Новое в развитии медицинского образования в РФ: непрерывность и аккредитация специалистов

Резюме

Авторы статьи дают информацию о факторах, влияющих на качество медицинской помощи, последних изменениях в нормативной базе в части медицинского образования и тенденциях его развития в РФ и в развитых странах. Для руководителей медицинских организаций описаны риски реализации этих изменений в практическом здравоохранении, даны рекомендации для их нивелирования и дальнейшего повышения качества медицинской помощи в РФ.

Ключевые слова:аккредитация специалистов, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации специалистов, профессиональный стандарт, непрерывное медицинское образование

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 2. С. 55-68.

Определения и сокращения

Аккредитация специалиста - процедура оценки, на основании которой определяется возможность допуска специалиста к профессиональной деятельности. Согласно закону "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (ст. 69), это процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже 1 раза в 5 лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Квалификация - согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании в РФ") (ст. 2), это уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; повышение квалификации осуществляется по образовательным программам дополнительного профессионального образования. Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздравом России).

Непрерывное медицинское образование (НМО) - фактически это повышение квалификации специалистов. В международной практике под НМО понимают образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники обновляют и улучшают свои профессиональные знания и навыки. Цель НМО - повышение качества медицинской помощи, оказываемой пациентам. Система НМО включает: 1) комплекс образовательных мероприятий; 2) учреждения, которые их предоставляют; 3) механизмы, обеспечивающие своевременность и качество прохождения этого образования. Полученные медицинскими работниками знания учитываются в форме условных единиц - кредитов. НМО начинается после окончания медицинского вуза и получения права на профессиональную деятельность и продолжается в течение всей профессиональной карьеры медицинского работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации (знаний, умений и навыков), необходимая для выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональная некоммерческая организация (НКО, профессиональное общество) - согласно закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 76), создаваемая на добровольной основе некоммерческая организация, которая может формироваться в соответствии со следующими критериями:

1) принадлежности к медицинским или фармацевтическим работникам;

2) принадлежности к профессии (врачей, медицинских сестер (фельдшеров), провизоров, фармацевтов);

3) принадлежности к одной врачебной специальности.

Федеральный государственный образовательный стандарт" (ФГОС) - согласно ФЗ "Об образовании в РФ", это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки. При их разработке должны учитываться требования профессиональных стандартов (ст. 11). ФГОСы также включают перечень компетенций, которыми должен овладеть выпускник: общекультурные, профессиональные, организационно-управленческие и др.

1. Главные факторы, определяющие качество медицинской помощи

Задача обеспечения высокого качества и безопасности медицинской помощи в медицинских организациях актуальна для любой страны. Так, в исследовании, проведенном в США в 2013 г.( A New, Evidence-based Estimate of Patient Harms Associated with Hospital Care / Ed. by John T. James // Journal of Patient Safety. USA, 2013. Vol. 9, N 3. P. 122-128. http://www3.med.unipmn.it/papers/2013/LWW_Journals/2013-12-06_ lww/A_New,_Evidence_based_Estimate_of_Patient_Harms.2.pdf.), было показано, что около 400 тыс. предотвратимых смертей пациентов, или 16% всех умерших в США (с учетом умерших в стационаре и на дому), связаны с ошибками медицинских работников. Причем половину этих смертей можно было бы предотвратить организационными мерами, в том числе путем повышения квалификации врачей.

В последних исследованиях, проведенных в США (штат Пенсильвания)(John Norcini, FAIMER (Foundation for Advancement of International Medical Education and Research).), показана прямая зависимость между результатами лечения пациентов (вероятность смерти от распространенных состояний) и регулярным прохождением лицензионного экзамена (на право работать врачом) и сертификационного экзамена (подтверждает наличие квалификации по определенной специальности), а также сроками после окончания обучения в медицинской школе.

И для терапевтических, и для хирургических специальностей показано, что своевременное прохождение этих экзаменов и хорошие результаты по их итогам снижает относительную вероятность смерти пациентов на 18-19%.

Касательно результатов лечения пациентов показано, что они ухудшаются на 6-7% каждые 10 лет от момента окончания медицинской школы в результате устаревания знаний врачей.

Главными факторами в обеспечении качества медицинской помощи являются система подготовки медицинских кадров в образовательных организациях, система непрерывного повышения их квалификации после окончания вуза и система управления качеством медицинской помощи на всех уровнях, в том числе в медицинских организациях (рис. 1).

Именно поэтому в целях обеспечения качества медицинской помощи во всех развитых странах самое пристальное внимание уделяют вопросам подготовки, допуска к практической деятельности и повышения квалификации медицинских кадров. Данная статья посвящена рассмотрению этих вопросов в РФ и в развитых странах.

2. Изменения в медицинском образовании, происходящие в РФ

В медицинском образовании РФ происходят следующие важнейшие изменения:

1) внедрение профессиональных стандартов;

2) замена процедуры сертификации медицинских работников на процедуру аккредитации и отмена интернатуры для врачей первичного звена;

3) внедрение системы непрерывного медицинского образования.

2.1. Внедрение профессиональных стандартов

Новое понятие "профессиональный стандарт" появилось в Трудовом кодексе Российской Федерации в 2012 г. (ст. 195.1 Трудового кодекса, согласно Федеральному закону от 03.12.2012 № 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании”"). Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определенной профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты должны разрабатываться профессиональными объединениями и объединениями работодателей, а координирует эту работу Минтруда России (Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23). При этом Минтруда России должно установить тождественность номенклатуры должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий, в Едином квалификационном справочнике номенклатуры должностей, профессий и перечне специальностей самих профессиональных стандартов. Пока в здравоохранении действуют номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н), а также квалификационные характеристики врачей-специалистов (приказ Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579).

Для разработки профессиональных стандартов Минтруда России утвердило приказ от 12.04.2013 № 148н об уровнях квалификации.

Важно, что на основании профессиональных стандартов должны разрабатываться должностные обязанности, ФГОСы, профессиональные программы дополнительного образования, в том числе программы циклов повышения квалификации, а также учебные материалы (рис. 2).

Таким образом, при аккредитации должны учитываться требования профессиональных стандартов, а ФГОСы и программы повышения квалификации должны способствовать приобретению соответствующего уровня квалификации специалиста (знаний, умений, навыков и опыта).

Разработке профессиональных стандартов как основополагающего документа для определения требований к медицинской деятельности должно быть уделено особое внимание. Пока профессиональные стандарты разработаны и утверждены только по отдельным медицинским специальностям.

2.2. Замена процедуры сертификации медицинских работников процедурой аккредитации и отмена интернатуры для врачей участковой службы

В соответствии с законом "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", с 2016 г. сертификация специалистов будет поэтапно заменена процедурой аккредитации, а обучение в интернатуре будет отменено (эта норма окончательно вступает в силу с 1 сентября 2017 г.). Аккредитация специалистов предусмотрена ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и де-факто заменяет процедуру сертификации медицинских работников.

Выпускники, заверившие обучение по основным образовательным программам высшего профессионального образования (специалитета, ординатуры и аспирантуры). В 2016 г. первичную аккредитацию пройдут стоматологи и провизоры.

С 2017 г. - выпускники, обучавшиеся по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело". Реаккредитацию будут проходить врачи, работающие в практическом здравоохранении, каждые 5 лет. Согласно "дорожной карте" Минздрава России, впервые реаккредитацию специалисты пройдут в 2021 г.

Схематично этот процесс представлен на рис. 3.

Процедуру аккредитации часто путают с аттестацией. Согласно ст. 72 Федерального закона закона 323-ФЗ, медицинские работники имеют право на прохождение добровольной аттестации для подтверждения квалификационной категории. В приказе Минздрава России от 23.04.2013 № 240н утверждены сроки и порядок ее прохождения. Аттестация оценивает теоретические знания и практические навыки, проводится 1 раз в 5 лет и сопровождается присвоением категории (второй, первой, высшей).

Присвоение более высокой квалификации при этом предусматривает увеличение оплаты труда медицинского работника.

Следует отметить, что в части качества высшего медицинского образования сегодня в РФ существуют серьезные проблемы, которые отрицательно сказываются на подготовке выпускников медицинских вузов. Среди них - низкая оплата труда профессорско-преподавательского состава и, как следствие, дефицит этих кадров, особенно на теоретическим кафедрах. Также надо отметить недостаточное материально-техническое обеспечение вузов, в том числе в части оснащения современным симуляционным оборудованием для отработки практических навыков. Принимая во внимание, что в ряде вузов не решены вопросы клинических баз, выпускники медицинских вузов слабо владеют практическими навыками и современной информацией по диагностике и лечению заболеваний. Особенно обострится этот вопрос в свете отмены интернатуры для врачей первичного звена. Для решения этой проблемы

Минздрав России регулярно проводит обучение руководителей и преподавателей симуляционных центров, а в 2015 г. выделил дополнительные финансовые средства на оснащение подведомственных образовательных организаций симуляционным оборудованием.

Аккредитация должна осуществляться не реже 1 раза в 5 лет в порядке, установленном Минздравом России. На настоящий момент такой порядок не установлен. Предполагается, что аккредитация будет оценивать теоретические знания, практические умения и навыки специалистов, проходить в независимых аккредитационных центрах, в которых будут образованы независимые аккредитационные комиссии.

2.3. Внедрение непрерывного медицинского образования

В РФ до настоящего времени врачи традиционно повышали свою квалификацию 1 раз в 5 лет в государственных образовательных организациях (далее - ГОО) и других НКО, имеющих соответствующую лицензию на образовательную деятельность. После завершения прохождения программ повышения квалификации специалисты сдают сначала итоговый аттестационный экзамен, затем экзамен на получение сертификата специалиста, что позволяет им продолжать практическую деятельность по специальности.

Главным недостатком существующей системы повышения квалификации в РФ является отсутствие непрерывности медицинского образования в том виде, как это принято сегодня во всех развитых странах (см. раздел 3). Да и сам процесс повышения квалификации зачастую носит формальный характер, а содержание образовательных программ не отвечает запросам практического здравоохранения. Лицензия на осуществление дополнительного профессионального образования (в том числе по программам повышения квалификации) выдается образовательным организациям бессрочно, что не стимулирует их повышать качество образовательных услуг. Отсутствие дистанционных технологий преподавания приводит к тому, что врачам приходится почти на 1 мес отрываться от практической работы, что снижает доступность медицинской помощи населению там, где трудно заменить этих врачей (особенно в сельской местности). В большинстве российских медицинских организаций не созданы необходимые условия для обучения врачей без отрыва от практической деятельности: большая часть рабочих мест не компьютеризирована; не обеспечен доступ в Интернет или во внутренние сети, позволяющие получать современные образовательные материалы, доступ к электронным медицинским библиотекам и системам поддержки принятия клинических решений; медицинских организаций, имеющих современные профессиональные медицинские библиотеки, считанные единицы.

Существующие проблемы в системе повышения квалификации медицинских кадров, так же как и в их подготовке, отрицательно сказываются на качестве медицинской помощи. В этой связи в 2013 г. по инициативе Национальной медицинской палаты, Минздрава России и АСМОК был создан Координационный совет по развитию НМО (приказ Минздрава России от 18.02.2013 № 82). А в 2013-2014 гг. был реализован пилотный проект по развитию НМО. Ниже кратко описаны работа Координационного совета, пилотный проект, проведенный в 2013-2015 гг., его результаты и перспективы дальнейшего развития НМО.

Координационный совет (КС) по НМО является совещательным органом, созданным в целях координации деятельности и оптимизации сотрудничества, в том числе с НКО. КС возглавляют заместитель министра здравоохранения И.Н. Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. Этот совет в целях реализации пилотного проекта также утвердил подробные Методические рекомендации, которые представлены на портале http://sovetnmo.ru/.

Пилотный проект по развитию НМО. Согласно отраслевому закону № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 73), обучение по программам повышения квалификации обязательно для всех медицинских работников, а сами программы (типовые) разрабатываются и утверждаются Минздравом России. Федеральный закон № 323ФЗ (ст. 76) предусматривает, что в процессе повышения квалификации могут участвовать профессиональные медицинские НКО. Исходя из этих положений ведомством для непосредственной реализации проекта по НМО был утвержден приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций".

Следует отметить, что непрерывность образования предусмотрена также Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 сентября 2013 г. Там под непрерывностью понимается образование в течение всей жизни (ст. 10). В ст. 82 этого же закона, относящейся к медицинскому образованию, прямо указано, что профессиональные программы медицинского и фармацевтического образования должны "обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации" работников. Законом об образовании также предусмотрена возможность реализации программ дополнительного образования (переподготовки и повышения квалификации) в сетевой форме (ст. 15). При реализации образовательной программы с использованием сетевой формы в образовательном процессе допускается участие нескольких образовательных и иных организаций, в том числе общественных профессиональных. С учетом этих возможностей, предоставляемых указанными нормативными актами, была разработана модель организации учебного процесса с участием профессиональных медицинских НКО. Согласно этой модели, НКО заключали договор с ГОО о сетевой форме реализации образовательной программы повышения квалификации, который предусматривал объем образовательной программы 144 ч, из них 108 ч - в ГОО, остальные 36 ч за счет изучения образовательных материалов и участия в образовательных мероприятиях, организованных НКО. Для врачей участие в пилотном проекте было добровольным и бесплатным.

Основные принципы развития НМО, которые были утверждены КС и частично реализованы в пилотном проекте:

  • индивидуальное обучение реализуется путем составления индивидуального плана обучения врача (портфолио);
  • непрерывность обучения без отрыва от рабочего места реализуется с помощью дистанционных технологий, их доля в программе должна была составлять не менее 50%;
  • высокое качество образовательных мероприятий и материалов реализуется путем оценки соответствия всех образовательных материалов и мероприятий установленному набору требований;
  • не менее 15% содержания составляет региональный компонент.

Схема участия врачей и взаимодействия участков проекта показана на рис. 4.

На рис. 4 видно, что врачи заключают договор с ГОО, а затем по специальному коду получают доступ к порталу sovetnmo.ru. На этом портале они сначала заполняют свой индивидуальный план развития в электронном виде, а затем отчет по его исполнению. Через портал они также получают доступ к информации, где проводятся образовательные мероприятия НКО, а также доступ к их образовательным материалам - лекциям и учебным модулям. Образовательные часы зачисляются в отчет врача автоматически на портале sovetnmo.ru. Создание портала и его администрирование (в том числе предоставление кодов доступа на портал, составление отчетов по активности врачей и др.) КС было поручено АСМОК на безвозмездной основе.

Всего в проекте приняли участие более 550 врачей, 15 государственных образовательных организаций и 15 профессиональных обществ.

Обеспечение качества образовательных материалов. В целях обеспечения высокого качества образовательных мероприятий и материалов, предоставляемых профессиональными обществами, и зачета их в качестве кредитов в рамках НМО (1 час = 1 кредит) они должны проходить оценку соответствия установленному набору требований в специально созданной комиссии КС. Эти требования разработаны на основании международных рекомендаций (утвержденных Европейским союзом медицинских специалистов, с которым у АСМОК заключено соглашение о сотрудничестве и взаимном признании) и утверждены КС Минздрава России (более подробно см. сайт www.sovetnmo.ru).

Критерии, рассматриваемые при аккредитации мероприятий:

  • образовательные цели и выполнение образовательных потребностей;
  • описание образовательного мероприятия;
  • подробная информация об организаторе;
  • состав программного и/или организационного комитета;
  • преподавательский состав;
  • программа мероприятия;
  • источники финансирования образовательного мероприятия;
  • рекламные материалы;
  • обеспечение обратной связи.

Особенности аккредитации материалов для электронного обучения:

  • сохранность персональных данных;
  • определение продолжительности взаимодействия с материалом;
  • технические требования для использования материала;
  • обеспечение надежной и эффективной обратной связи;
  • удовлетворительная история провайдера;
  • обеспечение технической поддержки.

Роль профессиональных НКО в НМО. Профессиональные общества отвечают за проведение образовательных мероприятий: конференций, семинаров и др.; за разработку и издание как в электронном, так и в бумажном виде образовательных материалов - журналов, клинических рекомендаций, Национальных руководств, электронных учебных модулей. Учебный модуль - это 1 ч образовательной активности, существующий в электронном формате, обязательно сопровождающийся тестовыми вопросами для контроля полученных знаний. Врачу засчитывается 1 ч (кредит) только в том случае, если он ответит правильно на 70% и более тестовых заданий модуля. Схематично роль НКО представлена на рис. 5.

Итоги пилотного проекта. По итогам реализации пилотного проекта достигнуты положительные результаты. Среди них - предоставление врачу наряду с традиционными видами образовательной активности в ГОО разнообразных образовательных мероприятий и материалов, подготовленных профессиональным обществом, в том числе посещение общероссийских и региональных конференций, изучение электронных образовательных материалов и др. В результате проведения пилотного проекта и появления конкуренции между профильными кафедрами вузов и профессиональными обществами начался процесс актуализации образовательных программ, повысилось качество образовательных мероприятий и материалов, возросло понимание профессиональными обществами своей роли в НМО. Как следствие, внутри обществ начала формироваться необходимая инфраструктура для реализации НМО.

Основные проблемы, которые были выявлены при реализации новой модели НМО: дефицит времени у врачей на повышение квалификации (каждый из них работает минимум на 1,4-1,5 ставки и зачастую не может быть заменен на рабочем месте коллегами), отсутствие средств и технических условий для прохождения НМО, отсутствие у работодателя (медорганизации) отдельной статьи расходов на повышение квалификации работников.

Также сегодня единственным мотивационным механизмом работодателя для повышения квалификации работников является необходимость соблюдать лицензионные требования - наличие у врача действующего сертификата специалиста.

Развитие НМО в 2015-2016 гг. будет продолжено. Согласно приказу Минздрава № 328 от 09.06.2015, по новой модели повышения квалификации (108 ч - вуз и 36 ч - общество) на основе сетевого соглашения с ГОО могут принять участие профессиональных НКО по всем специальностям. Следует отметить, что федеральные средства, предназначенные для целей повышения квалификации врачей в вузах, в связи с их участием в новой модели сокращены не будут. В то же время порядок финансирования системы НМО пока не определен, рассматривается вопрос о выделении средств из системы ОМС на образовательный сертификат врача. Предполагается, что с помощью этого сертификата врач сможет самостоятельно виртуально оплачивать образовательные услуги, тем самым реализовывая свое право выбора этих мероприятий. Как следствие, поставщики медицинских услуг, чтобы привлечь поток обучающихся, будут стараться повышать качество своих услуг.

3. НМО и система допуска к практической деятельности в развитых странах

В 2013 г. Комиссия по здравоохранению стран ЕС и постоянно действующая Комиссия ассоциации европейских врачей (Standing Committee of European Doctors - CPME) провели исследование по вопросам НМО и опубликовали доклад: "О состоянии НМО в странах ЕС". Всего в исследовании приняла участие 31 страна.

Из этого исследования следует.

В части обязательности НМО: во всех странах НМО - этическое обязательство врачей и в большинстве стран (65%) участие в НМО обязательно и регламентируется национальным законом. В 56% стран правительством или Минздравом установлено обязательное минимальное число часов - кредитов. За 5 лет необходимо накопить не менее 250 ч, из них 50 ч ежегодно.

В части мотивации к НМО: в 55% стран участие в НМО обязательно для релицензирования и ререгистрации, т.е. для допуска к профессиональной деятельности.

В части формирования политики НМО: в большинстве стран (56%) ее определяют профессиональные организации, в том числе научные общества по специальностям. Они разрабатывают политику, контролируют и накладывают на врачей санкции в случае невыполнения требований по участию НМО. Контроль участия врачей в НМО: в 53% стран осуществляют профессиональные организации с регулирующими функциями, в 27% стран - профессиональные организации и научные общества, в 20% стран - министерства здравоохранения.

В части предоставления образовательных мероприятий: в подавляющем большинстве стран это делают профессиональные организации врачей, научные общества по специальностям, медицинские вузы, частные компании. При этом в большинстве стран (90%) обязательно оценивается качество самих материалов и мероприятий НМО, а НЕ качество поставщиков образовательных услуг. Эта оценка проводится профессиональной организацией с регулирующими функциями, профессиональной организацией, министерством здравоохранения, вузами.

Более 80% стран отметили, что за эту процедуру взимается взнос.

Мероприятия, которые включаются в НМО, в порядке убывания частоты предоставления: конференции, семинары, разборы клинических случаев, электронное обучение, аудиторные занятия, симуляционные курсы, обучение в клинических условиях, научные исследования, самообучение (чтение журналов, руководств и др.), мероприятия от работодателей, клинический аудит, изучение видеоматериалов, оценка коллегами.

Финансирование НМО: во всех странах около 50% стоимости образовательных услуг оплачивают медицинские или фармацевтические производители, но с обязательным соблюдением этических требований. Соблюдение этих требований должны проверяться при оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов. Остальные 50% оплачиваются примерно в равных долях или самим врачом, или его работодателем.

Тенденции в развитии НМО в развитых странах: гармонизация требований к НМО между странами, использование дистанционных технологий, акцент на безопасности пациентов и умении общаться с пациентами. В некоторых странах для оценки качества процесса повышения квалификации врачу необходимо не только доказать, что он участвовал в специально отобранных образовательных мероприятиях и самостоятельно обучался с использованием одобренных материалов, но и улучшил результаты своей клинической практики.

4. Проблемы в медицинском образовании и риски, связанные с изменениями в медицинском образовании

1. Несовершенство системы подготовки и повышения квалификации врачей в РФ приводит к снижению качества медицинской помощи пациентам.

2. Профессиональные стандарты, в соответствии с которыми должны быть сформированы все остальные нормативные документы, регулирующие кадровую политику и медицинское образование, пока практически не разработаны. Эту работу необходимо ускорить и проводить совместно с работодателями и профессиональными НКО.

3. Отмена обязательного обучения в интернатуре и ординатуре для врачей первичного звена может привести к существенному снижению качества медицинской помощи в первичном звене. В этой связи необходимо принять меры по усиленной практической подготовке студентов старших курсов в медицинских вузах, а работодателям предусмотреть меры, направленные на повышение квалификации молодых врачей и внедрить институт наставничества.

4. Внедрение системы НМО может быть затруднено в связи с отсутствием выделенного времени у медицинских работников для повышения квалификации, с дефицитом средств у работодателей (нет защищенной статьи расходов), а также с недостатком мотивационных механизмов у работодателей для обучения врачей.

Для нивелирования возможных рисков и решения возникающих проблем необходимо учесть приведенные ниже рекомендации, которые были обсуждены на VI международной конференции "РОСМЕДОБР-2015. Инновационные обучающие технологии в медицине" с участием представителей большинства всех профессиональных медицинских обществ и вузов.

5. Рекомендации участникам системы НМО

5.1. Рекомендовать профессиональным НКО по специальностям организовать работу:

  • по разработке и актуализации профессиональных стандартов и клинических протоколов по своей специальности;
  • разработке и актуализации программ повышения квалификации по своей специальности и способствовать их гармонизации на территории РФ;
  • разработке высококачественных материалов для повышения квалификации специалистов [национальные руководства, клинические рекомендации (протоколы), электронные образовательные материалы, в том числе электронные библиотеки по специальностям, тестовые вопросы для контроля и др.];
  • разработке и внедрению программ симуляционного обучения по специальности, стандартов объективной оценки приобретенных навыков и умений;
  • проведению образовательных мероприятий (конференции, семинары и др.).
  • организации внутри общества экспертных Советов для независимой оценки качества образовательных материалов и мероприятий;
  • объединению позиции по вопросам повышения квалификации в рамках одной специальности: с различными региональными обществами, отдельными обществами по данной специальности; профильными кафедрами медицинских вузов, научноисследовательскими институтами, а также профильными комиссиями и их рабочими группами при главных внештатных специалистах Минздрава России;
  • назначению ответственного за развитие НМО внутри общества;

В части взаимодействия с представителями медицинской индустрии: 1) следовать основным принципам "Этического кодекса участия в НМО"; 2) одобрить соблюдение международных этических требований при взаимодействии производителей фармацевтических препаратов и медицинских изделий (далее - компании) с профессиональными обществами и практикующими врачами по вопросам НМО; 3) рекомендовать российским компаниям соблюдать международные этические нормы; 4) придерживаться принципов открытости и прозрачности в процессах, связанных с участием компаний в НМО.

5.2. Рекомендовать Минздраву России при подготовке нормативных документов в части аккредитации и развития НМО предусмотреть следующие положения:

  • Аккредитация специалистов проводится в независимых центрах, удовлетворяющих установленному набору требований на основании принципов независимости от поставщика образовательных услуг.
  • Разработка и утверждение требований к аккредитационным центрам и аккредитационным комиссиям должны проводиться с участием профессиональных НКО, соответствующих требованиям ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 323-ФЗ (а не только федеральным органом власти).
  • В состав аккредитационной комиссии должны входить профессиональные НКО, соответствующие требованиям ч. 3 ст. 76 Федерального закона № 323-ФЗ, представители работодателей и профессорско-преподавательского состава других образовательных организаций.
  • Методическое обеспечение процесса первичной и специализированной аккредитации, в том числе разработка контрольно-измерительных материалов для проведения аккредитации, должны разрабатываться и утверждаться Минздравом России совместно с профессиональными НКО по специальностям в рамках работы Координационного совета по НМО.
  • Предусмотреть источники финансирования для организации процесса аккредитации.
  • Дополнить с. 2 ст. 76 Федерального закона № 323-ФЗ словами "принимать участие в проведении аккредитации специалистов".
  • При допуске к реаккредитации предусмотреть обязательный учет участия врачей в НМО, а именно не менее 50 ч (±15%) образовательной активности ежегодно, всего не менее 250 ч за 5 лет .
  • Анализ образовательной активности медицинских специалистов по НМО должен проводиться профессиональными НКО.
  • Организовать повышение квалификации преподавателей в части использования симуляционных технологий для обучения и оценки знаний, умений и навыков. Использовать симуляционные технологии при проведении аккредитации специалистов.
  • Организовать оценку соответствия образовательных мероприятий и материалов в рамках НМО установленному набору требований.

5.3. Рекомендовать региональным органам управления здравоохранением и руководителям медицинских организаций предусмотреть все возможности для предоставления врачам права выбора места и способа прохождения НМО; создать технические условия на рабочих местах для доступа к электронным образовательным онлайн-ресурсам, финансово обеспечить процесс НМО и всеми мерами мотивировать врачей к прохождению НМО.

5.4. Рекомендовать АСМОК продолжить работу по методической поддержке профессиональных НКО по специальностям в части развития НМО.

5.5. Рекомендовать РОСОМЕД совместно с обществами продолжить работу над разработкой, апробацией и внедрением программ симуляционного обучения, стандартов объективной оценки приобретенных навыков и умений и применения симуляционных методик в аккредитации специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов".

2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и слу- жащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”".

3. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".

4. Приказ Минздрава России от 23.04.2013 № 240н "О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории".

5. Приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций".

6. Приказ Минздрава России от 09.06.2015 № 328 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций”".

7. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".

8. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

9. Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ (с изм. от 02.05.2015) "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании”".

10. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»