Инструментальное средство автоматизированного проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Резюме

Предложено методическое, алгоритмическое и инструментальное обеспечение для автоматизированного проведения внутренних аудитов, самооценки в соответствии с приказами различных ведомств, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности с использованием проверочных листов (чек-листов), комплексное использование которого обеспечивает полноту и качество проведения аудитов, резко сокращает затраты времени на получение и анализ их результатов и формирование отчетности.

Ключевые слова:аудит, самооценка, внутренний контроль, ведомственный контроль, государственный контроль, безопасность медицинской деятельности, инструментальное средство

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Калиниченко В.И. Инструментальное средство автоматизированного проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 2. С. 48-65. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-2-48-65

Как правило, оценка соответствия медицинской организации (МО) установленным требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности проводится путем проведения плановых, целевых или контрольных аудитов в ручном варианте с использованием чек-листов в зависимости от нормативного правового акта (предложения или рекомендации), вида и/или профиля деятельности МО.

Регламентирование приказом Минздрава России от 31.07.2021 № 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" кратности проведения плановых проверок, сроков проведения, необходимость оформления результатов проведенных мероприятий и формирования сводных отчетов, содержащих информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности, являющейся основой для формирования руководителем плана корректирующих и предупреждающих действий, накладывает на медицинскую организацию ряд дополнительных требований.

Использование чек-листов для внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в бумажном варианте позволяет провести внутренний аудит в ручном режиме, однако это может оказаться очень трудоемким, не всегда объективным и скорее всего слишком формальным процессом.

Во-первых, трудоемко документировать и анализировать процессы в бумажном формате, формируя и анализируя ответы на сотни критериев; во-вторых, временной интервал между плановыми аудитами включает проведение целевых (внеплановых) аудитов, что не всегда позволяет получить суммарно объективные данные; в-третьих, такая процедура затрудняет получение в динамике количественной комплексной оценки соответствия требованиям.

Для проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности с использованием проверочных листов (чек-листов) разработана автоматизированная система "МКТ-WEB Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности" (далее Автоматизированная система) (URL: http://qmac.medcomtech.ru), включающая программу для ЭВМ и базу данных (рис. 1) - единую платформу, позволяющую проводить внутренние аудиты и проверки по модели обслуживания SaaS1 в онлайн-режиме, получать количественную оценку соответствия МО установленным требованиям, отображать результаты аудитов в графическом виде, автоматически формировать необходимую отчетную документацию.

1 SaaS (англ. Software as a Service - программное обеспечение как сервис) - одна из форм облачных вычислений (модель обслуживания), которая через Web-браузер или мобильное приложение предоставляет заказчикам (пользователям, подписчикам) доступ к функциям готового прикладного программного обеспечения (приложения), полностью обслуживаемого провайдером.

Рис. 1. Главный экран единой платформы проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Сведения о Программе для ЭВМ "МКТ-WEB Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности" включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных приказом Минцифры России от 19.11.2019 № 742 (приложение 2, п. 47, реестровый № 6085; https://reestr.digital.gov.ru/reestr/307435/7sphrase_ id=308797).

Сведения о Базе данных "МКТ-WEB Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности" включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных приказом Минцифры России от 17.05.2021 № 460 (приложение № 2, реестровый № 10561; https://reestr.digital.gov.ru/reestr/343850/7sphrase_id=308797).

Автоматизированная система рассматривается нами как система мер организационного и управленческого характера, направленная на эффективное использование кадровых, временных и материально-технических ресурсов МО с целью повышения удовлетворенности граждан доступностью и качеством медицинской помощи и обеспечивающая:

■ внедрение оперативного планирования по циклически повторяющемуся процессу принятия решения PLan-Do-Check-Act ("планируй-делай-анализируй-корректируй") по разделам и процессам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

■ проведение внутренних аудитов в соответствии с приказом Минздрава России от 31.07.2021 № 785н в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основе предложений (практических рекомендаций) ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора, устанавливающих порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с использованием проверочных листов (чек-листов);

■ проведение самооценки с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов) в соответствии с приказами различных ведомств в рамках ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

■ проведение внутренних аудитов и самооценки многопрофильной группой или одним сотрудником организации при поддержке высшего руководства организации;

■ проведение внутренних аудитов и самооценки по всей системе менеджмента качества или ее части либо любому ее процессу;

■ проведение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с приказом Минздрава России от 31.07.2021 № 787н "Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности" на основе предложений (практических рекомендаций) ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора;

■ проведение государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов) в соответствии с приказами различных ведомств;

■ существенное сокращение трудозатрат и времени на проведение аудитов в рамках внутреннего, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

■ эффективное взаимодействие всех участников процесса в единой информационной среде в онлайн-режиме;

■ выявление существующих проблем (несоответствия, неполного соответствия, несоблюдения, невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения), требующих решения на разных уровнях [МО, регионального (муниципального) органа управления];

■ формирование в автоматическом режиме индекса качества и безопасности медицинской деятельности по процентному и дихотомическому алгоритмам оценки;

■ использование различных градационных шкал в зависимости от вида деятельности МО и/или системы оценки;

■ графическую визуализацию результатов аудита по разделам деятельности, а также по показателям и критериям;

■ отображение на диаграмме-радаре результатов текущего и сравниваемого аудитов;

■ формирование и печать чек-листов в различных вариантах;

■ формирование и печать отчетов по результатам плановых, целевых, тематических и контрольных аудитов;

■ формирование в автоматическом режиме плана корректирующих и предупреждающих действий для устранения выявленных несоответствий требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности;

■ регулярный контроль выполнения плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий;

■ развитие системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.

Итогом проведения внутренних аудитов, самооценки в соответствии с приказами различных ведомств в рамках ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества.

Пользователи Автоматизированной системы

Пользователями Автоматизированной системы являются:

1. Специалисты Комиссии (Службы) по внутреннему контролю и (или) уполномоченное лицо по качеству и безопасности медицинской деятельности, проводящие медицинский аудит путем оценки деятельности МО или ее структурных подразделений на соответствие установленным критериям и определения текущего состояния качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Руководители медицинских организаций для анализа осуществляемой деятельности на соответствие установленным критериям и определения текущего индекса качества и безопасности медицинской деятельности.

3. Руководители региональных (муниципальных) органов управления здравоохранением для анализа осуществляемой деятельности на соответствие установленным критериям и определения текущего состояния качества и безопасности медицинской деятельности в подведомственной сети медицинских организаций.

4. Владельцы частного бизнеса и руководители медицинских организаций (филиалов) для анализа осуществляемой деятельности на соответствие установленным критериям и определения текущего состояния качества и безопасности медицинской деятельности в МО и ее филиалах.

Что дает специалистам и руководителям использование Автоматизированной системы

Использование Автоматизированной системы специалистами и руководителями медицинских организаций и регионального органа управления здравоохранением позволяет следующее.

1. Специалистам Комиссии (Службы) по внутреннему контролю и (или) уполномоченному лицу по качеству и безопасности медицинской деятельности:

1.1. Автоматизировать проведение внутренних аудитов оценки качества и безопасности медицинской деятельности с использованием чек-листов в зависимости от документа, вида и (или) профиля деятельности МО по соответствующим разделам медицинской деятельности.

1.2. По результатам оценки деятельности МО определить индексы качества и безопасности медицинской деятельности в целом по процентному и дихотомическому алгоритмам в соответствии с градационными шкалами.

1.3. В онлайн-режиме с использованием графического представления результатов оценки:

1.3.1. Выявить, по каким разделам деятельности в МО существуют проблемы, требующие решения.

1.3.2. Определить по каждому разделу медицинской деятельности показатели, по которым медицинская организация не соответствует требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.

1.3.3. Определить по каждому показателю критерии, по которым медицинская организация не соответствует требованиям обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.

1.4. Сформировать отчет для разработки детального плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий.

1.5. Определить и обеспечить расстановку приоритетов для реализации плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий исходя из возможностей для улучшения системы менеджмента качества.

1.6. Проводить регулярно (в соответствии с регламентом) проверки по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

1.7. Проводить регулярно (в соответствии с регламентом) анализ результатов внутренней проверки и разработку плана корректирующих мероприятий.

2. Руководителям медицинских организаций:

2.1. В онлайн-режиме c использованием графического представления результатов оценки видеть текущее значение индекса качества и безопасности медицинской деятельности ("как есть"), а также предыдущие результаты оценок.

2.2. В онлайн-режиме с использованием графического представления результатов оценки видеть:

2.2.1. По каким направлениям в МО существуют проблемы, требующие решения.

2.2.2. Показатели по каждому направлению медицинской деятельности, по которым медицинская организация соответствует и/или не соответствует требованиям обеспечения безопасности.

2.2.3. По каждому показателю критерии, по которым медицинская организация соответствует или не соответствует требованиям обеспечения безопасности.

2.3. Определить и обеспечить расстановку приоритетов для реализации плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий исходя из возможностей для улучшения системы менеджмента качества.

2.4. Регулярно контролировать выполнение плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий.

3. Руководителям региональных (муниципальных) органов управления здравоохранением:

3.1. В онлайн-режиме c использованием графического представления результатов оценки видеть текущее значение индекса качества и безопасности медицинской деятельности ("как есть") в подведомственной сети медицинских организаций, а также предыдущие результаты оценок.

3.2. В онлайн-режиме с использованием графического представления результатов оценки видеть:

3.2.1. В каких медицинских организациях и по каким разделам деятельности существуют проблемы, требующие решения.

3.2.2. По каким показателям подведомственные медицинские организации соответствуют и/или не соответствуют требованиям обеспечения безопасности.

3.3. Системно подойти к формированию плана корректирующих и предупреждающих действий для устранения выявленных несоответствий требованиям обеспечения безопасности в подведомственной сети медицинских организаций.

3.4. Определить и обеспечить расстановку приоритетов для реализации плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий исходя из возможностей для улучшения системы менеджмента качества.

3.5. Системно контролировать выполнение плана корректирующих и предупреждающих действий в подведомственной сети медицинских организаций.

4. Владельцам частного бизнеса и руководителям медицинских организаций (филиалов):

4.1. В онлайн-режиме c использованием графического представления результатов оценки видеть текущее значение индекса качества и безопасности медицинской деятельности ("как есть") в подведомственной сети медицинских организаций, а также предыдущие результаты оценок.

4.2. В онлайн-режиме с использованием графического представления результатов оценки видеть:

4.2.1. В каких медицинских организациях (филиалах) и по каким разделам деятельности существуют проблемы, требующие решения.

4.2.2. По каким показателям подведомственные медицинские организации (филиалы) соответствуют и/или не соответствуют требованиям обеспечения безопасности медицинской деятельности.

4.3. Системно подойти к формированию плана корректирующих и предупреждающих действий для устранения выявленных несоответствий требованиям обеспечения безопасности в подведомственной сети медицинских организаций (филиалах).

4.4. Определить и обеспечить расстановку приоритетов для реализации плана корректирующих и предупреждающих действий с ответственными и сроками для устранения выявленных несоответствий исходя из возможностей для улучшения системы менеджмента качества.

4.5. Системно контролировать выполнение плана корректирующих и предупреждающих действий в подведомственной сети медицинских организаций (филиалах).

Этапы проведения аудитов с использованием Автоматизированной системы

Проведение аудитов с использованием Автоматизированной системы включает следующие 5 этапов.

1. Подготовка МО: формирование чек-листов по разделам деятельности; планирование планового, целевого и контрольного аудитов.

2. Проведение аудитов: создание нового аудита, ввод ответов на критерии чек-листов, выбор градационной шкалы для оценки результатов аудита, закрытие аудита.

3. Вычисление индекса качества и безопасности медицинской деятельности, формирование текущего состояния системы менеджмента качества, анализ графического представления результатов аудитов.

4. Формирование и печать отчетных форм по результатам аудитов.

5. Формирование плана корректирующих и предупреждающих действий для устранения выявленных несоответствий.

Подготовка медицинской организации к проведению аудитов

Подготовка к проведению аудитов начинается с создания структуры МО и ввода нормативно-справочной информации.

В Автоматизированной системе создан раздел "Управление чек-листами", предназначенный для создания новых чек-листов, корректировки и отображения в табличном и в графическом видах чек-листов, загруженных в систему.

Все чек-листы сгруппированы по уровням аудита: внутренний, ведомственный, государственный и др. В каждый уровень аудита включены чек-листы, имеющие отношение к виду деятельности организации и функциональному назначению чек-листа.

Чек-лист может иметь любую вложенность, однако, как правило, используются 5-уровневые (раздел - группа показателей - показатели - группы критериев - критерии) или 3-уровневые (раздел - показатели - критерии) чек-листы.

На рис. 2-4 в качестве примера показаны: структура чек-листа с выделением раздела "Эпидемиологическая безопасность. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи"; количественные показатели раздела и группы показателей раздела; вхождение показателей в группы показателей, вхождение критериев в показатели соответственно.

В Автоматизированной системе реализована возможность формирования и печати в целом или по отдельным разделам деятельности следующих отчетов:

■ форма ПЛ-01 "Структура и содержание проверочного листа" в целом, в том числе по разделам;

■ форма ПЛ-02 "Проверочный лист (показатели и критерии) в целом, в том числе по разделам;

■ форма ПЛ-02р "Проверочный лист (показатели и критерии)" с рекомендациями в целом, в том числе по разделам;

■ форма ПЛ-03 "Соответствие критериев исходному документу и приказу Минздрава России от 31.07.2020 № 785н" в целом, в том числе по разделам.

Рис. 2. Структура чек-листа с выделением раздела "Эпидемиологическая безопасность. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи"

Рис. 3. Количественные показатели раздела и группы показателей раздела

Рис. 4. Вхождение показателей в группы показателей, вхождение критериев в показатели

Отчеты используются аудиторами как в целях ознакомления с содержанием чек-листов, так и для выдачи аудиторским группам заданий по соответствующим разделам деятельности в виде, удобном для заполнения ответов на вопросы критериев и внесения комментариев и пояснений.

В Автоматизированной системе реализована возможность создания нового аудита, включающего паспортную часть и разделы чек-листа.

Паспортная часть включает наименование аудита, основание для проведения аудита (дата, номер и наименование приказа), вид аудита (плановый, целевой, инспекционный, тематический, контрольный), ФИО председателя и членов комиссии в целом по аудиту, разделы деятельности проведения аудита, ФИО руководителя группы аудиторов и аудиторов по каждому разделу деятельности и др.

Чек-листы для проведения внутренних аудитов

Для проведения внутренних аудитов в систему загружены следующие чек-листы:

1. Оценка готовности МО исполнить приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н "Об утверждении Требований, устанавливающих порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" [для комиссии (службы)].

2. Оценка готовности МО исполнить приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н "Об утверждении Требований, устанавливающих порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" (для уполномоченного лица).

Приказ включает 37 групп показателей (вернее сказать, процедур), но не содержит перечень критериев для оценки и возлагает ответственность за установление критериев и разработку внутренних документов по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на руководителя МО.

В этой связи для проведения внутренних аудитов в систему загружены чек-листы ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора: предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО (стационаре, поликлинике, медицинской лаборатории), в МО, оказывающих медицинскую помощь при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара [1-4].

В Автоматизированную систему также загружены чек-листы для оценки системы эпидемиологической безопасности в МО (стационаре, не специализирующемся на оказании помощи больным COVID-19, и поликлинике) в период пандемии коронавируса COVID-19 [5-6], а также чек-лист "Оценка готовности больниц к заболеванию, вызванному коронавирусом 2019 (COVID-19)", разработанный Центром по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) совместно с партнерами, для того чтобы помочь больницам (учреждениям скорой медицинской помощи) оценить и улучшить свою готовность к борьбе с повсеместно возникшей эпидемией COVID-19 [7].

В Автоматизированной системе реализована возможность проведения самооценки с использованием проверочных листов (списков контрольных вопросов) в соответствии с приказами различных ведомств в рамках ведомственного (региональный орган управления здравоохранением) и государственного (Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФМБА России, МЧС России) контроля качества и безопасности медицинской деятельности так, как провели бы проверку должностные лица соответствующих ведомств при плановых проверках при осуществлении ведомственного и государственного контролей.

В Автоматизированной системе реализована возможность создания специалистами организации собственных чек-листов по видам деятельности организации, разделам деятельности и процессам для дальнейшего использования при проведении внутренних аудитов.

При разработке чек-листов в дополнение к критерию добавлены два информационных поля "Где, что и как проверить" и "Как должно быть" (табл. 1).

Включение указанных полей позволяет аудиторам предварительно ознакомиться не только с показателями и критериями, но и с глубиной и полнотой проведения аудитов, и сократить до минимума субъективное мнение аудитора при возникновении спорных ситуаций.

Таблица 1. Фрагмент чек-листа с полями "Где, что и как проверить?" и "Как должно быть"

Примечание. Вес - вес критерия; УК - уровень критерия [федеральный, региональный, медицинской организации (МО)]; Нпр - неприменим.

Чек-листы для проведения ведомственного контроля

Для проведения ведомственного контроля в систему загружены следующие проверочные листы:

1. Проверочный лист для оценки готовности органа исполнительной власти в сфере здравоохранения исполнить приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 787н "Об утверждении Порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности".

Согласно данному Порядку, правила организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности возложены на руководителя МО.

Ведомственный контроль организуется и осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им:

а) органах (подведомственные органы);

б) организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (подведомственные организации).

Для организации ведомственного контроля органы исполнительной власти определяют:

а) ответственное за организацию и проведение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности должностное лицо (руководитель или заместитель руководителя органа исполнительной власти);

б) подразделение, осуществляющее ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;

в) порядок и сроки хранения материалов проверки.

2. Оценочный лист по контролю качества и безопасности медицинской деятельности при организации оказания медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями на региональном уровне [8].

Чек-листы для проведения государственного контроля

Для проведения государственного контроля в систему загружены проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального государственного пожарного надзора МЧС России, Федерального медико-биологического агентства при проведении плановых проверок.

Проведение аудитов с использованием Автоматизированной системы

Проведение аудитов с использованием Автоматизированной системы включает создание нового аудита, ввод ответов на критерии чек-листов, выбор градационной шкалы для оценки результатов аудита, закрытие аудита.

В табл. 2 представлен пример градационной шкалы для оценки системы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в стационаре [1].

Таблица 2. Градационная шкала для оценки системы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности в стационаре

Анализ графического представления результатов аудитов

После проведения и закрытия аудита проводятся формирование текущего состояния системы менеджмента качества, вычисление индекса качества и безопасности медицинской деятельности, анализ графического представления результатов плановых, целевых и контрольных аудитов в целом по МО и по разделам деятельности.

На рис. 5 показан индекс качества и безопасности медицинской деятельности по дихотомическому и процентному алгоритмам оценки.

Рис. 5. Индекс качества и безопасности медицинской деятельности по дихотомическому и процентному алгоритмам оценки

На рис. 6 показано выполнения критериев и показателей.

Рис. 6. Выполнение критериев и показателей

При проведении 2 и более плановых или целевых аудитов система позволяет на радаре отображать результаты текущего аудита с любым ранее проведенным аудитом попарным сравнением.

На рис. 7 показан пример отображения на диаграмме-радаре результатов второго планового аудита (05.03.2020) и первого планового аудита (02.03.2020).

Рис. 7. Отображение на диаграмме-радаре результатов текущего и сравниваемого плановых аудитов

Диаграмма-радар отображает изменение состояния безопасности медицинской деятельности по разделам.

Анализ результатов плановых аудитов позволяет по выявленным несоответствиям определить разделы деятельности и процессы, по которым необходимо проведение предупреждающих и корректирующих действий, запланировать проведение целевых и контрольных аудитов по отдельным разделам деятельности и процессам, существенно влияющих на качество и безопасность медицинской деятельности.

На рис. 8 показан пример оценки соответствия системы менеджмента качества по разделам деятельности.

Рис. 8. Оценка соответствия системы менеджмента качества по разделам деятельности

На рис. 9 показано состояние ответов на критерии и соотношение выполнения критериев.

Рис. 9. Состояние ответов на критерии и соотношение выполнения критериев

На рис. 10 показано состояние выполнения показателей и соотношение выполнения показателей по процентному и дихотомическому алгоритмам оценки.

Рис. 10. Состояние и соотношение выполнения показателей по процентному и дихотомическому алгоритмам оценки

По разделам деятельности и процессам, имеющим выявленные несоответствия, формируется план предупреждающих и корректирующих действии с назначением ответственных исполнителей и указанием сроков устранения выявленных несоответствий.

На рис. 11 показан пример отображения на диаграмме-радаре результата оценки 5 разделов целевого и планового аудитов.

Рис. 11. Отображение на диаграмме-радаре результатов оценки 5 разделов целевого (10.07.2020) и первого планового аудитов (06.03.2021)

На рис. 12 показан пример отображения на диаграмме-радаре результата оценки 5 разделов контрольного и целевого аудитов.

Рис. 12. Отображение на диаграмме-радаре результатов оценки 5 разделов контрольного (27.01.2021) и целевого аудитов (06.03.2020)

Регулярность проведенных аудитов и устранение выявленных несоответствий в соответствии с планом корректирующих и предупреждающих действий позволили в данном случае повысить значение "Индекса качества и безопасности медицинской деятельности" более чем на 20% как по дихотомическому, так и по процентному алгоритмам оценки.

Формирование и печать отчетных форм

В Автоматизированной системе "МКТ-WEB Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности" по итогам проведенных аудитов реализована возможность формирования и печати в целом или по отдельным разделам деятельности следующих отчетов:

■ форма ВККиБМД-01 "Индекс качества и безопасности медицинской деятельности" в целом по МО и по подразделениям (экранная);

■ форма ВККиБМД-02 "Отчет о проведении аудита медицинской организации" в целом по МО, в том числе по разделам;

■ форма ВККиБМД-02к "Отчет о проведении аудита МО с категориями заключений и действий" в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;

■ форма ВККиБМД-03 "Отчет о выявленных неприменимых критериях" в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;

■ форма ВККиБМД-04 "Отчет о выявленных несоответствиях критериям" в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;

■ форма ВККиБМД-04с "Отчет о выявленных несоответствиях критериям, включая субкритерии" в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;

■ форма ВККиБМД-05к "Отчет о выявленных несоответствиях критериям с категориями заключений и действий" по разделам деятельности;

■ форма ВККиБМД-05с "Отчет о выявленных несоответствиях критериям, включая субкритерии, с категориями заключений и действий" по разделам деятельности;

■ форма ВККиБМД-06 "Отчет о выявленных соответствиях критериям" в целом по МО, в том числе по разделам деятельности;

■ форма ВККиБМД-06с "Отчет о выявленных соответствиях критериям, включая субкритерии" в целом по МО, в том числе по разделам деятельности.

Таким образом, внедрение оперативного планирования по циклически повторяющемуся процессу принятия решения PLan-Do-Check-Act (рис. 13) по разделам и процессам деятельности МО с использованием инструментального обеспечения для автоматизированного проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности позволяет поступательным движением вперед построить эффективную систему менеджмента качества.

Рис. 13. Циклически повторяющийся процесс принятия решения Plan-Do-Check-Act по разделам и процессам деятельности медицинской организации

Заключение

Использование специализированных инструментальных средств обеспечивает полноту и качество проведения внутренних аудитов в медицинских организациях, сокращает время на получение результатов и оформление отчетности, освобождает аудиторов от рутинной работы по формированию отчетности, направив их деятельность на аналитическую работу.

Автоматизированная система обеспечивает проведение внутренних аудитов и самооценки с использованием проверочных листов(списков контрольных вопросов) в соответствии с приказами различных ведомств в рамках ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности на единых принципах и на высоком уровне, что, несомненно, повышает объективность аудитов и может стать первым шагом на пути внедрения системы менеджмента качества МО.

Использование инструментального обеспечения для автоматизированного проведения внутренних аудитов, ведомственного и государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности позволяет своевременно выявлять несоответствия по разделам и процессам деятельности, принимать управленческие решения по их устранению, тем самым снизить риски наложения штрафных санкций со стороны контрольно-надзорных органов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) [Электронный ресурс] // ФГБУ "Центр мониторинга и клинико-экономический экспертизы" Росздрав-надзора. URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Practic_recommend_hospital.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

2. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике). - [Электронный ресурс] // ФГБУ "Центр мониторинга и клинико-экономический экспертизы" Росздравнадзора. URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Practic_recommend_policlinic.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

3. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской лаборатории [Электронный ресурс] // ФГБУ "Центр мониторинга и клинико-экономический экспертизы" Росздравнадзора. URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Practic_recommend_med_laboratory.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

4. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара" [Электронный ресурс] // ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора. URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Практич.%20реком.%20ВККиБ%20МД%20в%20стоматологии_31.01.2020.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

5. Чек-лист "Оценка системы эпидемиологической безопасности в медицинской организации (стационаре, не специализированном по оказанию помощи больным COVID-19) в условиях пандемии COVID-19" [Электронный ресурс]. URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Чек-лист%20СТАЦИОНАР%20эпидбезопасность%20COVID-19.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

6. Чек-лист "Оценка системы эпидемиологической безопасности в медицинской организации (поликлиника) в условиях пандемии COVID-19" [Электронный ресурс]. URL: http://nqi-russia.ru/upload/doc/Чек-лист%20ПОЛИКЛИНИКА%20эпидбезопасность%20COVID-19.pdf (дата обращения: 24.06.2021).

7. Comprehensive Hospital Preparedness Checklist for Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) [Electronic resource] // The Centers for Disease Control and Prevention (CDC). URL: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/downloads/HCW_Checklist_508.pdf (date of access June 24, 2021).

8. Оценочный лист по контролю качества и безопасности медицинской деятельности при организации оказания медицинской помощи пациентам со злокачественными новообразованиями на региональном уровне [Электронный ресурс] // ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора. URL: http://nqirussia.ru/upload/doc/Otsenochnyi%CC%86_list_po_onkologicheskoj_pomoschi.pdf

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Медицина сегодня
IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии.

IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии 28-30 апреля 2022 г. в Екатеринбурге состоится IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии (ЕАКО). Свое название конференция получила неслучайно, ведь именно в городе, расположенном на границе Европы и Азии, раз в два...

III Съезд онкологов Московской области.

III Съезд онкологов Московской области 22 октября 2021 года состоится III Съезд онкологов Московской области. Специалисты Подмосковья, занимающиеся лечением злокачественных новообразований разных локализаций, снова встретятся, чтобы обсудить проблемы, новые тренды в...

Образовательная сессия "Амбулаторный приём"

Самые актуальные данные по фармакотерапии для вас! Приглашаем врачей поликлиник 14 сентября в 09:00 (мск) присоединиться к научно-образовательной сессии "Амбулаторный приём". Доступен очный и заочный формат мероприятия. ВАС ЖДУТ: насыщенная научная и культурная программа,...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»