Текущий номер
№ 1 . 2021
Содержание
Главное

Рейтинг эффективности систем здравоохранения регионов РФ в 2019 г.

Аннотация

Высшая школа организации и управления здравоохранением обновила рейтинг эффективности систем здравоохранения субъектов Российской Федерации (РФ) за 2019 г. Рейтинг показывает, насколько эффективна их политика в области здравоохранения. Эффективность рассчитывается путем сравнения уровня ожидаемой продолжительности жизни между субъектами РФ и затрачиваемых на это расходов на здравоохранение. При этом учитывается разность в уровне валового регионального продукта на душу населения и потребления крепких алкогольных напитков в регионе. Показано, как изменились позиции регионов РФ в 2019 г. по сравнению с 2018 г.

Актуально сегодня

Государственная система индикаторов качества и безопасности медицинской помощи как инструмент поддержки принятия решений в системе здравоохранения Российской Федерации и совершенствования политики в сфере здравоохранения

Аннотация

Качество медицинской помощи - одна из актуальных проблем современной системы здравоохранения. Исследования показали широкую распространенность дефектов, несоответствие медицинской помощи современному уровню развития медицинской науки, низкую эффективность медицинской помощи. Проблема актуальна для Российской Федерации, поскольку регистрируются высокие показатели смертности, значительное число дефектов медицинской помощи. В настоящей работе на основе анализа литературы сформулирована модель качества медицинской помощи на основе 6 детерминант: результативность, эффективность, доступность, качество жизни, безопасность, удовлетворенность. Проведен анализ критериев доступности и качества медицинской помощи, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, входящих в Поволжский федеральный округ, и г. Москвы. Выявлено, что критерии качества и доступности медицинской помощи, установленные в рамках Программы государственных гарантий, оценивают не все детерминанты. Зафиксированы значительные вариации между субъектами Российской Федерации по качественному и количественному составу критериев.

На основании проведенного анализа обоснована целесообразность разработки единой национальной системы индикаторов качества и доступности медицинской помощи как основного инструмента принятия управленческих решений в сфере здравоохранения.

COVID-19

Штатно-нормативное обеспечение медицинской помощи пациентам с COVID-19 в условиях стационара

Аннотация

Цель исследования - анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих штатные нормативы для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в условиях стационара.

Материал и методы. Нормативно-правовые документы из правового информационно-аналитического портала "Гарант.ру", а также сборник Минздрава России "Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения Российской Федерации в 2019 г. Часть 1. Медицинские кадры".

Результаты. Показаны особенности планирования численности кадровых ресурсов для оказания медицинской помощи в условиях стационара, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, пандемии.

Проанализирован ряд приказов Минздрава России, в которых приведены рекомендации по формированию временного штатного расписания отделений для лечения пациентов с COVID-19 и других нормативных документов, регламентирующих штатные нормативы медицинских организаций. Выделены ошибочные положения рекомендаций по штатному обеспечению больничного этапа лечения больных коронавирусной инфекцией, показан переход от рекомендательного способа применения норм труда к обязательному, их противоречия с действующими нормативно-правовыми документами, обобщены внесенные приказами изменения, нововведения в нормы труда, в том числе дифференциация по возрасту, а также изменение числа специалистов, работающих в отделениях, величин норм труда и др.

Обращено внимание на целесообразность перехода на общепринятый и однозначно понимаемый и применяемый нормативный показатель по труду при организации круглосуточной работы, который рассчитывается по специально разработанной методике.

Выявлены проблемы организации оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 в части норм труда, которые требуют решения.

Заключение. Система нормирования труда в здравоохранении оказалась не способной ответить на вызовы эпидемиологической ситуации в стране, и по истечении почти года со времени появления зарегистрированных случаев коронавирусной инфекции в России так и не сформировано штатно-нормативное обеспечение для лечения этих больных, соответствующее требованиям, предъявляемым к документам такого рода. Исследование выявило системные недостатки в нормировании труда в здравоохранении, накапливающиеся в течение последних десятилетий, что связано прежде всего с отсутствием централизованной системы управления нормированием труда в здравоохранении.

"Выгорание" у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19

Аннотация

"Выгорание", по МКБ-11, - это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Профессиональная деятельность медицинских работников связана с постоянным физическим и эмоциональным стрессом, вследствие этого риск "выгорания" у них намного выше, чем у работников других профессий. Еще до эпидемии COVID-19 доля "выгоревших" медицинских работников в РФ доходила до 70%, в США - до 50%. "Выгорание" крайне негативно влияет на профессиональную и личную жизнь врачей: возникает больше профессиональных ошибок, снижается удовлетворенность пациентов, у врачей возникают депрессия и тревожность, возможны суициды. Современным подходом в предотвращении "выгорания" считается создание благоприятной среды на рабочем месте: снижение переработок; адекватная нагрузке оплата труда; рациональное применение цифровых технологий, которое не обременяет деятельность; создание позитивной и поддерживающей организационной культуры, развитие неформального общения коллег; гибкий график и поддержка автономности в работе персонала.

В условиях эпидемии C0VID-19 медицинские работники столкнулись с дополнительными стрессовыми факторами: нехватка средств индивидуальной защиты (СИЗ), беспокойство за семью и детей, физический стресс от работы в СИЗ, необходимость "рационировать" (распределять) дефицитные ресурсы. В результате значительно увеличилась распространенность "выгорания". Так, деперсонализация медицинских работников в РФ достигла 93%. К сожалению, предлагаемые сегодня в РФ меры по предотвращению "выгорания" медицинских работников подготовлены психологами и психиатрами, а не организаторами здравоохранения, и носят неконкретный характер. В этой связи крайне желательно доработать данные рекомендации с учетом международного опыта. Эти меры подразделяются на 3 основные группы. Первая - обязательное обеспечение базовых потребностей медицинских работников: обеспечение СИЗами, своевременным питанием, транспортом; забота о детях. Вторая - обеспечение комплексной психологической поддержки сотрудников: взаимная поддержка коллег, постоянная "горячая линия" с психологами, наличие плана действия руководства при смерти сотрудника или его родственника, а также четких инструкций по диагностике и действиям в случае крайней степени "выгорания". Третья - меры по активной, постоянной и позитивной коммуникации руководства с работниками: постоянные встречи руководства с сотрудниками и обратная связь с ними, создание благоприятной психологической обстановки в коллективе.

Финансирование здравоохранения

Финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2020-2021 гг.

Аннотация

В 2019 г. основным направлением государственной политики в области здравоохранения являлось содействие достижению национальных целей развития. На этом направлении были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий, в том числе национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография".

В 2020 г. в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции условия осуществления указанной политики принципиально изменились. Главной задачей для здравоохранения стало сглаживание пиков заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в целях минимизации рисков "перегрузки" его мощностей и сохранение, несмотря на все шоковые изменения внешней среды, основных параметров функционирования здравоохранения как по объемам оказываемой населению медицинской помощи, так и по его финансовому обеспечению. Это определило исходные условия формирования и реализации в 2020 и 2021 гг. территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

В настоящей статье анализируются основные показатели финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ в 2020 и 2021 гг. Главное внимание уделяется преемственности основных показателей финансирования здравоохранения по указанным программам в 2020 и 2021 гг. по отношению к 2019 г., предшествующему году возникновения глобальной пандемии.

Динамика объемов потенциальных источников финансирования частных медицинских организаций с 2012 по 2019 г.

Аннотация

В статье проведен анализ динамики объемов государственных и личных (частных) расходов на здравоохранение в РФ с 2012 по 2019 г. В структуре этих расходов выделены статьи, которые потенциально являются доходными источниками оплаты медицинских услуг в частных медицинских организациях (МО): средства обязательного медицинского страхования (ОМС), направляемые в частные МО, и платные медицинские услуги (ПМУ). За этот же период проанализирована динамика выручки крупных частных МО.

Выявлено, что в РФ с 2012 по 2019 г. общий объем государственного финансирования на здравоохранение увеличился на 7% (с 2283 до 2439 млрд руб.) в постоянных ценах (2012 г. = 100%). При этом средства ОМС выросли на 49% (с 932 до 1391 млрд руб.) в постоянных ценах. Из них объем средств, направляемый в частные МО, вырос в 4,4 раза (с 12 до 53 млрд руб.). В 2019 г. эти средства составили 3,8% в общем объеме средств ОМС (83 от 2190 млрд руб.). Частные расходы на здравоохранение за этот период выросли на 28% (с 1008 до 1295 млрд руб.) в постоянных ценах, из них ПМУ - на 39% (с 334 до 465 млрд руб.).

Общий объем потенциальных источников финансирования частных МО с 2012 по 2019 г. вырос на 50% (с 346 до 519 млрд руб.) в постоянных ценах (2012 г. = 100%). В 2019 г. общий объем этих источников составил 806 млрд руб., из них 90% - доля ПМУ, 10% приходится на ОМС. За этот же период среднегодовой темп прироста выручки крупных частных МО (с объемом выручки более 900 млн руб. в год) составил от 4 до 29% в постоянных ценах.

Авторы делают следующие выводы. За период с 2012 по 2019 г. более высокий темп роста средств ОМС, направляемых в частные МО, по сравнению с темпом роста всех расходов по ОМС свидетельствует о том, что частные МО постепенно увеличивают свою долю в этом секторе рынка за счет государственных МО. Более высокий темп роста объемов ПМУ в целом на рынке, чем темп роста выручки крупных частных МО, говорит о том, что государственный сектор более активно увеличивает свою долю на этом рынке. Для того чтобы одновременно увеличить доступность медицинской помощи (т.е. ее объемы) и при этом сбалансировать интересы частных и государственных МО, необходимо поэтапно увеличивать государственное финансирование здравоохранения и направлять дополнительные средства в те МО, вне зависимости от формы собственности, которые будут оказывать медицинскую помощь необходимого профиля и качества. Для поэтапного устранения ПМУ из государственных МО также потребуется дополнительное финансирование, чтобы компенсировать им выпадающие доходы.

Общественное здоровье

Всемирный день безопасности пациентов: повышение осведомленности граждан о вопросах качества и безопасности медицинской деятельности

Аннотация

Статья посвящена организации Всемирного дня безопасности пациентов в Российской Федерации. Основополагающей целью проведения мероприятий в рамках Всемирного дня безопасности является повышение осведомленности населения о проблеме обеспечения безопасности пациентов во всем мире, вовлечение общественности в улучшение качества и повышение безопасности оказания медицинской помощи. Всемирная организация здравоохранения в 2020 г. рассматривает проблему безопасности медицинских работников и пациентов комплексно. В рамках международной кампании в РФ при поддержке Министерства здравоохранения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения второй год проводятся мероприятия, посвященные обеспечению безопасности пациентов на федеральном и региональном уровнях.

Наши пациенты

Организация расширения двигательного режима пациентов с позвоночно-спинномозговой травмой на основании оценки толерантности к физической нагрузке в категориях Международной классификации функционирования

Аннотация

Актуальность организации расширения двигательного режима детей с позвоночно-спинномозговой травмой (ПСМТ) обусловлена отсутствием четких критериев, обосновывающих выбор объема, интенсивности и режима двигательной нагрузки при составлении программы комплексной реабилитации на I этапе.

Цель - исследовать ответ функциональных систем на пассивную работу и определить оценочные критерии к расширению физической нагрузки, применимые в общеклинической практике. На основании оценки толерантности к физической нагрузке в категориях Международной классификации функционирования (МКФ) организовать расширение двигательного режима у детей с ПСМТ на раннем этапе реабилитации.

Материал и методы. В исследование был включен 61 ребенок в возрасте от 8 до 18 лет с изолированной ПСМТ ниже уровня С5, поступивший в НИИ НДХиТ в 2018-2020 гг. для проведения курса ранней реабилитации. Все пациенты участвовали в 25-дневной программе двигательной реабилитации. Перед составлением программы всем детям проводили тестирование толерантности к физической нагрузке методом эргоспирометрии. Общую физическую выносливость (b4550 по МКФ) оценивали с помощью 4-ступенчатого теста с повышением физической нагрузки, аэробный резерв (b4551) определяли при проведении кардиореспираторного тестирования на основании пикового потреблении О2 (пикV02) и достижения анаэробного порога, утомляемость (b4552) оценивали по показателям респираторного эквивалента (RQ) в покое и по динамике величины пикТО2 при повторном тестировании.

Результаты и обсуждение. По результатам тестирования со ступенчатым возрастанием физической нагрузки все дети были разделены на 3 группы по уровню прохождения теста. Лишь 24 (39,3%) ребенка прошли 4-ступенчатый тест при первичном тестировании. На основании полученных результатов тестирования составляли индивидуальные программы двигательной реабилитации с учетом персональных возможностей пациента. При повторном проведении тестирования 54 (94%) ребенка прошли тест с 4-ступенчатым повышением нагрузки. Оценка аэробного резерва к концу курса реабилитации показала повышение пикVО2, на 51%, что свидетельствует о повышении толерантности к физической нагрузке вследствие адекватно организованной программы двигательной реабилитации.

Заключение. Адекватно составленная программа двигательной реабилитации на основании результатов тестирования общей физической выносливости, аэробного резерва и утомляемости позволяет увеличить толерантность к физической нагрузке и грамотно организовать двигательный режим пациента с ПСМТ.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»