Недостаточность финансирования - хроническая проблема системы здравоохранения Российской Федерации. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), расходы на здравоохранение в России [система обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджет] значительно ниже, чем в развитых странах как в абсолютном выражении, так и в процентах валового внутреннего продукта (ВВП) (табл. 1), притом что покрытие программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РФ сопоставимо с объемом медицинских гарантий развитых стран.
Таблица 1. Валовой внутренний продукт (ВВП) и государственные расходы на здравоохранение
&hide_Cookie=yes)
Источник: составлено авторами на основании [1, 2].
Очевидно, что причины дефицита Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи следует искать в системе доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Выдвинута гипотеза, что одной из таких причин могут быть специальные налоговые режимы и льготы для разных категорий работодателей и работников и/или недостаточность компенсирующего их межбюджетного трансферта.
В табл. 2, 3 приведены льготы и специальные режимы по уплате взносов ОМС, применяемые в Российской Федерации.
Таблица 2. Плательщики страховых взносов (страхователи), осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, соответствующие условиям применения пониженных (льготных) тарифов страховых взносов (п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 427 Налогового кодекса РФ)
&hide_Cookie=yes)
Таблица 3. Льготы по взносам на обязательное медицинское страхование на выплаты, получаемые иностранными гражданами
&hide_Cookie=yes)
Источник: составлено авторами на основании [3-9].
Для оценки масштаба охвата льготными условиями уплаты взносов ОМС в табл. 4 показаны территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), созданные на Дальнем Востоке, в моногородах и в иных городах России, в том числе одновременно являющиеся закрытым административно-территориальным образованием, резидентам которых представляется льгота по уплате взносов на ОМС по ставке 0,1% в течение 10 лет при условии получения статуса резидента ТОСЭР в течение 3 лет [19, 20].
Таблица 4. Список территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на Дальнем Востоке, в моногородах и в других муниципальных образованиях Российской Федерации
&hide_Cookie=yes)
Помимо применяемых в Российской Федерации льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов ОМС, фиксированный размер взносов (не зависящий от реальных доходов) уплачивают предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой - работники, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также крестьянские (фермерские) хозяйства (ст. 430 Налогового кодекса РФ).
Материал и методы
С целью проверки выдвинутой гипотезы о существенном влиянии на доходы ФФОМС льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов ОМС проведен расчет потенциально возможных доходов ФФОМС на основании данных Росстата об оплате труда наемных работников за 2017-2020 гг. Полученный показатель был сопоставлен с фактическими поступлениями в ФФОМС страховых взносов за работающее население с учетом межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов ФФОМС в связи с установлением пониженных тарифов взносов на ОМС. Полученные данные изложены в табл. 5.
Таблица 5. Влияние льгот по уплате взносов обязательного медицинского страхования на доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
&hide_Cookie=yes)
Источник: рассчитано авторами на основании [10-14].
Данные табл. 5 показывают, что льготы и специальные налоговые режимы по уплате взносов на ОМС ощутимо влияют на доходы ФФОМС: разница между его фактическими и потенциально возможными доходами за работающее население составляет в среднем 485 млрд руб. (28%) даже с учетом межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов по пониженным тарифам взносов ОМС. Данная тенденция наблюдается за весь исследуемый период - 2017-2020 гг., что говорит об ее устойчивом, постоянном характере, а также о том, что межбюджетный трансферт недостаточен для компенсации выпадающих доходов ФФОМС.
Обсуждение
Рассматривая влияние льгот и специальных налоговых режимов на доходы ФФОМС важно сначала ответить на следующий вопрос: насколько они обоснованы в правовом и экономическом отношении. С одной стороны, ситуация, когда некоторые работодатели платят символические взносы ОМС (0,1% фонда оплаты труда) или не платят их вообще, противоречит ст. 4 Федерального закона № 165-ФЗ от 16.07.1999 об обязательности уплаты страхователями страховых взносов [18]. С другой стороны, сравнение ставки взносов ОМС в России (5,1%) со ставками взносов социального медицинского страхования в странах Восточной Европы с сопоставимым уровнем производства (табл. 6) показывает, что российская ставка взносов ОМС уже сама по себе является льготной и требует дополнительного снижения.
Таблица 6. Тарифы на обязательное медицинское страхование в России и в странах Восточной Европы
&hide_Cookie=yes)
Источник: составлено авторами на основании [15-17].
При этом в доступной литературе не найдено источников, свидетельствующих о том, что использование льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов на ОМС оказывает существенное влияние на рост производства в отраслях, получивших эти льготы. Анализ процедур рассмотрения и принятия законопроектов по предоставлению льгот по уплате взносов ОМС показывает, что их финансово-экономическое обоснование зачастую не предусматривает установление и мониторинг ключевых критериев эффективности использования этих льгот, не содержит в себе расчет потерь доходов по каждому внебюджетному фонду и/или не предусматривает возмещение этих потерь из федерального бюджета [21-24].
Проблемой оценки влияния льгот на доходы ФФОМС представляется признаваемая разными авторами неточность статистической информации из-за отсутствия единой информационно-статистической базы данных о доходах занятого населения, применение неунифицированных, меняющихся методик расчетов, зачастую закрытых и несогласованных между различными ведомствами, наличие системных непреднамеренных искажений показателей при сборе и обработке показателей [25, 26].
Выводы
1. Анализ данных за 2017-2020 гг. позволяет предположить, что льготы и специальные налоговые режимы по уплате взносов на ОМС работающего населения ощутимо влияют на доходы ФФОМС и могут снижать их в среднем на 485,0 млрд руб. (27,7%) в год.
2. Размер межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов ФФОМС в связи с установлением пониженных тарифов взносов на ОМС представляется недостаточным и должен быть увеличен пропорционально дефициту, возникающему по причине предоставления льгот и специальных налоговых режимов.
3. Требуется инвентаризация системы льгот и специальных налоговых режимов по уплате взносов на ОМС за работающее население, в том числе путем мониторинга их экономической эффективности.
4. Необходимо унифицировать информационную базу данных государственных органов статистики и налоговой службы для более полного и достоверного отражения доходов работающего населения.
5. Представляется важным при подготовке законопроектов по установлению налоговых льгот и специальных налоговых режимов представлять расчетный прогноз потерь доходов по каждому внебюджетному фонду, порядок оценки фактических потерянных доходов и их возмещения из федерального бюджета.
Литература
1. The World Bank. World Development Indicators. URL: https://datacatalog.worldbank.org/dataset/world-development-indicators (date of access March 04, 2022)
2. World Health Organization. Health expenditures. URL: https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/h2020_30-health-expenditures/ (date of access March 04, 2022)
3. Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 04.03.2022)
4. Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации, Москва, 27 октября 2008 г., п. "б" ст. 1, п. 2 ст. 13. Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2567399/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/ (дата обращения: 04.03.2022)
5. Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республики и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации, Пекин, 3 ноября 2000 г., п. "б" ст. 1, п. 2 ст. 12. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171021/ (дата обращения: 04.03.2022)
6. Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической, Москва, 31 августа 2007 г. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131326/ (дата обращения: 04.03.2022)
7. Письмо ПФР от 23.11.2015 № НП-30-26/16733 "О начислении страховых взносов на выплаты иностранным гражданам и беженцам". Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/456038624/titles/3FS8F5B (дата обращения: 12.04.2022)
8. Письмо Минтруда России от 30.07.2015 № 17-3/В-384 "О начислении страховых взносов на выплаты гражданам КНР, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам в РФ". Главбух [Электронный ресурс]. URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_83004 (дата обращения: 12.04.2022)
9. Письмо Минтруда России от 18.03.2015 № 17-3/В-125 "Об обложении с 01.01.2015 страховыми взносами выплат гражданам КНДР, временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность в Российской Федерации". Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420351512 (дата обращения 09.03.2022).
10. Росстат: официальный сайт. "Объем и структура денежных доходов населения Российской Федерации по источникам поступления (новая методология)", 29.04.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 05.09.2021)
11. Федеральный Закон № 357-ФЗ "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год", подписан 11.10.2018. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308714/ (дата обращения: 14.03.2022)
12. Федеральный Закон № 334-ФЗ "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год", подписан 16.10.2019. Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74757464/ (дата обращения: 14.03.2022)
13. Федеральный Закон № 317-Ф3 "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год", подписан 15.10.2020. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365116/ (дата обращения: 11.03.2022)
14. Федеральный Закон № 362-ФЗ "Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год", подписан 21.10.2021. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 399096/ (дата обращения: 11.03.2022)
15. The World Bank: official website. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. CAP.CD (date of access September 05, 2021)
16. The World Bank: official website. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCA.PP.CD (date of access September 05, 2021)
17. PricewaterhouseCoopers: official website, 2021. URL: https://taxsummaries.pwc.com/ (date of access September 05, 2021)
18. Федеральный закон № 165-ФЗ от 16.07.1999 г. "Об основах обязательного социального страхования". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/ (дата обращения: 10.03.2022)
19. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 12.03.2022)
20. Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 "Об особенностях создания ТОСЭР на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181759/ (дата обращения: 13.03.2022)
21. Федеральный закон № 265-ФЗ от 31.07.2020 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части мер налоговой поддержки организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий)". Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/990337-7 (дата обращения: 14.03.2022)
22. Федеральный закон № 198-ФЗ от 11.06.2021 "О внесении изменения в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления особенностей применения пониженных тарифов страховых взносов)". Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1121272-7 (дата обращения: 14.03.2022)
23. Федеральный закон № 50-ФЗ от 09.03.2022 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о налоговых льготах для организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов)". Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/27883-8 (дата обращения: 14.03.2022)
24. Федеральный закон № 95-ФЗ от 23.04.2018 "О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об установлении пониженных тарифов страховых взносов для организаций индустрии анимационного кино)". Государственная Дума РФ. Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/329222-7 (дата обращения: 15.03.2022)
25. Моляренко О.Ф. Формирование государственной статистики: взгляд "снизу" // ЭКО. 2019. № 10. С. 8-34. DOI: https://doi.org/10.30680/ЕСО0131-7652-2019-10-8-34
26. Гохберг Л. Статистика должна быть доступна и понятна всем // ХХ Международная Апрельская конференция НИУ ВШЭ. Москва, 12.04.2019. URL: https://www.hse.ru/news/science/262128924.html