Некоторые вопросы регламентации приказа № 116н Минздрава России "Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях" с позиции регионального опыта

Резюме

Порядок оказания медицинской помощи по профилю "онкология" взрослым пациентам, регламентированный приказом Минздрава России от 19 февраля 2021 г. № 116н, вызвал принципиальные споры в медицинском сообществе еще на стадии подготовки, он неоднократно подвергался редактированию. И после принятия нормативного акта напряженная полемика продолжается по настоящее время.

Цель исследовательского вопроса - проведение правового анализа "новых" требований к организации и порядку оказания онкологической помощи взрослому населению медицинскими организациями на региональном уровне, в том числе частной системы здравоохранения, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Материалы исследования - работы российских ученых, связанные с анализом и полученным опытом по результатам реализации "нового" порядка оказания медицинской помощи по профилю "онкология" взрослым пациентам. В целях изучения исследовательского вопроса проанализирован 31 источник литературы, напрямую или косвенно затрагивающий проблемы практического применения норм действующего законодательства, регламентирующего порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология", в том числе на опыте региона.

Использовались методы системного анализа, сравнения, системный и комплексный подходы, а также метод проблемного моделирования.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости пересмотра, уточнения и гармонизации ряда положений "нового" приказа, регламентирующего порядок маршрутизации пациентов, функции онкологического консилиума и региональной комиссии, выбор пациентом врача и медицинской организации с требованиями основ законодательства в сфере здравоохранения.

Ключевые слова:онкологические пациенты; порядок оказания медицинской помощи по онкологии; приказ № 116н; маршрутизация пациентов; частный сектор здравоохранения; онкологический консилиум; региональная комиссия

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования - Ахохова А.В., Тхабисимова И.К.; сбор данных - Тхабисимова А.Б., Пиакартова З.М., Медалиева Р.Х.; обзор литературы - Шукурова Д.А.; подготовка проекта рукописи - Хажнагоева А.А., Пшукова А.А., Аттаева М.Ж.

Для цитирования: Ахохова А.В., Тхабисимова И.К., Медалиева Р.Х., Тхабисимова А.Б., Пиакартова З.М., Хажнагоева А.А., Пшукова А.А., Аттаева М.Ж., Шукурова Д.А. Некоторые вопросы регламентации приказа № 116н Минздрава России "Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях" с позиции регионального опыта // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2024. Т. 10, № 1. С. 64-76. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2024-10-1-64-76

В рамках Национального проекта "Здравоохранение" осуществляется реализация федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями", сроки окончания которого определены 31.12.2024 [1]. Этот федеральный проект направлен на обеспечение достижения обозначенной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г." национальной цели развития Российской Федерации - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г. (к 2030 г. - до 80 лет) [2].

19 февраля 2021 г. министр здравоохранения РФ подписал приказ, реформирующий Порядок оказания медпомощи по профилю "онкология" взрослым пациентам (далее - Порядок, приказ № 116н), вступивший в силу с 1 января 2022 г. [3].

Данному новшеству предшествовал масштабный отклик более 2000 голосов "против" анонсированного Порядка [4], а также негативные оценки экспертного сообщества и команды рабочей группы по здравоохранению Комиссии по реализации механизма "регуляторная гильотина" при Правительстве России. Данный механизм в первую очередь направлен на создание в сферах регулирования новой системы понятных и четких требований, снятие избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям [5].

Вместе с тем "новый" Порядок оказания онкологической помощи продолжает вызывать беспокойство со стороны пациентских сообществ, медицинских и общественных организаций. Минздрав России учел ряд рекомендаций, но основные противоречивые моменты остались без изменений [6].

Цель исследовательского вопроса - проведение правового анализа "новых" требований к организации и порядку оказания онкологической помощи взрослому населению медицинскими организациями на региональном уровне, в том числе частной системы здравоохранения, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС).

Задачи - провести анализ действующей нормативной правовой базы по вопросам организации помощи онкологическим пациентам, в том числе на региональном уровне в целях ее совершенствования и внесения предложений для корректировки существующих и принятию новых законодательных актов.

Материал и методы

Материалы исследования - работы российских и зарубежных ученых, связанных с анализом и полученным опытом по результатам реализации "нового" приказа Минздрава здравоохранения РФ, утверждающего порядок оказания медицинской помощи взрослым пациентам, страдающим онкологическими заболеваниями. Поиск публикаций для анализа, посвященных изучаемой проблеме, проводился в базах данных (Medline, Cochrane Controlled Trials Register и др.). Отбор научно-исследовательских работ и статей осуществлялся из электронных баз данных Научная электронная библиотека eLibrary.ru, информационно-коммуникационной сети "Интернет" и справочно-правовой системы по законодательству Российской Федерации ООО НПП "Гарант-Сервис-Университет" с 2002 г. по настоящее время.

В целях изучения исследовательского вопроса проанализированы 24 источника литературы, напрямую или косвенно затрагивающие проблемы практического применения норм действующего законодательства, утверждающего порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "онкология", в том числе на опыте региона.

Использовались методы системного анализа, сравнения, системный и комплексный подходы, а также метод проблемного моделирования, основанный на оценке тенденций изменения смоделированной проблемной ситуации.

Результаты и обсуждение

Кто лечит доброкачественные новообразования?

В "новом" Порядке, в отличие от предшествовавшего [7], четко определены нозологические единицы злокачественных новообразований, входящие в рубрики Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра [8]. Приказ № 116н устанавливает правила организации оказания медицинской помощи взрослым с онкологическими заболеваниями, входящими в рубрики С00-С97, D00-D09, D21, D31-D33 и D35-D48, а также с подозрением на онкологические заболевания [3, 8].

Пункт 1 Порядка утверждает правила предоставления медицинских услуг пациентам со злокачественными новообразованиями (далее - ЗНО) (по кодам МКБ-10 С00-С97), с новообразованиями in situ (D00-D09), доброкачественными новообразованиями (соединительной и других мягких тканей (D21), глаза и его придаточного аппарата (D31), мозговых оболочек (D33), эндокринных желез (D35), других и неуточненных локализаций (D36). В перечень также включена группа доброкачественных опухолей неопределенного или неизвестного характера (D37-D48) [3, 9].

Вместе с тем данный приказ № 116н [3] затронул не весь номенклатурный перечень доброкачественных новообразований. При этом критерии включения доброкачественных новообразований, которым руководствовался законодатель, для внесения в действующий Порядок, не ясны [10].

Отнесение приказом № 116н доброкачественных новообразований легких, средостения и плевры (группа D по МКБ-10) к компетенции врачей-онкологов и, соответственно, онкологических отделений - одно из новшеств Порядка [10]. Традиционно эта группа заболеваний относилась к компетенции врачей-пульмонологов, торакальных хирургов, врачей-фтизиатров.

При этом никаких отличительных особенностей в медицинском обеспечении пациентов с данными заболеваниями (состояниями) Порядок не устанавливает. Соответственно, на общих условиях с ЗНО диагнозы, относящиеся к группе доброкачественных новообразований, будут устанавливаться врачами-онкологами, а выбор и определение схем лечения и ведения пациентов будет определяться консилиумом врачей медицинской организации. Данное новшество вызвало резонанс, так как не понятна роль профильных врачей-специалистов, которые обязаны предоставлять медицинские услуги в рамках трудовой функции, определенной профессиональными стандартами [10].

А переобучение данных специалистов по профилю "онкология" допустимо только после окончания ординатуры по одноименной специальности, что регламентировано приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. № 206н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" [11].

Таким образом, регулятор монополизировал услуги врачей-онкологов в области диагностики и лечения доброкачественных новообразований, а это может вести к снижению качества оказания медицинских услуг, в части ее полноты и своевременности. Соответственно переход рубрик доброкачественных новообразований в зону ответственности врачей-онкологов должен был быть синхронизирован с пересмотром клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи в части:

· возможности постановки диагноза доброкачественного новообразования врачами-специалистами (эндокринолог, дерматовенеролог и др.), а не единоличного решения, принятого врачом-онкологом. Трудовая функция врача-онколога закреплена профессиональным стандартом [12], которым определены трудовые действия и навыки, направленные на профилактику, диагностику, лечение онкологических заболеваний или при подозрении на них.

Согласно Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология" [13] правила организации оказания медицинской помощи взрослому населению распространяются также на заболевания или состояния с кодами Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра - D35 (Доброкачественное новообразование других и неуточненных эндокринных желез). Разграничить трудовую функцию между врачом-эндокринологом и врачом-онкологом в рамках компетентностного подхода станет затруднительным.

В соответствии со Стандартом медицинской помощи взрослым при кистах челюстно-лицевой области и шеи (диагностика и лечение) [14] в подрубрику "нозологические единицы" входит диагноз, код по МКБ-10: D21. Доброкачественное новообразование соединительной и других мягких тканей головы, лица и шеи. Вместе с тем в перечне наименований медицинских услуг для диагностики заболевания, состояния "Прием (осмотр, консультация) врача-онколога первичный, повторный" отсутствует. Соответственно осмотр врачом-специалистом по профилю "онкология" пациента с диагнозом D21 не обязателен (не предусмотрен), хотя приказ № 116н содержит данную нозологическую единицу по данному коду МКБ-10.

Архитектурные изменения онкологической службы

Управленческая расстановка сил в архитектонике онкологической службы также была трансформирована после вступления в силу Порядка [3]. Так, в 2019 г. приказом Министерства здравоохранения РФ от 5 февраля 2019 г. № 48н "О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю “онкология”, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 915н" (документ утратил силу) [15] внесены изменения, предусматривающие комплексный мультидисциплинарный подход на этапе оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам с онкологическими заболеваниями с формированием центра амбулаторной онкологической помощи (далее - ЦАОП).

Из Методических рекомендаций по организации ЦАОП в субъектах Российской Федерации (утв. Министерством здравоохранения РФ 16 августа 2021 г.) следует: "-Целесообразно в первую очередь планировать открытие Центров для населения, проживающего на территории, где отсутствуют первичные онкологические кабинеты (ПОК), а также замещение первичных онкологических кабинетов на Центры в медицинских организациях, имеющих соответствующие Порядку условия-" [16, 17].

В соответствии с изменениями Порядка [3], вступившими в силу с 1 января 2022 г., пересмотрены подходы к организации первичной специализированной медико-санитарной помощи [16], а также рекомендовано упразднить первичные онкологические отделения. В соответствии с действующими методическими рекомендациями [16] ПОК и первичные онкологические отделения организуются только там, где отсутствует возможность организовать ЦАОП. Как именно определить территорию обслуживания и условия для создания ЦАОПа, в приказе № 116н не регламентировано.

В приказ № 116н не вошли правила организации первичного онкологического отделения, которые ранее были закреплены требованиями приказа № 915н [7], при этом только часть функций отделения пересекается с функциями пришедшего на смену ЦАОПа.

Сравнительный анализ Приказа № 915н и Методических рекомендаций, первичного онкологического отделения и ЦАОП установил отсутствие у Центра таких функций, как учет больных с онкологическими заболеваниями, оценка направления в онкологический диспансер сведений о впервые выявленных случаях онкологических заболеваний, ведение регионального сегмента Федерального ракового регистра, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством и др.

На основании вышеизложенного можно заключить, что нововведение приведет к полному поглощению первичных онкологических кабинетов и отделений ЦАОПами, а значит, к упразднению ПОК врачей-онкологов в поликлиниках, в том числе в частных клиниках, возможно, даже не работающих в системе ОМС [17, 18].

Маршрутизация пациентов. Чей выбор?

В настоящее время в приказе № 116н регламентирован маршрут онкологического пациента, который с 1 января 2022 г. может получать медицинскую помощь только в медицинских организациях, которые определит орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, т.е. региональное министерство здравоохранения [19, 20].

Данное обстоятельство противоречит основному закону [21], определяющему порядок оказания медицинской помощи в Российской Федерации ст. 21 "Выбор врача и медицинской организации".

Ст. 28 приказа № 116н, по сути, определяет право пациента на получение медицинской помощи только по месту жительства. Порядком легализована обязанность региональных чиновников органа исполнительной власти формировать перечни медицинских организаций, которым в системе ОМС будет оплачено лечение онкологических пациентов данного региона. При этом в приказе № 116н отсутствуют критерии включения или исключения данных медицинских организаций в данный перечень.

Законодатель, наделяя полномочиями региональные медицинские организации, оказывающие онкологическую помощь в субъекте, по сути, ограничивает возможности пациентов на получение качественной медицинской услуги. При относительно редкой локализации злокачественной опухоли, отсутствии опыта терапии в регионе или невозможности проведения биопсии для диагностики и верификации диагноза [22] пациент должен будет выехать за пределы региона.

Таким образом, Порядок [20, 31] маршрутизации пациентов является главным нормативным документом, а региональное министерство - распределителем в регионе. Онкологический пациент не сможет получить бесплатную онкологическую помощь без направления лечащего врача, а тот, выдавая направление, должен будет руководствоваться порядком маршрутизации пациентов, утвержденным региональным Минздравом [20].

При этом необходимо отметить, что лица, обратившиеся в медицинскую организацию за пределами субъекта, должны будут соблюсти порядок ее выбора в качестве медицинской организации в соответствии с приказом № 1342н [23]. Согласно пп. 7-11 приказа № 1342н, выбор медицинской организации занимает несколько рабочих дней; кроме того, выбор медицинской организации, кроме случаев переезда со сменой регистрации, возможен не чаще одного раза в год. Учитывая необходимость своевременности оказания медицинской помощи данной категории пациентов, вопрос приобретает особую актуальность.

Следовательно, получение направления лечащего врача той медицинской организации, которую пациент выбрал в соответствии с приказом № 1342н, является одним из обязательных условий для получения специализированной плановой медицинской помощи застрахованными лицами как по месту жительства, так и за пределами субъекта РФ, в котором проживает застрахованное лицо [24].

Региональный опыт. Замкнутый круг

Проведенный анализ нормативных правовых актов субъекта показал, что механизм, призванный обеспечить доступную и своевременную медицинскую помощь онкологическим пациентам, не работает-

Так, в соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики утверждена региональная программа [19], согласно которой определены порядок и схемы маршрутизации пациентов из районов и городов региона с учетом территориального расположения медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь онкологическим пациентам [20].

Согласно одному из приложений подзаконного акта - приказа субъекта (далее - приказ № 262-П) в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, включена единственная медицинская организация, относящаяся к частной системе здравоохранения [20].

Однако в приложении № 2 приказа № 262-П [20], а именно в схеме взаимодействия медицинских организаций, ЦАОП и государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Онкологический диспансер" при оказании медицинской помощи взрослым пациентам с онкологическими заболеваниями, частный медицинский центр отсутствует.

Данное обстоятельство привело к тому, что в настоящее время ни одного случая оказания медицинской помощи пациентам по данному профилю медицинским центром не зарегистрировано, хотя объемы медицинской помощи по онкологии и финансовое обеспечение Комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Кабардино-Балкарской Республике на 2023 г. до медицинской организации доведены.

Таким образом, в настоящее время организованная региональная комиссия Минздрава субъекта (принцип работы, критерии выбора членов комиссии не определены) выбирает сама из перечня схемы маршрутизации, в какую из медицинских организаций, "оказывающих онкологическую помощь", направить пациента на лечение за счет средств территориального фонда ОМС. Однако критерии включения, исключения медицинских организаций в(из) перечень(я) в соответствии с порядком маршрутизации не утверждены. В итоге право выбора пациентом медицинской организации ограничено. По-видимому, на федеральном уровне необходимо рассмотреть вопрос разработки модели маршрутизации для практического применения в региональной онкологической службе.

Соответственно отсутствие медицинского центра в приложении № 2 приказа № 262-П противоречит порядку и схемам маршрутизации пациентов, определенных Региональной программой [19] и Положением об организации оказания специализированной помощи [25].

Несоответствие приказа № 262-П требованиям федеральных правовых актов и правовым актам субъекта нарушает основные принципы охраны здоровья граждан на доступность и своевременность медицинской помощи, которые обеспечиваются путем соблюдения права выбора пациентом медицинской организации и врача и определены нормами федерального законодательства [21, 23].

Помимо нарушений в правовом регулировании на уровне субъекта, с которыми сталкивается частный медицинский центр, сам приказ № 116н ограничивает участие частных медицинских организаций в оказании профильной помощи онкологическим пациентам. Так, п. 15 приказа № 116н установлено, что в сложных клинических случаях для уточнения диагноза врач-онколог может направлять биопсийный материал для повторного проведения патоморфологических, иммуногистохимических и молекулярно-генетических исследований в референс-центры либо в молекулярно-генетические лаборатории, организованные на базе федеральной медицинской организации. Данное обстоятельство нарушает антимонопольное законодательство, так как ограничивает участие частных клиник, имеющих разрешительные документы (лицензию) на оказание вышеуказанных диагностических услуг [26].

Пунктом 7 приказа № 116н пациент с подозрением или выявленным онкологическим заболеванием направляется для получения первичной специализированной медицинской помощи либо в ЦАОП, либо в ПОК медицинской организации или в поликлиническое отделение онкологического диспансера [3, 27].

При этом медицинская помощь может оказываться в любой медицинской организации независимо от ее ведомственной принадлежности, при наличии праворазрешительных документов и нахождении последней в реестре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в сфере ОМС. Организация охраны здоровья должна основываться на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, что закреплено нормами ст. 29 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [21].

Применение единого формата при разработке требований Порядка оказания онкологической помощи затрудняет его использование для управления ресурсами медицинской организации, так как снижает возможность дифференциации ресурсного обеспечения медицинских организаций в зависимости от условий, сложившихся в субъекте РФ (демографическая ситуация, уровень заболеваемости, особенности проживания населения, уровень оснащенности и др., количество участников ОМС, в том числе частного сектора здравоохранения) [28, 29].

Онкологический консилиум и консилиум врачей. В чем разница?

Впервые понятие "онкологический консилиум" появилось в "новом" порядке. В соответствии с п. 16 приказа № 116н [3] "тактика лечения устанавливается консилиумом врачей, включающим врачей-онкологов, врача-радиотерапевта, врача-нейрохирурга (при опухолях нервной системы) медицинской организации, в составе которой имеются отделения хирургических методов лечения злокачественных новообразований, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии (далее - онкологический консилиум), в том числе онкологическим консилиумом, проведенным с применением телемедицинских технологий, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов-

Решение онкологического консилиума оформляется протоколом на бумажном носителе, разборчиво заполненном от руки или в печатном виде и подписанном участниками консилиума, либо в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи участников консилиума.

Решение онкологического консилиума, оформленное протоколом, вносится в медицинскую документацию пациента.

Рекомендуемый образец протокола онкологического консилиума приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку [3]".

Согласно ч. 3, 4 ст. 48 Федерального закона [21] регулятором ранее дано определение понятию "Консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом-".

Подзаконным нормативным актом [30] урегулированы функции, порядок создания и деятельности врачебной комиссии. Вместе с тем подобный акт отсутствует в отношении порядка работы и функций "онкологического консилиума врачей".

В федеральных нормативных актах [3, 21] отсутствует определение понятия "онкологический консилиум", не утверждены порядок создания, деятельности и функции.

Кроме того, приказ № 116н [3] ущемляет интересы и права врачей иных профильных специальностей. Врачебный консилиум по профилю "онкология" может быть проведен медицинской организацией, где есть отделения хирургических методов лечения ЗНО, противоопухолевой лекарственной терапии, радиотерапии. Вместе с тем законодатель [21] не ставит в зависимость функции и порядок проведения консилиума от наличия в медицинской организации того или иного отделения, как это установлено п. 16 приказ № 116н [3].

Изложенные доводы требуют дополнительного рассмотрения и учета при внесении изменений в нормы действующего законодательства, регламентирующие Порядок оказания медицинской помощи онкологическим пациентам.

Заключение

С 2021 г. по настоящее время продолжаются дебаты с участием членов совета, главных внештатных специалистов-онкологов, профильных научный медицинский исследовательский центр, других заинтересованных специалистов в данной области по актуализации нормативного правового акта.

Вместе с тем по результатам проведенного исследования авторы полагают, что положения обсуждаемого приказа № 116н должны быть гармонизированы и приведены в соответствие с требованиями норм действующего законодательства, в части:

· внесения изменений в основные документы (порядки, стандарты, клинические рекомендации), которыми руководствуется все медицинское сообщество для разграничения полномочий и зон ответственности между врачами-онкологами и врачами - специалистами других профилей, в функции которых входят диагностика, определение тактики лечения пациентов с доброкачественными новообразованиями;

· пересмотра лидирующей позиции ЦАОП, которая изменила расстановку сил в организационной структуре онкологической службы, что привело к ликвидации кабинетов врачей-онкологов в поликлиниках, в том числе в частных клиниках. Данные обстоятельства влияют на доступность медицинской помощи, а значит, сказываются на качестве ее оказания;

· реформирования порядка и схем маршрутизации онкологических пациентов в субъекте, путем пересмотра регионального законодательства. Данное обстоятельство противоречит основному Закону об основах охраны здоровья граждан, определяющему право пациента на выбор врача и медицинской организации. На федеральном уровне необходимо рассмотреть вопрос разработки модели маршрутизации для практического применения в региональной онкологической службе;

· необходимости урегулирования вопросов работы комиссий (региональной комиссии и онкологического консилиума) для предупреждения двусмысленности и возможных противоречий на каждом уровне;

· соблюдения открытости и желания взаимодействия федеральной законодательной и исполнительной власти с медицинским сообществом во благо пациентов.

Анализ действующей нормативной правовой базы по вопросам организации помощи пациентам с онкологическими болезнями в РФ свидетельствует об активной работе по профилактике, диагностике и лечению данных патологий. Однако постоянное совершенствование онкологической службы требует регулярной корректировки существующих и принятия новых законодательных актов, касающихся улучшения организации и оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими болезнями.

Литература

1. Паспорт федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями".

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 февраля 2021 г. № 116н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях".

4.URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=106759

5. Методика исполнения плана мероприятий ("Дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" (утв. Правительством РФ 9 июля 2019 г.).

6. URL: https://vademec.ru/news/2021/12/23/minzdrav-razyasnil-spornye-polozheniya-poryadka-onkopomoshchi-razbor-vademecum/

7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю “онкология”".

8. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10) (версия 2.22 от 21 декабря 2022 г.).

9. Баринова А.Н., Гусаров М.В., Тайц Б.М. Опрос врачей о профилактике, скрининге и путях маршрутизации пациентов со злокачественными новообразованиями кожи // Медицина и организация здравоохранения. 2023. Т. 8. № 2. С. 62-72. DOI: https://doi.org/10.56871/MHCO.2023.33.68.007

10. Обращение общества торакальных хирургов к заместителю Председателя Правительства Т.А. Голиковой URL: http://xn----9sbdbejx7bdduahou3a5d.xn--p1ai/upload/golikova-n_letter.pdf

11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406869654/

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 июня 2021 г. № 360н "Об утверждении профессионального стандарта “Врач-онколог”".

13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 марта 2023 г. № 104н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю “эндокринология”". URL: https://minjust.consultant.ru/documents/48220

14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 марта 2022 г. № 133н "Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при кистах челюстно-лицевой области и шеи (диагностика и лечение)". URL: https://base.garant.ru/404442462/

15. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 февраля 2019 г. № 48н "О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю “онкология”", утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 915н (документ утратил силу).

16. Методические рекомендации по организации центров амбулаторной онкологической помощи в субъектах Российской Федерации (утв. Министерством здравоохранения РФ 16 августа 2021 г.).

17. Гильманов А.А., Файзуллина Р.Н., Искандаров И.Р. Вопросы регламентации работы дневных стационаров // Ремедиум. 2023. Т. 27, № 1. С. 42-45. DOI: https://doi.org/10.32687/1561-5936-2023-27-1-42-45

18. Новый порядок онкопомощи - 2022: что ждет врачей и пациентов. URL: https://protiv-raka.ru/analytics/novyj-poryadok-onkopomoshhi-2022-chto-zhdet-vrachej-i-paczientov/

19. Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 2021 г. № 256-рп Об утверждении региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями в Кабардино-Балкарской Республике".

20. Приказ Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики от 12 июля 2022 г. № 262-П "Об организации оказания медицинской помощи взрослому населению с онкологическими заболеваниями на территории Кабардино-Балкарской Республики, в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Кабардино-Балкарской Республике". URL: https://base.garant.ru/405080461/

21. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

22. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 декабря 2020 г. № 1363н "Об утверждении Порядка направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования".

23. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи".

24. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 июля 2022 г. № 305-ЭС22-1518 по делу № А41-83071/2020. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404938885/

25. Приказ Минздрава России от 02.12.2014 № 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи".

26. Биленко А.И. Юридическая квалификация антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridichesky-kvalifikatsiya-antikonkur

entnyh-soglasheniy-hozyaystvuyuschih-subektov (дата обращения: 25.08.2023).

27. Плигина Е.В., Семелева Е.В. Организация онкологической службы Республики Мордовия // Лечащий врач. 2023. № 1 (26). С. 45-48. DOI: https://doi.org/10.51793/OS.2023.26.1.008

28. Сон И.М., Найговзина Н.Б., Корчуганова Е.А., Титкова Ю.С., Наваркин М.В., Цветкова Е.А. и др. Роль и возможности порядков оказания медицинской помощи в управлении медицинской организацией // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022. № 5. DOI: https://doi.org/10.24412/2312-2935-2022-5-784-808 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-vozmozhnosti-poryadkov-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-v-upravlenii-meditsinskoy-organizatsiey (дата обращения: 21.12.2023).

29. Шелякин В.А., Линник С.А., Третьяков Д.А., Худяев А.С., Швачко С.А. Планирование медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями в субъектах Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. 2023. № 1. С. 60-69. DOI: https://doi.org/10.21045/1811-0185-2023-1-60-69

30. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации".

31. Партс С.А., Решетов И.В., Кузьмина Е.С., Галкин В.Н. Организационные модели маршрутизации онкологических пациентов на региональном уровне // Consilium Medicum. 2023. Т. 25, № 6. С. 384-387. DOI: https://doi.org/10.26442/20751753.2023.6.202322

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»