В стране в 2019 г. было 15,3 тыс. врачей-психиатров (физических лиц), в том числе 21,4% из них являются врачами-психиатрами участковыми1. К сожалению, более свежие данные отсутствуют, так как указанный сборник с 2021 г. не публикуется в открытой печати, а статистические сборники, издаваемые Росстатом, содержат укрупненные группы врачей, в частности врачи-психиатры входят в единую группу специальностей: психиатры и наркологи.
Динамика общей обеспеченности населения врачами всех специальностей и врачами-психиатрами отражена на рис. 1.
Для составления рис. 1 были использованы статистические данные указанного сборника, изданного в 2020 г., а также аналогичных сборников, опубликованных в 2016 г.2 и в 2018 г.3.
Для изображения динамики показателей на рис. 1, имеющих значительные различия в величинах, была использована полулогарифмическая масштабная сетка [1-3]. Диаграмму, когда отрезки абсциссы и ординаты представлены в арифметической прогрессии, целесообразно применять в тех случаях, когда изменения в изучаемых явлениях не превышают 2-кратного размера. Преимущества полулогарифмической диаграммы и ее применение подробно представлены в соответствующей литературе [4, 5].
Как видно на рис. 1, обеспеченность врачами всех специальностей увеличилась с 37,1 до 37,9 на 10,0 тыс. населения (с 542,5 тыс. до 551,5 тыс. в абсолютных цифрах), а врачами-психиатрами, напротив, уменьшилась с 1,1 до 1,0 на 10 тыс. населения (с 15,4 тыс. до 15,2 тыс. в абсолютных цифрах).
Изменения, внесенные в штатно-нормативное обеспечение оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения приказом № 688н4, вступающим в силу с 1 июля 2023 г., по сравнению с действующим нормативно-правовым документом5, сгруппированы нами следующим образом:
■ расширение перечня учреждений и подразделений, оказывающих соответствующие виды медицинской помощи;
■ усиление организационно-методической деятельности;
■ изменения в показателях и измерителях нормативов численности врачей основных специальностей;
■ изменения в показателях и измерителях нормативов численности персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы;
■ переход на новый показатель по установлению штатов для круглосуточной работы.
Указанные изменения и являются сюжетной линией данной публикации.
Расширение перечня учреждений и подразделений коснулось всех видов медицинской помощи.
В наименования медицинских организаций (психоневрологический диспансер, психиатрическая больница), указанных в действующем приказе, внесено добавление: центр психического здоровья, а также детская психиатрическая больница (центр психического здоровья детей). Эти наименования соответствуют действующей номенклатуре6.
1 Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения, I часть. Медицинские кадры. Москва : Министерство здравоохранения Российской Федерации, Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения, ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, 2020. С. 86.
2 Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения, I часть. Медицинские кадры. Москва : Министерство здравоохранения Российской Федерации, Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, 2016. С. 85.
3 Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения, I часть. Медицинские кадры. Москва : Министерство здравоохранения Российской Федерации, Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, 2018. С. 85.
4 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10. 2022 № 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения".
5 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.05.2012 № 566н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения".
6 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.09.2013 "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций".
Однако в приказ № 688н включено и новое наименование медицинской организации: психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением, не предусмотренное действующей номенклатурой медицинских организаций.
В подразделения, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, добавлены следующие кабинеты:
■ медико-психологического консультирования;
■ медико-психологической помощи;
■ врача-психиатра детского (кабинет психического здоровья детей).
Наряду с указанными добавлениями исключен кабинет медико-социально-психологической помощи, указанный приказом № 566н.
Новизной приказа № 688н при оказании медицинской помощи в дневных стационарах является определение штатного обеспечения:
■ дневного стационара для обслуживания детского населения;
■ отделения оказания психиатрической помощи при расстройствах психотического спектра в условиях дневного стационара;
■ дневного стационара для психосоциальной реабилитации.
В то же время исключено штатное обеспечение отделения интенсивного оказания психиатрической помощи, а также медико-реабилитационного отделения, медико-психосоциальной работы в амбулаторных условиях.
Штатное обеспечение оказания медицинской помощи в больничных условиях регламентируется отдельными Приложениями к приказу № 688н, в то время как в приказе № 566н штатные нормативы по оказанию больничной помощи указывались в одном Приложении вместе с оказанием амбулаторной помощи.
В приказе № 688н представлена дифференциация норм труда по 10 профилям отделений, в том числе таким, как отделение первого психотического эпизода, отделение оказания психиатрической помощи в экстренной и неотложной формах, и т.д. Приведенные наименования профилей отделений не совпадают со специально изданным приказом по номенклатуре коечного фонда7. В этом документе по психиатрии как профилю медицинской помощи указаны лишь 4 наименования профилей коек:
■ психиатрические;
■ психосоматические;
■ соматопсихиатрические;
■ психиатрические для судебно-психиатрической экспертизы.
7 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи".
Усиление организационно-методической деятельности выразилось во введении новой должности в штатное обеспечение психоневрологического диспансера, психиатрической больницы - заместителя главного врача по организационно-методической работе.
Приказом № 688н определены штатные нормативы организационно-методического отдела (кабинета) психоневрологического диспансера (центра психического здоровья, психиатрической больницы), отсутствующие в действующем нормативно-правовом документе. Основная задача этого подразделения, создаваемого в одном из диспансеров или в психиатрической больнице субъекта Российской Федерации, состоит, как указано в Приложении № 1 к приказу № 688н, в выполнении координирующих функций по:
■ организации оказания психиатрической помощи в субъекте Российской Федерации;
■ организационно-методическом сопровождении медицинских организаций всех форм собственности по вопросам оказания психиатрической помощи и сбору данных по субъекту Российской Федерации для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством, и медико-статистических данных.
В состав этого подразделения по приказу № 688н входят:
■ врач-статистик (врач-методист);
■ врач-психиатр;
■ медицинский статистик;
■ медицинская сестра.
Организационно-методические отделы, определенные другими приказами о Порядках, не содержат норматива должности медицинской сестры [6]. Такая должность впервые была введена в состав организационно-методического отдела наркологического диспансера наркологической больницы) в середине 2022 г.8. По-видимому, авторы приказа № 688н ориентировались именно на это положение, хотя в должностные обязанности медицинской сестры9 не входят функции, выполняемые организационно-методическим отделом [7].
8 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.06.2022 № 388н "О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г № 1034н".
9 Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения [приказ Минтруда России от 23.07.2010 № 541н "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих" (в редакции приказа Минтруда России от 09.04.2018 № 214н)].
Должность врача-статистика (врача-методиста), как и врача-психиатра организационно-методического отдела, приказом № 688н устанавливается следующим образом: 1,0 должность на 1 млн населения либо на 500 коек. Должность медицинского статистика устанавливается на 200 тыс. населения, но не менее чем 1 должность на административное образование субъекта либо на 400 коек. Как видно из приведенных формулировок, впервые в нормативную запись вводится союз "либо", что позволяет проводить расчет по каждому приведенному показателю и сделать выбор в пользу лишь одного из них.
Кроме того, ряд должностей врача-статистика, медицинского статистика устанавливается и другими Приложениями к Приказу № 688н. При этом норматив должностей медицинского статистика психоневрологического диспансера (центра психического здоровья, диспансерного отделения психиатрической больницы), врача-статистика (врача-методиста) и медицинского статистика психиатрической больницы полностью соответствует приказу № 566н.
Впервые вводится должность врача-статистика (врача-методиста) в психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением, т.е. учреждения, не предусмотренного, как указывалось, номенклатурой медицинских организаций, а также должности врача-статистика, врача-методиста, медицинского статистика в детской психиатрической больнице (центре психического здоровья детей).
Изменения в показателях и измерителях норматива численности врачей основных специальностей
Понятие "врачебные должности основных специальностей" включает должности, которые определяют тактику лечения и непосредственно осуществляют лечебно-диагностический процесс как в амбулаторных, так и в больничных условиях [8]. К этим должностям в рассматриваемых приказах можно отнести врачей-психиатров, врачей-психиатров участковых, а также врачей-психотерапевтов.
Приказом № 688н исключен норматив должности врача-психиатра подросткового и врача-психиатра подросткового участкового. В связи с этим произошли изменения и в наименовании показателей для установления должностей врачей основных специальностей. Сопоставительные данные по наименованиям показателей для определения норматива численности врачей основных специальностей представлены в табл.1.
В табл. 1 нормативные показатели по труду представлены так, как они сформулированы в нормативной записи приказов. В частности, в приказе № 688н такие наименования, как врач-психиатр участковый, врач-психиатр детский участковый, указанные в приказе № 566н, заменены на другие наименования: врач-психиатр, врач-психиатр детский, работающие по участково-территориальному принципу.
Изменения в показателях для установления норматива должностей врачей-психиатров при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях обусловлены прежде всего тем, что из приказа № 688н исключено штатно-нормативное обеспечение врачей-психиатров подростковых и врачей-психиатров подростковых участковых, хотя эти должности и указаны в номенклатуре должностей10. Более того, фактически эти врачи введены в штатные расписания диспансеров, психиатрических больниц, и число физических лиц, занимающих указанные должности, составляет около 200 (185, в том числе 70 участковых, в 2018 г.; 198, в том числе 80 участковых, в 2019 г.)11. В связи с исключением врачей-психиатров подростковых необходимо уточнить показатель для нормирования труда врачей-психиатров детских. В приказе № 566н этот показатель обозначен, как видно из табл. 1, следующим образом: численность детей (до 14 лет включительно), а в приказе № 688н - просто численность детей без указания возрастных границ.
10 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников".
11 Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения, I часть. Медицинские кадры. Москва : Министерство здравоохранения Российской Федерации, Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, 2020. С. 82.
По-видимому, в этом случае в состав детей включены и подростки, что необходимо было отразить в нормативной записи, обозначив показатель для расчета норматива следующим образом: численность детей (до 17 лет включительно).
Изменения показателя для нормирования труда врачей-психотерапевтов при оказании амбулаторной помощи связаны с увеличением контингента лиц, которым эти врачи оказывают медицинскую помощь. Если по приказу № 566н должность врачей-психотерапевтов предназначалась только для больных, находящихся на диспансерном наблюдении, то по приказу № 688н в этот контингент входят и не находящиеся под диспансерным наблюдением, а также дети. Для определения нормативной численности врачей-психотерапевтов, устанавливаемой для больных, находящихся и не находящихся под диспансерным наблюдением, рекомендуется использовать численность населения, а для работы с детьми - численность детского населения. Однако применение таких рекомендаций приведет к двойному счету, так как детское население будет в этом случае фигурировать и в общей численности населения, и отдельно для работы с детьми. Во избежание указанных коллизий в нормативную запись вместо слова: "население" следовало указать "взрослое население".
Изменен показатель для нормирования труда медицинских работников дневных стационаров: вместо числа мест указывается число койко-мест.
Изменения в штатном обеспечении больничных подразделений заключаются прежде всего в том, что должности врачей-психиатров, как и медицинских сестер палатных (постовых), санитаров или младших медицинских сестер по уходу за больными теперь устанавливаются только в зависимости от средней длительности пребывания больного на койке. По приказу № 566н для определения нормативной численности указанного персонала необходимо было учитывать еще и возрастной состав пациентов: взрослые, подростки, дети.
Как известно, статистика здравоохранения содержит сведения только об общем числе средней длительности пребывания пациента на койке. Для дифференциации по группам больных по их средней длительности пребывания на койке: до 20 койко-дней, от 21 до 42 койко-дней, от 43 до 84 койко-дней, более 84 койко-дней - необходима дополнительная разработка первичной медицинской документации. Такая разработка была необходима и при применении приказа № 566н.
Как видно из табл. 1, изменен показатель для нормирования труда медицинских работников при круглосуточной работе. Наряду с указанным в приказе № 566н и оставшимся неизменным показателем, определяющим число коек на 1 круглосуточный пост, приказом № 688н устанавливаются и дополнительные нормативные данные: число должностей на 1 круглосуточный пост. Анализ практики здравоохранения и публикаций по планированию численности должностей при круглосуточном режиме работы [9-14] показывает, что единственно необходимым показателем является число коек на 1 круглосуточный пост. Таким традиционным требованиям в современной нормативно-правовой базе соответствовали лишь 4 нормативно-правовых документа: приказ по нефрологии12, часть приказа по челюстно-лицевой хирургии13, часть приказа по комбустиологии14 и рассматриваемый в данной публикации приказ № 566н. Приказ № 688н переводит этот нормативно-правовой документ в разряд ошибочных приказов в части формирования нормативно-правового обеспечения круглосуточной работы, так как наряду с нормативным числом коек содержит, как и подавляющее число приказов о Порядках, еще и указания на нормативное число должностей для этого режима труда.
12 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2012 № 17 "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “нефрология"".
13 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.06.2019 № 422н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю “челюстно-лицевая хирургия"".
14 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2020 № 559н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю “комбустиология"".
Изменения в показателях и измерителях нормативов численности персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы
состоят в том, что приказом № 688н исключено штатно-нормативное обеспечение лаборатории и изменена нормативная запись по штатам врачей функциональной диагностики (табл. 2).
Как следует из табл. 2, приказом № 688н исключено штатно-нормативное обеспечение лабораторной службы.
Приказом № 688н для установления должности врача функциональной диагностики дана рекомендация по использованию приказа № 997н. На самом деле в указанном документе показатель для установления должности врача функциональной диагностики отсутствует. Как известно, должность врача вспомогательной службы может быть установлена на число должностей врачей амбулаторного приема и (или) число коек. Приказ № 997н определяет число должностей: 1 должность или не менее 1 должности в смену. При этом не указывается, на какое число врачей амбулаторного приема и (или) число коек устанавливается смена работы. Иными словами, Приложение к приказу № 997н, названное как рекомендуемые штатные нормативы, не соответствует своему названию, так как не содержит ни одного показателя для расчета, о чем неоднократно указывается в публикациях [15-19].
Одним из аспектов экономической оценки любого нормативно-правового документа по труду является расчет нормативной численности медицинских работников и сопоставление расчетных данных с фактической обеспеченностью соответствующими кадрами.
Для расчетов нормативной численности должностей необходимы нормы труда, определенные соответствующими документами, т.е. приказами № 566н и № 688н, и конкретные величины показателей для расчета норматива. В число таких показателей входят:
■ численность населения или его отдельного контингента при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях;
■ число коек при оказании медицинской помощи в больничных условиях;
■ число койко-мест в дневных стационарах.
Первые два приведенных показателя обеспечены статистикой по демографии и по здравоохранению. Что касается числа койко-мест в дневных стационарах, то эти данные по психиатрии не указаны ни в одном статистическом сборнике. В Программах государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи единицей измерения объема помощи в условиях дневного стационара является число случаев лечения на одного жителя. Этот показатель на 2023 г., составляющий 0,07013215, не дифференцирован по отдельным профилям. Следовательно, расчеты нормативной численности врачей-психиатров для оказания медицинской помощи в дневных стационарах на федеральном уровне в настоящее время невозможны. Расчеты нормативной численности врачей-психиатров при оказании медицинской помощи в дневных стационарах могут быть проведены в конкретной медицинской организации путем извлечения из ф. № 3016 необходимых данных о наличии дневных стационаров и дополнительной разработке первичной медицинской документации.
На основании указанных в приказах № 566н и № 688н нормативных показателей по труду и численности населения и (или) его контин-гента17 нами проведен расчет нормативной численности основных работников, работающих в амбулаторных условиях. Итоги таких расчетов представлены в табл. 3.
15 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2497.
16 Форма № 30 "Сведения о медицинской организации".
17 Демографический ежегодник России, 2021: Стат. сб. М.: Росстат, 2021. 256 с.
Как видно из данных, приведенных в табл. 3, общая нормативная численность врачей-психиатров приказом № 688н увеличена на 91 должность. Такое увеличение произошло за счет изменения норматива должности врача-психиатра детского (с 150 тыс. до 100 тыс. детей на 1 должность) и включения в эту группу контингента, который по приказу № 566н относился к врачу-психиатру подростковому.
Увеличение нормативной численности врачей-психотерапевтов объясняется расширением объема работы этих специалистов, предусмотренного приказом № 688н и связанного с включением в оказание медицинской помощи не только больных, подлежащих диспансерному наблюдению, как предусматривалось приказом № 566н, но и другого контингента.
Нормативная численность врачей основных специальностей при оказании больничной помощи формируется на основании представленных в приказах № 566н и № 866н нормативов численности и может быть рассчитана как на фактически развернутое число коек, так и на их планируемое число на перспективный период времени.
Динамика изменений общего коечного фонда и психиатрических коек по материалам статистического сборника18 представлена на рис. 2.
Как следует из рис. 2, обеспеченность коечным фондом неуклонно снижалась до 2019 г. - с 110,9 в 2005 г. до 80,1 в 2019 г. Увеличение обеспеченности коечным фондом в 2020 г. связано с госпитализацией больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Обеспеченность психиатрическими койками несколько отличается от общей динамики коечного фонда: уменьшение за все годы наблюдений составило ~23%, а в 2019 г. наблюдался подъем показателя по сравнению с предыдущим периодом времени.