Роль фармацевтической отрасли для здравоохранения очевидна и огромна. Лекарства - это основной инструмент врача. Яркие примеры снижения смертности и заболеваемости населения благодаря прорывам в разработке новых лекарств можно перечислять бесконечно. Так, открытие в 1928 г. А. Флемингом пенициллина и внедрение его в лечебную практику во время Второй мировой войны [1] привело не только к значительному снижению смертности от инфекционных заболеваний во всем мире, но и к значительному прогрессу в хирургии. В Великобритании с 1981 по 2000 г. смертность от болезней системы кровообращения снизилась в 2 раза, и более половины медицинского эффекта произошло благодаря новым лекарствам [2]. Появившиеся в последнее время препараты прямого противовирусного действия [3] против гепатита С позволяют полностью вылечить это тяжелое заболевание. Антиретровирусная терапия превратила ВИЧ-инфекцию из неизбежно смертельного заболевания в управляемое хроническое, причем схемы лечения стали максимально удобными для пациентов, соответственно возросла приверженность пациентов к терапии. Лекарственные препараты (ЛП) - ингибиторы тирозинкиназы позволили увеличить с 20 до 90% 5-летнюю выживаемость пациентов с хронической миелоидной лейкемией [4]. ЛП клеточной и генной терапии, зарегистрированные в последние годы, могут обеспечить новый принципиальный прорыв в области снижения заболеваемости и смертности населения.
Но роль фармацевтической отрасли не ограничивается системой здравоохранения, она играет важнейшую роль в развитии мировой экономики и экономики отдельных стран. В 2018 г. общий объем продаж лекарственных препаратов (ЛП), составил $1,2 трлн в конечных ценах потребителей [5]. Это 1,4% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) в 2018 г. В развитых странах продажи ЛП составляют в среднем 1,7% ВВП (амбулаторный и стационарный сектор) [6]. Фармацевтическая отрасль также играет большую роль в занятости населения: всего в мире в фармацевтической отрасли занято около 4,4 млн чел. [7]. Некоторые развитые страны (например, Германия) получают значительную дополнительную выручку от экспорта ЛП -$92 млрд в 2018 г., или 6,2% от общего экспорта страны [8].
Большинство научных исследований в области наук о человеке - это поиск новых молекул и разработка новых лекарств. Фармацевтические компании также помогают развивать науку и образование, например, в 2018 г. вложения в научные исследования составили $150 млрд (или 12,5% от общих продаж на фармацевтическом рынке) [9].
В Советском Союзе фармацевтическая отрасль была хорошо развита. К 1990 г. по масштабам производства лекарств, численности аптечной сети, кадровым ресурсам и объему продаж она являлась одной из крупнейших в мире. К 1986 г. количество аптечных учреждений составляло 31,3 тыс. организаций, количество занятых в фармацевтике - более 20 тыс. чел. [10]. Затем, после распада Советского Союза, с 1993 по 2009 г., в результате снижения государственного финансирования медицинской науки и фармацевтического производства, сокращения общего объема государственных закупок ЛП, а также перехода преимущественно на потребление импортных ЛП, вес и роль отечественного фармацевтического сектора существенно ослабла.
В этой связи в 2009 г. были приняты Стратегия и Программа развития отечественной фармацевтической промышленности [11]. Благодаря реализации этой Программы были достигнуты следующие результаты: доля отечественных ЛП выросла до 30% от общего объема рынка, доля российских препаратов в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) составляет >86%, объем экспорта в 2018 г. превысил $500 млн [12].
Сегодня, согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. "О национальных целях и стратегических задачах РФ", предстоит сделать следующий прорыв в области развития социальной сферы и экономики страны, в том числе отечественной фармацевтической отрасли [13].
В Указе поставлены следующие цели:
■ увеличить ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) населения с 72,9 года в 2018 г. до 78 лет к 2024 г. и, далее, до 80 лет к 2030 г.;
■ ускорить технологическое развитие РФ, в том числе увеличить число организаций, осуществляющих технологические инновации до 50% от общего числа организаций;
■ обеспечить экономический рост страны больше общемирового при сохранении макроэкономической стабильности, а также обеспечить вхождение РФ в 5 крупнейших экономик мира к 2024 г.;
■ создать экспортоориентированный сектор, в том числе в агропромышленном секторе и секторе медицинских услуг.
В достижении этих целей фармацевтическая отрасль должна сыграть не последнюю роль. Именно поэтому действующая Программа "Фарма-2020" была продлена до 2024 г. Согласно программе, к 2024 г. необходимо достичь следующих показателей:
■ увеличить число рабочих мест до 23 тыс.;
■ увеличить долю ЛП отечественного производства до 36,4% в общем объеме продаж;
■ увеличить до 80% долю стратегически значимых ЛП, производство которых осуществляется по полному производственному циклу на территории РФ [14].
В этой связи важно изучить опыт развитых стран в области инновационного развития фармацевтической отрасли. В этой статье мы сравнили РФ по ключевым показателям, характеризующим состояние фармацевтической отрасли, с другими странами, изучили наиболее распространенные меры государственной политики, направленные на стимулирование ее развития, а также отдельные программы, реализующиеся сегодня в США, Евросоюзе (ЕС), Великобритании, Южной Корее и Китае. На основание анализа сделаны рекомендации для РФ по формированию национальной лекарственной политики, которая будет способствовать достижению национальных целей страны.
Сравнение показателей развития фармацевтической отрасли в РФ и других странах
В таблице представлено сравнение ключевых показателей, характеризующих состояние и деятельность фармацевтической отрасли в РФ и развитых странах (США, Великобритания, Южная Корея, Китай). Полужирным шрифтом показаны те показатели в РФ, которые отстают от названных стран.
Сравнение показателей развития фармацевтической отрасли в РФ, США, Великобритании, Китае и Южной Корее
В РФ ОПЖ в 2018 г. составила 72,9 лет, что на 5,7 лет ниже, чем в США, на 8,4 лет ниже, чем в Великобритании, на 3,6 лет ниже, чем в Китае, и на 9,8 лет ниже, чем в Южной Корее [15].
В РФ в 2018 г. ВВП на душу населения составил $29 100 ППС (ППС - паритет покупательной способности, в 2018 г. $1 ППС = 25,6 руб.), что на 61% выше, чем в Китае ($18,1 тыс. ППС), но на 53% ниже, чем в США ($62 500 ППС), на 36% ниже, чем в Великобритании ($45 640 ППС), и на 27% ниже, чем в Южной Корее ($40 100 ППС).
В РФ в 2018 г. объем фармацевтического рынка в абсолютных показателях составил $61,5 млрд ППС [5], что в 7,3 раза меньше, чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Китае, однако в 1,6 раза больше, чем в Великобритании и Южной Корее. Однако в РФ в 2018 г. в доле ВВП расходы на лекарства составили только 1,6%, что значительно ниже, чем в большинстве рассматриваемых стран, кроме Китая (0,5% ВВП). В США этот показатель составляет 2,3% ВВП, в Великобритании - 1,4%, в Южной Корее -1,9% [15]. Также в РФ доля государственных затрат на ЛП в амбулаторных условиях составляет только 0,25% ВВП, что значительно ниже, чем в большинстве стран, в США они составляют 0,6% ВВП, в Великобритании - 0,8% ВВП, в Южной Корее - 0,7%, в Китае - 0,4%. Затраты на ЛП в амбулаторных условиях в $ППС на душу населения в РФ также значительно ниже, чем в рассматриваемых странах ($62 ППС), что в 3,4 раза ниже, чем в "новых-8" странах ЕС, близких к РФ по уровню экономического развития (рис. 1).
Рис. 1. Подушевые расходы на лекарственные средства в амбулаторных условиях, в том числе оплачиваемые из государственных источников, в РФ и странах Евросоюза
В РФ фармацевтический рынок преимущественно импортоориентированный, в отличие от рынка, например, Великобритании. Это означает, что в РФ торговое сальдо экспорта и импорта отрицательное и составляет -0,5% ВВП, а Великобритании - +0,1% ВВП. РФ занимает небольшую долю в мировом фармацевтическом экспорте - только 0,1%, в то время как доля США в 59 раз выше и составляет 5,9% [16], а доля Германии в 168 раз выше - 16,8%.
Самая большая абсолютная занятость в фармотрасли - в Китае (2,3 млн чел.), или 0,3% от общего числа занятых [17], следующей страной по занятости в фармотрасли является США с количеством занятых 500 тыс. чел., или 0,3% от общего числа занятых [17]. В РФ в 2018 г. количество занятых в фармотрасли составило 79 тыс. чел., или 0,1% от всего работающего населения страны [18], - это самый низкий показатель из рассматриваемых стран.
Самими важными показателями в оценке разработки новых ЛП являются затраты государства на научно-исследовательские работы (НИР) и количество новых зарегистрированных ЛП. В РФ расходы на НИР составили 0,04% ВВП, что в 10 раз ниже, чем в США (0,4% ВВП), в 7,5 раз ниже, чем в Великобритании (0,3% ВВП), и в 1,5 раз ниже, чем в Китае (0,06% ВВП) [15].
За последние 5 лет увеличивается количество новых зарегистрированных ЛП. В РФ с 2014 по 2018 г. было зарегистрировано только 3 новых ЛП, в США за этот же период - 213 новых ЛП [19]. Рекордным для США стал 2018 г., когда в Администрации по лекарствам и пищевым продуктам (Food and Drug Administration - FDA) [19] было зарегистрировало 59 новых ЛП. Также большое количество новых препаратов регистрируется в Европе - 251 препарат за последние 5 лет [20].
В последние десятилетия постоянно повышается количество новых исследований в разработке ЛП. На настоящий момент в работе находится более 25 000 проектов (лекарственных препаратов-кандидатов, изучаемых по определенным показаниям) для 17 000 препаратов-кандидатов. Из них в клинической стадии исследований находятся 9000 проектов [21]. Иными словами, в ближайшие годы следует ожидать появления на рынке большого количества новых ЛП.
В том числе ЛП нового класса или так называемой передовой терапии. К ним относятся препараты клеточной терапии (например, CAR-T), ДНК- и РНК-препараты (генная терапия), а также тканеинженерные препараты [22]. Сегодня в мире в разработке находится более 800 CAR-T-проектов, причем лидерами в этом направлении являются США (165 проектов в разработке) и Китай (166 проектов) [23]. Среди генных технологий одним из перспективных методик является CRISPR-технология, и половина всех публикаций по CRISPR-исследованиям имеют авторство ученых также из США (898 публикаций) и Китая (829 публикаций за 2018 г.). Для сравнения: учеными из РФ в 2018 г. было опубликовано всего 18 статей по этому научному направлению [24].
Таким образом, из анализа ключевых показателей, характеризующих фармацевтическую отрасль, видно, что РФ существенно отстает от других стран по ОПЖ, по доле государственных расходов на лекарства в ВВП и на душу населения (в том числе в амбулаторных условиях), по числу рабочих мест в фармацевтической отрасли, по доле расходов на НИР в ВВП, по показателям инновационного развития отрасли.
Государственная политика развитых стран по ускорению разработки и выводу на рынок новых лекарственных средств
Общие направления государственной политики
Четыре главных направления государственной политики по разработке новых ЛП представлены на рис. 2. Первое - стимулирование проведения научных исследований, второе - поддержка трансляции этих исследований в производство, третье - обеспечение ускоренной регистрации новых ЛП и четвертое - расширение рынков сбыта (внутренних рынков и потенцирование экспорта). Важную роль играют такие вспомогательные и поддерживающие инструменты, как развитие системы патентования, кадрового и материально-технического обеспечения фармацевтической отрасли.
Рис. 2. Государственное регулирование и управление системой разработки новых лекарственных средств
Открытие и разработка новых лекарственных средств, трансляция научно исследовательских работ в коммерческий продукт
На рис. 3 представлены основные стадии открытия и разработки нового ЛП. Как правило, для этого требуется около 10-12 лет, из них поиск мишеней и молекул и доклинические исследования препарата занимают 3-5 лет, клинические исследования - до 7 лет, регистрация ЛП проходит в течение 6 мес - 2 лет [25]. Из 10 000 молекул-кандидатов до регистрации доходит только одно ЛП.
Рис. 3. Стадии разработки нового лекарственного препарата
Стоимость разработки одного ЛП постоянно повышается и в настоящее время в среднем составляет около $2 млрд [26]. Наиболее дорогостоящая стадия разработки - это клинические исследования, стоимость которых может составлять до 50% от всей стоимости разработки.
Государство активно поддерживает НИР в области открытия ЛП путем прямого финансирования разработок [27], особенно фундаментальных исследований. Это поддержка может быть в виде грантов университетам и фармацевтическим производителям, спонсирование работы научных институтов, заказ государством низкомаржинальных разработок (например, НИР по препаратам для лечения тропических заболеваний) [28]. Одним из инструментов стимулирования являются специальные налоговые льготы при проведении НИР.
Принято разделять эту политику на 2 типа "pull" - "вытягивание" и "push" - "подталкивание" [29].
"Вытягивание" НИР заключается в мерах, направленных на увеличение доходов частных компаний, занимающихся разработкой лекарств, это:
■ создание благоприятной среды для патентования результатов интеллектуальной собственности;
■ установление премиальных цен при закупках новых ЛП, "приз за инновации";
■ ускоренная регистрация новых ЛП.
"Подталкивание" НИР направлено на снижение стоимости НИР, это, как правило:
■ налоговые льготы при проведении НИР;
■ прямое финансирование фундаментальных исследований - гранты;
■ контракты длительного цикла, когда государство заказывает разработку ЛП фармацевтической компании с сохранением прав государства или с разделением их с разработчиком;
■ прямое спонсорство всех циклов разработки, особенно для ЛП, направленных на неудовлетворенные нужды медицины, которые коммерчески невыгодны частным компаниям, например создание новых антибиотиков, вакцин и др.
Трансляция НИР в коммерческий продукт является "узким горлышком" процесса разработки нового ЛП, т.е. этапом, на котором многие проекты терпят неудачу [30]. Меры, которые позволяют преодолеть эту проблему:
■ создание специальных условий патентования (например, акт Бэя-Доула в США, см. ниже);
■ создание биокластеров, которые позволяют сосредоточить в одном месте ученых, разработчиков и производителей, например Стевенджский центр в Великобритании (Stevenage Bioscience Catalyst);
■ развитие государственно-частного партнерства (ГЧП), когда государство наряду с частными компаниями вкладывает средства в разработку новых лекарств, например, Инициатива по инновационным лекарствам (Innovative Medicine Initiative в ЕС);
■ создание благоприятных условий для венчурного финансирования (развитие предпринимательства ученых, льготные кредиты и специальные венчурные фонды в США).
Для ускорения внедрения ЛП в производство государство организует государственные опытные производства для отработки промышленной технологии, предоставляет субсидии на перевооружение производств и трансфер зарубежных технологий.
Регистрация лекарственных средств
Фармацевтическая отрасль требует строгого контроля со стороны государства в части эффективности, безопасности препаратов, контроля процессов доклинической и клинической разработки. Это международные требования к разработке надлежащей лабораторной практики (GLP -Good Laboratory Practice), надлежащей клинической практики (GCP - Good Clinical Practice) и контроля производственных процессов надлежащей производственной практики (GMP -Good Manufacturing Practice). В последние годы с развитием клеточных и тканевых технологий появилась система контроля тканевых производств "Надлежащая тканевая практика" (GTP -Good Tissue Practice). Одновременно со строгим контролем государство выработало меры по стимуляции разработки новых ЛП с помощью определенных регистрационных мер: это ускоренная регистрация, экспертная поддержка регистрационного процесса, например, в ЕС создана специальная комиссия "Приоритетные препараты" (PRIME - Priority Medicines) для регистрации препаратов передовой терапии.