Памяти профессора Юрия Михайловича Комарова (1939-2021)

Каким остался в нашей памяти Юрий Михайлович?

В 2021 г. не стало Юрия Михайловича Комарова, представителя уходящего поколения крупных организаторов здравоохранения, которые знали советскую систему здравоохранения и внесли большой вклад в ее развитие, а также пытались сохранить ее достижения в новой России.

Юрий Михайлович прошел путь от главного врача сельской больницы до основателя института Медсоцэкономинформ (сегодня - ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России), который он возглавлял 10 лет (с 1989 по 1999 г.). По замыслу Юрия Михайловича, институт должен был определять развитие нашей науки - организация здравоохранения и общественное здоровье - и предлагать обоснованные решения по развитию отрасли. Несмотря на трудные для нашей страны годы, ему удалось собрать коллектив профессионалов, наладить научную работу и сотрудничество с ведущими зарубежными организациями в сфере охраны здоровья населения, сформировать предложения по эффективному развитию здравоохранения в стране и в регионах, обучать руководящие кадры.

Ниже приведено открытое письмо Юрия Михайловича к 30-летию ЦНИИОЗ. В нем он ставит вопросы, которые необходимо решить организаторам здравоохранения нашего поколения.

Мое первое знакомство с Юрием Михайловичем произошло виртуально: я получила его письмо с отзывом на свою кандидатскую диссертацию по теме "Стратегия развития здравоохранения РФ", которая планировалась к защите в ЦНИИОИЗ. И хотя отзыв был не очень лестным, я была благодарна Юрию Михайловичу за его замечания. Они помогли мне, на первых порах самоучке в области организации здравоохранения, понять формальную лексику, принятую в этой специальности. До сих пор, когда я описываю демографические процессы, слышу его голос, что "демография - это наука" и надо писать "демографические показатели". Сегодня уже я передаю эти наставления новому поколению специалистов, которое работает со мной.

Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Ю.М. Комаров

А затем мы подружились, нас сблизило неравнодушие к судьбе отечественного здравоохранения. Иногда мы бурно обсуждали некоторые вопросы, спорили, но нас всегда объединяло одно - боль за проблемы отрасли и желание их исправить. Он один из немногих во время "оптимизации" российского здравоохранения (2012-2018 гг.) поддерживал мою борьбу с этим вредным начинанием и понимал всю его пагубность. За эти обсуждения, которые меня многому научили, за неизменную поддержку, которую давал Юрий Михайлович, в моем сердце навсегда останется большая благодарность к нему.

Несмотря на удары судьбы, он не потерял себя. Остался профессионально активным, неравнодушным, живо откликался на все, что происходит в здравоохранении и в стране, был молод душой. Он вел большую разъяснительную работу, выступал на общественных площадках, предостерегал Минздрав от неверных решений, формировал стратегические направления развития отечественного здравоохранения, поддерживал учеников. Его значимые усилия в этом направлении ценили все, кто общался с ним близко или читал его работы. Такое отношение к профессии и жизни вызывает огромное уважение и является примером для всех нас.

Сухие строки официальной биографии, которую мы тоже приводим, никогда не передадут всей яркости, обаяния и доброты, которыми обладал Юрий Михайлович. Уверена, со мной согласятся многие, кто знал Юрия Михайловича Комарова, - он навсегда останется в наших сердцах высоким профессионалом, масштабной личностью и патриотом России.

Доктор медицинских наук, ректор ВШОУЗ Г.Э. Улумбекова

Открытое письмо*

* Письмо публикуется с небольшими сокращениями.

К 30-летию ФГБУ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (2019 г.)

В этом, 2019-м, году исполняется 30 лет со дня организации ФГБУ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава

РФ (ранее он назывался НПО "Медсоцэкономинформ" - так его предложил назвать заместитель министра Н.Н. Ваганов). Поскольку создателем и первым генеральным директором НПО довелось быть мне, формируя кадровый состав и научные направления, устанавливая отношения по проблемам медицинской и аналитической статистики, качества и доступности медицинской помощи с регионами страны и укрепляя сотрудничество в рамках межправительственных соглашений с США, Всемирным банком, многими научно-учебными центрами Европы, Америки, Австралии и Японии, могу судить о том, что было задумано при организации в РФ первого института по организации здравоохранения и что из этого исполнено.

Время было непростое: деньги в институте выделялись только на минимальные оклады сотрудникам. На коммунальные платежи деньги не поступали - приходилось заниматься взаимозачетами, т.е. раскапывать, кому должны основные поставщики коммунальных услуг. Командировочных денег не было, но терять установленные контакты с территориями было нельзя, тем более некоторые из них помогали сотрудникам выжить. При пустых прилавках в институт с одной территории поступила машина разных овощей, и выделенные сотрудники распределяли их равномерно среди всего коллектива. В подвале института находились морозильные камеры райпищеторга, и арендующие это помещение раз в неделю продавали сотрудникам замороженное мясо. За рубеж сотрудники института ездили только за счет принимающей стороны. Институт стал членом международных организаций по качеству медицинской помощи, по медицинской статистике и по семейной медицине. Но исследования и разработки продолжались.

Через обучение в институте по основным вопросам здравоохранения и по международной классификации болезней прошли не только сотрудники профильных кафедр, но и тысячи специалистов с мест. Например, в Республике

Чувашия прошли обучение все главные врачи, их заместители и заведующие отделениями. Было понимание, что организация здравоохранения чрезвычайно важна, как и раньше, когда умными и широко мыслящими организаторами создавалась устойчивая, но недофинансированная система отечественного здравоохранения (сколько денег - столько результатов), которую до сих пор не удается полностью разрушить, даже теперь, когда всем заправляют непрофессионалы. Уровень медицины постоянно растет с появлением новых знаний, медицинских технологий и возможностей, но уровень организации постоянно снижается - нет достойных организаторов здравоохранения.

Многие врачи и экономисты ошибочно полагают, что они разбираются в этой специальности, как в футболе, хотя и там тренеров учат и специально готовят. Когда клиницисты занимаются специфическими проблемами организации и управления здравоохранением, это выглядит примерно так: врач-проктолог лечит болезни глаза. Наша специальность имеет свою методологию и приемы, позволяющие проводить представительные (выборочные или сплошные) исследования по самым сложным проблемам, во времени и аналитические разработки. Не случайно в здравоохранении проведена четкая специализация медицинских кадров. Отсюда вытекают все главные проблемы современного здравоохранения в стране, вызывающие колоссальное неудовлетворение у населения и пациентов, и у медицинских работников.

Каким-то чудом удалось приобрести компьютерный класс, названный (была табличка) именем профессора Е.Н. Шигана. Спустя несколько лет, проезжая мимо института, я увидел эту табличку в грязном мартовском снегу и подобрал ее. Получается, в институте нет никому дела до наших предшественников и классиков. Тогда задумывалось проведение комплексных системных исследований, в каждое мы хотели вовлечь многие подразделения института и сторонние организации, т.е. исследования изначально должны были носить комплексный характер в виде обоснованных рекомендаций к практике. Это четко соответствовало задачам науки - раздвигать горизонты неизвестности. И по большей части нужно было работать не с Минздравом, а с территориями, где фактически формировались все условия жизни людей. Неисследованные проблемы следовало изучать за счет индивидуально заинтересованных диссертационных работ соискателей при правильной и единой методологии. Для этого при институте были созданы два диссертационных совета (кандидатский и докторский) по одной и той же специальности - социальная гигиена и организация здравоохранения, а при Ученом медицинском совете Минздрава - специальная секция, планирующая и координирующая выполнение исследовательских работ по данной проблеме в стране.

Возник вопрос, а где взять кадры для всего этого? Можно было сделать ставку на молодых, но они могли дать отдачу только через несколько лет, а результаты исследований требовались сразу. И начался тщательный отбор по всем качествам профессионалов, в подразделения которых принимали молодежь. Были привлечены: по системному анализу - д.т.н. С.П. Ермаков и к.т.н. В. Ольшанский (из Института проблем управления) и В. Антонюк, по диспансеризации - д.м.н. Г.З. Демченкова, по демографии -к.э.н. А.Е. Иванова и И.Н. Веселкова, по ПМСП -к.м.н. М.В Потехина и А.А. Калининская, д.м.н. Ю.А. Коротков, по материнству и детству - к.м.н. И.М. Волков, д.м.н. Е.И. Шарапова, И.С. Цыбульская и А.В. Короткова, по экономике здравоохранения - д.м.н. Н.А. Кравченко и к.м.н. Э. Матвеев, по планированию здравоохранения - д.м.н. В.А. Жуков, по медицинской науке - д.м.н. В.Г. Кудрина, по диссертационным советам - к.м.н. Е.И. Сошников, по международным делам - к.м.н. В.Е. Чернявский, Ю.П. Ляченков, В.Б. Цыбульский, Т. Кайгородова, по организации здравоохранения - д.м.н. Т.А. Сибурина, к.м.н. Е. Варавикова, по медицинской и аналитической статистике -д.м.н. С.А. Леонов и А.С. Киселев, к.м.н. Э.И. Погорелова, и многие другие.

Что же получилось в итоге?

Вначале все шло, как задумано, затем исследования стали плестись за практикой и "научно" обосновывали уже принятые Минздравом решения, а потом и совсем прекратились, а вся научная работа в институте в основном свелась к мониторингам. Но для мониторинговых систем тоже необходимы предварительные исследования и разработки с оценкой позитивных и негативных сторон тех показателей, которые отобраны для мониторинга. Диссертационные работы стали носить формальный, зачастую слабо научный характер.

О насущных проблемах здравоохранения страны. Исследования состояния здоровья населения (ранее они приурочивались к переписям населения) давно не проводились. Почему все занимаются количественными (а не качественными) данными о рождаемости? Ведь известно, что процесс депопуляции только на 35% зависит от низкой рождаемости, а на 65% - от высокой смертности. Значит, проблема состоит в высокой смертности, под которой иногда понимают абсолютное число умерших, без их отношения к населению.

Почему Центр стратегических разработок A.Л. Кудрина разрабатывает перспективную модель здравоохранения? А где головной институт? Всем известно, что созданная в стране система обязательного медицинского страхования (ОМС) глубоко порочна по разным причинам - это отражается и на пациентах, и на медицинских работниках.

Есть только два пути дальнейшего развития обеспечения медицинской помощи: либо вернуться к бюджетной модели по примеру Британии и других стран, либо перейти на модель социального медицинского страхования. Почему эти вопросы волнуют, например, профессора B.В. Гришина, первого директора Федерального фонда ОМС, который постоянно публикует статьи на эту тему и не волнуют институт? Ведь здравоохранение и медицинская помощь не должны ставить своей целью получение прибыли.

Деньги никогда не были определяющим фактором, скорее ограничительным. Поэтому совершенно нелепо выглядят такие рыночные понятия, как медицинские услуги (взамен медицинской помощи), рынок или бюро медицинских услуг, продавец или производитель медицинских услуг (медицинская организация), потребитель или получатель медицинских услуг (пациент), плательщик или заказчик медицинских услуг (ФФ ОМС), лечить, но не вылечить, деньги следуют за пациентом, оплата за пролеченного больного и т.п. Конечно, некоторые экономические рыночные методы, например cost-benefit, cost-effectiveness и т.п., могут и должны применяться для анализа эффективности и проведения сравнений.

Почему до сих пор в стране нет единого мнения о том, какой должна быть ПМСП? Кто это - еще один врач, ведущий первичный прием пациентов, но не по синдромальному принципу, как во всем мире, или это нечто более широкое - первичная забота о пациенте (Primary Health Care)? Врач общей практики - это синдромальный или нозологический врач?

Почему все путают массовые профилактические осмотры и индивидуальную диспансеризацию, которые, оказывается, можно проводить в парковых шатрах и палатках?

Сегодня в стране практически полностью отсутствуют научные разработки по качеству медицинской помощи (медицинские стандарты, клинические руководства, протоколы и т.д.), которыми больше занимается Росздравнадзор. Как правильно сказать: качественные показатели или показатели качества? И вообще, в теории развития здравоохранения мы значительно отстали от других стран. До сих пор нет теоретических разработок, что такое здравоохранение и медицинская помощь, не отработаны системы профилактики и образа (стиля) жизни. Все сводится только к занятиям спортом. А какова роль в профилактике других факторов и условий, генетических (популяционных и индивидуальных) исследований?

Здравоохранение стало относиться к экономической (а не к социальной) сфере, где рентабельность доминирует. В результате маломощные учреждения закрываются, и эти потери восполняются лишь частично. Но и раньше маленький роддом на 100 и менее родов в году был экономически нерентабельным, хотя тогда исходили из целесообразности. Где исследовательские разработки института по этим вопросам?

Как используется в развитии уникальный отечественный опыт многоуровневой сортировки пациентов (Н.И. Пирогов) и как выстраивается вся система организации медицинской помощи, медикаментозного обеспечения, методов обследования и т.д. - по иерархическому принципу от простого к сложному и от общего к частному и специализированному? Ведь на уровне общей помощи должны решаться не менее 85% всех проблем пациентов.

Допустимы ли приватизация и коммерциализация в здравоохранении и какова роль частных клиник, которые в любой момент могут закрыться, перепрофилироваться и т.п.?

Правильно ли объединять и укрупнять медицинские организации? Кто сейчас знает и читает труды классиков отечественного здравоохранения? Как устранить имеющиеся ляпы в законодательстве о здравоохранении и какова должна быть концепция этого законодательства? Еще вначале создания института была разработана научная методология выбора приоритетов, одобренная Коллегией Минздрава. Почему она не применяется в региональных программах? Или институт совсем растерял связь с регионами?

Не все знают, что по количеству сгруппированных публикаций можно прогнозировать появление новых научных направлений, развитие или угасание отдельных ветвей медицинской науки. Какие показатели можно и нужно использовать для слежения за здоровьем народа, какие нельзя, и почему?

Возникает вопрос, как вывести подготовку наших руководящих и иных кадров на мировой уровень и в чем заключается система непрерывного медицинского образования? Этим для организаторов здравоохранения занимается Г.Э. Улумбекова, но ее неимоверных усилий явно недостаточно.

Все эти вопросы требуют незамедлительных решений - если их не решить в течение 3-6 лет, у любого чиновника появится мысль о целесообразности существования такого института или о его присоединении к Институту им. Н.А. Семашко.

Нельзя сказать, что в институте не ведутся аналитические разработки, в частности по северным территориям. Появляются новые публикации, в том числе в престижных зарубежных изданиях, например, в журнале Британской медицинской ассоциации Lancet. Денег в институте предостаточно. Но постепенно институт теряет свое лицо - флагмана исследований в области организации здравоохранения и медицинской помощи. И не следует надеяться, что чиновники, в том числе на секциях экономического форума, смогут разрешить эти проблемы и что ядерная медицина, робототехника и телемедицина будут этому способствовать.

Поздравляя институт с небольшим юбилеем, желаю дальнейшего процветания, развития, а его сотрудникам здоровья - и успехов.

Официальная биография

Юрий Михайлович Комаров родился 25 июня 1939 г. в Киеве.

В 1963 г. он окончил лечебный факультет Киевского медицинского института; работал в сельской местности главным врачом больниц разной мощности в Черниговской и Московской областях, затем перешел на научную работу во ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко (Москва).

В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Исследование организации приема больных в городских поликлиниках". Заведовал лабораторией в Главном вычислительном центре Минздрава СССР: участвовал и руководил работой по определению информации, необходимой для управления на разных уровнях здравоохранения, по созданию первых в стране автоматизированных систем управления в здравоохранении, по обработке медико-статистических данных на конкретных территориях.

С 1972 по 1977 г. Юрий Михайлович заведовал лабораторией Института биофизики Минздрава СССР, а также руководил разработкой автоматизированных систем управления (АСУ) лечебной и профилактической помощи. Был членом Географического общества СССР, Научного совета по системному анализу в медицине и биологии при Госкомитете СССР по науке и технике, с 1974 по 1982 г. был экспертом Международного института прикладного системного анализа (IIASA, Вена) и принимал активное участие в международных конференциях по системному анализу здоровья и моделированию здравоохранения.

С 1977 по 1981 г. он работал в качестве заместителя директора по науке Института комплексных проблем гигиены и профзаболеваний (Новокузнецк), организовал экспедиционным методом комплексные исследования состояния здоровья жителей Сибири, в том числе в регионах Байкало-Амурской магистрали, Крайнего Севера, в условиях сибирского села, в промышленных агломерациях Сибири. В этот период он подготовил и защитил в Москве докторскую диссертацию на тему "Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья жителей восточных районов СССР".

С 1981 по 1983 г. работал во ВНИИ медицинской и медико-технической информации (Москва) в качестве руководителя отдела.

С 1983 по 1989 г. работал заведующим отделом Республиканского информационно-вычислительного центра Минздрава РСФСР; в этот же период на общественных началах возглавлял Экспертный совет при Минздраве СССР по проблемам материнства и детства, в течение года работал советником Министерства здравоохранения Республики Куба.

В 1989 г. организовал НПО "Медсоцэкономинформ" - головной научно-исследовательский институт в системе Минздрава РФ по социально-гигиеническим, организационным, управленческим и экономическим проблемам здоровья и здравоохранения, который возглавлял в качестве генерального директора в течение 10 лет, до 1999 г. Сегодня это Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (ФГБУ ЦНИИОИЗ). Институт под руководством Ю.М. Комарова в сотрудничестве со своими филиалами и центрами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проводил широкий спектр научных исследований в сфере охраны здоровья населения, установил тесные научные контакты практически со всеми субъектами РФ и странами СНГ, оказывал консультативно-методическую помощь в составлении и реализации региональных программ, выполнял оперативно-аналитическую работу для Минздрава РСФСР, готовил научное обоснование реформ здравоохранения и медико-демографических программ улучшения здоровья населения. К работе в институте были привлечены квалифицированные научные кадры, доктора и кандидаты наук, в рамках института был создан Центр обучения руководящих кадров, где прошли обучение несколько тысяч руководителей здравоохранения всех уровней из большинства территорий страны. Институтом была подготовлена Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в РФ, доложенная и одобренная на совместном заседании Коллегии и Бюро Ученого медицинского совета Минздравмедпрома РФ в 1993 г.

В годы руководства Ю.М. Комаровым институтом было защищено более 40 докторских и свыше 80 кандидатских диссертаций по специальности "социальная гигиена и организация здравоохранения", развивались такие перспективные направления, как оценка и обеспечение качества медицинской помощи, доказательная медицина, здравоохранение и рынок, первичная медико-санитарная помощь, здоровье детей и подростков. Ежегодно организовывались 2-3 всероссийские или международные конференции и серии научных семинаров, как самостоятельно, так и в содружестве с международными организациями: ВОЗ, ЮНИСЕФ, Национальный центр статистики здоровья США, Бостонский и Джорджтаунский университеты, Национальные институты здравоохранения Голландии, Национальные институты здоровья США, Университет Осло, Утрехтский университет, Американское агентство по исследованию здравоохранения и качеству, Центры по контролю за болезнями США, Американский международный союз здравоохранения (AIHA).

С 1999 г. он был руководителем вначале центра, а затем отдела организации и экономики здравоохранения Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены.

За этими вехами биографии лежит огромная профессиональная, международная и общественная деятельность Юрия Михайловича.

Он опубликовал свыше 560 научных работ по организации здравоохранения в отечественных и ведущих зарубежных изданиях, среди которых 24 монографии, на регулярной основе читал лекции в ЦОЛИУВ (ныне РМАПО) на циклах подготовки руководителей здравоохранения по системному анализу здоровья и здравоохранения. Юрий Михайлович проводил в разных регионах нашей страны семинары по развитию регионального законодательства в здравоохранении. Был руководителем группы по внедрению первичной медико-санитарной помощи в стране, готовил программу для Коллегии Минздрава по этому вопросу. Он являлся председателем Межведомственного совета по системному анализу здравоохранения, председателем секции Ученого совета Минздрава РФ по общественному здоровью и здравоохранению, членом бюро Совета по кадровой политике при министре здравоохранения РФ. Был избран действительным членом Академии социальных наук, Международной академии информатизации при ООН.

За плечами Юрия Михайловича была активная международная деятельность. Он оказывал консультативно-методическую помощь при проведении реформ здравоохранения в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Молдове, Грузии, Украине, Белоруссии и др. В течение 2 лет (20052006 гг.), будучи международным экспертом Евросоюза, участвовал в выполнении проекта TACIS по стратегическому планированию развития медицинских стандартов для обеспечения качества медицинской помощи в Украине. Являлся визитинг-профессором ряда зарубежных университетов, был избран членом Комитета экспертов ВОЗ (Европейское региональное бюро), являлся членом Комитета по исследованию служб здравоохранения в Европе, руководителем с российской стороны целого ряда долгосрочных проектов. В рамках Межправительственной комиссии по научно-техническому сотрудничеству России и США на протяжении 5 лет осуществлял взаимодействие по вопросам качества медицинской помощи и медицинской статистике. Был членом постоянно действующей группы ВОЗ по исследованиям в общей врачебной практике (EGPRW), являлся действительным членом Всемирной организации по семейной медицине - WONCA, членом Международной организации по качеству медицинской помощи (ISQua).

Юрия Михайловича помнят по его неравнодушию к судьбе здравоохранения страны. С самого начала возрождения общественного Пироговского движения врачей в стране он был членом его исполкома, организовывал его съезды, являлся вице-президентом Российской медицинской ассоциации, членом совета Национальной медицинской палаты, членом Комитета гражданских инициатив А.Л. Кудрина, членом экспертного совета Комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ. Активно сотрудничал с Федерацией независимых профсоюзов России.

Юрий Михайлович Комаров награжден медалями "Ветеран труда" и в честь 850-летия Москвы, почетным знаком "Отличник здравоохранения СССР", медалью Международной академии информатизации, почетным призом "Хрустальное перо России".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»