Почему системе ОМС не хватает денег: сравнение базы и ставок взносов социального медицинского страхования в развитых странах ОЭСР и в Российской Федерации

Резюме

Актуальность исследования обусловлена высокой долей личных медицинских платежей населения в текущих расходах на здравоохранение Российской Федерации (РФ) - по данным Всемирного банка, 27,76% в 2020 г. Это значительно выше среднего показателя по развитым странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - 18%.

В рамках исследования проведено сравнение базы и ставок взносов на социальное медицинское страхование, удерживаемых с доходов населения в РФ и в развитых странах ОЭСР.

Результаты исследования показали, что в сравниваемых странах ОЭСР база взносов социального медицинского страхования значительно шире: взносы удерживаются не только с заработной платы наемных работников

и доходов от индивидуального предпринимательства и самозанятости (как в РФ), но и с доходов от капитала, ренты, а во многих странах даже с пенсий по возрасту.

При этом уровень неформальной занятости и теневой экономики в РФ примерно в 2 раза выше, чем в развитых странах ОЭСР, что дополнительно уменьшает базу взносов обязательного медицинского страхования (ОМС) в России. В свою очередь, ставка взносов ОМС в РФ значительно ниже, чем в развитых странах ОЭСР, взносы в которых зачастую в 2-2,5 раза больше, чем в РФ.

Данные исследования позволяют предположить, что одной из причин завышенной доли личных платежей населения в текущих расходах на здравоохранение в РФ является многократно заниженная по сравнению с развитыми странами база взносов ОМС, которая не компенсируется пропорциональным увеличением ставки этих взносов.

Конвенциональным решением проблемы может быть расширение базы взносов ОМС за счет их удержания с доходов от капитала и ренты, а также увеличение ставки взноса и/или ее уравнивание для всех категорий страхователей. Однако с учетом масштаба неформальной занятости и теневой экономики в России более системным и инновационным подходом авторы считают замену удерживаемых с доходов населения взносов ОМС универсальным целевым налогом (взносом) с безналичных финансовых транзакций и с операций по снятию и внесению на счета наличных денег.

Ключевые слова:финансирование медицинской помощи; обязательное медицинское страхование; взносы; неформальная занятость; теневая экономика; целевой налог с безналичных транзакций

Финансирование. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, написание текста; статистическая обработка данных, редактирование - Рагозин А.В.; концепция и дизайн исследования, написание текста, сбор и обработка материала, составление списка литературы, редактирование - Кудинов А.А.; сбор статистических данных, табличное и графическое представление результатов, анализ полученных результатов - Чиркова Т.А.; сбор и обработка статистических данных, составление списка литературы - Попкова А.О., редактирование, составление списка литературы - Сиводедов А.А.

Для цитирования: Рагозин А.В., Кудинов А.А., Чиркова Т.А., Попкова А.О., Сиводедов А.А. Почему системе ОМС не хватает денег: сравнение базы и ставок взносов социального медицинского страхования в развитых странах ОЭСР и в Российской Федерации // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 3. С. 14-27. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-3-14-27

Актуальность исследования обусловлена высокой долей личных медицинских расходов домохозяйств в общих и текущих расходах на здравоохранение (out-of-pocket - OOP, %) в Российской Федерации (РФ).

Если в развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель эффективности финансирования гарантий медицинской помощи в 2020 г. в среднем составил 16,61%, то в РФ население из личных средств оплачивает 27,76% текущих расходов на здравоохранение. Однако стоит отметить, что в 2019 г. этот показатель составил 36,57%, такое снижение было вызвано жесткими ограничительными мерами в эпоху пандемии COVID-19 в 2020 г., граждане перешли на государственное обеспечение, подобное снижение наблюдалось и в Европе, однако в развитых странах падение не превысило 3,5% при среднем значении 17,81% [1].

Столь высокий уровень личных медицинских расходов населения требует поиска причин низкой эффективности финансирования медицинских гарантий, технологический цикл которой включает формирование базы доходов, их сбора, консолидации (пулинга) и оплаты медицинских услуг.

Очевидно, что формирование базы доходов представляется ключевым фактором эффективности системы финансирования медицинских гарантий населению. Однако в доступных источниках авторы нашли только 2 статьи, посвященные анализу и сравнению базы и ставок взносов на социальное медицинское страхование в РФ и в развитых странах [2, 3]. Данные этих исследований ограничены небольшим числом сравниваемых стран, не позволяют оценить и сравнить как базу страховых взносов (с доходов каких групп населения они удерживаются), так и размер их базовых (рассчитанных на средний доход) ставок. Поэтому в рамках данного исследования были проведены анализ и сравнение базы удерживаемых с доходов экономически активного населения взносов социального медицинского страхования в развитых странах ОЭСР и в РФ, а также сравнение ставок этих взносов для разных категорий застрахованных в зависимости от источника их доходов.

Методология исследования и полученные данные

Поскольку в РФ в настоящее время используется страховая модель финансирования медицинских гарантий [система обязательного медицинского страхования (ОМС)], сначала были определены сравниваемые развитые страны ОЭСР, также использующие страховую модель. Опираясь на данные национальных счетов здравоохранения развитых стран ОЭСР, был проведен анализ данных о структуре бюджета схемы HF.1 (государственные и обязательные схемы финансирования здравоохранения): составляющие ее доли (%) схемы HF.1.1 (схемы центрального правительства и схемы региональных/местных правительств) и финансируемой из страховых взносов схемы HF.1.2 (схема социального медицинского страхования), а также доли личных медицинских расходов населения в текущих расходах на здравоохранение.

Данные об источниках доходов сопоставляли с долей личных медицинских расходов населения в текущих расходах на здравоохранение (OOP, %).

По данным анализа, развитые страны ОЭСР были распределены на 2 группы: страны с преимущественным или значительным финансированием медицинских гарантий страховыми взносами; страны с преимущественным финансированием медицинских гарантий общими налогами (табл. 1, 2).

Соответственно, для анализа и сравнения с показателями страховой системы здравоохранения РФ в последующем были использованы данные о базе доходов государственной/обязательной схемы развитых стран ОЭСР с преимущественным или значительным финансированием медицинских гарантий страховыми взносами (см. табл. 2).

Затем был проведен анализ официальных источников: налогового законодательства, официальных сайтов систем социального страхования и налоговых служб сравниваемых развитых стран ОЭСР - для уточнения и оценки используемых в этих развитых странах ставок страховых взносов в зависимости от облагаемых ими основных источников доходов застрахованных: заработная плата, самозанятость и индивидуальное предпринимательство, доходы от ренты и капитала, а также пенсия по возрасту. Полученные данные приведены в табл. 3.

Обсуждение полученных данных

В ходе исследования сначала были проанализированы доли личных медицинских расходов домохозяйств в текущих расходах на здравоохранение (OOP) в странах ОЭСР и в России. С одной стороны, значимой зависимости этого показателя эффективности финансирования здравоохранения от выбора источника доходов не обнаружено. В странах как с преимущественно налоговым, так и с преимущественно страховым финансированием есть государства с очень низкой и с сильно завышенной долей личных медицинских расходов домохозяйств в текущих расходах на здравоохранение.

Так, наихудшие показатели OOP среди стран с налоговым финансированием здравоохранения оказались у Латвии (32,09%) и Португалии (27,8%), а среди стран со страховой моделью - у Греции (33,44%), Литвы (28,69%) и Южной Кореи (27,75%); это практически столько же и даже ощутимо выше, чем в РФ.

В свою очередь, в странах с налоговой моделью медицинских гарантий наименьшую роль в финансировании здравоохранения играют OOP в США (9,89%), Ирландии (10,5%) и Новой Зеландии (11,58%), а среди стран со страховым финансированием - в Люксембурге (8,45%), во Франции (8,94%) и в Нидерландах (9,32%).

Таким образом, данные исследования позволяют предположить, что сам по себе выбор источника доходов: общие налоги или страховые взносы с доходов населения - практически не влияет на долю вынужденных личных медицинских платежей населения в текущих расходах на здравоохранение как критерия эффективности финансирования медицинских гарантий.

Результаты исследования и сравнения базы взносов социального медицинского страхования показали, что в сравниваемых странах ОЭСР эта база значительно шире, чем в РФ: взносы удерживаются не только с заработной платы наемных работников и доходов от индивидуального предпринимательства и самозанятости (как в российской системе ОМС), но и с доходов от капитала, ренты, а во многих странах даже с пенсий по возрасту, т.е. удерживаются не только с активного, но и с замещающего дохода.

Если не рассматривать спорный в социальном отношении вопрос об удержании страховых взносов с пенсий по возрасту как замещающего пассивного дохода и с учетом того, что доходы от капитала (прибыль) и ренты во внутреннем валовом продукте (ВВП) развитых стран и России в среднем составляют ~40%, база взносов российской системы ОМС представляется ощутимо заниженной за счет освобождения от уплаты взносов ОМС доходов населения от ренты и капитала. Более того, живущие на эти доходы не занятые наемным трудом граждане считаются неработающими, и взносы за их ОМС платят бюджеты субъектов Федерации.

При этом, оценивая базу взносов ОМС в РФ (основу которой составляют взносы с заработной платы формально занятых работников), следует учитывать масштаб российской теневой экономики и неформальной занятости (табл. 4).

Тем самым база взносов ОМС с заработной платы в РФ ниже на ~20%, чем в развитых странах ОЭСР, а это в еще большей степени ограничивает доходы системы ОМС.

Значимое влияние масштаба теневой экономики и неформальной занятости на доходы страховых систем финансирования медицинских гарантий подтверждает тот факт, что все без исключения развитые страны ОЭСР со страховой моделью и наихудшими показателями доли OOP (Греция, Южная Корея, Литва) имеют большую долю теневой экономики в ВВП, соответственно 27,06; 25,70 и 25,15%. При этом, судя по данным исследования, на высокий уровень OOP в Южной Корее мало влияет инновация этой страны, направленная на минимизацию фактора теневой экономики и неформальной занятости - превращение в страхователя домохозяйств с расчетом взносов на основе балльной оценки имущества.

Сопоставляя ставки взносов с заработной платы работников, можно отметить, что средний показатель ставки в развитых странах ОЭСР составляет 9,52%, а это в 1,87 раза больше налоговой ставки в России (5,1%). Если не брать в расчет город-государство Люксембург, ближе всего к показателям России ставки удерживаемых с зарплат взносов в Израиле и в Литве - соответственно 5,1; 5,0 и 6,98%.

Иными словами, в Литве, как и в России, низкая ставка взносов сочетается с масштабным сектором теневой экономики, а это закономерно приводит к тому, что показатель OOP в Литве - один из самых высоких среди развитых стран ОЭСР. В свою очередь, в Израиле уровень OOP несколько выше среднего по странам ОЭСР, а сопоставимая с российской низкая ставка взносов компенсирована меньшим масштабом по сравнению с Россией теневой экономики и более широкой базой взносов, которые в Израиле удерживаются не только с заработной платы наемных работников, самозанятых и индивидуальных предпринимателей, но и с доходов от капитала и ренты.

В свою очередь, ставка взносов ОМС с доходов самозанятых - растущей, сопоставимой по численности с наемными работниками экономически активной группы населения - в РФ в несколько раз ниже, чем в развитых странах ОЭСР. Наконец взносы ОМС с доходов индивидуальных предпринимателей в РФ носят фиксированный (т.е. регрессивный) характер, в отличие от развитых стран ОЭСР, где индивидуальные предприниматели, как правило, платят взносы на социальное медицинское страхование пропорционально доходам.

Таким образом, данные исследования позволяют утверждать, что по сравнению с развитыми странами ОЭСР в РФ значительно занижена как база, так и ставка взносов социального медицинского страхования, а это не позволяет рассчитывать на систему ОМС как на ведущий источник финансирования медицинских гарантий и требует непропорционально больших для страховой системы доли финансируемых налогами бюджетных ассигнований.

Данные соображения подтверждаются значимым превалированием бюджетных (налоговых) ресурсов над страховыми взносами ОМС в бюджете Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ (табл. 5).

Данные табл. 5 показывают необоснованность взглядов на решение проблемы дефицита Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ увеличением бюджетного (налогового) финансирования, что полагает нормальным и допустимым, например, Н.Н. Сисигина [3]. В ситуации, когда уже сейчас доля налогов в финансировании медицинских гарантий гражданам РФ значительно превышает долю страховых взносов, дальнейшее увеличение бюджетного финансирования превращает страховой механизм формирования доходов в дорогостоящую фикцию.

В свою очередь, представляются малоперспективными и конвенциональные решения, предусматривающие приведение системы доходов ОМС к нормам практик развитых стран ОЭСР к определению базы взносов и их ставки. Ключевыми ограничениями для увеличения базы взносов видятся масштаб теневой экономики и неформальной занятости в РФ, что приводит к выраженной "проблеме безбилетника". В свою очередь, увеличение ставки взносов ОМС также не представляется реалистичным в ситуации, когда успешное лоббирование работодателями льгот по уплате взносов ОМС привело к той ситуации, что в настоящее время большое число отраслей и промышленно развитых территорий РФ не платят взносы ОМС вообще или платят их по символической льготной ставке 0,1%.

В этих условиях наиболее перспективным представляется предложение авторитетного исследователя теневой экономики американского экономиста E. Feige [37]: замена социального налогообложения зарплат универсальным (обязательным для всех юридических и физических лиц) целевым налогом (взносом) на платежные операции (Automated Payment Transactiontax, налог АPT), который автоматически удерживается с каждой безналичной транзакции, а также с операций по снятию наличных и их внесению на безналичный счет.

Разработчики налога АPT полагают, что заложенный в его основу принцип социальной солидарности сведет к минимуму "проблему безбилетника":

· обеспечит максимально возможную налогооблагаемую базу, привлекая к финансированию общедоступных социальных гарантий неформально занятых, теневую и офшорную экономику, рынок криптовалют и криминальный мир, тем самым снизив социальные расходы бюджета;

· максимально возможная налогооблагаемая база сделает ставку налога АPT минимальной, его администрирование малозатратным, а нагрузку на налогоплательщиков пропорциональной их фактическим, а не декларируемым доходам, т.е. справедливой;

· минимальная ставка налогов позволит отказаться от системы налоговых льгот, уменьшит стимулы для ухода в тень и неформальной занятости;

· перенос непроизводительных социальных затрат с производства на оборот повысит финансовую стабильность предприятий и снизит их потребность в оборотном капитале.

Есть основания полагать, что данная инновация позволит наиболее полно реализовать страховые принципы в финансировании медицинских гарантий и в условиях наложенных на РФ экономических санкций использовать конкурентное преимущество ее финансовой системы - развитую систему безналичных платежей, которая охватывает сектор теневой экономики и неформально занятых. Так, по данным наблюдения Банка России, в национальной платежной системе за 2020 г. объем безналичных платежей превышает ВВП России в 15 раз, а по темпам их роста РФ вышла на 1-е место в мире. Данное обстоятельство позволяет заменить социальные отчисления в ФФОМС универсальным целевым налогом (взносом) АPT с минимальной ставкой.

Так, по данным Банка России, в 2020 г. через системно значимую платежную систему Банка России (ПС БР) было совершено безналичных платежей на сумму 1657,6 трлн руб. В свою очередь, общий объем доходов ФФОМС за 2020 г. составил 2,39 трлн руб. (см. Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" от 25.10.2021 № 362-ФЗ).

Соответственно, в 2020 г. всю систему доходов ФФОМС (взносы работодателей за работников, платежи из бюджета субъектов Федерации за неработающих, трансферты федерального бюджета и пр.) можно было заменить одним универсальным целевым ("медицинским") взносом (налогом), автоматически удерживаемым со всех безналичных транзакций со ставкой 0,14%, т.е. удерживая 14 копеек с каждых 100 рублей платежа. Важно отметить, что ставка налога может быть еще ниже, если учесть налогообложение операций по снятию и внесению наличных, а также операций по конвертации криптовалют.

Выводы

1. Сам по себе выбор источника финансирования медицинских гарантий: общие налоги или страховые взносы с доходов населения - практически не влияет на долю личных медицинских расходов домохозяйств в текущих расходах на здравоохранение. Гораздо большее значение имеет масштаб теневой экономики и неформальной занятости, которые ощутимо влияют на долю личных медицинских затрат домохозяйств в текущих расходах здравоохранения в странах, финансирующих медицинские гарантии как общими налогами, так и страховыми взносами.

2. По сравнению с использующими страховую модель развитыми странами ОЭСР база взносов российской ОМС ощутимо занижена: с одной стороны, за счет освобождения от уплаты взносов ОМС доходов от ренты и капитала, с другой - по причине масштабной неформальной занятости и теневой экономики России, что значительно снижает базу взносов ("проблема безбилетника", free-rider problem).

3. Значительно занижена по сравнению с развитыми странами ОЭСР и ставка взносов ОМС, удерживаемых в РФ только с заработной платы и доходов самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

4. Масштабное ограничение как базы, так и ставок взносов ОМС в условиях масштабной теневой экономики и неформальной занятости - важная, если не ключевая, причина низкой эффективности системы финансирования медицинских гарантий гражданам РФ.

5. Наиболее перспективным, политически реализуемым и технологически доступным решением проблемы низкой эффективности финансирования медицинских гарантий представляется замена существующей системы доходов универсальным целевым ("медицинским") взносом (налогом), автоматически удерживаемым со всех безналичных транзакций.

Литература

1. ВОЗ. Наличные расходы в процентах от текущих расходов на здравоохранение (CHE) (%). [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/data/gho/data/indicators/ (дата обращения: 02.05.2023).

2. Гренадерова М.В., Борисова С.С. Сравнительный анализ отчислений на социальные нужды в России, в США и в Европе // Вестник алтайской академии экономики и права. 2020. № 9. С. 226-232.

3. Сисигина Н.Н. Финансовое обеспечение современных страховых систем здравоохранения // Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 77-90.

4. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/yul/str_vznos/ (дата обращения: 13.04.2023).

5. Федеральная налоговая служба. Налог на профессиональный доход [Электронный ресурс]. URL: https://npd.nalog.ru/ (дата обращения: 13.04.2023).

6. Взносы: Федеральное министерство здравоохранения Германии [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesgesundheitsministerium.de/beitraege.html (дата обращения: 27.03.2023).

7. Какова сумма моих взносов, подлежащая уплате? Deutsche Rentenversicherung [Электронный ресурс]. URL: https://www.deutsche-rentenversicherung.de/ (дата обращения: 27.03.2023).

8. Руководство по применению минимального авансового платежа: Министерство здравоохранения Словакии [Электронный ресурс]. URL: https://www.health.gov.sk/?Minimalne-poistne-1-1-2023 (дата обращения: 18.04.2023).

9. За кого государство должно платить налоги: Dovera Словакия [Электронный ресурс]. URL: https://www.dovera.sk/najcastejsie-otazky/poistenie-poistne-a-povinnosti/odvody/399-za-koho-vsetkeho-plati-odvody-stat (дата обращения: 18.04.2023).

10. Система медицинского страхования в Чешской Республике: Министерство здравоохранения Чехии [Электронный ресурс]. URL: https://kancelarzp.cz/en/usefull-links-info/ (дата обращения 27.03.2023).

11. Социальное и медицинское страхование: Налоговый портал Чехии [Электронный ресурс]. URL: https://www-mesec-cz.translate.goog/danovy-portal/dan-z-prijmu/socialni-a-zdravotni-pojisteni/?_x_tr_sl=cs&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 27.03.2023).

12. Медицинское страхование: Больничная касса Эстонии [Электронный ресурс]. URL: https://www.tervisekassa.ee/inimesele/ravikindlustus (дата обращения 27.03.2023).

13. Закон о медицинском страховании Эстонии: Государственная газета. URL: https://www-riigiteataja-ee.translate.goog/akt/ (дата обращения: 03.04.2023).

14. Таблицы страховых взносов: Министерство здравоохранения Словении [Электронный ресурс]. URL: https://zavezanec.zzzs.si/wps/portal/portali/ (дата обращения: 27.03.2023).

15. Таблица страховых взносов за 2020 финансовый год (с марта 2022 г.): Японская ассоциация медицинского страхования [Электронный ресурс]. URL: https://www-kyoukaikenpo-or-jp.translate.goog/g7/ (дата обращения: 27.03.2023).

16. Взносы национального медицинского страхования и страховые налоги: Министерство здравоохранения Японии [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhlw.go.jp/stf/newpage_21517.html (дата обращения: 05.04.2023).

17. CSG и CRDS c заработанного и замещающего дохода: Официальный сайт французской администрации [Электронный ресурс]. URL: https://www-service--public-fr.translate.goog/particuliers/ (дата обращения: 27.03.2023).

18. Страховой взнос: Министерство здравоохранения Польши [Электронный ресурс]. URL: https://www.zus.pl/firmy/rozliczenia-z-zus/skladki-na-ubezpieczenia/zdrowotne (дата обращения: 18.04.2023).

19. Изменения в отношении взносов в здравоохранение с 2022 года: Страховое обеспечение Польша [Электронный ресурс]. URL: https://www.zus.pl/o-zus/o-nas/programy-transformacji-cyfrowej-zus/zmiany-od-2022-r./zmiany-w-skladce-zdrowotnej (дата обращения: 18.04.2023).

20. Ваш взнос в систему социального обеспечения: Австрийское здравоохранение [Электронный ресурс]. URL: https://www.gesundheitskasse.at/cdscontent/ (дата обращения: 27.03.2023).

21. Система социального обеспечения самозанятых: Экономическая палата Австрии [Электронный ресурс]. URL: https://www.svs.at/cdscontent/load?contentid=10008.727911&version=1576489471 (дата обращения: 03.04.2023).

22. Медицинская страховка: Федеральное министерство социального обеспечения, здравоохранения, ухода и защиты прав потребителей Австрии [Электронный ресурс]. URL: https://www.sozialministerium.at/Themen/Soziales/Sozialversicherung/Krankenversicherung.html (дата обращения: 27.03.2023).

23. Медицинская страховка: Пенсионный страховой институт Австрии [Электронный ресурс]. URL: https://www.pv.at/cdscontent/?contentid=10007.707690&portal=pvaportal (дата обращения: 27.03.2023).

24. Закон № 4387 от 2016 г. Единая система социального обеспечения [Электронный ресурс]. URL: https://ypergasias.gov.gr/wp-content/uploads/2021/02/ν.-4387-2016.pdf (дата обращения: 27.03.2023).

25. Ставка взноса: Национальная система медицинского страхования Южной Кореи [Электронный ресурс]. URL: https://www-nhis-or-kr.translate.goog/english/ (дата обращения: 27.03.2023).

26. Глава 6. Страховые взносы: Закон о национальном медицинском страховании [Электронный ресурс]. URL: https://law.go.kr/LSW/LsiJoLinkP.do?lsNm=%01%01%01%01%01%01%01&paras=1&docType=JO&languageType=KO&joNo=006900000# (дата обращения: 04.04.2023).

27. PwC // Tax Summaries. URL: https://taxsummaries.pwc.com/netherlands/individual/other-taxes (date of access April 06, 2023).

28. Werkgeversheffing Zvw of bijdrage Zvw? URL: https://www.belastingdienst.nl/wps/wcm/connect/ (date of access March 31, 2023).

29. Avis aux employeurs // Centre Commun De La Securite Sociale. URL: https://ccss.public.lu/fr/publications/avis/20230114-avis-80-99.html (date of access April 05, 2023).

30. Avis aux non-salariés Taux de cotisation au 01.01.2022, URL: https://ccss.public.lu/dam-assets/publications/2022/ccss-20220313-avis-60-FR-DE.pdf (date of access March 31, 2023).

31. Revenu professionnel // Centre Commun De La Securite Sociale. URL: https://ccss.public.lu/fr/independants/cotisations-sociales/revenu-professionnel.html (date of access April 05, 2023).

32. Luxembourg: Pension system in 2018. URL: https://www.oecd.org/els/public-pensions/PAG2019-country-profile-Luxembourg.pdf (date of access March 31, 2023).

33. Страховые взносы на медицинское страхование: Ведомство национального страхования Израиля [Электронный ресурс]. URL: https://www.btl.gov.il/Insurance/Health_Insurance/ (дата обращения: 27.03.2023)

34. Информационный центр Sodra [Электронный ресурс]. URL: https://www.sodra.lt (дата обращения: 10.04.2023).

35. О социальном обеспечении: Федеральная государственная служба - социальное обеспечение Бельгии [Электронный ресурс]. URL: https://socialsecurity.belgium.be/sites/default/files/content/docs/fr/publications/tout-ce-que-securite-sociale-fr.pdf (дата обращения: 07.04.2023).

36. Какие суммы удерживаются из моей пенсии? Федеральная пенсионная служба Бельгии [Электронный ресурс]. URL: https://www.sfpd.fgov.be/fr/paiement/brut-net#AMI (дата обращения: 27.03.2023).

37. Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В. Проблема "безбилетника" в современном институте социального страхования: кто виноват и что делать // Социальное и пенсионное право. 2022. № 3. С. 45-56. DOI: https://doi.org/10.18572/2070-2167-2022-3-45-56

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»