Риски перехода с 1 января 2016 г. к аккредитации врачей и медсестер для частных медицинских организаций

Резюме

В настоящее время допуском к медицинской деятельности является наличие сертификата специалиста. С 2016 г. вступает в силу норма закона об аккредитации врачей и медсестер. Одновременно отменяется процедура выдачи сертификатов. Данные изменения затрагивают медицинских работников, а также медицинские организации в части соблюдения лицензионных требований. Неопределенность процедуры аккредитации является источником риска для организаций и работников.

Ключевые слова:допуск к медицинской деятельности, сертификат специалиста, аккредитация, лицензирование

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 90-93.

В настоящее время одним из лицензионных требований является наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста. Невыполнение лицензиатом данного требования является грубым нарушением (пп. д.п. 4-6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2012 № 291). Грубое нарушение может повлечь административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

До 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности имеют лица с сертификатом специалиста - п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее закон № 323-ФЗ).

С 1 января 2016 г. вступает в силу ст. 69 закона № 323-ФЗ, согласно ч. 1 которой право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, обладающие свидетельством об аккредитации специалиста. Вступление в силу данной нормы повлечет: 1) изменение Положения о лицензировании медицинской деятельности; 2) издание приказа об аккредитации. В настоящее время проекты нормативных актов об изменении положения о лицензировании медицинской деятельности и аккредитации специалистов отсутствуют.

В то же время сертификаты специалиста, выданные до 1 января 2016 г., действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 закона № 323-ФЗ).

Данная правовая неопределенность порождает следующие риски: 1) будут ли допущены к медицинской деятельности с 1 января 2016 г. специалисты, имеющие сертификат, срок действия которого не истек; 2) какова процедура аккредитации?

По имеющейся информации, Минздрав России в качестве одного из основных направлений развития Национальной системы здравоохранения определил ведение обязательной аккредитации медицинских работников. Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио, профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования) и профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра.

Председатель совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корреспондент РАН Петр Глыбочко и руководители Минздрава РФ в лице первого заместителя министра здравоохранения России Игоря Каграманяна и директора

Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяны Семеновой дали разъяснения: вся первичная аккредитация специалистов (выпускники) с 2016 г. остается за всеми 46 профильными вузами системы Министерства здравоохранения; вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно и в течение 5 лет с постепенной заменой действующих сертификатов.

Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическое сопровождение - на экспертно-методические центры, также в структуру системы аккредитации войдут 12 окружных центров аккредитации.

Игорь Каграманян рассказал, что головная роль в системе аккредитации отводится Национальному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Часть вузов системы Минздрава станут базовыми окружными центрами аккредитации. Задача ближайшего времени - определиться с количеством специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.

Предположительно аккредитация будет проводиться уполномоченными центрами - вузами системы Минздрава. Но поскольку аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования (ч. 3 ст. 69 закона № 323-ФЗ), а уполномоченные вузы сами проводят обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), у них возникнет незаконное конкурентное преимущество перед иными организациями ДПО, лишенными такого права.

В настоящее время в соответствии с п. 3 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 № 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, т.е. все образовательные организации независимо от формы собственности, типа или ведомственной принадлежности находятся в равных условиях.

Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 г. государственная аккредитация образовательных организаций в части программ ДПО проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в том числе Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.

После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 г. органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация вузов на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты. Рособранадзор занял позицию, согласно которой вузы имеют право выдавать документы государственного образца о ДПО на основании аккредитации программ высшего образования.

Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более что приказом Минздравсоцразвития № 705н действующими признавались документы исключительно государственного образца.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации вузов, исключив из них ДПО. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012 гг. между Рособрнадзором и ФАС с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 г., норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена.

Кроме того, в связи с приказом № 705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив нарушение Закона о защите конкуренции. Минздрав России согласился с позицией ФАС и отменил приказ № 705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ № 66н от 03.08.2012.

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 г. Минздрав издал приказ № 982н "О выдаче сертификата специалиста медработникам", который вступил в силу 29 марта 2013 г. Согласно этому приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация.

В апреле 2013 г. экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 г. Минздравом в него были внесены изменения, согласно которым негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, и документы государственного образца более не требуются.

Еще раз подчеркнем, что в первоначальной редакции приказа № 982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАС дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава. Подобная ситуация может повториться, приведя к еще более пагубными последствиями.

В настоящее время в РФ - около 650 000 врачей и 1 500 000 среднего медицинского персонала. Даже при проведении аттестации поэтапно в течение 5 лет с постепенной заменой действующих сертификатов в среднем в год данную процедуру необходимо будет пройти 130 000 врачам и 300 000 медсестрам - не многовато ли для уполномоченных центров?

В то же время такой подход в условиях экономического кризиса приведет к дополнительным значительным расходам для работодателей.

В соответствии с абз. 4 ст. 196 Трудового кодекса работодатель обязан проводить ДПО работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 187 ТК при направлении работодателем работника на ДПО с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на ДПО с отрывом от работы в другую местность, оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, компенсации предусмотрены в случае прохождения дополнительного образования, к которому собственно аккредитация не относится. Следовательно, работодатель будет вынужден выбрать для своих сотрудников прохождение ДПО в уполномоченном вузе, возможно, расположенном в другом городе, с последующей аккредитацией для отнесения расходов на себестоимость. При этом сами расходы значительно вырастут из-за отрыва сотрудника от работы, сохранения места работы (должности) и средней заработной платы, оплаты проезда и проживания по сравнению с прохождением обучения и аккредитации, совмещенных с работой.

Вызывает настороженность и высказывание первого заместителя министра здравоохранения Игоря Каграманяна о том, что задачей ближайшего времени является определение количества специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.

Пунктом 2 приказа № 982н предусмотрено, что сертификат выдается по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н.

Аккредитация в рамках одного свидетельства нескольких специальностей вряд ли возможна, поэтому, скорее всего, речь идет о дальнейшем дроблении допуска к выполнению отдельных работ врачами. Например, аккредитация по акушерству и отдельно по гинекологии. Пагубность таких барьеров очевидна - врачам связывают, если не сказать выкручивают, руки при оказании помощи пациентам, поскольку допуск тесно связан с лицензированием. Непонимание последствий во всей их взаимосвязи, неумение их прогнозировать, а подчас просто близорукость - слагаемые фирменного стиля Минздрава.

В связи с вышеизложенным необходимо:

1. Внести изменения в Положение о лицензировании в части лицензионных требований - наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации. Оба документа в равной степени должны предоставлять допуск к медицинской деятельности.

2. Сохранить преемственность процедуры допуска врачей к деятельности в части:

1) наделения правом аккредитации всех образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию;

2) аккредитации специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей без дальнейшего дробления допуска по отдельным услугам.

3. Обеспечить единообразие процесса оценки знаний не за счет ограничения субъектов, проводящих оценку, а с помощь разработки стандарта оценки, включающего общедоступную систему детализированных тестов, прошедших публичное обсуждение в профессиональном сообществе, по всей номенклатуре медицинских специальностей специалистов с высшим и средним образованием.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»