Анализ показателей здоровья населения и факторов, их определяющих, в Московской области с 2012 по 2018 г. Продолжение

Резюме

В статье проведен анализ демографических показателей, показателей здоровья населения Московской области и факторов, их определяющих. Анализ проведен в динамике за период с 2012 по 2018 г., а также в сравнении с РФ и Центральным федеральным округом в среднем, в том числе с каждым из 18 субъектов, входящих в этот округ. По результатам анализа сформированы выводы и рекомендации для Московской области в сфере охраны здоровья граждан.

Ключевые слова:Московская область, Центральный федеральный округ, показатели здоровья населения, демографические показатели, факторы, определяющие здоровье населения, ожидаемая продолжительность жизни, финансирование здравоохранения

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Улумбекова Г.Э., Петрачков И.В. Анализ показателей здоровья населения и факторов, их определяющих, в Московской области с 2012 по 2018 г. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6, № 2. С. 45-66. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-12003

Доля населения старше 65 лет в МО с 2012 по 2018 г. увеличилась на 4%, т.е. население МО постарело. Стоит отметить, что этот показатель в МО в 2018 г. был практически на одном уровне с РФ в среднем, на 1,8 п.п. ниже, чем по ЦФО в среднем, и на 2,1 п.п. ниже, чем в г. Москве (соответственно 14,3; 14,4; 16,1 и 16,4%) (рис. 20).

Рис. 20. Доля населения старше 65 лет в РФ и в субъектах Центрального федерального округа

Старение населения определяет увеличение потребности в медицинской помощи, соответственно необходимость увеличения мощностей системы здравоохранения и гарантированных объемов медицинской помощи.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в МО с 2013 по 2018 г. увеличились на 12%. На рис. 21 видно, что в МО в 2018 г. данный показатель был в 5 раз выше, чем в РФ в среднем, в 1,5 раз выше, чем по ЦФО в среднем, но почти в 5 раз ниже, чем в г. Москве (соответственно 5,0; 1,0; 3,4 и 23,6 т/км2).

Рис. 21. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в РФ и в субъектах Центрального федерального округа

Из экономических факторов, влияющих на здоровье населения, рассмотрены валовой региональный продукт (далее - ВРП) и среднемесячная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике.

На рис. 22 видно, что ВРП на душу населения в МО с 2012 по 2018 г. вырос на 65% в текущих ценах, однако в постоянных ценах (2012 г. = 100%) он вырос только на 5% (соответственно с 337 по 354 тыс. руб.).В МО в 2018 г. этот показатель был на 4% ниже, чем в РФ в среднем, на 29% выше, чем по ЦФО в среднем, но в 2,5 раза ниже, чем в г. Москве (соответственно 556 тыс.; 579 тыс.; 431 тыс. и 1424 тыс. руб. на душу).

Рис. 22. Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения в 2018 г. РФ и в субъектах Центрального федерального округа

Среднемесячная номинальная заработная плата в целом по экономике в МО с 2013 по 2018 г. увеличилась на 55%(с 39,5 по 61,4 тыс. руб.), но в постоянных ценах (2013 г. = 100%) она снизилась на 2% (соответственно с 39,5 по 38,7 тыс. руб.). В МО в 2018 г. данный показатель был на 14% выше, чем в РФ в среднем, на 41% выше, чем по ЦФО в среднем, но на 46% ниже, чем в г. Москве (соответственно 61,4 тыс.; 53,9 тыс.; 43,7 тыс. и 114,0 тыс. руб.) (рис. 23).

Рис. 23. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в ценах 2018 г. в РФ и в субъектах Центрального федерального округа

Такое положение МО, естественно, вызывает переток рабочей силы из регионов ЦФО в МО, а из МО - в г. Москву.

Показатель потребления крепких алкогольных напитков на душу населения среди лиц старше 15 лет в МО с 2013 по 2018 г. снизился всего на 1% и составил 12,9 л - самое высокое значение из всех рассматриваемых регионов. Это на 70% выше, чем в РФ в среднем, на 77% выше, чем в г. Москве, и на 43% выше, чем по ЦФО в среднем (соответственно 12,9; 7,6; 7,3 и 9,0 л крепкого алкоголя на душу населения) (рис. 24). Этот показатель рассчитывается ВШОУЗ по объему продаж коньяка, водки, ликеро-водочных изделий с содержанием спирта выше 25% объема годовой продукции (Росстат).

Рис. 24. Потребление крепких алкогольных напитков среди лиц старше 15 лет в РФ в среднем и в субъектах Центрального федерального округа

Финансирование здравоохранения и обеспеченность медицинскими кадрами

Подушевые расходы на здравоохранение без учета КД [(КД - коэффициент дифференциации. Показатель подушевых государственных расходов на здравоохранение, рассчитывается без учета КД, т.е. поделенный на него, что позволяет обеспечить сопоставимость данных по регионам (https://www.vshouz.ru/journal/2019-god/effektivnost-regionalnykh-sistem-zdravookhraneniya-rossii-reyting-2017-g-)] в МО с 2012 по 2018 г. увеличились на 46% и составили 21,4 тыс. руб. Однако в постоянных ценах 2012 г. расходы на здравоохранение в МО с 2012 по 2018 г. уменьшились на 8% (соответственно с 16,3 до 15,0 тыс. руб.).

В МО в 2018 г. подушевые расходы на здравоохранение без учета КД были на 30% выше, чем в РФ в среднем, на 25% выше, чем по ЦФО в среднем, и практически не отличались от г. Москвы (соответственно 21,4; 16,4; 17,1 и 21,5 тыс. руб.) (рис. 25). Однако с учетом КД (т.е. умноженные на него) они были всего на 5% выше, чем в РФ в среднем, на 34% выше, чем по ЦФО в среднем, но на 28% ниже, чем в г. Москве (соответственно 23,8; 22,6; 17,8 и 32,9 тыс. руб.).

Рис. 25. Государственные расходы на здравоохранение на душу населения без учета коэффициента дифференциации (КД) в РФ и в субъектах Центрального федерального округа

Обеспеченность практикующими врачами в МО с 2012 по 2018 г. увеличилась на 4% и составила 32,1 врача на 10 тыс. населения. Но этот показатель по-прежнему остается на одном из самых низких значений среди всех рассматриваемых регионов - на 14% ниже, чем в РФ в среднем, на 7% ниже, чем по ЦФО в среднем, и на 26% ниже, чем в г. Москве (соответственно 32,1; 37,4; 34,7 и 43,5 врачей на 10 тыс. населения в год) (рис. 26).

Рис. 26. Обеспеченность практикующими врачами на 10 тыс. населения в РФ и в субъектах Центрального федерального округа

Результаты

Основные результаты исследования приведены в табл. 1 и 2, где наглядно представлены показатели МО в сравнении с ЦФО в среднем и г. Москвой. Ячейки таблицы, залитые синим фоном, показывают отставание МО от сравниваемых регионов, без заливки - опережение или близкий уровень.

Таблица 1. Анализ показателей здоровья в Московской области (МО) по сравнению с Центральным федеральном округом (ЦФО) в среднем и г. Москвой

Таблица 2. Анализ показателей, определяющих здоровье населения, в Московской области (МО) по сравнению с Центральным федеральным округом (ЦФО) в среднем и с г. Москвой

Выводы

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В МО за последние 7 лет (с 2012 по 2018 г.) практически все показатели здоровья населения улучшились. Так, ключевой показатель, характеризующий здоровье населения, - ОПЖ - вырос на 3,1 года. Исключение составляют показатель СКС от болезней органов пищеварения, который увеличился на 6,3%, и смертность от прочих причин, которая возросла в 5 раз.

2. В МО за последние 7 лет ряд факторов, определяющих здоровье населения, улучшился: ВРП вырос на 5% в постоянных ценах, незначительно, на 4% увеличилась обеспеченность врачами. Однако обращает на себя внимание, что значения других факторов показали отрицательную динамику: возросли выбросы в атмосферу загрязняющих веществ на 12%, среднемесячная номинальная начисленная заработная платы работников в постоянных ценах 2013 г. сократилась на 2%, практически не снизилось потребление крепких алкогольных напитков, а подушевые расходы на здравоохранение сократились на 8% в постоянных ценах. Если бы значения этих факторов изменились в положительную сторону, то улучшения в состоянии здоровья жителей МО могли бы быть выше.

3. В МО в 2018 г. основные показатели здоровья населения были лучше, чем в ЦФО; так, ОПЖ был на 1 год выше, чем по ЦФО в среднем (соответственно 73,5 и 72,5 лет). Исключение составляет СКС от инфекционных заболеваний, который в МО был на 9% выше, чем в ЦФО. На этот показатель следует обратить внимание при формировании политики здравоохранения в регионе.

4. Такое опережение МО по показателям здоровья других регионов ЦФО может быть связано положительным воздействием следующих факторов, определяющих здоровье населения. В МО моложе население (средний возраст на 1,4 года меньше, чем в ЦФО), ВРП на душу населения на 29% выше, чем в ЦФО, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата - на 41% выше, государственные расходы на здравоохранение - на 25% выше, чем в ЦФО. Однако выбросы в атмосферу в МО на 47% выше, чем в ЦФО, потребление крепкого алкоголя на 13% выше, а обеспеченность медицинскими кадрами - на 7% ниже, чем в ЦФО в среднем. Влияние на эти факторы в положительную сторону - резерв улучшения здоровья населения МО.

5. МО при сравнении с Москвой существенно отстает от нее по показателям здоровья - ОПЖ в МО в 2018 г. было на 4,3 года ниже, чем в Москве (соответственно 73,5 и 77,8 года). Только несколько показателей в МО оказались лучше, чем в Москве: младенческая смертность (на 24% ниже), смертность детей (на 32% ниже) и смертность от новообразований (на 7% ниже). Более низкие показатели смертности детей в МО можно будет объяснить после изучения политики региона в этом направлении, а вот более низкий показатель СКС от новообразований, скорее всего, связан в погрешностях при регистрации причин смертей.

6. Такое отставание МО от г. Москвы по показателям здоровья главным образом связано с экономическими факторами - ВРП в МО в 2,6 раз ниже, чем в Москве, а также с недостаточным финансированием здравоохранения. Так, с применением КД государственные расходы на здравоохранение в МО были на 28% ниже, чем в Москве. Как следствие, в МО очень низкая обеспеченность медицинскими кадрами - на 26% ниже, чем в Москве. В МО также наблюдается крайне высокая распространенность потребления алкоголя - на 77% выше, чем в Москве.

7. Существенные различия в структуре смертности населения от основных причин (с преобладанием смертей от прочих причин) в МО по сравнению с РФ, ЦФО и Москвой свидетельствуют о неверно регистрируемых причинах смерти, что в дальнейшем существенно затруднит анализ причин смертности и, как следствие, не позволит сформировать необходимые меры по их коррекции.

Рекомендации

Проведенный анализ показателей здоровья населения МО и факторов, их определяющих, показал, что для дальнейшего улучшения здоровья населения в МО необходимо:

улучшать социально-экономическое положение граждан (доходы населения);

реализовать масштабную межведомственную программу по снижению потребления алкоголя;

увеличивать государственные расходы на здравоохранение, в том числе направить их на повышение обеспеченности населения медицинскими кадрами и создание системы всеобщего лекарственного обеспечения;

предусмотреть меры по снижению выброса вредных веществ в атмосферу;

следует также запретить искажать данные о причинах смертей.

Увеличение государственных расходов на здравоохранение особенно важно в связи с ожидаемым падением реальных доходов населения в 2020 г. По прогнозам академика РАН Р.И. Нигматулина и профессора Б.И. Нигматулина, в РФ в 2020 г. по базовому сценарию (без компенсации) реальные доходы населения упадут на 12%, а ВВП - на 21% в ценах 2019 г.

В следующих работах мы планируем провести анализ показателей здоровья МО в сравнении с "новыми" странами ЕС, а также определить, при каких условиях в МО возможно достижение целевого показателя ОПЖ, установленного в государственной программе Московской области "Здравоохранение Подмосковья" на 2019- 2024 гг. (с изменениями на 30 декабря 2019 г.), а именно увеличение этого показателя с 73 до 78 лет.

Литература

1. ЕМИСС/база данных Росстата [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/.

2. Росстат [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. Официальная статистика. Население. "О численности населения Республики Башкортостан и отдельных субъектов Российской Федерации". URL: https://bashstat.gks.ru/folder/25491

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. Официальная статистика. Численность и состав населения. "Возрастной состав населения Республики Башкортостан на 1 января 2019 года". URL: https://bashstat.gks.ru/folder/25491#

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. Статистика. Переписи населения. "Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по РБ". URL: https://bashstat.gks.ru/folder/31967

6. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. 3-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с.