Общие положения
Доступность и качество первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) гарантируется требуемой обеспеченностью квалифицированными медицинскими кадрами, наличием медицинской организации, расположенной в шаговой (или транспортной) доступности для населения1 и имеющей необходимое материально-техническое обеспечение, а также правильной организацией процессов оказания медицинской помощи. В РФ ПМСП традиционно организована по участково-территориальному принципу с разделением врачей на две основные группы: участковой службы (врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики - ВОП) и врачей-специалистов.
1 По приказу Минздрава России от 27.02.2016 № 132н для медицинских организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь, транспортная доступность от всех обслуживаемых населенных пунктов не должна превышать 60 мин, для медицинских организаций, оказывающих ПМСП в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, шаговая доступность - не более 60 мин.
Согласно приказам Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н и от 16.04.2012 № 366н, норматив обслуживаемого населения врачом-терапевтом участковым на одном терапевтическом участке в городских условиях составляет 1700 человек прикрепленного взрослого населения (18 лет и старше), в сельской местности - 1300 человек, на участке врача общей практики - 1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше. Численность прикрепленного детского населения от 0 до 17 лет на одного врача-педиатра участкового на одном педиатрическом участке по нормативам должна составлять 800 человек. На одну должность врача участкового поликлиники должно приходиться 1,5 должности медицинской сестры участковой.
Норматив численности врачей первичного звена (число должностей) формируется или на основе нормативов обслуживаемого населения, или на основе числа посещений (плановой функции врачебной должности) согласно методике, изложенной в приказе Минздрава России № 322 от 26.06.2014. Следует отметить, что расчетное число штатных должностей для субъектов РФ, относительно которых рассчитывается дефицит, носит рекомендательный характер и устанавливается ими самостоятельно. В ряде случаев устанавливаемое число должностей может не соответствовать истинной потребности в медицинских кадрах: быть или выше, или ниже необходимой. Например, если число должностей занижено, на бумаге будет показан меньший дефицит врачей и коэффициент совместительства, а в реальности он будет более высоким.
Цели и задачи по развитию первичной медико-санитарной помощи в национальном проекте "Здравоохранение"
Задача по обеспечению доступности медицинской помощи является краеугольной в Указе Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 года". В нем поставлены следующие цели, имеющие непосредственное отношение к обеспечению шаговой доступности ПМСП:
1. Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих ПМСП.
2. Обеспечение оптимальной доступности для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях, медицинских организаций, оказывающих ПМСП.
3. Охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже 1 раза в год.
Для достижения этих целей в указе перечислены задачи, которые необходимо решить, среди них:
■ завершить формирование сети медицинских организаций, оказывающих ПМСП, в том числе построить врачебные амбулатории (ВА), фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), фельдшерские пункты (ФП) в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 2000 человек, а также обеспечить использование мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах численностью менее 100 человек;
■ обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, в том числе внедрить систему непрерывного медицинского образования;
■ создать взаимодействие медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ);
■ внедрить инновационные медицинские технологии;
■ внедрить клинические рекомендации с соответствующим финансовым обеспечением;
■ разработать и реализовать программы: по борьбе с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитию детского здравоохранения (в составе этих программ также должна быть отражена составляющая обеспечения ПМСП).
Названные цели и задачи нашли отражение в государственной программе РФ "Развитие здравоохранения" (постановление Правительства РФ № 380 от 29.03.2019) по направлениям "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" и "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни". В эти направления включены федеральные проекты "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" и "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", а также несколько направленных на решение этой проблемы ведомственных целевых программ (ВЦП), например "Управление кадровыми ресурсами здравоохранения"2, "Совершенствование оказания скорой медицинской помощи и деятельности Всероссийской службы медицины катастроф", "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" и др. Результатами реализации этих программ к 2024 г. должны стать:
■ увеличение численности медицинских работников в медицинских организациях, находящихся в ведении государственных и муниципальных организаций, включая предоставляющие медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачей - на 49 тыс., или на 9% (с 549 до 598 тыс.), и средних медицинских работников - на 130 тыс., или на 10% (с 1266 до 1396 тыс. человек);
■ полная ликвидация в первичном звене здравоохранения дефицита медицинских работников к 2024 г. Это означает, что укомплектованность врачебными должностями (физическими лицами), оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с 2017 по 2024 г. должна увеличиться с 80 до 95%, а средних медицинских работников - с 88 до 95% (при коэффициенте совместительства не более 1,2);
■ охват не менее 70% взрослого населения профилактическими медицинскими осмотрами не реже 1 раза в год, в том числе 80% охват подростков в возрасте 15-17 лет;
■ обеспечение всех населенных пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек, находящихся в отдаленных местностях, ПМСП;
■ достижение доли медицинских организаций, участвующих в создании новой модели медицинской организации, оказывающей ПМСП, 72,3% всех организаций, оказывающих этот вид помощи.
2 ВЦП предусматривает субсидии бюджетам субъектов РФ на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. чел.
Названные меры правильные, однако недостаточные для увеличения доступности и качества ПМСП, также есть серьезные риски недостижения названных результатов, связанные со сложностями в преодолении сложившихся проблем в оказании и организации ПМСП в РФ.
Проблемы, сложившиеся в оказании первичной медико-санитарной помощи
1. Дефицит медицинских работников участковой службы. Сегодня дефицит врачей участковой службы (врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики - ВОП) составляет 36,7 тыс. человек, или 49% до их необходимого числа. Дефицит рассчитан как разница между расчетной нормативной численностью этих врачей (должностей) и их физической численностью при условии, что они не совмещают должности (соответственно необходимо 111,4 тыс., а имеется 74,7 тыс.). Расчетная численность сформирована на основании нормативов численности прикрепленного населения на одну должность (приказы Минздравсоцразвития России № 543н от 15.05.2012 и № 366н от 16.04.2012) и представлена в приложении 1. Общий дефицит участковых медицинских сестер, работающих с врачами участковой службы, составляет 65,7 тыс. человек, или 79% до их необходимого числа из расчета, что на каждую должность врача приходится 1,5 должности медицинских сестер (соответственно необходимо 148,5 тыс., а имеется 82,8 тыс.). Дефицит фельдшеров составляет 20 тыс. человек, или 91% до их необходимого числа (соответственно необходимо 41,8 тыс., а имеется 21,9 тыс.).
Следует отметить, что в РФ постоянно растет потребность в медицинской помощи, соответственно должны увеличиваться и мощности системы здравоохранения. Так, по данным Росстата, с 2008 по 2017 г. общая заболеваемость выросла на 3,6%, а численность населения старше трудоспособного возраста - с 30 до 37 млн человек. Пациенты, требующие оказания медицинской помощи, будут также выявлены в результате проведения массовых профилактических осмотров и диспансеризации населения. Одновременно в сельской местности растет число населенных пунктов с низкой средней численностью населения, что требует от системы здравоохранения формирования маломощных участков (с более низкими нормативами посещения врачей), организации соответствующих форм выездной медицинской помощи, а также обеспечения транспортной доступности для населения медицинской помощи в других населенных пунктах.
Высокий дефицит работников участковой службы на фоне постоянного роста потребности населения в медицинской помощи приводит к тому, что все они перегружены работой: в среднем коэффициент совместительства составляет 1,5 для врачей и 1,8 для средних медицинских работников. Это приводит к тому, что они не могут эффективно выполнять свои трудовые функции, в том числе своевременно повышать квалификацию, и это отрицательно сказывается на качестве их работы.
Отметим, в научных исследованиях3 обосновано, что оптимальная численность населения, которую может обслужить один врач первичного контакта (или ВОП), не должна превышать 900-1000 человек на одного врача, если он работает без помощников. На Кубе, например, установлен норматив 500 человек обслуживаемого населения на одного врача ВОП. Норматив прикрепленных граждан может доходить и до 1300 человек при наличии не менее двух средних медицинских работников или одной медицинской сестры и нескольких помощников врача, которым можно делегировать часть трудовых функций. На территориях с высоким уровнем хронических заболеваний среди населения максимальный объем пациентов не должен превышать 1200 человек. При нарушении этих норм снижается качество медико-профилактической помощи населению: профилактические мероприятия проводятся не в полном объеме, не выявляются онкологические заболевания, не достигаются целевые показатели артериального давления у пациентов, растет неудовлетворенность пациентов и др. Более того, доказано, что дефицит врачей первичного звена увеличивает уровень смертности населения. Так, в исследовании, проведенном в США4, показано, что привлечение дополнительных 10 ВОП на 100 тыс. населения коррелирует со снижением смертности от болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований и болезней дыхания (от 0,9 до 1,4%).
3 Raffoul M., Moore M., Kamerow D., Bazemore A. A Primary Care Panel Size of 2500 Is neither Accurate nor Reasonable. JABFM. 2016; 29 (4): 496-9. Altschuler J., Margolius D., Bodenheimer T., Grumbach K. Estimating a Reasonable Patient Panel Size for Primary Care Physicians With Team Based Task Delegation. Ann Fam Мed. 2012; 10 (5): 396-400.
4 Association of Primary Care Physician Supply With Population Mortality in the United States, 2005-2015. JAMA. February, 2019. Электронный доступ: https://ama.silverchair-cdn.com/journals/jamainternalmedicine/newonline.
Высокая трудовая нагрузка, отсутствие современного оборудования (уровень износа отдельных видов оборудования, применяющегося в первичном звене, составляет 100%5), сложности с повышением квалификации из-за отсутствия времени приводят к тому, что врачи участковой службы могут выполнять только диспетчерские функции, реально не занимаясь здоровьем пациента, перенаправляя его врачам-специалистам6 и на другие этапы оказания медицинской помощи. Это приводит к фрагментации оказания медицинской помощи пациентам и нивелированию ответственности врачей за сохранение их здоровья. Более того, недостаточная заработная плата врачей участковой службы и недовольство со стороны пациентов низкой доступностью медицинской помощи приводят к тому, что работа в участковой службе становится непривлекательной, особенно для молодых врачей.
Действующие сегодня меры в рамках обучения по целевым контрактам (уже более 5 лет) не позволяют устранить имеющийся дефицит медицинских кадров и ежегодно не достигают целевых значений на 50%. Меры по программе "Земский доктор" также не позволяют устранить дефицит кадров на селе, тем более что число участников программы с 2012 по 2017 г. заметно снизилось - на 35% (с 7,7 до 5,0 тыс. человек в год).
2. Дефицит всех медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Дефицит всех врачей (включая врачей участковой службы и врачей-специалистов), работающих в медицинских организациях, оказывающих ПМСП, по разным оценкам, варьирует от 50 до 85 тыс. человек. Этот дефицит рассчитан путем вычитания от нормативной численности врачей (должностей) их фактической численности. Согласно методике, изложенной в приказе Минздрава России № 322 от 26.06.20147 (где за основу взяты объем посещений и норма времени на прием одного пациента - 20 мин), расчетная численность этих врачей составляет 350 тыс. человек (включая врачей лечебной и врачей параклинической группы)8 (подробно см. в приложении 2).
5 https://vademec.ru/news/2019/07/25/putin-poruchil-golikovoy-do-avgusta-2019-goda-razrabotat-predlozheniyaporazvitiyu-pervichnogo-zven.
6 В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускается возможность самостоятельного обращения граждан к врачам-специалистам, что формально повышает доступность, но усиливает фрагментарность оказания помощи и размывание ответственности за качество медицинского обслуживания в целом.
7 Приказ Минздрава России от 26.06.2014 № 322 "О методике расчета потребности во врачебных кадрах".
8 Расчеты сделаны при условии, что врачи не совмещают должности, среднее время приема составляет 20 мин (методическое письмо Минздрава России), а число посещений на одного человека в год за счет средств бюджетов всех уровней не менее 9,0.
В табл. 1 приведены сводные данные по дефициту медицинских работников, работающих в первичном звене здравоохранения. Расчет дефицита сделан по состоянию на 20172018 гг. и не учитывает убыль медицинских кадров. Это означает, что для достижения нормативных значений по обеспеченности медицинскими кадрами еще потребуется дополнительная компенсация этой убыли, т.е. еще больший приток медицинских работников, чем указано в табл. 1.
Следует отметить, что показатели дефицита в официальных источниках существенно разнятся, что требует уточнения со стороны Минздрава России с приведением данных по первоисточникам (табл. 2).
Дополнительно к показателям дефицита врачей первичного звена, по данным Минздрава России, потребуется устранить дефицит врачей по отдельным специальностям в стационарных условиях: анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, патологоанатомов9. Например, в выступлении заместителя председателя Правительства РФ отмечается, что по специальности "анестезиология-реаниматология" дефицит составлял 11,4 тыс. человек в 2016 г. По дефициту врачей других специальностей, которые потребуются для реализации проектов "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Старшее поколение", расчетов пока не сделано.
Оценка достаточности показателей по увеличению численности врачей к 2024 г., заложенных в государственной программе "Развитие здравоохранения" (где запланировано повышение численности медицинских работников всех специальностей на 49 тыс. человек, а средних медицинских работников - на 130 тыс. человек), показывает, что эти значения по врачам и среднему медицинскому персоналу достаточны только для покрытия дефицита в первичном звене здравоохранения, без учета других медицинских специальностей.
Оценка достаточности средств на увеличение фонда оплаты труда (ФОТ) медицинских работников. Это оценить сложно: так, в бюджете Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС)10 обозначены расходы по данной статье только на 2019-2024 гг., к тому же не указан темп прироста медицинских кадров по специальностям, по которым необходимо увеличить численность врачей. В табл. 3 показаны расчеты по необходимому ФОТ для привлечения дополнительных медицинских кадров в государственные и муниципальные учреждения с примерно равным темпом, заложенным до 2024 г. Полученные расчеты показали, что в постоянных ценах 2018 г. (т.е. с учетом инфляции) необходимо не менее 482,1 млрд руб. Однако эти средства не предусматривают естественный отток медицинских кадров из отрасли, увеличение оплаты их труда и районные коэффициенты.
5 https://vademec.ru/news/2019/07/25/putin-poruchil-golikovoy-do-avgusta-2019-goda-razrabotat-predlozheniyaporazvitiyu-pervichnogo-zven.
6 В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускается возможность самостоятельного обращения граждан к врачам-специалистам, что формально повышает доступность, но усиливает фрагментарность оказания помощи и размывание ответственности за качество медицинского обслуживания в целом.
7 Приказ Минздрава России от 26.06.2014 № 322 "О методике расчета потребности во врачебных кадрах".
8 Расчеты сделаны при условии, что врачи не совмещают должности, среднее время приема составляет 20 мин (методическое письмо Минздрава России), а число посещений на одного человека в год за счет средств бюджетов всех уровней не менее 9,0.
3. Несовершенство нормативной базы. В действующем профессиональном стандарте "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" по приказу Минтруда России от 21.03.2017 № 293н, а также в проекте профессионального стандарта по специальности "терапия" (проект приказа Минтруда РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по терапии" от 15.01.2016) не предусмотрен ряд трудовых функций и умений, который бы позволил им эффективно диагностировать и лечить распространенные заболевания (неосложненные формы), такие как диабет, артериальная гипертензия, ЛОР-патология, глазные болезни и др.
4. Неудовлетворительная квалификация врачей первичного звена. Сегодня в результате отмены интернатуры и отсутствия обязательной 2-годичной ординатуры, принятой для допуска к практике по общей врачебной практике во всех развитых странах, существенно снизился уровень практической подготовки и способности к самостоятельной работе выпускников медицинских вузов. Это усугубляется недостаточным внедрением механизма наставничества. Перегруженность работой, отсутствие времени на повышение квалификации, низкая доступность специальных руководств и систем поддержки принятия клинических решений для врачей первичного звена - все это значительно снижает качество их работы. Одновременно многие врачи-специалисты, которые работают в первичном звене и находятся в отрыве от применения современных технологий, теряют свою квалификацию.
5. Правовая незащищенность врачей со стороны проверяющих органов, избыточный документооборот, контроль работы по многочисленным объемным показателям (по числу посещений) усугубляют ситуацию для врачей первичного звена. Страх санкций затрудняет открытое обсуждение и разбор врачебных ошибок, приводит к их замалчиванию и, как следствие, к ухудшению качества медицинской помощи для пациентов.
Предложения по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи
Главные предложения - это ликвидация дефицита врачей участковой службы, повышение оплаты их труда и расширение трудовых функций, а также существенное повышение квалификации всех медицинских работников, оказывающих ПМСП.
1. Ликвидировать дефицит медицинских кадров и повысить оплату их труда, разукрупнить участки для врачей с расширенными трудовыми функциями.
■ Поэтапно привести численность медицинских работников в медицинских организациях, оказывающих ПМСП, в соответствие с установленными или обновленными нормативами (для врачей с расширенными трудовыми функциями) из расчета: в городских условиях на одну должность врача-терапевта участкового и ВОП -1200 человек прикрепленного взрослого населения, в сельских районах, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 1000 человек прикрепленного взрослого населения и менее (18 лет и старше). Для врача-педиатра участкового можно сохранить действующий норматив - 800 человек прикрепленного детского населения (до 17 лет включительно). При этом все ставки должны быть заняты без совместительства. На одну должность врача участкового и ВОП должно приходиться 2 (но не менее 1,5) должности участковой медицинской сестры. Только в этом случае можно обеспечить качественное выполнение требуемого объема их трудовых функций.
■ Снизить различия в оплате труда медицинских работников субъектов ПМСП в различных регионах РФ путем установления на федеральном уровне базового оклада по профессиональным квалификационным группам. Это позволит снизить отток кадров в регионы с более высокими показателями оплаты труда.
■ Предусмотреть существенное повышение оплаты труда врачей и расширить социальные льготы для них. Предлагается заложить следующие темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (без начислений): базовый рост - 10% в год в текущих ценах до 2024 г., что позволит мотивировать существующих медицинских работников продолжать работать в субъектах ПМСП; повышение базового оклада в 1,5 раза участковым врачам, которые прошли переподготовку по специальности "врач общей практики" и сдали экзамен независимой комиссии, подтверждающий уровень их квалификации. Это позволит стимулировать приток дополнительных квалифицированных кадров в первичное звено.
■ Предусмотреть субсидии на снижение ставки ипотечного кредитования по приобретению жилья для тех, кто нуждается в нем.
■ Ввести повышающий коэффициент 1,3 (к базовому окладу по соответствующей профессиональной квалификационной группе) за работу в сельской местности всем медицинским работникам, также предусмотреть для них через 5-7 лет работы в сельской местности льготные кредиты на приобретение жилья в городских условиях.
■ Рассчитать необходимое финансовое обеспечение для достижения всех результатов проекта. Предварительные расчеты показывают, что с учетом индексации базового оклада врачей-педиатров участковых, которые прошли обучение по программе "Врач общей практики" (в 1,5 раза), и при условии, что с 2019 по 2024 г. в первичное звено будет привлечено дополнительно 52,6 тыс. врачей (см. рисунок) и 78,9 тыс. средних медицинских работников (работающих на разукрупненных участках), потребуется около 1800 млрд руб. за 6 лет. Это в среднем около 150 млрд руб. ежегодно дополнительно в ценах 2018 г. (табл. 4).
2. Повысить квалификацию медицинских кадров.
■ Разработать специальные методические рекомендации (включая алгоритмы) по всем направлениям трудовых функций участковых врачей (они должны быть основаны на клинических рекомендациях) и обеспечить ими каждого врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, ВОП, а также интегрировать эти рекомендации в медицинскую информационную систему (МИС) и представить в виде мобильного приложения. Отметим, что сегодня клинические рекомендации охватывают все этапы оказания медицинской помощи и в ряде случаев затруднительны для использования в оперативной работе врачей первичного звена из-за большого объема.
■ На каждом рабочем месте врачей и фельдшеров субъектов ПМСП обеспечить доступ к электронным системам поддержки принятия клинических решений, в том числе к электронным образовательным модулям, лекарственным справочникам.
■ Актуализировать и утвердить приказом Минздрава России единые федеральные требования к оценке качества и объема работы субъектов ПМСП и врачей участковой службы, рассчитанные не на объемные, а на качественные показатели и принятые для оценки работы этих врачей в развитых странах.
■ Ежегодно публиковать рейтинг эффективности деятельности субъектов ПМСП в соответствии с актуализированными требованиями.
■ Восстановить работу лечебно-контрольных комиссий с проведением разборов сложных случаев, врачебных ошибок и клинико-анатомических конференций в субъектах ПМСП.
3. Пересмотреть организационные подходы к оказанию первичной специализированной медицинской помощи.
■ Предусмотреть поэтапное сокращение (пересмотр) норматива обеспеченности врачами-специалистами в субъектах ПМСП при условии опережающего роста обеспеченности участковыми врачами и ВОП, работающих на разукрупненных участках и прошедших специальное обучение.
■ Целесообразно сконцентрировать врачей-специалистов, ведущих амбулаторный прием, в специально созданных для этого клинико-диагностических отделениях крупных больниц.
■ С учетом современных технологий оказания медицинской помощи и прогнозируемых потоков пациентов рассчитать нормативы обеспеченности этими врачами-специалистами.
■ Актуализировать и утвердить профессиональные стандарты врачей-специалистов субъектов ПМСП к 2020 г.
■ Актуализировать и утвердить порядки оказания первичной специализированной медицинской помощи к 2020 г.
■ С 2021 г. поэтапно внедрить в практику новые организационные подходы к оказанию первичной специализированной медицинской помощи.
4. Конкретизировать ответственность муниципальных органов власти за создание условий по оказанию медицинской помощи.
■ Предусмотреть в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" ответственность муниципальных и региональных властей по созданию условий для оказания медицинской помощи в сельской местности, таких как предоставление жилья медицинским работникам, организация транспортной доступности медицинских организаций для граждан, организация средств связи и требуемых каналов передачи данных для медицинских организаций.
■ Обеспечить транспортную доступность медицинских организаций в соответствии с утвержденными нормативами (приказ Минздрава России от 27.02.2016 № 132н) с учетом особенностей сельской местности, климатических и иных региональных факторов (по плановым показаниям, а не только по экстренным, как это предусмотрено в действующем федеральном проекте).
■ Продлить выплаты по программе "Земский доктор" до 2024 г., при этом установить увеличение субсидии на приобретение (строительство) до уровня рыночной стоимости жилья в каждом конкретном муниципалитете (регионе).
5. Укомплектовать все субъекты ПМСП и центральные районные больницы (ЦРБ) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
■ Провести оценку потребности в медицинском оборудовании субъектов ПМСП, ЦРБ и межрайонный медицинский центр (ММЦ) в сроки до 2020 г. В федеральном бюджете и консолидированных бюджетах субъектов РФ заложить средства на поэтапное (до 2024 г.) дооснащение (переоснащение) медицинским оборудованием субъектов ПМСП, ЦРБ и ММЦ.
■ В ЦРБ и ММЦ подготовить площадки для размещения медицинского оборудования, соответствующим специалистам пройти повышение квалификации для работы на этом оборудовании.
■ Законодательно ввести ответственность собственников субъектов ПМСП, ЦРБ и ММЦ за исполнение табелей оснащения медицинских организаций согласно порядкам оказания медицинской помощи.
■ Разработать и утвердить требования к функционалу МИС в субъектах ПМСП. В федеральном бюджете и консолидированных бюджетах субъектов РФ предусмотреть средства на приобретение МИС, соответствующего установленным требованиям.