Безопасность пациентов

ОРГЗДРАВ - 2016. - № 2. - С. 82-84.

Человечество на протяжении всей своей истории не могло обходиться без лекарств. Первые люди, по всей видимости, интуитивно предпринимали поиски в окружающей их природе веществ, облегчающих страдания при заболеваниях и травмах. Позднее, с возникновением религии, приме­нение лекарств стало носить мистический характер. Использовалось большое количество магиче­ских формул, заклинаний и обрядов, выполнение которых должно было сопровождать изготовление и применение лекарства. Документальные сведения об использовании лекарственных средств да­тируются 16 в. до н.э. В древних папирусах описаны слабительные средства из клещевины, мяты и др. В Древнем Египте и странах Древнего Востока основные приемы изготовления лекарственных препаратов были сходны с приемами приготовления пищи: измельчение, вымачивание, отваривание, сушка и прочие.

...В I в. н.э. в Риме появились энциклопедические труды Авла Корнелия Цельса и Плиния Стар­шего, содержащие сведения по медицине, способы приготовления лекарств. Причина составления труда состояла в желании независимости "от обманов врачей", которые нередко "продавали самые дешевые лекарства за огромные деньги". Кроме того, "некоторые врачи. недомогания, которые можно было бы устранить за несколько дней или даже часов, растягивали на длительное время, что­бы дольше иметь доход от больных, считавших свое положение тяжелым". В I в. н.э. древнеримский врач Диоскорид Педаний в сочинении "О лекарственных средствах" описал все известные к тому времени лекарства растительного, животного и минерального происхождения, сгруппировал свыше 500 растений по морфологическому признаку. Крупнейший врач Древнего Рима Гален (130-200 гг.) обобщил представления античной медицины, включая описания лекарств в виде единого учения, которое оказало большое влияние на развитие естествознания вплоть до XV-XVI вв. Как видим вы­сокие этические позиции поведения врача (клятва Гиппократа - V-IV вв. до н. э., который не дол­жен использовать знания и лекарства во вред человеку), медицинская практика в Древнем Риме не всегда соответствовала этим принципам. Более того, имевшие место случаи шарлатанства, обмана приводили к неблагоприятным последствиям в медицинской практике.

http://izh.sudmed.ru/d/mono2014.pdf

...В соответствии с уровнем медицины XII-XIII вв. древнерусские врачи занимались главным образом терапией, широко используя в качестве лекарственных средств и отечественную флору, и привозные лекарства. Средневековые терапевты представляли основную тогда медицинскую спе­циальность. Но можно с уверенностью утверждать, что в Древнерусском государстве существовала и хирургия: специалисты-хирурги занимались оперативным лечением, оказывали помощь при раз­личных ранениях и травмах, при заболеваниях, считавшихся тогда хирургическими. Историк меди­цины Н.А. Богоявленский, специально изучавший древнерусское врачевание, считал, что это были ранения, переломы, вывихи, "расшибение с коней", "притрение возом", "хапление" (растерзание) зверем, "убиение скотом", "подавление кусом", "ожары" (ожоги), "камчюг" (мочепузырные камни), "гвор", "пузырь", "кила" (пахово-мошоночная грыжа), "недуг, егда в очи власы врастають" (трихиаз) и др. Конечно, самыми частыми были различные повреждения, боевые травмы, раны. Лечением всей этой, говоря по-современному, хирургической патологии занимались и лечцы - тогдашние врачи общей практики, и специалисты-хирурги - в Древнерусском государстве их называли резалниками, рукоделниками, врачами рукодельными. Врачи назывались резалниками, так как им приходилось ножом удалять "ушибеные" части тела. Впрочем, процесс дифференциации врачебных специально­стей шел уже тогда, свидетельством чему было существование "узких специалистов" - зубоволоков (зубных врачей), кровопусков и рудометов (они пускали кровь), затем кильных мастеров (они лечили грыжи), очных, чечуйных (они занимались геморроем) и др.

...Становление единой русской национальной культуры, происходившее в XIV-XVI вв., сопровож­далось ростом научных знаний, просвещения, проникновением к нам самых различных произве­дений, в том числе книг естественно-научного и медицинского содержания. Об уровне медицины и хирургии в России в XIV-XVI вв. свидетельствуют дошедшие до нас старинные рукописи. Тако­ва найденная в православном Кирилло-Белозерском монастыре рукопись "Галиново на Ипократа" (комментарии Галена к сочинениям Гиппократа), написанная в XIV-XV вв. Рукопись эта была пред­назначена тем русским лекарям, которые занимались медицинской практикой. Не важно, кем они были, учеными монахами или профессиональными лекарями, - действовать они должны были в духе высказываний Гиппократа.

...Медицинская, в том числе хирургическая, помощь простому народу, в частности лечение ран, в какой-то мере обеспечивалась законодательно. Об этом свидетельствует "Судебник" 1589 г., пред­назначенный, по словам Б.Д. Грекова, "специально для суда среди крестьянства северных черно­сошных волостей". В ст. 53 "А о изъедистой лихой собаке" говорилось: "А у кого во дворе или под окном на улице и в ызбе собака изъест стороннего человека, ино чем тот раненой пожалует, или кормить и поить и рана личить покаместа изживет, тому на дому своем, чья собака". Иными словами, пострадавший мог по приговору есть, пить и, самое главное, лечить рану за счет хозяина покусавшей его собаки, в его доме.

Мирский М.Б. История медицины и хирургии : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образ. М., 2010. 528 с.

С самого начала человеческой цивилизации известны яркие примеры принципиального отно­шения представителей государственной власти к действиям врачей, в результате которых причинен вред пациенту. О последствиях такого вреда говорится во многих древних и средневековых право­вых источниках. Так, параграфы 218-220 Свода законов вавилонского царя Хаммурапи (приблизи­тельно 1750-е гг. до н.э.) устанавливали: "§ 218. Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки. § 219. Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба. § 220. Если он вскрыл ему бельмо бронзовым ножом и выколол ему глаз, то он должен отвесить се­ребром половину его покупной цены".

Эта тема ввиду ее особого значения и в связи с влиянием врачебных ошибок на судьбы людей из любых социальных групп, независимо от их положения в обществе и имущественного статуса, привлекала внимание множества исследователей. Как отмечает Бенито Нарей Рамос Домингез, в древнем мире использовалась фраза "Primun поп nocere" - "Прежде всего не навреди", выражавшая должную медицинскую гуманность и характеризовавшая необходимость избегать неправильных действий. В таких государствах, как Древний Египет и Древняя Индия, специальные чиновники на­блюдали за соблюдением требований в области оказания медицинской помощи.

В XIII в. одна из первых в мире медицинских школ в Салерно (Италия) установила правила по лечебной работе, предусматривавшие элементы независимого внешнего контроля и оценки качества медицинской помощи.

В 1865 г. сестра милосердия, основательница первой в мире школы медсестер и известный обще­ственный деятель Великобритании того времени, Флоренс Найтингейл подняла вопрос о проблеме заболеваний, непосредственно связанных с результатами лечения.

В 1910 г. известный профессор медицины и реформатор здравоохранения в США Абрахам Флекснер свой доклад Конгрессу США посвятил проблеме низкого качества стационарной медицинской помощи и обучения врачей, предложив меры по улучшению системы здравоохранения...

http://www.state-religion.ru/files/Ponkina_A_Medical_error.pdf

Подготовила Ольга Попова (Москва)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»