Показатель удельного веса расходов на оплату труда в общих расходах государственных бюджетных учреждений здравоохранения г. Москвы (далее - ГБУЗ) является одним из показателей оценки эффективности управления ресурсами в соответствии с методикой Стандарта качества управления ресурсами (СКУР). Стандарт качества управления ресурсами медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы полноценно внедряется с 2016 г.1. Оптимизация расходов медицинских организаций (МО) является одной из основных целей СКУР [1, 2].
1 Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.07.2016 № 622 ""О внедрении Стандарта качества управления ресурсами в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы".
Комплексная система показателей позволяет применять методику СКУР в качестве инструмента, дополняющего систему внутреннего контроля использования ресурсов [3]. Методика СКУР является универсальной для оценки качества управления ресурсами государственных бюджетных учреждений социальной сферы. Анализ показателей СКУР в динамике проводится с целью выявления тенденций и выбора оптимального решения для достижения максимально возможной эффективности использования ресурсов.
Изучение значений показателя, отражающего долю расходов на оплату труда с начислениями в общем объеме расходов МО государственной системы здравоохранения г. Москвы, представляет особый интерес с учетом влияния корона-вируса СОУШ-19 на деятельность ГБУЗ [4, 5].
Для оценки показателя "Удельный вес фонда оплаты труда в расходах учреждения за отчетный период (без учета расходов за счет субсидий на цели осуществления капитальных вложений)" в методике СКУР установлены уровни сложности и критерии оценки в зависимости от типа учреждения и вида оказания медицинской помощи. Максимально возможным является четвертый уровень сложности, который свидетельствует об оптимальном использовании ресурсов. Диапазон значений данного показателя (критерий оценки) для определения коэффициента сложности (КС) установлен в границах от ≥65% (КС1) до ≥80% (КС4) для амбулаторнополиклинических учреждений и от ≥60% (КС1) до ≥75% (КС4) - для всех остальных типов учреждений [3].
Показатель удельного веса фонда оплаты труда в расходах учреждения за отчетный период является прямым - чем выше его значение, тем выше достигнутый уровень сложности, а увеличение значения этого показателя при сравнении данных базисного периода с отчетными свидетельствует о положительной динамике.
Материал и методы
Исследование проводилось с использованием данных статистической и бухгалтерской отчетности за 2018-2020 гг., размещенной в информационно-аналитической системе СКУР НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы (ИАС СКУР НИОЗММ ДЗМ). Все ГБУЗ разделены на 8 подгрупп в зависимости от вида медицинской помощи, оказываемой населению, и типа медицинской организации: детские стоматологические поликлиники (ДСП), детские городские поликлиники (ДГП), взрослые автономные стоматологические поликлиники (СПА), взрослые городские поликлиники (ГП), специализированные городские больницы (СБГ), научно-исследовательские институты (НИИ), детские городские клинические больницы (ДГКБ) и взрослые городские клинические больницы (ГКБ).
При проведении исследования использовались методы сравнительного анализа, сопоставления, обобщения. Обработка данных осуществлялась на персональном компьютере.
Результаты и обсуждение
В результате анализа данных установлено, что расходы на оплату труда с начислениями доминируют в структуре общих расходов ГБУЗ. В результате исследования было установлено, что среднее значение изучаемого показателя по всем ГБУЗ в 2018 г. составило 78,5%, в 2019 г. -79,7% и в 2020 г. - 79,6%. В разрезе подгрупп значение показателя варьирует в пределах от 64 до 89%. Самый низкий показатель отмечен в ГКБ и ДГКБ - в среднем 64%, а самый высокий - у учреждений, оказывающих стоматологическую помощь (СПА и ДСП), и ГП - в среднем более 80% (табл. 1).
Таблица 1. Данные о средних значениях показателя и темпах его прироста за период 2018-2020 гг. в разрезе подгрупп государственных бюджетных учреждений здравоохранения (ГБУЗ)
Из табл. 1 видно, что, несмотря на общую положительную динамику, в разрезе подгрупп имеются отрицательные значения темпа прироста данного показателя в 2020 г. по сравнению с 2019 г. В связи с распространением коронавирусной инфекции С0УШ-19 возникла необходимость обеспечения МО, оказывающих населению медицинскую помощь в стационарных условиях, дополнительными материально-техническими средствами (медикаменты, дезинфицирующие средства, медицинские изделия и др.). В результате снизилась доля фонда оплаты труда в расходах учреждений. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. у всех ГБУЗ темп прироста положительный, за исключением ГБУЗ подгрупп СБГ и ГКБ.
АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. МОСКВЫ
Анализ изменения удельного веса расходов на оплату труда с начислениями с точки зрения увеличения или уменьшения значения показателя является важным при оценке качества управления ресурсами. ГБУЗ должны стремиться к максимально возможному значению показателя для достижения оптимальных результатов.
Если рассматривать достижение значения данного показателя в целом среди всех ГБУЗ без разбивки, то очевидно, что в каждом из сравниваемых периодов более 50% МО добились увеличения значения этого показателя (см. рисунок).
Результат достижения показателя доли расходов на оплату труда с начислениями в общем объеме расходов
ГБУЗ - государственное бюджетное учреждение здравоохранения.
На рисунке видно, что если в 2019 г. по сравнению с 2018 г. 66,4% ГБУЗ смогли повысить значение данного показателя, то в 2020 г. по сравнению с 2019 г. лишь 50% добились такого результата. Очевидно, что изменение принципов оплаты труда, продиктованное необходимостью реагировать на изменение ситуации в связи с заболеваемостью коронавирусом COVID-19, отразилось на фонде оплаты труда в разных ГБУЗ по-разному, в зависимости от типа оказываемой медицинской помощи. Это подтверждают данные табл. 2.
Таблица 2. Доля государственных бюджетных учреждений здравоохранения (ГБУЗ) в разрезе подгрупп, добившихся увеличения (уменьшения) значения показателя в динамике, %
Из данных табл. 2 видно, что в 2020 г. по сравнению с 2019 г. наибольшее количество ГБУЗ, добившихся увеличения значения показателя, наблюдается в подгруппе ГП - 61,7%, а наименьшее среди МО подгруппы ДГКБ - 16,7%, при общем значении 50%. При этом в 2019 г. по сравнению с 2018 г. все ГБУЗ подгруппы ДГКБ (100%) смогли увеличить значение этого показателя. Пандемия COVID-19 привела к необходимости привлечения дополнительных медицинских кадров для оказания медицинской помощи в поликлиниках и на дому. На этом фоне произошло увеличение фонда оплаты труда при прочих равных условиях финансирования расходов. Это и позволило большинству ГБУЗ из группы ГП добиться увеличения доли расходов на оплату труда с начислениями в общем объеме расходов по итогам 2020 г.
Заключение
Анализ данных о доле расходов на оплату труда с начислениями в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Москвы за 2018-2020 гг. позволил выявить различия в значении этого показателя между группами учреждений в зависимости от их вида и типа оказываемой медицинской помощи, а также с учетом изменений ситуации в системе здравоохранения Москвы, вызванной эпидемией коронавируса в 2020 г. Среднее значение изучаемого показателя по всем ГБУЗ в 2018 г. составило 78,5%, в 2019 г. - 79,7% и в 2020 г. - 79,6%. В разрезе подгрупп значение показателя варьирует в пределах от 64% до 89%. Самый низкий показатель отмечен в ГКБ и ДГКБ - в среднем 64%, а самый высокий у СПА, ДСП и ГП - в среднем более 80%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойченко Ю.Я., Бударин С.С., Никонов Е.Л. Оценка качества управления ресурсами в амбулаторно-поликлинических учреждениях государственной системы здравоохранения города Москвы // Вестник Росздравнадзора. 2018. № 2. С. 57-64.
2. Бударин С.С., Бойченко Ю.Я., Никонов Е.Л., Эльбек Ю.В. Планирование значений показателей оценки качества управления ресурсами в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Москвы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019. Т. 27, № 3. С. 303-307.
3. Применение Стандарта качества управления ресурсами в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2018-2020 годах : методические рекомендации / Д.В. Мелик-Гусейнов, С.С. Бударин, О.А. Волкова [и др.]. Москва : Правительство Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, 2019. 64 с.
4. Тимербулатов В.М., Тимербулатов М.В. Здравоохранение во время и после пандемии COVID-19 // Вестник академии наук РБ. 2020. Т. 35, № 2 (98). С. 77-86.
5. Влияние коронавируса TOVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении. Аналитический доклад / под общ. ред. В.И. Стародубова. Москва, 2020. URL: https://mednet.ru/images/materials/news/doklad_cniioiz_po_COVID-19-2020_04_26.pdf