Фармацевтическое образование и виды профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств в Российской Федерации и в развитых странах

Резюме

Подготовка фармацевтических кадров актуальна для Российской Федерации (РФ) в связи с требованиями рынка (дефицит кадров надлежащей квалификации), необходимостью развития отечественной фармацевтической промышленности, а также внедрением новых технологий на всех этапах обращения лекарственных средств (ЛС). В этой статье проанализированы сроки освоения и структура среднего и высшего фармацевтического образования, а также квалификационные требования к должностям специалистов с высшим фармацевтическим образованием в РФ и в развитых странах. Выбраны страны, в которых высоко развито фармацевтическое производство и аптечное дело (Великобритания, страны ЕС, США и др.). В результате установлено, что в РФ и за рубежом продолжительность освоения программ высшего фармацевтического образования одинакова (в среднем 5 лет), однако в РФ на изучение дисциплин медицинского и математического блоков отведено меньше часов.

В РФ номенклатура специальностей фармацевтических работников привязана к аптечному делу, в развитых странах - ко всем этапам обращения ЛС от разработки до его отпуска пациентам. В РФ, в отличие от рассматриваемых стран, нечетко обозначены требования к назначению на должности заведующего аптеки и недостаточно разграничены трудовые функции специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием. В развитых странах только специалисты с высшим фармацевтическим образованием и соответствующей специализацией могут выполнять работы по корректировке медикаментозной терапии пациентам, в РФ - в ряде случаев даже консультанты без фармацевтического образования отпускают лекарственные препараты пациентам. В РФ по сравнению с развитыми странами существуют серьезные различия в требованиях к качеству подготовки кадров для промышленной фармации и их трудовых функций. Специализация, необходимый уровень квалификации и номенклатура должностей работников с высшим фармацевтическим образованием в РФ требуют дальнейшего изучения и актуализации в соответствии с запросами рынка труда и опыта развитых стран.

Ключевые слова:фармацевтическое образование; допуск к фармацевтической деятельности; промышленная фармация; фармацевтическая помощь; фармацевт; провизор; руководитель аптечной организации

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Литвинова Т.М., Улумбекова Г.Э., Худова И.Ю. Фармацевтическое образование и виды профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств в Российской Федерации и в развитых странах // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2024. Т. 10, № 2. С. 13-40. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2024-10-2-13-40

1. Введение

В марте 2023 г. на церемонии открытия новых фармацевтических производств Президент Российской Федерации (РФ) В.В. Путин поставил задачу увеличить долю отечественных лекарств на рынке. В качестве достижения данной цели он назвал "улучшение подготовки специалистов: технологов, фармацевтов и провизоров", подчеркнув, что "государство продолжит поддержку фармацевтической отрасли1".

В июне 2023 г. в РФ была принята программа "Фарма-2030", цель которой - "обеспечение на территории РФ производства качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, обладающих конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, для удовлетворения потребности системы здравоохранения РФ и реализации экспортного потенциала". Одним из направлений стратегии является подготовка научных, технологических и производственных кадров для российской фармацевтической отрасли (см. Приложение 1).

Согласно распоряжениям Правительства РФ от 06.01.2015 № 7-р "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации" и от 03.09.2021 № 2443-р "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики", направление подготовки и специальность "Фармация" для высшего и среднего профессионального образования вошли в приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики. Однако в декабре 2023 г. на совещании Комитета Совета Федерации по социальной политике заместитель председателя комитета О.В. Хлякина подчеркнула, что проблема с фармацевтическими кадрами может помешать успехам импортозамещения: "Большинство вузов сегодня выпускают менеджеров по продажам лекарств, в то время как основной запрос от работодателя поступает на специалистов с наличием компетенций в области технологии производства и контроля качества, проведения клинических исследований, знаний современного лабораторного оборудования"2.

Это подтверждает исследование Н.С. Голиковой [1], в котором показано, что на производственных предприятиях фармацевтической индустрии г. Москвы трудится только 16% работников с высшим фармацевтическим образованием, а остальные имеют образование по другим специальностям: 27% - химическое образование, 18% - биотехнологическое, 14% - медицинское, 25% - другие виды образования (биология, экономика и т.д.). Автор делает вывод, что в настоящее время фармацевтическое производство пополняется выпускниками смежных специальностей, а не фармацевтических вузов и факультетов. Этим выпускникам приходится осваивать компетенции, связанные с фармацией, уже на рабочем месте.

Одновременно растет потребность в фармацевтических кадрах в аптеках. По данным DSM Group, в 2023 г. в РФ работало 74 тыс. точек продаж лекарственных препаратов (ЛП) и их количество ежегодно растет [2]. По данным газеты "Фармация и медицина", дефицит сотрудников аптек сейчас составляет 25%, а через несколько лет может достигнуть 30% [3, 4]. Критическая ситуация складывается в больничных аптеках. В мае 2024 г. к Президенту РФ обратились 700 провизоров и фармацевтов больничных аптек из 74 российских регионов [5]. Они привели следующие данные: в двух из трех больничных аптек не хватает сотрудников фармацевтического профиля; доля работников в возрасте до 30 лет в данной сфере составляет всего 10%; у провизоров и фармацевтов отсутствуют льготы и выплаты, положенные медицинским работникам.

Необходимость актуализации системы подготовки фармацевтических кадров также обусловлена революционными переменами, происходящими в сфере обращения лекарственных средств (ЛС). Например, с помощью современных генных и биотехнологий ученые разработали новые ЛС, которые требуют создания современных высокотехнологичных производств. Биомедицинские информационные технологии ускорили производство ЛП, а телемедицина, дистанционная выписка и возможность онлайн-заказа лекарств изменили систему фармацевтической логистики, консультирования и продажи ЛП [6, 7].

В РФ сфера обращения ЛС находится в тесном взаимодействии с другими отраслями: системой здравоохранения (в части проведения научных исследований, фармацевтической деятельности, подготовки кадров и лечения пациентов), химической и биотехнологической промышленностями (в части промышленного производства ЛС) и торговли (в части оптовой и розничной торговли ЛП). Как следствие, в подготовке кадров для этой сферы трудовой деятельности участвуют различные образовательные организации. Медицинские и фармацевтические вузы системы Минздрава России, а также ряд классических и частных университетов тоже реализуют программы по специальности 33.05.01 "Фармация". Фармацевтические колледжи и факультеты среднего профессионального образования при вузах готовят специалистов со средним профессиональным образованием по специальности 33.02.01 "Фармация". В других вузах (Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, РТУ МИРЭА и др.) идет подготовка химиков-технологов, биотехнологов, товароведов и других специалистов для фармацевтической отрасли.

Таким образом, высокая важность для государства сферы обращения ЛС, дефицит ряда практических специалистов в ней и появление новых технологий диктуют необходимость пересмотра объемов, структуры и качества подготовки специалистов с фармацевтическим образованием. В этой связи авторы запланировали цикл из 4 научных статей по данной теме. Первая (настоящая) статья посвящена анализу содержания и периоду освоения фармацевтического образования, а также трудоустройству кадров с этим образованием в РФ и в развитых странах. Нами выбраны страны (США и ЕС), где ежегодно разрабатывается большое количество собственных ЛС и высоко развито фармацевтическое производство. Например, в США в 2023 г. было зарегистрировано 55 новых ЛС, а в ЕС - 39 [8, 9] (для справки: в РФ зарегистрированы и вышли на рынок - 5 ЛП [10]). Во второй статье, которая планируется к выходу осенью 2024 г., будут проанализированы данные по обеспеченности фармацевтическими кадрами с высшим фармацевтическим образованием в РФ и за рубежом. В третьей статье будут освещены имеющиеся в РФ и за рубежом методики расчета потребности в медицинских и фармацевтических кадрах, в четвертой (заключительной) статье - обоснована методика оценки потребности в фармацевтических кадрах по количеству и квалификациям для РФ на среднесрочную перспективу.

2. Цель и задачи

Цель - сравнить требования к фармацевтическому образованию (сроки освоения и структура программ) и виды профессиональной деятельности в сфере обращения ЛС в РФ и в развитых странах.

Задачи:

1. Сравнить определения понятий и терминов, применяемых в сфере обращения ЛС и фармацевтического образования, в РФ и за рубежом.

2. Сравнить сроки освоения и структуру программ фармацевтического образования в РФ и за рубежом.

3. Сравнить должности, функции и требования к образованию специалистов с высшим фармацевтическим образованием в РФ и за рубежом.

3. Материал и методы

По задаче 1. Выполнен анализ основных нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих обращение ЛС, правила допуска к фармацевтической деятельности, а также профессиональные стандарты (ПС) в РФ и развитых странах. Для сравнения выбраны США и страны ЕС. Проведен поиск соответствующих англоязычных терминов: сайт Всемирной организации здравоохранения, профессиональные общественные и образовательные организации фармацевтов, научные публикации и информационные сайты для абитуриентов.

Составлена сравнительная таблица терминов, перечень российских НПА представлен в Приложении 1, ссылки на научные статьи и иностранные источники электронной информации - в списке литературы.

По задаче 2. По РФ проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего и среднего профессионального образования в области фармации, программ подготовки кадров высшей квалификации, программ переподготовки и повышения квалификации. Для сравнения требований к образованию выбраны США, Великобритания, страны ЕС (Франция, Германия, Финляндия), Япония и Южная Корея. В данных странах фармацевтическое образование, как и в РФ, существует более 100 лет, но при этом высоко развита фармацевтическая индустрия [11].

Для сравнения структуры программ высшего фармацевтического образования проанализированы:

· программа специалитета по специальности "Фармация" ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (далее - Первый МГМУ). Первый МГМУ выбран как один из крупнейших в РФ фармацевтических вузов и первый по рейтингу RAEX (рейтинг RAEX - интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами их образовательной и научно-исследовательской деятельности и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников) [12, 13];

· программы специалитета по 16 странам3 из всех регионов мира (анализ проведен в 2020 г. N. Arakawa и соавт.) [14].

Составлены сравнительные таблицы.

По задаче 3. Проведено сравнение НПА, информация с сайтов образовательных организаций, а также научные статьи (номенклатуры должностей и специальностей фармацевтов и провизоров, квалификационных требований и ПС) в РФ, США и странах ЕС. Ссылки на источники даны в Приложении 1 (российские НПА) и списке литературы.

Составлены таблицы сравнения должностей, трудовых функций и требований к образованию в РФ и за рубежом.

4. Результаты

4.1. Сравнение определений понятий и терминов, применяемых в сфере обращения лекарственных средств и фармацевтического образования, в РФ и за рубежом (ЕС, Великобритании и США)

Результаты сравнения определений понятий и терминов представлены в табл. 1 (см. Приложение 2). Из нее следует, что в РФ и в рассматриваемых странах определения основных понятий (фармация, фармацевтическое образование, фармацевтическая наука, фармацевтический рынок, разработка ЛС) близки. Для работы в фармацевтических организациях в РФ необходимо получить соответствующее образование и пройти первичную аккредитацию. Аналогичные требования существуют в изученных странах, например в США: помимо диплома об окончании фармацевтической школы, для работы в аптеке фармацевт должен получить лицензию на фармацевтическую деятельность от конкретного штата.

Однако на терминологическом уровне существуют отдельные отличия, которые отражаются в системе подготовки и трудоустройства кадров, получивших высшее и среднее фармацевтическое образование. Главные различия:

1. Фармацевтическая деятельность. В РФ, согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "фармацевтическая деятельность" определяется как вид деятельности, связанный только с оптовой и розничной продажей ЛС, а также с их перевозкой и хранением. За рубежом фармацевтическая деятельность является практически синонимом обращения ЛС, отдельного понятия для оптовой и розничной торговли ЛС не существует. При этом понятие "фармацевтическое производство" существует как в РФ, так и за рубежом, являясь частью "промышленной фармации" (industrial pharmacy). В публикации юриста К.С. Соловьева (2019) поясняется, что такое законодательное разграничение понятий "фармацевтическая деятельность" и "производство" имеет целью разделить два разных лицензионных вида деятельности: продажу ЛП и их производство [15].

2. Фармацевтический работник (pharmacist). В РФ вследствие вышеуказанных различий фармацевтическим работником считается только сотрудник организации, осуществляющей перевозку, хранение, оптовую и розничную торговлю ЛП. Это могут быть специалисты как с высшим, так и со средним фармацевтическим образованием. За рубежом фармацевтическим работником (pharmacist) считается специалист, имеющий высшее фармацевтическое образование, причем вне зависимости от места работы (аптека, больница, регуляторный орган, производство ЛП). Там, если фармацевт работает в фармацевтической индустрии, а не в аптечной организации, он называется "промышленный/индустриальный фармацевт" (industrial pharmacist, см. п. 5). Следует отметить, что в РФ дословный перевод "фармацевт" (pharmacist) обозначает специальность и должность сотрудника только со средним профессиональным образованием, а фармацевтические работники с высшим профессиональным образованием называются "провизорами". За рубежом фармацевтические работники, аналогичные российским специалистам со средним профессиональным образованием, как правило, называются фармацевты-техники (pharmacist-technician), они проходят образование в течение 2-3 лет.

3. "Фармацевтическая помощь" (pharmaceutical care). Такое понятие есть за рубежом и практически отсутствует в РФ. Раньше фармацевты занимались только отпуском назначенных врачом препаратов, но с 1990-х гг., с развитием концепции фармацевтической помощи, они все больше внимания уделяют консультации пациентов, выявлению возможных побочных действий ЛП и их взаимодействия, необходимости замены и отмены и т.д. [16]. Таким образом, сейчас за рубежом "фармацевтическая помощь" означает вклад фармацевта в лечение пациентов с целью улучшения клинических исходов заболеваний. Данный подход подразумевает тесное взаимодействие фармацевтов не только с пациентами, но и с лечащими врачами, семьей пациента и социальными работниками.

4. Специальности фармацевтических работников. В РФ, согласно приказу Минздрава России от 07.10.2015 № 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование", фармацевтические работники с высшим образованием могут иметь следующие специальности: управление и экономика фармации; фармацевтическая технология (до 31.12.2025); фармацевтическая химия и фармакогнозия; фармация. Эти специальности сохранились со времен СССР, соответствуя функциям провизоров в аптеке (приказ Минздрава СССР от 30.05.1983 № 650 "О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации провизоров"). За рубежом классификация фармацевтов (pharmacist) соответствует этапам обращения ЛС и сегментам фармацевтического рынка: фармацевты, работающие в розничных аптеках; больничные фармацевты; военные фармацевты; фармацевты, работающие в регуляторных органах; промышленные фармацевты; фармацевты-исследователи и фармацевты - преподаватели в вузах.

5. Специалист по промышленной фармации (industrial pharmacist). В РФ специальность "промышленная фармация" можно получить после прохождения магистратуры (срок 2 года), уже пройдя обучение по программам бакалавриата (любой, см. раздел 4.3) или специалитета. Эта специальность не входит в номенклатуру специальностей фармацевтических работников. За рубежом industrial pharmacist - это одна из специальностей сферы обращения ЛС, они относятся к фармацевтам (industrial pharmacists).

4.2. Сравнение сроков освоения и структуры программ фармацевтического образования

4.2.1. Сравнение сроков освоения программ фармацевтического образования в РФ, США, Великобритании, странах ЕС (Франция, Германия, Финляндия), Японии и Южной Корее

В РФ совокупность требований при реализации образовательных программ подготовки специалистов определена во ФГОС, которые утверждаются Минпросвещения России для среднего образования и Минобрнауки России для высшего. Согласно ФГОС, программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 33.02.01 "Фармация", срок освоения на базе основного общего образования (9 классов) составляет 2 года 10 мес; на базе среднего общего образования (11 классов) - 1 год 10 мес (рис. 1) (приказ Министерства просвещения РФ от 13.07.2021 № 449 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 “Фармация”"). Это обучение можно пройти в очной и очно-заочной форме. При обучении в очно-заочной форме срок освоения увеличивается на 1-1,5 года. Срок получения образования по программе специалитета по специальности 33.05.01 "Фармация" (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), согласно ФГОС, составляет 5 лет (приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2018 № 219 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 “Фармация”"). Обучение по программе специалитета возможно только в очной форме.

Право на фармацевтическую деятельность после среднего специального и высшего образования (специалитет) выпускники получают после прохождения первичной аккредитации, которая осуществляется согласно приказу Минздрава России от 28.10.2022 № 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов". После получения высшего фармацевтического образования можно поступить на программы подготовки кадров высшей квалификации - в ординатуру (2 года) или аспирантуру (3 года). Также после получения высшего образования (специалитет по специальности 33.05.01 "Фармация") и практической работы возможна профессиональная переподготовка по специальностям 33.08.02 "Управление и экономика фармации" и 33.08.03 "Фармацевтическая химия и фармакогнозия". Не реже чем каждые 5 лет все фармацевтические работники должны проходить повышение квалификации и реаккредитацию (см. рис. 1).

С 2014 г. в РФ стало возможно прохождение программы магистратуры по специальности 33.04.01 "Промышленная фармация", срок освоения - 2 года. На эту программу можно поступить после специалитета и бакалавриата любой направленности, не только фармацевтической, пройдя вступительные испытания, программа которых устанавливается вузом.

Следует отметить, что в разных вузах существуют различные программы вступительных испытаний для поступления в данную магистратуру. Например, в Пущинском филиале университета Росбиотех необходимо проходить испытания по биологии, в РТУ МИРЭА - по химии [17, 18]. В РУДН на программы магистратуры по "промышленной фармации" существуют разные требования для поступления: на обучение в магистратуре в Медицинском институте надо сдать экзамен по биохимии, органической химии и фармакологии, а на такую же программу магистратуры в Институте биохимической технологии и нанотехнологии того же вуза существует только конкурс портфолио [19, 20]. Прохождение магистратуры не дает права на фармацевтическую деятельность, так как выпускники нефармацевтических вузов не имеют права на первичную аккредитацию по фармации.

Сравнение сроков обучения по программам высшего и среднего фармацевтического образования в РФ и в отдельных зарубежных странах приведено на рис. 2.

В ЕС в 2005 г. была принята директива № 36 о взаимном признании дипломов, в которой статья № 44 посвящена образованию фармацевтов (pharmacists) [21]. Напомним, что в ЕС фармацевтические работники, получившие высшее образование, называются фармацевты (pharmacists), среднее - фармацевты-техники (pharmacist-technician) [22]. В связи с этой директивой ЕС был инициирован проект PHARMINE по гармонизации фармацевтического образования [23]. Для стран ЕС рекомендовано, что высшее фармацевтическое образование должно длиться не менее 5 лет, из них 4 года как минимум - теоретическое и практическое образование в университете, а далее не менее 6 мес прохождение практики в аптеке (розничной или госпитальной).

В Великобритании минимальный срок освоения программ в фармацевтическом вузе составляет 4 года.

В Германии обучение фармацевтических работников с высшим образованием составляет 5 лет, из них 4 года - теоретическое обучение и 1 год - практика.

В Финляндии (как в Швеции и Норвегии) существуют 3 вида профессионального образования для фармацевтических работников:

1) Proviisori - срок освоения программы составляет 5 лет, эти сотрудники могут быть директорами аптек и руководителями подразделений;

2) Farmaseutti - срок освоения программы составляет 3 года, они могут отпускать ЛП и консультировать пациентов, но не руководить персоналом и не владеть аптеками;

3) Pharmacy technician (Lääketeknikko) - срок освоения программы составляет 2 года, они могут заниматься приемом товара, складированием, обработкой счетов, но не консультированием пациентов [24].

Во Франции диплом о высшем фармацевтическом образовании получают через 6 лет обучения, и он дает право работать в аптеке. В дальнейшем можно пройти 3-летнюю специализацию-интернатуру (Internat) по госпитальной фармацевтике, исследованиям, промышленной фармации и другим специальностям.

В США обучение в фармацевтическом вузе (фармацевтической школе) продолжается также в течение 4 лет, но до этого нужно пройти обучение по базовым дисциплинам в колледже (уровень бакалавра) - от 2 до 4 лет (в зависимости от требований фармацевтической школы). Таким образом, минимальный срок обучения на фармацевта (pharmacist) в США составляет 6 лет, но может быть 8 лет и дольше при специализации по госпитальной фармацевтике (10-11 лет). Аналогичная ситуация сложилась в Южной Корее и в Японии, где срок обучения в университете на фармацевтическом факультете составляет 6 лет [25-32].

В Германии, Франции, Великобритании срок обучения медицинских техников составляет 2 года. В США, Японии и Южной Корее нет официальных требований к образованию фармацевтических техников, но для получения работы в аптеке необходимо пройти курсы (онлайн или очные) [27].

4.2.2. Сравнение структуры фармацевтического образования

Сравнение структуры высшего фармацевтического образования в РФ и за рубежом проводилось путем выделения 7 кластеров обязательных дисциплин и практик по количеству учебных часов: 1) химические науки (CHEM); 2) фармация, технология, оценка качества и т.д. (PHAR); 3) математика и физика (MATH); 4) биологические науки (BIO); 5) медицинские науки и фармакология (MED); 6) фармацевтическое консультирование, фармацевтическое право и т.д. (PRAC) и 7) общие дисциплины (GEN). Эта классификация была разработана J. Atkinson в проекте PHARMINE для сравнения фармацевтического образования в странах ЕС [25, 26]. Далее она использовалась для сравнения программ фармацевтического образования в 16 странах (США, Уругвай, Малави, Намибия, Пакистан, Австрия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Чехия, Великобритания, Венгрия, Исландия, Индия, Китай, Мальта, Япония), изученных в работе N. Arakawa и соавт. в 2020 г. [14].

Для РФ в качестве примера был взят Учебный план основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности "Фармация" Первого МГМУ [33], для других стран - усредненное значение структуры образования по вышеуказанным странам. Результаты сравнений представлены в табл. 2 (см. Приложение 2).

Из нее видно, что при близких сроках освоения программ фармацевтического образования (5 лет) по доле часов, приходящихся на каждый кластер, программа Первого МГМУ близка к средним значениям по остальным странам. Однако за рубежом большее количество учебного времени посвящено медицинским дисциплинам, что коррелирует с такой функцией фармацевтов, как фармацевтическая помощь [34]. Также обращает на себя внимание, что в РФ больше часов предоставлено на биологию и меньшее - на математику.

За рубежом в фармацевтических вузах существует отдельная специализация по больничной фармацевтике и промышленной фармации. В частности, в ЕС Европейской ассоциацией больничных фармацевтов (European Hospital Pharmacists Association) разработана отдельная карта компетенций, на основе которой должны разрабатываться курсы для студентов и программа обучения в резидентуре по больничной фармации. Она включает и профессиональные знания (scientific knowledge), например по клинической фармакологии, и управленческие навыки (management knowledge), такие как основы госпитальных закупок ЛП, организация работы формулярного комитета и т.д. [35]. В РФ обучение на клинического фармаколога происходит в рамках высшего медицинского образования.

4.3. Сравнение должностей, функций и требований к образованию специалистов с высшим фармацевтическим образованием в РФ и за рубежом

В РФ номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием определена приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников". Номенклатура фармацевтических специальностей определена в приказе Минздрава России от 07.10.2015 № 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование". Отметим, что по этому приказу сотрудники, работающие на фармацевтическом производстве, в научных, регуляторных, экспертных и образовательных организациях не относятся к фармацевтическим работникам, в то время как за рубежом это фармацевтические работники (см. Приложение 2, п. 10 и 15 табл. 1).

Специальности медицинских и фармацевтических работников, требуемый уровень профессионального и дополнительного образования, а также соответствующие им должности представлены в приказе Минздрава России от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием".

Описание трудовых функций дается в ПС, утверждаемых Минтруда России. Как правило, название ПС соответствует определенному виду профессиональной деятельности (специализации), а содержание - характеристикам квалификации (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта), необходимых работнику для ее осуществления [36]. ПС ввели в связи с тем, что существующие перечни должностей и требования к ним не соответствовали современному рынку труда. По мере их разработки будет происходить замена существующих номенклатур должностей и Единого квалификационного справочника должностей.

На настоящий момент в сфере "Здравоохранение" существует более 80 стандартов, их них 8 относится к сфере обращения ЛС [37]. На их основе формируются программы обучения в фармацевтических вузах.

1. Фармацевтические работники:

· специалист в области управления фармацевтической деятельностью (код 02.012);

· провизор-аналитик (код 02.015);

· провизор (код 02.006);

· фармацевт (код 02.075).

2. Специалисты по промышленной фармации:

· специалист по промышленной фармации в области исследований ЛС (код 02.010);

· специалист по промышленной фармации в области производства ЛС (код 02.016);

· специалист по промышленной фармации в области контроля качества ЛС (код 02.013);

· специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства (код 02.011) [38].

Нами проведено сопоставление этапов обращения ЛС, организаций и специальностей в РФ и в развитых странах (представлено для РФ на рис. 3 и за рубежом на рис. 4).

Как указано в п. 4 табл. 1, за рубежом нет выделения оптовой и розничной торговли ЛП в фармацевтическую деятельность. Классификация специалистов с фармацевтическим образованием в зарубежных странах формируется на основе места работы (см. рис. 4). Специалисты, которые работают на производстве, в фармдистрибьюторах, а также в исследованиях и системе регуляции обращения ЛС, относятся к фармацевтам (pharmacists) - специалистам по промышленной фармации (industrial pharmacists).

В табл. 3 (см. Приложение 2) представлено сравнение должностей, соответствующих им специальностей, трудовых функций и требований к образованию фармацевтических работников и специалистов по промышленной фармации в РФ и за рубежом.

Основные отличия, которые следуют из анализа табл. 3:

1. В РФ в Постановлении Правительства № 547 от 31.03.2022 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" нет требования об образовании, квалификации и стаже для руководителей аптеки при лицензировании (ранее такое требование существовало). Таким образом, формально руководителем аптечной организации могут стать специалисты со средним образованием и даже без фармацевтического образования, и это не станет нарушением лицензионных требований [39]. Альянс фармацевтических ассоциаций в 2021 г. был против этого положения [40]. Его представители утверждали в СМИ, что введение данного положения значительно ухудшит процесс обеспечения качества розничной аптечной торговли. В то же время в приказе Минздрава России от 2 мая 2023 г. № 206н указано, что должность заведующего аптекой может занимать сотрудник с высшим фармацевтическим образованием после прохождения ординатуры или профессиональной переподготовки (при наличии стажа) по специальности "Управление и экономика фармации" [41]. Этим приказом, в частности, руководствовались лицензирующие органы, когда в 2023 г. отказались выдать лицензию в одной аптеке во Владимирской области РФ, так как у ее руководителя не было высшего фармацевтического образования [42]. За рубежом руководителем аптеки может стать только специалист с высшим фармацевтическим образованием (pharmacist).

2. В отличие от РФ, за рубежом в аптеках нет должностей и специальностей "провизор-аналитик" и "провизор-технолог" (специальность действует до 31.12.2025), данные функции выполняют фармацевты с высшим образованием (pharmacist). С 2022 г. в РФ предлагается объединить 4 профстандарта (провизор, провизор-аналитик, провизор-технолог и фармацевт), однако данный проект пока не принят [43].

3. В РФ, согласно профессиональным стандартам, функции провизоров с высшим образованием и фармацевтов со средним образованием схожи (кроме функции контроля качества ЛП, которая находится в ведении провизора-аналитика), они могут осуществлять торговлю и консультировать пациентов [44, 45]. В результате в ряде регионов РФ, таких как Приморский край и Новосибирская область, в последние 2 года отмечается снижение интереса абитуриентов к высшему фармацевтическому образованию, так как работать в аптеке можно и после 2 лет обучения в фармацевтическом колледже [46]. Этой тенденции не наблюдается в других областях, где развито фармацевтическое производство и требуются специалисты с высшим фармацевтическим образованием, например в Иркутской области.

За рубежом есть четкое разделение функций фармацевтов с высшим образованием (провизоры в РФ) и фармацевтов со средним образованием. Например, в Финляндии фармацевт с образованием 3 года не может быть директором аптеки. Во всех странах ЕС и США специалист со средним фармацевтическим образованием не может отменять и заменять лекарства, а в ряде стран он также не имеет права отпускать рецептурные препараты и консультировать пациентов. За рубежом работники аптек (которых иногда называют консультантами) без фармацевтического образования не могут осуществлять розничную торговлю ЛП и консультировать пациентов по ЛП. Сегодня в РФ сотрудники аптек без фармацевтического образования в ряде случаев отпускают ЛП [4].

4. В РФ специальность 33.04.01 "Промышленная фармация" можно получить в магистратуре, хотя в области промышленной фармации можно работать и после специалитета "Фармация" (см. Приложение 2, табл. 3). За рубежом, как и в РФ, промышленным фармацевтом можно стать после обучения в фармацевтическом вузе в течение 4-6 лет или магистерской программы (2 года) после получения фармацевтического образования по связанным областям, которые предусматривают обучение химии, биологии, медицины и т.д. В РФ поступить в магистратуру по данной специальности можно после любого бакалавриата.

5. В РФ одной из четырех специальностей по промышленной фармации является "специалист в области производства ЛС" [47]. Цель этого вида деятельности по ПС: "Деятельность по организации, ведению технологических процессов и управлению технологическими процессами при промышленном производстве ЛС". За рубежом организация и ведение технологических процессов на фармацевтическом производстве не входит в функции фармацевтов (industrial pharmacist), которые занимаются "исследованиями, тестированием и анализом процессов и результатов". Организацией и ведением технологических процессов за рубежом занимаются только фармацевтические и химические инженеры (pharmaceutical engineering)4.

5. Выводы и рекомендации

5.1. При близком значении основных терминов в сфере обращения ЛС в РФ и в развитых странах в нашей стране имеются определенные различия в понятиях, влияющие на названия должностей и требования к квалификации работников этой области, как в аптечных организациях, так и в промышленности. В РФ к фармацевтической деятельности относится только деятельность по розничной и оптовой торговле ЛП, соответственно специалисты с высшим фармацевтическим образованием, работающие в сфере производства ЛС, регулирования их обращения, разработки и клинических исследований ЛС, не могут называться фармацевтическими работниками. За рубежом фармацевтическими работниками являются все специалисты, имеющие высшее фармацевтическое образование. Кроме того, там существует понятие "фармацевтическая помощь" (pharmaceutical care), которое подразумевает, что специалист с высшим фармацевтическим образованием принимает участие в медикаментозном лечении пациента, соответственно там существует отдельная специальность - госпитальный фармацевт (hospital pharmacist). В РФ специалистов со средним фармацевтическим образованием называют фармацевтами, за рубежом - фармацевтическими техниками (pharmacist-technicians), а фармацевтами (pharmacist) - всех работников, имеющих высшее фармацевтическое образование.

5.2. В РФ и в развитых странах срок освоения программ высшего фармацевтического образования практически совпадает - соответственно 5 и 4-6 лет. В РФ срок освоения программ среднего фармацевтического образования равен или на год короче, чем в среднем, в развитых странах - соответственно 2 и 2-3 года. В РФ структура программ высшего фармацевтического образования в целом совпадает с зарубежными странами. Однако в РФ меньше часов выделяется на медицинские специальности и математику, и больше - на биологические науки.

5.3. В РФ специальности фармацевтических работников в аптеках были приняты еще в советское время, они соответствуют стандартным трудовым функциям, выполняемым только там, за рубежом - всем современным этапам обращения ЛС. В РФ в аптеках, в отличие от зарубежных стран, нет требований к образованию и стажу заведующего аптекой, а также нет четкого разделения обязанностей провизора и фармацевта. Это приводит к снижению качества работы аптечных организаций.

5.4. В РФ и за рубежом существуют определенные различия в названии направлений подготовки и специальностей для фармацевтической промышленности. В РФ специальность "промышленная фармация" можно получить, пройдя магистратуру после любого бакалавриата, за рубежом аналогичную специальность (industrial pharmacist) тоже можно получить в магистратуре, но только после высшего фармацевтического образования или близких направлений подготовки (медицина, химия, биология). В РФ в функции промышленных фармацевтов входят организация и ведение технологических процессов на фармацевтическом производстве, за рубежом этим занимаются только люди с инженерным образованием (pharmaceutical engineering).

5.5. На основании вышеназванных выводов целесообразно сделать следующие рекомендации:

Актуализировать номенклатуру должностей и квалификационные требования (в том числе путем пересмотра профессиональных стандартов) работников аптек в соответствии с подходами и требованиям рынка труда, принятыми в развитых странах. Сделать обязательным соблюдение различий в требованиях к должностям специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в аптеках. Исключить участие специалистов без фармацевтического образования в консультировании покупателей аптек по ЛП.

Обсудить возможность введения после высшего фармацевтического образования специализации, аналогичной специальности госпитальный фармацевт (hospital pharmacist), как за рубежом.

Провести детальное изучение потребностей современного российского фармацевтического производства в специалистах с высшим фармацевтическим образованием, в том числе путем анализа номенклатуры должностей и квалификационных требований к ним в странах, имеющих высокоразвитое фармацевтическое производство.

1 http://www.kremlin.ru/events/president/news/70804

2 http://council.gov.ru/events/committees/151146/

3 США, Уругвай, Малави, Намибия, Пакистан, Австрия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Чехия, Великобритания, Венгрия, Исландия, Индия, Китай, Мальта, Япония.

4 Инженер-химик - специалист по разработке и внедрению новых технологий и улучшению существующих технологий при производстве химической продукции, обработке сырья и построению оптимальных стратегий получения требуемых полупродуктов и конечных соединений. Инженер-химик проводит адаптацию новых технологий химического синтеза в промышленное производство.

Приложение 1

Нормативная база по фармацевтическому образованию

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями).

Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности".

Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2023 № 1495-р "Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 г."; URL: https://pharmprom.ru/wp-content/uploads/pharma-2030.pdf (дата обращения 20.04.2024).

Распоряжение Правительства РФ от 06.01.2015 № 7-р "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики".

Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2021 № 2443-р "Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации".

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 07.10.2015 № 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование".

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.10.2022 № 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов".

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием".

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 № 205н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2008 № 176н "О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации".

Приказ Минздрава СССР от 30.05.1983 № 650 "О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации провизоров" (вместе с Положением о порядке проведения аттестации провизоров); URL: https://e-ecolog.ru/docs/BGx9r_6CoecyWvid4GCSu/224 (дата обращения 20.04.2024).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2018 № 219 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация" (с изменениями и дополнениями 26.11.2020, 08.02.2021).

Приказ Министерства просвещения России от 13.07.2021 № 449 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 “Фармация”".

Приложение 2

1 Рынок - это сфера обмена, характеризующаяся системой экономических отношений между производителями и потребителями товаров.

2 При наличии сведений о прохождении аккредитации специалиста по специальности "Фармация" и (или) подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Управление и экономика фармации".

Литература

1. Голикова Н.С. Медико-социологическое исследование оптимизации подготовки провизоров для биотехнологических предприятий с учетом их профессиональной социализации : дис. - д-ра мед. наук. Москва, 2018. 289 с.

2. Рейтинг аптечных сетей по итогам 9 месяцев 2023 года. DSM Group. URL: https://dsm.ru/news/2966/ (дата обращения: 25.04.2024).

3. Каждая третья аптека в стране столкнулась с дефицитом провизоров и фармацевтов. URL: https://rg.ru/2023/09/20/kazhdaia-tretia-apteka-v-strane-stolknulas-s-deficitom-provizorov-i-farmacevtov.html (дата обращения: 25.04.2024).

4. Не хватает до 30% фармацевтов. Откуда берется кадровый голод // Фармация и медицина. 2023. № 4. URL: https://phmlife.ru/images/gazeta/%D0%A4%D0%9C_%E2%84%96%204_2024.pdf (дата обращения: 25.04.2024).

5. Без больничной аптеки не будет и медицинской помощи. Сайт Мосаптеки. URL: https://mosapteki.ru/material/bez-bolnichnoyo-apteki-ne-budet-i-medicinskoyo-pomoshhi-17383 (дата обращения: 25.04.2024).

6. Литвинова Т.М., Улумбекова Г.Э., Гапонова Е.А., Худова И.Ю. Информационно-образовательное обеспечение учебного процесса и развитие библиотек в медицинских вузах РФ и за рубежом: проблемы и предложения // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 4. С. 39-65. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-4-39-65

7. Улумбекова Г.Э., Гапонова Е.А., Худова И.Ю. Кадровое и информационное обеспечение медицинского образования и практического здравоохранения России: как обеспечить эффективную трансляцию знаний студентам, преподавателям и практикующим медицинским работникам / под ред. Г.Э. Улумбековой. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2023. 96 с. DOI: https://doi.org/10.33029/9704-8216-2-HR-2023-1-96

8. Center for Drug Evaluation and Research. Innovation Predictability Access. Advancing Health Through Innovation: New Drug Therapy Approvals 2023. URL: https://www.fda.gov/media/175253/download?attachment (date of access April 25, 2024).

9. Human Medicines Highlights 2023. URL: https://www.ema.europa.eu/en/documents/other/human-medicines-highlights-2023_en.pdf (date of access April 25, 2024).

10. Как выходят инновационные лекарства на российский рынок после февраля 2022 года. URL: https://pharmvestnik.ru/articles/Ne-trogai-eto-na-novyi-god.html (дата обращения: 25.04.2024).

11. Улумбекова Г.Э., Худова И.Ю. Роль государства в разработке инновационных лекарств // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6, № 1. С. 83-99. DOI: https://doi.org/10.24411/2411-8621-2020-11005

12. RAEX впервые назвал лучшие вузы с направлением "фармация". URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/RAEX-vpervye-nazval-luchshie-vuzy-s-napravleniem-farmaciya.html (дата обращения: 25.04.2024).

13. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2023 год - методика. URL: https://raex-rr.com/education/russian_universities/top-100_universities/2023/methods/ (дата обращения 25.04.2024).

14. Arakawa N., Bruno-Tomé A., Bates I. A global comparison of initial pharmacy education curricula: an exploratory study // Innov. Pharm. 2020. Vol. 11, N 1. Article ID 10.24926/iip.v11i1.2093. DOI: https://doi.org/10.24926/iip.v11i1.2093 PMID: 34017634; PMCID: PMC8132530.

15. Соловьев К.С. Разграничение производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 3. С. 134-141. DOI: https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.100.3.134-141

16. Urick B.Y., Meggs E.V. Towards a greater professional standing: evolution of pharmacy practice and education, 1920-2020 // Pharmacy (Basel). 2019. Vol. 7, N 3. P. 98. DOI: https://doi.org/10.3390/pharmacy7030098

17.33.04.01 Промышленная фармация. URL: https://pushgu.ru/education/programs/magistracy/33.04.01/ (дата обращения: 25.04.2024)

18. Промышленная фармация. URL: https://priem.mirea.ru/guide-direction?direction_id=1311 (дата обращения: 25.04.2024).

19. Промышленная фармация. URL: https://admission.rudn.ru/pk/examprogs/2021/mag/%D0%9C-33.04.01.pdf (дата обращения: 25.04.2024).

20. Промышленная фармация. URL: https://admission.rudn.ru/pk/examprogs/2024/ (дата обращения: 25.04.2024).

21. Directive 2005/36/EC of the European Parliament and of the Council of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifications (Text with EEA relevance). URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2005/36/oj (date of access April 25, 2024).

22. Буденкова Е.А., Литвинова Т.М. Анализ зарубежного опыта подготовки кадров для фармацевтической отрасли в Евросоюзе // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2020. № 7-8. C. 79-83. DOI: https://doi.org/10.21518/1561-5936-2020-7-8-79-83

23. Pharmine. Pharmacy education in Europe. URL: https://www.pharmine.eu/wp-content/uploads/2014/05/PHARMINE-Final-Report-Public-Part.pdf (date of access April 25, 2024).

24. Hirvonen J., Salminen O., Vuorensola K., Katajavuori N., Huhtala H., Atkinson J. Pharmacy practice and education in Finland // Pharmacy (Basel). 2019. Vol. 7, N 1. P. 21. DOI: https://doi.org/10.3390/pharmacy7010021 PMID: 30813453; PMCID: PMC6473315.

25. Atkinson J. Heterogeneity of pharmacy education in Europe // Pharmacy. 2014. Vol. 2, N. 3. P. 231-243. DOI: https://doi.org/10.3390/pharmacy2030231

26. Atkinson J. The production of the PHAR-QA competence framework // Pharmacy (Basel). 2017. Vol. 5, N 2. P. 19. DOI: https://doi.org/10.3390/pharmacy5020019 PMID: 28970431; PMCID: PMC5597144.

27. The Legal and Regulatory Framework for Community Pharmacies in the WHO European Region. URL: https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/326394/9789289054249-eng.pdf (date of access April 25, 2024).

28. Supapaan T., Low B.Y., Wongpoowarak P., Moolasarn S., Anderson C. A transition from the BPharm to the PharmD degree in five selected countries // Pharm. Pract. (Granada). 2019. Vol. 17, N 3. P. 1611. DOI: https://doi.org/10.18549/PharmPract.2019.3.1611 Epub 2019 Aug 21. PMID: 31592299; PMCID: PMC6763299.

29. Baecker D., Mai Dung D.T., Pham-The H., Hai-Nam N. Comparison of the university pharmacy education programs in Germany and Vietnam // Pharmacy (Basel). 2022. Vol. 10, N 6. P. 146. DOI: https://doi.org/10.3390/pharmacy10060146 PMID: 36412822; PMCID: PMC9680449.

30. Les études pharmaceutiques URL: https://pharmacie.univ-lille.fr/formation-et-scolarite/les-etudes-pharmaceutiques (date of access April 25, 2024).

31. Studying Pharmacy. URL: https://www.healthcareers.nhs.uk/explore-roles/pharmacy/studying-pharmacy (date of access April 25, 2024).

32. 6-year Program at Colleges of Pharmacy. URL: https://eng.kpanet.or.kr/pharmacist/pharmacist04.jsp (date of access April 25, 2024).

33. 33.05.01 Фармация Высшее образование - специалитет - программа специалитета. Учебный план. Фармация. URL: https://www.sechenov.ru/upload/iblock/b96/svczoe1cx2cn4v64bpmilyz11t03ej6c/F_o_5_2017_UP-1400.pdf (дата обращения: 25.04.2024). URL: https://sechenov.potok8.ru/public/files/directions/1680507974.pdf

34. Schommer J., Doucette W., Witry M., Arya V., Bakken B., Gaither C. et al. Pharmacist segments identified from 2009, 2014, and 2019 National Pharmacist Workforce Surveys: implications for pharmacy organizations and personnel // Pharmacy (Basel). 2020. Vol. 8, N 2. P. 49. DOI: https://doi.org/10.3390/pharmacy8020049 PMID: 32224863; PMCID: PMC7355503.

35. EAHP Competency Framework for Hospital Pharmacy. CTF Working Group. URL: https://www.hospitalpharmacy.eu/competency-framework (date of access April 25, 2024).

36. Применение профессиональных стандартов. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/ (дата обращения: 25.04.2024).

37. ФГОС ВО. Здравоохранение. URL: https://fgosvo.ru/docs/index/2/2?page=5 (дата обращения: 25.04.2024).

38.Реестр Профессиональных стандартов. Росминтруд. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 25.04.2024).

39. С 1 сентября отменяется требование к образованию руководителей аптечных организаций // Фармвестник. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/S-1-sentyabrya-otmenyaetsya-trebovanie-k-obrazovaniu-rukovoditelei-aptechnyh-organizacii.html (дата обращения: 25.04.2024).

40. Аптеки просят доработать положение о фармлицензировании // Фармвестник. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/Apteki-prosyat-dorabotat-zakon-o-distancionnoi-torgovle-nakanune-ego-vstupleniya.html (дата обращения: 25.04.2024).

41. Разбираем с экспертом приказ Минздрава № 206н // Фармзнание. URL: https://pharmznanie.ru/article/razbiraem-s-expertom-prikaz-minzdrava-206n (дата обращения: 25.04.2024).

42. Фармацевт-заведующий: можно или все-таки нельзя? // Фармзнание. URL: https://pharmznanie.ru/article/farmatsevt-zaveduyuschiy-mozhno-ili-vsyo-taki-nelzya (дата обращения: 25.04.2024).

43. Вокруг проекта нового профстандарта фармработника разгорелись споры // Фармвестник. URL: https://pharmvestnik.ru/content/articles/Vokrug-proekta-novogo-profstandarta-farmrabotnika-razgorelis-spory.html (дата обращения: 25.04.2024).

44. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. № 91н "Об утверждении профессионального стандарта “Провизор”". URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 25.04.2024).

45. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2021 года № 349н "Об утверждении профессионального стандарта “Фармацевт”". URL: https://docs.cntd.ru/document/607123199 (дата обращения: 25.04.2024).

46. Желающих стать провизором становится меньше // Фармвестник. URL: https://pharmvestnik.ru/content/articles/Jelaushih-stat-provizorom-stanovitsya-menshe.html (дата обращения: 25.04.2024).

47. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 мая 2017 г. № 430н "Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств”". URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 25.04.2024).

48. Marino M., Jamal Z., Siccardi M.A. Pharmaceutics [Updated 2023 Jun 20] // StatPearls [Internet]. Treasure Island, FL : StatPearls Publishing, 2024 Jan. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK535375/

49. Scahill S.L., Atif M., Babar Z.U. Defining pharmacy and its practice: a conceptual model for an international audience // Integr. Pharm. Res. Pract. 2017. Vol. 6. P. 121-129. DOI: https://doi.org/10.2147/IPRP.S124866 PMID: 29354558; PMCID: PMC5774311.

50. Трофимова Е.О., Наркевич И.А., Маркова В.А., Ильинова Ю.Г. Система фармацевтического образования в России: предпосылки, особенности и тенденции развития // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2015. № 10. С. 6-11.

51. Бодров А.В. Высшее фармацевтическое образование - специалитет-ординатура: pro et contra // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 139-150. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13012

52. Ноздрачев К.Г., Богданов В.В., Лунева Л.А. Анализ требований действующего законодательства к квалификации фармацевтических работников с высшим профессиональным образованием (провизоров) // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 3. С. 100-116. DOI: https://doi.org/10.24412/2312-2935-2021-3-100-116

53. International Standard Classification of Education: Fields of Education and Training 2013. UNESCO. URL: https://uis.unesco.org/sites/default/files/ (date of access April 25, 2024).

54. EFPIA. Pharmaceutical Industry in Figures. 2022. URL: https://www.efpia.eu/media/637143/the-pharmaceutical-industry-in-figures-2022.pdf

55. Tannoury M., Attieh Z. The influence of emerging markets on the pharmaceutical industry // Curr. Ther. Res. Clin. Exp. 2017. Vol. 86. P. 19-22. DOI: https://doi.org/10.1016/j.curtheres.2017.04.005 PMID: 29234483; PMCID: PMC5717296.

56. Pharma’s Next Challenge. URL: https://www.mckinsey.com/industries/life-sciences/our-insights/pharmas-next-challenge (date of access April 25, 2024).

57. Buckley L.A., Bebenek I., Cornwell P.D., Hodowanec A., Jensen E.C., Murphy C. et al. Drug development 101: a primer // Int. J. Toxicol. 2020. Vol. 39, N 5. P. 379-396. DOI: https://doi.org/10.1177/1091581820939083 Epub 2020 Aug 7. PMID: 32762387.

58. Drug Development: the Journey of a Medicine from Lab to Shelf. URL: https://pharmaceutical-journal.com/article/feature/drug-development-the-journey-of-a-medicine-from-lab-to-shelf (date of access April 27, 2024).

59. Allemann S.S., van Mil J.W., Botermann L., Berger K., Griese N., Hersberger K.E. Pharmaceutical care: the PCNE definition 2013 // Int. J. Clin. Pharm. 2014. Vol. 36, N 3. P. 544-555. DOI: https://doi.org/10.1007/s11096-014-9933-x Epub 2014 Apr 20. PMID: 24748506.

60. Clinical Pharmacology and Therapeutics. URL: https://www.healthcareers.nhs.uk/explore-roles/doctors/roles-doctors/medicine/clinical-pharmacology-and-therapeutics

61. What is a Clinical Pharmacist? URL: https://www.accp.com/about/clinicalpharmacists.aspx (date of access April 27, 2024).

62. Pharmacy Strengthens Health Systems. URL: https://www.fip.org/files/content/getinvolved/wpd2023/WPD_2023_Factsheet.pdf (date of access April 27, 2024).

63. International Standard Classification of Occupations. Structure, Group Definitions and Correspondence Tables. URL: https://webapps.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_172572.pdf (date of access April 27, 2024).

64. Number of Pharmacists. WHO Indicators. URL: https://www.who.int/data/gho (date of access April 27, 2024).

65. Pharmacist Licensing. URL: https://www.harborcompliance.com/pharmacist-license (date of access April 27, 2024).

66. Pharmacy Technician. URL: https://nationalcareers.service.gov.uk/job-profiles/pharmacy-technician (date of access April 27, 2024).

67. Непрерывное образование специалистов фармацевтической отрасли. URL: https://gxpnews.net/2012/05/nepreryvnoe-obrazovanie-specialistov-farmacevticheskoj-otrasli (дата обращения: 27.04.2024).

68. Industrial Pharmacy. URL: https://www.rpharms.com/resources/careers-information/career-options-in-pharmacy/industrial-pharmacy (date of access April 27, 2024).

69. Board of Pharmaceutical Practice. URL: https://www.fip.org/pharmaceutical-practice-and-the-fip-sections (date of access April 27, 2024).

70. Garattini L., Padula A. From pharmacy faculty to pharmacy shop: still a logical pathway in Europe? // Drugs Ther. Perspect. 2018. Vol. 34, N 2. P. 85-88. DOI: https://doi.org/10.1007/s40267-017-0469-8

71. Pharm. D. Frequently Asked Questions. URL: https://pharmacy.oregonstate.edu/pharm-d-frequently-asked-questions (date of access April 27, 2024).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Улумбекова Гузель Эрнстовна
Доктор медицинских наук, диплом MBA Гарвардского университета (Бостон, США), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»