Непрерывное медицинское образование в России: что уже сделано и пути развития

РезюмеВ данной статье тема непрерывного медицинского образования (НМО) обсуждается в двух плоскостях: с одной стороны представлены итоги развития НМО в России, с другой - перечислены вопросы, которые необходимо обсудить со всеми заинтересованными сторонами. Предложено создать Совет по НМО при Национальной медицинской палате, который будет определять дальнейшее развитие НМО в России. Подчеркивается, что в состав этого Совета должны войти представители всех медицинских профессиональных некоммерческих обществ, в том числе не являющиеся в данный момент членами НМП. В рамках Совета предлагается организовать отдел по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов установленным стандартам.

Ключевые слова:непрерывное медицинское образование, повышение квалификации, аккредитация медицинских кадров

ОРГЗДРАВ - 2016. - № 3-4. - С. 37-49.

Сокращения
МПНКО - медицинское профессиональное некоммерческое общество
НКО - некоммерческая организация
НМО - непрерывное медицинское образование
НМП - Национальная медицинская палата
НП - некоммерческое предприятие

О координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования

Координационный совет по развитию не­прерывного медицинского и фармацевтического образования (далее - Совет) был создан в рам­ках соглашения между Минздравом России и Некоммерческим предприятием "Национальная медицинская палата" (приказ Минздрава России от 18.02.2013 № 82). Приказом № 83 определен состав Совета, в него вошли представители все­российских профессиональных обществ по спе­циальностям, а также руководители медицинских вузов и Минздрава России. Сопредседателями Совета стали президент НМП Леонид Михайлович Рошаль и первый заместитель министра здраво­охранения Игорь Николаевич Каграманян.

Для обеспечения эффективной работы Совета на первом заседании были созданы следующие рабочие органы:

Рабочая группа 1 - по разработке норматив­ных документов по развитию НМО и проведению пилотных проектов (руководитель - А.А. Свис­тунов).

Рабочая группа 2 - по методологии создания учебных и контрольно-измерительных материа­лов (руководитель - А.Г. Чучалин).

Рабочая группа 3 - по внедрению иннова­ционных образовательных технологий в НМО (руководитель - Г.Э. Улумбекова).

Комиссия по оценке соответствия образо­вательных мероприятий и материалов для НМО установленным требованиям (руководитель -Н.Д. Ющук, ответственный секретарь - З.З. Балкизов).

В рамках деятельности Совета рабочие груп­пы подготовили следующие документы:

1. Методические рекомендации по реали­зации модели отработки основных принципов НМО для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций.

2. Методология создания контрольно-изме­рительных материалов.

3. Методология создания клинических реко­мендаций.

4. Методология создания электронных обра­зовательных модулей.

5. Проект приказа Минздрава России "О мо­дели отработки основных принципов НМО с уча­стием МПНКО".

6. Требования к образовательным меропри­ятиям и материалам.

7. Порядок проведения оценки образова­тельных мероприятий на соответствие установ­ленным требованиям.

Со всеми вышеперечисленными документами можно ознакомиться на сайте www.sovetnmo.ru. В 2013-2014 гг. заседания Совета проводились не реже 1 раза в квартал, на заседаниях обсуж­дались проекты документов, промежуточные этапы реализации пилотного проекта по внедре­нию НМО в РФ и предложения по совершенство­ванию этой системы.

Основные принципы реализации непрерывного медицинского образования в пилотном проекте

По инициативе НМП, с 2013 г. по настоящее время проводится проект по отработке основных принципов НМО с участием профессиональных некоммерческих организаций, который коорди­нируется Советом.

Проект реализуется согласно приказу Мин­здрава России от 11.11.2013 № 837 "Об утверж­дении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского обра­зования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием обще­ственных профессиональных организаций". В 2013-2015 гг. проект реализовывался 15 об­разовательными организациями Минздрава России и 12 МПНКО по специальностям (на ос­новании договоров о сетевой форме реализа­ции образовательных программ с вузами). Об­разовательные программы продолжительностью 144 ч реализовывались совместно вузами (108 ч) и НКО (36 ч), при этом не менее 50% программы -с использованием дистанционных образователь­ных технологий. 1 ч образовательной активности приравнивался 1 кредиту (баллу). Участники про­екта принимали участие на добровольной основе. Для них был разработан электронный портал (www.sovetnmo.ru.), на котором они могли за­полнять свой индивидуальный план обучения (портфолио), получать доступ к электронным мо­дулям, а также информацию об образовательных мероприятиях.

Медицинские профессиональные неком­мерческие организации предоставляли 2 вида образовательной активности: образовательные мероприятия и электронные учебные матери­алы (электронные модули). Организаторами образовательных мероприятий выступали раз­личные поставщики медицинских услуг, реко­мендованные профессиональными НКО. Всего с 1 декабря 2013 г. по 29 января 2015 г. было зарегистрировано 234 мероприятия. Образова­тельный портал и электронные учебные матери­алы для участников проекта были подготовлены членом - учредителем НМП - Ассоциацией ме­дицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК). АСМОК за счет собственных средств разработала электронные модули с участием отечественных авторов, а также провела работу по переводу на русский язык и адаптации 200 модулей для врачей первичного звена по лицензионному договору с Британской медицинской ассоциацией (BMJ-Learning).

В проекте на добровольной основе участво­вали 492 врача первичного звена из 12 регионов Российской Федерации. Из них 154 участника набрали свыше 36 ч со средним результатом 47 ч в год. Около 100 участников не заполнили элек­тронное портфолио на портале Совета. Это коли­чество соответствует доле участников, которые при анонимном анкетировании отметили сла­бое владение информационными технологиями и отсутствие доступа в Интернет. В то же время большое число врачей - участников проекта ста­ли использовать информационные технологии благодаря тому, что приняли в нем участие.

В 2015 г. реализация этого проекта была продолжена в соответствии с приказом Мин­здрава России от 09.06.2015 № 328 "О вне­сении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.11.2013 № 837 "Об утверждении Поло­жения о модели отработки основных прин­ципов непрерывного медицинского образо­вания для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей об­щей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организа­ций"". Пункт 7 Приложения 1 этого приказа декларирует, что проект реализуется с 1 де­кабря 2013 г. по 31 декабря 2020 г. в соот­ветствии с установленным приказом планом-графиком.

Приказ № 328 расширил перечень медицин­ских специальностей, которые могут принимать участие в проекте. Это привело к взрывному ро­сту количества врачей-участников. Так, в 2015 г. их было около 10 тыс., в 2016 г. - уже 90 тыс. врачей.

Для координации работы вузов и професси­ональных организаций в системе НМО силами АСМОК был разработан второй портал для непре­рывного медицинского образования с расши­ренными функциями - www.edu.rosminzdrav.ru. Этот портал передан для дальнейшего обслу­живания и развития РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. На портале регистрируются все виды образовательной активности врачей в рамках НМО, включая вузовский компонент и компонент, предоставляемый профессиональ­ными медицинскими обществами и другими по­ставщиками образовательных услуг.

Работа Комиссии по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов для непрерывного медицинского образования установленным требованиям

В рамках проекта вся образовательная ак­тивность (мероприятия и модули), предостав­ляемая профессиональными обществами, проходит оценку на соответствие установленным требованиям. С 2013 г. по настоящее время оценка проводится Комиссией Координацион­ного совета по развитию непрерывного меди­цинского и фармацевтического образования. Деятельность комиссии координируется секре­тариатом и техническими работниками, функци­онирующим на базе АСМОК. Это 3 специалиста, работающие на основе полной занятости, про­граммист - 0,5 ставки, и менеджер портала -0,5 ставки.

Заявки на оценку принимаются от организато­ров мероприятий без каких-либо дискримини­рующих ограничений. Оценка проводится на со­ответствие требованиям, установленным Коор­динационным советом (протокол № 4 от 26.09.2013).

Первый этап оценки - проверка документов, подтверждающих существование юридического лица и наличие видов деятельности, связанных с образованием или организацией мероприя­тий, а также других формальных требований. Для разработчиков электронных модулей суще­ствуют дополнительные технические требова­ния (для совместимости с порталом Совета).

Второй этап - направление заявок по ме­роприятиям и материалам для рецензирования во всероссийское МПНКО по соответствующей специальности, где они рассматриваются экс­пертом. В настоящее время в рецензировании участвуют более 600 экспертов. В то же время рецензирование является наиболее длитель­ным этапом оценки, так как оно проводится на безвозмездной основе. Кроме того, в некоторых случаях Комиссия сталкивается с недобросо­вестной оценкой, причинами которой становят­ся попытки монополизации права проведения мероприятий для НМО со стороны отдельных профессиональных обществ. Вся процедура оценки проводится Комиссией исключительно на безвозмездной основе для всех участников. Финансирование секретариата и портала Со­вета осуществляются из собственных средств АСМОК.

В 2015 г. Комиссия провела оценку 574 меро­приятий и 134 электронных учебных материалов. В связи с расширением перечня специальностей, по которым проводится обучение в рамках проекта в 2016 г., количество заявок превысило 600 в месяц. Для решения сложившихся проблем (слабая мотивация рецензентов, больший поток заявок на оценку соответствия от поставщиков образовательных услуг, что требует дополнитель­ного штата сотрудников, а также претензии на монополию образовательных услуг со стороны отдельных МПНКО) мы считаем, что работу Ко­миссии Координационного совета необходимо реорганизовать. Для этого предлагаем выделить функции по оценке соответствия мероприятий и материалов из Координационного совета и пере­дать их НП "Национальная медицинская палата". Это можно сделать в рамках соглашения о сотруд­ничестве между Минздравом России и НМП.

В НМП для реализации функции оценки соответствия образовательных мероприятий и материалов для НМО необходимо создать Со­вет по НМО, в составе которого обеспечить рав­ное представительство всех профессиональных обществ по специальностям. Создание такого органа при НМП соответствует международной практике и позволит заключать международные соглашения о взаимном признании мероприятий для НМО со странами ЕС и Северной Америки.

Актуальные вопросы дальнейшего развития непрерывного медицинского образования в РФ

"На новый уровень мы выводим и обучение - благодаря порталу непрерывного медицинского образования. На нем в ближайшие годы будет размещено около 2 тыс. учебных модулей для повышения квалификации по всем врачебным специальностям. К 2018 г. повышение квалификации с использованием этих модулей должно пройти не менее 260 тыс. врачей".

Председатель Правительства РФ

Д.А. Медведев, 30 сентября 2016 г.

Предполагается, что развитие системы НМО будет включено в приоритетные направления развития здравоохранения на ближайшие годы. Участие МПНКО в НМО предусмотрено приказами Минздрава России (№ 82 и 83 от 18.02.2013). Также в целях повышения качества и ускорения работ по внедрению НМО 24.03.2016. Минздра­вом РФ руководителям МПНКО было направлено письмо № 16-2/10/2-1766 за подписью заместите­ля министра здравоохранения И.Н. Каграманяна (см. на сайте www.sovetnmo.ru).

Однако сегодня целый ряд вопросов по даль­нейшему развитию НМО требуют совместного обсуждения всех заинтересованных сторон. Часть из них обсуждалась 29 сентября 2016 г. на круглом столе "НМО. Взаимодействие професси­онального сообщества, индустрии и провайде­ров образовательных услуг". Этот круглый стол состоялся в рамках VII Международной конфе­ренции "РОСМЕДОБР-2016" с участием предста­вителей МПНКО и образовательных медицинских организаций.

Главное, что все участники круглого стола единодушно согласились, что цель внедрения НМО - повышение качества медицинской помощи путем совершенствования уровня ква­лификации медицинских и фармацевтических работников, в этой связи все принимаемые ре­шения должны быть направлены на ее дости­жение. В ходе заседания круглого стола были высказаны следующие предложения по 6 наи­более актуальным вопросам.

1. По вопросу об информировании меди­цинских работников о порядке аккредитации и реаккредитации и новых правилах повыше­ния квалификации (НМО):

Состояние вопроса: в адрес Комиссии по оценке соответствия образовательных мате­риалов и мероприятий Координационного совета НМО (далее - Комиссия) поступают многочис­ленные вопросы о новых правилах аккредита­ции и прохождения НМО.

Предложено:

после выхода новой редакции приказа Минздрава России № 66н "Об утвержде­нии порядка и сроков совершенствова­ния медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополни­тельным профессиональным программам в образовательных и научных организа­циях" (в настоящий момент находится на рассмотрении в Правовом департаменте Минздрава России), направить его вместе с другими методическими материалами на имя руководителей МПНКО;

включить темы о порядке аккредитации и реаккредитации специалистов и новых правилах НМО в повестку дня съездов, конференций и заседаний МПНКО;

провести цикл обучения по вышеназван­ному вопросу для кадровых служб орга­нов управления здравоохранением субъ­ектов РФ и представителей МПНКО.

2. По вопросу этического участия произ­водителей медицинских изделий и фарма­цевтических препаратов (далее - индустрия) в финансировании образовательных меропри­ятий НМО.

Состояние вопроса: в адрес Комиссии от врачей поступают многочисленные жалобы на ре­кламное содержание образовательных меропри­ятий и материалов. В развитых странах участие индустрии регулируется этическим кодексом.

Предложено:

исключить любую рекламу в системе НМО и обеспечить прозрачность участия ин­дустрии в НМО. За основу требований участия индустрии в НМО взять проект этических требований, разработанный Ас­социацией международных фармацевти­ческих производителей - AIPM (см. в При­ложении 2 и на сайте www.sovetnmo.ru). Условие участия индустрии - их согласие и готовность к сотрудничеству в соответ­ствии с названными этическими требова­ниями.

3. По вопросу скорости и качества рас­смотрения заявок от провайдеров (разработ­чиков) образовательных услуг и материалов на соответствие установленным требованиям НМО (с целью дальнейшего получения индиви­дуальных кодов участников, на основании кото­рых присваиваются кредиты).

Состояние вопроса: в настоящее время оценка соответствия образовательных мате­риалов (модулей) и мероприятий выполняется на добровольных началах и безвозмездной основе Комиссией по оценке учебных меро­приятий и материалов для НМО силами и сред­ствами технического исполнителя - АСМОК. В связи с резким увеличением количества еже­месячно направляемых заявок (в среднем до 600-700 заявок во второй половине 2016 г. в месяц) требуются дополнительные кадровые, а следовательно, и финансовые ресурсы. Также дополнительные средства требуются на оплату труда рецензентов, осуществляющих оценку качества образовательных материалов и ме­роприятий (в настоящий момент они работают на безвозмездной основе). Этот факт в ряде случаев влечет за собой формализованный подход к рецензированию, что снижает каче­ство и сроки оценки образовательных меро­приятий. В каждой стране ЕС процедура оцен­ки соответствия образовательных материалов и мероприятий установленным требованиям платная.

Предложено:

составить бюджет расходов на проведе­ние процедуры оценки соответствия об­разовательных мероприятий и материалов установленным требованиям. На основа­нии этого предложить и обсудить размер взноса от провайдеров образовательных услуг на оплату этой процедуры и разра­ботать порядок его взимания. Предвари­тельные расчеты показали: при условии, что в год проходит 8400 заявок на обра­зовательные мероприятия и материалы, и при оплате рецензенту за рассмотрение 1 заявки в размере 3,5 тыс. руб., размер взноса за рассмотрение одной заявки может составить 4,5 тыс. руб.);

передать функции по оценке соответствия образовательных материалов и меропри­ятий в общероссийскую профессиональ­ную ассоциацию, имеющую соглашение с Минздравом России о сотрудничестве, -НМП, в рамках которой организовать спе­циальный Совет по НМО;

включить в состав вышеуказанного Со­вета представителей профессиональных обществ по различным специальностям. Совет должен заниматься вопросами на­значения рецензентов, решения спорных случаев и определения дальнейшей по­литики;

определить технического исполнителя, уполномоченного осуществлять вышеназ­ванные работы: 1) администрирование приема заявок и оплаты процедуры оценки соответствия; 2) рассмотрение соответ­ствия заявок перечню формальных требо­ваний; 3) направление материалов на рас­смотрение рецензентам; 4) оплата труда рецензентов; 5) выдача индивидуальных кодов заявителям; 6) контроль сроков ис­полнения заявок; 6) ответы на вопросы провайдеров образовательных услуг и вра­чей; 7) размещение образовательных ма­териалов и мероприятий на портале www. sovetnmo.ru. Участники круглого стола рекомендовали на роль данного техниче­ского исполнителя АСМОК, который и ранее занимался вышеуказанными вопросами.

4. По вопросу участия в НМО других (кроме МПНКО) провайдеров образовательных услуг (в объеме менее 16 ч).

Состояние вопроса: в развитых странах [Европейский совет по аккредитации для НМО -The European Accreditation Council for CME (EACCME)] участие в предоставлении образова­тельных услуг разрешено различным провайде­рам (не только МПНКО). Главное условие присво­ения кредитов образовательными мероприятиями и материалами, разрабатываемыми различными участниками, - соответствие установленным требованиям к НМО. Это позволяет значительно повысить число таких мероприятий и материа­лов, их разнообразие и качество, а также избе­жать монополии на предоставление этих услуг МПНКО.

Предложено: разрешить участие различных провайдеров образовательных услуг в НМО при условии соответствия предоставляемых ими ус­луг установленным требованиям, а также заклю­чения соответствующего рецензента.

5. По вопросу разработки примерных об­разовательных программ для НМО, включая вузовский и дополнительный компоненты, предоставляемые другими провайдерами об­разовательных услуг.

Состояние вопроса: в настоящее время у врачей-специалистов возникают многочислен­ные вопросы, связанные с составлением 5-летних образовательных планов по НМО: 1) какова доля аудиторных и дистанционных часов; 2) какова доля теоретических и практических занятий; 3) какова доля междисциплинарных вопросов в программах НМО (например, сколь­ко кредитов можно набрать ежегодно, обучаясь вопросам медицинской информатики, медицины катастроф, управления качеством медицинской помощи и др.). Следует отметить, что Европей­ский совет по НМО считает, что МПНКО могут давать врачам только общие рекомендации по данному вопросу, врач должен принимать реше­ния самостоятельно, учитывая свои образова­тельные потребности.

Предложено:

МПНКО в рамках работы указанного в п. 4 Со­вета разработать примерные образователь­ные планы врача по каждой специальности и разместить их на порталах www.sovetnmo.ru. и www.edu.rosminzdrav.ru. Типовую матрицу такого плана (с учетом профессиональных стандартов) необходимо разработать в рам­ках работы Совета (см. п. 4).

6. По вопросам легитимности участия МПНКО в реализации образовательных ме­роприятий в рамках программ повышения квалификации, включения образовательных программ на портал www.edu.rosminzdrav.ru и возможности оплаты мероприятий НМО за счет средств нормированного страхового запаса.

Состояние вопроса: участие МПНКО леги­тимно предусмотрено в рамках действия прика­за Минздрава России № 82 от 18 февраля 2013 г. в рамках сетевых соглашений с образовательны­ми организациями системы Минздрава России. Размещение образовательных программ на сайте www.edu.rosminzdrav.ru регулируется вну­тренним регламентом включения дополнитель­ной профессиональной программы повышения квалификации в перечень программ портала НМО. Оплата мероприятий по повышению ква­лификации проводится согласно постанов­ления Правительства РФ № 332 от 21 апреля 2016 г. ("Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повы­шения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования".) и приказа Федерального фонда обя­зательного медицинского страхования № 105 от 26 мая 2016 г. ("Об утверждении порядка и форм представления отчетности о реализации мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квали­фикации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования и использовании предо­ставленных средств для их финансового обеспечения").

Предложено: необходимо сделать обяза­тельным требование по заключению сетевого соглашения между образовательной органи­зацией и МПНКО при совместной реализации образовательной программы повышения ква­лификации. Также необходимо предусмотреть внесение поправок в федеральные законы "Об основах охраны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации" - об участии МПНКО в дополнительных образовательных программах повышения квалификации и переподготовки.

Свои комментарии и предложения вы мо­жете присылать по электронному адресу: orgzdrav2015@mail.ru.

Приложение 1 (слайды из презентации на VII Международной конференции "РОСМЕДОБР-2016") Непрерывное медицинское образование в РФ.

Состояние вопроса и задачи, которые необходимо решить на пути внедрения НМО

Действующая нормативная база НМО

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации".

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 837 от 11.11.2013 "Об утверждении Поло­жения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций".

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 328 от 09.06.2015 "О внесении измене­ний в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.11.2013 № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерыв­ного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профес­сиональных организаций"".

Приказ Министерства здравоохранения РФ № 83 от 18.02.2013 "О составе Координацион­ного совета по развитию НМО" с изменениями от 19.09.2013 Приказ № 652.

Письмо Министерства здравоохранения РФ № 16-2/10/2-1766 от 24.03.2016.

Зачем мы с вами этим занимается?

Наша цель - повысить качество образовательных услуг для врачей: качество содержания образовательных мероприятий разнообразие их форм.

5 частых вопросов и ответов

1. Кто имеет право предоставлять образовательные услуги? Мероприятия МПНКО, которые прошли оценку соответствия?

2. Какие мероприятия получают коды и кредиты?

Те, которые прошли оценку соответствия в Комиссии.

3. Как устанавливаются требования для оценки соответствия? На основе международных требований к НМО.

4. Как организована Комиссия?

При Координационном совете НМО Минздрава России, техническое исполнение - АСМОК.

5. Получает ли технический исполнитель оплату за свою работу? НЕТ.

Порядок получения НМО: Врач

Получает код доступа к порталам свободно.

Регистрируется на портале.

Получает информацию об образовательных мероприятиях и материалах (модули).

Ведет свой план повышения квалификации.

Заполняет результаты выполнения плана по кодам, которые подтверждают его участие в НМО (код - буквенно-числовая комбинация, состоящая из 13 символов: ХХХХ-XXXXXXXX).

Порядок получения НМО: Профессиональное общество

Разработчик мероприятий и модулей.

Разработчик программы повышения квалификации по специальности (процентное соот­ношение часов) - пока нет!

Нанимает технического исполнителя (по желанию).

Предоставляет рецензентов (пока не все общества).

Заполняет заявку по форме.

Получает оценку соответствия и коды.

Порядок получения НМО: Комиссия

Проверяет заявку.

Направляет материалы рецензенту.

Отвечает на вопросы.

Выдает коды.

Условия, в которых работает Комиссия

1. Бесплатно.

2. 3 специалиста и программист постоянно из АСМОК + члены комиссии.

3. Число заявок в месяц - 600, модулей 50, и постоянно растет.

4. Рецензенты не заинтересованы в качестве и в сроках работ, которые тоже не оплачива­ются.

Проблемы, которые возникают

1. Информационные

Врачи не понимают, как работают аккредитация и НМО.

Общества не понимают, как оформлять заявки.

2. Технические

Многие врачи не умеют пользоваться кодами, кабинетами и порталом.

3. Организационные

Нет финансовой мотивации у рецензентов.

Имеющийся штат Комиссии не справляется с потоком заявок.

4. Качество мероприятий

Заявки подаются от неизвестных организаций.

Нет типовой программы НМО по специальностям.

Приложение 2. Нормы взаимодействия фармацевтических компаний с организациями в области непрерывного медицинского образования

Цели

Цели поддержки непрерывного медицин­ского образования (НМО) - повышение профес­сионального уровня российских медицинских работников в рамках государственной системы образования и государственных образовательных программ, предоставление им знаний на совре­менном уровне на основе постоянного обновле­ния средств и источников информирования для всемерного улучшения качества и уровня меди­цинской помощи и профилактики заболеваний в России.

Основные принципы

Компании поддерживают НМО на основе высочайших этических стандартов, в соот­ветствии с российским законодательством, Кодексом надлежащей практики Ассоци­ации международных фармацевтических производителей, а также на основе гармо­низации с соответствующими стандартами, принятыми в Европейском Союзе.

НМО планируется, проводится и поддер­живается независимо от коммерческих интересов компаний.

Информация, предоставляемая в ходе ме­роприятия НМО или в составе материалов для НМО, должна быть сбалансированной и всесторонне отражать современный подход к проблеме.

Никакие формы продвижения продуктов компаний (в виде формирования инфор­мационных преимуществ отдельным про­дуктам компаний) во время мероприятий НМО и в составе материалов для НМО не­допустимы.

Компания вправе поддерживать как про­грамму НМО в целом, так и отдельные программы НМО или их компоненты, по­священные конкретным терапевтическим направлениям.

Правила

НМО осуществляется не зависимыми от компаний организациями, имеющими со­ответствующие полномочия.

Компания может поддерживать програм­мы НМО, в том числе финансовыми сред­ствами, по запросу организации, реали­зующей эти программы, или организации, поддерживающей финансирование ме­роприятий. В запросе должна быть пред­ставлена программа мероприятий НМО, представлены статьи предполагаемых расходов, а также иметься обоснование необходимости проведения мероприятий и подтверждение аккредитации меро­приятия в соответствии с критериями ак­кредитации, утвержденными Минздравом России. Взаимодействие осуществляется на основе договора. Вместе с тем, в со­ответствии с принципом прозрачности, факт финансовой поддержки компанией должен быть указан в официальных ис­точниках организаций, реализующих про­граммы НМО (например, Минздрав России, АСМОК).

Недопустимы прямые выплаты от компа­нии физическим лицам - исполнителям мероприятия НМО, а также прямое финан­сирование компанией их участия в меро­приятии (оплата транспортировки, прожи­вания, питания и т.п.).

Компания не может оказывать влияние на содержание мероприятий/материалов НМО, на выбор специалистов, осущест­вляющих мероприятия и создающих ма­териалы. Компания может предоставлять информационные материалы по запросу организации или специалиста, прово­дящих мероприятие НМО.

В рамках мероприятия НМО, в составе ма­териалов для НМО должны быть исполь­зованы международные непатентованные названия лекарственных препаратов, тор­говые наименования лекарственных пре­паратов могут упоминаться исключитель­но с информационной целью.

Компания имеет право получить по сво­ему запросу или по условиям договора у организации, проводящей мероприятие НМО на средства компании, отчет о це­левом использовании пожертвованных средств. Организация, проводящая меро­приятие НМО, обязана предоставить такой отчет.

ИСТОЧНИКИ

Кодекс Надлежащей практики ассоциации междуна­родных фармацевтических производителей. Редакция 2012 г. http://www.aipm.org/netcat_files/364/353/h_ 5d0213a83865e76043293950303fecc5

Basel Declaration. UEMS Policy on Continuing Professional Development. 2001. http://admin.uems.net/uploadedfiles/35.pdf

Charter on Continuing Medical Education of Medical Specialists of the European Union. 1994. http://admin.uems.net/uploadedfiles/174.pdf

The ACCME's Essential Areas and Their Principles. http://www.osma.org/files/documents/education/accreditation/accme-essential-areas.pdf

The ACCME Standards for Commercial Support: Stan­dards to Ensure Independence in CME Activities. http://www.accme.org/requirements/accreditationrequirements-cme-providers/standards-for-commercial-support

The Accreditation of e-Learning Materials by the EAC-CME. http://www.uems.net/fileadmin/user_upload/uems_documents/contentogram_doc_client_20120530/UEMS_2011_20.pdf

The Accreditation of Live Educational Events by the EACCME. http://www.uems.net/fileadmin/user_upload/uems_ documents/documents/UEMS_COUNCIL_MEETINGS/ LARNACA_18_19.10.2012/UEMS_2012.30_-_Accredita-tion_of_Live_Educational_Events_by_EACCME_-__ADOPTED.pdf

Setting CME standards in Europe: guiding principles for medical education. Current Medical Research & Opinion Vol. 28, No. 11, 2012, 1861-1871. http://informahealth-care.com/doi/full/10.1185/03007995.2012.738191

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»