Динамика объемов потенциальных источников финансирования частных медицинских организаций с 2012 по 2019 г.

Резюме

В статье проведен анализ динамики объемов государственных и личных (частных) расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г. В структуре этих расходов выделены статьи, которые потенциально являются доходными источниками оплаты медицинских услуг в частных медицинских организациях (МО): средства обязательного медицинского страхования (ОМС), направляемые в частные МО, и платные медицинские услуги (ПМУ). За этот же период проанализирована динамика выручки крупных частных МО.

Выявлено, что в РФ с 2012 по 2019 г. общий объем государственного финансирования на здравоохранение увеличился на 7% (с 2283 до 2439 млрд руб.) в постоянных ценах (2012 г. = 100%). При этом средства ОМС выросли на 49% (с 932 до 1391 млрд руб.) в постоянных ценах. Из них объем средств, направляемый в частные МО, вырос в 4,4 раза (с 12 до 53 млрд руб.). В 2019 г. эти средства составили 3,8% в общем объеме средств ОМС (83 от 2190 млрд руб.). Частные расходы на здравоохранение за этот период выросли на 28% (с 1008 до 1295 млрд руб.) в постоянных ценах, из них ПМУ - на 39% (с 334 до 465 млрд руб.).

Общий объем потенциальных источников финансирования частных МО с 2012 по 2019 г. вырос на 50% (с 346 до 519 млрд руб.) в постоянных ценах (2012 г. = 100%). В 2019 г. общий объем этих источников составил 806 млрд руб., из них 90% - доля ПМУ, 10% приходится на ОМС. За этот же период среднегодовой темп прироста выручки крупных частных МО (с объемом выручки более 900 млн руб. в год) составил от 4 до 29% в постоянных ценах.

Авторы делают следующие выводы. За период с 2012 по 2019 г. более высокий темп роста средств ОМС, направляемых в частные МО, по сравнению с темпом роста всех расходов по ОМС свидетельствует о том, что частные МО постепенно увеличивают свою долю в этом секторе рынка за счет государственных МО. Более высокий темп роста объемов ПМУ в целом на рынке, чем темп роста выручки крупных частных МО, говорит о том, что государственный сектор более активно увеличивает свою долю на этом рынке. Для того чтобы одновременно увеличить доступность медицинской помощи (т.е. ее объемы) и при этом сбалансировать интересы частных и государственных МО, необходимо поэтапно увеличивать государственное финансирование здравоохранения и направлять дополнительные средства в те МО, вне зависимости от формы собственности, которые будут оказывать медицинскую помощь необходимого профиля и качества. Для поэтапного устранения ПМУ из государственных МО также потребуется дополнительное финансирование, чтобы компенсировать им выпадающие доходы.

Ключевые слова:частные (личные) расходы на здравоохранение, государственные расходы на здравоохранение, платные медицинские услуги, обязательное медицинское страхование, частные медицинские организации

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Научное руководство исследованием - Улумбекова Г.Э.; сбор и обобщение статистических материалов, интерпретация полученных результатов - Петрачков И.В.

Для цитирования: Петрачков И.В., Улумбекова Г.Э. Динамика объемов потенциальных источников финансирования частных медицинских организаций с 2012 по 2019 г. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 1. С. 80-91. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-80-91

Проведен анализ динамики объемов государственных и личных (частных) расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г. Задача исследования - поиск ответов на следующие вопросы.

1) Насколько в период с 2012 по 2019 г. темп роста частных расходов на здравоохранение отличался от темпов роста государственных расходов?

2) Как в период с 2012 по 2019 г. менялась динамика потенциально доходных источников частных медицинских организаций (МО) [платные медицинские услуги (ПМУ) и средства обязательного медицинского страхования (ОМС), направляемые в частные МО]?

3) Как в период с 2012 по 2019 г. менялся темп прироста выручки крупнейших частных МО?

При анализе использованы следующие источники информации: база данных ЕМИСС; данные Федерального фонда обязательного медицинского страхования; данные ресурсов официальных сайтов частных медицинских ор-ганизаций1; консультационно-аудиторское товарищество "Авдеев и Ко"2.

1 https://medsi.ru , http://www.mcclinics.ru/ , https://www.emcmos.ru/ , https://www.medicina.ru/ , https://klinikabudzdorov.ru/ , https://avapeter.ru/ , https://newhospital.ru/ , https://www.medswiss.ru/ , https://familydoctor.ru/ , https://www.smclinic.ru/ , https://alfazdrav.ru/ , https://ldc.ru/ , https://www.sogaz-clinic.ru/ , https://www.clinic23.ru/ , https://semeynaya.ru/

2 https://www.audit-it.ru/

1. Анализ динамики объемов государственных и частных расходов на здравоохранение в период с 2012 по 2019 г.

Государственные расходы на здравоохранение складываются из федеральных и региональных налогов, которые собираются в федеральном бюджете и консолидированных бюджетах субъектов РФ, а также взносов в систему ОМС [на работающее население 5,1% взносы в фонда оплаты труда (ФОТ) уплачивают работодатели, на неработающее население - взносы регионов], которые аккумулируются в Федеральном фонде ОМС [1, 5]. Все эти средства направляются преимущественно на финансирование медицинской помощи, оказываемой в государственных МО. Из средств ОМС небольшая часть также направляется в частные МО. В 2019 г. их доля составила 3,8% всех средств ОМС (83 от 2190 млрд руб.).

Частные (личные) расходы на здравоохранение складываются из взносов населения и работодателей, уплачиваемых в систему добровольного медицинского страхования (далее - ДМС), а также личных средств населения, из которых оплачиваются медицинские и санаторно-курортные услуги, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, используемые в амбулаторных условиях [2]. Объем услуг, оказанный по полисам ДМС, учитывается в составе ПМУ3 (приказ Росстата от 29.09.2017 № 643 "Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг").

3 Платные медицинские услуги - предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг").

В таблице представлена динамика государственных и частных расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г. в текущих и постоянных ценах (2012 г. = 100%). Видно, что общий объем государственного финансирования на здравоохранение вырос на 66% (с 2283 до 3790 млрд руб.) в текущих ценах, однако в постоянных ценах (2012 г. = 100%) - только на 7% (с 2283 до 2439 млрд руб.). Из них средства ОМС увеличились в 2,3 раза (с 932 до 2190 млрд руб.) в текущих ценах, а в постоянных ценах - на 49% (с 932 до 1391 млрд руб.). Из них объем средств, направляемый в частные МО, вырос в 4,4 раза (с 12 до 53 млрд руб.) в постоянных ценах.

Динамика государственных и частных расходов на здравоохранение в РФ

Примечание. Точные данные по показателям средств ОМС, направляемых в частные МО, в свободном доступе за 2013-2018 гг. отсутствуют, поэтому темп роста этих расходов с 2012 по 2019 г. был заложен нами равномерно по годам. 1 Казначейство РФ. Расчет ВШОУЗ-КМК; 2 Минфин РФ. Расчет ВШОУЗ-КМК; 3 Расчет ВШОУЗ-КМК; 4 Расчет ВШОУЗ-КМК; 5 Росстат. Расчет ВШОУЗ-КМК; 6 Расчет ВШОУЗ-КМК. Расшифровка аббревиатур дана в тексте.

Частные расходы на здравоохранение за данный период увеличились на 100% (с 1008 до 2012 млрд руб.) в текущих ценах, однако в постоянных - только на 28% (с 1008 до 1295 млрд руб.). Из них ПМУ выросли в 2,2 раза (с 334 до 723 млрд руб.) в текущих ценах, тогда как в постоянных - на 39% (с 334 до 465 млрд руб.).

На рис. 1 представлен рассчитанный среднегодовой тем роста государственных и частных расходов на здравоохранение в постоянных ценах. Видно, что темп роста частных расходов был в 4 раза выше, чем государственных, - соответственно 4 и 1%. Это говорит, что за данный период медленный рост реального финансирования бесплатной медицинской помощи вынудил население оплачивать ее из своего кармана. Так, с 2012 по 2018 г. государственные расходы на здравоохранение в постоянных ценах вообще сократились на 4% (они выросли только в 2019 г.), численность практикующих врачей уменьшились на 8% и обеспеченность коечным фондом сократилась на 15% [1]. При этом реальные доходы населения в период с 2013 по 2018 гг. снизились на 6,9% (А.Г. Аган-бегян4) [3]. Более того, в РФ в 2019 г. более 50% населения проживало на доходы менее 27 тыс. руб. в месяц, а количество бедных было более 20 млн чел.5. Все это существенно увеличило нагрузку на бюджеты российских семей.

4 Аганбегян Абел Гезевич - академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий завкафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

5 Росстат.

Рис. 1. Динамика объема государственных и частных (личных) расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г.

Здесь и на рис. 2-6: расшифровка аббревиатур дана в тексте.

2. Анализ динамики потенциально доходных источников частных медицинских организаций с 2012 по 2019 г.

Доходные источники по оплате медицинской помощи государственных и частных МО схематично представлены на рис. 2. Отметим, что ПМУ могут оказываться как в частных, так и в государственных МО. При этом объемы внебюджетных услуг (поступлений в государственные МО от ПМУ) в свободном доступе отсутствуют. Также не ведется сводного официального учета доходов всех частных МО.

Рис. 2. Доходные источники государственных и частных медицинских организаций в РФ в 2019 г.

Как показано в таблице, в РФ в 2019 г. общий объем потенциальных источников финансирования частных МО (оказанных за счет средств ПМУ и ОМС, направляемых в частные МО) составил 806 млрд руб. Видно, что большую долю на этом рынке занимают ПМУ (90%) и ОМС в частных МО (10%) (рис. 3).

Рис. 3. Рынок платных медицинских услуг и обязательного медицинского страхования в частныхмедицинских организациях в РФ в 2019 г.

Динамика платных медицинских услуг

За период с 2012 по 2019 г. среднегодовой темп роста объема ПМУ в текущих ценах составил 12%, тогда как в постоянных - всего 5% (рис. 4).

Рис. 4. Динамика объемов платных медицинских услуг в РФ

Динамика рынка ДМС

Хотя выплаты по договорам ДМС6 учитываются в составе ПМУ, тем не менее мы решили показать отдельно, как менялась динамика этой статьи доходов МО. С 2012 по 2019 г. объем выплат по договорам ДМС вырос в 1,5 раза в текущих ценах (с 82 до 126 млрд руб.). Однако в постоянных ценах (2012 г. = 100%) этот рынок остался практически на прежнем уровне (рис. 5). Среднегодовой темп роста за данный период составил 6% в текущих ценах, а в постоянных ценах - минус 0,4%. Отсутствие роста рынка ДМС связано с низкой маржинальностью этого бизнеса (среднегодовой темп роста страховых премий в постоянных ценах составил минус 1%, среднегодовой темп роста выплат - минус 2%7), а также с отсутствием средств у населения, для того чтобы самостоятельно осуществлять страхование по ДМС.

6 Добровольное медицинское страхование - вид личного страхования, которое осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств работодателей и населения. В РФ в основном он представлен за счет работодателей, так как у населения нет денежных средств.

7 Росстат. Расчет ВШОУЗ-КМК.

Средства ОМС, направляемые в частные МО

В настоящее время медицинскую помощь по программам ОМС могут осуществлять как государственные МО, так и частные (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). Согласно данным ФОМС, количество частных МО, работающих в системе ОМС, продолжает динамично возрастать [4]. Так, с 2012 по 2018 г. количество медицинских организаций выросло в 2,7 раза, - с 10298 до 27829. А средства ОМС, направляемые в частные МО, за период с 2012 по 2019 г. выросли в 7 раз в текущих ценах, в постоянных ценах - в 4,4 раза. Среднегодовой темп роста в текущих ценах составил 32%, в постоянных - 24% (рис. 6).

8 https://iz.ru/610013/elina-khetagurova/tret-besplatnykh-uslug-okazyvaet-chastnyi-sektor

9https://1prime.ru/state_regulation/20181204/829506248.html

Рис. 5. Динамика объемов выплат по договорам добровольного медицинского страхования в РФ

Рис. 6. Динамика объемов обязательного медицинского страхования, направленных в частные медицинские организации

Включение частных МО в систему ОМС, с одной стороны, привело к расширению возможности выбора медицинских организаций для населения, но, с другой стороны, в отсутствие дополнительного государственного финансирования здравоохранения (государственные средства на здравоохранение за период с 2012 по 2018 г. сократились на 4% в постоянных ценах) - к оттоку финансовых средств от государственных к частным МО. Соответственно реально доступность медицинской помощи не увеличилась, а произошло только перераспределение средств: за необходимые объемы помощи, не оплаченные государством, гражданам пришлось заплатить самостоятельно.

3. Динамика объема выручки частных медицинских организаций с 2012 по 2019 г.

Нами выбраны 15 крупных частных МО с выручкой (валовыми доходами) более 900 млн руб. в год. На рис. 7 видно, что лидерами по данному показателю стали "Медси", "Мать и дитя", "Европейский медицинский центр" с годовой выручкой 17,9; 16,2 и 14,9 млрд руб. соответственно.

С 2012 по 2019 г. динамика прироста выручки частных МО составила с 4 до 29%. В числе первых по данному показателю были клиники "Екатерининская", "Семейная" и "Европейский МЦ" (соответственно 29, 29 и 26%) (рис. 8).

Рис. 7. Выручка крупных частных медицинских организаций за 2019 г. в РФ

Рис. 8. Среднегодовой прирост выручки в крупных частных медицинских организаций за 2012- 2019 гг.

Выводы

1. В период с 2012 по 2019 г. среднегодовой темп роста частных расходов на здравоохранение был в 4 раза выше, чем в государственном секторе (соответственно 4 и 1%). При этом в постоянных ценах государственные расходы с 2012 по 2018 г. вообще сократились на 4% и лишь в 2019 г. незначительно выросли. Это говорит о том, что сокращение реального финансирования бесплатной медицинской помощи вынудило население оплачивать ее из своего кармана. В ситуации снижения реальных доходов граждан за данный период это значительно увеличило нагрузку на бюджеты российских семей.

2. В период с 2012 по 2019 г. объем ПМУ увеличился в 1,3 раза в постоянных ценах (2012 г. = 100%), а ОМС, направленных в частные МО, - в 4,4 раза. Общий объем средств потенциальных источников финансирования частных МО в 2019 г. составил 806 млрд руб., из них ПМУ - 90%.

3. За период с 2012 по 2019 г. более высокий темп роста средств ОМС, направляемых в частные МО (в 4,4 раза), по сравнению с темпом роста всех расходов по ОМС (+49%) свидетельствует о том, что частные МО постепенно увеличивают свою долю в этом секторе рынка за счет государственных МО.

4. В период с 2012 по 2019 г. среднегодовой темп прироста выручки крупных частных МО (с объемом выручки более 900 млн руб. в год) составил от 4 до 29% в постоянных ценах, тогда как темп роста объемов ПМУ в целом на рынке - 39%. Это говорит о том, что государственный сектор более активно увеличивает свою долю на этом рынке.

5. С целью увеличения доступности медицинской помощи для населения необходимо поэтапно увеличивать государственное финансирование здравоохранения и направлять дополнительные средства в те МО, которые будут оказывать медицинскую помощь необходимого профиля и качества вне зависимости от формы собственности. Для поэтапного устранения ПМУ из государственных МО также потребуется дополнительное финансирование, чтобы компенсировать им выпадающие доходы.

Литература

1. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. 3-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с.

2. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. 2-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 704 с.

3. Аганбегян А.Г. О преодолении стагнации, рецессии и достижении пятипроцентного роста // Экономическое возрождение России. 2019. № 2 (60). С. 17-24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-preodolenii-stagnatsii-retsessii-i-dostizhenii-pyatiprotsentnogo-rosta

4. Кравченко Е.В., Залилова З.А. Развитие рынка медицинских услуг в России на основе государственно-частного партнерства // Российский электронный научный журнал. 2018. №. 3. С. 105-114.

5. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова А.В., Альвианская Н.В. Финансирование здравоохранения в России (2021-2024 гг.). Факты и предложения // ОРГЗДРАВ: ууовости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5, № 4. С. 4-19.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»