Научное обоснование необходимости увеличения оплаты труда медицинских работников в РФ

Резюме

Результаты данного научного исследования были направлены ВШОУЗ, Всероссийским союзом пациентов и Профсоюзом работников здравоохранения РФ (исх. № 101-а от 27 октября 2022 г.) в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). По итогам заседания СПЧ от 7 декабря 2022 г. Президент РФ дал поручение Правительству РФ повысить оплату труда медицинским работникам первичного звена, работающим на скорой помощи и в сельской местности. Постановлением Правительства РФ (от 31 декабря 2022 г. № 2568) с 1 января 2023 г. были установлены специальные социальные выплаты названным категориям медицинских работников. На данные цели предусмотрено около 150 млрд руб.

18 июня 2022 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул фундаментальную роль здравоохранения в решении национальных целей и поставил задачу его дальнейшего развития. Однако несмотря на героические усилия медицинских работников во время пандемии C0VID-19 во главе со штабом отрасли в 2020 и 2021 гг. произошел существенный рост смертности населения РФ по сравнению с 2019 г. (на 19 и 36% соответственно). Важнейшая причина роста смертности - снижение доступности медицинской помощи для широких слоев населения вследствие дефицита медицинских кадров. Принятие мер по повышению оплаты труда медицинских работников, начатое в 2013 г. (согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597), не позволило повысить ее до уровня, который бы ликвидировал их дефицит.

Цель исследования - провести анализ обеспеченности и оплаты труда медицинских работников в РФ и субъектах РФ, а также главных факторов, которые влияют на уровень этих показателей.

В результате анализа было выявлено, что с 2013 по 2021 г. средняя заработная плата у врачей выросла только на 20% в постоянных ценах (2013 г. = 100%), а у среднего медицинского персонала - на 6%. При этом обеспеченность врачами осталась на прежнем уровне, а у медицинских сестер сократилась на 11%. В 2021 г. в РФ гарантированный оклад (тарифная ставка на 1 должность) у половины врачей составил менее 23 тыс. руб., а у средних медицинских работников - менее 12,6 тыс. руб. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга эти показатели у врачей составляют менее 22 тыс. руб., а среднего медперсонала - менее 12 тыс. руб. В 2021 г. в РФ отношение среднегодового дохода врача к валовому внутреннему продукту на душу населения (т.е. к тому, что зарабатывает страна на душу населения в год) было в 3 раза ниже, чем в Германии, и в 1,5 раза ниже, чем в Польше (соответственно 1,2; 3,6 и 1,8).

В результате низкой оплаты труда и переработок в 2020 г. в РФ обеспеченность врачами была на 5% ниже, чем в "старых" странах ЕС (соответственно 3,8 и 4,0 на 1 тыс. населения). Особенно выраженный дефицит кадров сложился в первичном звене здравоохранения: врачей участковой службы в 1,5 раза меньше, чем установлено нормативами, фельдшеров - в 2 раза меньше. Разница оплаты труда врачей и среднего медперсонала по федеральным округам составила 2 раза, по регионам - в 5 раз и более, что приводит к трудовой миграции специалистов.

Для решения проблемы дефицита кадров в здравоохранении РФ требуется увеличить оплату труда медицинских работников до уровня оплаты труда военных, в соответствии c которым фонд оплаты труда врачей и средних медицинских работников за 4 года должен вырасти в 2 раза, что потребует увеличения государственного финансирования здравоохранения с учетом младшего медицинского и немедицинского персонала ежегодно не менее чем на 300 млрд руб.

Ключевые слова:национальные цели развития РФ; оплата труда медицинских работников; дефицит медицинских кадров; государственное финансирование здравоохранения РФ

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Улумбекова Г.Э., Власов Я.В., Домников А.И., Гапонова Е.А. Научное обоснование необходимости увеличения оплаты труда медицинских работников в РФ // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 1. С. 4-25. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-1-4-25

18 июня 2022 г. Президент Российской Федерации (РФ) В.В. Путин подчеркнул фундаментальную роль здравоохранения в решении национальных целей и поставил задачу его дальнейшего развития: "Будем и дальше вместе с вами работать для того, чтобы наши граждане получали достойную медицинскую помощь. Это важно и для сохранения здоровья, и для будущего нации, ее приумножения и увеличения возраста жизни, для будущих поколений, для детей"1.

Во время пандемии C0VID-19 медицинские работники во главе со штабом отрасли предприняли героические и слаженные усилия для сохранения жизней и здоровья российских граждан. Однако ряд серьезных проблем, накопившихся в здравоохранении за последние десятилетия, не позволил избежать роста смертности в стране. В 2020 и 2021 гг. в РФ смертность по сравнению с 2019 г. увеличилась на 19 и 36% соответственно. В 2022 г. смертность снизилась, но по-прежнему не достигла уровня 2019 г. и превышает его на 107 тыс. чел.2. Важнейшая причина роста смертности - снижение доступности медицинской помощи для широких слоев населения вследствие дефицита медицинских кадров.

Принятие мер по повышению оплаты труда медицинских работников, начатое в 2013 г. (согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597), не позволило повысить ее до уровня, который бы позволил ликвидировать их дефицит. По данным Минздрава, большинство субъектов РФ имеют дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала: в 2022 г. -26 451 врачей и 58 268 среднего медицинского персонала3. Возможность повышения оплаты труда медицинских работников и привлечение дополнительных кадров в отрасль, в свою очередь, упираются в недостаточное государственное финансирование здравоохранения.

Цель исследования - провести анализ обеспеченности и оплаты труда медицинских работников в РФ и субъектах РФ, а также главных факторов, которые влияют на уровень этих показателей.

Для получения ответа на поставленные вопросы было сформулировано 6 задач:

1. Проанализировать исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

2. Определить медианный уровень оплаты труда медицинских работников по РФ, доход и тарифную ставку (региональный разрез).

3. Проанализировать доходы российских врачей в сравнении с развитыми странами.

4. Сравнить оплату труда в регионах РФ и обеспеченность врачами в них.

5. Провести анализ государственного финансирования здравоохранения РФ с 2019 г. и на плановый период 2024-2025 гг.

6. Определить принципы оплаты труда медицинских работников и оценить необходимые финансовые ресурсы для повышения оплаты их труда.

1 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/68673

2 Источник: Росстат.

3 https://regulation.gov.ru/projects#npa=132218

Источники данных для исследования: Росстат; ЦНИИОИЗ Минздрава России; опросы, проведенные Всероссийским союзом пациентов; данные по макроэкономическим показателям согласно "Основным направлениям бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг.", Минфин России 2022 г., а также в соответствии с проектом федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".

1. Исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

В корне дефицита медицинских кадров - длительное недофинансирование здравоохранения из государственных источников и ошибочное решение по оптимизации, спровоцированное финансово-экономическим блоком Правительства РФ в 2012 г. Так, с 2012 по 2018 г. государственное финансирование здравоохранения сократилось на 4% в постоянных ценах, а с 2018 по 2021 г. выросло на 34% в постоянных ценах, однако эти средства были направлены преимущественно на строительство инфраструктуры здравоохранения и лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией (см. раздел 5). В течение последних 20 лет государственное финансирование российского здравоохранения в доле ВВП было ~3%, что в 1,6 раза ниже, чем в "новых" странах ЕС, и почти в 2,5 раза ниже, чем в "старых" странах ЕС (соответственно 3,1; 5 и 7,5%; см. рис. 9). За годы оптимизации (с 2012 по 2018 г.) количество врачей в РФ сократилось на 46 тыс. (8%), стационарных коек - на 160 тыс. (13%). В результате система здравоохранения лишилась необходимых резервов в период пандемии, существенно выросла трудовая нагрузка на медицинский персонал и усилилась напряженность трудового процесса [1].

Именно поэтому принятие мер по повышению оплаты труда медицинских работников во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, начатое в 2013 г., оказалось недостаточным и не позволило ликвидировать дефицит медицинских кадров. Анализ показал, что с 2013 по 2022 г. (за 10 лет) среднемесячная оплата труда врачей с крайне низкой базы (141% от средней оплаты труда в экономике) выросла только на 20% в постоянных ценах, что не привело к увеличению обеспеченности практикующими врачами: она осталась на прежнем уровне - 3,7 на 1 тыс. населения (рис. 1). За этот же период оплата труда среднего медперсонала с низкой базы (80% от средней по экономике) в постоянных ценах выросла только на 6%, при этом обеспеченность ими сократилась на 11% (рис. 2).

2. Медианный уровень оплаты труда медицинских работников по РФ, доход и тарифная ставка (региональный разрез)

В 2021 г. в РФ среднемесячная начисленная заработная плата4 у половины врачей (273 тыс.) составила менее 75 тыс. руб., а у четверти - менее 65 тыс. руб. (рис. 3).

У половины средних медработников (589 тыс.) она была менее 38 тыс. руб., а у четверти - менее 33,3 тыс. руб. (рис. 4). Без учета Москвы и Санкт-Петербурга (Мск и СПб) этот показатель еще хуже: у врачей - 71 тыс. руб., а у среднего медперсонала - 37 тыс. руб. Следует учесть, что в эти показатели входит оплата труда управленческого персонала, соответственно, у практикующих специалистов заработная плата будет еще ниже5. Это подтверждают опросы, проведенные Всероссийским союзом пациентов, которые показали, что средний суммарный уровень дохода у врачей терапевтических и хирургических специальностей составляет 52 тыс. руб.

4 Включает оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты, с учетом управленческого персонала.

5 Из-за отсутствия учета оплаты труда управленческих кадров в здравоохранении точный расчет оплаты труда практикующих специалистов невозможен.

Для получения вышеназванного дохода медицинские работники вынуждены существенно перерабатывать. Так, по официальным данным6, коэффициент совместительства у врачей составляет 1,3, а у средних медицинских работников - 1,2. Однако, согласно опросам, проведенным Всероссийским союзом пациентов, 60% врачей работают более чем на 1,5 ставки, а из них 30% - на 2 ставки и более. При этом фактическая трудовая нагрузка на медицинский персонал еще выше, так как штатные нормативы в соответствии с № 323-ФЗ носят рекомендательный характер [2]. Это, как правило, ведет к тому, что руководители медицинских организаций, сокращая штатные должности, устанавливают сверхнормативную трудовую нагрузку на одну должность. В развитых странах для врачей всех специальностей законодательно приняты ограничения по трудовой нагрузке - в среднем 8-часовой рабочий день, максимально - 10 ч, или работа на 1,2 ставки.

6 Форма № 30 "Сведения о медицинской организации".

В 2021 г. в РФ гарантированный оклад (тарифная ставка на 1 должность) у половины врачей составил менее 23 тыс. руб., а у средних медицинских работников - менее 12,6 тыс. руб.7. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга эти показатели составляют: у врачей - менее 22 тыс. руб., а среднего медперсонала - менее 12 тыс. руб. Иначе говоря, оклад у половины врачей составляет менее 1,7 МРОТ, а у среднего медицинского персонала - менее 0,86 МРОТ (рис. 5, 6). Эти данные совпадают с опросами, проведенными Всероссийским союзом пациентов: по их данным, средний оклад у врачей терапевтических и хирургических специальностей составляет 20,2 тыс. руб. По данным опросов профсоюзов работников здравоохранения, оклад врачей (З ПКГ8, 1 уровень) составляет не более 18 тыс. руб., а у средних медицинских работников (2 ПКГ, 1 уровень) - не более 12 тыс. руб.

3. Доходы российских врачей в сравнении с развитыми странами

В 2021 г. в РФ оплата труда врачей в сопоставимых ценах была значительно ниже, чем в странах ЕС, - в 4,6 раза ниже, чем в Германии, и в 1,4 раза ниже, чем в Польше (соответственно 40,6; 188 и 56 тыс. $ ППС на одного врача в год; рис. 7). Аналогично отношение среднегодового дохода врача к ВВП на душу населения (т.е. к тому, что зарабатывает страна на душу населения в год) в РФ было в 3 раза ниже, чем в Германии, и в 1,5 раза ниже, чем в Польше (соответственно 1,2; 3,6 и 1,8; рис. 8). Это говорит о несбалансированности экономики РФ и отражает длительное недофинансирование российского здравоохранения из государственных источников (рис. 9).

Дополнительными (к низкой оплате труда) факторами, приводящими к оттоку медицинских кадров из отрасли, являются перегрузки, приводящие к выгоранию, которые усилились во время пандемии - сегодня от 70 до 90% медицинских работников испытывает серьезный стресс и выгорание [3]; избыточные требования и документооборот; давление вышестоящего начальства, контрольных и правоохранительных органов; отсутствие единой цели и видения будущего.

4. Оплата труда в регионах РФ и обеспеченность врачами в них

В результате низкой оплаты труда и переработок в 2020 г. в РФ обеспеченность врачами была на 5% ниже, чем в "старых" странах ЕС (соответственно 3,8 и 4,0 на 1 тыс. населения; рис. 10). При сравнении со странами ЕС следует учитывать, что в РФ в связи с низкой плотностью населения и худшими показателями здоровья нормативная потребность во врачах должна быть значительно выше, чем в этих странах.

В РФ особенно выраженный дефицит кадров сложился в первичном звене здравоохранения: врачей участковой службы в 1,5 раза меньше, чем установлено нормативами, фельдшеров - в 2 раза меньше [4]. По данным Счетной палаты, в 2019-2021 гг. дефицит медицинских работников в первичном звене вырос: количество врачей уменьшилось на 2,6 тыс. чел., количество медицинских сестер - на 4,5 тыс. чел. [5].

7 Расчеты сделаны при условии, что врачи работают с коэффициентом совместительства 1,3 (данные по форме статистической отчетности № 30 за 2021 г.), а средние медицинские работники -1,2 и что базовый оклад составляет около 40% в среднемесячной начисленной заработной плате (данные профсоюзов работников здравоохранения).

8 Профессионально-квалификационная группа.

Как следствие, сегодня в РФ на врача-терапевта участкового приходится в 1,6 раза больше населения, чем по нормативу, а на врача-педиатра участкового - в 1,3 раза больше. При этом доказано, что врач первичного звена НЕ может полноценно выполнять свои функции, если обслуживает более 1500 чел., на таких участках снижается качество медицинской помощи и растет смертность населения [6-8].

Привязка оплаты труда медицинских работников к средней оплате труда в регионах привела к существенным различиям в ней между разными субъектами РФ. Так, средневзвешенная оплата труда врачей по федеральным округам разнится в 2 раза (соответственно 110 тыс. и 55 тыс. руб.), а по регионам - в 5 и более раз (соответственно 241 тыс. и 48 тыс. руб.; рис. 11). Средневзвешенная оплата труда среднего медицинского персонала также существенно различается: по федеральным округам - в 1,8 раза, а по регионам - в 4 раза и более (рис. 12). Этот факт приводит к трудовой миграции специалистов, оставляя население в регионах с низкой оплатой труда без необходимой медицинской помощи.

Вследствие трудовой миграции возникает неравенство в доступности медицинской помощи в регионах: обеспеченность врачами в регионах с высокой и низкой оплатой труда врачей различается в 2,6 раза, по ЦФО - в 1,7 раза (рис. 13). При этом доказано, что миграция врачей из регионов (стран) с низкой оплатой труда приводит к росту смертности населения и высоким экономическим потерям [9].

Нарастающий дефицит медицинских кадров особенно опасен в ситуации увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи (это больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды). Продолжающееся сокращение реальных доходов населения (на 11% с 2013 по 2022 г.9) также потребует увеличения объемов бесплатной медицинской помощи, так как у многих людей не окажется средств для ее оплаты.

5. Государственное финансирование здравоохранения РФ: факты и прогнозы

В 2023 г., по прогнозам, по сравнению с 2022 г. государственные расходы на здравоохранение из всех трех источников в текущих ценах вырастут только на 4% (211,0 млрд руб.), это даже не покрывает уровень инфляции (по прогнозам, 5,8%). В постоянных ценах 2019 г. (т.е. с поправкой на инфляцию) они снизятся на 2% (если инфляция будет выше, то снижение расходов тоже будет выше, см. таблицу) [10]. Следует отметить, что выделяемые государством с 2019 г. дополнительные бюджетные средства на модернизацию первичного звена здравоохранения и НП "Здравоохранение" направлены преимущественно для обновления инфраструктуры отрасли, а рост государственного финансирования здравоохранения в 2020 и 2021 гг. был направлен на борьбу с пандемией, т.е. на лечение дополнительного потока пациентов. Этого недостаточно для решения острейшей проблемы отрасли с кадрами.

6. Принципы оплаты труда медицинских работников и необходимые финансовые ресурсы для повышения оплаты их труда

В 2021 г. у выпускника военного училища (лейтенанта) оплата труда составила в среднем около 50 тыс. руб.10. По сути, это минимальный оклад, который составляет около 4 МРОТ11.

9 Источник: Росстат.

10 https://base.garant.ru/73413281/a496d02287c1e8a2f8df9041972293a4/, https://vumo.mil.ru/Sodalnye-garantii/Denezhnoe-dovolstvie-mery-socialnoj-podd

11 МРОТ в 2021 г. составлял 12,8 тыс. руб.

У военного без офицерского звания оклад по контракту составляет около 25 тыс. руб., или 2 МРОТ.

В 2021 г. медианный оклад врача составил около 23 тыс. руб. в мес (рис. 5), а у среднего медицинского работника - 12,6 тыс. руб. (рис. 6). Эти показатели в 2 раза меньше, чем у соответствующих должностей военных. Исходя из этих показателей у медицинских работников необходимо установить единые по стране средние оклады в зависимости от уровня профессионально-квалификационной группы (по принципу тарифной сетки):

■ врач - 4 МРОТ;

■ медицинская сестра - 2 МРОТ;

■ младшие медицинские работники -1-1,5 МРОТ;

■ профессорско-преподавательский состав вузов и НИИ - 5-8 МРОТ;

■ профессорско-преподавательский состав медицинских колледжей - 4-6 МРОТ.

Потребуется также установить единые принципы начисления стимулирующих и компенсационных выплат в регионах.

Повышение базовых окладов медицинских работников в 2 раза потребует ежегодного увеличения фонда оплаты их труда также в 2 раза: с 1,5 трлн руб. до 3 трлн руб.12, т.е. на 1,5 трлн руб. С учетом средств на повышение оплаты труда младшего медицинского и немедицинского персонала (в том числе специалистов по информационным технологиям), а также увеличение численности медицинских работников потребуется ~2 трлн руб. к уровню 2022 г. ВВП. Это можно реализовать за 4 года. Сумма, равная 2 трлн руб., по отношению к 2023 г. будет составлять 1,3% ВВП (см. табл.). В 2023 г., по прогнозу Минфина России, государственное финансирование здравоохранения составит 4,1% ВВП, соответственно, в идеале для решения проблем с повышением оплаты труда медицинских кадров оно должно составлять 5,4% ВВП. Это именно тот сбалансированный уровень государственного финансирования здравоохранения, который должен быть достигнут за 4 года, к 2026 г., и который позволит обеспечить оптимальный уровень доступности бесплатной медицинской помощи при сложившейся в РФ возрастной структуре населения (23% старше 60 лет).

На первом этапе необходимо довести оплату труда той половины врачей (273 тыс. чел.), у которой она менее 75 тыс. руб. в месяц (в среднем 65 тыс. руб.) до уровня средней в РФ (92,5 тыс. руб.), т.е. увеличить ее в 1,4 раза. Аналогично потребуется увеличить оплату труда для той части медицинских сестер (589 тыс. чел.), у которой она менее 38 тыс. руб. (в среднем 33 тыс. руб.) до уровня средней (46 тыс. руб.). Это означает, что в 2023 г. к запланированным Минфином расходам (см. таблицу) потребуется дополнительно не менее 270 млрд руб.13 (без учета младшего медицинского и немедицинского персонала), с их учетом - ~300 млрд руб. В 2024 г. к уровню 2023 г. будет необходимо дополнительно добавить столько же, чтобы продолжить выравнивание оплаты труда медицинских работников, а в 2025-2026 гг. довести ее до обновленных нормативов по всей стране, в том числе предусмотреть финансовые средства на оплату труда вновь привлеченных кадров.

12 Расчет: ФОТ врачей (92,5 тыс. руб. х 12 мес + 30,5% начисления на ФОТ) х 546 тыс. врачей = 791 млрд руб. ФОТ ср. медработников (37,7 тыс. руб. х 12 мес + 30,5% начисления на ФОТ) х 1178 тыс. ср. медработников = 670 млрд руб.

13 Расчет: {(92,5 тыс. руб. - 65 тыс. руб.) + 30,5% начисления на ФОТ)} х 12 месяцев х 273 тыс. чел. = 118 млрд руб. Аналогично расчет сделан для средних медицинских работников: {(46 тыс. руб. - 33 тыс. руб.) + 30,5%)} х 12 месяцев х 589 тыс. чел.=120 млрд руб. Всего для выравнивания оплаты труда врачей и средних медицинских работников в 2023 г. потребуется ~240 млрд руб. (118 млрд +120 млрд), а учетом инфляции 2022 г. (12%) - 270 млрд руб.

Источником этих дополнительных средств может стать, например, увеличение налога на доходы людей, получающих оплату труда более 5 млн руб. в год (НДФЛ). Во всех развитых странах для людей, получающих сверхвысокие заработные платы, такой налог составляет 35-40% (в РФ сегодня - 15%). В 2021 г. увеличение НДФЛ с 13 до 15% (на 2%) для названных заработных плат дополнительно в бюджет дало 60 млрд руб. Соответственно увеличение налога на 20% (вместо 2%) даст в бюджет дополнительно 600 млрд руб. Более того, должны быть установлены дополнительные налоги на вывоз капитала за рубеж. Например, по данным ЦБ РФ, в 2021 г. только чистый отток капитала14 составил 74 млрд долл. США (4400 млрд руб.). Если бы эти средства были обложены налогом, например 10%, бюджет страны имел бы дополнительно 440 млрд руб.

Выводы

1. Основная причина дефицита медицинских кадров в РФ - это низкая оплата труда в сочетании с высокой трудовой нагрузкой. В 2021 г. в РФ гарантированный оклад (тарифная ставка на одну должность) у половины врачей составил менее 23 тыс. руб., а у средних медицинских работников - менее 12,6 тыс. руб. Это вынуждает большинство врачей терапевтических и хирургических специальностей работать на 1,5-2 ставки, что усиливает отток кадров из отрасли. Дефицит кадров напрямую ведет к снижению доступности гарантированной медицинской помощи населению и, как следствие, к росту смертности (+28% в среднем за 2020 и 2021 гг. по сравнению с 2019 г.).

2. Длительное недофинансирование государственного здравоохранения, даже при условии необходимости выполнения Указа Президента от 07.05.2012 № 597, не позволило повысить оплату труда медицинским работников до уровня, позволяющего ликвидировать их дефицит. Так, государственные расходы на здравоохранение за период с 2012 по 2018 г. сократились на 4% в постоянных ценах, а их относительный рост в 2019-2021 гг. не был направлен на решение базовых проблем российского здравоохранения. Соответственно, за 10 лет (с 2013 по 2021 г.) средняя заработная плата врачей с очень низкого уровня (141% от средней оплаты труда в экономике) выросла только на 20% в постоянных ценах, а среднего медицинского персонала - на 6%. При этом обеспеченность врачами осталась на прежнем уровне, а у медицинских сестер сократилась на 11%.

3. Доходы российских врачей при более высоких нагрузках значительно ниже, чем в развитых странах. В 2021 г. в РФ отношение среднегодового дохода врача к ВВП на душу населения (т.е. к тому, что зарабатывает страна на душу населения в год) было в 3 раза ниже, чем в Германии, и в 1,5 раза ниже, чем в Польше (соответственно 1,2; 3,6 и 1,8). Это напрямую отражает недофинансирование российского здравоохранения из государственных источников и также привело к тому, что в 2020 г. в РФ обеспеченность врачами была на 5% ниже, чем в "старых" странах ЕС (соответственно 3,8 и 4,0 на 1 тыс. населения). И это при меньшей плотности населения и худшем здоровье населения в РФ, чем в странах ЕС!

4. Отсутствие единых принципов оплаты труда медицинских работников приводит к неравенству в доступности к медицинской помощи по регионам РФ. В 2021 г. средневзвешенная оплата труда врачей по регионам отличалась в 5 раз и более (соответственно 241 тыс. и 48 тыс. руб.), а среднего медицинского персонала - в 4 раза и более, что приводит к трудовой миграции, вследствие которой возникает неравенство в доступности медицинской помощи в регионах: обеспеченность врачами в регионах с высокой и низкой оплатой труда врачей различается в 2,6 раза, по ЦФО - в 1,7 раза.

5. Государственные расходы на здравоохранение, предусмотренные на 2023 г., по сравнению с 2022 г. сокращаются на 2% в постоянных ценах, что не позволит решить проблему с увеличением оплаты труда медицинских работников, соответственно, привлечь дополнительные кадры в отрасль.

14 Сальдо вывоза и ввоза денежных средств.

6. Для повышения доступности бесплатной медицинской помощи и прекращения оттока кадров из отрасли предлагается установить принципы и размеры окладов, принятые, например, в Министерстве обороны (по принципу единой тарифной сетки): врач - 4 МРОТ, медицинская сестра - 2 МРОТ, младшие медицинские работники - 1-1,5 МРОТ, профессорско-преподавательский состав вузов и НИИ - 5-8 МРОТ, медицинских колледжей - 4-6 МРОТ. Это потребует увеличения ФОТ медицинских работников минимум в 2 раза (на что дополнительно необходимо ~2 трлн руб. к уровню 2022 г.). Это можно осуществить поэтапно за 4 года, тогда в 2026 г. государственное финансирование здравоохранения достигнет не 4% ВВП, как сегодня, а 5,4% ВПП. В 2023 г. в качестве срочной меры необходимо повысить оклады и, соответственно, оплату труда тех медицинских работников, у которых они значительно ниже средних значений. В 2023 г. это потребует к запланированным Минфином России расходам на здравоохранение добавить ~300 млрд руб.

Литература

1. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. 2-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. С. 422-433.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3. Худова И.Ю., Улумбекова Г.Э. "Выгорание" у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 1. С. 42-62. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-42-62

4. Общественное здоровье и здравоохранение : национальное руководство / гл. ред. Г.Э. Улумбекова, В.А. Медик. 2-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. 1144 с. Гл. 12.1. ISBN 978-5-97046723-7.

5. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективного и целевого использования средств нормированного страхового запаса бюджета ФОМС, предназначенного на цели софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала" : доклад. Москва: Счетная палата РФ, сентябрь 2021 г.

6. Raffoul M., Moore M., Kamerow D., Bazemore A. A primary care panel size of 2500 is neither accuratenor reasonable // J. Am. Board Fam. Med. 2016. Vol. 29, N 4. Р. 496-499.

7. Altschuler J., Margolius D., Bodenheimer T., Grumbach K. Estimating a reasonable patient panel size for primary care physicians with team based task delegation // Ann. Fam. Med. 2012. Vol. 10, N 5. P. 396-400.

8. Association of primary care physician supply with population mortality in the United States, 2005-2015 // JAMA Intern. Med. 2019. Vol. 179, N 4. P. 506-514. URL: https://ama.silverchair-cdn.com/journals/jamainternalmedicine/newonline

9. Saluja S., Rudolfson N., Massenburg B.B. et al. The impact of physician migration on mortality in low and middle-income countries: An economic modelling study // BMJ Glob. Health. 2020. Vol. 7. Article ID e001535. DOI: https://doi.org/10.1136/bmjgh-2019-001535

10. "Основные направления бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг.". Минфин 2022 г. и проект федерального закона "О бюджете ФОМС на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»