Государственные стоматологические организации в цифровую эпоху: актуальность информационной прозрачности и достоверности данных

Резюме

Достоверность и прозрачность цифровой информации занимает важное место в общественном здравоохранении. Пациенты, проходящие стомато­логическое лечение, могут получить пользу от такой прозрачности. В новую эру прозрачности выбор пациентов будет определяться актуальностью информационных данных.

Основная цель исследования - оценка прозрачности информации для пациентов на официальных сайтах медицинских стоматологических организаций.

Методы исследования основаны на аналитическом подходе, применен системный, логический и сравнительный анализ различных источников.

Результаты и обсуждение. Анализ прозрачности информации о деятельности государственных стоматологических медицинских организаций на официальных сайтах показал различную информационную прозрачность

и достоверность данных: от недостаточности данных сайтов медицинских организаций (МО) до актуальной качественной информации, с данными как для пациентов, так и для медицинских работников.

Заключение. Прозрачность информации - один из ключевых факторов, определяющих доверие пациентов к МО. Прозрачная информация помогает пациентам наладить коммуникацию, повысить доверие и к врачам, и к МО в целом.

Ключевые слова:врач-стоматолог; стоматология; стоматологические поликлиники; информационная прозрачность; достоверность; цифровизация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, написание и редактирование текста, статистическая обработка данных - Ханиев А.А.; сбор и обработка материала, анализ результатов - Ардавова А.А.

Для цитирования: Ханиев А.А., Ардавова А.А. Государственные стоматологические организации в цифровую эпоху: актуальность информационной прозрачности и достоверности данных // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 2. С. 86-96. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-2-86-96

Цифровизация общества открывает новые возможности для медицинских организаций (МО), врачей и пациентов [1]. Ключевой основой для принятия правильных решений всех заинтересованных сторон в здравоохранении являются актуальные и прозрачные информационные данные [2].

В последние годы внимание к прозрачности в здравоохранении значительно выросло, поскольку она имеет решающее значение для всех аспектов систем здравоохранения - от работы отдельных врачей, МО и страховых компаний до работы правительств [3].

Можно определить информационную прозрачность в здравоохранении как открытое и честное взаимодействие между системой здравоохранения, МО, врачами и пациентами в раскрываемости информации о своей профессиональной деятельности.

Многие исследования показывают, что прозрачность укрепляет доверие пациентов, улучшает качество медицинской помощи и опыт потребителей медицинских услуг [4].

Цифровые технологии улучшают и облегчают медицинское обслуживание и общественное здравоохранение [5]. Появление интернета и распространение использования компьютеров в 1980-1990-х гг. привело к серьезным изменениям в медицине и стоматологии. Интернет стал важным источником информации о здоровье человека, а посещения медицинских веб-сайтов чаще всего заключаются в поиске информации о симптомах, заболеваниях, состоянии здоровья или лечении, лечащего врача, МО и др. [6, 7].

Качественная и точная информация на интернет-сайтах повышает прозрачность, доступ к которой помогает людям сделать осознанный выбор в отношении своего лечения, врача и МО, улучшая эффективность работы и вероятную экономическую выгоду в долгосрочной перспективе [5-7].

Формирование информационного ресурса для пациентов регламентируется двумя федеральными законами: № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ст. 20 "Права и обязанности медицинских организаций") и № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 79 "Обязанности медицинских организаций") [8].

Более подробно требования к содержанию, техническим параметрам и форме предоставления информации на официальном сайте определены приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 г. № 956н. Официальный сайт МО должен быть наиболее полным и достоверным источником официальной информации о МО (ее деятельности, характере оказываемых услуг, правах и обязанностях пациентов, информации о специалистах и др.) для пациентов [9].

Кроме того, Правительство Российской Федерации приняло 2 постановления в области цифровой трансформации российского здравоохранения: "О стратегическом направлении в области цифровой трансформации здравоохранения" в декабре 2021 г. и "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" в феврале 2022 г. [10].

С целью повышения доступности медицинской помощи для граждан нашей страны в декабре 2022 г. Минздравом России совместно с коллегами из Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения были составлены методические рекомендации по организации записи пациентов к врачам через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через единые региональные колл-центры.

Эти рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, руководителей и специалистов медицинских информационно-аналитических центров, руководителей и их заместителей МО [11].

Однако с учетом того, что имеется законодательная база и регламентирующие документы, без заинтересованности высшего руководства МО процесс внедрения организационных решений и изменений не даст ощутимого эффекта [1, 2, 11].

Цель исследования - анализ прозрачности информации о деятельности государственных стоматологических МО на официальных сайтах организаций.

Материал и методы

Был проведен контент-анализ 8 официальных сайтов государственных стоматологических МО в административных центрах 8 федеральных округов Российской Федерации, с 1 января по 1 февраля 2023 г., включая следующее показатели:

· информация о возможности удаленной записи на прием к врачу-стоматологу;

· наличие информации об использовании медицинских технологий в указанной МО;

· доступность индивидуальных данных о врачах-стоматологах;

· обратная связь.

Результаты

Российская Федерация - самая большая страна в мире с 11 часовыми поясами, 8 федеральными округами, 89 субъектами, состоящими из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов [12, 13]. В каждом регионе функционируют государственные медицинские стоматологические организации (см. рисунок) [14].

Контент-анализ информации с официальных сайтов показывает различную прозрачность данных (см. таблицу).

Информация о возможности удаленной записи на прием к врачу по телефону/с использованием сети "Интернет" и т.п.

Возможность удаленной записью к врачу характеризуется фиксацией на прием к врачу в медицинском центре, а также переносом и отменой приема врача. Услугой могут пользоваться граждане определенного населенного пункта, у которых есть полис обязательного медицинского страхования (ОМС) и статус прикрепления к конкретной поликлинике. Предварительная запись на прием осуществляется за 2-недельный срок. Возможность записи на конкретное время зависит от расписания и загруженности врача-специалиста, а также от количества талонов (карточек), выделенных медицинским центром для приема пациентов.

Основной способ удаленной записи - это телефон, затем идут запись через автоматы и инфоматы в стоматологических организациях, интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. В Москве есть возможность записи через локальные интернет-порталы, такие как mos.ru или emias.info; через мобильное приложение "ЕМИАС.ИНФО", "Госуслуги Москвы" и "Моя Москва". В Санкт-Петербурге пациенты могут записаться через портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (gu.spb.ru). Аналогичные порталы есть и в других регионах: Единый портал здраво­охранения Ставропольского края (zdrav26.ru), Единая электронная регистратура Новосибирской области (reg.nso.ru), Единый сервис записи на прием к врачу Приморского края (er25.ru), Портал медицинских услуг Ростовской области (gosuslugi-rostov.ru), Региональный портал медицинских услуг Свердловской области (registratura96.ru), Региональный портал медицинских услуг Нижегородской области (mis.mznn.ru) [15-22].

Наличие информации об использовании отдельных медицинских технологий (лечебных, диагностических) в указанной медицинской организации

В каждом регионе территориальные программы государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации различаются по виду, объемам и условиям их предоставления. В рамках обязательного медицинского страхования оказывается первичная медицинская помощь, в том числе профилактическая деятельность, неотложная медицинская помощь, специализированное медицинское лечение. Терапевтические и хирургические стоматологические услуги действуют в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Стоматологическая медицинская помощь оказывается в рамках ОМС при предъявлении паспорта и страхового полиса ОМС.

При острой боли терапевтическая и хирургическая помощь оказывается в день обращения на основании талона живой очереди пациента, выдаваемого в регистратуре МО. Другие плановые стоматологические процедуры и манипуляции проводятся по предварительной записи. В систему государственных гарантий обязательного медицинского страхования не входят ортопедическая стоматология, протезирование, подготовка к зубочелюстному протезированию и эстетическая стоматология. На большинстве сайтов указаны услуги платно или по ОМС, перечень услуг по направлениям стоматологической специальности: терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, детская, ортодонтия и др. [15-22].

Доступность индивидуальных данных о врачах: профиль (специализация, уровень квалификации, научная деятельность, проводимые вмешательства); нагрузка; показатели, отражающие результаты работы

Пациенты выбирают врача, когда обращаются за медицинской помощью. Им важны детали, связанные с профессиональными характеристиками врачей-специалистов.

Основная информация касается ФИО, долж­ности, специализации, квалификации, опыта и графика работы, срока длительности сертификата. На сайтах "Стоматологическая поликлиника № 2 Департамента здравоохранения г. Москвы", "Областная стоматологическая поликлиника" Нижнего Новгорода, "Стоматологическая поликлиника № 1" г. Екатеринбурга есть качественные цветные фотографии сотрудников, должность специалиста, указан год окончания и название высшего учебного заведения. На сайте "Городская стоматологическая поликлиника № 2" г. Санкт-Петербурга информация представлена на отдельной вкладке сайта в виде таблицы (включая ФИО сотрудника, должность, вуз, квалификационную категорию, сертификаты/аккредитация, время последнего усовершенствования и повышения квалификации), без фотографий врачей-специалистов. На сайте "Стоматологическая поликлиника № 1" г. Ростова-на-Дону информация о сотрудниках представлена в виде двух файлов: врачей-специалистов, оказывающих услуги в рамках ОМС и платно; их необходимо скачивать, чтобы ознакомиться. На сайте "Городская стоматологическая поликлиника" г. Пятигорска и "Клиническая стоматологическая поликлиника № 1" г. Новосибирска информация о сотрудниках представлена в виде списка врачей, с указанием ФИО, должности, наименования вуза, года повышения квалификации, но не указаны фотографии врачей. На сайте "Владивостокской стоматологической поликлиники № 1" указана только информация об администрации и руководстве МО, список врачей-сотрудников не доступен [15-22].

Обратная связь

Обратная связь с пациентами - неотъемлемая часть современного здравоохранения. Ее объективная необходимость и полезность для изменения вектора развития и перемен очевидна. Эффективная система обратной связи - это не только хорошая возможность для пациентов быть услышанными и требовать принятия лучших решений, но и полезная и важная информация для руководителей самих медицинских учреждений. У большинства медицинских стоматологических организации есть обратная связь с пациентами. Она представлена в виде вопросов-ответов, жалоб, анкет пациентов, отзывов, обращения к главному врачу и др. [15-22].

На удовлетворенность пациентов медицинскими услугами влияют такие факторы, как качество медицинских услуг, простота записи на прием и доступ к необходимым услугам.

Обсуждение

За последние два десятилетия отношения между пациентом и врачом изменились от патерналистских к совместному принятию решений и разделению ответственности. Расширение участия и ответственности за собственное здоровье и медицинское лечение привело к появлению моделей здравоохранения, ориентированных на пациента. Модели здравоохранения, ориентированные на человека, способствуют самостоятельности, под которым понимаются любые действия, предпринимаемые для распознавания, лечения и управления собственным здоровьем или хроническими заболеваниями. Принятие обоснованных решений требует доступа к качественной информации.

Таким образом, в наш век информационных технологий большинство людей являются активными пользователями интернет-ресурсов, и официальные сайты МО могут служить информационной платформой для взаимодействия с пациентами. Официальные сайты МО должны соответствовать требованиям нормативноправовой базы в сфере здравоохранения. Сайты МО должны быть предназначены для активного информационного взаимодействия между МО и пациентом, а не для формального соблюдения нормативно-правовых требований. Содержание сайтов МО различается по информационному наполнению, функциональности и удобству для пациентов от периферии до центра нашей страны.

Заключение

Актуальная информация является ключевым ресурсом для современного общества, улучшая качество, доступность, экономические издержки, безопасность и эффективность здравоохранения.

На интернет-сайтах государственных стоматологических МО отсутствие соответствующей информации, а также ее низкое качество объясняются формальным подходом, вследствие чего пациенты владеют меньшей информацией о МО, врачах-специалистах, предоставляемых услугах, что в дальнейшем делает их менее доступными.

Руководство МО должно быть заинтересованно в необходимости использовать современные цифровые возможности, которые позволят привлечь и удержать потребителей медицинских услуг как в рамках обязательного медицинского страхования, так и оказания платных медицинских услуг.

Создание и функционирование качественного интернет-сайта должно быть обязательной частью работы медицинской стоматологической организации.

Литература

1. Журавлева М.В., Мудунов А.М., Улумбекова Г.Э. Вектор на персонализированную медицину: от внедрения в практику до ожидаемых результатов // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 4. С. 51-63.

2. Улумбекова Г.Э. Открытые данные в здравоохранении-проблемы и предложения // Статистика здравоохранения нового времени : материалы Второго съезда медицинских статистиков Москвы, Москва, 08-09 октября 2020 года. Москва : ГБУЗ "Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы", 2020. С. 93.

3. Timofeyev Y., Dremova O., Jakovljevic M. The impact of transparency constraints on the efficiency of the Russian healthcare system: systematic literature review // J. Med. Econ. 2023. Vol. 26, N 1. P. 95-109. DOI: https://doi.org/10.1080/13696998.2022.2160608

4. Ihlen O., Just N., Kjeldsen J.E., Molster R., Offerdal T.S., Rasmussen J. et al. Transparency beyond information disclosure: strategies of the Scandinavian public health authorities during the COVID-19 pandemic // J. Risk Res. 2022. Vol. 25, N 10. P. 1176-1189. DOI: https://doi.org/10.1080/13669877.2022.2077416

5. Chén O.Y., Roberts B. Personalized health care and public health in the digital age // Front. Digit Health. 2021. Vol. 3. Article ID 595704. DOI: https://doi.org/10.3389/fdgth.2021.595704

6. Khazaal Y., Chatton A., Zullino D., Khan R. HON label and DISCERN as content quality indicators of health-related websites // Psychiatr. Q. 2012. Vol. 83, N 1. P. 15-27. DOI: https://doi.org/10.1007/s11126-011-9179-x

7. Dobbins M., Watson S., Read K., Graham K., Yousefi Nooraie R., Levinson A.J. A tool that assesses the evidence, transparency, and usability of online health information: development and reliability assessment // JMIR Aging. 2018. Vol. 1, N 1. P. e3. DOI: https://doi.org/10.2196/aging.9216 Epub 2018 May 7.

8. Лактионова Л.В. Организация информационного пространства медицинского учреждения // Социальные аспекты здоровья населения (электронный научный журнал). 2013. Т. 30, № 2. С. 7.

9. Полухин Н.В. Анализ информационного наполнения сайтов медицинских организаций в сети Интернет // Вестник "Биомедицина и социология". 2018. Т. 3, № 1. С. 21-24.

10. Улумбекова Г.Э. Проблемы на пути цифровой трансформации здравоохранения в РФ и предложения по их преодолению // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 022. Т. 8, № 1. С. 141-151.

11. Камкин Е.Г., Каракулина Е.В., Бакулин П.С. Введенский Г.Г., Выскочков В.С., Деев И.А. и др. Методические рекомендации "Организация записи на прием к врачу, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг и единые региональные колл-центры". Москва, 2022.

12. Chu N.C., Zhang P.Y., Wu X.L. Evolution characteristics of temporal and spatial pattern of Russian economic differences since the 21st century // PLoS One. 2022. Vol. 17, N 3. Article ID e0263237. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0263237 Epub2022 Mar 31.

13. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.02.2023)

14. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Москва. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

15. Официальный сайт Государственное автономное учреждение здравоохранения города Москвы "Стоматологическая поликлиника № 2 Департамента здравоохранения города Москвы". URL: http://www.sp2dzm.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

16. Официальный сайт Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника № 2". URL: https://pstom2.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

17. Официальный сайт Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника № 1 города Ростова-на-Дону". URL: https://doctorstoma.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

18. Официальный сайт Государственное автономное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Городская стоматологическая поликлиника" города Пятигорска, URL: http://www.stomatology-kmv26.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

19. Официальный сайт Государственное автономное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Областная стоматологическая поликлиника". URL: http://oblstomat.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

20. Официальный сайт МАУ Стоматологическая поликлиника № 1, Екатеринбург. URL: https://eksp1.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

21. Официальный сайт ГАУЗ НСО "Клиническая стоматологическая поликлиника № 1" г. Новосибирска. URL: https://sp1.mznso.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

22. Официальный сайт КГБУЗ Владивостокская стоматологическая поликлиника № 1. URL: https://vsp1.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»