Научное обоснование условий для повышения рождаемости в РФ в период с 2022 по 2030 г.

Резюме

Президент РФ В.В. Путин к 2030 г. поставил национальную цель - достижение устойчивого роста численности населения страны. Для этого необходимы увеличение рождаемости и снижение смертности населения. По этим показателям за последние 2 года в РФ сложилась чрезвычайная ситуация. За 2020 и 2021 гг. численность населения страны сократилась на 1,2 млн чел., что напрямую связано со сверхсмертностью населения и сокращением рождаемости. На основании количественной оценки влияния основных факторов на коэффициент фертильности построены прогнозы динамики этого показателя на среднесрочную перспективу (до 2030 г.) по трем сценарным условиям. Показано, что даже при наиболее благоприятных условиях, т.е. при увеличении среднедушевых доходов населения ежегодно на 4%, коэффициент фертильности (КФ) к 2026 г. снизится до 1,44. И только начиная с 2027 г. будет наблюдаться умеренный рост этого показателя. Полученные результаты свидетельствуют о том, что национальная цель РФ по увеличению КФ к 2024 г. до 1,7 ребенка на 1 женщину при существующих мерах поддержки семей и стимулирования рождаемости не будет достигнута. Для этого необходимы дополнительные экстраординарные меры.

В работе предложены следующие дополнительные меры для РФ, которые позволят ежегодно увеличить число рождений примерно на 250-300 тыс. детей: 1) удвоение размера материнского капитала при рождении вторых и последующих детей; 2) финансовая поддержка семей с двумя и более детьми в возрасте до 7 лет в размере половины средней оплаты труда в регионе, причем независимо от статуса нуждаемости; 3) реализация массовых программ по охране репродуктивного здоровья граждан; 4) создание благоприятных и дружественных условий для развития детей (места в дошкольных учреждениях, продленных группах, бесплатных кружках, доступная медико-профилактическая помощь). На все эти меры потребуется дополнительно не менее 1,7 трлн руб. ежегодно, что с учетом уже затрачиваемых средств (1,8 трлн руб.) составит 3,3% ВВП. Это близко к тому, сколько тратят на подобные меры развитые страны, которым удалось добиться увеличения КФ до 1,7-2.

Ключевые слова:рождаемость; демографическая политика; суммарный коэффициент рождаемости; материнский капитал; расходы на семейную политику; прогнозы рождаемости

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Научное руководство исследованием; концепция и дизайн исследования, анализ результатов, аннотация, выводы и предложения, написание и редактирование текста - Улумбекова Г.Э.; подразделы статьи "Введение", "Количественная оценка факторов, влияющих на рождаемость в регионах РФ, и прогнозы рождаемости (коэффициента фертильности) в РФ до 2030 г.", "Анализ опыта развитых стран, добившихся успехов в увеличении рождаемости и сравнение расходов на стимулирование рождения детей и демографическую политику в РФ и развитых странах" - Гиноян А.Б.; подразделы статьи "Определение мер, необходимых для повышения рождаемости в РФ в период с 2022 до 2030 г., и оценка необходимых финансовых ресурсов на их реализацию", "Сравнение расходов на меры по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми в РФ и развитых странах", "Ключевые нормативные документы и меры, реализуемые сегодня в РФ, по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми" - Худова И.Ю.

Для цитирования: Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Худова И.Ю. Научное обоснование условий для повышения рождаемости в РФ в период с 2022 по 2030 г. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 1. С. 4-22. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-1-4-22

В настоящее время Россия находится в демографическом кризисе. Под этим термином обычно имеется в виду резкое сокращение численности населения в результате пандемий, войн, социально-экономических кризисов и т.д., когда резко повышается смертность и снижается рождаемость. Для наглядности мы предлагаем рис. 1, который отражает комбинацию естественного прироста и итогового сальдо миграции в России за период 1990-2020 гг. с их прогнозными значениями до 2030 г.

Рис. 1. Компоненты изменения численности населения России в 1990-2030 гг. (данные за период 1990-2020 гг. фактические, данные за 2021 г. - оценка ВШОУЗ, данные с 2022-2030 гг. - прогнозные по среднему варианту прогноза Росстата)

Источник: расчеты авторов на основе данных Росстата.

Как видно на рис. 1, положительная демографическая тенденция, которая стала наблюдаться с 2013 г., не длилась долго. Начиная с 2016 г. из-за изменений возрастной структуры населения смертность снова начала преобладать над рождаемостью. В 2020 и 2021 гг. естественная убыль населения РФ значительно усилилась, составив 689 тыс. и почти 1 млн человек соответственно, главным образом из-за сверхсмертности населения на фоне пандемии коронавируса.

За 2 года пандемии (с 2020 по 2021 г.) численность населения страны сократилась на 1,2 млн человек, что связано со сверхсмертностью населения и снижением рождаемости. Так, в 2015 г. число рождений составляло 1,9 млн, в 2019 г. - уже 1,5 млн, в 2020 г. - 1,4 млн, на 2021 г. прогноз - 1,4 млн чел. Соответственно, снижается и коэффициент рождаемости (число родившихся на 1 тыс. населения).

1. Анализ причин снижения рождаемости в РФ в период с 2012 по 2020 г.

Драматическое снижение рождаемости в РФ имеет две основные причины: снижение числа женщин детородного возраста и падение реальных доходов населения, что в совокупности приводит как к низкому коэффициенту рождаемости, так и к снижению коэффициента фертильности (КФ), или суммарного коэффициента рождаемости (СКР).

Снижение числа женщин детородного возраста. В РФ с 2011 г. началось снижение числа женщин детородного возраста (15-49 лет) и особенно числа женщин активного детородного возраста (20-34 лет), на которых приходится 80% рождений. На рис. 2 показана динамика численности населения России, количества женщин детородного возраста и женщин активного детородного возраста за последние 60 лет (1960-2020 гг.), а также прогнозы их числа на период 2021-2050 гг.1.

1 Базовый прогноз ООН "Мировые демографические прогнозы: редакция 2019 года" (World Population Prospects: The 2019 Revision), опубликованный Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

Рис. 2. Динамика численности населения РФ, количества женщин детородного возраста (15-49 лет), женщин наиболее активного детородного возраста (20-34 лет) по годам, в период 1960-2020 гг. (факт) и в период 2021-2050 гг. (базовый прогноз ООН)

Источник: Росстат, Отдел народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

Из рис. 2 видно, что количество всех женщин детородного возраста достигло максимума в 2004 г., но далее вплоть до 2043 г. (почти 40 лет) непрерывно снижается. При этом количество женщин активного детородного возраста на всем периоде 1960-2050 гг. меняется волнообразно. После пика в 2011 г., когда их было 17,5 млн чел., оно непрерывно снижается вплоть до 2028 г. В период 2020-2028 гг. оно снизится с 13,75 до 10,6 млн чел., или в среднем 0,4 млн чел. в год. Особенно сильно количество женщин активного детородного возраста будет снижаться в период 2020-2025 гг.: с 13,75 до 11,07 млн чел., или в среднем 0,54 млн чел. в год.

Снижение доходов населения. На рис. 3 представлены кривые КР, КФ и реальных доходов населения (РДН); видно, что наклон всех трех кривых совпадает. Падение РДН практически всегда ведет к падению КФ и, соответственно, рождаемости. В 1986 г. в РФ КФ составлял 2,19 и далее вплоть до 2000 г. он снижался до 1,16, что совпадало с сокращением реальных доходов граждан. Затем начался его рост, который ускорился с 2006 г., что связано со стабилизацией социально-экономической обстановки в стране и введением федеральных мер по стимулированию рождаемости (материнский капитал и материальная поддержка семей с детьми до 1,5 года). Своего максимума КФ достиг к 2016 г. - 1,76 и далее начал резко снижаться, в 2020 г. он стал равен 1,51. Одновременно с этим с 2013 по 2020 г. РДН уменьшились на 10%.

Рис. 3. Динамика общего коэффициента рождаемости, суммарного коэффициента рождаемости и реальных доходов населения в РФ, 1980-2020 гг.

Источник: Росстат.

Полученные данные совпадают с данными опросов россиян, проведенных ВЦИОМ в декабре 2021 г. [1]. Подавляющее большинство из них согласны с утверждением, что супруги должны иметь детей. Имея идеальные условия, только 6% россиян не стали бы заводить детей, 6% хотели бы иметь одного ребенка, 32% - двух детей, 32% - трех, а 19% - четырех и более детей. По мнению российских граждан, главная причина сознательного отказа от родительства (из топ-5) - это тяжелое материальное положение (26%), далее с большим отрывом идут эгоизм (14%), нежелание брать на себя ответственность (13%), непонимание родительства (10%) и проблемы со здоровьем (8%).

Ситуация с низкой рождаемостью в РФ усугубляется продолжающейся пандемией COVID-19, когда многие семьи откладывают рождение вторых и последующих детей. Опросов в РФ не проводилось, но на примере европейских стран известно, что в 2020 г. около 50% семей, планировавших иметь детей, отложили их до окончания эпидемии [2].

Для устранения всех названных негативных явлений потребуются огромные дополнительные меры, чтобы малочисленная когорта женщин активного детородного возраста захотела родить вторых и последующих детей. Для оценки набора мер и объема их финансирования необходимо оценить вклад каждого фактора в рождаемость.

2. Количественная оценка факторов, влияющих на рождаемость в регионах РФ, и прогнозы рождаемости (коэффициента фертильности) в РФ до 2030 г.

В экспертных кругах и в исследовательской литературе широко обсуждаются меры, направленные на повышение рождаемости, ведется активная дискуссия о роли, которую играют в этом процессе социально-экономические, демографические и ряд других факторов.

Чтобы пролить свет на эти вопросы, мы провели исследование, в котором с помощью эконометрического моделирования были определены главные факторы, влияющие на рождаемость в России, дана количественная оценка воздействия этих факторов на СКР и построены прогнозы этого показателя на среднесрочную перспективу (до 2030 г.) по трем сценарным условиям.

Среди множества факторов демографического и социально-экономического характера выбраны:

  • среднедушевые доходы населения (далее - ДН);
  • доля женщин в возрасте 20-34 лет в общей численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет);
  • материнский капитал.

Уравнение регрессии, которое оценивало влияние выбранных нами объясняющих переменных на СКР, имеет следующий вид:

log(CKPit) = β0 + β1log(РДНit-1) + β2log(ДЖit) + β3МК + μi + εit.

где μi - фиксированный эффект конкретного региона, а εit - остаточный член. Переменные преобразованы в логарифмическую форму (натуральные логарифмы), поскольку зависимость между показателями СКР и объясняющими переменными является нелинейной, что хорошо охватывается с помощью логарифмического преобразования.

Переменная реальных доходов взята с лагом в один период, поскольку от планирования до рождения ребенка, как правило, проходит год.

Расшифровка переменных и источники данных приведены в табл. 1. Выборка включает все субъекты РФ за 1996-2019 гг., кроме субъектов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Таблица 1. Переменные, их расшифровки и источники данных

Источник: составлено авторами.

Результаты оценки уравнения регрессии представлены в табл. 2, из которой следует, что коэффициенты эластичности всех объясняющих переменных являются статистически значимыми на 1-процентном уровне, а коэффициент детерминации равен 0,89 (89%). Это свидетельствует о том, что зависимая переменная (СКР) довольно точно описывается построенной моделью.

Таблица 2. Результаты оценок регрессии, 1996-2019 гг.

Устойчивые стандартные ошибки в скобках; * - значим на уровне 1%; МНК (ФЭ) - метод наименьших квадратов с фиксированными эффектами.

Источник: расчеты авторов.

Согласно полученным результатам, 10-процентное увеличение среднедушевых доходов населения и доли женщин в возрасте 20-34 лет в общей численности женщин репродуктивного возраста приводит к увеличению СКР на 1,5 и 3,7% соответственно. А программа материнского капитала, которая начала действовать с 2007 г., приводит к увеличению СКР на 8%.

Прогнозы СКР. На основе полученных результатов были построены прогнозы СКР на среднесрочную перспективу (до 2030 г.) по трем сценарным условиям. В качестве базовых условий для прогнозирования сделаны несколько предположений относительно развития будущих событий, связанных с объясняющими переменными.

Так, предположено, что срок действия программы материнского капитала будет продлен до 2030 г.2. Далее, значения показателя доли женщин в возрасте 20-34 лет в общей численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет) за прогнозируемый период были взяты из публикации "Мировые демографические прогнозы: редакция 2019 года" (World Population Prospects: The 2019 Revision)3, согласно которой, в период с 2021 по 2030 г. эта доля снизится с 41,5 до 34,1%. Причину столь резкого снижения этой доли можно понять, посмотрев на рис. 4, в котором представлена половозрастная структура населения России в 2020 г. Как видно из рис. 4, в самый активный репродуктивный возраст в России вступает малочисленная когорта женщин, родившихся в 1994-2001 гг.

2 Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил, что программа материнского капитала в стране будет продлена, как минимум, на 5 лет, т.е. до конца 2026 г.

3 Опубликована Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

Рис. 4. Половозрастная структура населения России в 2020 г.

Источник: составлено авторами на основе данных ЦДИ РЭШ.

Принимая указанные выше базовые условия, были построены 3 сценария в зависимости от изменения показателя ДН в период 2021- 2030 гг.:

  • ДН остаются на уровне 2020 г.;
  • ДН растут на 2% ежегодно;
  • ДН растут на 4% ежегодно.

Результаты расчетов представлены на рис. 5. Синяя пунктирная линия показывает расчетные значения СКР с 2007 по 2020 г. при отсутствии программы материнского капитала. Видно, что если бы в РФ не было программы материнского капитала, СКР к 2020 г. составлял бы всего 1,38. Полученные по нашим расчетам результаты по трем сценарным условиям показывают, что даже при наиболее благоприятных условиях, т.е. при увеличении ДН ежегодно на 4% (зеленая пунктирная линия), СКР будет снижаться до 2026 г., составляя 1,44. И только начиная с 2027 г. будет наблюдаться умеренный рост этого показателя до уровня 1,48 к 2030 г.

Рис. 5. Суммарный коэффициент рождаемости в России, фактические данные за 1996-2020 гг. и прогнозируемые значения по 3 сценарным условиям в 2021-2030 гг.

ДН - среднедушевые доходы населения.

Источник: Росстат, расчеты авторов.

Эти результаты свидетельствуют о том, что поставленная национальная цель по увеличению КФ до 1,7 ребенка на 1 женщину к 2024 г. при существующих мерах поддержки семей и стимулирования рождаемости не будет достигнута. Для ее достижения необходимы новые экстраординарные меры, которые должны быть направлены на все факторы, которые могут повлиять на рождаемость.

3. Определение мер, необходимых для повышения рождаемости в РФ в период с 2022 до 2030 г., и оценка необходимых финансовых ресурсов на их реализацию

В разделе 5 настоящей статьи обобщен перечень мер, принятый сегодня в РФ для стимулирования рождаемости и по поддержке семей с детьми. Однако, как было показано выше, реализация только этих мер будет недостаточна для повышения рождаемости в РФ в период до 2030 г. По нашим оценкам, главные дополнительные меры, которые должны быть приняты в РФ, - это улучшение материального положения семей с двумя и более детьми до достижения ребенком 7 лет (а не только для малоимущих семей, как сегодня) и удвоение размера материнского капитала при рождении вторых и последующих детей. Эти меры в период 2022- 2030 гг. позволят увеличить число рожденных детей примерно на 250-300 тыс. в год.

Для этого потребуется около 1,7 трлн руб. дополнительно ежегодно, или 1,6% ВВП, что с учетом уже реализуемых мер составит около 3-3,3% ВВП. Именно столько сегодня тратят на поддержку рождаемости и семей с детьми страны, которым удалось добиться успехов в реализации демографической политики и повысить КФ до 1,7-2,0 (см. раздел 4).

Расчеты. В 2021 г. объем средств по предоставлению материнского капитала прогнозируется в размере 443 млрд руб.4, с учетом дополнительных выплат на рождение первого ребенка, действующих с 2020 г. Соответственно удвоение выплат при рождении вторых и последующих детей составит около 210 млрд руб. в год {443 млрд руб. - 230 млрд руб., где 230 млрд руб. - это общие выплаты семьям при рождении первого ребенка}.

Касательно поддержки семей с двумя и более детьми: в 2020 г. число семей с двумя маленькими детьми, по данным Росстата, равнялось 6,7 млн, а медианная зарплата в стране - 35 тыс. руб. в месяц. При оплате одному неработающему родителю (матери) половины среднемесячной медианной зарплаты в регионе потребуется 1,4 трлн руб. в год {=6,7 млн × (35/2) тыс. руб.× 12 мес}. Если вычесть средства, которые уже выплачиваются на меры по поддержке нуждающихся семей с детьми от 3 до 7 лет (около 250 млрд руб.), то необходимые дополнительные средства составят около 1,2 трлн руб. Всего с увеличением размера материнского капитала необходимо около 1,4 трлн руб. {1,2 трлн руб. + 0,21 трлн руб.}. Дополнительно потребуется увеличение расходов системы здравоохранения на охрану репродуктивного здоровья граждан и здоровье детей, а также социальных расходов на дошкольное и школьное образование, детский досуг, физкультуру и спорт. Все вместе это может составить до 1,7 трлн руб. ежегодно в ценах 2020 г.

4 https://russian.rt.com/business/article/902449-mintrud-matkapital-indeksaciya

4. Анализ опыта развитых стран, добившихся успехов в увеличении рождаемости и сравнение расходов на стимулирование рождения детей и демографическую политику в РФ и развитых странах

В последние 40 лет снижение рождаемости наблюдается не только в РФ, но и во многих странах. Так, с 1980 по 2020 г. коэффициент рождаемости в "старых" странах ЕС сократился на 28%, в "новых-8" странах ЕС - в 1,7 раза. Считается, что в развитых странах к снижению рождаемости приводит конфликт между карьерой, экономической ситуацией и личной жизнью, в том числе реализацией репродуктивных планов. Для ознакомления с мерами по стимулированию рождаемости и семейной политике нами выбраны 3 страны: Франция, Швеция и Германия. Им удалось добиться значительно более высокого значения КФ, чем в РФ сегодня.

Франция

Франция отличается от большинства других европейских стран своим высоким и относительно стабильным уровнем рождаемости среди когорт, рожденных с 1950-х гг. (рис. 6). Этому способствовали последовательные и щедрые меры социальной поддержки семей с детьми, хотя количественно определить точный вклад этих факторов достаточно трудно.

Рис. 6. Суммарный коэффициент рождаемости в некоторых странах ОЭСР

Источник: Human fertility database.

На рис. 6 видно, что во Франции (синяя кривая) в 1960-х гг. КФ резко снизился, затем начиная с 1976 г. он стабилизовался на уровне 1,8. Далее начиная с 1995 г. этот показатель немного повысился. К 2010 г. он достиг 2 рождений на одну женщину, что стало самым высоким показателем за последние 35 лет в этой стране. С 2015 г. КФ во Франции несколько снизился, но до сих пор по этому показателю она занимает первое место среди европейских стран.

Французская модель семейной политики основана на значительных денежных выплатах семьям с детьми в сочетании с предоставлением широкого круга услуг по уходу за детьми. В дальнейшем к этому были присоединены меры по предоставлению женщинам возможности участвовать в трудовой деятельности. Родителям детей предоставляются значительные налоговые вычеты, согласно которым налогооблагаемый доход уменьшается с увеличением размера семьи. Во Франции, в отличие от РФ, подоходный налог рассчитывается не на физическое лицо, а на домохозяйство. Далее эта суммарная семейная налоговая база делится на коэффициент размера семьи. При подсчете коэффициента размера семьи складываются весовые коэффициенты всех членов семьи. Коэффициенты для детей, живущих с одним родителем, выше. В результате налог рассчитывается на среднедушевой доход семьи, который тем меньше, чем больше членов семьи. Во Франции прогрессивная шкала налогообложения, поэтому при рождении последующего ребенка родители могут попасть в группу с более низкой ставкой налога.

Налоговые льготы составляют относительно большую долю в общей структуре расходов государства по поддержке семей с детьми (~20%). Кроме того, французское государство предоставляет универсальные семейные пособия родителям, имеющих не менее двух детей (132 € в месяц на каждого ребенка до 18 лет), специальные пособия малоимущим семьям (184 € в месяц), а также оплата 400 € в месяц в течение 3 лет после рождения ребенка, если женщина не работает [3]. С 2011 г. эти меры также распространяются на пары, состоящие в гражданском партнерстве [4].

Важный компонент стимулирования рождаемости во Франции - это многообразная система услуг по уходу за детьми, которая удовлетворяет самые различные потребности родителей и детей. Например, оплата няни на дому, ясли (в том числе корпоративные, например при крупной больнице, университете или предприятии), семейные ясли, ясли на несколько часов. Существует система найма иностранных студентов, которым предоставляется жилье и еда в обмен за услуги по уходу за детьми. Во Франции, как и в части других западноевропейских стран, доля детей, посещающих ясли до 3 лет, достигает 50% от всех детей этого возраста (в Дании и Нидерландах эта доля достигает 65%) [5]. Для справки: в РФ в 2017 г., по данным ВШЭ, охват детей от 2 мес до 3 лет дошкольным образованием составил 26% [6].

Важной особенностью французской системы поддержки семьи является более короткое рабочее время для всех (35-часовая рабочая неделя), чем это принято сегодня в РФ или США, где она составляет 40 ч. Хотя рабочая неделя во Франции в основном была сокращена в целях уменьшения безработицы, вторая задача этой реформы заключалась в улучшении баланса между работой и семьей.

Политика стимулирования рождаемости и поддержки семей с детьми, принятая во Франции, может служить примером для реформ семейной политики в других странах, направленных на решение проблем снижения рождаемости.

Швеция

Основы современной семейной политики в Швеции (красная кривая на рис. 6) были заложены еще в 1930-х гг., когда начали внедряться программы, ориентированные на уход за детьми, охрану репродуктивного здоровья и гендерное равенство. В начале 1970-х гг. шведская государственная политика стала реагировать на растущий уровень участия женщин в рабочей силе и, как следствие, на снижение рождаемости. Для того чтобы нивелировать этот эффект, правительство Швеции предоставило родителям с детьми дошкольного возраста право сокращать свое рабочее время на 25%. Стал оплачиваться отпуск по уходу за детьми, а размер пособия был привязан к заработку родителей до отпуска. Эта система была разработана для того, чтобы, с одной стороны, побудить женщин к участию в рынке труда до рождения ребенка, а с другой - чтобы предоставить мужчинам стимул к использованию отпуска по уходу за детьми. Швеция была одной из первых стран, которые осознали необходимость поддержки отцов в реализации их прав на заботу о своих детях. Права на отпуск по уходу за детьми и право на работу неполный рабочий день сопровождались постепенным расширением государственных услуг по уходу за детьми в возрасте от 1 года до 6 лет.

В 1986 г. в Швеции было установлено, что родители могут получить ту же оплату по отпуску по уходу за вторым ребенком, как и за первым, если рождение второго было в течение первых 30 мес после рождения первого (система "премия за скорость"). Это позволило нивелировать отрицательный эффект, когда заработная плата при рождении второго ребенка рассчитывалась по неполной ставке (соответственно низкой оплате труда), так как женщины после рождения первого ребенка, как правило, работали на неполную ставку. Швеция относится к странам с выраженными экономическими циклами, и данная мера поддержки позволила избежать резкого снижения рождаемости в эпоху экономического спада и роста безработицы.

Германия

За последние три десятилетия Германия (фиолетовая кривая на рис. 6) проделала долгий путь от представления, что участие женщин в рынке труда - это угроза для формирования семьи, до активной поддержки современных форм семьи с менее строгими гендерными ролями. Опыт этой страны интересен тем, что им удалось поднять КФ 1994 до 2019 г. с уровня 1,25 почти до 1,6.

В 1970-1980 гг. в Германии ограниченные возможности для участия матерей на рынке труда привели к снижению рождаемости. Столкнувшись с этим, в стране достигли политического консенсуса по реформированию модели семейной политики, чтобы она в большей степени учитывала меняющиеся гендерные роли. В 2007 г. Германия внедрила новую семейную политику, которая во многом была основана на шведской модели и облегчала совмещение работы и семейной жизни. Например, были введены меры по более активному участию отцов в уходе за детьми, что привело к увеличению использования ими родительского отпуска. В настоящее время до 30% отцов в Германии используют отпуск по уходу за детьми, что является вторым показателем в ЕС после Швеции (45%) [7].

В первой половине 2000-х гг. в Германии были приняты законы, предусматривающие поэтапное увеличение числа дневных школ и учреждений по уходу за детьми до 3 лет. Работающим родителям было разрешено вычитать расходы по уходу за детьми (до 4000 евро) из налогооблагаемой базы. С 2007 г. им также было предоставлено право на получение отпускного пособия по уходу за детьми, выплачиваемого в течение 12 мес по ставке замещения 67% от ранее получаемой оплаты труда (максимум 1800 евро в месяц). Оплачиваемый отпуск по уходу за детьми может быть продлен до 14 мес, если каждый родитель участвовал в отпуске не менее 2 мес. Это было нацелено на то, чтобы побудить отцов к более активному участию в уходе за детьми.

В Германии в дополнение к мерам, облегчающим уход за детьми, каждая семья с детьми имеет право на получение детского пособия (Kindergeld) на каждого ребенка до его 18-летия (или 25-летия, если ребенок учится). В настоящее время размер пособия составляет примерно 200 евро в месяц для первого и второго ребенка, для третьего и всех последующих детей объем выплат последовательно возрастает. Также предусмотрена дополнительная государственная поддержка для родителей-одиночек и родителей с низкими доходами.

В результате этих мер в Германии КФ после стабилизации в 2000-х гг. начал умеренно расти с 2013 г. (рис. 6). Следует отметить, что эту тенденцию частично можно объяснить более высокой рождаемостью у вновь прибывших мигрантов, однако реформы государственной семейной политики привели к повышению уровня рождаемости и у высокообразованных женщин в более позднем детородном возрасте.

Сравнение расходов на меры по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми в РФ и развитых странах

В РФ на стимулирование рождаемости и поддержку семей с детьми в 2020 г. из средств федерального и региональных бюджетов было потрачено около 1,8 трлн руб., что составляет 1,7% ВВП. При сравнении с другими странами эта доля в 1,5-2 раза ниже, чем в странах, которым удалось добиться более высоких показателей КФ (2,6-3,6% ВВП; рис. 7).

Рис. 7. Государственные расходы на семейную политику

Источник: база данных ОЭСР.

В табл. 3 приведены государственные расходы на стимулирование рождаемости и поддержку семей с детьми во Франции, Швеции, Германии, странах ЕС (за 2017 г.), а также в РФ (2020 г.). Расходы представлены в доле ВВП; на душу населения в $ППС (в 2019 г. 1 $ППС = 25,9 руб.), а также с указанием доли расходов на услуги по уходу за детьми в ВВП (доступность яслей, детских садов и др.). Из табл. 3 видно, что в РФ в доле ВВП эти расходы в 2,1 раза ниже, чем во Франции, в 2,0 раза ниже, чем в Швеции, и в 1,9 раза ниже, чем в Германии. В расчете на душу населения эти расходы в РФ в 3,3-3,6 раза ниже, чем в названных странах. Более того, в РФ по сравнению с ними очень низкая доля расходов на услуги по уходу за детьми, которые компенсируются государством.

Таблица 3. Государственные расходы на стимулирование рождаемости и поддержку семей с детьми, Франции, Германии, Швеции, в ЕС в среднем и РФ

Источник: составлено авторами на основе данных Казначейства РФ и баз данных ОЭСР.

Следует иметь в виду, что в РФ среднедушевые доходы населения по $ППС в 2,1 раза ниже, чем во Франции, в Швеции и Германии. В этой связи финансовые меры по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми, которые были предприняты в этих странах, имеют еще большее значение для РФ.

5. Ключевые нормативные документы и меры, реализуемые сегодня в РФ, по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми

Нормативные документы

В целях стимулирования рождаемости с 1 января 2007 г. в соответствии с ФЗ № 256 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" было принято решение о выплате материнского капитала за рождение второго и последующих детей. Размер выплат на второго ребенка в 2007 г. составлял 250 тыс. руб., в 2021 г. - 639,4 тыс. руб. (рост в 1,6 раза). Однако в ценах 2007 г. этот показатель снизился на 7,5% (значение показателя в ценах 2007 г. = 231,1 тыс. руб.). С 2020 г. материнский капитал выплачивается, начиная с рождения первого ребенка, - 483,8 тыс. руб. в 2021 г.

В 2012 г. Указом Президента РФ № 606 "О мерах по реализации демографической политики РФ" перед правительством РФ были поставлены следующие актуализированные цели по демографической политике к 2018 г.:

  • повысить КФ до 1,753 (факт к 2018 г. - 1,58);
  • увеличить ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) до 74 лет (факт к 2018 г. - 72,9 года).

Для достижения этих целей правительству была поставлена задача за счет федерального бюджета осуществлять софинансирование расходов по увеличению рождаемости в регионах, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. К сожалению, плановые показатели к 2018 г. не достигнуты.

В 2016 г. Распоряжением правительства РФ № 669-р (план мероприятий по реализации Концепции демографической политики РФ до 2025 г.) были утверждены уточненные целевые индикаторы демографического развития до 2020 г. Они представлены в табл. 4 с учетом плановых и фактических значений показателей.

Таблица 4. Целевые и фактические значения показателей плана по реализации Концепции демографической политики

Источник: Росстат.

Из табл. 4 видно, что ни одна цель уточненной Концепции демографической политики сегодня в РФ не достигнута. Это связано и с пандемией COVID-19, и с недостаточностью принимаемых мер по решению демографических проблем. Вместе с тем следует отметить, что правительство РФ принимало серьезные меры по увеличению рождаемости и поддержке семей с детьми (см. раздел 3). Если бы их не было, демографические показатели были бы намного хуже.

В 2020 г. в связи с продолжающейся неблагоприятной ситуацией в сфере демографии Президент РФ в своем Указе от 21.07.2020 № 474 ("О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года")ставит амбициозные национальные цели до 2030 г., а именно: добиться устойчивого прироста численности населения страны и увеличить ОПЖ граждан до 78 лет. В своих выступлениях в 2020-2021 гг. он неоднократно подчеркивает необходимость решения проблем в демографии и здравоохранении [8-11].

Меры по поддержке семей и стимулированию рождаемости

1. Программа материнского капитала (с 2007 г.), в том числе в связи с рождением первого ребенка (с 2020 г.), в 2022 г. материнский капитал составит 503 237 руб. на рождение первого и 639 431 руб. на второго и последующих детей.

2. Совершенствование механизма представления ежемесячных выплат в связи с рождением или усыновлением первого ребенка [мера установлена с 2018 г., выплачивается в размере прожиточного минимума (ПМ) на детей для региона, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину ПМ трудоспособного населения, с 2020 г. распространена и на второго ребенка].

3. Программа ежемесячных выплат на третьего ребенка (и последующих детей) в возрасте до 3 лет (выплачивается с 2013 г. и составила в 2021 г. 7 тыс. руб.).

4. Программа ежемесячных выплат нуждающимся семьям на детей от 3 до 7 лет (выплачивается с 2020 г. в зависимости от регионального прожиточного минимума и дохода семьи, например в Москве в 2021 г. они составляли от 7,8 тыс. руб. до 15,6 тыс. руб.).

5. Создание условий для трудовой деятельности родителей малолетних детей, развитие профессиональной подготовки и переподготовки родителей [реализуется с 2020 г. в рамках Национального проекта "Демография" и предусматривает организацию бесплатного переобучения и повышения квалификации (до 6 мес) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет].

6. Сохранение репродуктивного здоровья, повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям, повышение эффективности вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). В рамках этого направления были реализованы:

· с 2013 г. строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров (всего к 2021 г. - 60 центров);

· с 2016 г. программы ВРТ стали оплачиваться за счет средств обязательного медицинского страхования;

· с 2006 г. реализуются программы неонатального скрининга новорожденных (выявление до 36 патологий в 2022 г.);

· мероприятия по профилактике абортов (поддержка профильных некоммерческих организаций, развитие профессиональной психологической помощи, строительство и работа кризисных центров для беременных и молодых матерей и др.).

7. Повышение доступности жилья семьям с детьми:

· с 2020 г. введена программа льготной ипотеки по ставке 6% для семей с двумя детьми и более при приобретении жилья в новостройках (с 2021 г. и для семей первым ребенком, если он родился в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г.). При этом максимальная сумма кредита в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях составляет 12 млн руб., в других регионах - 6 млн руб.;

· с 2019 г. единовременные выплаты на ипотеку в размере 450 тыс. руб. семьям с третьим ребенком (и последующими детьми), родившимся в 2019-2020 гг.

8. С сентября 2020 г. предусмотрено горячее питание для детей в начальной школе.

9. С 2021 г. были приняты дополнительные меры в связи с пандемией COVID-19:

· выплаты одиноким родителям детей до 17 лет по 0,5 прожиточного минимума (ПМ) по нуждаемости;

· выплаты беременным женщинам по 0,5 ПМ по нуждаемости;

· единовременные выплаты на школьников по 10 тыс. руб., всем без учета нуждаемости;

· распространение социального контракта, т.е. поддержка малоимущих граждан с детьми при поиске работы, открытии собственного дела, оказание психологической помощи, приоритетное устройство детей в дошкольные учреждения при работающих матерях и другие меры.

Часть мер по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми реализуется на региональном уровне. Однако специалисты утверждают, что такие меры наиболее полно реализуются в бюджетно-обеспеченных регионах, тогда как в большинстве других они ограничены из-за нехватки бюджетных средств. Более того, меры, преобладающие в регионах, направленные на стимулирование "быстрых" рождений (в течение 3 лет после рождения первого ребенка) и "ранних" рождений (до достижения обоими родителями 30 лет), имеют свои недостатки. Среди них - неготовность и незрелость семей к выполнению родительских функций, потенциирование рождений только в малоимущих семьях [12]. Федеральные меры по предоставлению ипотечного кредита с субсидированием государством ставки выше 6% ограничены тем, что семей, готовых взять такие кредиты не более 5-6% от всех семей с детьми до 18 лет.

Следует отметить, что в РФ принимаются недостаточные меры по поддержке матерей-одиночек. Всего в РФ семей с детьми до 18 лет - 17,3 млн, из них матерей-одиночек (не включая разведенных женщин, получающих алименты) - 30% (5,0 млн), они воспитывают 6,7 млн детей. При этом отдельное пособие матерям-одиночкам в РФ не выплачивается. Им предоставляется льгота, только если мать-одиночка малоимущая: субсидия на коммунальные услуги (если они выше 18-22% от дохода семьи) и бесплатная молочная кухня, а также ежемесячное пособие на ребенка от 8 до 17 лет в размере 50% ПМ для детей в субъекте РФ, если размер среднедушевого дохода родителя не превышает величину ПМ на душу населения в субъекте РФ. Дополнительно может быть налоговый вычет в размере 2,8 тыс. руб. ежемесячно. Но это ничтожный показатель при невысокой зарплате: например при заработной плате в 35 тыс. руб. прибавка к зарплате составит 364 рубля в месяц, что крайне недостаточно, для того чтобы поддерживать эту категорию матерей с детьми. Расчеты: НДФЛ при оплате труда 35 тыс. руб. в месяц составляет 4,5 тыс. руб. (13%). Если из 35 тыс. руб. вычесть 2,8 тыс. руб., женщина сможет сэкономить на НДФЛ 13% от 2,8 тыс. руб., т.е. 364 руб. в месяц.

Выводы и предложения для РФ

1. В РФ с 2015 г. наблюдается катастрофическое снижение рождаемости: в 2015 г. родилось 1,9 млн детей, в 2020 г. - 1,43 млн детей, за этот же период коэффициент фертильности снизился с 1,78 до 1,51. Главные факторы, которые определили такое снижение уровня рождаемости в РФ до 2020 г.: снижение числа женщин активного детородного возраста (20-34 лет), падение реальных доходов населения (на 10% с 2013 по 2020 г.) и продолжающаяся пандемия COVID-19.

2. Для РФ обосновано, что рост доходов населения на 10% в постоянных ценах приводит к увеличению КФ на 1,5%, повышение доли женщин активного детородного возраста в общей численности женщин детородного возраста на 10% увеличивает КФ на 3,7%, а программа материнского капитала приводит к увеличению КФ на 8%.

3. Сегодня правительством РФ реализуются серьезные меры, которые направлены на стимулирование рождаемости и поддержку семей с детьми. Однако общий объем средств, направляемый на эти цели, в РФ в 1,5-2 раза ниже, чем в других развитых странах (соответственно 1,7 и 2,6-3,6% ВВП). Расчеты показывают, что даже при самых благоприятных условиях (рост реальных доходов населения на 4% ежегодно) этих мер будет недостаточно, чтобы увеличить рождаемость. Необходимы дополнительные экстраординарные меры по стимулированию рождаемости (удвоение материнского капитала при рождении вторых и последующих детей) и поддержка семей с двумя и более детьми от 3 до 7 дет (вне зависимости от статуса нуждаемости). На это потребуется дополнительно около 1,7 трлн руб. в год (с уже затрачиваемыми средствами всего это составит 3,3% ВВП). В период 2022-2030 гг. это позволит увеличить число рожденных детей примерно на 250-300 тыс. в год.

4. Во многих развитых странах в последние 20 лет происходит снижение КФ. В странах ЕС в среднем этот показатель находится на уровне 1,5. Во Франции, в Швеции и Германии благодаря реализации специальных мер по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми удалось увеличить КФ до уровня 1,7-2 или поднять его с очень низкого уровня, как в Германии. Ключевые меры: налоговые льготы для семей с детьми и их материальная поддержка, создание дружелюбной среды для детей (бесплатные и доступные услуги по уходу за детьми до 3 лет), равные возможности для женщин и мужчин по уходу за детьми, условия для женщин для сочетания работы и ухода за детьми. Общие расходы в этом направлении в названных странах составляют от 3,4 до 3,6% ВВП. С учетом того, что подушевые доходы населения в РФ 2,1 раза ниже в сопоставимых деньгах, чем у них, меры материальной поддержки при рождении детей и семей с детьми имеют еще большее значение для стимулирования рождаемости в нашей стране.

5. Для реализации национальной Стратегии увеличения рождаемости в РФ потребуется разработка и реализация социальных и целевых медико-профилактических программ. Социальные программы:

· "Второй ребенок в семье - золотой запас России" - удвоение размера материнского капитала при рождении вторых и последующих детей.

· "Социальный оптимизм - для семей с детьми" - финансовая поддержка семей с двумя и более детьми в возрасте до 7 лет в размере 1/2 средней оплаты труда в регионе, причем вне зависимости от статуса нуждаемости.

· "В России - среда, дружелюбная к детям" - обеспечение всех семей с детьми бесплатными местами в яслях, детских садах, местами в продленных группах, бесплатные путевки в пионерские лагеря, бесплатные кружки, доступная медико-профилактическая помощь и др.

· Медико-профилактические программы:

· "Доступная медицинская консультация - для каждой молодой семьи" путем создания отдельных кабинетов в поликлиниках по консультированию молодых семей, обследованию, наблюдению и лечению проблем с репродуктивным здоровьем (при необходимости маршрутизация в другие лечебные учреждения). Создание профилактической среды, пропаганды здорового образа жизни среди молодежи и подростков, борьба с заболеваниями, передаваемыми половым путем.

· "Эффективные технологии - для профилактики и лечения бесплодия".

· "Забота о здоровье российских женщин - на протяжении всего жизненного цикла".

6. Названные программы должны быть обсуждены и разработаны до 1 июня 2022 г. таким образом, чтобы предусмотреть необходимые дополнительные средства на их реализацию в федеральном бюджете на 2023-2025 гг. и прогнозный период до 2030 г. Комплексный и межведомственный подход в реализации данной стратегии и программ позволит увеличить число рождений детей в РФ на 200- 300 тыс. ежегодно, соответственно можно будет выполнить национальные цели, поставленные президентом РФ.

Литература

1. ВЦИОМ. Новости: Семья и дети: установки и реалии. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semja-i-deti-ustanovki-i-realii

2.Luppi F., Arpino B., Rosina A. The impact of COVID-19 on fertility plans in Italy, Germany, France, Spain, and the United Kingdom // Demogr. Res.. 2020. Vol. 43. P. 1399-1412.

3.Montants 2020 des allocations familiales et autres prestations familiales. URL: https://www.cleiss.fr/docs/regimes/regime_france6_prestations-familiales.html

4.Policy responses to low fertility: How effective are they? United Nations Population Fund. URL: https://www.unfpa.org/publications/policy-responses-low-fertility-how-effective-are-they

5.How do parents organise childcare in the EU? Products Eurostat News - Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-eurostat-news/-/ddn-20210330-1

6. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38307859

7.Paternity and parental leave policies across the European Union. Publications Office of the EU. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/a8464ad8-9abf-11e8-a408-01aa75ed71a1/language-en

8. Путин предложил меры для роста рождаемости. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/01/15/820640-putin-predlozhil-meri

9. Путин назвал меры по оздоровлению нации и решению демографических проблем. Обобщение. URL: https://www.interfax.ru/russia/762474

10. Путин поручил обеспечить прирост населения к 2024 году - РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/06/08/2021/610d2d609a79472a5ecf6a3f?

11.  Путин назвал одну из основных проблем России - РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/30/11/2021/61a614429a7947fbdad96173

12. Карева Д.Е. Востребованность действующих государственных мер социальной поддержки семей с детьми и запрос на дополнительные меры // Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки. Москва : ИД Высшей школы экономики. 2019. Гл. 5. С. 125-145.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»