Новые нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре

Резюме

Цель исследования - анализ нормативно-правовой базы и ее изменений, регулирующей нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре.

Материалы исследования - нормативно-правовые документы справочно-правовой системы "КонсультантПлюс", а методы исследования - аналитический и статистический.

Результаты исследования показали, что приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н, в котором впервые установлена штатно-нормативная обеспеченность врачебно-физкультурных диспансеров, предоставлял широкие возможности для увеличения численности врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине, однако приказ Минздрава России № 134н, особенностью и ошибочностью которого является введение в нормативную запись союза "или", внес существенные изменения в штатные нормативы как вышеупомянутых должностей, так и врачей других специальностей.

Заключение. Показано, что пересмотр штатных нормативов осуществлялся в условиях, когда предыдущие нормативно-правовые документы не были использованы, при этом нарушены этапы разработки штатных нормативов, перед утверждением документов не была проведена медико-экономическая оценка возможностей внедрения норм труда в практику здравоохранения. Таким образом, приказы Минздрава России № 1144н в части нормативной численности должностей и № 134н неприемлемы для использования в медицинских организациях, и практика здравоохранения не реагирует на изменения в нормативной численности должностей врачебно-физкультурных диспансеров. Все это свидетельствует о разрушении системы нормирования труда в здравоохранении.

Ключевые слова:спортивная медицина, лечебная физкультура, врачебно-физкультурный диспансер, нормы труда, нормы времени, нормативная численность должностей, медицинское обеспечение, соревнования, тренировочные мероприятия, спорт

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание и редактирование текста - Шипова В.М.; обработка материала, написание и редактирование текста - Миргородская О.В.

Для цитирования: Шипова В.М., Миргородская О.В. Новые нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 2. С. 77-85. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-2-77-85

Значимость лечебной физкультуры и спортивной медицины в общем комплексе лечебных мероприятий достаточно велика. Штатные нормативы медицинских работников по лечебной физкультуре устанавливаются в ряде приказов по Порядкам оказания медицинской помощи, например в приказах, определяющих медицинскую реабилитацию1,2, а по спортивной медицине - в приказах, регламентирующих штатные нормативы врачебно-физкультурного диспансера.

1 Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых".

2 Приказ Минздрава России РФ от 23.10.2019 № 878н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей".

Цель исследования заключается в анализе нормативно-правовой базы и ее изменений, регулирующей нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре.

Материал и методы

В качестве материалов исследования были использованы нормативные правовые акты из компьютерной справочной правовой системы "КонсультантПлюс", а также аналитический и статистический методы исследования.

Результаты и обсуждение

В современных нормативно-правовых документах штатно-нормативная обеспеченность врачебно-физкультурных диспансеров была впервые установлена в 2010 г.3. В качестве показателей и измерителей для определения нормативного числа должностей врачей по спортивной медицине использовались следующие показатели:

■ число заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1-го разряда, учащихся училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, школ-интернатов олимпийского профиля, колледжей олимпийского резерва;

■ число учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, центров параолимпийской подготовки, центров физической культуры, спорта и здоровья;

■ число лиц, занимающихся спортом в учреждениях физкультурно-спортивной направленности и в иных учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм собственности;

■ численность городского населения, проживающего на территории деятельности диспансера (центра);

■ численность жителей районов области, проживающих на территории деятельности диспансера (центра).

Для расчета врачей по лечебной физкультуре рекомендовались следующие показатели:

■ число должностей врачей по спортивной медицине;

■ численность городского населения, проживающего на территории деятельности диспансера (центра).

3 Приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий".

Наши расчетные данные показали, что в целом для внедрения этого приказа в практику здравоохранения потребовалось бы около 25 тыс. должностей врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре [1]. В этот период времени в стране было 4,0 тыс. врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине [2], причем в это число входят не только врачи, работавшие во врачебно-физкультурных диспансерах, но все врачи этих специальностей в поликлиниках, стационарах, санаториях системы Минздрава России.

Согласно методическим подходам к нормированию труда, основанием для изменения нормативной численности должностей является изучение потребности населения в медицинской помощи4, выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда5. Приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н, как видно из сопоставления нормативной и фактической численности врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине, предоставлял широкие возможности для увеличения численности указанных должностей, и оснований для пересмотра этого документа не было.

4 Приказ Минздрава СССР от 20.04.1979 № 435 "О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы по штатному нормированию работников учреждений здравоохранения".

5 Приказ Минтруда России от 31.05.2013 № 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда".

Однако такой пересмотр состоялся в 2016 г.6. При сохранении наименований указанных показателей размер нормативных данных был значительно увеличен. Особенностью и ошибочностью приказа № 134н является введение в нормативную запись союза "или". Применение этого союза предполагает возможность выбора одного из указанных показателей, что неуместно для формирования численности должностей в практике здравоохранения. Этот союз применяется для однородных членов предложения или для разных предложений, исключающих друг друга. Следует отметить, что ошибочное включение этого союза в нормативную запись встречается и в других современных нормативно-правовых документах, например в приказе по проведению патологоанатомических исследований7.

6 Приказ Минздрава России от 01.03.2016 № 134н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях

и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне”".

7 Приказ Минздрава России от 24.03.2016 № 179н "О правилах проведения патологоанатомических исследований".

Степень изменения нормативного числа должностей врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре отражена в табл. 1.

Таблица 1. Изменения в нормативной численности должностей врачей по спортивной медицине, врачей по лечебной физкультуре, врачей функциональной диагностики, врачей-рентгенологов

Как видно из табл. 1, приказ № 134н внес существенные изменения в штатные нормативы. Нормативная численность должностей врачей по спортивной медицине была увеличена по числу заслуженных мастеров спорта и по числу лиц, занимающихся спортом, в 2 раза, по числу учащихся - в 4 раза, по численности населения - в 5 раз.

В 4-5 раз увеличена нормативная численность врачей по лечебной физкультуре. Если ранее должность врача по лечебной физкультуре устанавливалась из расчета на 4 должности врачей по спортивной медицине, то приказом № 134н предусматривается новое соотношение этих должностей, равное 1:1.

Однако еще более значимые увеличения произошли в нормативной численности врачей других специальностей. Приказом № 613н должности специалистов врачей травматологов-ортопедов, хирургов, офтальмологов и др. (всего 16 специальностей) устанавливались следующим образом: "из расчета 1 должность всех указанных специалистов на 2000 заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1-го разряда, учащихся училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, школ-интернатов олимпийского профиля, колледжей олимпийского резерва, учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, центров параолимпийской подготовки, центров физической культуры, спорта и здоровья". Такой суммарный порядок установления этих должностей приказом № 134н был заменен на планирование каждой из указанных 16 должностей на каждую должность врача по спортивной медицине. Такая новая нормативная запись привела к увеличению нормативной численности указанных врачей в 16 (!) раз. А если учесть, что и норматив должности врача по спортивной медицине увеличен в 2 раза, то нормативная численность указанных врачей-специалистов выросла в 32 раза.

Одним из важных этапов разработки норм труда является их экономическая оценка. Расчеты нормативной численности медицинских работников любой организации возможны только при наличии статистической обеспеченности нормативного показателя по труду. В связи с этим нормативная численность должностей врачебно-физкультурных диспансеров в целом по стране может быть определена не по всем позициям. В частности, в отсутствие данных о числе учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ, заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и т.д. рассчитать число должностей врачей по спортивной медицине, планируемых на этот контингент, не представляется возможным в целом по стране. Такие расчеты могут быть проведены в конкретной медицинской организации.

Однако если при расчетах использовать даже только один показатель, т.е. вопреки здравому смыслу применить указанный в нормативной записи предлог "или" и рассчитать нормативную численность должностей только на один нормативный показатель, например на численность занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, организациях и группах, составляющую в период утверждения этого приказа около 40 млн человек [2] , то окажется, что для реализации только этого положения приказа, устанавливающего 1 должность врача по спортивной медицине на 1000 занимающихся, необходимо 40 тыс. должностей врачей по спортивной медицине. А если к этому показателю прибавить еще 16 указанных должностей, устанавливаемых на каждую должность врача по спортивной медицине, то общее расчетное число составит около 700 тыс. должностей (40+40x16). С учетом нормативного числа врачей по лечебной физкультуре (должность устанавливается на каждую должность врача по спортивной медицине), а также врачей вспомогательной службы (врачей - рентгенологов, функциональной диагностики, клинической лабораторной диагностики) общая нормативная численность врачебных должностей, рекомендуемых приказом № 134н, превысит фактическое число всех врачей в стране по всем специальностям.

Для наглядности динамика анализируемых показателей представлена на рисунке.

Нормативная и фактическая численность врачей по спортивной медицине и врачей по лечебной физкультуре в Российской Федерации, 2005, 2010, 2015-2018 гг. (в тыс. должностей)

Рисунок изображен на полулогарифмической масштабной сетке, преимущество которой по сравнению с общепринятой арифметической масштабной сеткой состоит в том, что на ней могут быть изображены и сопоставимы как очень большие, так и очень малые показатели [3-5]. Расчеты плановых данных проведены нами лишь по одному показателю: числу лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Эти данные, указываемые в статистическом сборнике [6], постоянно увеличиваются. Следовательно, только этот факт способствует росту нормативной численности врачей по спортивной медицине и врачей по лечебной физкультуре даже без пересмотра норм труда. Так, например, в 2010 г. таких лиц было 26 257 тыс. человек, а в 2015 г. - 43 464 тыс. При одном и том же нормативе, равном по приказу № 613н 2000 человек на 1 должность врача по спортивной медицине, нормативная численность этих врачей в 2010 г. составляла 13,1 тыс. должностей, а в 2015 г. - 21,7 тыс. К этим показателям следует добавить число врачей по лечебной физкультуре, которое по приказу № 613н устанавливалось из расчета 1 должность на 4 должности врачей по спортивной медицине. Таким образом, суммарное плановое число должностей составило в 2010 г. 16,4 тыс. должностей, а в 2015 г. - 27,1 тыс.

После выхода приказа № 134н, который предусматривает 1 должность врача по спортивной медицине на 1000 лиц, занимающихся физкультурой и спортом, и столько же должностей врачей по лечебной физкультуре, суммарная нормативная численность этих врачей составила более 100 тыс. должностей, так как занимающихся спортом в 2017 г. было 50 155 тыс., а в 2018 г. - 54 292 тыс. [6]

На рисунке показано, что с выходом приказа № 134н никаких изменений в фактической численности этих должностей не произошло, т.е. практика здравоохранения не приняла этот приказ.

При таком более чем 25-кратном разрыве между плановым числом врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре, нет никаких оснований для дальнейшего увеличения нормативной численности медицинских работников врачебно-физкультурного диспансера. Тем не менее новый приказ, регулирующий Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физкультурой и спортом8, в очередной раз увеличил нормативную численность медицинских работников. Эти изменения отражены в табл. 2.

8 Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)".

Таблица 2. Нормы труда по вновь введенным должностям приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н

Как видно из табл. 2, в штатные нормативы врачебно-физкультурного диспансера приказом № 1144н добавлены должности заместителей главного врача, врача-статистика, врача клинической лабораторной диагностики (при наличии врача-лаборанта, должность которого была определена приказом № 134н и осталась неизменной), врача ультразвуковой диагностики, медицинской сестры процедурной.

Использование приказа № 1144н возможно, на наш взгляд, только в части норм времени на посещение врача по спортивной медицине, ошибочно названных в документе нормами нагрузки. Эти данные приведены нами в табл. 3.

Таблица 3. Нормы времени врача по спортивной медицине на отдельные виды работ (извлечения из приложения 19 к приказу Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н)

Медицинское обеспечение соревнований:

■ подготовка (1 рабочий день) накануне соревнований, все время длительности соревнований (1 рабочий день за каждый день соревнований), оформление отчета по итогам соревнований (120 мин).

Медицинское обеспечение тренировочных мероприятий:

■ подготовка (1 рабочий день) накануне тренировочных мероприятий, все время длительности тренировочных мероприятий (1 рабочий день за каждый день), оформление отчета после окончания тренировочных мероприятий (120 мин).

Врачебно-педагогическое наблюдение:

■ подготовка (50 мин) и все время длительности тренировки (занятия), составление отчета (50 мин).

Как видно из приведенных данных, нормы времени установлены на отдельные виды работ, следовательно, применение этих данных должно быть обеспечено соответствующей статистической информацией, которая на сегодняшний период времени не предоставляет возможности дифференциации показателей, приведенных в нормах времени. Таким образом, для использования представленных в документе норм времени необходим учет всех указанных в приказе видов работ и частоты их проведения в течение года, что возможно либо путем изменения учетно-отчетной документации врачебно-физкультурного диспансера, либо путем введения специального журнала по объему работы на локальном уровне управления.

Заключение

Результаты анализа нормативно-правовой базы, регулирующей нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре, свидетельствуют о том, что приказ Минздрава России № 1144н в части нормативной численности должностей, как и приказ Минздрава Росси № 134н, не приемлем для использования в медицинских организациях. Практика здравоохранения не реагирует на изменения в нормативной численности должностей врачебно-физкультурных диспансеров. Анализ нормативно-штатной обеспеченности врачебно-физкультурных диспансеров показал, что были нарушены этапы разработки штатных нормативов, пересмотр штатных нормативов осуществлялся в условиях, когда предыдущие нормативно-правовые документы не были использованы, перед утверждением документов не была проведена медико-экономическая оценка возможностей внедрения норм труда в практику здравоохранения. Все это свидетельствует о разрушении системы нормирования труда в здравоохранении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хабриев Р.У., Шипова В.М., Гаджиева С.М. Комментарии к нормам труда в здравоохранении. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. С. 32.

2. Здравоохранение в России, 2015 : статистический сборник. Москва : Росстат, 2015. 124 с.

3. Герчук Я.П. Графики в математико-статистическом анализе / под ред. Б.Ц. Урланиса. Москва : Статистика, 1972. 80 с.

4. Стародубов В.И., Киселев А.С. Проблемы статистики здоровья населения России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 5. С. 3-5.

5. Шипова В.М. Организация нормирования труда в здравоохранении / под ред. О.П. Щепина. Москва : ГРАНТЪ, 2002. С. 426-427.

6. Здравоохранение в России, 2019 : статистический сборник. Москва : Росстат, 2019. 126 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»