Информационно-образовательное обеспечение учебного процесса и развитие библиотек в медицинских вузах РФ и за рубежом: проблемы и предложения

Резюме

В условиях экспоненциального роста медицинской информации и распространения цифровых технологий должна меняться и система информационно-образовательного обеспечения (ИОО) медицинских вузов. Цель настоящего исследования - сформировать предложения по совершенствованию системы ИОО и развитию библиотек медицинских вузов РФ путем изучения соответствующей нормативной базы в РФ, международного и российского опыта ИОО медицинских вузов, состояния и деятельности их библиотек. Основные выводы исследования: нормативно-правовая база, регулирующая вопросы ИОО медицинских вузов, требует совершенствования - включения рекомендаций по качеству и периодичности обновления библиотек печатными и электронными ресурсами, а также актуализации нормативов обеспеченности ими. В РФ ИОО медицинских вузов в расчете на 1 студента недостаточно - в 2,5 раза ниже, чем у старшеклассников средней школы. Изучение опыта развитых стран показало, что государственные организации и ассоциации медицинских библиотек играют активную роль в трансляции новых знаний студентам медицинских вузов путем разработки специальных программ по распространению знаний, стандартов и показателей деятельности медицинских библиотек, а также изданий журналов. Обзор деятельности библиотечного комплекса Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России показал, что по многим показателям он не уступает библиотекам медицинских вузов развитых стран. В РФ рекомендовано реализовать специальную программу по ускорению трансляции новых знаний на всех уровнях системы здравоохранения, ядром которой станет "Объединение библиотек медицинских вузов".

Ключевые слова:учебно-методическое обеспечение; информационно-образовательное обеспечение; библиотека медицинского вуза; печатные и электронные образовательные ресурсы; показатели оценки деятельности библиотеки

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Литвинова Т.М., Улумбекова Г.Э., Гапонова Е.А., Худова И.Ю. Информационно-образовательное обеспечение учебного процесса и развитие библиотек в медицинских вузах РФ и за рубежом: проблемы и предложения // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 4. С. 39-65. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-4-39-65

Список сокращений

ГИВЦ  - Главный информационно-вычислительный центр

ИОО  - информационно-образовательное обеспечение

ИИ  - искусственный интеллект

ППС  - паритет покупательной способности

ПС  - профессиональный стандарт

СППКР  - система поддержки принятия клинических решений

ФГОС  - федеральный государственный образовательный стандарт

ФУМО  - федеральное учебно-методическое объединение

ЭБС  - электронная библиотечная система

AAHSL (Association of Academic Health Sciences Libraries) - Ассоциация библиотек по медицинским наукам

ACRL  (Association of College and Research Libraries) - Ассоциация библиотек колледжей и научных организаций

AHRQ(Agency for Healthcare Research and Quality) - Национальное агентство по качеству в здравоохранении

ALA  (American Library Association) - Американская библиотечная ассоциация

MLA  (Medical Library Association) - Ассоциация медицинских библиотек

NLM  (National Library of Medicine) - Национальная медицинская библиотека США

NHS(National Health Service) - Министерство здравоохранения Великобритании

Введение

Полнота и качество информационно-образовательного обеспечения (далее - ИОО) учебного заведения определяет эффективность освоения теоретических и практических дисциплин, являясь фундаментом обучения. Сегодня, в условиях экспоненциального роста медицинской информации и распространения цифровых технологий, должна меняться и система ИОО медицинских вузов, а именно: требования к печатным и электронным информационно-образовательным ресурсам (изданиям, базам данных, информационно-справочным системам), порядок контроля их качества, включая периодичность обновления, а также оснащенность ими библиотечного фонда.

Действительно, скорость накопления новой информации в здравоохранении впечатляет. По данным научных исследований, в 1980-е годы медицинская информация удваивалась каждые 7 лет, в начале 2010 г. этот период сократился до 3,5 года, а в 2020-е годы - до 3 мес. Исходя из этого, начинающий врач после окончания вуза будет владеть только 11% от объема существующих на тот момент медицинских знаний [1]. Во многом большие данные в медицине появились благодаря цифровым технологиям. Сегодня информация собирается с электронных медицинских карт, носимых устройств, электронных счетов, лабораторных исследований, научных данных о геноме человека. С другой стороны, именно цифровые технологии позволяют значительно облегчить хранение, обработку, представление и распространение информации. Например, статистические модели, в том числе с использованием искусственного интеллекта (ИИ), помогают ускоренно обрабатывать медицинские данные и превращать их в новые знания. Благодаря новой цифровой форме знания могут быстро распространяться через Интернет, использоваться дистанционно, приобретать интерактивные свойства и дополнительные удобства в использовании, например быстрый поиск. Меняется и сама форма представления информации. Сегодня это уже не только оцифрованные печатные издания и видеолекции, но и новые цифровые формы - медицинские базы знаний, электронные библиотечные системы, междисциплинарные учебники, тренажеры для отработки практических навыков, интерактивные атласы, системы поддержки принятия клинических решений и, наконец, генеративные большие языковые модели ИИ (например, чат GPT-4) [2].

Правда, вхождение в цифровое пространство требует от авторов учебников умения разбираться в новых цифровых технологиях, а от издателей, которые на протяжении предшествующих лет преимущественно занимались технологиями обработки текстов для типографской печати, освоения и организации нового технологического цикла - производства электронных изданий и баз знаний. Все эти изменения диктуют необходимость пересмотра методических подходов к созданию новых образовательных ресурсов - большой объем знаний должен быть отобран и уложен в формат, который будет способствовать наиболее эффективному усвоению студентами.

Следует отметить, что комплексные исследования по ИОО в медицинских вузах РФ не проводились (тем более количественные), а также не изучалась деятельность библиотек и их обеспеченность печатными и электронными изданиями по принятым в развитых странах показателям. Имеющиеся работы за последние 10 лет1 касались преимущественно вопросов адаптации высшего медицинского образования к цифровизации; роли электронных ресурсов в подготовке студентов-медиков; организации учебно-методической работы [3-8]. Исследования проводились в пределах одного медицинского вуза, на основании опыта отдельной библиотеки или в рамках какой-либо дисциплины. В этой связи авторы настоящей статьи поставили цель более детально проанализировать сегодняшнее состояния ИОО учебного процесса и библиотек медицинских вузов в РФ и за рубежом.

Цель исследования - сформировать рекомендации по совершенствованию системы ИОО и развитию библиотек медицинских вузов РФ.

Задачи исследования:

1. Изучить нормативную базу, регулирующую вопросы ИОО медицинского образования в РФ.

2. Изучить обеспеченность медицинских вузов и медицинских факультетов классических университетов РФ (далее - медицинские факультеты) информационно-образовательными ресурсами в сравнении с общим образованием в РФ и развитыми странами.

3. Изучить стандарты, показатели деятельности и тенденции в развитии библиотек высшего медицинского образования за рубежом на примере вузов Великобритании, Канады и США.

4. Изучить опыт библиотеки ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (далее - Первый МГМУ) по международно принятым показателям.

Материал и методы

По задаче 1: выполнен анализ нормативных документов, регулирующих ИОО учебного процесса в РФ в части понятийного аппарата и регулирования оснащенности библиотечных фондов. Перечень законодательных актов представлен в Приложении.

По задаче 2: проведен сравнительный анализ ИОО в медицинских вузах и медицинских факультетах на основе данных: ГИВЦ Минобрнауки2, реестров закупок учебных и электронных изданий (в том числе электронных библиотечных систем - ЭБС) образовательных организаций высшего медицинского образования. Методология расчетов представлена в разделе "Результаты".

Данные по ИОО медицинских факультетов университетов зарубежных стран были заимствованы из публикаций ассоциации медицинских библиотек США (MLA) и других источников информации, представленных в списке литературы.

По задаче 3: проведен анализ зарубежной литературы за последние 5 лет (с 2018 по 2023 г.). Поиск производился по ключевым словам: современные библиотеки медицинских школ (modern medical school libraries), научные медицинские библиотеки (scientific medical libraries), ключевые показатели эффективности работы библиотеки (library key performance indicators - KPI), библиотека и электронное обучение (library and elearning service), научные библиотеки в области здравоохранения (health science libraries), специалисты по библиотечному делу и медицинской информации (library and health information professionals), стратегия библиотек (library strategy), библиотечное и электронное обучение (library and elearning service) в бесплатной поисковой системе по биомедицинским исследованиям - PubMed3 и в открытом источнике обмена научными статьями - Academia4. Перечень изученных статей представлен в списке литературы.

По задаче 4: первичные данные получены от библиотеки Первого МГМУ.

Результаты

1. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы ИОО медицинского образования в РФ

Перечень основных нормативно-правовых актов (НПА), которые регулируют ИОО системы высшего медицинского образования представлен в Приложении.

1.1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2 и 82). В нем закреплено, что в РФ подготовка медицинских и фармацевтических работников осуществляется путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования. Согласно закону, образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и других методических и воспитательных материалов. В ст. 2 закона перечень вышеназванной документации называется учебно-методической.

Программы высшего образования (ВО) разрабатываются на основании Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Согласно закону, ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Требования устанавливаются к: 1) структуре основных образовательных программ и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и учебно-методическим; 3) результатам освоения основных образовательных программ (ст. 11 рассматриваемого закона).

В рассматриваемом законе также раскрываются понятия средств обучения и воспитания (ст. 2, 35) и библиотеки (ст. 18). К средствам обучения относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также к иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС. Причем и обучающиеся, и педагогические работники имеют право бесплатного пользования информационными ресурсами библиотеки.

В ст. 18 Федерального закона установлено, что для общего образования федеральным органом власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования (Минпросвещения) утверждается федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации образовательных программ общего образования, порядок их отбора, а также отбора организаций, осуществляющих их выпуск. Для высшего образования упоминания о необходимости такого перечня не дано.

В ст. 19 закона вводится понятие учебно-методического объединения: "В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке ФГОС, федеральных государственных требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантур (адъюнктуре), ... координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения".

1.2. Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 № 4345, Приказы Минобрнауки России от 08.09.2015 № 9876 и от 19.08.2016 № 10817. Согласно этим документам, ФГОСы для высшего медицинского образования разрабатываются Координационным советом в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" при Минобрнауки России, который имеет в своем составе несколько профильных федеральных учебно-методических объединений (ФУМО), обеспечивающих методическое сопровождение процесса разработки ФГОС. Утверждаются ФГОСы Минобрнауки России по согласованию с Минздравом России. Образовательные организации на основе ФГОС разрабатывают образовательные программы по специальностям, дисциплинам (модулям). При формировании программ вузы имеют право использовать профессиональные стандарты (ПС). Для справки: ПС - это характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определенной профессиональной деятельности. ПС должны разрабатываться профессиональными объединениями и объединениями работодателей, а координировать эту работу должен Минтруд России8.

1.3. Письмо Минобрнауки России "О разработке ФГОС ВО нового поколения" (от 02.05.2023 № МН-5/169012). В нем определены обновленные рекомендации по разработке этих документов. В п. 4.2.2 письма указано, что "каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным доступом -к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах". Далее, в п. 4.3.3. "при использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий литературы, перечисленных в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику".

Следует отметить, что ранее приказами Минобразования РФ от 27.04.2000 № 12469 и от 11.04.2001 № 162310, были определены рекомендации по обновлению библиотечного фонда, а именно: учетом степени устареваемости литературы библиотечный фонд в обязательном порядке должен быть укомплектован изданиями основной учебной литературы по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим дисциплинам - за последние 10 лет, по общепрофессиональным дисциплинам - за последние 10 лет, по специальным - за последние 5 лет" и что "учебные издания приобретаются из расчета обеспечения каждого обучающегося вуза минимумом обязательной учебной литературы по всем циклам дисциплин, реализуемых образовательными программами- основная учебная литература - 0,5, а дополнительная учебная литература - 0,2-0,25...". Но в 2016 г. эти нормативные документы были отменены11, а новые рекомендации по обновлению библиотечного фонда в действующих нормативных документах не отражены. При этом сегодня во ФГОС норматив обеспеченности основными учебными изданиями стал равным 0,25 на одного студента, как ранее дополнительными.

Следует отметить, что во ФГОС общего образования установлена норма "не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету"12.

1.4. ФГОС "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 "Лечебное дело" (утвержден Приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 № 988, ред. от 27.02.2023). В разделе IV этого документа раскрывается содержание требований к условиям реализации образовательной программы: общесистемные, к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, к кадровым и финансовым условиям реализации программы специалитета. Так, наличие единой информационно-образовательной среды вуза относится к общесистемным требованиям. Учебно-методическое обеспечение описано в подразделе 4.3. Однако в этом документе не содержится дополнительных к вышеуказанному письму Минобрнауки России от 02.05.2023 рекомендаций по нормативам укомплектованности печатными и электронными изданиями библиотечного фонда. Тем более нет предложений по обеспечению учебными изданиями в разбивке по их видам (например, атласы, учебники, тестовые задания), также не определены виды электронных изданий, например это могли бы быть ЭБС, базы знаний, СППКР, интерактивные учебники, атласы и др.

1.5. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 26.03.2021 № 20913. НПА установлены базовые нормативы затрат на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги (п. 14.4). Указано, что при определении затрат на приобретение учебной литературы учитывается количество экземпляров учебников по основной дисциплине, количество экземпляров дополнительной литературы, а также срок полезного использования учебника в соответствии с Классификацией основных средств. Значения натуральных показателей ресурсов устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и другими НПА, специфических финансовых нормативов для медицинских вузов РФ (кроме корректирующих коэффициентов) - не предусмотрено.

1.6. Анализ отдельных программ дисциплин. В образовательных программах многих российских вузов перечень учебной литературы содержит устаревшие издания (давностью более 10 лет). Например, по модулю С.1.Б.42 "Факультетская терапия, профессиональные болезни", в одном из московских вузов указан учебник "Внутренние болезни" под редакцией Н.А. Мухина 2012 г. издания14. Аналогичная картина в вузах Уральского и Южного федеральных округов15. В одном из дальневосточных вузов в перечне литературы указаны издания, подготовленные сотрудниками соответствующей кафедры, которые изданы в период 2010-2014 гг.16.

Не лучше обстоят дела по учебно-методическому сопровождению программ ординатуры. Например, по дисциплине "Онкология" практически во всех вузах в перечне литературы приводится национальное руководство "Онкология" 2013 г. издания17. И это в условиях, когда современные знания в медицине удваиваются почти каждые 2,5 мес!

Таким образом, на основании проведенного анализа можно схематично представить структуру НПА, регулирующих вопросы ИОО, см. рис. 1.

2. ИОО медицинских вузов и факультетов РФ в сравнении с общим образованием в РФ и развитыми странами

Основные данные для проведения анализа в части РФ взяты из брошюры "Кадровое и информационное обеспечение медицинского образования и практического здравоохранения России" [2] с уточнением информации по некоторым вузам. Методология расчетов представлена в конце данного подраздела. ИОО вузов включало обеспечение печатными и электронными ресурсами (книги, ЭБС и другие электронные издания). На рис. 2 представлена обеспеченность медицинских вузов РФ учебными ресурсами. Медианное значение этого показателя составляет 900 руб. на студента в год. Это в 2,5 раза ниже, чем аналогичное обеспечение школьников старших классов и в 18 раз ниже, чем в университетских библиотеках США [там на 1 студента затрачивается в среднем до 600 $ в год, по ППС это составляет 16 тыс. руб. (1 $ППС = 27,3 руб.)].

На медицинских факультетах классических университетов медианное значение обеспеченности учебными ресурсами составляет 580 руб. на студента в год (без Москвы и Санкт-Петербурга - 500 руб.). Это в 3,8 раза ниже, чем у старшеклассников, в 1,6 раза ниже, чем у студентов медицинских вузов и в 28 раз ниже, чем в университетах США (рис. 3).

Методология расчетов. Обеспеченность учебными печатными и электронными ресурсами в финансовом выражении рассчитана на основании отчетов о закупках ЭБС и книг ИГ "ГЭОТАР-Медиа" за последние 5 лет по каждому из медицинских вузов и факультетов. В основу расчетов положено, что образовательные организации высшего медицинского образования до 90% объемов закупок производят в ИГ "ГЭОТАР-Медиа" (которая производит до 90% учебной литературы для системы высшего медицинского образования), что также проверено по реестрам государственных закупок (для Первого МГМУ принято значение - 60%, для РУДН - 70%, поскольку в этих вузах высока доля закупок иностранных баз данных). Полученное среднее значение за исследуемый период делилось на 5 и количество студентов в соответствующей образовательной организации. Данные (для расчетов доли затрат на ИОО библиотечных фондов) о количестве студентов и доходах вузов получены с сайта ГИВЦ Минобрнауки России.

Расчеты по ИОО старшеклассников. Рынок бумажной учебной литературы для школьников с 1-го по 11-й класс в 2021 г. оценивается в 28 млрд руб. (из нее 80% приходится на издательство "Просвещение" с годовой выручкой 22 млрд руб.)18. Всего, по данным Росстата, в РФ школьников (с 1-го по 11-й класс) 18 млн чел., т.е. на 1 школьника учебная литература (книги) закупаются на сумму около 1,6 тыс. руб. в год. В старших классах в расчете школьника тратится на 40% больше от среднего значения, т.е. 2,24 тыс. руб.

Расчеты по ИОО развитых стран. Анализ расходов университетских библиотек в США и ряде европейских стран ежегодно проводит Ассоциация медицинских библиотек19, дополнительно расходы библиотек представлены в табл. 1. В развитых странах расходы библиотек на обеспечение ИОО медицинских факультетов составляют 1,6-2,2 млн $, а всего университета - 8-13 млн $ (в зависимости от года), а общий бюджет университета - около 650 млн $, соответственно, доля ИОО от дохода вуза - 1,2%.

Нами также изучено, какую долю от дохода вуза составляют расходы на оснащение библиотечных фондов в медицинских вузах и факультетах. В РФ доля закупок библиотеками медицинских вузов печатных и электронных ресурсов составляет в среднем 0,25% от годового дохода вуза в расчете на 1 студента (в медицинских вузах Москвы и Санкт-Петербурга еще меньше - 0,1%) (рис. 4). Это значение почти в 5 раз меньше, чем аналогичная доля в университетских библиотеках развитых стран.

Как правило, в США 80% от бюджета библиотеки идет на электронные ресурсы, а 20% - на бумажные книги. В библиотеках Великобритании соотношение печатных и электронных ресурсов примерно по 50% [9]. В библиотеках российских медицинских вузов распределение иное: 60% составляют электронные ресурсы и 40% - бумажные книги.

В РФ на медицинских факультетах доля закупок библиотек составляет в среднем 0,3% от их годового дохода (на медицинских факультетах Москвы и Санкт-Петербурга - 0,2%) (рис. 5). Это значение, так же как у медицинских вузов, в 4 раза меньше, чем в зарубежных университетах. В РФ библиотеки медицинских факультетов средства на закупку ЭБС и учебников в бумажном виде распределяют поровну [2].

3. Показатели и тенденции в развитии библиотек высшего медицинского образования за рубежом на примере вузов Великобритании, Канады и США

В последнее десятилетие появилось большое количество публикаций об изменениях в развитии библиотек высших учебных заведений и библиотек медицинских организаций, что, как указывалось ранее, связано с увеличением объема медицинской информации и появлением цифровых технологий. Всего для изучения данного вопроса было проанализировано более 30 научных и обзорных статей о деятельности научных и медицинских библиотек в Великобритании, Канаде и США (см. список литературы). Анализ представлен в разбивке по следующим вопросам:

· организации, регулирующие деятельность библиотек, и их профессиональные объединения;

· стандарты и показатели оценки деятельности библиотек;

· тенденции в развитии библиотек за рубежом.

3.1. Организации по регулированию деятельности библиотек и их профессиональные объединения

Сегодня в развитых странах в развитии ИОО образовательных, научных и медицинских организаций самое активное участие принимают и государственные организации, и библиотечные объединения.

Государственные регулирующие организации

Национальная медицинская библиотека США (National Library of Medicine, NLM) основана в 1826 г., в настоящее время является одним из 27 подразделений Национального института здравоохранения (National Institute of Health) США. В 2022 г. количество пользователей NLM превысило 1,3 млрд человек, а ее бюджет составил 463 млн $20. Библиотека поддерживает и развивает электронные ресурсы, такие как PubMed с 33 млн резюме статей, PMC с 7,5 млн доступными полнотекстовыми статьями, ClinicalTrial.gov c 400 тыс. исследованиями. Библиотека организует тренинги по управлению данными и использованию информации, а также управляет сетью из более чем 8800 академических библиотек в университетах и медицинских организациях страны.

Национальное агентство по качеству в здравоохранении (Agency for Healthcare Research and Quality, AHRQ, США)21. Это государственное агентство совместно с MLA (см. далее) разработали и реализуют программу "Обучающая система здравоохранения" (Learning health system) [10]. Суть этой программы - обеспечить условия для трансляции высококачественных знаний во все процессы в здравоохранении: обучение студентов медицинских вузов, оказание медицинской помощи, принятие управленческих решений в сфере общественного здоровья.

Министерство здравоохранения Великобритании (National Health Service, NHS) и его департамент "Медицинское образование Англии" (Health Education England)22. Этот департамент имеет отдел "Информации и библиотечного дела" (Knowledge and Library Services), управляющий 184 медицинскими библиотеками NHS. В отделе и подчиненных библиотеках работает более 1000 специалистов. Это подразделение и отдел "Инноваций и цифровой трансформации" (Innovation, Digital and Transformation)23 названного департамента совместно реализуют государственную программу "Знания для здравоохранения" (Knowledge for healthcare). Цель этой программы - обеспечить весь персонал NHS беспрепятственным доступом к современным знаниям.

Объединения библиотек

Американская библиотечная ассоциация (American Library Association, ALA)24. Эта ассоциация основана в 1876 г., является старейшей и крупнейшей библиотечной ассоциацией в мире. Она объединяет библиотеки США в области наук, искусства, религии, а также школьные и публичные библиотеки. В 2019 г. членами организации состояли 58 тыс. физических лиц и организаций. Ассоциация проводит съезды библиотекарей и курсы обучения для них. Партнерами ALA являются ассоциации по отдельным областям знаний, в том числе "Ассоциация библиотек колледжей и научных организаций" и "Ассоциация медицинских библиотек"25.

Ассоциация библиотек колледжей и научных организаций (Association of College and Research Libraries, ACRL)26. Ассоциация основана в 1940 г. и объединяет библиотекарей, студентов, ученых и преподавателей. Ассоциация разрабатывает стандарты работы академических библиотек, выпускает книги, консультирует руководство библиотек, проводит обучение по работе с научной информацией.

Ассоциация медицинских библиотек (Medical Library Association, MLA). Она объединяет более 400 учреждений и более 3,5 тыс. специалистов в области медицинских наук и здравоохранения27. MLA выпускает стандарты медицинских библиотек и ведет мониторинг показателей их деятельности. Ассоциация выпускает научный журнал Journal of Medical Libraries Association.

Ассоциация библиотек по медицинским наукам (Association of Academic Health Sciences Libraries, AAHSL)28. Организация объединяет библиотеки аккредитованных медицинских школ США и Канады, а также медицинских организаций. Она, так же, как и другие ассоциации, поддерживает обучение библиотекарей, проводит ежегодные конференции, помогает подбирать сотрудников для библиотек.

Наиболее известные журналы, посвященные библиотечному делу: "Журнал ассоциации медицинских библиотек" (Journal of Medical Libraries Association) в США29; "Журнал медицинской информации и библиотечного дела" (Health Information and Library Journal) в Великобритании30. Даже в Иране у медицинских библиотек есть свой журнал - "Журнал медицинских библиотек и информационных технологий" (The Journal of Medical Library and Information Science)31.

3.2. Стандарты и показатели деятельности библиотек

Всемирная федерация медицинского образования (World Federation of Medical Education)32 с 2011 г. разрабатывает стандарты для различных уровней медицинского образования. Каждый стандарт содержит набор требований по определенным разделам, например, программы обучения, кадры, студенты, в том числе и по ИОО медицинских вузов. Например, в них определено, что руководство вуза должно четко владеть следующими вопросами:

· Какие информационные ресурсы необходимы студентам, ученым и преподавателям?

· Как они представлены в настоящее время в вузе?

· Как можно оценить качество ресурсов?

· Как вуз гарантирует, что все студенты и преподаватели имеют доступ к информационным ресурсам?

В 2022 г. MLA выпустило новое издание "Стандартов медицинской библиотеки в стране" [они разрабатываются с 2002 г. под руководством NLM)] [11]. В этом документе, говорится, что библиотека должна быть центром управления знаниями (Knowledge based information), вовлекать в работу отдел информационных технологий вуза, быть доступной для врачей и пациентов 24 ч в сутки, активно проводить обучение студентов, врачей, медицинских сестер и пациентов пользованию информационными ресурсами.

В 2018 г. ACRL33 также были разработаны стандарты для медицинских библиотек по 9 основным направлениям их функциональной деятельности, причем каждый стандарт сопровождается показателями, на основании которых проводится сравнение и оценка деятельности библиотек, входящих в эту ассоциацию:

1) влияние на эффективность деятельности учебного заведения;

2) соблюдение профессиональных ценностей: сотрудничество, ориентированность на пользователей;

3) выполнение образовательной функции, необходимой для реализации образовательного процесса;

4) обеспечение удобного доступа к библиотечным ресурсам;

5) обеспечение качества библиотечных ресурсов;

6) создание удобного пространства для получения новых знаний (удобная навигация, наличие ИТ-инфраструктуры, безопасность, достаточное оснащение);

7) эффективное управление;

8) обеспечение библиотеки квалифицированными кадрами;

9) поддержание внешних связей (взаимодействие с библиотеками других вузов).

В Великобритании для оценки эффективности работы библиотек в системе NHS используются показатели34, такие как:

· внедрение самообслуживания, целевое значение показателя - 75% удовлетворены системой самообслуживания;

· увеличение ассортимента печатных и количества электронных ресурсов, целевое значение показателя - на 10%, по сравнению с предыдущим годом;

· предоставление ноутбуков в аренду для удовлетворения запросов посетителей - целевое значение зависит от начального количества предоставляемых в аренду ноутбуков;

· содействие использованию электронных ресурсов, целевое значение показателя - увеличение количества запросов по разделам электронных книг на 3%, по сравнению с предыдущим годом;

· поддержка обучения студентов и научных сотрудников, целевое значение показателя - увеличение количества участников сессий на 10%;

· повышение навыков цифровой грамотности, целевое значение показателя - удовлетворенность участников занятиями по теме на уровне выше 90%.

Как правило, ежегодно библиотеки зарубежных вузов предоставляют данные о своей работе по установленным показателям в соответствующую ассоциацию, например, MLA которая агрегирует и публикует их. Так можно оценить деятельность библиотеки одного вуза по сравнению с другими. В табл. 1 представлены показатели, оценивающие деятельность библиотек медицинских факультетов разных университетов. Сравнение составлено авторами на основании данных: библиотеки университета Сент-Луиса (США, Saint Louis University)35, MLA (США)36 и Шанхайского рейтинга 20 лучших университетов мира с медицинским факультетами37.

Из табл. 1 видно, что расходы медицинских библиотек на обеспечение ИОО составляют 1,6-2,2 млн $. Соответственно на 1 студента тратиться от 700 до 1 500 $ (от 16 тыс. до 35 тыс. руб. по ППС). Общий бюджет университета составляет от 650 млн до 1000 млн $, соответственно, доля ИОО от него составляет 1,2-1,3%. Количество студентов, приходящееся на 1 библиотекаря, находится от 130 до 280. Объем ИОО, которыми, как правило, оснащаются медицинские библиотеки вузов составляет от 100 тыс. до 3500 тыс. экземпляров печатных изданий и от 260 тыс. и более наименований электронных изданий, а также около 100 цифровых баз данных. В РФ, к сожалению, статистика по вышеназванным показателям по всем медицинским библиотекам не собирается и не анализируется.

Особо следует отметить, что в каждой медицинской организации Великобритании и США обязательно наличие профессиональной медицинской библиотеки. Это также предусмотрено в международных стандартах аккредитации (Joint Commission International), которые содержат требование о наличии в медицинской организации условий для получения знаний38, стандарт "Намерения MCI.21":

· современная научная и другая информация используется в процессе лечения пациентов;

· современная научная и другая информация используется для клинического обучения;

· современная научная и другая информация используется для проведения научных исследований;

· современная научная и другая информация используется в управлении;

· информация предоставляется в сроки, ожидаемые сотрудниками.

Самые распространенные электронные базы данных, к которым есть доступ практически в каждой библиотеке Европы и США, представлен в табл. 2. Производителями этих баз являются крупнейшие мировые издательства: Wolters Kluwer, Elsevier, Thieme Medical Publishers, Springer, EBSCO.

Сегодня в РФ также разработана и доступна для пользователей русскоязычная база медицинских знаний, которая близка по масштабу англоязычной базе Clinical Key (издательство Elsevier) - MBaseGeotar39.

Подсчитан эффект от вложений в развитие медицинских библиотек. В Великобритании он составил на каждый вложенный 1 $ - 2,4 $, а на опыте Австралии - 9 $ [12, 13].

3.3. Тенденции в развитии библиотек

Современная библиотека в эпоху цифровых технологий и экспоненциального роста объема медицинских знаний становится активным проводником знаний для студентов медицинских вузов, врачей и научных работников. Это место, где не только можно получить новые книги или доступ к информационным системам, это центр обучения новым информационным технологиям, общения между студентами, преподавателями и учеными.

Считается [14], что сегодня работники библиотек должны:

1) обучать студентов и преподавателей работе с электронными средствами информации;

2) обучать пользователей принципам поиска и отбора проверенной, доказательной информации;

3) развивать электронные технологии для пациентов (если речь идет о клинических базах);

4) создавать атмосферу постоянно "обучающейся организации" и системы здравоохранения в целом (knowledgeable organization, learning health system), объединяя студентов, исследователей, преподавателей, клиницистов. Обучающая система здравоохранения - это такая система, где с целью улучшения результатов лечения пациентов высококачественные знания внедряются во все процессы: обучения студентов медицинских вузов, оказания медицинской помощи, принятия управленческих решений в сфере общественного здоровья [15, 16].

Новые функции библиотек диктуют новые требования к их материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению. Библиотеки должны быть оснащены достаточным количеством ИТ-оборудования: стабильным и высокоскоростным Интернетом, мощными серверами, ноутбуками для аренды, принтерами, мультимедийной лабораторией для проведения обучения, компьютерными классами для обучения ИТ. Кроме того, должна быть обеспечена доступность электронной информации при использовании мобильных телефонов студентами и преподавателями. У современных библиотечных работников возрастает потребность в новых знаниях в области ИТ-технологий, доказательной медицины, принципов работы ИИ. Как следствие, библиотеки нуждаются в новых видах сотрудников, которые обладают высокой компьютерной грамотностью и коммуникативными способностями [17].

Меняется и физическое пространство библиотек. Если еще несколько десятилетий назад в библиотеках брали и читали книги, то сейчас наряду с этим физическое пространство должно использоваться для групповой работы студентов, их научной социализации, проведения семинаров, лекций и тренингов по поиску информации, обучению основам доказательной медицины, написанию научных работ и т.д.

Роль библиотеки и ее руководителя в образовательных и медицинских организациях существенно возрастает, они должны быть частью единого информационно-образовательного пространства этих учреждений. Считается, что руководитель библиотеки должен напрямую подчиняться ректору вуза или главному врачу медицинской организации.

4. Деятельность библиотеки Первого МГМУ

В составе Первого МГМУ есть 2 библиотеки, функционально дополняющие друг друга: Центральная научная медицинская библиотека (ЦНМБ) и Фундаментальная учебная библиотека (ФУБ). Библиотеки являются центром интеллектуального досуга, информационным и образовательным центром для всех категорий пользователей.

ЦНМБ

ЦНМБ является центральной отраслевой медицинской библиотекой страны и научно-методическим центром для медицинских библиотек РФ. Она проводит ежегодные совещания руководителей медицинских библиотек (вузов, НИИ, регионов, медицинских организаций) по актуальным задачам развития библиотечного дела в РФ, включая ведомственный план по их развитию в соответствии с концепцией и планом цифровизации по развитию библиотечного дела до 2030 г.40.

В 2018 г. на базе ЦНМБ создан электронный библиотечный абонемент ЦНМБ - первый проект в РФ, реализующий право библиотек по свободному предоставлению через интернет во временное пользование документов, хранящихся в фондах библиотеки, в полном соответствии с российским законодательством по охране авторского права (статьи 1270, 1274 и 1275 IV части ГК РФ). Цель проекта - предоставить читателям возможность искать, заказывать и просматривать полные тексты любых документов из ЦНМБ с фондом более 4 млн единиц хранения.

В 2023 г. ЦНМБ открыла доступ к новой базе данных "Медицинские журналы и статьи" (RusMed) на базе платформы "Российская медицина", аналогичной базам PubMed, Scopus, WoS, EBSCO и др. Цель проекта - создать международный центр научной коммуникации в области наук о жизни. Доступ к полным текстам публикаций осуществляется путем ссылок на сайты журналов или на файлы, расположенные на серверах ЦНМБ по договоренности с правообладателями. Этот проект инициирован и профинансирован Первым МГМУ.

ФУБ

Работа ФУБ направлена на повышение качества медицинского образования и обеспечение равного доступа к информации студентов и преподавателей Первого МГМУ.

ФУБ в цифрах:

· количество сотрудников ФУБ (штатные должности) составляет 28, соответственно, на 1 библиотекаря приходится около 600 студентов.

Площадь ФУБ - 3159 м2.

· Фонд печатных учебных изданий на русском и английском языках составляет 501 тыс. экземпляров. Электронных полнотекстовых изданий - 9,9 тыс. наименований. ЭБС и баз данных (российских и зарубежных) - 72 единицы. Это соответствует уровню медицинских библиотек развитых стран (см. раздел 3.2).

Мероприятия ФУБ. Ежегодно проводятся семинары с преподавателями кафедр и студентами по работе с ЭБС и другими учебными материалами. Читатели обучаются компьютерной грамотности индивидуально и в группах. Только за 2022 г. проведено 8 таких мероприятий.

Примеры:

· "Новые книги издательства Эльзевир 2022 г. и онлайн-сервисы для преподавателей (проводит Helena Paczuska, Regional Manager Retail Channels Central and Eastern Europe, Mid Asia);

· "Формирование образовательного портфеля иностранного студента";

· "Обеспеченность учебной литературой студентов 1,2,3 курсов, обучающихся на английском языке";

· "Презентация сайта и ЭБС учебных материалов Фундаментальной учебной библиотеки";

· Elsevier - интерактивная образовательная база данных Clinical Key Student и Clinical Key";

· Ознакомление и основы работы с обучающими англоязычными ресурсами: Jaypeedigital - онлайн-платформа медицинских ресурсов от издательства Jaypee Brothers Medical Publishers (Индия); EduPort Global - электронная библиотека медицинской литературы от CBS Publishers & Distributors Pvt. Ltd. (CBSPD) (Индия).

· "Фундаментальная учебная библиотека в сфере информационных технологий".

· Обучающие вебинары от ведущего мирового издателя McGraw Hill по использованию медицинской платформы41.

Вехи развитие ФУБ за последние 5 лет

В 2016 г. ФУБ приступила к реализации автоматизированной выдачи учебной литературы, который был полностью завершен к 2018 г.

В 2016 г. был организован компьютерный читальный зал (интернет-галерея), обеспеченный персональными компьютерами, безлимитным Wi-Fi, стационарной и мобильной мебелью. Для работы можно использовать мультимедийную зону. Работает читальный зал открытого доступа к учебникам, благодаря наличию антикражных ворот; также обеспечен безлимитным Wi-Fi и мобильной мебелью, есть зона с персональными компьютерами, работают коворкинг-зоны, располагающие не только к общению, но и к совместной работе.

В библиотеке есть электронно-библиотечная система учебных материалов. Пользователи имеют индивидуальный неограниченный доступ через единый каталог ЭБС учебных материалов не только к документам вуза, но и к материалам ЭБС издательств (бесшовный переход) из любой точки мира.

Библиографы индексируют материалы издательств не только по индексатору MESH, ГРНТИ, но и по УГС, специальностям, предметам вузовских дисциплин. На основе такой предметезации в 2023 г. приступили к созданию файла автоматизированного построения таблиц книгообеспеченности специальностей - "Электронная автоматизированная книгообеспеченность").

Продвижение информации о ресурсах ФУБ. Для культурно-просветительской и информационной деятельности библиотеки используют свой сайт и информационные возможности социальных сетей: "ВКонтакте", Telegram, "Одноклассники". ФУБ ведет постоянные рубрики с презентациями "Имя в истории", "Листая книжные страницы", "Рассказы о художниках", "Великие ученые", "Слово о музыке", "Корифеи русской медицины", "Редкие болезни". На сайте сделаны постоянно пополняющиеся баннеры, посвященные университету и тематике каждого года. В 2023 г. было проведено совещание руководителей медицинских библиотек "Трансформация работы медицинских библиотек в образовательных организациях медицинского и фармацевтического профиля" в рамках конференции "Медицинское образование - 2023".

Проекты и планируемые мероприятия ФУБ и ЦНМБ. На 2024 г. запланировано проведение совещания руководителей медицинских библиотек в рамках конференции "Медицинское образование - 2024". Планируется дальнейшее совершенствование Web-приложения репозитория трудов Первого МГМУ (16 900 дополнительных записей). В I квартале 2024 г. планируются доработка файла книгообеспеченности и завершение работы над новой версией сайта ФУБ; во II и III кварталах - создание виртуальной книжной полки студента и доработка автоматизации, каталогизации и предметизации в каталоге "Российская медицина" на основе электронной тематической энциклопедии MeSH для нужд университета. В 2023 г. количество размещенных журналов составляет 200 наименований, количество статей - 200 тыс. В 2024 г. количество наименований журналов составит 300, а статей - 280 тыс.

Выводы и рекомендации

1. В нормативно-правовых документах, регулирующих ИОО медицинских вузов, недостаточно детализирован ряд вопросов: не установлены требования к качеству и периодичности обновления учебных ресурсов, не в полной мере дифференцируются виды электронных образовательных ресурсов, кроме общих понятий "профессиональные базы данных и информационно-справочные системы". Нормативы обеспеченности печатными ресурсами требуют обоснованной детализации с указанием норматива в зависимости от курса и вида изданий (учебники, атласы, пособия). Вследствие вышеназванных проблем ряд перечней ИОО в программах учебных дисциплин включает неполный перечень необходимых учебных изданий, зачастую встречаются устаревшие издания (более 10 лет давности), отсутствуют какие-либо цифровые образовательные продукты и базы.

2. В медицинских вузах затраты библиотек на приобретение печатных и электронных ресурсов в 2,5 раза ниже, чем на старшеклассников и в 18 раз ниже, чем в развитых странах (в расчете на 1 студента в год). При этом обеспеченность библиотек медицинских факультетов Минобразования России в 1,5 раза ниже, чем медицинских вузов Минздрава России. Даже в относительных величинах (в долях от дохода образовательной организации) эти расходы в РФ в 5 раз ниже, чем в изучаемых странах и составляют в среднем 0,25% от годового дохода вуза. Как следствие, студенты медицинских образовательных организаций не в полной мере обеспечены современными печатными и электронными изданиями.

3. В развитых странах министерства здравоохранения, государственные организации по качеству медицинской помощи и ассоциации библиотек играют активную роль в трансляции новых знаний студентам и преподавателям медицинских вузов, научным и практикующим медицинским работникам. Эти организации разрабатывают специальные программы по распространению знаний, стандарты деятельности медицинских библиотек, стратегии их развития, ведут мониторинг показателей деятельности библиотек, издают профильные журналы и проводят обучающие семинары для библиотекарей. Все это способствует повышению качества образования и повышению уровня квалификации выпускников медицинских вузов и практикующих врачей.

4. Сегодня во многих странах происходит расширение и усиление роли медицинских библиотек в медицинских вузах и в практическом здравоохранении. Библиотека становится центром управления и проводником современных знаний студентам, преподавателям и практикующим медицинским работникам. Библиотекари должны обучать их работе с электронными средствами информации; принципам поиска и отбора проверенных, доказательных данных; овладевать основами ИТ. Оснащение библиотек должно предусматривать современное ИТ-оборудование: стабильный и высокоскоростной Интернет, мощные серверы, ноутбуки для аренды, принтеры, компьютерные классы для обучения ИТ. Заведующий библиотекой должен напрямую подчиняться ректору вуза (проректору вуза) или главному врачу медицинской организации.

5. Библиотечный комплекс Первого МГМУ по многим показателям сопоставим с медицинскими библиотеками развитых стран. А именно: по оснащенности фондов (количество экземпляров печатных изданий - более 500 тыс., наименований электронных изданий - около 10 тыс., баз данных - 72 шт.); по устройству библиотечного пространства (наличие зон общения студентов и преподавателей, автоматизированная выдача печатных изданий, возможность аренды ноутбуков); а также по активности (проведение обучающих и информационных мероприятий, наличие плана перспективного развития).

6. Рекомендации по развитию ИОО медицинских вузов и библиотек в РФ:

1. для обеспечения образовательного процесса современными учебными ресурсами в достаточном для студентов количестве необходимо установить нормативы расходов на обеспечение ими - не менее 4,5 тыс. руб. (в ценах 2021 г.) в год на студента медицинского вуза и факультета, т.е. в 2 раза больше, чем сегодня у школьников старших классов;

2. при формировании ФГОС на уровне Совета по ФГОС и ФУМО целесообразно установить критерии и процедуру включения в образовательные программы перечня рекомендованной литературы и сформировать проект такого перечня;

3. показатель качества и полноты оснащенности библиотечных ресурсов необходимо учитывать при проведении государственной аккредитации образовательных организаций и аккредитационного мониторинга;

4. для активного распространения современных знаний на всех уровнях системы здравоохранения важно разработать и реализовать Государственную программу "Знания для здравоохранения России", которая включала бы блок по развитию медицинских библиотек медицинских вузов. Для этого предлагается создать НКО - "Объединение (союз) библиотек медицинских вузов" при активном участии библиотечного комплекса Первого МГМУ;

5. библиотеке Первого МГМУ приступить к разработке обучающих курсов для библиотек медицинских вузов РФ;

6. желательно начать выпуск профильного журнала "Объединение медицинских библиотек", разработать план развития медицинских библиотек РФ с целевыми показателями (которые необходимо установить с учетом международного опыта). Рекомендовать, чтобы библиотеки РФ ежегодно отчитывались о показателях своей деятельности. Проект такого документа предлагается обсудить на форуме "Неделя медицинского образования", 3-7 апреля 2024 г.

1 Поиск статей проводился в Научной электронной библиотеке, https://www.elibrary.ru и Центральной научной медицинской библиотеке, https://rucml.ru

2 https://monitoring.miccedu.ru/

3 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/

4 https://www.academia.edu/

5 Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.

6 О создании федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования.

7 Об утверждении положений о федеральных учебно-методических объединениях в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к области образования "Здравоохранение и медицинские науки".

8 Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 № 580.

9 Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения.

10 Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов.

11 Приказ Минобрнауки России от 26.12.2016 № 1651 "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся формирования библиотечного фонда образовательных организаций высшего образования".

12 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.03.2016 № НТ-393/08 "Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)", https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71283862/?ysclid=ll20o2oxfd856698081, https://fgos.ru/?ysclid=ll3neqfw9x575883247

13 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих высшее образование, молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением".

14 https://rsmu.ru/fileadmin/templates/DOC/Discipliny/Lechebnoe_delo/Rab_prog_disciplines/RP_ld_Fakultetskaja_terapija_professionalnye_bolezni.pdf

15 https://usma.ru/sveden/files/B1.O.39_Fakulytetskaya_terapiya,_professionalynye_bolezni(2).pdf?ysclid=ll1wwix0j3584363864, https://dgmu.ru/wp-content/uploads/2019/12/Rabochaya-programma-Fakultetskaya-terapiya-i-professionalnye-bolezni-lechebnogo-fakulteta-kafedry-fakultetskoj-terapii-2019-g..pdf?ysclid=ll1xq0uh30436233112

16 https://www.amursma.ru/upload/docs/education/spetsialitet/ad-rp-fgos3-ld/rp-fakultetskaja-terapija.pdf

17 https://kirovgma.ru/sveden/files/Onkologiya(1).pdf?ysclid=ll207z1xya792855655, https://www.amursma.ru/upload/docs/education/ordinatura/rp/onkol/RP-Onkologiya.pdf

18 https://www.forbes.ru/biznes/497419-izdatel-stvo-prosvesenie-zarabotalo-rekordnuu-pribyl-na-fone-rosta-cen-na-ucebniki

19 https://acrl.ala.org/acrlinsider/2022-academic-library-trends-and-statistics-datanow-available/

https://acrl.ala.org/acrlinsider/?s=LEARNING+HEALTH+SYSTEM

20 https://www.nlm.nih.gov/about/2023CJ_NLM.pdf

21 https://www.ahrq.gov/learning-health-systems/about.html

22 https://www.hee.nhs.uk/

23 https://www.hee.nhs.uk/our-work/innovation-digital-transformation

24 https://www.ala.org/aboutala/, https://www.ala.org/aboutala/sites/ala.org.aboutala/files/content/2019-ALA-Impact-Report-ac.pdf

25 https://www.ala.org/aboutala/affiliates/affiliates/current

26 https://www.ala.org/acrl/aboutacrl/strategicplan/stratplan

https://crln.acrl.org/index.php/crlnews/article/view/25712/33630

27 https://www.mlanet.org/p/cm/ld/fid=21

28 https://www.aahsl.org/

29 https://jmla.mlanet.org/ojs/jmla

30 https://onlinelibrary.wiley.com/journal/14711842

31 https://portal.issn.org/resource/ISSN/2717-3011

32 https://wfme.org/standards/

33 https://www.ala.org/acrl/standards/standardslibraries

34 https://www.porthosp.nhs.uk/departments/library%20and%20elearning/Documents/Library%20%20Services%20Annual%20Report%20%202021-%202022.pdf

35 https://www.slu.edu/library/about/_pdf/benchmarking-document-2014-03.pdf

36 https://acrl.ala.org/acrlinsider/2022-academic-library-trends-and-statistics-datanow-available/

37 https://www.bestmastersdegrees.com/25-most-impressive-university-medical-school-libraries/

38 https://www.jointcommission.org/who-we-are/joint-commission-international/

39 https://mbasegeotar.ru/

40 Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2021 № 608-р "Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в РФ на период до 2030 г.".

41 https://accessmedicine.mhmedical.com/

Приложение

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 04.08.2023).

· Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (ред. от 14.04.2023).

· Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 № 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов".

· Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 № 434 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

· Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2021 № 608-р "Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в РФ на период до 2030 г.".

· Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 "Об утверждении Порядка организации

и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".

· Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1258 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры".

· Приказ Минобрнауки России от 08.09.2015 № 987 "О создании федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования".

· Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (ред. от 27.02.2023).

· Приказ Минобрнауки России от 26.03.2021 № 209 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих высшее образование, молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением".

· Приказ Минобрнауки России от 19.08.2016 № 1081 "Об утверждении положений о федеральных учебно-методических объединениях в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к области образования “Здравоохранение и медицинские науки”".

· Письмо Минобрнауки России от 02.05.2023 № МН-5/169012 "О разработке ФГОС ВО нового поколения".

Литература

1. Densen P. Challenges and opportunities facing medical education // Trans. Am. Clin. Climatol. Assoc. 2011. Vol. 122. P. 48-58. PMID: 21686208/PMCID: PMC3116346.

2. Улумбекова Г.Э., Гапонова Е.А., Худова И.Ю. Кадровое и информационное обеспечение медицинского образования и практического здравоохранения России: как обеспечить эффективную трансляцию знаний студентам, преподавателям и практикующим медицинским работникам / под ред. Г.Э. Улумбековой. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2023. 96 с. DOI: 10.33029/9704-8216-2-HR-2023-1-96

3. Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Дремова Н.Б., Овод А.И. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 105-115. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-105-115

4. Тельнюк И.В., Худик В.А. Особенности организации учебно-методической работы в современных условиях медицинского вуза // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 2 (2). С. 38-46.

5. Итинсон К.С. Информационно-библиотечное обеспечение образовательного процесса в медицинском вузе // Региональный вестник. 2020. № 11 (50). С. 69-71.

6. Пылунина И.Е. Информационная поддержка научно-исследовательской деятельности вуза (из опыта работы научной библиотеки ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2 (32). С. 206-216.

7. Немерешина О.Н., Золина Л.В., Боева Т.В. Значение электронных ресурсов в подготовке студентов медико-профилактического факультета по биохимии // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2023. Т. 9 (75), № 1. С. 94-104.

8. Тихонова Т.А., Сутягин П.В., Писцова Т.В., Федосеев В.А. Роль учебно-методического обеспечения в повышении качества обучения по дисциплине "морфология" в медицинских вузах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2. С. 35.

9. Frimley Health Library & Knowledge Services Annual Report 2020-2021. Электронный доступ: URL: https://www.fhft.nhs.uk/media/5057/annual-report-2020-1-fhft-final-v3.pdf

10. A Platform for Biomedical Discovery and Data-Powered Health. Strategic Plan 2017-2027 // National Library of Medicine. 2017. Электронный доступ: https://www.nlm.nih.gov/pubs/plan/lrp17/NLM_StrategicReport2017_2027.pdf

11. Tarabula J., Gibson D.S., Jivanelli B., et al. Standards of practice for hospital libraries and librarians, 2022: Medical Library Association Hospital Libraries Caucus Standards Task Force // J. Med. Libr. Assoc. 2022. Vol. 110, N. 4. P. 399-408. DOI: https://doi.org/10.5195/jmla.2022.1590

12. NHS library and knowledge value proposition: the gift of time. Электронный доступ: https://www.hee.nhs.uk/sites/default/files/HEE%20-%20Library%20and%20Knowledge%20Services%20Value%20Proposition%20The%20Gift%20of%20Time%20FINAL%20Nov2020_0.pdf

13. Murphy J. Global trends health science libraries: Part 1 // Health Info Libr J. 2021. Vol. 38 (4). Р. 319-324. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12408

14. Ma J., Stahl L., Knotts E. Emerging roles of health information professionals for library and information science curriculum development: a scoping review // J. Med. Libr. Assoc. 2018. Vol. 106, N. 4. P. 432-444. DOI: https://doi.org/10.5195/jmla.2018.354

15. Foley T., Vale L. A framework for understanding, designing, developing and evaluating learning health systems // Learn. Health Syst. 2022. Vol. 7, N. 1. P. e10315. DOI: 10.1002/lrh2.10315

16. Menear M., Blanchette M.A., Demers-Payette O., Roy D. A framework for value-creating learning health systems // Health Res. Policy. Syst. 2019. Vol. 17, N. 1. P. 79. DOI: https://doi.org/10.1186/s12961-019-0477-3

17. The 21st Century Medical Librarian: More Vital than Ever “There is a need for more domain expertise and new types of workers, particularly for more computer scientists and perhaps fewer traditionally trained librarians”. URL: https://libraryhub.nejm.org/article-hub/2017/06/21st-century-medical-librarian-vital-ever/

18. American library association. Standards for libraries in higher education: http://www.ala.org/acrl/standards/standardslibraries

19. Dooley J., Luce K. Taking Our Pulse: The OCLC Research Survey of Special Collections and Archives. Dublin, OH: OCLC Research, 2010. http://www.oclc.org/research/publications/library/2010/2010-11.pdf

20. Health Education England. Knowledge for Healthcare: a strategic framework for NHS Knowledge and Library Services in England 2021-2026. 2021. Электронный доступ: URL: https://www.hee.nhs.uk/our-work/knowledge-for-healthcare

21. Dexter N., Muellenbach J.M., Lorbeer E.R., et al. Building new twenty-first century medical school libraries from the ground up: challenges, experiences, and lessons learned // JMLA. 2019. Vol. 107 (1). Р. 6-15. DOI: https://doi.org/dx.doi.org/10.5195/jmla.2019.493

22. Verhaaren H.A. Is there a future for scientific medical libraries? // Acta Clin. Belg. 2007. Vol. 62 (1). Р. 1-4. DOI: https://doi.org/10.1179/acb.2007.001

23. Murphy J. Global trends health science libraries: Part 2 // Health Info Libr J. 2022. Vol. 39. Р. 82-90. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12415

24. Murphy J. Global trends health science libraries: Part 3 // Health Info Libr J. 2022. Vol. 39. Р. 185-193. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12417

25. O’Brien B.C., Forrest K., Wijnen-Meijer M., ten Cate O. A global view of structures and trends in medical education. 2018. Understanding Medical Education: Evidence, Theory, and Practice (3rd ed. Р. 7-22). DOI: https://doi.org/10.1002/9781119373780.ch2

26. Popoola В.О. Involving libraries in improving health literacy to achieve Sustainable Development Goal-3 in developing economies: a literature review // Health Info Libr. J. Vol. 36. Р. 111-120. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12255

27. Poncelet A., Collins S., Fiore D., et al. Identifying Value Factors in Institutional Leaders’ Perspectives on Investing in Health Professions Educators // JAMA Netw Open. 2023.Vol. 6 (2). Р. e2256193. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2022.56193

28.Palazzolo C., Kern M.K., Benedetti А., et al. 2018 top trends in academic libraries: A review of the trends and issues affecting academic libraries in higher education // College & Research Libraries News. 2018. Vol. 79 (6). Р. 286-300. DOI: https://doi.org/10.5860/crln.79.6.286

29. Wikoff К. Budgeting in an Academic Library: A Lively Lunch Discussion. Proceedings of the Charleston Library Conference. 2016. DOI: http://dx.doi.org/10.5703/1288284316423

30. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine 2021. Lessons Learned in Health Professions Education During the COVID-19 Pandemic, Part 1: Proceedings of a Workshop. Washington, DC: The National Academies Press. DOI: https://doi.org/10.17226/26210

31. Murphy J. Engaging in research: challenges and opportunities for health library and information professionals // Health Info Libr J. 2015. Vol. 34. Р. 296-299. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12107

32. Murphy J. International perspectives and initiatives. Health Libraries Group // Health Info Libr J. 2015. Vol. 32. Р. 326-331. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12125

33. Grant M.J. Are you a budding academic writer? // Health Info Libr J. 2016. Vol. 33. Р. 1-6. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12137

34. Zeraatkar К. International Trends in Health Science Librarianship Part 18: The Middle East (Iran, Qatar and Turkey) // Health Info Libr J. 2016. Vol. 33. Р. 156-160. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12138

35. Ganshorn Н. New Directions in Health Sciences Libraries in Canada: Research and Evidence based Practice Are Key // Health Info Libr J. 2017. Vol. 34. Р. 252-257. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12190

36. Murphy J. International trends in health science librarianship part 20: Russia // Health Info Libr J. 2017. Vol. 34. Р. 92-94. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12172

37. Siemensma G. Shaping the professional landscape through research, advocacy and education - an Australian perspective // Health Info Libr J. 2017. Vol. 34. Р. 171-176. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12180

38. Bissels G. Medical library services in Switzerland: catching up with EBM // Health Info Libr J. 2019. Vol. 36. Р. 372-377. 2019. DOI: 10.1111/hir.12284

39. Knuttel H., Krause E., et al. Health sciences libraries in Germany: new Directions // Health Info Libr J. 2020. Vol. 37. Р. 83-88. DOI: https://doi.org/10.1111/hir.12299

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»