Программа конгресса
Главная тема конгресса в этом году - "Современное здравоохранение для меняющейся России: кадры, инфраструктура, обеспечивающие отрасли, управление. Откровенный разговор ответственных лиц". За 3 дня в ходе 11 пленарных сессий прозвучало более 100 докладов о приоритетных направлениях развития здравоохранения России, взаимодействии профильных ведомств, подготовке и сохранении квалифицированных кадров, применении искусственного интеллекта в отрасли, лекарственном обеспечении населения, поставках медицинских изделий, демографических проблемах, макроэкономике. Докладчиками выступили руководители профильных ведомств, медицинских организаций, профессиональных обществ, медицинских вузов и факультетов, а также ведущие эксперты отрасли. Участники отмечали особую остроту и актуальность обсуждаемых вопросов.
"Прошел еще один год с нашей последней встречи. Год непростой для страны, для нашего народа и наших пациентов. Мы не можем знать, что впереди. Но одно я знаю точно: мы, медицинские работники, всегда нужны стране и народу, а сегодня особенно. Мы должны сделать все, чтобы меньше людей умирало и больше рождалось детей", - сказала, открывая конгресс, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н. Гузель Улумбекова.
В деловой программе прозвучали следующие темы:
· Здравоохранение России: как выполнить миссию по обеспечению безопасности страны.
· Здравоохранение многополярного мира: разнообразие форм с общей целью.
· Профильные службы, которые нужны всем специальностям: ГВС и руководители обществ о сложностях взаимодействия.
· Медицинские кадры от ФАП до медицинского вуза: нагрузка, оплата труда, ответственность и региональные различия.
· Натиск новых технологий: гармония здравоохранения и цифры.
· Тайны искусственного интеллекта и СhatGPT в медицине.
· Знания - "валюта" системы здравоохранения. Особенности обмена в цифровую эпоху.
· Фокус внимания: повышение рождаемости и здоровье женщин детородного возраста - план прорыва.
· Создание системы всеобщего лекарственного обеспечения в России: организация и финансирование.
· Медизделия на вооружении медицинских организаций: особенности заказа, производства и обеспечения в новых условиях.
· Макроэкономика и бюджет России: развитие, есть ли резервы для здравоохранения?
· Сила духа и сострадание. Реабилитация защитников Отечества.
· ОРГЗДРАВ: эффективные решения. Презентация кейсов финалистов и награждение победителей II Всероссийской премии "Оргздрав. Лидеры отрасли".
Полностью видеозапись и подробное резюме всех сессий размещены в открытом доступе на официальном сайте конгресса (https://congress.orgzdrav.com).
Приоритетные направления развития здравоохранения в современных условиях
Евгения Григорьевна Котова, директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России, отметила в своем докладе результаты, достигнутые системой здравоохранения РФ в 2022 г. Главный из них - ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) после снижения во время пандемии COVID-19 практически вернулась к уровню 2019 г. и составила 72,8 года. Продолжает снижаться младенческая смертность - до уровня 4,4 случая на 1 тыс. родившихся (снижение на 10% с 2019 г.). При этом было отмечено, что в РФ сохраняется существенная дифференциация по ОПЖ между сельскими и городскими жителями (1,4 года), а также между смертностью мужчин и женщин (в 3 раза в трудоспособном возрасте. - Прим. ред.). На снижение этого неравенства должны быть направлены приоритеты государственной политики в здравоохранении.
Были перечислены меры, уже реализованные и планируемые к осуществлению в 2023 г. в рамках основных целевых программ в здравоохранении, в том числе по улучшению инфраструктуры отрасли и увеличению объемов бесплатной медицинской помощи. Были выделены первоочередные задачи по повышению эффективности работы первичного звена в части профосмотров и диспансеризации. Среди них использование выездных форм работы; использование дистанционных методов контроля; проактивное приглашение на прием; максимально полный охват диспансерным наблюдением пациентов из группы высокого риска; своевременное направление на оказание плановой специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; обеспечение пациентов медикаментами при выписке из стационара после перенесенных сосудистых катастроф; вакцинация от пневмококка, гриппа и COVID-19 уязвимых групп, в том числе с отягощенным коморбидным фоном.
Евгения Котова поделилась результатами борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями: к 2023 г. 90% населения России обеспечено профилактикой развития сердечно-сосудистых заболеваний; перечень лекарственных препаратов расширен на 8 млн; более 800 тыс. пациентов получили бесплатные лекарственные препараты.
Повышению эффективности работы всех уровней системы здравоохранения будет способствовать создание централизованного сервиса ЕГИСЗ, который будет интегрирован с ГИС ОМС, т.е. все клинические, организационные и финансовые данные будут сосредоточены в единой системе.
Ведется работа по интеграции в российскую систему здравоохранения Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей: отремонтировано 87 медорганизаций, открыты почти 2 тыс. аптек, поставлено 386 автомобилей СМП и 50 мобильных комплексов, направлено 9,8 млрд руб. на социальные выплаты медицинским работникам.
Здравоохранение - важнейшая часть безопасности России
Гузель Эрнстовна Улумбекова, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, обосновала ключевую роль системы здравоохранения для достижения национальных целей РФ - "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", а именно - снижения смертности населения путем повышения доступности бесплатной медицинской помощи.
Для справки: в 2022 г. (предварительная оценка Росстата январь-декабрь 2022 г.) в РФ общий коэффициент смертности был на 25% выше, чем в 1985 г. (соответственно 13,1 и 10,4 случая на 1 тыс. населения).
Обосновано, что для выполнения этой миссии и повышения ОПЖ с 72,8 года в 2022 г. до 78 лет к 2030 г. потребуется дальнейшее увеличение государственного финансирования здравоохранения до 5% валового внутреннего продукта (ВВП) при условии, что к 2030 г. значение других факторов, влияющих на ОПЖ, также будет улучшено: потребление алкоголя будет снижено на 45%, а ВВП будет расти с темпом 2-3% в год. Если этого не произойдет, здравоохранению потребуются еще большие финансовые ресурсы.
Дополнительные средства должны быть направлены на:
· увеличение оплаты труда медицинских работников и выравнивание ее по субъектам РФ (базовый оклад врача должен составлять 4 МРОТ, медицинской сестры - 2 МРОТ, профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и НИИ - 5-8 МРОТ, колледжей - 4-6 МРОТ);
· расширение программы бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях для всех категорий населения (не менее 200 млрд руб. в год);
· обновление основного фонда медицинских организаций, в том числе на оснащение новыми медицинскими изделиями и внедрение цифровых технологий.
Для обеспечения равнодоступности медицинской помощи в регионах РФ потребуется централизация управления здравоохранением на уровне Минздрава России с формированием единых подходов в оплате труда медицинских работников и других статей расходов государственных медицинских организаций. В том числе потребуется объединение всех источников финансового обеспечения медицинских организаций (Федеральный фонд медицинского страхования - ФОМС, федеральный бюджет и средства региональных бюджетов) и переход на сметный способ оплаты медицинских организаций. Последнее особенно важно для интеграции деятельности гражданских и военных медицинских служб (см. сессию 9 июня).
Одновременно на уровне Правительства РФ необходимо реализовать межведомственную программу по снижению к 2030 г. потребления алкоголя на 45% и распространенности табакокурения в 2 раза (на это необходимо дополнительное государственное финансирование здравоохранения сверх 5% ВВП).
Увеличение доступности бесплатной медицинской помощи для населения и ее выравнивание для граждан, проживающих в разных регионах страны, позволит снизить смертность, будет способствовать развитию других отраслей экономики страны. За счет этого экономический эффект составит 6,6 руб. на каждый дополнительно вложенный в здравоохранение рубль.
Особенности функционирования системы здравоохранения Донецкой Народной Республики в условиях военного конфликта на Донбассе в 2014-2023 гг.
Важной частью программы стала сессия, посвященная реабилитации защитников Отечества. Модератор сессии, главный редактор телеканала "Доктор", соучредитель благотворительного фонда "Помогаем нашим" Эвелина Закамская отметила, что помощь участникам СВО и жителям новых регионов объединила многих людей. "Это просто наш гражданский долг", - подчеркнула она.
Об особенностях функционирования системы здравоохранения Донецкой Народной Республики в условиях военного конфликта на Донбассе в 2014-2023 гг. рассказала Ольга Николаевна Долгошапко, советник главы Донецкой Народной Республики.
"До 2014 г. в ДНР было создано 72 центра ПМСП с семейными врачами (это были отдельные от центральных районных больниц юридические лица), а участковая педиатрическая служба, существовавшая с советских времен, была ликвидирована. Начиная с 2014 г. резко возросло количество раненых и пострадавших, особенно в Славянске и Краматорске. К сожалению, военного госпиталя в ДНР не было, он был создан в 2014 г. на базе одной из городских больниц, врачи и медсестры оказывали там помощь бесплатно. Работу госпиталя поддерживали благотворительные фонды и организации, в том числе фонд "Доктор Лиза". В 2020-2022 гг. Минздравом России было поставлено медицинское оборудование на сумму более 2,6 млрд руб.
Проблемы, требующие решения:
1. Сегодня в ДНР доля детей составляет только 10%, катастрофически снижается количество родов, коэффициент фертильности составляет 0,8. Требуется специальная государственная программа по сохранению народа Донбасса.
2. Укомплектованность медицинским персоналом у врачей составляет 51%, у медицинских сестер - 64%. Сегодня главная проблема медицинского персонала - низкая оплата труда (не более 50 тыс. руб. при работе на 1,5 ставки и в сложных условиях). Важно повышать оплату труда медицинским работникам ДНР, при этом не только врачам хирургических специальностей, но и врачам первичного звена.
3. Необходимо восстановить и расширить реабилитационный центр для раненых, а также построить центр для детей-инвалидов (в ДНР 6 тыс. детей-инвалидов). Важно восстановить санаторно-курортные учреждения на Азовском побережье, хотя бы для военнослужащих.
4. Необходимо дифференцированно подходить к мобилизации и комиссованию (проведение военно-медицинской экспертизы) мирных жителей ДНР с хроническими заболеваниями, они могли бы быть очень полезными в работе гражданских служб.
5. Сегодня в ДНР надо применять временные СанПиНы для скорейшего ввода лечебных учреждений в работу".
Международное участие
Международная сессия "Здравоохранение многополярного мира: разнообразие форм с общей целью" прошла под эгидой Шанхайской организации сотрудничества и Постоянного комитета Союзного государства (Россия-Беларусь), в ее работе приняли участие гости из Беларуси, Бахрейна, Египта, Камбоджи и Казахстана.
Модератор сессии Марина Владимировна Велданова, директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления Сколково, проанализировала показатели здоровья населения стран - гостей конгресса "Оргздрав-2023": Республики Беларусь, Бахрейна, Египта, Камбоджи и Казахстана. Главный вывод из анализа этих показателей - здоровый образ жизни и достаточные государственные расходы на здравоохранение оказывают огромное влияние на ОПЖ.
Так, Бахрейн имеет самую высокую ОПЖ (78,8 года) благодаря следующим показателям (факторам), которые лучше, чем в рассматриваемых странах: более высокий ВВП на душу (в 1,6 раза выше, чем в РФ по паритету покупательной способности доллара - $ППС); самые высокие государственные расходы на здравоохранение на душу (на 15% выше, чем в РФ по $ППС); самое низкое потребление алкоголя на душу населения (в 9 раз ниже, чем в РФ, чистый спирт); самую низкую распространенность табакокурения (в 1,3 ниже, чем в РФ, доля среди взрослого населения) плюс морской климат со средиземноморской диетой.
При этом Россия и Беларусь имеют самые низкие показатели младенческой смертности - результат реализации специальных программ по материнству и детству в здравоохранении, а также наличия отдельной педиатрической службы, сохранившейся с советских времен.
Камбоджа и Египет имеют ОПЖ выше 70 лет благодаря тому, что их граждане ведут здоровый образ жизни, несмотря на более низкие ВВП и госрасходы на здравоохранение по сравнению с другими странами.
Елена Николаевна Кроткова, первый заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь, обозначила основные достижения здравоохранения Республики Беларусь в пандемийный и постпандемийный период, среди которых: внедрение в первичном звене социальных стандартов врача общей практики (ВОП); двукратный рост бюджета на здравоохранение по сравнению с 2019 г.; снижение коэффициента совместительства по всем направлениям, развитие медицинской науки - в здравоохранении самый высокий уровень защиты кандидатских и докторских диссертаций по сравнению с другими отраслями; рост объема белорусской фармацевтической промышленности в 2 раза и многие другие положительные результаты.
Ахмед Эль-Собки (HE Dr. Ahmed El-Sobky), заместитель министра здравоохранения и народонаселения Египта, рассказывает, что в стране реформы здравоохранения начались в 2018 г. и были связаны с необходимостью снижения высокой смертности от неинфекционных заболеваний (НИЗ), которая составляет >80% в структуре всех смертей; с низкой долей застрахованного населения (58%) и высокими личными платежами населения (>60% от всех расходов на здравоохранение), а также с фрагментацией в оказании медицинской помощи. Цель реформ - обеспечить 100% покрытие населения обязательным медицинским страхованием (ОМС). В 2018 г. в рамках реформы началась реализация программ по элиминации вирусного гепатита С, борьбе с НИЗ и снижению сроков ожидания хирургических вмешательств.
Для управления реформой вместо единого Министерства здравоохранения, которое ранее выполняло все функции, были организованы специальные управленческие структуры - орган управления по оказанию медицинской помощи, фонд ОМС и другие агентства: в сфере обращения лекарств, по аккредитации медицинских организаций и лицензированию медицинских работников, по проведению закупок для государственных нужд. Далее был создан Высший совет по подготовке медицинских кадров и управлению политикой в этой сфере. Министерство здравоохранения сохранило функции стратегического развития, проведения профилактики и контроля над другими агентствами в отрасли.
Тренды развития египетского здравоохранения: информатизация, дистанционный мониторинг здоровья сельского населения, повышение качества высшего и среднего медицинского образования, развитие медицинского туризма, охрана окружающей среды и санитария.
Хеса Субах Аль-Дозери (Dr. Hesa Subah AlDoseri), и.о. генерального директора, начальник отдела по надзору за медицинскими учреждениями, Национальный орган регулирования в сфере здравоохранения, Королевство Бахрейн: "Агентство NHRA было организовано в 2010 г. Это Высший совет в здравоохранении, обеспечивающий высокое качество медицинской помощи, безопасность пациентов и защиту их прав. Основные направления деятельности агентства - регулирование деятельности медицинских организаций и аккредитация медицинских организаций, лицензирование медработников, подготовка программ обучения, контроль качества проведения клинических исследований, расследование медицинских жалоб, контроль качества медицинских изделий и лекарственных препаратов, выдача разрешений на их использование в стране".
Игорь Юрьевич Федоров, руководитель высокотехнологичного направления Фонда Росконгресс отметил, что в рамках высокотехнологичного направления Фонда Росконгресс разрабатываются и внедряются в практику платформенные решения, которые позволяют моделировать и прогнозировать различные природные и технологические процессы. Например, платформа по образованию (сегодня реализуется Минобрнауки России и в ряде китайских университетов), платформа по управлению рисками в страховании, в частности в здравоохранении (реализуется в Бахрейне и в других странах Ближнего Востока).
Тхол Давин (Dr. Thol Dawin), заместитель директора Департамента профилактической медицины Министерства здравоохранения Камбоджи, рассказала о стратегии борьбы с пандемией COVID-19 Королевства Камбоджа. Несмотря на начальную неготовность страны к пандемии, дальнейшие меры: политическая воля, эффективное управление, широкая вовлеченность населения и общественных организаций - позволили провести масштабную вакцинацию и снизить потери. Главные уроки пандемии говорят о том, что для эффективного ответа на чрезвычайные ситуации (эпидемии) требуются лидер и единоначалие в управлении.
Гульнара Утепбергеновна Кулкаева, председатель Правления "Национального научного центра развития здравоохранения имени Салидат Каирбековой" Министерства здравоохранения Республики Казахстан: "Развитие системы здравоохранения Республики Казахстан происходит согласно утвержденным правительством “Концепции развития здравоохранения до 2026 г.”, Национальному проекту “Здоровая нация” и Национальному проекту “Модернизация первичного звена здравоохранения” (более половины населения Казахстана проживает в сельских районах). Цель этих проектов - увеличить ОПЖ с 74,4 года в 2022 г. до 75 лет к 2025 г., а также увеличить государственное финансирование здравоохранения до 5% ВВП.
В 2020 г. в Казахстане была внедрена система ОМС, что с 2019 до 2022 г. позволило увеличить финансирование бесплатной медицинской помощи в 2,5 раза. Ставка взноса на ОМС с ФОТ составляет 2% от работника и 3% от работодателя. Льготные категории граждан финансируются за счет государства.
В Казахстане более половины медицинских организаций в амбулаторном секторе частные. В сельской местности планируется создать современные межмуниципальные медицинские центры. В октябре 2023 г. в Астане будет проведена конференция по первичному здравоохранению, посвященная 45-летию Алма-Атинской конференции ВОЗ (во время этой конференции организация первичной медицинской помощи в Советском Союзе была признана лучшей в мире)".
Особые события конгресса
Премия "Оргздрав. Лидеры отрасли"
Второй год подряд в рамках конгресса "Оргздрав" проходит награждение финалистов Всероссийской премии "Оргздрав. Лидеры отрасли", в ходе которой отбираются наиболее успешные реализованные кейсы по организации здравоохранения со всей страны. Все работы проходят довольно строгий отбор в 3 этапа: модерация оргкомитета, открытое анонимное онлайн-голосование, экспертная оценка жюри по 8 критериям.
В этом году работы принимались в 5 номинациях, было подано 76 кейсов из 39 регионов страны, в финал вышли 18 проектов. Полный список финалистов, а также содержание работ доступны на официальном сайте премии (https://congress.orgzdrav.com/leader).
Поздравляем лидеров отрасли, занявших первые места в результате отбора.
В номинации "Стратегические решения по охране здоровья населения"
1-е место: ГБУЗ ТО "Областная больница № 3" (г. Тобольск) с проектом "Раннее выявление заболеваний на отдаленных территориях Вагайского района Тюменской области".
В номинации "Управление качеством медицинской помощи: изменение стереотипов"
1-е место: Клиника ранней реабилитации "Три сестры" (Московская область, г.о. Лосино-Петровский, дер. Райки) с проектом "Формирование системы обеспечения безопасности пациентов в реабилитационном стационаре".
В номинации "Общественные проекты и авторская журналистика"
1-е место: ГБУЗ Тюменской области "Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) с "Очерками о медицинских сестрах".
В номинации "Цифровая трансформация здравоохранения: интересные решения"
1-е место: Департамент здравоохранения ЯНАО с проектом "Цифровая перезагрузка: Ямал".
В номинации "Корифеи отрасли - рассказы о людях, служащих отрасли"
1-е место: Кира Евгений Федорович (РАГИН).
"Я была одним из экспертов. Когда читала все кейсы, не знала, кому поставить высший балл. Я так гордилась вами, коллеги! Понимая, в каких условиях вы работаете, зачастую с ограниченными финансовыми и кадровыми ресурсами, вы не опустили руки и нашли замечательные решения! Я знаю, что у нашего здравоохранения есть крепкие тылы. Нас не победить!" - подчеркнула Гузель Улумбекова, председатель Оргкомитета Конгресса.
Главные врачи выбрали обязательные книги для библиотеки медицинской организации
В ходе образовательной сессии участники дискуссии единодушно сошлись на том, что необходимо возрождать библиотеки профессиональной литературы в медицинских организациях, которые были бы доступны для врачей всех отделений. Топ-10 медицинских книг выбирали очные участники на выставочной экспозиции и онлайн-зрители на странице трансляции конгресса. Для отбора были представлены 30 книг издательства "ГЭОТАР-Медиа". Интересно, что по результатам голосования очных участников и онлайн-зрителей, а их в сумме было более 1000 человек, списки книг практически совпали. Приводим обобщенный список книг, которые, по мнению руководителей здравоохранения, будет полезно иметь в каждой медицинской организации:
1. Неотложная медицина. Оксфордский справочник. Рамраха П.С., Мур К.П., Сам А.Х.; пер. с англ.; под ред. И.П. Миннуллина.
2. Алгоритмы дифференциальной диагностики. Общие жалобы у взрослых пациентов. Фонг Н.; пер. с англ.; под ред. А.А. Скоромца.
3. Основы доказательной медицины. Гринхальх Т.; пер. с англ.; под ред. В.В. Власова.
4. Нутрициология и клиническая диетология. Национальное руководство. Под ред. В.А. Тутельяна, Д.Б. Никитюка.
5. Больничный лист в вопросах и ответах. Практическое руководство. Самойлова А.В., Шлык С.В., Шишов М.А.
6. Консультант за 5 минут. Под ред. Ф. Дж. Домино.
7. Инфекционные болезни с иллюстрациями Фрэнка Неттера. Под ред. Э.К. Йонг, Д.Л. Стивенса; пер. с англ.; под ред. Н.Д. Ющука, С.Л. Максимова.
8. Тактика врача-специалиста (серия книг).
9. Функциональная диагностика. Национальное руководство. Под ред. Н.Ф. Берестень, В.А. Сандрикова, С.И. Федоровой.
10. Интенсивная терапия. Марино П.Л.; пер. с англ.; под ред. А.И. Ярошецкого.
11. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации. Национальное руководство. Под ред. В.А. Епифанова, М.С. Петровой, А.В. Епифанова.
12. Начала военно-полевой хирургии. Под ред. М. Хана, Д. Нотта; пер. с англ.; под ред. И.М. Самохвалова, В.А. Ревы.