Текущий номер
№ 4 . 2022
Содержание
Главное

О возможности внедрения индивидуальных медицинских накопительных счетов в РФ

Аннотация

23 ноября 2022 г. в Государственной Думе РФ на площадке партии "Справедливая Россия" обсуждался законопроект о внесении поправок в ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" с использованием индивидуальных медицинских накопительных счетов (ИМНС). Законопроект был подготовлен специалистами кафедры "Финансы" Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Научный коллектив Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) под руководством д.м.н. Г.Э. Улумбековой проанализировал данный законопроект и пояснительную записку к нему. В статье представлены результаты этого анализа, включая описание сути законопроекта, пояснения о неверных предпосылках авторов, данные по международному опыту и предложения по неотложным мерам в здравоохранении РФ, в том числе в части объемов и модели финансирования. Главный вывод специалистов ВШОУЗ: модель ИМНС не может быть внедрена в РФ, поскольку она приведет к снижению доступности бесплатной медицинской помощи, особенно для бедных слоев населения (в РФ почти половина населения имеют доходы до 27 тыс. руб. в месяц) и хронически больных людей, а также к управленческому хаосу и коллапсу системы здравоохранения. Как следствие, это вызовет рост смертности населения и увеличение социального напряжения в стране.

Систематический анализ уроков внедрения системы ИМНС в мире, который был ограничен по количеству стран и доле населения в них (Сингапур ~3 млн чел., Китай - пилотный проект, Южная Африка ~9 млн чел., США ~8 млн чел.), показал, что модель ИМНС приемлема только для стран с высокой долей молодого населения, имеющего одновременно высокие доходы. Эта система неэффективна для стран с высокой долей хронически больных и малообеспеченных граждан, как РФ. Именно поэтому опыт ИМНС не получил распространения в мире: Китай и Южная Африка от экспериментов с ними перешли к единой системе обязательного медицинского страхования населения, а Сингапур дополнительно к ней имеет несколько солидарных фондов для оплаты медицинской помощи гражданам. Как правило, лоббистом и выгодоприобретателем системы ИМНС является банковский сектор, который получает дополнительные оборотные средства на свои счета.

Актуально сегодня

Дифференциация российских регионов по уровню стандартизованных коэффициентов смертности от COVID-19 в 2021 г.

Аннотация

Политика охраны, восстановления и улучшения здоровья населения РФ, проводимая государством, придает актуальность исследованиям показателей смертности населения в различных регионах страны, особенно в периоды инфекционных пандемий.

Цель исследования - анализ показателей смертности от COVID-19 в субъектах РФ в 2021 г. с целью обоснования управленческих решений в сфере общественного здоровья и здравоохранения в условиях пандемического распространения опасных вирусных инфекций.

Материал и методы. Источником информации о смертности являются записи о случаях смерти в федеральной государственной информационной системы "Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния" (ФГИС "ЕГР ЗАГС"). Для устранения искажающего влияния возрастного фактора при сопоставлении показателей смертности в разных субъектах РФ возрастная структура населения каждого из субъектов РФ была заменена на среднероссийскую методом косвенной стандартизации коэффициентов смертности.

Результаты. По данным ФГИС "ЕГР ЗАГС", за 2021 г. в Российской Федерации (РФ) всего было зарегистрировано 2 446 922 случаев смерти, что на 648 615 случаев (на 36,1%) больше, чем в 2019 г., и на 163 645 случаев (на 7,2%) больше, чем в 2020 г. Из общего числа умерших в 2021 г. в ФГИС "ЕГР ЗАГС" зарегистрировано 424 252 случая смерти (17,3%) с указанием первоначальной причины смерти COVID-19, что почти в 3 раза больше, чем в 2020 г. (144 691 случаев смерти от COVID-19). В возрасте 18 лет и старше умерло 424 090 человек (99,95%). Стандартизация коэффициентов смертности от COVID-19 привела к увеличению среднего по регионам коэффициента смертности на 5% (с 265,3 до 279,3 на 100 тыс. населения), однако сохранились статистически аномальные различия между субъектами РФ по уровню смертности от COVID-19, в том числе находящихся в пределах одного и того же федерального округа.

Заключение. На отражаемый в статистике уровень смертности от COVID-19 влияет множество факторов. Это приводит к аномальной вариабельности показателя как между странами, так и между регионами внутри одной страны. Предположительные причины - неправильная классификация и кодирование причин смерти, а также разные подходы к учету заболеваний и смертей от COVID-19. Чрезвычайно высокая вариабельность интенсивных показателей смертности от COVID-19 делает невозможным ее использование для оценки эффективности работы региональных систем. В качестве наиболее объективного показателя числа погибших в периоды инфекционных пандемий должна рассматриваться не смертность от конкретного инфекционного заболевания, а избыточная смертность, определяемая как увеличение смертности от всех причин по сравнению с ожидаемой смертностью.

Ограничения: данные ФГИС "ЕГР ЗАГС" могут отличаться от данных Росстата, которые стали доступны авторам в более поздние сроки, чем данные ФГИС "ЕГР ЗАГС", состоящие из файлов предварительных свидетельств о смерти.

Особенности работы организаций здравоохранения Республики Беларусь в условиях третьей волны пандемии COVID-19

Аннотация

Цель - изучить мнение медицинских работников Республики Беларусь о специфике функционирования амбулаторных и стационарных организаций здравоохранения в условиях распространения третьей волны коронавирусной инфекции COVID-19, о влиянии сложившейся ситуации на оказание медицинской помощи населению.

Материал и методы. Проведено анкетирование 479 медицинских работников, в том числе врачей стационарных организаций здравоохранения, руководителей амбулаторных и стационарных организаций здравоохранения. В ходе опроса респонденты высказали свое мнение об особенностях работы в условиях роста заболеваемости COVID-19, в том числе назвали возникшие в связи с пандемией трудности.

Результаты. Наибольшими сложностями в период пандемии, по мнению респондентов, являлись перевод пациентов, не болеющих COVID-19, в другие стационары, порой недостаточная профессиональная квалификация медицинского персонала для работы с ковидными пациентами. Также они сошлись во мнении, что сложившаяся ситуация с распространение инфекции вскрыла необходимость решения ряда проблем. Это касается, в частности, увеличения продолжительности и напряженности работы членов трудовых коллективов. Также обращено внимание на сложность зонирования площадей в организациях здравоохранения.

Заключение. Опрос показал, что в целом организации здравоохранения успешно справляются с трудностями, которые возникли в результате широкого распространения коронавирусной инфекции. Общими для респондентов всех трех групп были такие проблемы, как продолжительность и напряженность работы медицинского персонала в период пандемии, сложности зонирования площадей и т.д. Учет мнения медицинских работников Республики Беларусь дает возможность для оптимизации внедряемых в систему здравоохранения Республики Беларусь организационных мероприятий, направленных на улучшение медицинской помощи населению.

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Анализ результатов реализации государственных программ в сфере здравоохранения в 2018-2021 гг.: региональный аспект

Аннотация

В статье представлены результаты анализа реализации государственных программ в сфере здравоохранения в 2018-2021 гг. на примере двух регионов: Кузбасса и Москвы. Отмечено влияние COVID-19 на достижение значений прогнозных показателей и необходимость значительного увеличения финансирования отрасли здравоохранения. Предложены к обсуждению рекомендации по оценке эффективности реализации государственных программ и сравнению результатов, достигнутых в разных субъектах Российской Федерации.

Оценка влияния компоненты "здоровье" человеческого капитала на социально-экономическое развитие региона

Аннотация

В настоящее время человеческий капитал является ключевым драйвером регионального развития, поэтому важно разрабатывать стратегию управления региональным развитием с учетом эффективного и сбалансированного использования человеческого капитала региона. Для этих целей автором разработан методический подход к оценке человеческого капитала региона с учетом его компонентной структурой. Полученные результаты свидетельствует о том, что развитые регионы формируют более качественный человеческий капитал, а также проведенное исследование компоненты "здоровье" человеческого капитала региона показывает, что в настоящее время его доля в компонентной структуре составляет всего 18-19%. Такое положение дел свидетельствует о том, что в регионах остается нерешенным ряд проблем (сокращение расходов на здравоохранение, недостаточная обеспеченность больничными койками и врачами и многие другое), и это негативно влияет на социально-экономическое развитие региона.

Финансирование здравоохранения

Оплата медицинских услуг методом раздельного покрытия постоянных и переменных затрат медицинских организаций

Аннотация

Специальная военная операция на Украине существенно увеличила нагрузку на военно-медицинскую службу: поток раненых, рост заболеваемости военнослужащих из-за неблагоприятных полевых условий и мобилизация резервистов. Опыт участия СССР в крупных военных конфликтах показывает, что эффективная медицинская помощь в этих условиях требует организационной и финансово-экономической интеграции военно-медицинской службы с гражданским здравоохранением. Препятствие такой интеграции в Российской Федерации - разница в финансировании гражданских и военных медицинских организаций. Если в СССР они однотипно финансировались бюджетно-сметным методом, то сегодня этот подход сохранился в финансировании медицинской помощи военнослужащим, а основной канал финансирования медицинских гарантий населению - обязательное медицинское страхование. В качестве решения авторы предлагают не противопоставлять страховой и бюджетно-сметный механизм, а взаимодополнять их сильные стороны и нивелировать недостатки в рамках единого для гражданских и военных медицинских организаций нового метода оплаты медицинских услуг двухставочным тарифом (Two-Part Tariff - TPT), когда постоянные затраты проспективно покрываются по смете, а переменные расходы ретроспективно возмещаются страховым механизмом путем микрокалькуляции фактически произведенных клинически обоснованных переменных затрат по каждому случаю оказания помощи.

Эффективное управление

Анализ результативности системы внутреннего контроля качества в медицинских организациях Челябинской области

Аннотация

Обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - внутренний контроль) распространяется на все медицинские организации и затрагивает интересы широкого круга специалистов. Вместе с тем в научной литературе присутствуют противоречивые оценки результативности данной деятельности, в том числе в региональных сегментах здравоохранения.

Цель - изучить региональные особенности организации и обеспечения внутреннего контроля.

Материал и методы. Среди представителей медицинских организаций Челябинской области проведено социологическое исследование по оценке процессов организации и осуществления внутреннего контроля, в том числе общая и структурная характеристика медицинских организаций, формы организации работы по внутреннему контролю и вовлеченность в эти процессы различных субъектов. При анализе определена описательная статистика ответов респондентов, а также проведен поиск статистически значимых зависимостей с результирующим параметром оценки результативности внутреннего контроля.

Результаты. Определено, что на общую оценку результативности внутреннего контроля в медицинских организациях (n=89) оказывают влияние их профильность и возрастная категория прикрепленного населения (p=0,002 и p=0,034 соответственно), а также наличие хирургического и акушерского стационара, подразделений скорой медицинской и паллиативной помощи (p=0,030, p=0,021, p=0,007, p=0,007 соответственно). Наличие в медицинской организации уполномоченной комиссии (службы) по внутреннему контролю, утвержденной структуры внутреннего контроля, а также привлечение внешних экспертов способствуют более высокой оценке результативности этого вида деятельности (p=0,050, p=0,033, p=0,032, p=0,017 соответственно), как и расширение степени участия врачей медицинской организации в качестве внутренних экспертов (p<0,001).

Выводы. 1. Результативность внутреннего контроля в многопрофильных и специализированных медицинских организациях взаимосвязана с их структурными характеристиками. 2. Изменения характера деятельности медицинской организации может оказывать влияние на устойчивость результатов внутреннего контроля. 3. Определение и закрепление конкретных зон ответственности нескольких медицинских и иных работников в формальной структуре системы внутреннего контроля ведет к более высокой результативности данной деятельности.

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Роль электронной медицинской карты в формировании базы данных пациентов в единой информационной системе (на примере больных с хронической сердечной недостаточностью)

Аннотация

Цель - определить роль электронной медицинской карты (ЭМК) в оценке качества оказания медицинской помощи пациентам с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) в Московской области.

Материал и методы. 683 ЭМК пациентов из медицинских учреждений городских округов Московской области, обратившихся за медицинской помощью в 2021 г., у которых в качестве одного из кодов диагноза (осложнений) был указан код сердечной недостаточности I50.

Результаты. Сопоставление частоты назначения основных лекарственных препаратов для лечения пациентов ХСН по данным ЭМК с клиническими рекомендациями выявило 32,6% случаев, в которых судить о правильности проводимой терапии и качестве оказаниям медицинской помощи на основании информации, представленной в ЭМК, не представлялось возможным в связи с недостаточностью информации. Дистанционной одномоментной экспертизы ЭМК пациентов не достаточно для оценки показателей качества медицинской помощи при ХСН. Следует использовать подходы регулярного мониторинга ЭМК, которые улучшат достижение оптимальных результатов лечения пациентов. Выявлены проблемы по внесению информации в ЭМК. Требуется постоянная оценка качества вносимой информации в ЭМК. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на достоверность и надежность медицинских баз данных.

Заключение. Базы данных ЭМК не позволяют в полной мере оценивать тактику лечения больных ХСН в соответствии с клиническими рекомендациями и судить об эффективности лечения пациентов. Следует адаптировать форму ЭМК с внесением в нее обязательных для заполнения полей для возможности внесения информации о пациентах с ХСН в соответствии с клиническими рекомендациями.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»