Новые возможности государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения: комментарии к Федеральному закону № 224-ФЗ

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 2. С. 76-77.

С 1 января 2016 г. вступает в силу Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации". В число объектов, к которым будет применяться данный закон, вошли и объекты здравоохранения. Это дает ряд преимуществ для реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в этой сфере и, соответственно, открывает новые возможности для привлечения частных инвестиций в социальные проекты.

В частности законом устанавливается долгожданное определение ГЧП как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнера. Четкие юридические формулировки такого партнерства и состав возможных участников снижают ранее существовавшие на практике риски переквалификации соглашений о ГЧП или признание их противоречащими действующему законодательству. Снятие таких рисков позволит повысить привлекательность проектов ГЧП как для инвесторов, так и для финансирующих организаций.

Предметом соглашения о ГЧП может быть как строительство, так и реконструкция объектов здравоохранения. Публичным партнером в таких соглашениях может выступать Российская Федерация в лице уполномоченного органа власти соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). Также публичный партнер может привлечь к реализации проекта подконтрольное ему юридическое лицо: государственное (муниципальное) унитарное предприятие, корпорацию развития, общество с ограниченной ответственностью или открытое акционерное общество. К частному партнеру по закону предъявляются более жесткие требования: им может быть только российское юридическое лицо. При этом на стороне частного партнера не могут выступать унитарные предприятия и учреждения, а также юридические лица с государственным участием, а при необходимости участия таких юридических лиц потребуется дополнительное корпоративное и договорное структурирование.

Еще одно преимущество закона - это сохранение права собственности на созданный частным инвестором объект, в отличие от концессионных проектов, где право собственности на объект сразу после его создания закрепляется за государством. По закону о ГЧП права на объект могут быть переданы публичному партнеру только по истечении определенного соглашением срока либо сохранены за частным партнером. Таким образом, у частного инвестора появляется право предоставлять в залог объект соглашения или свои права по такому соглашению для финансирующих организаций. И соответственно, может быть снижена нагрузка на бюджет. В этом и состоят ключевое отличие и главное преимущество проектов ГЧП по сравнению с концессиями, что особенно актуально для проектов в социальной сфере.

Благодаря закону теперь решается давняя проблема - предоставление земельного участка под проект. Права на него могут передаваться без проведения торгов путем заключения договора аренды для реализации соглашения ГЧП, но на срок, не превышающий срок действия такого соглашения.

Эта законодательная новелла позволяет избежать дополнительных временных и финансовых затрат.

Для реализации масштабных проектов ГЧП, осуществляемых на территории нескольких субъектов Российской Федерации, появляется возможность проведения совместного конкурса, который организуется двумя и более публичными партнерами. Также соглашение о ГЧП может заключаться сразу по нескольким объектам здравоохранения, если это не ведет к нарушению конкуренции.

Как и в законе о концессионных соглашениях, законом о ГЧП предусматривается механизм частной инициативы, когда частный инвестор может подготовить проект ГЧП и направить существенные условия своего участия в проекте публичному партнеру. При отсутствии других заинтересованных лиц в реализации проекта соглашение может быть заключено с инициатором без проведения конкурсных процедур. Фактически это дает возможность публичному партнеру сократить сроки и бюджет на подготовку проекта при сохранении качества, а также использовать опыт и компетенции потенциального инвестора по подготовке проекта.

При этом важно, что возможность участия других потенциальных инвесторов не ограничивается.

Несмотря на неоспоримые преимущества нового закона о ГЧП, его отдельные положения, как уже видно сейчас, потребуют доработки. Например, обязательного проведения оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества, срок проведения которых может составлять 180 дней. Порядок и методики проведения этих процедур должны быть установлены Правительством РФ и Минэкономразвития России. Данная процедура не позволяет сократить сроки заключения соглашения о ГЧП, а также усложняет механизм частной инициативы.

Очевидно, чтобы новый закон о ГЧП жил полной жизнью, необходимо будет внести изменения в земельное, бюджетное и другое законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность. Например, государственное участие в проектах ГЧП предусмотрено путем предоставления субсидий.

Но принятый закон пока еще не вносит никаких корректировок в Бюджетный кодекс РФ, что, соответственно, не позволяет гарантировать частному партнеру возврат средств на срок, превышающий 3 года, - срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Учитывая, что социальные проекты требуют значительной поддержки государства, без таких корректировок достаточно сложно представить масштабное развитие проектов ГЧП в здравоохранении. А какие еще изменения необходимо будет внести в сам закон о ГЧП, покажет время и практика реализации таких проектов.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»