Пандемия COVID-19 привела к глобальной трансформации стратегии образования на каждом его уровне [1], в том числе для высшего образования [2]. При этом в качестве двухосновных трендов образования в период пандемии специалисты выделяют нарушение образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения [1]. Вышеизложенное относится в том числе к медицинскому образованию, основные проблемы качества которого в нашей стране в последние годы были связаны преимущественно с недостатком практических навыков выпускников медицинских вузов [3].
Переход на дистанционные формы обучения студентов медицинских вузов в период пандемии был неизбежен, он потребовал адаптации к новой реальности всех составляющих учебного процесса [4], в том числе для дисциплин, обучение по которым традиционно считалось возможным только в условиях клиники [5]. В связи с этим преподаватели вузов считают актуальным вопрос качества получаемых студентами медицинских вузов практических навыков при дистанционном обучении и готовность применить их в практической работе [6], что особенно важно в современных условиях допуска выпускника к самостоятельной работе в ряде должностей после прохождения процедуры первичной аккредитации, минуя обязательный ранее этап подготовки в ординатуре или интернатуре. Согласно опросам студентов, большинство из них отмечают снижение качества подготовки в период пандемии, в первую очередь тревогу студентов вызывает приобретение практических навыков и опыта общения с пациентами [7-9].
Цель работы - оценить готовность студентов медицинских вузов, обучающихся на старших курсах в период пандемии, к практической работе в медицинских организациях.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
· провести анализ субъективной оценки студентами уровня своей теоретической и практической подготовки;
· оценить значение работы в медицинских организациях студентов в период пандемии для приобретения ими практических навыков;
· определить основные факторы мотивации для современного поколения выпускников медицинского вуза при трудоустройстве.
Материал и методы
Материалом исследования стал опрос по авторским анкетам студентов медицинского вуза V-VI курсов, которые в течение последних 2 лет занимались преимущественно в дистанционном формате. Все респонденты обучаются в вузе по целевому направлению от Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Приволжский окружной медицинский центр" Федерального медико-биологического агентства. Исследование имело сплошной характер, число единиц наблюдения составило 44 респондента.
Вопросы анкеты предусматривали:
· субъективную оценку по традиционной 5-балльной системе уровня теоретической и практической подготовки студентов к самостоятельной работе в медицинских организациях;
· субъективную оценку уровня основных компетенций, необходимых врачу для начала самостоятельной работы в клинике;
· информацию о работе студентов в медицинских организациях в период пандемии и субъективной оценке студентами влияния данной работы на объем полученных практических навыков;
· информацию о наиболее значимом для студентов субъекте при оценке их знаний и навыков, а также о необходимости наставника в начале самостоятельной работы;
· сведения о наиболее значимых факторах, мотивирующих выпускников медицинских вузов приступить к работе во врачебных должностях.
Результаты и обсуждение
Уровень теоретической подготовки был оценен студентами в интервале между удовлетворительным и хорошим - средний балл составил 3,57 балла, уровень практической подготовки был значительно ниже - 3,18 балла.
Респонденты субъективно считают недостаточными для начала практической работы:
· уровень своей общетерапевтической подготовки (умение оценивать симптомы и синдромы, читать электрокардиограммы, рентгенограммы, назначать лекарственную терапию) - 57% опрошенных;
· уровень практических знаний и умений - 41% опрошенных;
· навыки заполнения медицинской документации - 34% опрошенных;
· знания нормативных документов, действующих в сфере здравоохранения, - 32% опрошенных;
· знания основ трудового законодательства - 27% опрошенных;
· объем коммуникативных навыков общения с пациентами и в трудовом коллективе - 14% опрошенных.
Подавляющее большинство респондентов (95%) в период пандемии привлекались к практической работе в медицинских организациях по трудовому договору или в качестве волонтера. Анализируя итоги волонтерской деятельности, 36% студентов отметили, что работа в качестве волонтера позволила им быть более уверенным в себе и своих знаниях, 22,7% заявили о получении большого практического опыта. Однако 27,3% респондентов ответили, что волонтерство не дало им в плане образования ничего полезного и только отвлекало от учебы.
При этом, по мнению будущих врачей, наиболее точно оценить уровень их профессиональной подготовки смогут коллеги (70,5% ответов), заведующий отделением (52,3%), преподаватели вуза (18%), пациенты (16%). Подавляющее большинство респондентов (79,5%) заявили о потребности в наставнике для помощи в работе с пациентами и адаптации в медицинском коллективе.
Основными мотивирующими факторами для работы в качестве врача после завершения вуза студенты назвали профессиональный интерес и возможность карьерного роста - 75%, а также желание помогать больным - 56%. Заработок как мотивирующий фактор отметили 27%, а статус профессии врача - 20% опрошенных.
Заключение
Таким образом, по оценке самих студентов, онлайн-образование не позволяет выпускникам чувствовать себя полностью подготовленными к самостоятельной работе врачами, в первую очередь в аспекте получения практических навыков. Одним из путей решения данной проблемы стало участие студентов-медиков в волонтерском движении. Наши результаты свидетельствуют о высокой готовности студентов старших курсов в оказании помощи практическому здравоохранению, что в аспекте VI курса соответствует результатам, полученным О.В. Головко и соавт. [10]. В то же время субъективная оценка опыта волонтерской деятельности в приобретении практических навыков у студентов диаметрально отличается (от положительного до резко отрицательного), что, на наш взгляд, в первую очередь связано с характером выполняемой работы.
Одним из ключевых векторов развития современной системы здравоохранения является пациентоориентированность, однако студенты в наименьшей степени ориентированы на оценку своего труда со стороны пациентов. При этом профессиональное развитие воспринимается студентами как важнейший фактор мотивации в будущей работе, а наличие наставника - ключевое условие ее успешности. Вышеизложенное еще раз подчеркивает необходимость готовности у будущих работодателей, в том числе направивших студентов на обучение по целевому приему, программ профессиональной адаптации начинающих врачей.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что:
· выпускники медицинских вузов, обучающиеся в течение 2 лет преимущественно по дистанционной форме, считают недостаточным уровень своих практических навыков для самостоятельной работы, что, безусловно, потребует развития программ профессиональной адаптации от работодателей;
· студенты старших курсов медицинских вузов имеют высокий уровень готовности к помощи практическому здравоохранению в период пандемии, однако результаты этой работы в плане приобретения практических навыков студенты оценивают неоднозначно;
· ведущим мотивационным фактором для будущих врачей при трудоустройстве в медицинские организации является возможность профессионального развития и помощи пациентам.
Литература
1. Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178-194.
2. Стратегии дня трансформация системы образования в условиях пандемии // Аккредитация в образовании. 2020. № 2 (118). С. 6-9.
3. Александрова О.А., Ярашева А.В. Экспертные оценки проблем профессиональной подготовки врачей // Здоровье мегаполиса. 2020. Т. 1, № 1. С. 31-37. DOI: https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2020.v1i1;31-37
4. Иванов Д.О., Алекандрович Ю.С., Орел В.И., Эсауленко Е.В., Новак К.Е., Дитковская Л.В. и др. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование // Педиатр. 2020. Т. 11, № 3. С. 5-12.
5. Ермолаев В.Л., Шурыгина Е.П. Первый опыт использования дистанционного преподавание хирургии в Уральском медицинском университете // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2020. № 4. С. 11-13.
6. Седаков И.Е., Золотухин С.Э., Заика А.Н., Анищенко А.А., Рогалев А.В., Бутенко Е.В. и др. Проблемы и перспективы дистанционного обучения в сфере медицинского образования в ГОО ВПО "ДОННМУ им. М. Горького" в реалиях пандемии // Новообразование. 2020. Т. 12, № 3 (30). С. 105-108.
7. Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. № 2. С. 3-9.
8. Калиева Ш.С., Корниенко Ю.Ю., Абушахманова А.Х., Юхневич Е.А., Ким Т.В., Сагадатова Т.К. Проблемы дистанционного образования в медицинском вузе // Медицина и экология. 2021. № 1. С. 70-75.
9. Абаева О.П. Отношение студентов и преподавателей к дистанционному обучению в период эпидемии коронавирусной инфекции нового типа // Главврач. 2020. № 6. С. 36-43.
10. Головко О.В., Шмакова О.В., Салтанова Е.В. Готовность студентов медицинского вуза работать в медицинских учреждениях в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020. Т. 1, № 2. С. 54-58.