Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ (Фонд обязательного медицинского страхования, федеральный и региональные бюджеты) по разделу "Здравоохранение" на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.

Резюме

В статье представлен анализ расходов на здравоохранение РФ с 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг. В 2023 г. по сравнению с 2022 г., по прогнозу, государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах возрастут на 8%, а в постоянных ценах 2019 г. - только на 2%.

Расходы бюджета фонда обязательного медицинского страхования к 2023 г. по сравнению с 2022 г. в текущих ценах возрастут на 14%, а в постоянных ценах - только на 7%. При этом субвенции субъектам РФ на оказание медицинской помощи возрастут только на 5% в постоянных ценах.

В 2023 г. незначительный рост государственных расходов на здравоохранение (+2%) произойдет на фоне: роста смертности населения РФ; снижения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 70,1 года; увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи; нерешенных острейших проблем российского здравоохранения, главная из которых - дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров.

Отсутствие роста государственных расходов на здравоохранение не позволит решить проблемы здравоохранения, снизить смертность и увеличить ОПЖ до 78 лет к 2030 г. согласно Указу Президента от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Ключевые слова:финансирование здравоохранения РФ; бюджет фонда обязательного медицинского страхования; проблемы здравоохранения РФ; прогнозы государственного финансирования здравоохранения РФ; смертность населения РФ; доступность медицинской помощи населению РФ

Для цитирования: Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ (Фонд обязательного медицинского страхования, федеральный и региональные бюджеты) по разделу "Здравоохранение" на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 3. С. 4-9. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-3-4-9

* Данные по макроэкономическим показателям представлены согласно "Основным направлениям бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг." (Минфин России, 2021 г. и 2022 г.), а также в соответствии с проектом федерального закона "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов").

** Подготовлено ректором Высшей школы организации и управления здравоохранения (ВШОУЗ) доктором медицинских наук Г.Э. Улумбековой.

В 2023 г. по сравнению с 2022 г., по прогнозу, государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах возрастут на 8% (422,8 млрд руб.). В постоянных ценах 2019 г. (т.е. с поправкой на инфляцию) они возрастут только на 2% (при условии, что инфляция будет 6%; если инфляция будет выше, то указанный рост будет меньше).

За период с 2021 по 2023 г. сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в валовом внутреннем продукте (ВВП) - с 3,9 до 3,8% (см. таблицу). При этом в 2019 г. в РФ эти расходы были в 1,4 раза ниже, чем в "новых" странах Евросоюза (ЕС), близких к нашей стране по уровню экономического развития, соответственно 3,5 и 5,0% ВВП (рис. 1).

Расходы бюджета ФОМС к 2023 г. по сравнению с 2022 г. в текущих ценах возрастут на 14% (382,7 млрд руб.), а в постоянных ценах - только на 7% (с 2019 г. рост составит тоже 7%). При этом субвенции субъектам РФ на оказание медицинской помощи возрастут на 286 млрд руб., что составит 11% по сравнению с 2022 г. в текущих ценах и 5% в постоянных ценах (при условии, что инфляция составит не более 6%).

В 2023 г. незначительный рост государственных расходов на здравоохранение (+2%) произойдет на фоне:

· роста смертности населения РФ: за 2 года пандемии по сравнению с 2019 г. дополнительно умерло почти 1 млн человек (в среднегодовом выражении +28%), это самый высокий показатель в расчете на 1 млн населения по сравнению со странами ЕС и США;

· снижения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 70,1 года (на 3,3 года с 2019 г.), в 2021 г. по этому показателю наша страна вернулась на уровень 1987 г.; в результате в РФ этот показатель стал на 5 лет ниже, чем в "новых" странах ЕС, и на 10 лет ниже, чем в "старых" странах ЕС;

· увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи: это больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды;

· нерешенных острейших проблем российского здравоохранения - дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров (1,5-кратный дефицит врачей участковой службы и двукратный дефицит фельдшеров); недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (в 3 раза меньше в расчете на душу населения по сравнению со странами, близкими к РФ по уровню экономического развития); недостаточные объемы бесплатной помощи (высокотехнологичная медицинская помощь, реабилитация, паллиативная помощь); низкие тарифы по оказанию медицинской помощи, которые во многих случаях не позволяют выполнять требования клинических рекомендаций;

· новых социально-экономических вызовов в 2022-2023 гг.:

o рост цен на ~15% на лекарственные средства и медицинские изделия в связи с логистическими проблемами;

o падение реальных доходов населения на 2,2%, что потребует увеличения объемов бесплатной медицинской помощи, так как у многих людей не окажется средств для ее оплаты.

Решение всех вышеперечисленных проблем требует увеличения государственного финансирования здравоохранения, которого практически не произойдет. Следует отметить, что выделяемые государством с 2019 г. дополнительные бюджетные средства на модернизацию первичного звена здравоохранения и НП "Здравоохранение" направлены преимущественно для обновления инфраструктуры отрасли (увеличение объемов и тарифов медицинской помощи предусмотрено только по одному профилю - онкология). Этого недостаточно для решения вышеперечисленных острейших проблем российского здравоохранения. Аналогично не решает эти проблемы и рост государственного финансирования здравоохранения в 2020 и 2021 гг., направленный на борьбу с пандемией (рис. 2).

Для решения вышеперечисленных проблем здравоохранения (без учета дополнительных расходов на пациентов с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекцией) необходимо дополнительно около 500 млрд руб., чтобы к 2024 г. эти государственные расходы составили не менее 4,5% ВВП, или 7,1 трлн руб.

18 июня 2022 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул фундаментальную роль здравоохранения в решении национальных целей и поставил задачу его дальнейшего развития: "Будем и дальше вместе с вами работать для того, чтобы наши граждане получали достойную медицинскую помощь. Это важно и для сохранения здоровья, и для будущего нации, ее приумножения и увеличения возраста жизни, для будущих поколений, для детей".1

Однако при отсутствии роста государственных расходов на здравоохранение, направленных на снижение смертности населения, выполнить указания Президента РФ, а именно: снизить высокую смертность населения, увеличить ОПЖ населения (с нынешних 70,1 года до 78 лет к 2030 г.) и расширить доступность бесплатной медицинской помощи, будет невозможно.

1 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/68673#sel=298:18:x,298:18:x

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»