Высшая школа организации и управления здравоохранением продолжает публиковать самые интересные материалы, которые вошли во 2-е издание национального руководства "Общественное здоровье и здравоохранение" (выйдет в свет в январе 2022 г.). В этом номере журнала приводится глава "Современное здравоохранение и бизнес-среда" из книги "Инновационные подходы в управлении медицинской организацией" известных профессоров Гарвардского университета: Боаза Ронена (Boaz Ronen), Джозефа С. Плискина (Joseph S. Pliskin) и Симона Пасса (Shimeon Pass).
Цель:
■ понять, почему требуются новые управленческие подходы?
Более 20 лет системы здравоохранения большинства западных стран сталкивались с проблемой значительного увеличения расходов на здравоохранение в реальном выражении (в расчете на душу населения за вычетом инфляции) и доле валового внутреннего продукта [В РФ расходы на здравоохранение в течение последних 20 лет не увеличивались и в среднем составляли 3,2% внутреннего валового продукта, что в 1,6 раза ниже, чем в "новых" странах Евросоюза (ЕС), близких к нашей стране по уровню экономического развития, и в 2,4 раза ниже, чем в "старых" странах ЕС. - Прим. ред.]. В результате для предоставления людям доступной медицинской помощи пришлось сократить расходы в других секторах экономики. Определение расходов на систему здравоохранения может быть представлено с точки зрения как имеющихся расходов, так и потребностей населения.
На протяжении последних двух десятилетий развитие бизнеса претерпело серьезные изменения во многих секторах экономики. Главное из них - переход от "рынка продавца" к "рынку покупателя". Рынок продавца, широко распространенный в прошлом, представляет собой монополистическую деловую среду, в которой поставщик товаров или услуг диктует аспекты сделки.
■ Цена услуг и товаров: обычно определяется методом "издержки плюс фиксированная прибыль", при этом покупатель оплачивает все затраты, понесенные для оказания услуги, плюс "разумную прибыль".
■ Время реагирования (сроки предоставления услуг): "Мы делаем все возможное, и мы действительно стараемся".
■ Качество: "Мы делаем все возможное в данных обстоятельствах".
■ Результативность: "Мы знаем лучше самих покупателей, что им нужно. Мы - профессионалы".
Переход от рынка продавца к рынку покупателя
Сегодняшняя деловая среда - это рынок покупателя. Этот тренд появился в результате глобальных макроэкономических, технологических, политических и социальных изменений. Эта среда характеризуется:
■ глобализацией мировой экономики;
■ жесткой конкуренцией между организациями как внутри своей страны, так и на международном уровне;
■ наличием на глобальном уровне избыточных мощностей в производстве, услугах и научных разработок в некоторых областях;
■ применением новых управленческих подходов;
■ наличием и доступностью информации и знаний;
■ доступностью дешевых и быстрых коммуникаций;
■ возможностью своевременного получения материалов и услуг;
■ легкостью международных поездок и перевозок;
■ внедрением передовых технологий для производства и развития;
■ широким использованием передовых компьютерных и информационных систем;
■ широким использованием коммуникационных и информационных технологий;
■ сокращением жизненного цикла товаров и услуг;
■ демократизацией и расширением прав и возможностей потребителей.
Глобализация: маленькая глобальная деревня
Мир постепенно становится миром без границ. В большинстве регионов мира, в частности в западных странах, можно свободно путешествовать без необходимости оформления разрешений на въезд. Аналогично таможенные пошлины и тарифы на товары, перемещаемые через границы, были снижены или полностью отменены. Перемещение между странами стало легким, быстрым и дешевым как для людей, так и для товаров или материалов.
В последнее десятилетие мы наблюдаем тенденцию образования мультинациональных организаций. Успешные компании приобретают частичное или полное право собственности на фирмы в других странах, получая возможность доступа к дополнительным рынкам и диверсификации своей продуктовой линейки. Фирмы сотрудничают с иностранными компаниями, и такое сотрудничество обоюдно выгодно. В мире наблюдается избыточная мощность в производстве и услугах, как следствие, необходимо искать дополнительные рынки сбыта и лучше соответствовать требованиям клиентов на различных мировых рынках.
Связи стали глобальными. Если мы посмотрим на телевизионные программы, радиопередачи, электронные и другие СМИ, то может показаться, что многие из них востребованы и в других странах. Однако люди в разных регионах мира по-своему оценивают эти программы, смеются над одними и теми же шутками и попадают под влияние пропаганды демократии и открытого мира.
Тенденция глобализации не случайна. Сильное влияние на нее оказали окончание глобальных войн и открытие границ, что привело к сдвигу ресурсов от военной промышленности к гражданской, включая такие сектора, как здравоохранение и образование, на это также повлияла приватизация экономической деятельности. Мир открылся, и мы стали свидетелями стремления к личному и общественному благополучию, расширению прав и возможностей покупателей, росту информированности о качестве окружающей среды. Повышенная открытость сделала технологические и управленческие знания доступными для всех.
Например, в крупной государственной больнице время ожидания в отделении неотложной помощи (Bmergency Department, ED) было чрезмерно длительным. После внедрения современных методов управления произошло 30% сокращение времени ожидания пациентов, при этом качество оказания медицинских услуг не ухудшилось (на самом деле, может, даже улучшилось), а удовлетворенность пациентов возросла. Эти результаты были достигнуты без каких-либо инвестиций, увеличения численности персонала, приобретения нового оборудования, только путем изменения управленческих подходов с использованием имеющихся информационных систем. Данная больница использует современные телемедицинские технологии, имеющие выход в глобальную сеть для передачи изображений, получения второго мнения и т.д. Кроме того, использование таких технологий позволило увеличить количество иностранных пациентов, которые могут обратиться в данную больницу как физически, так и виртуально, посредством телемедицины.
На рынке покупателя клиент определяет следующее.
■ Цена: определяется рынком. Высокое качество, нестандартные характеристики или результативность услуг обычно могут повысить цену на 10-15%. Поставщик услуг вынужден подстраиваться под рыночные цены, чтобы выжить. Клиентам неинтересно, сколько услуга стоит для производителя или поставщика услуг. Цену диктует рынок, оставляя производителю или поставщику услуг сложный выбор: подстроиться под рыночные цены или уйти с данного рынка.
■ Время реагирования или сроки предоставления услуг: определяется на основании лучшего показателя на рынке. Например, при проявке пленки и фотографий, как только появилась быстрая проявка (в течение 1 ч), магазины с ее более длительным временем не имели шансов выжить.
■ Качество: определяется на основании лучшего показателя, имеющегося на рынке. Например, автомобили и электронное оборудование сравнивают с японской продукцией, устанавливающей стандарты качества. Даже меньшая цена не может обеспечить продукции выживание на рынке, если ее качество не соответствует установленным стандартам.
■ Результативность: клиенты сами определяют свои желания и потребности.
Кроме того, процесс глобализации и переход от рынка продавца к рынку покупателя заставляет акционеров оказывать давление на руководство своих компаний. Управленческий персонал, особенно в фирмах с международным участием, необходимо оценивать по другим критериям, чем прежде. Такие руководители имеют дело с акционерами, которые не принимают оправданий, знают альтернативные решения проблем и могут рекомендовать новые управленческие подходы и современные управленческие стандарты. Глобализация и жесткая конкуренция приводят к тому, что многие фирмы борются за свое выживание.
В некоммерческих организациях, включая государственные учреждения и больницы, за последние годы, с одной стороны, вырос спрос на услуги, с другой - сократился бюджет. В результате возникло повышенное давление на руководство. Использование новых управленческих подходов и философий позволяет руководителям выжать из таких организаций дополнительные результаты без излишних затрат. Например, в одной крупной больнице производительность операционной деятельности увеличилась на 20% без привлечения нового персонала, при этом повысилось качество оказания медицинских и сервисных услуг.
Аналогичная ситуация наблюдается на рынке здравоохранения, который отличают следующие характеристики.
■ Клиенты требуют большего.
■ Клиенты обладают большей и более качественной информацией.
■ Технологии (оборудование, лекарственные средства, медицинские изделия и процедуры) развиваются быстро, а рост бюджета отстает.
■ Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения.
Данная ситуация хорошо описывается с помощью "ножницеобразной схемы", представленной на рис. 1, которая показывает сокращение бюджета и увеличение спроса на технологии и лекарства во времени, а также отражает усиление давления в связи с необходимостью удовлетворить растущий спрос.
Рис. 1. "Ножницеобразная схема": потребности против бюджета
Способ решения: применение новых управленческих подходов
Наличие передовых технологий, профессиональных сотрудников и мощных информационных систем не гарантируют организации выживание на высококонкурентном рынке. Они являются, возможно, необходимым или дополнительным условием, но однозначно недостаточным. Главный определяющий фактор выживания в условиях жесткой конкуренции - это применение современных управленческих подходов, которые соответствуют новой деловой среде.
За последние годы такие новые подходы были разработаны и успешно внедрены во многих организациях. Изменился сам процесс принятия управленческих решений как ответ на желание соответствовать новым реалиям деловой среды и повысить ценность своих организаций.
Руководство большинства организаций начали осознавать, что для достижения успеха в условиях глобальной конкуренции уже недостаточно надеяться только на технологические инновации или использование более дешевых ресурсов и материалов. Крайне важно изменить управление. Новые управленческие подходы приводят к повышению ценности организации.
Повышение ценности: увеличение ценности организации для ее владельцев, ее сотрудников и общества.
Новые управленческие подходы имеют несколько характеристик.
■ Они основаны на здравом смысле.
■ Данные подходы стали результатом практического опыта; только позже они получили академическое и научное подтверждение.
■ Они просты и используют принцип "делай проще, не усложняй" (keep it simple, stupid, KISS).
■ Они разрушают миф о модели "вход-выход".
Модель "вход-выход" (рис. 2) подразумевает: "если мы хотим увеличить выходящий из системы поток, мы должны увеличить входящий в систему поток". Например, если мы хотим увеличить количество пациентов в клинике на 20%, мы можем это сделать только путем увеличения персонала, пространства, рекламы и т.д. Если мы хотим сократить время ожидания помощи пациентами, мы должны увеличить количество персонала и оборудования. Современные управленческие подходы демонстрируют, что данный миф может быть разрушен. Мы можем увеличить выходящий из системы поток без увеличения входящего в систему потока за счет изменения управленческого подхода. Доказательства в пользу более эффективного управления имеющимися ресурсами представлены у Мабина и Балдерстоуна (Mabin и Balderstone, 2000) и у Комана, Коллера и Ронена (Coman, Koller и Ronen, 1996).
Рис. 2. Модель "вход-выход"
Заключение
Мир стал маленькой деревней с глобальной конкуренцией. Рынок, с которым сталкиваются организации, - это не только регион или страна, в которой они работают, но и весь мир. С одной стороны, в результате возникает угроза со стороны иностранных организаций, но с другой -открываются возможности для входа на крупные внешние рынки. В связи с ожесточением конкуренции управление стало более сложным и требующим больших усилий и знаний, увеличились сложность и разнообразие товаров и услуг, а также выросла необходимость внедрения передовых управленческих технологий. Прошлые достижения быстро устаревают в результате улучшений продукции и услуг у конкурентов. Организация, которая не улучшается, будет вытеснена с рынка. Технологии, квалифицированный персонал и информационные системы являются необходимым, но недостаточным условием для выживания. В дополнение к ним должен иметься еще один важный компонент - управленческий подход, соответствующий сегодняшней конкурентной среде.
Некоммерческие организации, больницы, государственные учреждения и другие компании
сталкиваются с необходимостью удовлетворения растущего спроса на свои услуги, при этом они вынуждены сдерживать рост расходов. Применение новых управленческих подходов улучшит эффективность таких организаций.
Цели руководства заключаются в повышении ценности фирмы (для коммерческих организаций) или улучшения результатов деятельности (для некоммерческих организаций). Многие организации сражаются за свое выживание. Они должны определить соответствующие факторы создания стоимости и улучшить их с помощью инновационных подходов, основанных на здравом смысле. Суть данных подходов - "делай больше с тем, что у тебя есть".