Вклад А.В. Молькова в развитие социальной гигиены в России (к 155-летию со дня рождения)
РезюмеАктуальность. В 2025 г. исполняется 155 лет со дня рождения выдающегося гигиениста, ученого и педагога Альфреда Владиславовича Молькова, который внес значительный вклад в развитие отечественного здравоохранения. Одним из таких направлений является формирование и развитие социальной гигиены, которой он посвятил около 20 лет жизни.
Цель - проанализировать вклад А.В. Молькова в развитие социальной гигиены в России с 1922 по 1941 г.
Материал и методы. Для достижения цели исследования использовали библиографический, исторический, аналитический и логический методы. Первичный материал о жизни и деятельности Альфреда Владиславовича был получен из публикаций, находящихся в Центральной научной медицинской библиотеке, Российской государственной библиотеке, Научной электронной библиотеке КиберЛенинка и Научной электронной библиотеке eLibrary.ru.
Результаты. Основными достижениями А.В. Молькова в области социальной гигиены являются участие в формировании кафедр социальной гигиены на медицинском факультете I Московского государственного университета, под руководством Н.А. Семашко и на медицинском факультете II Московского государственного университета, под руководством З.П. Соловьева, развитие социальной гигиены в процессе руководства Государственным музеем социальной гигиены и Государственным институтом социальной гигиены, Санитарно-гигиеническим факультетом и Гигиеническим институтом I Московского медицинского института.
Заключение. А.В. Мольков внес значительный вклад в развитие социальной гигиены в нашей стране, убедительно доказав ее роль и значение для формирования профессиональных знаний, умений и навыков будущих врачей. Исследование профессиональной деятельности Альфреда Владиславовича позволяет отдать дань памяти этому великому человеку и на его примере осуществлять воспитание и обучение сегодняшнего поколения врачей.
Ключевые слова: А.В. Мольков; социальная гигиена; медицинский факультет I Московского государственного университета; I Московский медицинский институт; Государственный музей социальной гигиены; Государственный институт социальной гигиены; Институт гигиены
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Трегубов В.Н. Вклад А.В. Молькова в развитие социальной гигиены в России (К 155-летию со дня рождения) // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2024. Т. 10, № 4. С. 116-125. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2024-10-4-116-125
В 2025 г. исполняется 155 лет со дня рождения (11 ноября 1870 г.) выдающегося гигиениста, ученого и педагога Альфреда Владиславовича Молькова [1-3]. Наиболее часто его имя упоминается в научной литературе, посвященной формированию и развитию в нашей стране гигиены воспитания, в последующем переименованной в школьную гигиену (гигиену детей и подростков) [4-7]. Однако вклад А.В. Молькова в развитие отечественного здравоохранения намного шире. Это касается и организации музейного дела, и подготовки научно-педагогических кадров, и проведения научной работы, и его участия в многочисленных общественных организациях, и становлении санитарного просвещения населения, а также работы около 20 лет по формированию и развитию нового предмета преподавания в нашей стране "Социальной гигиены", которая после длительной трансформации в настоящее время называется "Общественное здоровье и здравоохранение".
Многие заложенные Альфредом Владиславовичем и его ближайшими соратниками постулаты в области социальной гигиены остаются актуальными и востребованными в здравоохранении и по сей день, в связи с чем в год 155-летия со дня рождения А.В. Молькова необходимо вновь вернуться к анализу жизни и обобщению опыта его работы, чтобы отдать дань памяти этому великому человеку и на примере его деятельности осуществлять воспитание и обучение современных врачей.
Цель - проанализировать вклад А.В. Молькова в развитие социальной гигиены в России с 1922 по 1941 г.
Материал и методы
Для достижения цели исследования использовали библиографический, исторический, аналитический и логический методы. Первичный материал о жизни и деятельности Альфреда Владиславовича был получен из публикаций, находящихся в Центральной научной медицинской библиотеке, Российской государственной библиотеке, Научной электронной библиотеке КиберЛенинка и Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU, поиск которых осуществлялся с 1922 по 2024 гг. по ключевым словам и их сочетаниям: "Мольков А.В.", "Альфред Владиславович Мольков", "Социальная гигиена".
Результаты и обсуждение
Участвовать в формировании нового для России предмета преподавания "Социальная гигиена" А.В. Мольков начал с 1922 г., когда на медицинском факультете I Московского государственного университета (МГУ) Н.А. Семашко создал первую отечественную кафедру социальной гигиены. Он был одним из первых сотрудников, которого Николай Александрович пригласил на должность ассистента данной кафедры. Вместе с ним 9 февраля 1922 г. в штат кафедры социальной гигиены был зачислен А.Н. Сысин, несколько позже, 2 марта 1922 г., - С.И. Каплун, на должности научных сотрудников с 9 февраля 1922 г. была принята Л.Н. Щеглова и с 16 марта 1922 г. - Л.А. Сыркин [8].
Как указывал Альфред Владиславович: "К великому смущению и неудовольствию старых академических деятелей медицинского факультета в качестве своих ближайших сотрудников Николай Александрович принял людей не из академических сфер, а из практических работников [9]. Данный выбор был не случаен, так как все сотрудники, принятые на кафедру ассистентами, имели практический опыт работы в здравоохранении в новых социально-экономических условиях. Так, А.В. Мольков одновременно являлся заведующим Государственным музеем социальной гигиены Народного комиссариата здравоохранения РСФСР (Наркомздрав), А.Н. Сысин - начальником санитарно-эпидемиологического отдела Наркомздрава, а С.И. Каплун - директором Государственного института охраны труда Наркомздрава [10].
Кроме того, после окончания в 1895 г. с отличием медицинского факультета Императорского Московского университета А.В. Мольков более 20 лет трудился вначале на должности земского врача в Верейском уезде, а в последующем - санитарным врачом Московской губернии. Несмотря на высокую врачебную нагрузку и постоянные разъезды он одновременно сочетал свою профессиональную деятельность с общественной работой, являлся членом правления Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова, а с 1900 по 1919 г. был бессменным председателем комиссии Пироговского общества по распространению гигиенических знаний в народе [1, 11, 12].
Полученный на этих должностях опыт способствовал освоению А.В. Мольковым научно-педагогической деятельности. В результате на кафедре социальной гигиены Альфред Владиславович стал ближайшим помощником Н.А. Семашко [11]. Именно здесь окончательно сложились его широкие социально-гигиенические взгляды [1]. Искренне поддерживая идеи Николая Александровича о необходимости преподавания будущим врачам социальной гигиены, А.В. Мольков в 1923 г. писал: "-Медицинское образование в русских университетах всегда отставало от жизни, не давая выпускаемым из высшей медицинской школы врачам даже элементарных представлений о социально-профилактических мероприятиях, хотя бы даже только в объеме и масштабе тех, можно сказать, первичных жалких намеков на действительные подходы к решению социально-медицинских проблем, как подача лечебной помощи и санитарная деятельность в земствах, о социальном страховании того времени, об обществах и объединениях, преследовавших медико-профилактические цели- то становится ясным неизбежная необходимость для Советской России ввести в круг дисциплин преподавания высшей медшколы нового предмета - социальной гигиены" [13].
После укомплектования штата новой кафедры ее сотрудникам предстояло определиться с программой и методикой работы, подготовить для студентов на русском языке необходимые руководства по социальной гигиене, определить свое отношение и поле деятельности с кафедрой экспериментальной гигиены и клиническими дисциплинами. Все это им приходилось делать на фоне отягощающих положение дела внешних условий того времени, а также ввиду колоссальной учебной нагрузки, связанной с обучением в первое время студентов из трех московских вузов [13].
Несмотря на имеющиеся трудности первая лекция на тему: "Социальная гигиена, ее сущность, метод и значение" была прочитана Н.А. Семашко студентам на медицинском факультете I МГУ 20 февраля 1922 г. [14], а плановая деятельность кафедры социальной гигиены началась с марта 1922 г. чтением лекций и постановкой научно-организационных работ. Для проведения теоретических занятий курс социальной гигиены был разделен между профессором и ассистентами по темам, в результате А.В. Молькову были поручены занятия по санитарному просвещению и социальным проблемам питания [13]. С 1923 г. он стал преподавать на кафедре социальной гигиены курс гигиены воспитания [4, 15]. В процессе работы на кафедре социальной гигиены медицинского факультета I МГУ Альфред Владиславович рассматривал гигиену как науку прежде всего социальную, теснейшим образом связанную с физиологией, анатомией и другими естественными науками. Он считал, что гигиенические исследования должны идти по пути изучения влияния на организм основных факторов окружающей среды и социальных условий [5].
Для обеспечения студентов учебно-методической литературой на русском языке сотрудники кафедры социальной гигиены медицинского факультета I МГУ первоначально осуществляли перевод с одновременной переработкой иностранных руководств Б. Хайеса (1923), А. Гротьяна (1924), Ф. Принцинга (1925), В. Вейнберга (1928) [16]. Параллельно они разрабатывали и издавали свои труды. Так, А.В. Мольков опубликовал пособие к прочитанным лекциям "Социальные проблемы питания" и др. Периодическим изданием, наиболее активно используемым сотрудниками кафедры в учебном процессе, являлся сборник "Социальная гигиена" под редакцией Н.А. Семашко, А.В. Молькова и др. их соратников, который выходил с 1922 по 1930 г. В нем печатались не только научные статьи, но и отчеты о работе кафедр социальной гигиены и первые лекции, читаемые ее сотрудниками. По мнению А.В. Молькова, "изданием этого сборника кафедра имеет в виду, с одной стороны, восполнить остро ощущаемый недочет в литературе по вопросам социальной гигиены на русском языке- с другой стороны, путем вовлечения сотрудников со стороны послужит делу объединения социально-гигиенической мысли в стране, а также делу объединения социально-гигиенических кафедр всех университетов республики" [13]. Однако главными изданиями для преподавания социальной гигиены, по воспоминаниям Н.А. Семашко, служили первый том руководства по социальной гигиене, изданный в 1927 г. под руководством А.В. Молькова, с вводной лекцией Николая Александровича, и статьи на социально-гигиенические темы из Большой медицинской энциклопедии [17].
Несмотря на многочисленные трудности деятельность сотрудников кафедры социальной гигиены медицинского факультета I МГУ уже в течение первых нескольких лет изменила взгляды медицинской общественности и профессорско-преподавательского состава других кафедр на роль и значение учебной дисциплины "Социальная гигиена" в подготовке будущих врачей. Об этом наглядно свидетельствует речь ректора I МГУ профессора А.Я. Вышинского, произнесенная им на торжественном собрании 26 марта 1927 г. в ознаменование 5-летней годовщины со дня основания кафедры социальной гигиены: "-Преодолевая немало препятствий, впитывая в себя из старого, традиционного академического мира все ценное и не гордясь своими новыми начинаниями, упорно отстаивая свои идеи, вышла на правильный путь. Медицина должна гордиться этой дисциплиной, без которой человечество долгое время блуждало в потемках" [18].
Нужно отметить, что в 1923/1924 учебном году в Москве были организованы еще две кафедры социальной гигиены: на медицинском факультете II МГУ под руководством З.П. Соловьева и в Высшей медицинской школе в Лефортово, которую возглавил А.В. Мольков. В 1924 г. эти кафедры были объединены на базе медицинского факультета II МГУ [19]. Первым профессором объединенной кафедры с 11 марта 1924 г. стал Альфред Владиславович Мольков, а руководителем кафедры - Зиновий Петрович Соловьев [20].
Значительную помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса на кафедрах социальной гигиены оказывал созданный по инициативе Наркомздрава в 1918 г. Государственный музей социальной гигиены (ГМСГ), который изначально возглавлял А.В. Мольков. Его сотрудники параллельно с выполнением музейной и выставочной работы помогали преподавательскому составу в организации лекций и проведении семинаров для врачей и практических занятий со студентами по санитарной статистике, антропометрии и санитарному просвещению. Осуществляли обоснование методологии преподавания социальной гигиены и использования социально-гигиенических знаний в деятельности врача, для чего в ГМСГ проводились совместные с сотрудниками кафедры социальной гигиены конференции [12].
В 1923 г. ГМСГ был преобразован в Государственный институт социальной гигиены (ГИСГ), которым А.В. Мольков руководил до 1931 г. Основными задачами, стоящими перед ГИСГ, были изучение и научно-практическая разработка вопросов социальной гигиены в целях поднятия санитарной культуры и санитарного благосостояния страны [21]. Для решения указанной задачи сотрудники ГИСГ приступили к разработке единых методик социально-гигиенических исследований. По инициативе Альфреда Владиславовича в конце 1924 г. при ГИСГ был создан специальный совет научных институтов Наркомздрава, в состав которого входили представители венерологического, туберкулезного и других институтов Наркомздрава, Института охраны труда Наркомата труда и др. Председателем совета был избран А.В. Мольков.
Совет рассматривал и обсуждал программы и методики изучения здоровья, условий труда и быта различных групп населения и др. К проведению социально-гигиенических исследований ГИСГ приступил уже в первый год своего существования. Совместно с клиникой социальных и профессиональных болезней, созданной по инициативе Н.А. Семашко при кафедре социальной гигиены медицинского факультета I МГУ, было начато изучение условий труда и быта учащихся рабочего факультета данного вуза. Под руководством Альфреда Владиславовича в ГИСГ изучали социальные проблемы пола, жилища, питания, алкоголизма, проводились комплексные экспедиционные социально-гигиенические исследования малых народностей: калмыков, марийцев, даргинцев, аварцев, лезгин и др. [11, 22].
В 1929 г. Наркомздравом впервые были проведены курсы для иностранных врачей в целях их ознакомления с особенностями и достижениями советской медицины. Выступая с докладом перед иностранными коллегами, А.В. Мольков указывал, что социальная гигиена не должна ограничиваться рамками учебной дисциплины для студентов: "Социальная гигиена должна рассматриваться: а) как отрасль деятельности человеческого коллектива, б) как научная дисциплина, в) как предмет преподавания в высших и средних школах, подготовляющий медицинских работников" [21].
В этом же году под председательством А.В. Молькова в ГИСГ была создана специальная комиссия, которая приступила к подготовке для участия СССР в Международной гигиенической выставки в Дрездене. Советский павильон был открыт 1 июня 1930 г., когда на данной выставке проводился День социальной гигиены. Демонстрируя свои экспозиции на площади более 1000 м2, советский павильон проработал 135 дней и принял более 500 тыс. человек [23].
На должности директора ГИСГ значительную долю своего времени А.В. Мольков уделял работе с молодыми научными сотрудниками и аспирантами. Основными формами этой работы являлись личный пример, повседневный контроль работы молодых кадров, вовлечение их в самостоятельную научную и педагогическую работу, поручение им ответственных заданий, создание вокруг них живительной атмосферы товарищеской критики и самокритики.
Своим личным примером Альфред Владиславович прививал молодым научным работникам привычку к напряженному творческому труду и стремление учиться у старших, равных и даже младших товарищей по работе. Он приглашал своих учеников на заседания различных обществ и всевозможные конференции, поручал им готовиться к выступлениям по включенным в программу вопросам, требовал активного участия в дискуссиях, смелой защиты взглядов своего коллектива.
О выполнении выбранной темы научного исследования молодой научный сотрудник отчитывался на конференции ГИСГ. Способным к научно-педагогической работе А.В. Мольков доверял проведение практических занятий, а вскоре и чтение избранных лекций в присутствии руководителя и старших товарищей, рано привлекал их к участию в редакционной и научно-литературной деятельности.
Кроме того, между сотрудниками Альфред Владиславович распределял периодические издания и брошюры для рецензирования и их совместного обсуждения. В результате многие его ученики после окончания аспирантуры были готовы успешно справляться с различными врачебно-организационными задачами, которые им приходилось выполнять по охране здоровья граждан в разных медицинских организациях, при заведывании районными, городскими и областными здравотделами [24].
Тесная связь ГИСГ с кафедрами социальной гигиены длилась до 1930 г. включительно. После ухода Н.А. Семашко с поста народного комиссара здравоохранения РСФСР, а А.В. Молькова с должности директора ГИСГ в институте основное внимание было переключено на вопросы организации здравоохранения. ГИСГ был переименован в Институт организации здравоохранения и социальной гигиены и через 4 года прекратил свое существование [9].
Характеризуя совместную деятельность ГИСГ с кафедрой социальной гигиены медицинского факультета I МГУ, Н.А. Семашко писал в 1947 г.: "Институт являлся научно-организационной базой кафедры. Институт много содействовал кафедре в объединении родственных дисциплин и, следовательно, родственных кафедр. При институте регулярно функционировало так называемое бюро профилактических кафедр, которое разрабатывало и согласовывало научно-методические вопросы и тем самым оказывало громадную помощь кафедрам социальной гигиены в выработке методики преподавания этой дисциплины. При институте образовалось Общество социальной гигиены, которое немало содействовало распространению социально-гигиенических идей среди врачебной массы" [14]. Оценивая роль ГИСГ в развитии социальной гигиены Г.А. Баткис в 1957 г. говорил: "Институт социальной гигиены являлся опорным теоретическим учреждением для советского здравоохранения. Прежде всего опорным для молодой советской социальной гигиены, для ее кадров, для научных исследований, для советской санитарной статистики, советского санитарного просвещения-" [25].
В 1930 г. на основании Постановления Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР "О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов" медицинский факультет I МГУ был реорганизован в I Московский медицинский институт (ММИ). Изначально в его составе было два факультета: лечебно-профилактический (впоследствии - лечебный) и созданный впервые в истории мирового медицинского образования - санитарно-профилактический. В 1935 г. последний был преобразован в санитарно-гигиенический, а в 1992 г. переименован в медико-профилактический факультет. В 2019 г. на его базе был сформирован Институт общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана Сеченовского Университета [26].
А.В. Мольков был одним из организаторов и руководителем первого в нашей стране санитарно-гигиенического факультета при I ММИ. C 1934 по 1941 г. он являлся директором Института гигиены данного факультета, где ему пришлось решать многие организационные вопросы, в том числе связанные с дальнейшим развитием социальной гигиены [1, 5]. Так, в соответствии с приказом по Наркомздраву от 22.06.1934 № 296 и приказом по I ММИ от 5.01.1935 № 6 в состав Института гигиены I ММИ вместе со всем имуществом, в том числе с музеем и библиотекой, был включен Институт организации здравоохранения и социальной гигиены.
После завершения в 1936 г. реконструкции учебного корпуса, в котором располагался Институт гигиены I ММИ, и возведения над зданием надстройки до четырех этажей Альфред Владиславович выделил для каждой кафедры обособленное помещение из нескольких комнат, а на четвертом этаже развернул музей [27, 28]. Согласно разработанному им плану, в музее были развернуты фотостудия, модельные, художественные и чертежные мастерские, мастерские для изготовления учебных пособий, а также для ремонта инструментария [4]. В соответствии со штатным расписанием Института гигиены в музее в 1939 г. было предусмотрено 16 должностей сотрудников. Экспозиции данного музея оборудовались профильными кафедрами и были представлены в 7 залах: гигиены труда, коммунальной гигиены, школьной гигиены, пищевой гигиены, социальной гигиены, эпидемиологии и больничной гигиены [27]. По отзывам видных иностранных врачей и профессоров, ни в Америке, ни в Европе при медицинских вузах таких музеев не было. Музей был открыт не только для студентов I ММИ, но и для обучаемых из других московских медицинских вузов и для всех желающих. Только за первое полугодие 1939 г. его посетили 213 экскурсий в составе 4064 человек [29].
После завершения административной деятельности в Институте гигиены I ММИ А.В. Мольков до своей кончины в 1947 г. заведовал кафедрой школьной гигиены в данном вузе. Отмечая свой 70-летний юбилей со дня рождения и 45-летие врачебной, общественной, педагогической и научной деятельности Альфред Владиславович сказал своим коллегам: "Жизнь без работы я себе не представляю, ибо для меня слово “жить” означает “работать”". За прекрасный характер, доброе отношение к людям и трудолюбие коллеги и ученики уважили и любили А.В. Молькова. Поздравляя юбиляра от имени студентов, Л. Лебедев писал: "Нас поразила его огромная эрудиция. Его лекции проникнуты глубокой связью между наукой и жизнью. Свои беседы с нами А.В. Мольков строит в историческом аспекте, широко пользуясь диалектическим методом" [30].
Правительство высоко оценило заслуги трудовой деятельности Альфреда Владиславовича. В 1923 г. ему от Наркомздрава вручили диплом героя на фронте здравоохранения, в 1934 г. присвоили почетное звание заслуженного деятеля науки, а в 1945 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени [2, 5].
Заключение
В заключение данной статьи следует отметить, что А.В. Мольков внес значительный вклад в формирование и развитие социальной гигиены в нашей стране. Под руководством Н.А. Семашко на кафедре социальной гигиены медицинского факультета I МГУ он вместе с соратниками разрабатывал первые учебно-методические материалы и проводил занятия со студентами. Параллельно участвовал в формировании кафедры социальной гигиены на медицинском факультете II МГУ, возглавлял ГМСГ и ГИСГ, в разные годы руководил Санитарно-гигиеническим факультетом и Гигиеническим институтом I ММИ. На всех этих участках работы А.В. Мольков убедительно доказывал роль и значение социальной гигиены в образовательном процессе с будущими врачами, осуществлял подготовку научно-педагогических кадров и успешно решал многие другие задачи. В год 155-летия со дня рождения А.В. Молькова специалисты в области профилактической медицины вновь возвращаются к анализу его жизни и деятельности, чтобы отдать дань памяти этому великому человеку и на его примере осуществлять воспитание и обучение сегодняшнего поколения врачей.
Литература
1. Гурвич Л.С. А.В. Мольков (К 90-летию со дня рождения) // Гигиена и санитария. 1960. № 10. С. 5-7.
2. Скоблина Н.А., Бесстрашная Н.А. Мольков Альфред Владиславович - основоположник отечественной гигиены воспитания // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 54-57.
3. Сердюковская Г.Н. Роль А.В. Молькова в развитии школьной гигиены: дис. - канд. мед. наук. Москва, 1964. 190 с.
4. Ивановский П.М. Роль А.В. Молькова в развитии советской школьной гигиены // Гигиена и санитария. 1947. № 12. С. 17-20.
5. Корсунская М.И., Фокина Н.С. А.В. Мольков - один из основоположников советской школьной гигиены // Гигиена и санитария. 1960. № 10. С. 7-12.
6. Кардашенко В.Н. Деятельность А.В. Молькова в развитии гигиены детей и подростков в СССР // Гигиена и санитария. 1967. № 11. С. 91-96.
7. Кучма В.Р., Ямщикова Н.Л., Макарова А.Ю., Лапонова Е.Д., Нарышкина Е.В. А.В. Мольков - основоположник кафедры гигиены детей и подростков МГУ имени М.В. Ломоносова - Первого Московского медицинского института - Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (К 150-летию со дня рождения А.В. Молькова) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 4. С. 54-61.
8. Трегубов В.Н. Роль первого народного комиссара здравоохранения Н.А. Семашко в становлении социальной гигиены как предмета преподавания // Новейшая история России. 2024. Т. 14, № 1. С. 176-188. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu24.2024.111
9. Мольков А.В. Первый Московский медицинский институт и развитие гигиенических наук (к 175-летию I ММИ). Москва; Ленинград, 1940. 127 с.
10. Серенко А.Ф. 50 лет первой кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения // Советское здравоохранение. 1972. № 3. С. 3-9.
11. Шишкин А.П. Роль А.В. Молькова в развитии профилактического направления советский медицины // Гигиена и санитария. 1970. № 12. С. 48-51.
12. Кузыбаева М.П. Гигиенический музей профессора А.В. Молькова // Гигиена и санитария. 2013. Т. 92, № 4. С. 94-97.
13. Мольков А.В. Отчет о деятельности кафедры социальной гигиены Московского университета за первый год ее существования // Социальная гигиена. 1923. № 2. С.159-163.
14. Семашко Н.А. Кафедра социальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института (Исторический очерк) // Советское здравоохранение. 1947. № 3. С. 38-42.
15. Мольков А.В. 25 лет школьно-санитарного дела в СССР // Гигиена и санитария. 1942. № 11-12. С. 39-46.
16. Трегубов В.Н., Сточик А.А. К истории формирования и особенностям развития первой в России кафедры социальной гигиены // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023. Т. 31, № 5. С. 1048-1053. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-5-1048-1053
17. Семашко Н.А. Десять лет кафедры социальной гигиены // Избранные труды Н.А. Семашко / под ред. Е.Д. Ашуркова и др. Москва : ГИМЛ, 1954. С. 220-224.
18. Пашинцев И.А. Пять лет кафедры социальной гигиены // Социальная гигиена. 1927. № 1 (9). С. 99-101.
19. Полунина Н.В., Буслаева Г.Н., Оприщенко С.А., Полунин В.С., Ашанина Н.М., Беспалюк Г.Н. и др. Столетний опыт работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени академика Ю.П. Лисицына // Российский медицинский журнал. 2023. Т. 29, № 6. С. 526-537. DOI: https://doi.org/10.17816/medjrf623703
20. Лисицын Ю.П., Полунина Н.В., Розанова И.Е. Очерк истории кафедры общественного здоровья и здравоохранения РГМУ // Лечебное дело. 2008. № 4. С. 94-100.
21. Мольков А.В. Социальная гигиена в СССР как предмет изучения и преподавания // Социальная гигиена. 1929. № 3-4 (17-18). С. 3-9.
22. Мольков А.В. Пять лет работы Государственного института социальной гигиены Наркомздрава, 1919-1924. Москва : ГИСГ, 1924. 20 с.
23. Ратманов П.Э., Шеноева П.А., Баккуев В.Ю. СССР на Международной гигиенической выставке в Дрездене в 1930 г.: здравоохранение как "мягкая сила" // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11, № 4. С. 29-50.
24. Сыркин Л.А. А.В. Мольков как руководитель молодых научно-педагогических кадров // Гигиена и санитария. 1947. № 12. С. 20-22.
25. Шишкин А.П. Государственный институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР и его роль в развитии теории и организации советского здравоохранения // Советское здравоохранение. 1982. № 6. С. 59-62.
26. Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В., Лопухов П.Д. История и направления деятельности Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана в период пандемии COVID-19 // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2, № 1. С. 41-50. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.41-50
27. Мольков А.В., Каплун С.И. История гигиенических кафедр 1 Московского ордена Ленина медицинского института. Москва : 1 ММИ, 1941. 119 с.
28. Брико Н.И., Решетников В.А., Трегубов В.Н., Митрохин О.В. Воссоздание музея Института гигиены на Девичьем поле в Институте общественного здоровья имени Ф.Ф. Эрисмана Сеченовского Университета // Гигиена и санитария. 2023. Т. 102, № 3. С. 305-311. DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-3-305-311 URL: https://elibrary.ru/hebyup
29. Бышевская М.И. Опыт музея Института гигиены I ММИ в области санитарного просвещения // Гигиена и санитария. 1939. № 11. С. 56.
30. Каневский Л.О. А.В. Мольков и вопросы санитарного просвещения // Гигиена и санитария. 1947. № 12. С. 22-26.