Здравоохранение России: проблемы и решения
Аннотация
В статье обсуждаются сложившиеся мнения о системе здравоохранения РФ: о ее незначительном влиянии на смертность населения, о том, что можно напрямую экстраполировать данные по обеспеченности медицинскими кадрами и стационарными койками развитых стран на российскую систему здравоохранения, а также о том, что врачи участковой службы могут взять на себя дополнительную нагрузку по наблюдению пациентов на дому, профилактике и другим видам помощи. Обосновывается заключение, что в 2015 г. в стране складывается серьезная ситуация, которая приводит к росту смертности населения и требует принятия решений в системе охраны здоровья граждан. Для развития российского здравоохранения предложен управленческий и бюджетный маневр. Суть этого маневра - направление средств от неприоритетных и неэффективных расходов в здравоохранении, а также привлечение дополнительных ресурсов федерального бюджета на решение главной проблемы отрасли - улучшение ситуации с медицинскими кадрами.
Приводятся 2 сценария развития и финансирования здравоохранения РФ: "выживание" и "базовый". Показано, что для сохранения общего коэффициента смертности на уровне 2013 г. - 13,1 случая на 1000 населения - государственное финансирование здравоохранения также должно сохраниться на уровне 2013 г. - это сценарий "выживание". Базовый сценарий развития отрасли предусматривает поэтапный рост к 2020 г. государственного финансирования с 3,7 до 5,2% ВВП (или в 1,4 раза больше по сравнению с 2013 г.), что позволит снизить смертность до 11,8 случаев на 1000 населения и таким образом достичь целевого значения ожидаемой продолжительности жизни - 74 года. Описаны последствия непринятия мер по увеличению финансирования здравоохранения.
Система диагностически связанных групп в странах Евросоюза: проблемы и результаты
Аннотация
От редакции
Предлагаемый перевод 4 статей из "Бюллетеня в сфере здравоохранения Европейской обсерватории по анализу политик и систем здравоохранения" представляет российским организаторам здравоохранения опыт некоторых стран Европейского союза по внедрению системы диагностически связанных групп (ДСГ), которая повышает прозрачность деятельности медицинских организаций и стимулирует повышение эффективности их деятельности (Европейская обсерватория - это партнерство между региональным отделением Всемирной организации здравоохранения для Европы, правительствами Бельгии, Финляндии, Норвегии, Словении, Испании и Швеции, итальянским регионом Венето, Европейским инвестиционным банком, Всемирным банком, Лондонской школой экономики и политических наук и Лондонской школой гигиены и тропической медицины).
Внутренний аудит медицинской организации и ее эффективность
Аннотация
Keywords:
При рассмотрении деятельности медицинской организации (МО) с точки зрения повышения ее результативности и эффективности важное значение имеют процессы контроля. Контроль является одним из основополагающих элементов цикла PDCA и построения системы управления качеством (PDCA (англ. Plan-Do-Check-Act - планирование-действие-проверка-корректировка) циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством).
Внедрение прозрачной системы управления, ориентированной на достижение показателей результативности и эффективности, предполагает построение системы аудита.
Аудит - это систематический, независимый и документированный процесс получения и объективной оценки информации с целью установления степени соответствия согласованным критериям качества (совокупность политик, процедур или требований) [4]. В ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определен регламент их проведения [3]. Важность процессов внутреннего аудита обусловлена необходимостью поддержания в МО системы управления качеством в режиме непрерывного улучшения. И в этой связи аудит должен носить регулярный характер.
Система аудита МО включает два базовых элемента: службу внутреннего аудита и документированные процедуры его проведения. Цель службы внутреннего аудита - организация контроля качества процесса оказания медицинской услуги, а также качества конечного продукта в виде удовлетворенного пациента и (или) счета-реестра, оплаченного страховой организацией.
Внутренний аудит является инструментом контроля результативности, эффективности и безопасности функционирования как отдельных сотрудников и подразделений, так и организации в целом.
Анализ эффективности организационных технологий совершенствования медицинской помощи при ишемической болезни сердца на региональном уровне
Аннотация
Болезни системы кровообращения являются причиной демографической депопуляции. Проведенный анализ показателей здоровья населения Челябинской области и критериев эффективности деятельности медицинских организаций выявил наличие проблем в организации медицинской помощи больным ишемической болезнью сердца на региональном уровне. Полученные данные обосновали необходимость разработки и внедрения новых технологий повышения эффективности управления и организации медицинской помощи, способствующих повышению доступности и качества медицинской помощи больным ишемической болезнью сердца.
История стандартизации в отечественном здравоохранении
Аннотация
Данная статья является сокращенной публикацией одноименного раздела книги "Стандартизация в здравоохранении. Преодоление противоречий законодательства, практики, идей". В этой книге авторами дано подробное описание процесса становления системы стандартизации в РФ; проанализированы проблемы применения стандартов в сфере здравоохранения (для оценки качества медицинской помощи, для оплаты медицинской помощи); приводится информация по международной практике применения стандартов, а также сформулированы предложения по совершенствованию и развитию института стандартизации в отечественном здравоохранении.
Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их обязательного и добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере оказания медицинской помощи. Исх одя из законодательства к документам в области стандартизации здравоохранения относятся порядки оказания медицинской помощи, положения об организации оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения), национальные стандарты в области оказания медицинской помощи, отраслевые стандарты, а также стандарты в области управления, материально-технического и информационного обеспечения (Отраслевой стандарт "Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения" (ОСТ 91500.01.0007-2001)). К действующей системе стандартизации здравоохранения ученые, практики, эксперты предъявляют все возрастающие требования, в том числе связанные с неурегулированностью вопросов обязательности и добровольности применения стандартов медицинской помощи, их ролью в оценке качества и доступности медицинской помощи и др. Формирование предложений по этим вопросам невозможно без понимания пути становления стандартизации в России, который пошагово, начиная с конца ХIХ в. по сегодняшний день представлен в данной статье. Выделено 4 основных этапа этого пути: 1992-2001 гг. - создание единых государственных стандартов качества медицинской помощи; 2002-2006 гг. - формирование национальных стандартов и стандартов организаций; 2007-2011 гг. - стандарты медицинской помощи и медико-экономические стандарты; 2012 г. и по настоящее время - федеральные порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи. В заключении статьи перечислены правовые проблемы применения стандартов.
Риски перехода с 1 января 2016 г. к аккредитации врачей и медсестер для частных медицинских организаций
Аннотация
В настоящее время допуском к медицинской деятельности является наличие сертификата специалиста. С 2016 г. вступает в силу норма закона об аккредитации врачей и медсестер. Одновременно отменяется процедура выдачи сертификатов. Данные изменения затрагивают медицинских работников, а также медицинские организации в части соблюдения лицензионных требований. Неопределенность процедуры аккредитации является источником риска для организаций и работников.
Государственно-частное партнерство - механизм развития инфраструктуры здравоохранения
Аннотация
Международная практика показывает, что применение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) является эффективным инструментом развития инфраструктуры здравоохранения в условиях ограниченных бюджетных ресурсов. В России интерес к проектам создания медицинской инфраструктуры ограничен по причине низкой инвестиционной привлекательности. В то же время потенциал развития ГЧП в здравоохранении значительный. В настоящее время подготовлен первый федеральный инвестиционный проект по созданию медицинского парка в сфере травматологии, ортопедии и нейрохирургии в Новосибирске, реализуемый на условиях концессии. В рамках проекта инвестор за счет собственных и заемных средств проведет реконструкцию и оснащение оборудованием имущества ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна" и организует на базе этого имущества производство медицинских изделий для травматологии и ортопедии на протяжении 15 лет. Возврат вложенных инвестиций будет осуществляться инвестором самостоятельно за счет коммерческой выручки.
Грамотная подготовка проекта позволила сделать его инвестиционно привлекательным, а реализация проекта обеспечит решение социальных задач, в том числе создание импортозамещающих производств и новых рабочих мест, в кратчайшие сроки.