Текущий номер
№ 1 . 2020
Содержание
Главное

Программа неотложных мер в здравоохранении РФ для выхода из системного кризиса

Аннотация

15 января 2020 г. Президент РФ В.В. Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию РФ, в котором поставил задачу обеспечить доступность медицинской помощи, в первую очередь в первичном звене здравоохранения, и удовлетворить запросы населения в социальной сфере1.

Цель - на основе анализа ключевых проблем системы здравоохранения обосновать программу неотложных мер для системы здравоохранения РФ на 2020-2024 гг.

Материал и методы. Исследование строилось на принципах анализа сложных многофункциональных и многоуровневых систем, к которым относится система здравоохранения, а также с учетом рекомендаций ВОЗ, методик интегральной оценки деятельности систем здравоохранения различных стран (Великобритания, Нидерланды, США, Франция и др.), научных работ по исследованию систем здравоохранения. В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, стратегический анализ, сравнительный анализ, построение зависимостей показателей, метод синтеза.

Результаты. Сегодня в здравоохранении РФ сложилась критическая ситуация, характеризующаяся неудовлетворительными показателями здоровья населения, низкой доступностью медицинской помощи, недовольством и населения, и медицинских работников. Для стабилизации ситуации в отрасли необходимо ликвидировать дефицит медицинских кадров (путем увеличения оплаты их труда), повысить их квалификацию и реализовать систему всеобщего лекарственного обеспечения, т.е. обеспечить бесплатными лекарствами не только отдельные категории граждан, но и всех, кому врач выписал рецепт. Для этого необходимы дополнительное государственное финансирование в размере 710 млрд руб. в ценах 2019 г. каждый год.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020.

Актуально сегодня

Медицинская помощь: государственная "бесплатность" или социальная солидарность?

Аннотация

Доля личных медицинских расходов населения России растет: в 2016 г. она составила 40,5% текущих расходов на здравоохранение. Это значительно выше, чем в развитых странах, где доля личных расходов населения в среднем составляет 10-20%. Причиной завышенной доли личных расходов представляется дефицит программы государственных гарантий, которая обещает гражданам России практически все виды медицинских услуг бесплатно, располагая заведомо недостаточным бюджетом в 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП). Между тем опыт развитых стран показывает, что даже ограниченная (с исключениями, франшизами и лимитами) доступность современной помощи требует ежегодно расходовать не менее 7-9% ВВП. В результате дефицит финансирования вынуждает навязывать населению платные услуги, снижая территориальную, организационную и финансовую доступность гарантированной государством бесплатной помощи. Первопричиной дефицита авторы видят отсутствие принципа социальной солидарности. В финансировании общедоступной помощи население не принимает участия, ресурсы здравоохранения дезинтегрированы на множество независимых друг от друга каналов и нет равенства медицинских гарантий, доступность и объем которых зависят от места жительства, социального статуса, места работы и должности. Напротив, эффективность систем здравоохранения развитых стран - результат социальной солидарности финансирования медицинской помощи. Во-первых, в нем принимает участие все общество - государство, работодатели и население, которое платит целевой социальный или медицинский подоходный налог или участвует в уплате взносов социального страхования. Во-вторых, ресурсы здравоохранения консолидируются в рамках одного канала - социального страхования или в бюджете единого государственного плательщика. В-третьих, всем гражданам гарантируется одинаковый объем медицинских услуг, доступность которого на всей территории страны является ключевым критерием эффективности системы здравоохранения.

Эффективное управление

Анализ демографических и социально-экономических показателей Республики Башкортостан в период с 2012 по 2018 г.

Аннотация

В статье проведен анализ демографических показателей, показателей здоровья населения Республики Башкортостан и факторов, их определяющих. Анализ проведен в динамике за период с 2012 по 2018 г., а также в сравнении с РФ и Приволжским федеральным округом в среднем, в том числе с каждым из 14 субъектов, входящих в этот округ. По результатам анализа сформированы выводы и рекомендации для Республики Башкортостан в сфере охраны здоровья граждан.

Общественное здоровье

Опыт развитых стран в области антиалкогольной политики

Аннотация

В статье проанализирована динамика потребления алкоголя в РФ, рассмотрены вопросы его влияния на показатель смертности в группе трудоспособного населения. Изучены вопросы потребления крепких алкогольных напитков в разрезе субъектов РФ, в том числе проведен сравнительный анализ ситуации в субъектах РФ, расположенных в при- и заполярной зоне, с арктическими территориями стран мира.

Представлены рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по антиалкогольной политике и пример типовой программы муниципального уровня с логической моделью, подготовленный ©ВШОУЗ.

Проведен анализ научных исследований за период 2018-2019 гг. по эффективности мер, направленных на снижение потребления алкоголя в США и Канаде. Данные структурированы по подразделам: общие принципы антиалкогольной политики; ограничительные меры; меры по предотвращению осложнений беременности, связанной с избыточным потреблением алкоголя; потребление алкоголя при отдельных состояниях.

Международный опыт

Прогнозируемые расходы на здравоохранение в США при едином плательщике (систематический обзор работ по экономическому анализу)

Аннотация

Общие сведения. США - единственная страна с высоким уровнем доходов на душу населения, которая не имеет единой финансируемой государством системы обеспечения медицинской помощи или системы всеобщего обязательного медицинского страхования. Несмотря на гораздо более высокий объем расходов на здравоохранение, чем в других странах, действующая в США система финансирования здравоохранения из различных источников оставляет население без страхового покрытия либо с недостаточным уровнем оказания медицинской помощи. Вопрос о введении системы единого плательщика [ее часто называют "Медикэр для всех" (Medicare for ALL)], которая предлагается с 1990 г., вызывает повышенный интерес со стороны СМИ и пользуется поддержкой общественности. Наш обзор посвящен оценке расходов на оказание медицинской помощи при наличии системы единого плательщика за медицинские услуги.

Методология и результаты. Мы провели поиск и анализ литературы с 1 июня по 31 декабря 2018 г. без ограничений на дату начала исследований.

Мы также опросили группу экспертов и провели поиск в информационных системах PubMed, Google, Google Scholar, в том числе использовали уже существующие списки литературы по официальным экономическим исследованиям по этой теме, как для США в целом, так и для отдельных штатов. Группы, включавшие по два рецензента, пользовались соответствующим шаблоном для извлечения данных о методологии и результатах проведенных исследований. Мы выполнили количественную оценку изменений общих расходов на здравоохранение в США и оценили их в процентах к текущим расходам на здравоохранение. Кроме того, мы сделали количественную оценку изменений затрат при различных сценарных условиях: при большем объеме потребления медицинских услуг при всеобщем страховании, оценили масштаб экономии средств за счет упрощения администрирования при едином плательщике, при снижении цен на лекарства и других факторах. Мы дополнительно изучили влияние допущений при моделировании на полученные результаты. Выполненный нами поиск информации позволил провести экономический анализ затрат по 22 различным программам, построенным по принципам единого плательщика за последние 30 лет. Исключение ряда исследований из обзора было обусловлено недостаточным объемом технических данных или содержащимся в них допущением о сохранении существенной роли частных страховых компаний. Мы установили, что в 19 (86%) аналитических исследованиях прогнозы расходов обеспечивали получение чистой экономии средств (средний чистый результат составлял экономию средств в размере 3,46% от общих затрат) в первый год после внедрения программы, и в 20 (91%) аналитических исследованиях прогнозы предусматривали получение экономии средств в течение нескольких лет; по всем программам ожидаемые темпы роста затрат на здравоохранение должны привести к получению долгосрочной чистой экономии средств. Главным источником экономии средств являлось упрощение администрирования платежей (в среднем - 8,8%), а лучшими предикторами чистой экономии оказались повышение эффективности в потреблении медицинских услуг, экономия административных расходов и затрат на лекарства (R2 - 0,035; 0,43 и 0,62 соответственно). При мультивариантном анализе значительной оставалась только экономия затрат на лекарства. В исследованиях, включенных в обзор, использовались неоднородные методологии, что не позволило провести формальный метаанализ.

Заключение. В результате проведения систематического обзора мы обнаружили высокую степень согласия аналитиков в отношении экономической целесообразности оплаты медицинской помощи в США на основе системы единого плательщика. Фактические затраты будут зависеть от особенностей программы и ее реализации. В рамках будущих исследований необходимо уточнить влияние расширения страхового покрытия на потребление медицинских услуг, оценить административные расходы поставщиков услуг в различных системах единого плательщика, проанализировать варианты реализации такой системы и оценить существующие в США программы, основанные на системе единого плательщика.

Почему было проведено данное исследование?

■ В условиях продолжающихся в США споров о проблемах здравоохранения возрастает интерес к системе единого плательщика, которую также называют "Медикэр для всех". В системе единого плательщика используется упрощенный подход к государственному финансированию, призванный обеспечить всеобщее покрытие населения высококачественной медицинской помощью.

■ Поддержка общественным мнением всеобщего медицинского страхового покрытия в рамках программы "Медикэр для всех" достигает 70%, однако число сторонников этой инициативы снижается при более пристальном рассмотрении соответствующих затрат.

■ Экономические модели помогают оценить финансовую жизнеспособность системы единого плательщика. Вместе с тем модели значительно отличаются друг от друга с точки зрения основных допущений и используемой методологии, что затрудняет их сравнение.

Какую работу провели исследователи и какие результаты они получили?

■ Мы обнаружили 22 программы единого плательщика, действующие в США или в отдельных штатах, и провели сравнительный анализ соответствующих затрат.

■ В 19 (86%) аналитических исследованиях расчеты показывают, что расходы на здравоохранение сократятся в течение первого года после внедрения программы, и все проведенные исследования указывают на потенциал долгосрочной экономии средств.

■ По прогнозам, наибольшая экономия средств будет достигнута за счет упрощения порядка выставления счетов и снижения стоимости лекарств.

■ Оценка экономии средств в результате использования системы единого плательщика содержится в исследованиях, которые финансировались организациями, представляющими весь политический спектр в США.

Что означают полученные результаты?

■ В исследованиях выражено почти полное согласие с выводом о том, что система единого плательщика позволит сократить расходы на здравоохранение при одновременном предоставлении высококачественного медицинского страхования всему населению США.

■ Для достижения чистой экономии средств в программах единого плательщика используются упрощенная система выставления счетов и договорное снижение цен на лекарства, а также общие бюджеты, призванные со временем обеспечить контроль за ростом расходов.

■ Ожидается, что замена частных страховых компаний государственной системой позволит снизить чистые затраты на здравоохранение.

Доступность данных. Все статьи, включенные в обзор, являются общедоступными и их можно найти с помощью нашей методики поиска.

Финансирование. К. Каи, Дж. Ранти, И. Острер и К. Берри получили (каждый в отдельности) студенческий летний исследовательский грант в размере 750 долларов от общественной организации "Врачи за национальную программу здравоохранения" (Physicians for a National Health Program) (http://pnhp.org/about/) для поддержки в проведении исследования. Другой поддержки получено не было. Спонсоры не играли какой-либо роли в планировании исследования, сборе и анализе данных, принятии решения о публикации или подготовке рукописи.

Конфликт интересов. К. Каи является членом правления с исполнительными полномочиями в общественной организации "Студенты за национальную программу здравоохранения" (Students for a National Health Program, SNaHP). Данная организация не играла какой-либо роли в планировании исследования, сборе и анализе данных, принятии решения о публикации или подготовке рукописи.

Вклад автора. Концепция - Понси Н., Родригез М., Бертоцци С., Кан Дж.Дж. Данные курирования - Каи К., Ранти Дж., Острер И., Берри К. Формальный анализ - Каи К., Ранти Дж., Острер И., Берри К., Уайт Дж.С., Кан Дж.Дж. Написание, оригинальный черновик - Каи К., Ранти Дж., Острер И., Берри К. Написание, рецензия и редактирование - Понси Н., Родригез М., Бертоцци С., Уайт Дж.С., Кан Дж.Дж.

Роль государства в разработке инновационных лекарств

Аннотация

Статья посвящена анализу макропоказателей состояния фармацевтической отрасли и государственной политики, направленной на ускорение разработки и внедрения новых лекарственных препаратов (ЛП), в РФ, США, странах Евросоюза (ЕС), Южной Корее и Китае. Описаны цели и конкретные меры в этом направлении, среди них: увеличение государственных вложений и привлечение частного капитала для инвестиций в научно-исследовательские работы (НИР) и поддержки производства новых ЛП, ускорение регистрации и вывода на рынок новых ЛП, расширение рынков их сбыта, подготовка квалифицированных кадров для фармацевтической отрасли. Показано, что государственные программы поддержки инновационного развития фармацевтической отрасли активно реализуются не только в странах, которые традиционно лидируют в этом направлении (США и ЕС), но и в Южной Корее и Китае. На основе анализа этих программ для РФ рекомендовано увеличить государственное финансирование НИР как минимум в 8 раз, увеличить объемы государственных закупок ЛП, а также разработать межведомственную систему управления этим процессом.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»