Управление качеством медицинской помощи в РФ: от планирования до улучшения Часть I. Планирование качества медицинской помощи в РФ: анализ действующей нормативной базы и показатели качества медицинской помощи (Продолжение)

4. Действующие нормативные акты часто отменяются, взамен вводятся новые другого содержания. Например, за 2015-2016 гг. были отменены 3 приказа Минздрава по вопросам контроля КМП (приказ Минздрава России от 31.10.2013 № 810а "Об организации работы по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципаль­ных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения"; приказ Минздрава России от 12.09.2014 № 503 "Об организации работы по формированию рейтингов госучреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохране­ния"; приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи"). Это говорит об отсутствии продуманной политики по этому вопросу.

5. Большинство показателей КМП (кро­ме показателей оценки медицинских услуг по­требителем) не сопровождается методиками измерения, т.е. каждый регион будет измерять КМП исходя из собственных представлений, что сделает результаты такого контроля не сопо­ставимыми между субъектами РФ и отдельными МО. Целевые значения большинства показа­телей КМП не установлены на федеральном уровне, что делает их применение бессмыслен­ным, поскольку непонятно, к чему стремиться. Более того, предложенные в ПГГ показатели не соответствуют принятым в большинстве развитых стран, в основном они содержат по­казатели, оценивающие состояние здоровья населения и недостаточные для оценки каче­ства, безопасности и эффективности медицин­ской помощи (подробно см. табл. 2). Например, в системе показателей, предложенных в рамках ПГГ, нет ни одного показателя по безопасности медицинской помощи (инфекционные ослож­нения после операционных вмешательств). В приказе Минздрава от 28.06.2013 № 421по оценке эффективности (результативности) деятельности МО и их руководителей и работников ни один показатель не отражает эффективность деятельности МО (с точки зрения достижения оптимального результата за имеющиеся сред­ства). Часть представленных показателей не за­висит от деятельности руководства МО. Напри­мер, достижение показателя по соотношению заработной платы по всем категориям работни­ков со средней заработной платой в субъекте зависит от объема государственного задания. И если этих средств недостаточно, руковод­ство будет вынуждено или наращивать объ­ем платных услуг в учреждении, или увольнять персонал. Соответственно, не будет выполнен показатель по укомплектованности врачебным персоналом. В приказе Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан вместо показателей (кри­териев) просто представлен перечень обяза­тельных действий врачей на рабочем месте.

А в Приказе Минздрава России от 15.07.2016 № 520н, который вступает в силу с 2017 г., даны избыточные показатели оценки процесса ока­зания медицинской помощи и нет ни одного по­казателя для оценки результатов медицинской помощи.

Выводы

Действующая нормативная база по вопро­сам управления КМП неполная, противоречивая, сконцентрирована только на его контроле. Как следствие, на ее базе нельзя создать единую систему обеспечении КМП в РФ. Регламентиру­емый нормативной базой контроль КМП избыто­чен, виды контроля не согласованы между собой и не соответствуют международным нормам. Необходимо принять срочные меры по актуали­зации нормативной базы по вопросам КМП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стародубов В.И., Улумбекова Г.Э. Здравоохра­нение России: проблемы и решения // ОРГЗДРАВ: но­вости, мнения, обучение". 2015. № 1. С. 12-27.

2. A new, evidence-based estimate of patient harms associated with hospital care / ed. by John T. James // J. Patient Safety. 2013. Vol. 9 (N 3). P. 122-128. Электронныйдоступ: http://www3.med.unipmn.it/papers/2013/LWW Journals/2013-12-06_lww/A_New,_Evidence_based_ Estimate_of_Patient_Harms.2.pdf

3. http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/kriterii

4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Краткая версия 2-го изд. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. 144 с.

5. Методические рекомендации по порядку фор­мирования и экономического обоснования территори­альных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи" (утв. Минздравом РФ от 28 августа 2001 г. № 2510/9257-01, ФОМС № 3159/40-1).

6. Какорина Е.П., Александрова Г.А., Поликар­пов А.В., Голубев Н.А., Огрызко Е.В. Алгоритмы расчета основных показателей деятельности медицинских организаций : метод. рекомендации. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. 400 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»