Рабочая встреча Президента РФ В.В. Путина с министром здравоохранения В.И. Скворцовой

ОРГЗДРАВ - 2016. - № 1. - С. 16-20.

Материал опубликован 10 марта 2016 г. на сайте Минздрава России

Источник: http://www.rosminzdrav.ru/news/2016/03/10/2828-rabochaya-vstrecha-prezidenta-s-ministrom-veronikoy-skvortsovoy

В. Путин: Вероника Игоревна, мы договаривались, что Вы мне расскажете о текущей ситуации, по результатам прошлого года и по результатам работы за I квартал, фактически - за два месяца. В. Скворцова: Спасибо, Владимир Владимирович.

Сегодня мы можем подвести предварительные итоги 2015 г., по результатам 12 мес, и оценить результаты января.

Хотелось бы отметить, несмотря на известные финансово-экономические колебания, нам уда­лось удержать те позитивные тенденции, которые в течение ряда лет развивались.

Важным положительным результатом стало дальнейшее и очень существенное снижение младен­ческой и материнской смертности. Младенческая смертность за 2015 г. снизилась на 12%, даже чуть больше, достигнув 6,5 на 1 тыс. младенцев, родившихся живыми, а в январе снизилась еще на 4,6% - до 6,2. Это абсолютный исторический минимум.

В. Путин: А в 2014 г. сколько было?

В. Скворцова: 7,4.

Важно отметить, что более чем в половине регионов (в 44 из 85) показатели младенческой смертности ниже средних по России; есть показатели лучшие в мире. Скажем, в Томской области -1,7, в Тамбовской и в Тульской - 2,3, в Кабардино-Балкарии - 2,9. Иными словами, около 20 регионов имеют показатели ниже 3,5-4. И это действительно очень хорошие показатели.

Материнская смертность тоже снизилась более чем на 11% и достигла исторического минимума.

Конечно, мы надеемся, что в 2016 г. построим 32 перинатальных центра в 30 регионах, мы за этим следим очень строго и постоянно. Мы надеемся, что к декабрю все строительства будут готовы. Это даст дополнительный мощный импульс дальнейшему развитию. Сейчас нет сомнений, что мы можем выйти на лучшие в мире показатели и по материнской, и по младенческой смертности.

Хотелось бы также отметить, что продолжительность жизни россиян увеличилась до 71,2 года, причем в большей степени у мужчин - на полгода за 2015 г. И хотя у нас пока сохраняется боль­шое различие по продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, оно сократилось. Если раньше оно превышало 11 лет - было 11,2, сейчас стало 10,8.

Прежде всего сокращение этого различия и увеличение продолжительности жизни возникли в связи со снижением смертности...

В. Путин: Пить стали меньше?

В. Скворцова: Отчасти да, потому что смертность трудоспособного населения существенно сни­зилась - в среднем на 4,5%. А это более 21 200 человек, и прежде всего мужчины в возрасте от 35 до 60 лет. Это огромный потенциал для дальнейшего снижения смертности, мы над этим работаем. Это формирование здорового образа жизни, снижение курения и бытового пьянства, а также ряд других факторов.

В. Путин: Курение, бытовое пьянство, условия труда, очень важна безопасность на дорогах, сво­евременное оказание медицинской помощи и профилактика, конечно.

В. Скворцова: Да. К счастью, сейчас наметилась положительная динамика всех показателей, о которых Вы говорили. Мы в этом направлении работаем дальше.

Хотелось бы отметить, что у нас по-прежнему проявляется тенденция к старению населения: 24% нашего населения - это лица старше 60 лет. Вклад в смертность старших возрастных групп составляет 74,5%. Я специально принесла карту распределения смертности. Регионы, в которых от­мечены максимальные показатели, [на карте] выделены красным цветом. И практически идентич­ная карта - карта с населением старше 60 лет, существенно превышающим, соответственно, другие регионы.

Таким образом, основным фактором, влияющим сейчас на показатели общей смертности, являет­ся старение населения. В этой связи мы провели очень жесткий анализ: как увеличить шаг в сниже­нии смертности, с тем чтобы старение не препятствовало бы снижению смертности и мы могли бы эти процессы - увеличение продолжительности жизни и снижение смертности - ускорить. У нас есть большой ресурс, и в этом направлении мы работаем.

В целом по году у нас снизилось число умерших на 2200 человек, это не очень много, но хочется отметить, что нам пришлось с очень большим трудом нивелировать тот подъем, который был в I квартале в прошлую гриппозную эпидемию.

В этом году мы благополучно прошли через эпидемию, с минимальными потерями. Уже за январь у нас снижение умерших - более чем на 5000 человек. Поэтому есть надежда, что в этом году мы без дополнительных препятствий будем достаточно твердо идти в правильном направлении снижения смертности.

Владимир Владимирович, мне хотелось бы подчеркнуть, что мы особое внимание уделяли повы­шению доступности медицинской помощи разных видов.

В. Путин: Здесь очень важно и лекарственное обеспечение, и мы еще поговорим об этом се­годня. Особенно в сложные периоды, гриппозные. Вы мне уже об этом докладывали, прошу Вас по­том вернуться к этому.

В. Скворцова: Да, обязательно.

Нам удалось достаточно резко увеличить объем по оказанию высокотехнологичной помощи.

Поручение Вы нам давали в 2014 г. В 2013 г. у нас объем был 505 тыс. человек, сейчас - уже свыше 816 тыс., т.е. мы увеличили этот показатель более чем в 1,5 раза. При этом хотелось бы отметить, что высокотехнологичная помощь стала более разнообразной, она пополняется действительно вы­сокими технологиями, самыми современными.

Кроме того, она не только сфокусирована в федеральных учреждениях, но и достаточно широко оказывается в субъектах Федерации.

Хотелось бы сказать, что в этом году мы впервые вышли на более чем 120 тыс. стентирований, причем уже более 20% больным с острым коронарным синдромом без всяких очередей, в экстрен­ном порядке в течение первых 3 ч с момента госпитализации проводят стентирование.

В. Путин: Хорошо, что сейчас это появилось в регионах.

В. Скворцова: И если брать, скажем, такие плановые виды помощи, как трансплантация, более 80% трансплантаций почек проходят уже в региональных клиниках, а не в федеральных.

Наряду с высокотехнологичной помощью мы большое внимание уделяли повышению доступно­сти первичной и скорой медицинской помощи. Это была достаточно серьезная проблема, особенно в регионах с низкой плотностью населения и плохой транспортной инфраструктурой. Поэтому, во-первых, мы полностью пересмотрели советские нормативы, которые работали до 2015 г., и сдела­ли все требования по доступности скорой помощи более гибкими.

Они основываются теперь не только на численности проживающего населения в том или ином населенном пункте, но и на предельном времени ожидания медицинской помощи, на возможностях транспортной инфраструктуры (ближайшее расстояние до медицинской организации). Фактически это комплексный подход, который позволил нам создать геоинформационную карту для всей страны, для каждого региона.

Нанеся на эту карту все населенные пункты с реальной численностью, всю транспортную инфра­структуру, мы в интерактивном режиме теперь можем отследить и всю медицинскую инфраструктуру. А это позволяет нам на примере каждого региона анализировать доступность медицин­ской помощи, самой разнообразной, и проводить работу над ошибками, устраняя те нюансы, которые есть, а там, где нужно, развивать точечную выездную форму работы.

В. Путин: А что делается для увеличения доступности медицинской помощи на селе?

В. Скворцова: Хотела бы сказать, что, во-первых, за последние два года в стране открыты не­сколько модульных производств. Это достаточно дешевые, но очень качественные фельдшерско-акушеские пункты (ФАПы) и фельдшерские пункты разного метража с учетом проживания или не­проживания фельдшера. Мы строим достаточно много, около 500 ФАПов в год, причем они есть практически во всех регионах.

Конечно, трудно компенсировать тот износ по старой инфраструктуре, который накопился за де­сятилетия. Но именно поэтому мы сейчас фактически точечно, для каждого региона, определяем, где нужно обновить инфраструктуру, а где можно обойтись мобильными передвижными комплексами, если они будут приходить регулярно - не реже двух раз в год - для всеобщего профилактического обследования населения.

Кроме того, особое внимание уделено экстренной медицинской помощи, чтобы независимо от места проживания человек мог менее чем за 20 минут вызвать и получить скорую помощь.

И наши геоинформационные ресурсы позволяют спланировать развитие инфраструктуры и ак­тивности на местах прежде всего для сельской местности.

Кроме того, в 2015 г. мы впервые стали прикреплять население не к конкретным медицинским организациям, а к конкретным врачам или фельдшерам, если речь идет о сельской местности. И более 97% населения, а сейчас это уже 144 млн человек, уже приписаны к конкретным медицин­ским работникам.

Это позволило нам начиная с марта 2015 г. мониторировать работу каждого из 60 тыс. участков и анализировать работу каждого участка по числу смертей за неделю, количеству вызовов "скорой помощи", в том числе необоснованных, количеству экстренных госпитализаций. И в ближайшее вре­мя мы опубликуем рейтинг качества работы терапевтических участков. Это позволяет нам точечно дотягивать определенные районы и принимать меры вместе с регионами для повышения качества и доступности медицинской помощи.

На наш взгляд, здесь есть достаточно серьезные подвижки. Хотя, конечно, на сегодняшний день система пока не совсем совершенна, и можно привести массу негативных примеров, которые еще есть в регионах. Постараемся системно, шаг за шагом их исправить.

Немного о доступности лекарственных препаратов. За январь и февраль цены на жизненно важ­ные препараты повысились на 0,4%, в несколько большей степени повысились цены на дешевый сегмент, лекарства до 50 рублей за упаковку, - на 0,7%.

В. Путин: Это же в основном отечественные препараты.

В. Скворцова: В основном отечественные препараты.

В. Путин: А почему же на отечественные идет повышение?

В. Скворцова: Если вспомнить первые два месяца прошлого года, тогда повышение составило 5,5%, т.е. более чем в 10 раз. Если опять-таки сравнивать это с рыночным сегментом, там повы­шение существенно превышающее. То есть 0,4% - это достаточно стабильная цена, которая на по­требительской возможности населения не сказывается.

Мы очень внимательно контролируем ассортиментную доступность, потому что были сигналы, что в конце года были перебои с определенными лекарствами, относящимися к дешевому сегменту.

На сегодняшний день из отечественных дешевых препаратов выпадения, с точки зрения между­народных непатентованных наименований (МНН), нет вообще, и ассортимент стабильный, но на 2,5% снизилось количество торговых форм.

С точки зрения медицинской помощи это не только не критично, это никак не снижает качество помощи, потому что достаточно много аналогов по всем МНН, которыми можно легко заменить от­сутствующие препараты.

Если говорить об импортных препаратах дешевого сегмента, там выпадение более существенное, снижение на 18% и в ассортиментном, и в ценовом выражении. Имеется в виду рынок дешевых пре­паратов в целом. Но поскольку мы держим весь спектр МНН стабильным, по сути, речь идет о пере­распределении рынка дешевых препаратов с акцентом на отечественные препараты.

По данным маркетинговых компаний, которым мы специально заказывали исследования, какого-то сокращения коммерческого рынка препаратов нет.

В. Путин: Несколько лет назад мы создали программу развития отечественной медицинской и фармацевтической промышленности. Сколько мы выделили? 156 или 186 млрд? Помните? Значи­тельные средства. Как эта программа работает? Результаты какие?

В. Скворцова: Это программа Министерства промышленности и торговли, но мы очень тесно об­щаемся.

В. Путин: Вы же потребители результатов работы.

В. Скворцова: Владимир Владимирович, хотелось бы сказать, что на первых этапах, в первые годы реализации программы речь в основном шла о локализации производств, причем поверхност­ной локализации.

В. Путин: Там были цели и свои формулы - иметь и развивать на собственной базе, в общем, создавать основу фармацевтики, именно промышленности.

В. Скворцова: За последние 3 года около 70 отечественных производств было развито. Сейчас речь идет уже о полноцикловом производстве, о глубокой локализации и об оригинальных препара­тах тоже. Поэтому положительная динамика налицо.

Я докладывала Вам по перечню жизненно важных препаратов - их 23,5 тыс. торговых наимено­ваний, 646 МНН. Если взять весь спектр торговых препаратов, 81% уже в том или ином виде произво­дится на территории Российской Федерации. Из них по полному циклу, я имею в виду производство субстанции или изменение субстанции, - где-то 67%. Пока еще достаточно большая доля, так ска­жем, поверхностно локализованных производств.

В. Путин: По субстанциям - 67%. А сколько было, скажем, лет 5 назад?

В. Скворцова: Совсем ничего, какие-то копейки. Могу ошибиться, но менее 10%.

В. Путин: То есть отечественное производство существенно выросло.

В. Скворцова: Да.

Нас волнует проблема, которая сводится к тому, что население сейчас меньше тратит собствен­ных ресурсов для получения лекарств в амбулаторном сегменте: по данным социологических опро­сов, примерно на 11%. И в этой связи падает приверженность к лечению, в том числе пациентов из тех групп, которым нужна непрерывная терапия в течение 1-2 лет: после операций на сосудах самых разнообразных, в том числе аортокоронарного шунтирования, стентирования или после инфарктов и инсультов, для предотвращения рецидивов.

В этой связи мы разработали программу и провели пилотный проект по частичному государ­ственному возмещению стоимости этих лекарств.

В. Путин: Правильно. В современных условиях, когда реальные доходы снижаются, а стоимость препаратов, хоть и незначительно в этом году, а в прошлом году значительно, растет, ничего удиви­тельного нет - людям финансово тяжело.

В. Скворцова: Да. Хотелось бы помогать. Тем более что экономия будет очень большая даже при отсутствии повторных тяжелых заболеваний, на которые мы тратим несколько сот тысяч рублей на одного пациента. Поэтому здесь и прямая будет экономия, и непрямая.

В. Путин: Так, еще раз: в чем предложение заключается?

В. Скворцова: В том, чтобы уже в бюджете 2017 г. в Фонде обязательного медицинского стра­хования предусмотреть, в общем, небольшую сумму, для того чтобы дифференцированно, в за­висимости от собственной мотивации человека на постоянное лечение, компенсировать часть стоимости лекарств.

В. Путин: Сколько это примерно?

В. Скворцова: Если говорить о тех 120 тыс. человек, которые прошли стентирование, 100% ле­чения на 1 год стоит 4,7 млрд руб. Если исходить из того, что мы хотя бы 50% будем компенсировать, это для страны в целом не очень, так скажем, большая сумма, но она решает проблему: мы на 50% как минимум уменьшим повторные сосудистые события.

В. Путин: Это 2 млрд с небольшим?

В. Скворцова: Да. Если это будет возможно, мы бы хотели внести отдельное предложение по этому проекту.

В. Путин: Подготовьте это предложение. Но уже сейчас нужно обсуждать, имею в виду, что рабо­та над бюджетом 2017 г. уже практически начинается.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»