Оценка влияния льгот и специальных налоговых режимов на доходы системы обязательного медицинского страхования

Резюме

С целью стимулирования экономического роста ряду работодателей России предоставляются льготы и специальные налоговые режимы по уплате взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения с возмещением потерянных доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) за счет межбюджетного трансферта. В рамках исследования проведена оценка влияния этих льгот на доходы ФФОМС и достаточности компенсирующего трансферта. Полученные данные позволяют предположить, что из-за льгот и специальных налоговых режимов даже с учетом межбюджетного трансферта ФФОМС может ежегодно терять до 0,5 трлн руб. доходов. При этом ставка взносов ОМС за работающее население в России ощутимо меньше, чем ставка социального медицинского страхования в странах Восточной Европы с уровнем производства, сопоставимым с Россией. Авторы делают вывод о необходимости ревизии системы льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов ОМС и/или об увеличении межбюджетного трансферта до размера, достаточного для компенсации выпадающих доходов ФФОМС.

Ключевые слова:доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования; налоговые льготы; межбюджетный трансферт; финансирование здравоохранения

Финансирование. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, написание текста, статистическая обработка данных, редактирование - Глазунова С.А.; концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, редактирование - Рагозин А.В.; сбор и обработка материала, составление списка литературы, редактирование - Сафонов А.Л.

Для цитирования: Глазунова С.А., Рагозин А.В., Сафонов А.Л. Оценка влияния льгот и специальных налоговых режимов на доходы системы обязательного медицинского страхования // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 2. С. 73-83. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-73-83

Недостаточность финансирования - хроническая проблема системы здравоохранения Российской Федерации. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), расходы на здравоохранение в России [система обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджет] значительно ниже, чем в развитых странах как в абсолютном выражении, так и в процентах валового внутреннего продукта (ВВП) (табл. 1), притом что покрытие программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РФ сопоставимо с объемом медицинских гарантий развитых стран.

Таблица 1. Валовой внутренний продукт (ВВП) и государственные расходы на здравоохранение

Источник: составлено авторами на основании [1, 2].

Очевидно, что причины дефицита Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи следует искать в системе доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Выдвинута гипотеза, что одной из таких причин могут быть специальные налоговые режимы и льготы для разных категорий работодателей и работников и/или недостаточность компенсирующего их межбюджетного трансферта.

В табл. 2, 3 приведены льготы и специальные режимы по уплате взносов ОМС, применяемые в Российской Федерации.

Таблица 2. Плательщики страховых взносов (страхователи), осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, соответствующие условиям применения пониженных (льготных) тарифов страховых взносов (п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 427 Налогового кодекса РФ)

Таблица 3. Льготы по взносам на обязательное медицинское страхование на выплаты, получаемые иностранными гражданами

Источник: составлено авторами на основании [3-9].

Для оценки масштаба охвата льготными условиями уплаты взносов ОМС в табл. 4 показаны территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), созданные на Дальнем Востоке, в моногородах и в иных городах России, в том числе одновременно являющиеся закрытым административно-территориальным образованием, резидентам которых представляется льгота по уплате взносов на ОМС по ставке 0,1% в течение 10 лет при условии получения статуса резидента ТОСЭР в течение 3 лет [19, 20].

Таблица 4. Список территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на Дальнем Востоке, в моногородах и в других муниципальных образованиях Российской Федерации

Помимо применяемых в Российской Федерации льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов ОМС, фиксированный размер взносов (не зависящий от реальных доходов) уплачивают предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой - работники, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также крестьянские (фермерские) хозяйства (ст. 430 Налогового кодекса РФ).

Материал и методы

С целью проверки выдвинутой гипотезы о существенном влиянии на доходы ФФОМС льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов ОМС проведен расчет потенциально возможных доходов ФФОМС на основании данных Росстата об оплате труда наемных работников за 2017-2020 гг. Полученный показатель был сопоставлен с фактическими поступлениями в ФФОМС страховых взносов за работающее население с учетом межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов ФФОМС в связи с установлением пониженных тарифов взносов на ОМС. Полученные данные изложены в табл. 5.

Таблица 5. Влияние льгот по уплате взносов обязательного медицинского страхования на доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

Источник: рассчитано авторами на основании [10-14].

Данные табл. 5 показывают, что льготы и специальные налоговые режимы по уплате взносов на ОМС ощутимо влияют на доходы ФФОМС: разница между его фактическими и потенциально возможными доходами за работающее население составляет в среднем 485 млрд руб. (28%) даже с учетом межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов по пониженным тарифам взносов ОМС. Данная тенденция наблюдается за весь исследуемый период - 2017-2020 гг., что говорит об ее устойчивом, постоянном характере, а также о том, что межбюджетный трансферт недостаточен для компенсации выпадающих доходов ФФОМС.

Обсуждение

Рассматривая влияние льгот и специальных налоговых режимов на доходы ФФОМС важно сначала ответить на следующий вопрос: насколько они обоснованы в правовом и экономическом отношении. С одной стороны, ситуация, когда некоторые работодатели платят символические взносы ОМС (0,1% фонда оплаты труда) или не платят их вообще, противоречит ст. 4 Федерального закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 об обязательности уплаты страхователями страховых взносов [18]. С другой стороны, сравнение ставки взносов ОМС в России (5,1%) со ставками взносов социального медицинского страхования в странах Восточной Европы с сопоставимым уровнем производства (табл. 6) показывает, что российская ставка взносов ОМС уже сама по себе является льготной и требует дополнительного снижения.

Таблица 6. Тарифы на обязательное медицинское страхование в России и в странах Восточной Европы

Источник: составлено авторами на основании [15-17].

При этом в доступной литературе не найдено источников, свидетельствующих о том, что использование льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов на ОМС оказывает существенное влияние на рост производства в отраслях, получивших эти льготы. Анализ процедур рассмотрения и принятия законопроектов по предоставлению льгот по уплате взносов ОМС показывает, что их финансово-экономическое обоснование зачастую не предусматривает установление и мониторинг ключевых критериев эффективности использования этих льгот, не содержит в себе расчет потерь доходов по каждому внебюджетному фонду и/или не предусматривает возмещение этих потерь из федерального бюджета [21-24].

Проблемой оценки влияния льгот на доходы ФФОМС представляется признаваемая разными авторами неточность статистической информации из-за отсутствия единой информационно-статистической базы данных о доходах занятого населения, применение неунифицированных, меняющихся методик расчетов, зачастую закрытых и несогласованных между различными ведомствами, наличие системных непреднамеренных искажений показателей при сборе и обработке показателей [25, 26].

Выводы

1. Анализ данных за 2017-2020 гг. позволяет предположить, что льготы и специальные налоговые режимы по уплате взносов на ОМС работающего населения ощутимо влияют на доходы ФФОМС и могут снижать их в среднем на 485,0 млрд руб. (27,7%) в год.

2. Размер межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов ФФОМС в связи с установлением пониженных тарифов взносов на ОМС представляется недостаточным и должен быть увеличен пропорционально дефициту, возникающему по причине предоставления льгот и специальных налоговых режимов.

3. Требуется инвентаризация системы льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов на ОМС за работающее население, в том числе путем мониторинга их экономической эффективности.

4. Необходимо унифицировать информационную базу данных государственных органов статистики и налоговой службы для более полного и достоверного отражения доходов работающего населения.

5. Представляется важным при подготовке законопроектов по установлению налоговых льгот и специальных налоговых режимов представлять расчетный прогноз потерь доходов по каждому внебюджетному фонду, порядок оценки фактических потерянных доходов и их возмещения из федерального бюджета.

Литература

1.The World Bank. World Development Indicators. URL: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/world-development-indicators (date of access March 04, 2022)

2. World Health Organization. Health expenditures. URL: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/h2020_30-health-expenditures/ (date of access March 04, 2022)

3. Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 04.03.2022)

4. Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации, Москва, 27 октября 2008 г., п. "б" ст. 1, п. 2 ст. 13. Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2567399/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (дата обращения: 04.03.2022)

5. Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республики и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации, Пекин, 3 ноября 2000 г., п. "б" ст. 1, п. 2 ст. 12. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171021/ (дата обращения: 04.03.2022)

6. Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической, Москва, 31 августа 2007 г. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131326/ (дата обращения: 04.03.2022)

7. Письмо ПФР от 23.11.2015 № НП-30-26/16733 "О начислении страховых взносов на выплаты иностранным гражданам и беженцам". Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/456038624/titles/3FS8F5B (дата обращения: 12.04.2022)

8. Письмо Минтруда России от 30.07.2015 № 17-3/В-384 "О начислении страховых взносов на выплаты гражданам КНР, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам в РФ". Главбух [Электронный ресурс]. URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_83004 (дата обращения: 12.04.2022)

9. Письмо Минтруда России от 18.03.2015 № 17-3/В-125 "Об обложении с 01.01.2015 страховыми взносами выплат гражданам КНДР, временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность в Российской Федерации". Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420351512 (дата обращения 09.03.2022).

10. Росстат: официальный сайт. "Объем и структура денежных доходов населения Российской Федерации по источникам поступления (новая методология)", 29.04.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 05.09.2021)

11. Федеральный Закон № 357-ФЗ "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год", подписан 11.10.2018. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308714/ (дата обращения: 14.03.2022)

12. Федеральный Закон № 334-ФЗ "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год", подписан 16.10.2019. Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74757464/ (дата обращения: 14.03.2022)

13.  Федеральный Закон № 317-Ф3 "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год", подписан 15.10.2020. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365116/ (дата обращения: 11.03.2022)

14. Федеральный Закон № 362-ФЗ "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год", подписан 21.10.2021. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 399096/ (дата обращения: 11.03.2022)

15. The World Bank: official website. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. CAP.CD (date of access September 05, 2021)

16. The World Bank: official website. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCA.PP.CD (date of access September 05, 2021)

17. PricewaterhouseCoopers: official website, 2021. URL: https://taxsummaries.pwc.com/ (date of access September 05, 2021)

18. Федеральный закон № 165-ФЗ от 16.07.1999 г. "Об основах обязательного социального страхования". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/ (дата обращения: 10.03.2022)

19. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 12.03.2022)

20. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 "Об особенностях создания ТОСЭР на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181759/ (дата обращения: 13.03.2022)

21. Федеральный закон № 265-ФЗ от 31.07.2020 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части мер налоговой поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий)". Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/990337-7 (дата обращения: 14.03.2022)

22. Федеральный закон № 198-ФЗ от 11.06.2021 "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления особенностей применения пониженных тарифов страховых взносов)". Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1121272-7 (дата обращения: 14.03.2022)

23. Федеральный закон № 50-ФЗ от 09.03.2022 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о налоговых льготах для организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов)". Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/27883-8 (дата обращения: 14.03.2022)

24. Федеральный закон № 95-ФЗ от 23.04.2018 "О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об установлении пониженных тарифов страховых взносов для организаций индустрии анимационного кино)". Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/329222-7 (дата обращения: 15.03.2022)

25. Моляренко О.Ф. Формирование государственной статистики: взгляд "снизу" // ЭКО. 2019. № 10. С. 8-34. DOI: https://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2019-10-8-34

26. Гохберг Л. Статистика должна быть доступна и понятна всем // ХХ Международная Апрельская конференция НИУ ВШЭ. Москва, 12.04.2019. URL: https://www.hse.ru/news/science/262128924.html

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»