Я-врач и рядовой гражданин России, мои корни глубоко уходят в сибирскую землю. Я не могу рекомендовать, как нам обустроить Россию, но на уровне здравого смысла понимаю, что нужно профессионально грамотно проанализировать все направления нашей жизни, обосновать перспективное развитие всех ее составляющих, выдвинуть профессионально грамотных лидеров, любящих Россию и в праздники и в будни, и в радости и в горе. В конце концов мы все в ответе за судьбу нашей страны, а не только президент.
Непрерывное "реформирование" и "оптимизация", недофинансирование, неэффективное управление, парадные отчеты Минздрава, которые маскируют реальную ситуацию в отрасли, ведут к постепенной деградации российского здравоохранения. Следует сказать также о том, что врача, стоящего лицом к лицу с пациентом, задушили в своих объятиях чиновники-контролеры, чиновники-"бумагомучители". Например, над врачом, принимающим роды, возвышаются заведующий отделением, начмед, главный врач, главный специалист города (района), начальник городского (районного) отдела здравоохранения, главный специалист области, начальники Департамента охраны здоровья населения и их заместители по родовспоможению, начальники служб родовспоможения Минздрава России, министр здравоохранения, страховые компании. Не исключено, что я назвала не всех, а некоторые административные должности назвала неточно. Как в поэме Н.А. Некрасова: "В лесу раздавался топор дровосека./ А что, у отца-то большая семья?/ "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то:/ Отец мой да я..."". А, не дай бог, случится беда с матерью или ребенком, отвечать будет только этот "мужичок с ноготок". А сколько бумаг заполняет тот же врач, который непосредственно оказывает медицинскую помощь! Это понятно, так как каждый участник "пирамиды" должен оправдать свое существование. Вот уж действительно в стране "нет проблемы с бумагой"!
Системно ухудшается высшее медицинское образование. Самое обидное заключается в том, что силы преподавателей отвлекаются на работу, не имеющую педагогической ценности и целесообразности. Фамилии авторов "реформирования" неизвестны. Вы назовите их, скажите, какую ученую степень они имеют, каков их профессиональный маршрут - ведь они отдают распоряжения докторам медицинских наук, профессорам. Сообщите, как результаты педагогических нововведений влияют на уровень знаний и практических умений студентов. В то же время не решаются вопросы, составляющие основу овладения студентами специальностью, в частности врача, - нет учебных операционных, родильных залов, процедурных, перевязочных, современных фантомов, на которых можно освоить медицинские манипуляции. Наконец нет университетских клиник. Только на первый взгляд такое "реформаторство" может показаться безобидным. Если это желание интегрироваться в современное европейское высшее образование (пресловутое Болонское соглашение), нам не следовало бы забывать, что российское (советское в свое время) высшее медицинское образование при всей нашей всегдашней бедности было одним из лучших в мире. Предоставьте нашим студентам такие возможности, какие предоставляются за рубежом, - на следу наших врачей никому не бывать.
Не могу не сказать о демографии. Да, в последние годы рождаемость несколько увеличилась, но проанализируйте, за счет кого. Не следует забывать, что в нашей стране 15 млн незаконных и 2 млн законных иммигрантов, большинство их семей традиционно многодетные. Кроме того, это демографическое эхо на относительно высокий уровень рождаемости (17-18 на 1000 населения) в 1980-е гг. Как пишут ведущие демографы нашей страны А.И. Антонов и А.Г. Вишневский, некоторое повышение рождаемости в последние годы -"это подарок из прошлого". В ближайшие годы в активный репродуктивный период вступит малочисленное поколение, родившееся в начале 1990-х гг. В это время, получившее зловещее название "русский крест", рождалось почти в 2 раза меньше, чем умирало. Наконец создается впечатление, что руководители здравоохранения не замечают, кто сейчас рожает, кого рожают и каково здоровье поколения, которому предстоит воспроизводить потомство в ближайшие десятилетия. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 100 тыс. родивших женщин в 2012 г. страдали анемией 227,5 (в 1980 г. - 19,6), заболеваниями мочеполовой системы - 17,9 (в 1980 г. - 2,3), системы кровообращения -9,6 (в 1980 г. - 3,5). В родильные дома пришли туберкулез, сифилис, алкоголизм, наркомания, ВИЧ и СПИД. Из числа родившихся живыми в 2012 г. патология новорожденных отмечена в 34,1% случаев (в 1980 г. - 7,9%). При уменьшении абсолютной численности детского населения в стране (1989 г. - 33 млн 984 тыс., 2013 г. - 22 млн 817 тыс.) увеличивается распространенность общей заболеваемости (1995 г. - 109 499,6, 2012 г. - 189 007,14 на 100 тыс. детей). Среди всех возрастных групп населения наиболее резкие изменения происходят среди подростков. Абсолютная численность подростков 15-19 лет уменьшилась с 9 млн 968 тыс. в 1989 г. до 4 млн 963 тыс. в 2008 г.). Подумайте только - в конце 2008 г. в селах России девочек-подростков было всего 786 тыс.! Общая заболеваемость подростков 15-17 лет увеличилась с 71 010,1 в 1995 г. до 124 944,3 на 100 тыс.
Нельзя не сказать об отрицательной роли средств массовой информации (печати, телевидении) по растлению детей и подростков в особо крупных масштабах - на всю страну, от демонстрации насилия до просто бессмысленных и пустых передач. Да, можно не читать газету с непотребными текстами и рисунками. Да, можно выключить телевизор с непотребными клипами и фильмами. Но даже если читать и смотреть, с нами, со взрослыми, уже ничего не случится. Мы не только первый тайм отыграли, но и второй доигрываем. Но кто дал нам право отдавать на растление души наших детей? Это неправда, что запретами ничего не сделаешь. Человек по сути своей труслив. Он боится огласки, наглеет в том случае, когда знает, что не будет наказан. Если то, что должно быть вне закона, вне нашей многовековой морали, будет по-настоящему осуждено и правосудием и обществом, уверяю - многое можно будет обуздать и предотвратить.
В нашей стране всегда были богатые люди, но они никогда и ничего не делали ей во вред. Недавно я была в университетской библиотеке моего любимого Томска. Первые книги для университета поступили в 1878 г.: извозом и рекой была доставлена необычная поклажа - 142 ящика с книгами и манускриптами, 22 626 изданий, многие в роскошных кожаных и сафьяновых переплетах с золотым тиснением работы парижских мастеров. Передал книги граф А.Г. Строганов. Давно уже нет Строганова, но фолианты бесценных подаренных им книг стоят как свидетели его любви к Отечеству. Не проходит дня, чтобы с благодарностью в стенах библиотеки не звучало его имя.
Понимаю некоторую наивность моего обращения к сказочно богатым людям в нашей стране. Вы же родились в этой стране, на погостах этой страны покоятся ваши предки, и память о ваших добрых делах имеет цену только в этой стране. Помните, как говорила героиня фильма "Гараж", жена Гуськова: "Гуськов, это же твои дети, это же наши дети!".
...Каждое утро я захожу в отделение новорожденных. Несколько часов назад на весь родильный зал прозвучал их первый крик. Что их ждет впереди? Первый зуб, первый шаг, первое слово, первая буква... Я верю, что они преждевременно не сделают последний вздох.