансирования ТПГГ за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в 2021 г. по сравнению с 2019 г. выросли на 6,8% - до 3726,3 руб., за счет средств ОМС - на 16,6%, до 13 764,6 руб.

4. Средние нормативы финансовых затрат по видам и условиям оказания медицинской помощи, финансируемой как за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, так и за счет средств ОМС, в 2020-2021 гг. увеличились в среднем на 9,8%.

5. При формировании ТПГГ за счет средств консолидированных бюджетов РФ на 2021 г. наиболее высокие темпы прироста, по сравнению с 2019 г., запланированы по скорой медицинской помощи - 17,5%, по обращениям в связи с заболеванием -14,4, по высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, - 20%, на приобретение медицинского оборудования - 34,3%.

6. При формировании ТПГГ за счет средств ОМС на 2021 г. наиболее высокие темпы прироста финансирования, по сравнению с 2019 г., запланированы по скорой медицинской помощи - 12,5%, по посещениям с профилактической и иными целями - 18,2%, по специализированной медицинской помощи по профилю "Онкология", оказываемой в условиях круглосуточного стационара, - 47,4%, оказываемой в условиях дневного стационара - 49,5%, по высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, - 22,5%, по медицинской реабилитации в условиях круглосуточного стационара - 27,1%.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2018 года № 1403 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".

2. Постановление Правительства РФ от 07 декабря 2019 года № 1610 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов".

3. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2299 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»